Административное право как отрасль права кратко

Обновлено: 30.06.2024

Административное право – это одна из отраслей российской правовой системы; комплекс норм юридического характера, которые регламентируют общественные отношения, возникающие в ходе реализации задач и функций органов государственной власти, местного самоуправления при осуществлении исполнительно-распорядительной деятельности.

Среди специфичных признаков отрасли административного права на сегодняшний день можно выделить следующие:

  • Данная отрасль является одной из наиболее важных отраслей публичного права;
  • Имеет предмет правового регулирования, под которым понимают управленческие отношения, которые возникает в области государственного управления, а также прочих аналогичных сферах;
  • Имеет особенный способ правового регулирования;
  • Характеризуется внутренней согласованностью, состоит из нескольких составляющих, тесно связанных между собой;
  • Имеет особое внешнее выражение, которое закрепляет в конкретных формах-источниках.

Отношения общественного характера, а также управленческие отношения, которые могут возникать, изменяться, а также прекращаться в различных сферах общественной жизни представляют собой предмет административного права. Для предмета данной отрасли права характерна динамичность. Некоторые виды отношений, например, таможенные в сфере муниципального управления, на сегодняшний день выступают в качестве предмета правового регулирования таможенного, муниципального права, что в большей части связано с возникновение новых отраслей в российской правовой системе. В то же время некоторые группы иных правоотношений представляют предмет административного права, что является результатом систематизации норм.

На сегодняшний день управленческие отношения, которые регламентируются нормами административного права могут быть классифицированы по различным признакам.

Так, по субъектному признаку можно выделить следующие виды отношений:

  • Вертикальные отношения, которые представляют собой отношения между соподчиненными субъектами государственного управления;
  • Горизонтальные отношения, возникающие между субъектами государственного управления, для которых не характерно соподчинения;
  • Отношения, которые могут возникать между субъектами исполнительной ветви власти и исполнительными органами власти муниципалитетов;
  • Отношения, которые могут возникать между субъектами исполнительной ветви власти и различного рода общественными организациями, объединениями;
  • Отношения, которые могут возникать между субъектами исполнительной ветви власти и государственными служащими;
  • Отношения, которые могут возникать между субъектами исполнительной ветви власти и частными лицами;
  • Отношения, которые могут возникать между субъектами исполнительной ветви власти и прочими субъектами.

Готовые работы на аналогичную тему

По признаку государственно-территориального устройства можно выделить следующие виды управленческих отношений:

  • Отношения, которые возникают между центральными органами исполнительной власти федерального уровня и исполнительными органами субъектов РФ;
  • Отношения, которые возникают между центральными между органами исполнительной власти субъектов РФ;
  • Отношения, которые возникают между органами исполнительной власти субъектов и исполнительными органами муниципалитетов.

Особенности административного права

На сегодняшний день административное право оказывает особое воздействие на общественные отношения, в частности, административное право:

  • регламентирует правоотношения во всех областях общественной жизни, в экономике, в социально-культурной области и т.д.;
  • предопределяет систему, а также структур органов власти, которые привлекаются для участия в общественных отношениях;
  • утверждает основные правила поведения граждан, должностных лиц, хозяйствующих субъектов, а также прочих субъектов административного права.

Следует отметить, что в административном праве за нарушение установленных на законодательном уровне правил предусматривается наступление административной ответственности, а также в обязательном порядке закрепляется порядок привлечения к такой ответственности, порядок обжалования решений и т. д.

Комплекс различного рода предписывающих, запрещающих и дозволительных средств воздействия представляет собой метод административного права.

Среди особенностей метода административного права на сегодняшний день можно выделить:

  • Данный метод представляет собой некоторое соотношение средств предписания, запрета и дозволения;
  • Для данного метода в основном свойственны правовые инструменты распорядительного типа;
  • Данный метод представляет собой волеизъявление одного из участников регулируемого отношения;
  • Использование метода административного права не исключает применения различного рода диспозитивных средств.

Среди наиболее распространенных методов административного права на современном этапе развития можно выделить следующие:

В основе строя, формирования и эффективного функционирования исполнительной власти лежит административная деятельность государства, закрепленная законодательными актами. Совокупность таких актов создают отдельную отрасль правовой системы – административное право, которое по важности для страны занимает вторую позицию после конституционного.

Фактически, вся деятельность государства опирается на административное право. Российской Федерации это касается в особенности, так как в нашей стране исполнение государственной власти требует особо тщательной организации. Причина этому – большое количество проживающих в России национальностей и огромные размеры самой территории.

Административное право является публичным. Это обусловлено тем, что эта правовая отрасль регулирует и защищает отношения общества и государства.

Поскольку право является самостоятельной правовой отраслью, да и к тому же достаточно объемной, оно имеет свой предмет и методы.

Предметом административного права представляется совокупность общественных отношений, берущих свое начало во властной деятельности администрации государства и судопроизводства.

Эти отношения разделяются на три основные группы:

  • возникшие при созидательной и регулятивной деятельности государства;
  • возникшие при охранительной деятельности власти;
  • отношения, вытекающие из судопроизводства.

К методам административного права относятся предписание, запрет и дозволение. Предписанием является определение порядка действий, образа и условий их осуществления. Предусмотрено предписание нормой, она же ориентирует на применение юридических действий в случае ее невыполнения.

Запрещение действий происходит под страхом использования юридических средств и наложения административной или дисциплинарной ответственности.

Дозволение представляет собой метод, предполагающий возможность выбора одного из предложенных вариантов поведения. Рассчитан такой метод на действия должностных лиц, которые не имеют права отказаться от выбора. Дозволение, в отличие от предыдущих методов, предусматривает некоторую самостоятельность при принятии решения.

С помощью административного права определяется степень полномочий единиц власти, система государственных органов и направления их деятельности.

Кратко об административном праве:

Административное право — это отрасль права, регулирующая общественные отношения, связанные с деятельность органов государственной и местной власти по исполнению ими управленческих функций. Специфика предмета регулирования позволяет называть Административное право – управленческим. Данное право регламентирует порядок формирования и деятельности органов власти всех уровней.

Также предметом регулирования административного права являются различные отношения в обществе, подлежащие управлению со стороны органов власти. В рамках административного права рассматриваются и противоправные деяния, не относящие по своей тяжести и опасности к преступлениям, данные противоправные деяния являются административными правонарушениями.

Административное право как отрасль российского права представлено системой юридических норм, предназначенных для регулирования и контроля отношений в обществе, которые проявляются в процессе реализации задач и функций государственных органов власти, местного самоуправления.

Также эта отрасль права регулирует отношения внутриорганизационного характера, которые возникают в организациях, на предприятиях и в учреждениях.

Адм. право можно отличить по следующим признакам:

  • основополагающая отрасль публичного права;
  • формирование с помощью совокупности юридических норм;
  • наличие обособленного предмета правового регулирования в качестве управленческих отношений, проявляющихся в области государственного управления и в прочих сферах;
  • наличие собственного метода правового регулирования;
  • внутренняя согласованность, включает определенные элементы;
  • внешнее выражение, закрепление в определенных формах, представляющих собой источники.

Критериями (основанием) деления права на отрасли является предмет, метод, обособленная нормативная база.

Предмет административного права

Административное право как отрасль права регулирует общественные отношения в области государственного управления, а также управленческие отношения, которые могут возникать в других областях жизнедеятельности общества. Все перечисленное и составляет предмет административного права.

Рассмотрим виды управленческих отношений, которые регулируются нормами административного права. В соответствии с субъектным признаком они возникают между следующими лицами:

  • вертикальные отношения, проявляющиеся между подчиненными субъектами государством;
  • субъектами исполнительной власти (СИВ), которые не находятся в состоянии соподчинения (горизонтальные отношения);
  • СИВ и исполнительными органами на уровне местного самоуправления;
  • СИВ и общественными объединениями;
  • СИВ и служащими государства;
  • СИВ и гражданами;
  • СИВ и прочими лицами.

В соответствии с признаком государственно-территориального устройства отношения возникают между следующими органами:

  • центральные органы федеральной ИВ и исполнительные органы субъектов РФ;
  • органы ИВ субъектов РФ;
  • органы ИВ субъектов РФ и местного самоуправления.
  • В соответствии с направлениями воздействия:
  • внешние отношения, возникающие по причине реализации полномочий органов ИВ вовне;
  • внутренние отношения, представляющие собой внутриорганизационные, внутрисистемные отношения.

Особенности предмета административного права

Предмет административного права отличает динамичность. Некоторые отношения (например, в сфере таможни) в сфере местного самоуправления сегодня представляют собой предмет правового регулирования таможенного, муниципального права. Это связано с формированием новых отраслей права в России. Есть группы отношений, которые на этой стадии составляют предмет административного права. Это стало результатом систематизации норм в КоАП, которые устанавливают административную ответственность.

1.1. Понятие, предмет и метод административного права

Административное право — отрасль российской правовой системы, представляющая собой совокупность правовых норм, предназначенных для регулирования общественных отношений, возникающих в процессе осуществления государственно-управленческой деятельности.

Как самостоятельная отрасль российского права административное право имеет свой предмет.

Предмет административного права регулирует общественные отношения, возникающие, изменяющиеся и прекращающиеся в рамках реализации исполнительной власти.

Субъектами таких отношений выступают представители исполнительной власти, с одной стороны, а с другой — они же или граждане, государственные (негосударственные) предприятия, учреждения, организации, общественные объединения, профсоюзы и другие субъекты права.

Предмет отрасли административного права включает в себя изучение сущности исполнительной власти, осуществляющей государственное управление, видов административно-правовых норм, источников и системы этой отрасли права, отношений, регулируемых нормами административного права, их взаимосвязей и развития, правового статуса субъектов и объектов государственного управления, правовых форм и методов управления, вопросов административной ответственности и способов обеспечения законности в сфере исполнительной власти, проблем отраслевого, межотраслевого и территориального управления.

Предмет административного права позволяет определить сферу правового регулирования данной отрасли права. Метод же административного права устанавливает приемы и способы воздействия административно-правовых норм на общественные отношения, возникающие в процессе управленческой деятельности государства, с целью их регулирования.

Административное право использует для регулирования административных отношений различные приемы и способы. И в первую очередь методы, свойственные для всех (или многих) отраслей права. Сравнивая с методологией общей теории права, можно сказать, что все это применимо к методу административного права. Любая отрасль права, в том числе и административное, использует три основных метода:

1) предписание — возложение прямой юридической обязанности совершать те или иные действия в рамках, предусмотренных правовой нормой;

2) запрет — возложение прямой юридической обязанности не совершать те или иные действия;

3) дозволение — юридическое разрешение совершать те или иные действия в условиях, предусмотренных правовой нормой, или воздержаться от их совершения по своему усмотрению.

Особенности административно-правового регулирования вытекают из особенностей предмета административного права и сущности государственно-управленческой деятельности.

Наиболее характерно для метода административного права использование предписания, т.е. прямых средств распорядительного свойства. Свое выражение они находят в том, что одной стороне административных отношений предоставлен определенный объем юридически властных полномочий, адресуемых другой стороне.

Административно-правовое регулирование предполагает односторонность волеизъявлений одного из участников административных отношений (властеотношений).

Все методы правового регулирования принято делить на императивные и диспозитивные. Административное право использует и те и другие, отдавая предпочтение первым.

Читайте также: