Активные формы методической работы как средство повышения профессиональной компетенции педагогов доу

Обновлено: 04.07.2024

Современный стандарт педагога ДОУ

Требования из образовательных стандартов к педагогу ДОУ включают знание специфики дошкольного обучения, готовность планировать и корректировать задачи, участие в создании психологически комфортной среды, владение ЭКТ-технологиями и другие составляющие. В целом, профессиональные компетенции воспитателя подразумевают активную психологическую, коммуникативную и исследовательскую деятельность.

Салютогенные факторы, положительно влияющие на формирование педагогических компетенций:

Высокий уровень интеллекта и креативности.

Коммуникабельность, готовность к сотрудничеству.

Формирование особых интересов и хобби.

Позитивная уверенность в собственных силах.

Повышенный локус контроля.

В основе педагогической акмеологии — науке о непрерывном профессиональном совершенствовании педагога — лежит принцип взаимообучения. Улучшить профессиональные навыки можно в форме тьюторского сопровождения.

Азбука для дошкольников. Играем и читаем вместе. 5-7 лет.

Тьюторство

Тьютор — это педагог, который обеспечивает разработку индивидуальных программ и сопровождает процесс их реализации. Тьюторство полезно не только в работе с учениками, но и внутри педагогического коллектива.

Модель тьюторского действия в ДОУ

1. Этап кристаллизации

Механизм: Аукцион, ярмарка идей.

Результат: Формирование заказа, формирование индивидуальных и модульных групп по основному дефицитарному направлению.

2. Проектировочный этап.

Действие: Навигация.

Механизм: Тьюторат (коуч-встреча).

Результат: Корректировка заказа, формирование ожиданий от событийности, разработка стратегии взаимодействия (адресной поддержки).

3. Реализационный этап.

Действие: Реализация индивидуального плана.

Модули поддержки: Практикумы, лаборатории, коуч-сессии.

Результат: Проработка кейсов, технологических карт и дидактических материалов, освоение педагогических технологий, развитие профессионального мышления.

4. Аналитический этап.

Механизмы: День открытых дверей, ярмарка идей.

Результат: Написание эссе, составление кейсов.

Говорим правильно. Рассказываем и сочиняем. Пособие для детей 6-8 лет

Предлагаемое пособие поможет ребёнку научиться: • определять смысловую (логическую) последовательность сюжета; • строить связные высказывания с опорой на картинки; • использовать богатое воображение; • взаимодействовать со взрослыми и сверстниками. Пособие предназначено для индивидуальной работы с детьми 6–8 лет как в дошкольной образовательной организации, так и в семье.

Коучинг

Коучинг — это технологии, направленные на раскрытие потенциала личности. Компетенции педагога и коуч-специалиста во многом совпадают. Современный воспитатель выступает не просто в качестве консультанта, а в роли профессионального вдохновителя, дающего советы по поиску и решению образовательных задач. Методики коучинга также подсказывают пути развития профессиональной компетентности педагога.

Составляем первые 3 шага для усиления самого слабого сектора. Закрепляем тьютора.

Тьютор ставит перед молодым педагогом 3 простые четкие задачи с ограниченным сроком выполнения.

Понимание, что могло быть лучше.

Понимание, как сделать лучше.

Так, с помощью технологий, позаимствованных в том числе из бизнеса и маркетинга, можно повысить профессионализм, развить компетенции воспитателей.

Условия развития современной образовательной организации таковы, что основным конкурентным преимуществом и главным стратегическим ресурсом образовательного учреждения являются люди. Разработчики Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования главным условием перехода на стандарт называли кадровые условия.

Несомненно, педагог является основной фигурой при реализации на практике основных нововведений. И для успешного введения в практику различных инноваций, для реализации в новых условиях, поставленных перед ним задач, педагог должен обладать необходимым уровнем профессиональной компетентности.

Существующая практика становления и формирования педагога как профессионала показывает очевидное несоответствие между запросами общества, социальным заказом родителей и уровнем профессиональной компетентности педагога.

В связи с этим особую актуальность приобретает проблема формирования профессиональной компетентности педагогического работника.

Решение данной проблемы усугубляется рядом проблем: оплата труда, материально-техническое оснащение воспитательно-образовательного процесса, социально-психологический климат и т.д. Не случайно многие воспитатели испытывают в той или иной степени нервные срывы, стрессы, обусловленные личными проблемами и бытовыми трудностями, перегрузками в работе.

Такая ситуация делает проблематичным для воспитателя стремление к самосовершенствованию, самообразованию, повышению своего профессионального уровня.

Многие воспитатели считают, что им самим не хватает целеустремлённости и настойчивости в повышении своей профессионально-педагогической культуры. Некоторые из них не имеют навыков самообразовательной работы, не владеют приёмами переработки информации.

И если нет возможностей коренным образом изменить окружающие воспитателя обстоятельства, тогда необходимо в большей степени использовать его социально-психологические ресурсы и его профессионально-личностный потенциал.

Кроме того, замечено, что по мере накопления опыта, большинство воспитателей, значительно сужает сферу своих профессиональных интересов, всё более соотнося их только со своей конкретной деятельностью.

А чем уже круг интересов воспитателя, тем он более ограничен как профессионал.

Вот и получается парадоксальная ситуация, когда молодой воспитатель считает, что ему теоретические и методические знания ещё не нужны, а воспитатель со стажем, что уже не нужны.

Поэтому, только изменяя и формируя профессиональные потребности воспитателя, создавая условия для саморазвития личности, возможно, изменить некоторым образом содержание его самообразовательной работы, отношение к профессиональному росту и, в целом, отношение к труду.

Помочь воспитателю овладеть новым педагогическим мышлением, готовностью к решению сложных задач в системе образования, к повышению своего педагогического мастерства призвана специально организованная методическая работа, особая роль которой проявляется в активизации человеческого фактора – личности и творческой деятельности педагогов.

Для решения задач, при планировании методической работы на год опираюсь на следующие принципы:

  • Взаимодействие – участие всех педагогов в подготовке, обсуждении, принятии решения и его реализации;
  • Рефлексия – самооценка, самоанализ профессиональной деятельности;
  • Комплексность – всесторонний анализ деятельности педагога;
  • Объективность – оценки профессионального уровня педагога;

Кроме этого, старюсь учесть особенности педагогов: их активность или пассивность, какие задания они воспринимают позитивно, а какие категорически не принимают; как педагоги предпочитают решать поставленные задачи: самостоятельно или в мини-группах. Также значение имеют стаж, опыт работы, личностные качества, интересы и потребности педагогов. Вся эта информация поможет выбрать форму работы, методы и приемы активизации, добиться более высоких результатов на мероприятиях.

Ежегодно планируя методическую работу с педагогами своего учреждения, использую известные, широко вошедшие в практику формы .

Форма – это внутренняя организация содержания, конструкция отрезков, циклов методического процесса, отражающая систему его компонентов и устойчивых связей.

Групповые (педагогические советы, семинары, практикумы, консультации, методические выставки, взаимопосещения, творческие микрогруппы, работа по единым методическим темам, деловые игры и т.д.) и индивидуальные (самообразование, индивидуальные консультации, собеседования, наставничество и т.д.) так называемые традиционные формы повышения профессиональной компетентности педагогов.

Однако, как показывает практика, если объем слишком большой или педагоги не ориентируются в каких-то теоретических вопросах, скорее всего, интерес к мероприятию у них быстро пропадет. Избежать этого, а также активизировать деятельность педагогов позволяет применение инновационных форм и методов.

Инновация (англ. innovation) – новшество, нововведение. Использование инноваций предполагает введение в образовательный процесс обновлённых, улучшенных и уникальных идей, полученных творческими усилиями.

Основной направленностью интерактивных форм является активизация педагогов, развития их креативного мышления, нестандартный выход из проблемной ситуации. Доказано, что педагоги усваивают не более 20-30% информации – когда слушают лекции; до 50% – когда самостоятельно работают с профессиональной литературой; до 70% – когда выступают сами (при проговаривании); до 90% – когда лично участвуют в изучаемой деятельности.

Использование инновационных интерактивных методов работы позволяет организовать процесс взаимодействия таким образом, что практически все участники оказываются вовлеченными в процесс познания, обсуждения. Они имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают, понимают, о чем думают. Совместная деятельность в данном процессе означает, что каждый участник вносит свой особый индивидуальный вклад, имеет возможность обменяться знаниями, собственными идеями, способами деятельности, услышать другое мнение коллег. Причем, происходит этот процесс в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что дает возможность получить не только новые знания по обсуждаемой проблеме, но и развивает саму педагогическую деятельность и переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.

В ходе диалогового общения у педагогов формируется умение критически мыслить, рассуждать, решать противоречивые проблемы на основе анализа услышанной информации и обстоятельств. Педагоги учатся взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, правильно выражать свои мысли, участвовать в дискуссиях, профессионально общаться с коллегами. Ценно то, что при такой организации работы педагог может не только выразить свое мнение, взгляд, дать оценку, но и, услышав доказательные аргументы коллег, отказаться от своей точки зрения или существенно изменить ее. У педагогов формируется уважение к чужому мнению, умение выслушивать другого, делать обоснованные заключения и выводы.

Семинары-практикумы

Деловая игра

Педагогическая гостиная

Мастер-класс

Мастер-класс – оригинальный метод обучения и конкретное занятие по совершенствованию практического мастерства. Открытый показ дает возможность установить непосредственный контакт с педагогом во время мастер-класса, получить ответы на интересующиеся вопросы, помогает проникнуть в своего рода творческую лабораторию воспитателя, стать свидетелем педагогического творчества

Таким образом, на мой взгляд, подготовка и проведение мастер-классов являются хорошей школой повышения профессионального мастерства, а также одной из эффективных форм приобщения педагогов к творчеству, содействуют раскрытию личного потенциала и роста мастерства.

Несмотря на разнообразие существующих форм организации работы, при выборе стараюсь учитывать интересы и пожелания воспитателей. Педагогам больше нравится, когда их не консультируют как учеников, а когда с ними советуются. Поэтому такие интерактивные формы методической работы, как семинары-практикумы, групповые дискуссии, мозговая атака, деловая игра дают наибольший результат. Например, я говорю о том, что есть проблема, для решения которой необходима помощь, и предлагаю подумать всем вместе, поискать пути ее решения. Но при постановке любой задачи необходимо доводить ее до логического конца. Результатом данной работы является подведение итога, разработка рекомендаций, алгоритма действий для воспитателей. При этом важно, что этот продукт будет восприниматься как совместно созданный, коллективный.

Несмотря на тщательное продумывание формы организации методической работы, особое внимание при подготовке занимают методы и приемы, способствующие активизации мыслительной деятельности педагогов, актуализации их опыта. Их довольно много, все зависит от тематики и характера мероприятия, планирую заранее или включаю их по ходу, если возникает такая необходимость. Интерактивные методы и приемы использую на разных этапах методического мероприятия. На первом этапе для того, чтобы замотивировать педагогов, заинтересовать их, вызвать желание овладеть первичными знаниями по проблеме. На следующем этапе, чтобы сформировать новые профессиональные знания, умения, навыки, это могут быть игры, творческие задания, просмотр видеоматериала, обсуждение спорного вопроса, решение педагогических ситуаций.

Вот некоторые из них:

  • Легко ли было говорить о своих качествах?
  • Как чувствовали себя, когда говорили о своих достижениях?

Работа с перфокартами

  • Очень интересны и ценны, на мой взгляд, перфокарты. Я часто включаю их в начало мероприятия по любой теме для актуализации знаний и опыта коллег.
  • Кроме этого использую карточки с вопросами, тестовыми заданиями, экспресс-вопросы, вопрос-ответ,
  • Небольшие карточки с вопросами или тестовыми заданиями применяла в работе методических объединений с педагогами групп раннего возраста

Экспресс-вопросы

Вопросы быстро задаются по очереди, ответы должны быть также моментальными и краткими, например:

  • Зачем белке длинный и пушистый хвост?
  • Почему лиса всю зиму бегает, а медведь спит?
  • Во время листопада под осинами можно видеть много опавших веток. Как объяснить это явление?
  • Почему в зимний период на окнах появляются узоры?
  • Отчего кошка часто умывается, а собака – нет?

6. Вопрос — ответ

(О весне)

  1. Какой снег быстрее тает, грязный или чистый и почему? (Грязный, потому что солнце к темному припекает сильнее.)
  2. Почему у березы молодые листочки клейкие? (Смолистые вещества защищают листья от мороза.)

Блиц – турнир “Подумай и ответь” .

Мы напоминаем вам начало приметы будущей погоды в поведении растений и животных, а вы заканчиваете строчку.

  • Паук усиленно плетет паутину – (к сухой погоде) .
  • Уж на дороге греется – (перед дождем) .
  • Стрижи, ласточки низко летают – (дождь предвещают) .
  • Мыши выходят из-под подстилки на снег – (за сутки до оттепели) .
  • Собака катается по земле, мало ест и много спит – (к вьюге) .
  • Когда цветет черемуха – (к холоду, заморозкам) .
  • Если утром трава сухая – (к вечеру ожидай дождя) .
  • Из березы течет много сока – (к дождливому лету) .
  • С утра мокрица распустилась и осталась раскрытой весь день – (к хорошей погоде) .
  • Цветы перед дождем – (пахнут сильнее) .

Может быть, кто ни будь из вас напомнит другие приметы?

Решение педагогических ситуаций

1. Идет открытое занятие с большим количеством гостей. Педагог разносит раздаточный материал на подносе. Один ребенок крутится и отвлекает других. Педагог пытается успокоить его. Ребенок резким движением опрокидывает поднос, и весь мелкий раздаточный материал рассыпается по всей комнате.

Как в данном случае поступить воспитателю?

Что делать, если:

  • ребенок опрокидывает поднос из-за своей неуклюжести.
  • Ребенок демонстративно отшвыривает предложенный раздаточный материал и категорически отказывается выполнять задание?

2. Перед дневным сном воспитатель делает установку детям (5-6 лет): за каждое замечание ваш сон я буду удлинять на 10 минут. Если замечаний будет много, то спать, будете до прихода ваших мам. Дети уснули быстро.

  • Как вы оцениваете действие воспитателя?
  • На чем основано получение желаемого результата?

Игры и игровые упражнения

Дидактический синквейн

  1. Первая строка – тема синквейна, или заголовок, понятие заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.
  2. Вторая строка – два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.
  3. Третья строка – образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.
  4. Четвертая строка – фраза их четырёх слов, несущая определенный смысл, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.
  5. Пятая строка – одно слово – резюме, вывод, характеризующее суть предмета или объекта.

Аукцион. Торги педагогическими идеями

Перед продажей каждого лота, вниманию участников аукциона автором пособия или игры будет предложено небольшое теоретическое выступление, раскрывающее особенности и специфику каждого из предложенных видов игр, пособий.

Активно используются в работе и крооссворды на любые темы по любой методике

Таким образом , применение в работе с педагогами инновационных форм и методов способствует повышению интереса к профессиональной деятельности; формированию культуры общения, независимого мышления.

Считаю, что для эффективности педагогического процесса необходим постоянный поиск новых, более результативных методов и приемов, ведь старший воспитатель – это стратег и тактик воспитательно-образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении, аналитик, готовый работать в инновационном режиме, владеющий новыми технологиями. Важно хорошо узнать каждого педагога, и выбрать те формы и методы, которые, в конечном итоге, будут содействовать созданию коллектива единомышленников, главная цель которого – забота о благополучии и развитии самых маленьких членов общества.

В процессе модернизации российской системы образования развитие дошкольных образовательных учреждений стало ключевой идеей, осуществление которой требует активизации методической работы с педагогическими кадрами, поиска её новых форм и методов, отвечающих потребностям современной дошкольной педагогики.

Повышение уровня мастерства педагогов — приоритетное направление деятельности методической работы, которая занимает особое место в системе управления дошкольным учреждением и представляет важное звено в целостной системе повышения квалификации педагогических кадров, так как, прежде всего, способствует активизации личности педагога, развитию его творческой личности.

Постоянная связь содержания методической работы с результатами работы педагогов обеспечивает непрерывный процесс совершенствования профессионального мастерства каждого воспитателя. В то же время методическая работа носит опережающий характер и отвечает за развитие и совершенствование всей работы педагогов с детьми, в соответствии с новыми достижениями в педагогической и психологической науке. Поэтому невозможно согласиться с пониманием методической работы, как только службы корректирования ошибок в деятельности воспитателя, хотя в ходе ее приходиться решать и эти проблемы. Главным является оказание реальной, действенной и своевременной помощи педагогам. Однако проблема повышения профессионального мастерства каждого педагога дошкольного учреждения по-прежнему остается одной из самых сложных. Традиционные формы методической работы, в которых главное место отводилось докладам, выступлениям утратили свое значение из-за низкой их эффективности и недостаточной обратной связи. Сегодня надо использовать новые, активные формы работы, которым свойственно вовлечение педагогов в деятельность и диалог, предполагающий свободный обмен мнениями. Однако, как показывает анализ практики дошкольных учреждений, наряду с действительно новыми по своим задачам организационными формами работы с кадрами появляются формы с красивыми названиями, но не вполне ясным предназначением, существует путаница в понимании целей и задач того или иного объединения, не всегда ясным остаётся его место в системе внутреннего управления ДОО .

Работа по повышению профессионального мастерства педагогов должна выделяться в отдельное направление и придерживаться следующих основных требований:

  1. иметь практико-ориентированный характер;
  2. интегрировать повышение квалификации и внедрение результатов научных исследований и инновационного педагогического опыта;
  3. обеспечивать индивидуально-дифференцированный подход, учитывающий возможности педагогов и их профессиональные интересы;
  4. способствовать активному освоению знаний и закреплению профессиональных умений;
  5. оценивать результативность повышения квалификации и своевременно вносить коррективы в этот процесс;
  6. обеспечивать системный и комплексный подход к повышению профессионального мастерства педагогов.

Изучение деятельности и личности воспитателя – необходимая предпосылка повышения качества и эффективности методической работы. Помочь воспитателю добиться высоких результатов в обучении и воспитании детей можно только при условии всестороннего учета не только задач дальнейшего совершенствования, но и реальных возможностей каждого воспитателя.

Отбор форм и методов повышения квалификации обусловлен психологическими особенностями познавательной деятельности взрослых. При организации методической поддержки педагогов используются разнообразные формы работы: групповые и индивидуальные.

Среди групповых наиболее часто встречаются такие формы, как теоретические семинары, семинары – практикумы, консультации, коллективный просмотр педагогического процесса, работа с литературой, документами и др., при помощи которых совершенствуется когнитивный компонент профессиональной компетентности.

Семинары – это групповые занятия, имеющие цель повысить теоретический уровень педагогов по конкретному вопросу воспитательно-образовательной работы. Это одна из самых распространенных форм повышения компетентности педагогов в том или ином вопросе организации педагогического вопроса в ДОУ. Тематика семинаров связана с задачами годового плана, с целями программы развития учреждения. Семинар, как правило, состоит из нескольких занятий, частота проведения которых зависит от конкретной темы. Обычно семинар заканчивается выработкой рекомендаций о возможности использования в работе решений по изученной проблемы или разработкой плана дальнейшего изучения конкретных вопросов данной темы.

Семинары – практикумы используются для повышения уровня практической подготовки педагога, совершенствования практических навыков, необходимых для успешного решения педагогических задач. Работа семинаров – практикумов всегда имеет какой-то материальный (либо идеальный) результат, которым будет удобно пользоваться педагогам в своей практической деятельности.

Коллективный просмотр педагогической деятельности – это одна из самых эффективных форм методической работы. Следует отметить, что наиболее предпочтительной в изменяющихся потребностях современного дошкольного образования становится возможность наглядной демонстрации конкретных, наиболее эффективных форм, методов организации педагогического процесса в ДОУ. Поэтому серьезного внимания требует подготовка педагога к показу и просмотру в виде тщательного продумывания всех компонентов: конспект, оборудование, наглядность и т.д.

Тесты и тестовые задания позволяют объективно подходить к оценке профессиональных знаний и умений педагогов, к особенностям их профессиональной деятельности и самообразования.

Консультация – форма методической работы, для которой характерна монологическая форма преподнесения новой для педагогов информации в сочетании с элементами получения обратной связи с целью своевременной диагностики уровня усвоения материала коллективом.

Цель индивидуальных форм методической работы – оказать помощь конкретному педагогу в решении тех ли иных проблем, которые только у него вызывают затруднение либо являются предметом его интересов.

Наблюдению воспитательно-образовательного процесса отводится большое место среди всех форм индивидуально – направленной методической работы. Каждое наблюдение должно быть обязательно целенаправленным. Чем конкретнее будет поставлена цель, тем четче будут методические рекомендации, помогающие повысить качество работы педагога. Рекомендации должны носить существенный характер, позволяющий решить конкретные проблемы.

Целями беседы являются уточнения позиций, взглядов педагога на процесс воспитания и образования детей, выявление уровня владения им самооценкой, развития педагогической рефлексии, высказывание пожеланий, рекомендаций, направленных на совершенствование наблюдаемых аспектов педагогической деятельности. Успех беседы зависит от понимания руководителем психологической составляющей коммуникативных актов.

Такие методы, как дискуссия, прения, деловая игра, КВН, методики проведения мозгового штурма целесообразно использовать для рассмотрения, анализа и коллегиального решения актуальных проблем, возникающих в ДОУ.

Дискуссия заключается в коллективном обсуждении какого – либо вопроса, проблемы или в сопоставлении идей, мнений, предложений. Это один из путей, который помогает педагогам приобрести умение вести профессиональный, конструктивный спор, ведущий к решению проблемы, выработке общего мнения. В процессе проведения дискуссии возможность высказаться предоставляется всем ее участникам, а результатом становятся выводы, решения или варианты решения конкретной проблемы.

Отличием прений от дискуссии является структура данной формы, где темой для совместного обсуждения становится предваряющий его доклад, выступление одного из участников заседания.

Деловые игры способствуют повышению интереса к рассматриваемой проблеме, помогают формированию творческого мышления педагогов, поиску новых путей решения сложных задач, формируют и тренируют их практические умения и навыки.

КВН как одна из модификаций деловой игры используется в основном для уточнения и закрепления знаний у педагогов. Его организация предполагает наличие двух или нескольких команд с названиями, капитанами, жюри и награждением победителей. Объединение вопросов и заданий одной тематикой позволяет более полно охватить разные аспекты одной проблемы, расставить определенные акценты в ее решении.

Методики проведения мозгового штурма используются чаще всего для рассмотрения конкретного вопроса, когда необходимо определить варианты и выбрать наиболее оптимальные способы его решения.

Немаловажным аспектом повышения профессиональной компетентности педагогов является создание в ДОУ условий для их самообразования и реализации потребности в квалификационном росте. Наиболее эффективным путем профессионального совершенствования и самосовершенствования педагога является его участие в специально организованных методических мероприятиях: педагогических советах, творческих лабораториях, методических секциях, творческих группах, тренингах, мастер – классах.

Цель творческой лаборатории – сформировать у педагогов потребность в постоянном саморазвитии и профессиональном совершенствовании. Работа лаборатории построена по принципу создания оптимальных условий для творческого развития личности каждого педагога с учетом его внутренних ресурсов и возможностей. Особенность педагогической лаборатории состоит в том, что она работает в течение длительного времени, предоставляя возможность максимально проявить способность к исследовательскому творчеству. Педагоги объединяются в творческие группы, на базе которых создаются условия для успешной совместной деятельности. Особенностью взаимодействия членов такой группы является сотрудничество. Поскольку уровень методической подготовки педагогов, работающих в лаборатории, как правило, различается, приоритетные направления деятельности реализуются через пошаговую разработку различных образовательных проблем. Одной из задач творческой лаборатории является обмен передовым педагогическим опытом. Для этого используются такие формы работы с педагогами, как мастер – классы, открытые просмотры передового практического опыта с взаимо- и самоанализом и др. Результатом работы творческих лабораторий являются модифицированные образовательные программы разных видов, авторские программы, учебно-методические пособия, сборники методических материалов, посвященные той или иной психолого-педагогической проблеме, дидактические материалы для занятий, положения о творческих конкурсах и др.

Творческие группы – это добровольное, нередко стихийно возникающее содружество небольшого числа педагогов, действующее до тех пор, пока не исчерпается необходимость взаимного профессионального общения. Организуются они по функциональному принципу: наставничество и исследовательские микрогруппы. Наставническое движение является основополагающим. Его актуальность объясняется тем, что, с одной стороны, воспитатели, имеющие высокий уровень профессионализма и опыт инновационной деятельности, получают дополнительную возможность для самореализации и признания своих заслуг, а с другой – начинающим педагогам оказывается методическая и психологическая помощь.

Выделяют три основания, на которых педагоги объединяются в группы для осуществления какой – либо формы взаимного творчества:

  1. Единство интереса к проблеме;
  2. Компенсаторные возможности;
  3. Взаимная симпатия, психологическая совместимость.

Общий интерес к проблеме позволяет педагогам учиться друг у друга на равных, оказывать необходимую помощь, а также создавать новый продукт (методику, технологию, конспекты занятий, пособия, дидактический материал и пр.). Огромный потенциал несет в себе объединение на основе компенсаторных возможностей. Один педагог – выдумщик, легко и быстро генерирует идеи, но не любит (или не умеет) облекать эти идеи в форму разработки, алгоритма и т.д. Другой слаб по части фантазии, но зато мастерски владеет искусством технологизировать, описывать идеи.

Методические секции – это объединения педагогов, участвующих в совершенствовании методических умений (деятельностного компонента профессиональной компетентности) по содержательным вопросам основных направлений развития детей дошкольного возраста. Деятельность методических секций нацелена на знакомство и овладение педагогами методами, средствами организационными формами взаимодействия с детьми. Отличительной чертой методических секций является включенность всех субъектов методической службы в совместную деятельность по передаче и освоению методических умений, практического опыта.

Широкие возможности для реализации педагогического творческого потенциала обеспечиваются также благодаря возможности предоставления дополнительных услуг. Педагоги, участвующие в работе кружков и студий, создают авторские программы, методические материалы по различным направлениям развития дошкольников .

Многочисленные наблюдения и исследования педагогических коллективов показывают, что не каждый педагог способен подняться до вершин новаторства или педагогического изобретения, но можно создать в ДОУ такую атмосферу, которая обеспечила бы приобщение педагогов к творчеству, непременным следствием чего стало бы повышение их профессионального мастерства. К условиям, создание которых видится как главные направления методической поддержки коллектива педагогов, относятся следующие:

  • отсутствие строго регламентированной деятельности, излишних указаний, заданных норм;
  • активность педагогов в подготовке и принятии управленческих решений (проведение педагогических советов, разработке годового плана, программы развития учреждения и др.);
  • ориентация педагогов на кооперацию, а не конкуренцию; формирование отношений, предлагающих доступность педагогического опыта;
  • атмосфера профессионального успеха.

Таким образом, проблема поиска либо разработки, апробации и становления системы работы с педагогами по повышению их профессионального мастерства и компетентности остаётся на сегодняшний день одной из главных задач методической поддержки педагогических коллективов ДОУ.

Населенный пункт: Ставропольский край, п. Верхнестепной

Качество образования и его эффективность - одна из актуальных проблем отечественной педагогики. Ведущую роль в обеспечении эффективности воспитательно-образовательного процесса играет педагог, его профессионализм.

Организуя методическую работу зачастую стоит вопрос, как сделать, чтобы каждый педагог стал активным, заинтересованным участником работы различных форм профессиональных объединений? Как избавиться от пассивности отдельных педагогов? Как перевести их от репродуктивной деятельности к исследовательской, к формированию умения рефлексировать в процессе познания нового и освоения знакомого материала?

Активизация творческой деятельности педагогов возможна через нетрадиционные, интерактивные методы и формы работы с педагогами.

Многие основные методические инновации связаны с применением интерактивных методов обучения. Интерактивное обучение - это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие педагогов или педагога и руководителя методического мероприятия.

Совершенно очевидно, что работа с кадрами должна быть направлена на формирование творческого коллектива единомышленников.

Необходимо сделать так, чтобы постоянная связь содержания методической работы в дошкольном учреждении с результатами работы педагогов обеспечивала непрерывный процесс совершенствования профессионального мастерства каждого воспитателя. В то же время методическая работа носит опережающий характер и отвечает за развитие и совершенствование всей работы с детьми, в соответствии с новыми достижениями в педагогической и психологической науке. Поэтому невозможно согласиться с пониманием методической работы, как только службы корректирования ошибок в деятельности воспитателя, хотя в ходе ее приходится решать и эти проблемы. Главным является оказание реальной, действенной и своевременной помощи педагогам. Однако проблема повышения профессионального мастерства каждого педагога дошкольного учреждения по-прежнему остается одной из самых сложных. Ни для кого не секрет, что иногда на организацию мероприятий тратится много сил, а отдача ничтожна мала. Чем же объяснить все это? Думая, размышляя по этому поводу, пришли к выводу, что традиционные формы методической работы, в которых главное место отводилось докладам, выступлениям утратили свое значение из-за низкой их эффективности и недостаточной обратной связи. Сегодня надо использовать новые, активные формы работы, которым свойственно вовлечение педагогов в деятельность и диалог, предполагающий свободный обмен мнениями.

Повышение мастерства педагогов, пополнение их теоретических знаний и практических умений осуществляется с помощью разнообразных форм методической работы, а именно с использованием интерактивных форм и методов. Ценность такого подхода в том, что он обеспечивает обратную связь, откровенный обмен мнениями, формирует положительные отношения между сотрудниками. Стержнем данных форм работы с кадрами являются коллективные обсуждения, рассуждения, аргументация выводов, соревнования умов и талантов. Значение интерактивных методов - достижение таких важнейших целей, как:

    1. 1.Стимулирование интереса и мотивации к самообразованию.
    2. 2.Повышение уровня активности и самостоятельности.
    3. 3.Развитие навыков анализа и рефлексии своей деятельности.
    4. 4.Развитие стремления к сотрудничеству, эмпатии.

Основной направленностью интерактивных форм является активизация педагогов, развитие их креативного мышления, нестандартный выход из проблемной ситуации.

Тренинг – одна из эффективных интерактивных форм, введенная в работу с педагогами ДОУ (быстрое реагирование, быстрое обучение). Педагоги оказались в наиболее сложной ситуации, так как их труд даже в стабильные времена отличался высокой эмоциональной загруженностью и стрессонасыщенностью.

Обучающие семинары являются, пожалуй, наиболее продуктивной формой повышения квалификации педагогов: на них основное внимание уделяется повышению их теоретической подготовки. Необходимым условием организации обучающих семинаров стало посильное участие многих педагогов. Им заранее предлагаются задания, которые позволят каждому развить педагогические способности, педагогическое мышление, коммуникативность.

Консультация - парадокс или консультация с запланированными ошибками.

Цель такой консультации – привлечь педагогов к наиболее сложным аспектам излагаемой темы, повысить их активность, побудить размышлять, анализировать. В начале такой консультации старший воспитатель объявляет, что в изложении будет допущено определенное количество ошибок и предлагает фиксировать правильные и неправильные положения консультации. После изложения темы проводится работа над ошибками.

Эффективной формой, на мой взгляд, является проведение выставки - ярмарки педагогических идей, аукцион. Грамотно подготовленная и проведенная, она стимулирует педагогов к творчеству и самообразованию. Поэтому основной результат выставки-ярмарки - заметный профессионально-личностный рост воспитателей. Благодаря этой форме работы с педагогами создаются условия для публичного представления лучших образцов их профессиональной деятельности, появления новых идей, установления и расширения деловых и творческих контактов с коллегами.

Мастер-класс. Его основная цель - знакомство с педагогическим опытом, системой работы, авторскими находками и всем тем, что помогло педагогу достичь наилучших результатов. Мастер - класс можно проводить как внутри ДОУ, так и для педагогов ДОУ города и области.

Изучение лучшего опыта педагогов позволяет решить целый ряд задач, таких как: целенаправленное накопление педагогических материалов, анализ результатов деятельности по определенному направлению образовательной работы, описание взаимосвязанной работы всех специалистов ДОУ, подготовка образовательного учреждения к аттестации, менеджмент и маркетинг образовательного процесса.

Одним из вариантов повышения квалификации могут быть творческие и проблемные группы педагогов.

Каждый педагог составляет “Деловой блокнот воспитателя”, который отражает основные направления работы ДОУ и педагога на текущий учебный год. Это своеобразный мини-план на год каждого воспитателя. В нем содержится практически вся информация: методическая тема образовательного учреждения; система педсоветов; семинары; выставки; консультации, работа с родителями (собрания, консультации, праздники); индивидуальная работа воспитателя (этапы работы над методической темой и система открытых занятий); нормативная страничка (изучение нормативных документов).

Смотр-конкурс – это способ проверки профессиональных знаний, умений, навыков, педагогической эрудиции, возможность оценивать результаты путём сравнения своих способностей с другими. В детском саду проходят разнообразные конкурсы:

    • •общая эрудиция;
    • •профессиональные знания, умения, навыки;

    Каждый творчески работающий воспитатель знает, как часто его посещают замечательные идеи, внезапные озарения (эврика), которые, будучи своевременно невостребованными, утрачиваются, забываются. Что бы этого не случилось, есть дискуссия - это обсуждение-спор, столкновение разных точек зрения, позиций, подходов. Не следует смешивать дискуссию с полемикой, т. е. целеустремленным, эмоциональным, заведомо пристрастным отстаиванием уже сформированной позиции.

    Еще одним эффективным методом интерактивного обучения является презентация - это наглядный вариант лекционного и практического материала.

    Этот метод был нами использован на семинаре - практикуме по изучению педагогами современных развивающих методов и технологий.

    Презентация включала в себя не только представление педагогами современных развивающих методов и технологий, которые они используют в своей работе, таких как ТРИЗ, сказкотерапия, музыкотерапия, рифмотерапия, но и возможности их применения в работе педагогов.

    После презентации на семинаре завязалась дискуссия, педагоги, выступая в роли оппонентов, высказывали свои мнения, приводили доводы в защиту или сомнения по эффективности использования того или иного метода, технологии.

    1. 1.Если вы хотите нравиться людям - улыбайтесь! Улыбка, солнечный лучик для опечаленных, противоядие созданное природой от неприятностей.
    2. 2.Вы самые лучшие и красивые, пусть все манекенщицы мира вам позавидуют.
    3. 3.Есть люди подобно золотой монете: чем дольше работают, тем дороже ценятся.
    4. 4.Нет лучше любимой подруги, чем любимая работа: не стареет, и стареть не дает.
    5. 5.Трудности закаляют на пути к счастью.

    Подводя итоги, можно сказать, что грамотно построенная система интерактивных форм работы с педагогическими кадрами,- приведет к повышению уровня воспитательно-образовательной работы ДОУ и сплотит коллектив педагогов.

    Читайте также: