Что такое симфоническая сюита кратко

Обновлено: 02.07.2024

Симфоническая сюита - это несколько музыкальных пьес, объединённых в один цикл общей идеей, темой произведений. Отдельные произведения соединяются в единое целое музыкальное творение, которое характерно предаёт идейный смысл автора, тема проходит от начала до конца и одно вытекает из другого, логически продолжая и дополняя смысл всего произведения. Симфонические сюиты создаются для целого оркестра, в отличии от инструментальных, для одного инструмента.

Сюита - одна из основных разновидностей многочастных циклических форм инструментальной музыки. Состоит из нескольких самостоятельных, обычно контрастирующих между собой частей, объединённых общим художественным замыслом. Части С., как правило, различаются по характеру, ритму, темпу и т. п., в то же время они могут быть связаны тональным единством, мотивным родством и др. способами.

Гл. принцип формообразования Сюиты - создание единого композиц. целого на основе чередования контрастных частей – это отличает Сюиту от таких циклич. форм, как соната и симфония с их идеей роста и становления.

Сравнительно с сонатой и симфонией С. свойственны большая самостоятельность частей, не столь строгая упорядоченность структуры цикла (количество частей, их характер, порядок, соотношение друг с другом могут быть различными в самых широких пределах), тенденция к сохранению во всех или неск. частях единой тональности, а также более непосредств. связь с жанрами танца, песни и др.

Противоположность Сюиты и сонаты особенно чётко выявилась к сер. 18 в., когда сюита достигла своего расцвета, а сонатный цикл окончательно сложился. Однако эта противоположность не абсолютна.

Соната и С. возникли почти одновременно, и их пути, особенно на раннем этапе, временами пересекались. Так, С. оказала заметное влияние на сонату, особенно в области тематизма. Результатом этого влияния было также включение менуэта в сонатный цикл и проникновение танц. ритмов и образов в финальное рондо.

ИСТОРИЯ Франц. Сюиты отличалась большей свободой построения (от 5 танцев у Ж. Б. Люлли в оркестровых сюитах до 23 в одной из клавесинных сюит Ф. Куперена),

Франц. композиторы Ж. Ш. Шамбоньер, Л. Куперен, Л. Маршан, Ф. Куперен, Ж. Ф. Рамо ввели в сюиты и новые для неё типы танцев: мюзет, ригодон, чакона, пассакалья, лур .

В сюитах вводились и нетанцевальные части, особенно различного роды арий.

Люлли впервые ввёл в С. в качестве вступит. части увертюру. Позднее это нововведение было воспринято нем. композиторами И. К. Ф. Фишером, Г. Ф. Телеманом и И. С. Бахом.

Г. Пёрселл часто открывал свои сюиты прелюдией; эту традицию воспринял и Бах в своих английских сюитах (в его франц. С. прелюдий нет).

Помимо оркестровых и клавесинных С. во Франции были распространены С. для лютни.

Из итал. композиторов важный вклад в развитие С. внёс Д. Фрескобальди, разрабатывавший вариационную сюиту.

Нем. композиторы творчески соединили франц. и итал. влияние (оркестровая "Музыка на воде" Генделя своей программностью сближаются с франц. + вариац. техники отмечена сюита Букстехуде на тему хорала "AufmeinenliebenGott")

И. С. Бах, возведший жанр С. на высшую ступень развития. В сюитах Баха (6 англ. и 6 франц., 6 партит, "Французская увертюра" для клавира, 4 оркестровые С., названные увертюрами, партиты для скрипки соло, С. для виолончели соло) завершается процесс освобождения танц. пьесы от связи с её бытовым первоисточником. В танц. частях своих сюит Бах сохраняет лишь типические для данного танца формы движения и нек-рые особенности ритмич. рисунка; на этой основе он создаёт пьесы, заключающие в себе глубокое лирико-драм. содержание.

В каждом типе С. у Баха выдержан свой план построения цикла; так, англ. С. и С. для виолончели всегда начинаются с прелюдии, между сарабандой и жигой в них всегда стоят 2 сходных танца и т. д.

В баховские увертюры неизменно входит фуга.

Во 2-й пол. 18 в., в эпоху венского классицизма, сюита утрачивает прежнее значение.

Ведущими муз. жанрами становятся соната и симфония, а сюита продолжает существовать в виде серенад и дивертисментов.

В XIX и первой половине XX веков жанр сюиты продолжает развиваться, но образная сфера и многие композиционные закономерности меняются.

Под влиянием романтической эстетики, сюита, в большинстве случаев, представляет собой программное сочинение. Из танцевальных жанров теперь чаще всего встречается вальс, чей ритм проникает не только в камерные произведения, но и в симфоническую и оперную музыку этого времени. Однако большое внимание уделяется и пьесам нетанцевального характера. В отличие от сюиты предыдущих эпох, пьесы новой сюиты могут быть написаны в л ю б ы х тональностях. Главная тональность в этом случае определяется по первой части (иногда в ней же пишется и последняя часть). В новой сюите может быть любое количество частей, построенных в различных классических формах. Большинство произведений написано для фортепиано, а также для оркестра. Можно выделить несколько разновидностей новой сюиты.

1) сюита, составленная композитором из собственной музыки к театральным постановкам: драматическим спектаклям, балетам, операм, а в ХХ веке – и к кинофильмам.

2) сюита, основанная на обработках песен и танцев разных народов или сочинений других композиторов (то есть не на авторском тематическом материале).

Писатель придавал музыке в пьесе огромное значение и хорошо продумал, где и что она должна иллюстрировать или заменять. Вдохновленный образами драмы, Григ написал к ней музыку. Она

Первая сюита была составлена в 1888 году и получила ор. 46, вторая появилась в 1891 году под ор. 55. В сюиты Григ включил те номера из музыки к драме, которые носили самостоятельный, завершенный характер, не следуя их порядку в спектакле.

Большой популярностью в симфонических концертах пользуются две оркестровые сюиты, составленные композитором из отдельных номеров музыки к драме "Пер Гюнт".

ОБРАЗЫ.

- природа (бурная, и спокойная норвежская)

- женские образы (добрая Озе, пылкая несчастная Ингрид, чистая нежная Сольвейг, изящная капризная Анитра)

3. ОТЛИЧИЕ.У Мендельсона - большая увертюра в которой обобщались все образы

У Бизе – старался раскрыть основные конфликты.

Григ – не стремиться следовать сюжету, не дает симфонических обобщений, не раскрывает конфликт.

Описание

Для сюиты характерны картинная изобразительность, тесная связь с песней и танцем. От сонаты и симфонии сюиту отличают бо́льшая самостоятельность частей, не такая строгость, закономерность их соотношения.

Последовательность частей сюиты

В конце XVII века в Германии сложилась точная последовательность частей:

  • 1. Allemande — четырехдольный танец в спокойно-умеренном движении, серьёзного характера. Изложение его часто бывает полифоническим. Аллеманда как танец известна с начала XVI века. Претерпев эволюцию, она продержалась в качестве основной части сюиты почти до конца XVIII века;
  • 2. Courante — оживленный танец в трехдольном размере. Наибольшей популярности куранта достигла во второй половине XVII века во Франции;
  • 3. Sarabande — сарабанда очень медленный танец. Впоследствии сарабанду стали исполнять во время траурных церемоний, при торжественных погребениях. Танец скорбно-сосредоточенного характера и медленного движения. Трехдольная метрика имеет в нем склонность к удлинению второй доли;
  • 4. Gigue — жига — самый быстрый старинный танец. Трехдольный размер жиги нередко переходит в триольность. Часто исполняется в фугированном, полифоническом стиле;

Это заготовка статьи о музыке. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её.
Это примечание по возможности следует заменить более точным.

  • Найти и оформить в виде сносок ссылки на авторитетные источники, подтверждающие написанное.
  • Музыкальные термины
  • Музыкальные формы

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Сюита" в других словарях:

СЮИТА — (фр.). инструментальные пьесы, бывшие в употреблении в XVII столетии и состоявшие из ряда старинных танцев, расположенных в известном порядке. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. СЮИТА несколько… … Словарь иностранных слов русского языка

СЮИТА — СЮИТА, сюиты, жен. (франц. suite) (муз.). Музыкальное произведение из нескольких разнохарактерных пьес, объединенных единством замысла; первонач. произведение, состоящее из отдельных самостоятельных частей, обычно танцевального характера. Сюита… … Толковый словарь Ушакова

сюита — ы, ж. suite f. 1. муз. Произведение, состоящее из следующих друг за другом самостоятельных частей, объединенных общим художественным замыслом, напр., сюита из музыки к кинофильмам. СИС 1985. В 22 линии, в Горном училище, продается .. несколько… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

СЮИТА — (франц. suite букв. ряд, последовательность), инструментальное циклическое музыкальное произведение из нескольких контрастирующих частей. От сонаты и симфонии сюиту отличает отсутствие строгой регламентации количества, характера и порядка частей … Большой Энциклопедический словарь

сюита — партита Словарь русских синонимов. сюита сущ., кол во синонимов: 1 • партита (2) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

СЮИТА — (французское suite, буквально последование, ряд), 1) разновидность циклических форм; ее части основаны на танцевальных и песенных жанрах, а их количество, порядок и характер относительно свободны. Сюиты разного вида существуют с 16 в., в том… … Современная энциклопедия

СЮИТА — СЮИТА, ы, жен. Музыкальное произведение из нескольких разнохарактерных пьес, объединённых единством замысла. Восточная с. | прил. сюитный, ая, ое. С. цикл. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

Сюита — сочинение, состоящее из ряда старинных танцев, расположенныхв известном порядке. В старинную С. входили аллеманд, куранта,сарабанда, жига и другие танцы. Все эти танцы писались в простейшихформах и в одной тональности. Если в С. входили не одни… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Сюита — (французское suite, буквально последование, ряд), 1) разновидность циклических форм; ее части основаны на танцевальных и песенных жанрах, а их количество, порядок и характер относительно свободны. Сюиты разного вида существуют с 16 в., в том… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

СЮИТА — музыкальная композиция, чаще всего инструментальная; состоит из нескольких лаконичных и контрастирующих между собой пьес. Первоначально термин относился к циклу стилизованных танцев; позже стал обозначать также собрание фрагментов из оперы,… … Энциклопедия Кольера

Что такое сюита, история сюиты

Историю сюиты и множество интересных фактов читайте на нашей странице.

Что такое сюита

Что такое сюита

В настоящее время сюиты подразделяются на такие виды:


Популярные сюиты

История сюиты



Иоганн Фробергер

Иоганн Себастьян Бах

Роберт Шуман

Интересные факты

Прошло пять веков, но среди большого многообразия музыкальных жанров сюита не ушла в прошлое, а до сих пор остаётся одной из самых популярных музыкальных форм. Претерпев немалые изменения, она в нынешнее время перед слушателями предстаёт во всём изобилии своих вариантов. Сюита - это вереница удивительных композиций, которую можно сравнить со сборников увлекательных рассказов.

Под сюитой понимают цикл разнохарактерных музыкальных пьес, которые объединены общей идеей, темой. Слово "симфоническая" означает, что сюиту исполняет оркестр.

Примеры симфонических сюит: Н.А. Римский-Корсаков "Шахерезада", М.П. Мусоргский "Картинки с выставки", П.И. Чайковский "Ромео и Джульетта".

  • Написать правильный и достоверный ответ;
  • Отвечать подробно и ясно, чтобы ответ принес наибольшую пользу;
  • Писать грамотно, поскольку ответы без грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок лучше воспринимаются.

Мореплаватель — имя существительное, употребляется в мужском роде. К нему может быть несколько синонимов.
1. Моряк. Старый моряк смотрел вдаль, думая о предстоящем опасном путешествии;
2. Аргонавт. На аргонавте были старые потертые штаны, а его рубашка пропиталась запахом моря и соли;
3. Мореход. Опытный мореход знал, что на этом месте погибло уже много кораблей, ведь под водой скрывались острые скалы;
4. Морской волк. Старый морской волк был рад, ведь ему предстояло отчалить в долгое плавание.


В классической музыке существует множество разных жанров: концерты, симфонии, сонаты, пьесы. Все они отличаются друг от друга особенностями строения, способом развертывания материала, а также типом художественного содержания. Один из самых интересных жанров — сюита, сочетание нескольких разнохарактерных пьес, объединенных одной идеей. Сюиты бывают инструментальные (для одного инструмента) и симфонические (для целого оркестра). Что такое симфоническая сюита в музыке? В этой статье мы расскажем об этом на примере одного из самых прекрасных произведений в данном жанре.

что такое симфоническая сюита

История жанра сюиты. Клавирные сюиты

Феноменом появления сюиты мы обязаны французским клавесинистам. Именно в их творчестве этот жанр получил наибольшее распространение. Изначально сюиты носили исключительно прикладной характер — это был набор танцев, где быстрый чередовался с медленным. Существовала определенная последовательность — алеманда, куранта, сарабанда, жига. Причем темповая разница между ними выглядела так: спокойно/подвижно, медленно/быстро. После куранты иногда могли следовать один или несколько вставных танцев — менуэт, ария.

Несколько другое значение привнес в трактовку этого жанра И. С. Бах. В его французских и английских сюитах танцевальность осталась только лишь в качестве метрической основы. Содержание же стало намного глубже.

Что такое симфоническая сюита?

Композиторы-романтики, известные своей любовью к возрождению старинных жанров, очень часто обращались к сюитным формам. От танцевальности в них уже не было и следа, но принцип контрастности остался. Только теперь он касался, скорее, содержания музыки, ее эмоциональной наполненности. Отвечая на вопрос, что такое симфоническая сюита в творчестве романтиков, важно подчеркнуть, что в первую очередь она стала базироваться на программности. Объединение частей основной идеей придало симфоническим сюитам целостность и сделало их близкими жанру поэмы. Особенное распространение этот жанр получил в творчестве русских композиторов.

Симфоническая сюита Шахерезада

Какие еще есть симфонические сюиты?

Симфоническая сюита Римского-Корсакова

Арабские сказки в оркестровом исполнении

Симфоническая сюита Шахерезада Римский-Корсаков

Лейтмотив — это термин, придуманный романтиками. Он обозначает яркую, запоминающуюся тему, закрепленную за определенным характером, идеей или персонажем. Узнавая ее среди общего музыкального потока, слушателю легче ориентироваться в литературной канве произведения. Таким лейтмотивом в сюите Римского-Корсакова служит тема самой Шахерезады. Чарующее звучание скрипки соло рисует тонкий стан мудрой султанши, изгибающейся в изящном танце. Эта знаменитая тема, являющаяся, кстати, весьма серьезным вызовом мастерству скрипача, служит объединяющей нитью всего произведения. Она появляется перед первой, второй и четвертой частями, а также в середине третьей.

Очень ярким музыкальным материалом является тема моря. Композитору так удачно удалось передать с помощью оркестровых средств движения волн, что мы просто зримо ощущаем дыхание океана и дуновение морского воздуха.

Римский-Корсаков не хотел, чтобы у слушателя возникал определенный образ при прослушивании этого произведения. Поэтому у частей нет программных названий. Однако, зная заранее, какие образы там могут встретиться, слушатель сможет гораздо больше насладиться этой великолепной музыкой.

Что такое симфоническая сюита в музыке

Читайте также: