Активизация познавательной деятельности учащихся в начальной школе

Обновлено: 05.07.2024

Активизация познавательной деятельности учащихся начальной школы (теоретические аспекты)

Предлагаем обсудить несколько проблем:

Проблема 1.

Почему одни младшие школьники всегда активны и с удовольствием выполняют любое задание учителя, а другие - скованны и равнодушны к учению? Можно ли так организовать процесс обучения, чтобы у всех детей была высокая познавательная активность и интерес?

Проблема 2.

Всем известна детская любознательность. Нужно ли специально развивать познавательный интерес младших школьников?

1. Актуальность проблемы активизации познавательной деятельности.

Системы образования, педагогическая наука во всём мире переживают период осмысления философских оснований образования, общих целевых установок, стратегических направлений систем образования, а также методов и средств их достижения. Необходимость такого переосмысления обусловлена, прежде всего, экономическим и социальным развитием современного общества, тем фактом, что на смену индустриальному обществу пришло общество информационных технологий, тем, что информация стала главным продуктом цивилизованного общества. Поэтому умение работать с информацией, находить нужную становится жизненно важным для любого специалиста.

Что значит работать с информацией? Это означает, прежде всего, уметь оценить её значимость для решения той или иной проблемы, уметь анализировать информацию, выявлять с её помощью всё новые проблемы в конкретной области знаний, выдвигать гипотезы их решения, определять наиболее рациональные методы и средства решения данных проблем. Другими словами, это означает владеть современными технологиями исследовательской деятельности, обладать навыками творческой деятельности. Отсюда важность интеллектуального творческого развития учащихся. Недаром многие учёные говорят о необходимости развития исследовательских творческих навыков у детей, начиная с дошкольного и младшего школьного возрастов, развитии сенсорной и двигательной сфер ребёнка, формирование нестандартного мышления, наблюдательности, воображения, комплексное развитие различных видов памяти, внимания.

Следовательно, способность к саморазвитию должна стать результатом познавательной деятельности.

Проблема активизации познавательной деятельности учащихся на всех этапах развития образования была одной из актуальных, так как активность является необходимым условием формирования умственных качеств личности.

2. Опираясь на общую теорию деятельности, мы вправе считать, что деятельность - основа учебного процесса. Деятельность - главная характеристика человека, отличающая его от животного. Учебная деятельность необходима человечеству, без неё невозможна передача опыта от поколения к поколению.

Познавательная деятельность является важнейшей составляющей всех видов человеческой деятельности, которые определены в современной психологии (предметной, игровой, продуктивной, трудовой), так как человек в процессе любого занятия приобретает систему знаний о предметах окружающего мира и учится преобразовывать их. Учителю очень важно знать, что познавательная деятельность, как и всякая другая, всегда имеет цель, средства достижения, состоит из процесса преобразования предмета и результата.

Познавательная деятельность:

1) вооружает знаниями, умениями, навыками;

2) содействует воспитанию мировоззрения, нравственных, идейно-политических, эстетических качеств учащихся;

3) развивает их познавательные силы, личностные образования: активность, самостоятельность, познавательный интерес;

4) выявляет и реализует потенциальные возможности учащихся;

5) приобщает к поисковой и творческой деятельности.

Анализ литературы по проблемам развития познавательной активности свидетельствует, что термин этот ученые понимают по-разному. Одни отождествляют активность с деятельностью, другие считают активность результатом деятельности, третьи утверждают, что активность - более широкое понятие, чем деятельность.

Познавательная активность:

- ценное и сложное личностное образование школьника, интенсивно формирующееся в школьные годы. Проявление его в каждом последующем возрасте шире, богаче; оно оказывает влияние на продуктивность обучения и учения, на активизацию всей учебной деятельности. Ценность урока чаще всего определяют через активность учащихся. Познавательную активность можно считать подготовительной ступенью самостоятельности.

Проявления познавательной активности и самостоятельности многообразны, их трудно обособить. Они выражены:

- в целенаправленности познавательных действий, в их целесообразности, характеризуемой смыслообразующей мотивацией;

- в характере знаний, умений, способов деятельности, в мобильности их использования, в содержательности вопросов, обращённых к учителю;

- в желании расширить, углубить познавательную деятельность за счёт источников социальной коммуникации, через широкий круг чтения, телевидение, радио.

В современных условиях важную роль приобретают повышение качества каждого урока, создание на уроке таких условий, которые обеспечивали бы усвоение нового материала уже при первичном его изучении. В решении этой задачи помогает целенаправленное применение приёмов, активизирующих учебную деятельность учащихся.

Активизация - это такая организация познавательной деятельности учащихся, при которой учебный материал становится предметом активных мыслей и практических действий каждого ученика. Она должна обеспечить не только простое запоминание материала и формирование устойчивого внимания, но и дать учащимся некоторые навыки и умения самостоятельно добывать знания.

Активизация учения может быть решена полно при условии в реализации следующего:

1) в содержании предметов необходимо чётко выделить систему ведущих знаний и способов получения и переработки информации;

2) важное место отвести самостоятельным работам, в которых должна быть усилена поисковая деятельность;

3) сочетать информационно-репродуктивные и информационно-поисковые методы обучения, которые бы формировали познавательную потребность, обеспечивали овладение интеллектуальными умениями;

4) придавать значение межпредметным связям.

3. Организация познавательной деятельности.

Пути создания атмосферы познавательной деятельности в школе можно представить следующим образом в обобщённой схеме:

Любое познание - это интеллектуальный труд, связанный с функциональным развитием разума. Организация этого труда ребёнка, его познавательной деятельности и является сферой деятельности учителя.

Всякое развитие познавательных способностей связано, прежде всего, с изучением и знанием индивидуальных психофизиологических особенностей ребёнка. Ведь трудности восприятия учебного материала напрямую связаны с неразвитостью внимания, логического мышления, с особенностью памяти.

2) Связана ли активная познавательная деятельность младшего школьника с наличием у него познавательного интереса? Что такое познавательный интерес? Это - избирательная направленность на отдельные объекты окружающего мира, связанная с положительно эмоциональным отношением, познавательной активностью и волевым усилием субъекта. Как учитель может определить, имеется ли у его учеников устойчивый интерес к определённым урокам? Прежде всего педагог оценивает результаты своих наблюдений за эмоциональными проявлениями младших школьников (эмоциональная напряжённость, мимика, движения, жесты), сформированность речи (интонация, интенсивность тона голоса и так далее), а также анализирует вопросы, которые задают учащиеся.

Можно выделить несколько типов эмоциональных проявлений младших школьников:

1. Отчётливо отрицательное состояние: ребёнок всё время отвлечён, что-то делает, качается на стуле, на вопросы часто не может ответить, потому что не слышал их, не хочет отвечать. Дети этого типа почти не задают никаких вопросов познавательного характера, их интересы сосредоточены лишь на организации деятельности (что и как делать).

2. Нейтральное эмоциональное состояние: ребёнок безразличен к теме урока, на вопросы отвечает вяло, оживляется только при использовании учителем особенно ярких наглядных средств, а также при прямом обращении. Дети этого типа редко задают вопросы познавательного характера, хотя отдельные яркие моменты вызывают их любознательность.

3. Отчётливо положительное эмоциональное состояние: ребёнок внимательно следит за педагогом, интонационно выразительно отвечает на вопросы, часто поднимает руку, при особом желании ответить подпрыгивает, встаёт, эмоционально реагирует на любое высказывание педагога. Дети этого типа достаточно часто задают вопросы, не только касающиеся содержания учебного материала, но и проявляют любознательность независимо от него.

Как видим, активность младшего школьника на уроке прямо связана с его познавательным интересом, поэтому можно утверждать, что развитие этого качества личности ученика положительно повлияет на его познавательную активность.

Какие же условия нужно учесть в педагогическом процессе, чтобы реализовать задачу обучения и развития младшего школьника?

2. Для появления живого познавательного интереса у младших школьников в процессе учебной деятельности необходимо использовать уже имеющийся у них опыт, те знания, которые они получили в процессе жизни стихийным путём (в семье, через средства массовой информации, книги и прочее).

4. Важна сама подача учебного материала. Её структурированность для облегчения восприятия. Логичность изложения. Чередование различных умственных занятий.

5. Хорошо стимулирует познавательную деятельность ученика материал противоречивый. При возникновении сведений взаимно исключающих или взаимно противоречивых у ученика возникает желание разобраться в проблеме, чтобы преодолеть противоречие.

6. Благоприятно действуют на ребёнка его успехи. Ситуация успеха удовлетворяет потребность ребёнка в самоуважении и повышения престижа. Всегда можно найти какие-то успехи ребёнка, сравнивая его предыдущие успехи, отмечая продвижение вперёд.

Эффекты, влияющие на активизацию познавательной деятельности

Устойчивый познавательный интерес формируется разными средствами.

Можно выделить 10 эффектов, влияющих на активизацию познавательной деятельности учащихся младшего школьного возраста. Одними из них является занимательность, эффект увлекательности форм и методов изложения, эффект нестандартных заданий, использования ярких, художественных форм, средств, эффект парадоксальности и другие.



Развитие творческой познавательной активности – тема очень актуальна для начальной школы и именно ей отводится особая роль. Ведь в начальной школе закладывается фундамент знаний, формируется личность ребенка, его мировоззрение. К сожалению, приходится наблюдать, что уже к середине учебного года у первоклассника, так сильно желавшего пойти в школу, жаждущего чего – то нового, неизвестного вдруг гаснет радостное ожидание учебного дня, проходит первоначальная тяга к учению.

Содержимое разработки

учитель начальных классов

Макарова Наталья Сергеевна

Современный педагог должен не только знать свой предмет,

но и уметь пробуждать в ученике жажду познания.

Заинтересовать, а уже потом научить –

вот в чем суть педагогического мастерства.

Проблема познавательной деятельности – одна из вечных проблем педагогики. Педагоги прошлого и настоящего по-разному пытались и пытаются ответить на извечный вопрос: как сделать так, чтобы ребенок учился с охотой и желанием? Задачи современного обучения заключаются не только в том, чтобы обеспечить усвоение школьниками программ, но и в том, чтобы продвинуть их в развитии.

Общепризнанно, что одним из важнейших мотивов учения для школьников является познавательный интерес. Под влиянием познавательного интереса учебная работа даже у слабых учеников протекает более успешно.

Проблемой активизации познавательной деятельности занимались такие педагоги, как Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, Г.А. Цукерман, Г.И. Щукина, И.Ф. Харламов и многие другие.

Развитие творческой познавательной активности – тема очень актуальна для начальной школы и именно ей отводится особая роль. Ведь в начальной школе закладывается фундамент знаний, формируется личность ребенка, его мировоззрение. К сожалению, приходится наблюдать, что уже к середине учебного года у первоклассника, так сильно желавшего пойти в школу, жаждущего чего – то нового, неизвестного вдруг гаснет радостное ожидание учебного дня, проходит первоначальная тяга к учению.

Познавательную активность как педагогическое явление необходимо рассматривать как двухсторонний взаимосвязанный процесс: с одной стороны это форма самоорганизации и самореализации учащегося, с другой – результат особых усилий педагога в организации познавательной деятельности учащегося. При этом конечный результат усилий педагога заключается в формировании и становлении собственной активности учащегося. Не секрет, что для различных учащихся характерна разная степень или, другими словами, интенсивность в активном познании. Однако, учителю нужно работать и с тем школьником, который пассивно принимает знания. И с таким, который “включается” в учебный процесс время от времени в зависимости от учебной ситуации, и с тем, для кого активная позиция в учебном процессе стала привычной.

Поддержание познавательной творческой активности – важное условие успешности учебного процесса.

Задача учителя – научить ребенка самостоятельно выделять учебную задачу, видеть ее за отдельными, не похожими друг на друга, заданиями. Опора на творчество учащихся - это один из основных приемов создания положительной мотивации учения. Развитие активности, пытливости, самостоятельности, инициативы, творческого отношения к делу, является важным звеном в активизации познавательной деятельности учащихся. Для формирования творческой познавательной активности школьников возможно использование всех методов, приемов, которыми располагает дидактика.

Объяснительно – иллюстрационный – рассказ, объяснение, опыты, таблицы, схемы – способствует формированию у младших школьников первоначальных знаний. Использование репродуктивного метода содействует развитию у учащихся практических умений и навыков. Проблемно - поисковый, частично - поисковый, в совокупности с предыдущими, служат развитию творческих способностей школьников. Необходимость формирования творческой познавательной активности заставляет учителя искать средства активизации и управления учебно-познавательной деятельностью.

Каждый урок – это определенная система заданий, которая ведет ученика к овладению тех или иных понятий, умениям, навыкам. Главным критерием урока должно стать включение в учебную деятельность всех без исключения учащихся на уровне их потенциальных возможностей. На практике я стараюсь каждый урок строить так, чтобы были вовлечены в работу и увлечены ею все дети без исключения. От того, какие задания подбирает учитель для данного урока, в какой последовательности их выстраивает, зависит достижение целей урока, активность, самостоятельность учащихся. Устойчивый познавательный интерес формируется на разных предметах в начальной школе разными средствами. Лучшему усвоению материала способствуют средства наглядности, опорные схемы, таблицы. Очень важным средством является занимательность.

Ярчайшим эмоциональным средством формирования познавательных интересов является игра. В процессе игры на уроке учащиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им приходится сравнивать, упражняться, тренироваться. Игра ставит ребенка в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда – стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила игры. В коллективных играх формируются нравственные качества. Важным средством активизации творческой деятельности учащихся является установление связи изучаемого материала с окружающей их действительностью.

Использование тематических кроссвордов помогают повысить грамотность учащихся, развивать у них интерес к предмету, активизировать внимание. Большое значение в развитии познавательной активности на уроках имеют загадки, пословицы, скороговорки, игры, стихи. Использование ИКТ позволяет погрузиться в другой мир, увидеть его своими глазами. По данным исследований, в памяти человека остается 1/4 часть услышанного материала, 1/3 часть увиденного, 1/2 часть увиденного и услышанного, 3/4 части материала, если ученик привлечен в активные действия в процессе обучения.

Приведу примеры заданий и упражнений применяемых мной для развития познавательной активности на уроках.

Русский язык.

Например в 1 классе использую стихи на каждую букву алфавита

1)А - Вот два столба наискосок, а между ними- поясок.

Перед нами буква А алфавиту голова!

М – На скамейке мы сидели,

И по сторонам глядели.

Вдруг скамейка проломилась,

Что за буква получилась?

3)Загадки дают благодатную почву для развития познавательных способностей детей. Кроме загадок в стихах используем загадки – шутки.

Игры “Доскажи словечко”

Кто альбом раскрасит наш?

Ну, конечно … (карандаш)

У белки – бельчонок У галки - …..

У мыши - ……… У свиньи - ……….

Лев – львица Гусь - …….

Слон - слониха Индюк - ………

4) Следующий занимательный материал – это ребусы, кроссворды, головоломки, лабиринты – позволяет ребенку потренировать внимание, память, формировать саморегуляцию, контроль за своей деятельностью.

Одной из основных задач при обучении математике является выработка у ребят навыка хорошего счета. Однако однообразие заданий в виде примеров на вычисление притупляют интерес к счету, да и к урокам использую различные приемы, направленные на выработку вычислительных навыков учащихся.

1)Дети очень любят слушать сказки. На уроках, при ознакомлении с новым правилом для создания проблемной ситуации, развития внимания, наблюдательности, включаем в урок учебные сказки. Например, при изучении знаков , используем сказку о жадном Петушке, который бегал от цифры к цифре и хотел съесть самую большую. Теперь дети никогда не перепутают, что открытый клювик – знак больше, всегда направлен к большему числу. (показать Петушка).

А) Задание: не вычисляя, найди лишний пример.

10 – 2 5 - 2 8 – 2

Формируется умение осуществлять классификацию.

Б) Найди и исправь ошибки

В) Вставь пропущенные знаки действий

37+_=40 55+_=60 63+_=70

24+_=30 31+_=40 76+_=80

3) Найди пару. Соедини линиями выражения из первого столбика с выражениями из второго столбика


4) Блиц – ответы на вопросы.

1. К какому числу нужно прибавить 7, чтобы получить 120?

2. Из какого числа надо вычесть 6, чтобы получить 884?

3. Сумма каких двух одинаковых чисел равна 150, 160, 500, 800?

4. Какое число нужно прибавить к 40, чтобы получить: 180, 250, 360?

5. Если к 300 прибавить 5, то получится …

6. Из числа 510 вычли 40. Получилось …

7. Чему равна сумма: 99 и 2, 200 и 4, 875 и 5?

8. Найдите разность: 72 и 5, 91 и 7, 306 и 6.

9. Сумма двух чисел равна первому слагаемому. Чему равно второе слагаемое?

10. Разность двух чисел равна вычитаемому. Приведите примеры.

Литературное чтение

На уроках чтения для развития процессов активной мыслительной деятельности большое значение имеет выбор заданий самими учащимися.

1)Например, предлагаю выбрать такой отрывок из текста, который можно прочитать по ролям, или подойдёт для пересказа, найдите отрывок, где заключена главная мысль.

2)Для упражнения в скором и быстром, чистом произношении используем чистоговорки и скороговорки. Чистоговорки присутствуют на каждом уроке. Они повышают интерес к чтению, развивают творчество, познавательную активность, чувство рифмы и ритма.

3) При работе над определенным текстом использую карточки с заданиями

1.Восстанови последовательность плана текста.

№_____Приспособление кактусов без воды

№_____Выращивание кактусов в домашних условиях

2.Запишите условия, при которых кактусы можно выращивать в домашних условиях._______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.Укажите предложение, соответствующее тексту:

а) Многие кактусы выращивают в домашних условиях.

б) Некоторые кактусы могут обходиться без воды в течение нескольких лет.

в) У кактуса нет листьев, поэтому он не выделяет воду.

4.Докажите, что кактус полезен для человека. Заполните таблицу.

Автор: Затонская Любовь Ивановна

Организация: МБОУ СОШ 3

Населенный пункт: Оренбургская область

Учитель – это великая профессия, издавна почетная, уважаемая.

С введением ФГОС педагог должен полностью пересмотреть свой подход к методам обучения детей. Федеральный государственный стандарт определяет конечный идеальный портрет выпускника начальной школы, а это как раз самостоятельная активная личность.

Самая главная задача — наметить образовательный маршрут для своего подопечного лежит на плечах учителя. Задача учителя, формирующего познавательную активность:

• быть внимательным к каждому ребенку;

• уметь увидеть, подметить у ученика малейшую искру интереса к какой-либо стороне учебной работы;

• создавать все условия для того, чтобы разжечь ее и превратить в подлинный интерес к науке, к знаниям.

Мотивация учебной деятельности школьников, в том числе и их самостоятельной работы, – важная предпосылка успешности обучения. Важно показать учащимся, почему им дается то или иное задание, какова цель его, какие задачи нужно решить для получения искомого результата.

Интерес – важнейший побудитель любой деятельности. Через интерес устанавливается связь человека с объективным миром. Познавательный интерес стал потребностью общества потому, что дидактика, а вслед за нею и практика обучения всё больше обращаются к личности обучающихся.

Таким образом, активизация учебной деятельности учащихся по усвоению новых знаний становится творческой переработкой информации в сознании учеников и решении поставленных перед ними познавательных задач.

Наше время — время перемен. России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие мыслить творчески. В обществе возник новый социальный заказ: вместо послушных исполнителей, востребованы люди, быстро ориентирующиеся в различных ситуациях, творчески решающие возникшие проблемы, понимающие и принимающие всю меру ответственности за свои решения. Человек, способный творчески мыслить, обладает гибкостью ума, изобретательностью, чувством нового, возможностью осуществлять выбор. Способность к творчеству появляется, когда человек начинает осознавать свою особенность и, таким образом, становится личностью. Образование должно побуждать к творчеству.

Актуальность данной проблемы обусловлена современными требованиями развития педагогической теории и практики – новыми требованиями стандарта второго поколения (ФГОС)

На практике необходимо научить учеников самостоятельно приобретать знания, мыслить и применять их в учебной деятельности.

Начальное звено обучения – фундамент для умственного развития человека, для формирования нравственных устоев, здесь впервые появляются таланты и способности. Здесь всё очень важно и нет мелочей, начиная от материально – технической базы обучения и воспитания, наличие тепла, уюта, домашней обстановки в школе и кончая вниманием и заботой со стороны всех, кто старше.

Я считаю, что эффективным современное начальное образование может быть только при максимальном развитии мыслительной активности младших школьников, их творческих способностей, поэтому целью моей работы является:

-формирование коммуникативных компетенций в процессе обучения младших школьников.

-Изучение теоретических наработок по данному вопросу,

повышение эффективности обучения,

выработка новых педагогических приёмов и методик.

- Разработка материала для апробации на уроках с целью диагностики.
Совершенствование качества обучения и воспитания в школе напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Неоспоримо, что этот уровень должен постоянно расти, и в этом случае эффективность различных курсов повышения квалификации, семинаров и конференций невелика без процесса самообразования учителя.

Самообразование необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Для того, чтобы учить других нужно знать больше, чем все остальные.

Работу начала с изучения литературы по проблеме и имеющегося опыта. Изучение теоретического материала

1. Методические новинки

2. Программы и учебники

3. Материалы лекций курсов учителей начальных классов

4. Посещение уроков коллег

5. Разработка уроков по темам

6.Изучение нормативных документов

На уроках, чаще всего, ставлю познавательную цель. Познавая что-то новое, ученики развивают свою память, мышление, воображение. Применяю универсальные учебные действия, а как же без них. Современный урок позволяет ученикам открывать мир знаний с разных сторон. В современных школах есть все, чтобы дети поглощали материал урока применяя не только обычные методы, но и используя цифровые технологии.
Развиваю познавательную деятельность школьников и повышаю интерес к учению на каждом этапе урока через индивидуальную, групповую работу, дифференцированный подход, игру, создание ситуации успеха, самостоятельную работу.
Пробудить у учеников интерес к уроку стараюсь с первых минут общения. Урок, как правило, начинается с небольшого стихотворения, считалки, пословицы, поговорки, высказывания известных людей, прослушивания грамзаписи и т.д. Эти приёмы настраивают детей на необходимую учебную атмосферу и создают определённый психологический настрой.
( Например , на уроке математики.)

В своей работе, на своих уроках, я стараюсь использовать исследовательские задания в игровой форме:

фокусы с разгадыванием задуманных чисел;

задания с занимательными рамками и магическими квадратами;

задачи со сказочным сюжетом.

Исследовательский характер этих заданий направлен на разгадывание способа выполнения фокуса или выработку выигрышной стратегии игры.

Ещё большую эффективность в образовательном процессе у учащихся наблюдаю при использовании интеллектуальных игр.

В своей работе стараюсь использовать информационные средства обучения: ИКТ предоставляет широкие возможности при подготовке, организации, проведении урока и контроле учебной деятельности учащихся, способствует сделать учебный материал доступным для понимания, активизирует познавательную деятельность обучающихся. Помогает проводить уроки на более высоком эмоциональном и эстетическом уровне, вести обучение в зоне ближайшего развития.

ИКТ я могу применять на любом этапе урока:

-Для обозначения темы урока.

-В начале урока с помощью вопросов по изучаемой теме, создавая проблемную ситуацию.

-Как сопровождение объяснения учителя (презентации, формулы, схемы, рисунки, видеофрагменты и т.д.)

-Для контроля учащихся.

Используя в своей работе здоровьесберегающие технологии, каждый учитель должен ставить перед собой ряд задач, а именно:

- Обеспечить каждому ученику возможность сохранения здоровья.

- Сформировать у каждого ребенка необходимые знания, умения и навыки по ведению здорового образа жизни.

- Научить каждого ребенка использовать полученные знания в повседневной практической жизни.

- Укреплять здоровье каждого ребенка во время учебно-воспитательного процесса.

Физкультминутка, двигательная игра или любой комплекс упражнений — прекрасная возможность для ребенка сделать переход между занятиями, снять эмоциональное напряжение, а также познакомиться со своим телом.
Активизация познавательной деятельности учеников осуществляется посредством применения информационно-коммуникационных технологий на уроках. Приучаю школьников пользоваться интернет - ресурсами для поиска необходимой информации, для создания собственных творческих заданий. При помощи учителя и родителей ребята уже создают собственные презентации.
Активизация познавательной деятельности не ограничивается только лишь урочной деятельностью, а продолжается во внеурочной деятельности и в процессе воспитательной работы.
Таким образом, создавая на каждом уроке ситуацию успеха, благоприятную и доброжелательную атмосферу, повышая мотивацию школьников к учению, можно добиться устойчивых положительных результатов в работе.

Новые ФГОС определяют принципиально новые задачи начального образования. Закладывает основу формирования учебной деятельности ребенка - систему учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат. Именно начальная ступень школьного обучения должна обеспечить познавательную мотивацию и интересы учащихся, готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности учения с учителем и одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.

Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать, но и формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности.
ФГОС ставит целью формирование активной личности, поэтому процесс обучения должен быть направлен на активизацию деятельности учащихся. В активном восприятии и осмыслении изучаемого материала большое значение имеет умение учителя придавать этому материалу увлекательный характер, делать его живым и интересным. Основной задачей учителя при организации эффективного учебно-познавательного процесса является включение в изучаемый материал занимательных моментов, элементов новизны и неизвестности, что способствует развитию познавательного интереса и формированию познавательных потребностей.
Заставить учиться нельзя, учебой надо увлечь. Это привело меня к необходимости заняться поиском приемов обучения, которые позволяют ребенку быть инициативным, настойчивым, самостоятельным.

Первый год обучения является стартовым и крайне важным для формирования универсальных учебных действий, т.к. именно в этот год у детей происходит плавный переход от игровой деятельности к учебной. Использование на уроках игровых приемов помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.

В ходе игры учащиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им самим приходится сравнивать, выполнять арифметические действия, тренироваться в устном счете, решать задачи. Игра ставит учащихся в условие поиска, пробуждает интерес к победе, следовательно, дети стремятся быть быстрыми, находчивыми, четко выполнять задания, соблюдая правила игры.
Игровые и занимательные задания способствуют восприятию интереса к предмету.

На уроках математики провожу устный счет с элементами игры:

Логические разминки (решение задач)

На столе 4 яблока. Одно из них разрезали пополам. Сколько яблок на столе? (4)

Если сегодня понедельник, то какой день недели будет через 14 дней? (понедельник)

Сколько минут составляют полтора часа? (90 мин)

Васиного отца зовут Иван Николаевич, а дедушку – Семен Петрович. Какое отчество у Васиной мамы? (Семеновна)

Читайте также: