Актуальность геополитики и мировое геополитическое пространство план урока

Обновлено: 05.07.2024

В учебнике Максаковского В. П. 10 класс “География” мало уделяется времени изучению темы “Политическая география и геополитика”, поэтому предлагаю провести отдельный урок по этой теме для понимания учениками 10 классов такого сложного материала как геополитика. В начале урока можно спросить у учащихся: “Может ли кто объяснить, что такое политическая география и геополитика”? Как правило, ученики средних общеобразовательных школ затрудняются дать ответ на поставленный вопрос. К концу же урока у них сформировывается данное понятие и они могут аргументировать свой ответ.

  1. Систематизировать и углубить знания учащихся по теме: “Политическая карта мира” и довести до их сведения о новых понятиях как геополитика и политическая география.
  2. Через применение обучающих форм работать самостоятельно, в парах, в группах продолжить формировать умения анализировать и давать оценку важнейшим геополитическим проблемам в мире.

Оборудование: карта “Политическая карта мира”.

1. Максаковский. В. П. “Новое в мире” стр15- 17. М. “Дрофа” 1999г;

3. Гладкий Ю. Н, Лавров С. Б. . “Экономическая и социальная география мира” стр 96. “Просвещение” М. 2002г.

Дополнительные тексты, справочники, энциклопедии, таблицы, разрезные полоски цветной бумаги (5 полосок – красного цвета, 5 - синего, 5 - зеленого, 5 - желтого, 5 - коричневого), 5 картонных подставок таких же 5 цветов, что и полоски бумаги, пять карточек с заданиями.

1. Проверка домашнего задания “Государственное устройство стран” через мини-семинар и работу в парах.

Вопросы мини семинара.

1. Заполните схему

2. Проанализируйте таблицу №2 в приложении учебника В. П. Максаковского (стр. 337). Используя свои знания по истории объясните, почему стран с монархической формой правления больше всего в зарубежной Европе и зарубежной Азии, а в Америке их вообще нет. (Америка – “новый свет”)

3. Влияет ли форма правления на уровень экономического развития страны?

В доказательство приведите примеры стран.

(Нет. Доказательства: Монархии в Японии и Великобритании – развитые страны, а монархии в Иордании и Лесото – развивающиеся.

Республики Германия и Франция – развитые страны, а республики Чад и Конго – наименее развитые).

4. По какому принципу выделены республики в составе РФ? (национальный признак)

5. Какие проблемы могут возникать в федеративных государствах в связи с их делением на самоупраляющиеся образования? Возможно возникновение конфликтов, связанных с ущемлением прав и свобод самостоятельных единиц центральной властью. (Экономических, национальных, религиозных).

Работа в парах заполняем таблицу.

учебник стр. 21 задание 4.

Вариант 1 - форма правления

Вариант 2 - форма административно-территориального устройства.

2. Изучение нового материала: “Политическая география и геополитика”.

Работа с энциклопедическим материалом. Учащиеся находят в справочниках определение понятий политическая география и геополитика, записывают в тетрадь.

Политическая география – это ветвь политической и социальной географии. Это отдельная наука, которая изучает территориальное распределение политических сил и процессов преимущественно в пределах какой-либо страны.

Геополитика – (по В. А. Колосову) – научное направление, изучающее зависимость внешней политики государств и международных отношений от системы политических, экономических, экологических, военно-стратегических и иных взаимосвязей, обусловленных ГП страны и другими физико- и экономико-географическими факторами. Круг интересов геополитики выходит за рамки одной страны.

В чем сходство и в чем различие этих двух понятий?

Среди понятий и категорий основными являются: ГП страны, сфера влияния, баланс мощи, жизненное пространство, расстановка сил, динамическое равновесие интересов, буферная (промежуточная) зона, политическая и экономическая интеграция, дуга нестабильности, геополитический сценарий будущего, страны-сателлиты и др.

Опять самостоятельно обращаемся к справочным материалам и выбираем незнакомые понятия.

Интеграция – развитие глубоких и устойчивых взаимосвязей отдельных групп стран, основанных на проведении ими согласованной межгосударственной политики. (ПГП и ЭГП).

Учитель показывает на карте “Дугу нестабильности”.

Сателлит – государство, формально независимое, но фактически подчиненное другому, более сильному государству.

Работа в группах.

Важные геополитические проблемы в мире.

Для того чтобы группы сформировать быстро, учитель предлагает выбрать одну полоску цветной бумаги, т. к. полосок по 5 штук каждого цвета, то формируется 5 групп, группы рассаживаются за тот стол, где установлена картонная поставка того же цвета. Сформированные 5 групп выбирают себе карточку с заданием проблемного характера и дополнительную литературу к заданию. Исследуют и анализируют дополнительный материал и решают проблему.

1. группа. Проблема “Расширение НАТО на Восток”…Повлияет ли этот процесс на политическую обстановку России?

Максаковский. В. П. “Новое в мире”. стр15-18. М. “Дрофа” 1999г.

Проблема Региональные конфликты. Как они влияют на геополитическую обстановку страны? Больше всего территориально-пограничных конфликтов и споров происходит на политической карте Азии. Индия и Пакистан из-за штата Джамму и Кашмир, Индией и Китаем из-за границы в Гималаях, между Ираком и Ираном, Ираком и Кувейтом, Кипром и Турцией, Россией и Японией из-за Курильских островов. Много их и на политической карте Африки, и на карте Латинской Америки. Какое значение имеет ООН в урегулировании некоторых конфликтов.

Проблема борьбы за нераспространение ядерного оружия все еще остается актуальной!

Известно, что договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) был заключен еще 1970г. Согласно этому договору в “Ядерный клуб” получили право входить пять государств: США, СССР (теперь Россия), Великобритания, Франция и Китай. 1998г эти страны имели на вооружении около 6,5 тыс. ядерных боеголовок. (В том числе США – 3264 и Россия – 2272). ДНЯО подписали уже более 150 государств мира. но Индия, Пакистан, КНДР не входят в их число. . Известно. что они давно же разрабатывают системы ядерного оружия, а Индия провела его испытания в1974. К “пороговым” относятся Израиль, Иран, Ирак, Турция, Бразилия и др. Но если такие работы и велись, то втайне, открытых испытаний никто не производил. Тем большей неожиданностью явились новые взрывы, предпринятые Индией в 1998г. на полигоне в пустыне Тар. Эти взрывы были задуманы как своего рода предупреждения соседям Индии – Пакистану и Китаю. Ответный взрыв в Пакистане.

4 группа. Проблема. С распадом Советского Союза ухудшилось геополитическое положение России. Почему?

Гладкий Ю. Н, Лавров С. Б. . “Экономическая и социальная география мира” стр 96. “Просвещение” М. 2002г.

Почему политическая карта мира находится в постоянном развитии? Приведите примеры, подтверждающие, что политическая карта изменяется, особенно сильно заметно это изменение в XX веке.

Самое непосредственное отношение к политической географии и геополитике имеет политико-географическое и экономико-географическое положение страны.

ПГП (геополитическое) – это положение страны на политической карте, ее связь с другими государствами (особенно с соседними) и международными союзами и организациями. ПГП – историческая категория, меняющаяся во времени.

ЭГП – положение страны относительно экономически развитых стран, торговых, транспортных и транзитных путей, сырьевых баз, центров промышленности и сельского хозяйства, мировых рынков. ЭГП постоянно меняется и зависит от развития транспорта, внешней торговли и других видов международных связей.

Вывод: чтобы понимать сдвиги качественные и количественные на политической карте мира, проблемы экономического и политического сотрудничества стран, тенденций развития МГРТ важно изучать политическую географию. Она способна помочь в выработке рекомендаций по решению многих политических и социальных проблем.

2. Дать оценку политико-географического положения двух стран (по выбору).

Геополитика – наука, изучающая в единстве
географические, политические, исторические и другие
факторы, влияющие на стратегический потенциал
государства.
Автором термина геополитика является шведский
ученый Рудольф Челлен. Челлен считал, что для
укрепления и усиления любого государства наряду с
проведением экономической, демографической,
социальной и военной политики необходимо уделять
больше внимания геополитике.
Главная цель современной геополитики –
определение и обобщение геостратегии государства
Основной предмет исследования геополитики –
сложная геополитическая структура мира,
представленная множеством территориальных
моделей.

Мировой
порядок
Интересы
Основные
категории
геополитики
Геопространс
тво
Контроль над
геопространств
ом

Формирования геополитического пространства мира
выделяют 4 периода: древний (5 тыс.до н.э.-5 в.н.э.),
средневековый (5 в.н.э.-1492), новый (1492-нач.20 в.), новейший.
1) Первые государства: Египет, Вавилон, Греция, Китай, Римские государства,
рабовладенческие государства.
2) Феодализм. Европа (раздробленность, формирование малых государств,
война и эпидемии); Азия (гигантские феодальные государства - Монгольское,
Арабское, Турецкое; великое переселение народов). Религиозный догматизм
преувеличивает роль церкви.
3) Колумб плывет из Португалии в Южную Америку. Формирование
мировоззрения евроцентризма. Схема баланса сил: 1. Португалия и Испания 2.
Франция и Голландия 3. Англия. Снижение роли и значения церкви, рост
значения научного знания и понимания мира. Капиталистическое устройство от ручного труда к машинному, паровой двигатель.
4) Две мировые войны. Причины: передел колоний между европейскими
государствами, социалистическая революция. Холодная война. Развал СССР
1991 г., крушение колониальной системы в 50-е годы, переход от
индустриального к постиндустриальному типу, информационные войны.

Основные геополитические объекты и субъекты
Основной объект геополитики – мировое
пространство, здесь базируются все геополитические
силы, происходят все геополитические события и
процессы. Основные действующие лица в геополитике
– это политически активные субъекты.
Субъекты геополитики – государство, союз
государств, население, нация, социальная группа,
действующие на глобальном, региональном или
местном уровнях в целях кантроля и господства над
геопространством, реализации своих интересов. С
другой стороны, эти субъекты являются объектами
изучения геополитики.

Геополитическое воздействие оказывается через
политические, идеологические, экономические и
другие средства.

Вопросы для закрепления
Какая связь существует между геополитикой и
географической наукой?
Как вы понимаете смысл высказывания
“Геополитика – наука об управлении миром”?
Назовите основные средства геополитического
воздействия

Высший колледж имени Магжана Жумабаева
ТЕХНИКАЛЫҚ ЖӘНЕ КӘСІПТІК, ОРТА БІЛІМНЕН КЕЙІНГІ БІЛІМ БЕРУ ҰЙЫМДАРЫНА АРНАЛҒАН ПЕДАГОГТІҢ САБАҚ ЖОСПАРЫ /
ПЛАН ЗАНЯТИЯ ПЕДАГОГА ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИЙ ТЕХНИЧЕСКОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО, ПОСЛЕСРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Курс, топ/Курс, группы

сравнивать показатели экономического развития стран мира (с дополнительным охватом казахстанского компонента)

классифицировать страны мира по уровню экономического развития


Сабақтың жабдықталуы/Оснащение занятия:

Оқу-әдістемелік жабдықтау, анықтамалық әдебиеттер/

Учебно-методическое оснащение, справочная литература

Техникалық жабдықтау, материалдар/

Объект геополитики являются планетарное пространство с государствами, их границами, ресурсами, геополитические процессы и явления в мировом сообществе как системе.

Объект геополитики - государство (или его основная часть, например, регион) рассматривается как пространственный элемент. Для государства значимыми являются такие пространственные параметры государства как:

1. его размеры, которые тесно связаны с экономической мощью, численностью населения;

2. все глобальные или региональные сверхдержавы имеют большую территорию, которая обеспечивает надежность обороны, и разнообразие природных условий, как предпосылку развития многоотраслевого хозяйства;

3. государства, обладающие большой территорией, имеют, как правило, и много внешних разнообразных связей, что делает их более устойчивыми;

4. положение по отношению к Мировому океану оказывает важнейшее влияние на экономический рост, политическую систему и идеологию государства.
Субъект геополитики – государство или блок государств, транснациональные компании (ТНК), межправительственные организации, международные неправительственные организации, осуществляющие деятельность, направленную на изменение геополитического пространства для обретения формальной или неформальной власти в различных географических, геофизических и социальных пространствах.

Государство - организация политической власти, осуществляющая управление обществом и обеспечивающая в нем порядок и стабильность. Основными признаками государства являются: наличие определенной территории, суверенитет, широкая социальная база, право сбора налогов, публичный характер власти, наличие государственной символики.

Государство выполняет внутренние функции, среди которых являются хозяйственная, стабилизационная, координационная, социальная. Существуют и внешние функции, важнейшими из которых являются обеспечение обороны и налаживание международного сотрудничества.

По определению ООН, ТНК — это международно-оперирующие фирмы в двух или более странах и управляющие этими подразделениями из одного или нескольких центров. Общепризнанно, что ТНК стали на современном этапе основной и движущей силой процесса интернационализации мировой экономики как вширь (глобализация), так и вглубь (регионализация). Это означает, что господство в мировой экономике нескольких сотен крупнейших ТНК определяет основные пропорции мирового производства и сбыта и тем самым влияют на геополитику стран мира.

Межправительственные организации –это объединение суверенных государств, создаваемое на основе международного договора для достижения общих целей в политической, экономической, социальной, научно-технической и культурной областях деятельности. К таким Межправительственным организациям относятся Организация Объединённых Наций (ООН), Шанхайская Организация Сотрудничества (ШОС), Организация стран экспортеров нефти (ОПЕК), Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) и другие.

Основной целью геополитики является контроль за пространством.

Поэтому к категориям геополитики относятся политическое пространство, национальная безопасность страны, национальные интересы страны, национальная мощь страны, экспансия.

Такая геополитическая категория, как политическое пространство включают в себя: геостратегический регион, геополитический регион.

Геостратегический регион, являясь одной из частей политического пространства, характеризуется наличием собственной территории, особенностями собственной торговли и культурно-духовных связей.

Геополитический регион, в свою очередь, является частью геостратегического региона и, несмотря на сравнительно незначительную площадь, выделяется высоким уровнем политических, экономических и торговых связей (Северная Америка, Европа, Ближний Восток, Юго-Восточная Азия). Геополитический регион делится на политические районы, совпадающие с государственными границами. Каждый район характеризуется своими формой и параметрами.

В геополитике преимущественное внимание уделяется природным границам. Самыми удобными считаются морские границы. Морские границы предоставляют огромные возможности при установлении связей с другими странами. Поэтому, чем длиннее морская граница, тем выше ее значение.

Национальная безопасностьгосударства — его защищенность от внутренних и внешних угроз, способность обеспечить суверенитет, независимость и территориальную целостность, создать условия для нормальной жизнедеятельности общества. Исторически национальная безопасность отождествляется с во­енной безопасностью, защищенностью от вооруженного нападения извне. Военный компонент сохраняет свою значимость и в настоящее время.

Основной категорией геополитики является понятие национальный интерес. Национальный интерес — осознание коренных потребностей обще­ства и их отражение в деятельности государственных лидеров. Национальный интерес состоит в наращивании экономического, военного, финансового и научно-технического потенциала государства, в усилении его геополитического влияния, в росте благосостояния населения, в интеллектуальном и нравственном прогрессе общества. На него влияют такие факторы, как специфика географического по­ложения страны, социально-экономическая и политическая ситуация в ней, национально-культурные и цивилизационные особенности. Естественными ограничителями национального интереса являются ресурсная база и национальные интересы других стран.

Национальная мощь — категория, традиционно отражающая такие компоненты, как территория государства, его природные ресурсы и численность населения, экономический и военный потенциал. Современное понимание национальной мощи включает также спо­собность экономики к технологическим нововведениям и качество человеческого фактора.


  • военная - это захват вооружённым путём чужих территорий в целях политического и экономического закабаления других народов, укрепления своего военно-стратегического положения;

  • экономическая – это расширение сферы экономического влияния, экономических действий страны посредством вытеснения других стран, захвата рынков, приобретения ресурсных источников.

  • культурно-идеологическая – это расширение сферы влияния доминирующей (национальной) культуры за первоначальные пределы или государственные границы.

  • территориальная - это расширение сферы господства и влияния, за пределами своего государства и влияние на другие государства.

Внутри общего потока событий и настроений, влияющих на геополитический климат и общий облик мира, следует выделить несколько особых моментов и относительно самостоятельных процессов.

В-третьих, угроза международного терроризма, которая до недавнего времени оценивалась как в определенной степени виртуальная, в течение последних нескольких лет приобрела настолько значительные масштабы и формы, что не считаться с ней уже стало невозможно и опасно. Ее уровень серьезно повысился после того, как терроризм стал негласно рассматриваться и использоваться Западом и некоторыми другими странами как определенный инструмент их военной политики и стратегии. Дошло до того, что терроризм стал формировать собственные армии, имеющие на вооружении тяжелую военную технику: танки, бронетранспортеры, артиллерию, противотанковые средства и средства противовоздушной обороны. Отмечается заметный рост политических и военных амбиций у ряда крупных террористических организаций, стремящихся стать самостоятельными игроками в мировой политике. Не хотелось бы делать поспешных и опрометчивых выводов, но динамика событий постоянно наталкивает на мысль о существовании угроз развязывания силами международного терроризма и его вдохновителями новых крупных вооруженных конфликтов и войн в разных регионах мира.

Миграционные волны постепенно размывают берега общественно-политической стабильности многих стран Европы, изменяя их внешне и внутренне. Все это создает предпосылки к появлению новых геополитических реальностей и новых вызовов и угроз.

В-пятых, большое и постоянно нарастающее влияние на развитие геополитических процессов в мире (и на это необходимо обратить особое внимание!) стали оказывать информационные войны, ставшие серьезным инструментом внутренней и внешней политики, в первую очередь, крупных развитых государств. 2016 год дал миру массу примеров применения специальных информационных технологий как во внутриполитической борьбе в ряде стран, так и в интересах решения ими своих внешнеполитических задач.

я выполнял задания…

я почувствовал, что…


Выписать определение объекта геополитики, субъекта геополитики, цель.

Сабақ жоспарының осы тармақтары міндетті болып табылады. Оқытушы пәннің ерекшеліктерін және білім алушылардың қажеттіліктерін ескере отырып, қосымша элементтер енгізуге құқылы.

Данные пункты поурочного плана являются обязательными. Преподаватель имеет право внести дополнительные элементы с учетом особенностей предмета и потребностей обучающихся.

Используя тематические карты, географические справочники и интернет ресурсы

определите субъекты геополитики стран России и США. Заполните таблицу.


  • охарактеризует Россию,как объект геополитики;

  • охарактеризует США,как объект геополитики;

  • определяет субъекты геополитики России;

  • определяет субъекты геополитики США.

  • представит и ознакомит с результатами задания;

  • сравнит Россию и США как объекты геополитики;

  • сравнит субъекты геополитики России и США.

  • сделает вывод.

Ф ВКМЖ 703-41-20 Техникалық және кәсіптік, орта білімнен кейінгі білім беру ұйымдарына арналған педагогтің сабақ жоспары. Бірiнші басылым.

Ф ВКМЖ 703-41-20 План занятия педагога для организаций технического и профессионального, послесреднего образования. Издание первое.

Показать влияние международных отношений на политическую карту мира; научить обучающихся давать оценку политико – географического положения страны; сформировать умение вести дискуссию; дать знания о политической географии и геополитике; сформировать представления о политической географии как научном направлении; помочь обучающимся дать оценку геополитического положения отдельных стран

Оборудование: материалы СМИ; политическая карта мира; атласы; учебник

Тип урока: урок – диалог

- На протяжении нескольких уроках мы вели разговор о …(политической карте мира)

- Работаем в группах и парах по заданиям, остальные работают вместе со мной.

2. ПРОВЕРКА УМЕНИЙ И НАВЫКОВ:

  1. Карта, на которую нанесены государства со столицами и крупными городами, называется __________________.
  2. Страны, насильственно захваченные и эксплуатируемые другими государствами, называются _____________.
  3. СССР в 1991 году распался на 15 государств – Россия, Беларусь, _____________, Молдова, Грузия, _____________, _________________, Казахстан, ______________, Туркменистан, Таджикистан, ________________, Литва, Латвия, ___________. Заполните пропуски.
  4. Объединение нескольких самостоятельных государственных образований (штаты, земли, кантоны) в одно целое государство – это ______________.
  5. США, Германия, Австрия, Бразилия, Индия, ЮАР, Венесуэла, Аргентина, Пакистан – это __________________.
  6. Найдите лишение государства – Беларусь, Украина, Панама, Боливия, США, Индия, Египет, Мьянма, Румыния, Канада.
  7. Форма правления, при которой законодательная власть принадлежит парламенту, а исполнительная – правительству, называется ____________.
  8. Саудовская Аравия, Великобритания, Дания, Бельгия, ОАЭ, Лесото, Ватикан, Иордания, Непал – это ________________.
  9. Какие типы монархии вы знаете.
  10. Найдите лишние государства – Люксембург, Лихтенштейн, Испания, Малайзия, Россия, Таиланд, Франция, Норвегия, Финляндия, Швеция, Швейцария, Марокко.

А. суверенное государство

Б. региональный конфликт

В. Освободившиеся страны

Г. ключевые страны

Д. страны переселенческого капитализма

Е. новые индустриальные страны

  • очаги международной напряженности на политической карте мира
  • ряд стран, гл.обр. бывшие колонии или полуколонии, в 70-80 годы достигшие высокого уровня развития, вышли в число ведущих стран мира по среднегодовым темпам прироста ВВП.
  • государство, обладающее суверенитетом, т.е. политической независимостью от других государств, в решении внутренних и внешних дел.
  • страны, получившие независимость после 2 мировой войны
  • развивающиеся страны, обладающие высоким природным и людским потенциалом
  • республика
  • монархия
  • унитарное государство
  • федеративное государство

(ПОКАЗАТЬ НА КАРТЕ)

3. Изучение нового материала

- Мы с вами выяснили, что политическая карта мира постоянно меняется.

- Для обеспечения нормального развития государства и поддержания достойного уровня жизни его граждан любой стране необходимо иметь прочную экономическую базу, стабильную внутриполитическую обстановку и хорошие отношения с другими странами.

- Тема нашего урока …(геополитика).

- Геополитические проблемы и особенности пространственной организации политической жизни общества изучает политическая география , возникшая на рубеже 19-20 веков.

- На современном этапе роль политической географии постоянно растет, ведь от расстановки политических сил, этнических процессов меняется политическая ситуация, как в отдельных государствах и регионах, так и в мире в целом. Например, события в Югославии, приход к власти в Пакистане военных. Политические факторы влияют на состояние окружающей среды, развитие экономики, жизни и деятельности людей, международные отношения. Кроме того, политическая география изучает влияние политических сил и событий на развитие мировой экономики.

- Почему ООН - одна из наиболее влиятельных международных организаций в современном мире?

- Но конфликты остались.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ( с 16 СЛАЙДА) И ВИДЕО

- Какой вывод мы можем сделать?

ВЫВОД: ПОЛИТИЧЕСКАЯ КАРТА МИРА – ЭТО СВОЕОБРАЗНОЕ ЗЕРКАЛО ЭПОХИ. ОНА НАХОДИТСЯ В ПОСТОЯННОМ РАЗВИТИИ.

4. Итоги урока. Домашнее задание.

- Проанализируйте индивидуально каждый свою работу на уроке. Для этого у вас на столах оценочные листы.

Оценочный лист ученика:

Своей работой на уроке я ___________________________________

Урок для меня показался _____________________________________

За урок я __________________________________________________

Мое настроение _____________________________________________

Материал урока мне был _____________________________________

- Встаньте те, кого заинтересовал наш урок.

-Домашнее задание: подготовиться к зачёту по политической карте мира.

- До свидания. Спасибо за урок! Молодцы!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса "Геополитика" 10-11 класс

Рабочая программа является программой второго вида, т.к. в соответствии с приложением №2 письма ДОН от 06.04.2010г. №47-3315/10-14 «О рекомендациях по формиро.


Презентация Политическая география и геополитика. 10 класс

Презентация разработана в помощь учителю и ученику в проведении и самоподготовке к уроку по теме Политическая география и геополитика.

Геополитика

Презентация по теме:"Геополитика" 10 класс.


Элективный курс "Политические игры на шахматной доске (геополитика)"

Элективный курс "Политические игры на шахматной доске (геополитика)" 2014 год. Поьедитель областного конкурса элекстиных курсов в Самарской области. Включен в региональную базу элективных курсов.


Элективный курс "Теория позиционной игры на мировой шахматной доске (геополитика)"

Элективный курс "Теория позиционной игры на мировой шахматной доске (геополитика)" 2014 год. Победитель областного конкурса элекстиных курсов в Самарской области. Включен в региональную базу элективны.


Курс "Введение в геополитику"

Рабочая программа с аннотацией, формами и методами контроля, календарно - тематическим планированием.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сформировать представление о политической географии как научном направлении.

Систематизировать и углубить знания учащихся по теме: “Политическая карта мира” и довести до их сведения о новых понятиях как геополитика и политическая география.

Продолжить формировать умения анализировать и давать оценку важнейшим геополитическим проблемам в мире.

Помочь учащимся дать оценку геополитического положения отдельных стран.

Оборудование: политическая карта мира, материалы СМИ, атласы, учебник, презентация.

1. Организационный момент

Проверка домашнего задания по теме “Государственное устройство стран”.

- тесты (сдать инд. карточки-задания)

- устный опрос:

а) госстрой (1 чел.)

- Влияет ли форма правления на уровень экономического развития страны? В доказательство приведите примеры стран.

(Нет. Доказательства: Монархии в Японии и Великобритании – развитые страны, а монархии в Иордании и Лесото – развивающиеся).

Республики Германия и Франция – развитые страны, а республики Чад и Конго – наименее развитые).

б) форты АТР устройства (1 чел.)

- Используя свои знания по истории объясните, почему стран с монархической формой правления больше всего в зарубежной Европе и зарубежной Азии, а в Америке их вообще нет. (Америка – “новый свет”)

- По какому принципу выделены республики в составе РФ? (национальный признак)

- Какие проблемы могут возникать в федеративных государствах в связи с их делением на самоупраляющиеся образования? Возможно возникновение конфликтов, связанных с ущемлением прав и свобод самостоятельных единиц центральной властью. (Экономических, национальных, религиозных).

в) показать по ПК мира по 5 стран – монархий, республик; унитарных, федеративных (2 чел.)

очаги международной напряженности на политической карте мира - региональный конфликт или горячая точка планеты

государство, обладающее суверенитетом, т.е. политической независимостью от других государств, в решении внутренних и внешних дел.- суверенное

страны, политически и экономически зависимые - колонии

Изучение нового материала: “Политическая география и геополитика” (сопровождается презентацией)

Политическая география как научное направление.

/Работа с текстом учебника стр. 22-23. Учащиеся находят определение понятий политическая география и геополитика, записывают в тетрадь./

Политическая география – это ветвь политической и социальной географии. Это отдельная наука, которая изучает территориальное распределение политических сил и процессов преимущественно в пределах какой-либо страны.

Политическая география изучает:

а) формирование политической карты мира и отдельных его регионов;

б) изменение в политических границах;

в) особенности государственного строя;

г) политические партии, группировки и блоки;

Составной частью политической географии является геополитика, выражающая государственную политику в первую очередь по отношению к границам страны и ее взаимодействие с другими, прежде всего соседними странами.

Геополитика (по В. А. Колосову) – научное направление, изучающее зависимость внешней политики государств и международных отношений от системы политических, экономических, экологических, военно-стратегических и иных взаимосвязей, обусловленных ГП страны и другими физико- и экономико-географическими факторами. Круг интересов геополитики выходит за рамки одной страны.

В чем сходство и в чем различие этих двух понятий?

Как вы считаете, изменилось ли политико-географическое положение России после 1991 года? (Да, изменилось в худшую сторону. Особенно на ее западной границе).

Какие обстоятельства нашего времени отягчают геополитические отношения?

( 1.Расширение НАТО на Восток.

2.Распространение ядерного оружия.

3.Возникновение региональных конфликтов.)

Среди понятий и категорий основными являются: ГП страны, сфера влияния, баланс мощи, жизненное пространство, расстановка сил, динамическое равновесие интересов, буферная (промежуточная) зона, политическая и экономическая интеграция, дуга нестабильности, геополитический сценарий будущего, страны-сателлиты и др.

Интеграция – развитие глубоких и устойчивых взаимосвязей отдельных групп стран, основанных на проведении ими согласованной межгосударственной политики. (ПГП и ЭГП).

Сателлит – государство, формально независимое, но фактически подчиненное другому, более сильному государству.

Самое непосредственное отношение к политической географии и геополитике имеет политико-географическое и экономико-географическое положение страны.

ЭГП – положение страны относительно экономически развитых стран, торговых, транспортных и транзитных путей, сырьевых баз, центров промышленности и сельского хозяйства, мировых рынков. ЭГП постоянно меняется и зависит от развития транспорта, внешней торговли и других видов международных связей.

ПГП (геополитическое) – это положение страны на политической карте, ее связь с другими государствами (особенно с соседними) и международными союзами и организациями. ПГП – историческая категория, меняющаяся во времени.

5. Практическая работа. Учитель знакомит уча­щихся с планом характеристики ПГП страны.

План характеристики ПГП. (Вариант I).

1. Политическая и экономическая оценка государственных границ:

а) уровень экономического развития соседних стран;

б) принадлежность соседних стран к политическим блокам;

в) стратегическая оценка государственной границы.

2. Отношение к транспортным путям, рынкам сырья и продукции:

а) возможность использования морского и речного транспорта;

б) торговые отношения с соседними странами;

в) обеспеченность страны сырьём.

а) прямое или косвенное отношение страны к региональным конф­ликтам;

б) военно-стратегический потенциал и наличие военных баз за рубежом;

в) отношение правительства страны к международной разрядке и ра­зоружению.

4. Общая оценка политического положения страны.

План характеристики ПГП. (Вариант II).

1. Положение страны по отношению к другим странам.

2. Уровень экономического развития соседних стран.

3. Отношение к мировым транспортным путям, рынкам сырья и сбыта продукции.

5. Современное политическое положение, внутренняя и внешняя по­литика. (Общая оценка).

Образец выполнения работы. Работа выполняется в рабочей тетради В.И. Сиротина.

Политико-географическое положение Франции.

Францию окружают развитые страны. Соседи, как и сама Франция, являются членами военно-политического блока НАТО и экономичес­кого союза — ЕС. Соседское положение благоприятно.

Франция имеет приморское положение. На юге она омывается Среди­земным морем и имеет крупный порт Марсель. На западе Франция омыва­ется Бискайским заливом Атлантического океана. Таким образом, Фран­ция имеет свободный круглогодичный выход в мировой океан, а следова­тельно, торговлю со странами мира. Франция имеет густую транспортную сеть, соединяющую её с соседями (автомобильные и железные дороги, реки, каналы). Франция недостаточно обеспечена собственным сырьём и топли­вом, поэтому она является крупным импортёром газа, угля, нефти, древе­сины и др. Наибольший объём торговли имеет со странами ЕС.

Франция, являясь членом НАТО, принимает активное участие в уре­гулировании региональных конфликтов, имеет крупный военный по­тенциал и военные базы за пределами страны.

Вывод: Политико-географическое положение Франции в целом достаточно благоприятно.

6. Подведение итогов урока.

Вывод: чтобы понимать сдвиги качественные и количественные на политической карте мира, проблемы экономического и политического сотрудничества стран, тенденций развития МГРТ важно изучать политическую географию. Она способна помочь в выработке рекомендаций по решению многих политических и социальных проблем.

7. Домашнее задание: Повторить основные термины и понятия темы по ОК.

Читайте также: