А с макаренко педагогические труды кратко

Обновлено: 05.07.2024

Детство и юность

В небольшом городке Белополье Харьковской губернии 1(13) марта 1888 года в простой семье железнодорожного работника родился мальчик, которому суждено было вписать свое имя в историю мировой педагогики.

Переехав со всей семьей в Крюков, Антон поступил в Кременчугское училище, которое блестяще окончил в 1904 году. Всерьез задумавшись о будущей профессиональной деятельности, Антон записался на педагогические курсы, успешное окончание которых давало право на преподавание в начальных классах.

Педагогическая деятельность

Макаренко сразу же приступил к работе в родном Крюкове, но очень быстро осознал, что ему не хватает полученных знаний. В 1914 году он был зачислен в Полтавский учительский институт, который окончил с отличием.

Однако представители власти, внимательно следившие за педагогическими экспериментами Макаренко, не дали ему возможность реализовать их в полной мере. В результате Антон Семенович был переведен в Киев на “бумажную” работу.

Писательский труд

Согласно этой книге, для лучшей адаптации ребенка в социуме ему, словно воздух, с ранних лет нужен коллектив. Большую роль играет и возможность свободной реализации своих способностей и талантов. Каждый подросток должен уметь самостоятельно зарабатывать на свои нужды.

Личная жизнь

Со своей супругой, Галиной Стахиевной, Макаренко познакомился во время работы в колонии. После регистрации брака в 1935 году он усыновил сына своей супруги, Льва. Также он заменил родного отца своей племяннице Олимпиаде. Родных детей у Антона Семеновича не было.

Смерть

Писатель скоропостижно скончался от сердечного приступа 1 апреля 1939 года, в вагоне электрички.

Антон Семёнович Макаренко (1888 –1939) – советский педагог-новатор и писатель. Он обогатил советскую педагогику ценными педагогическими идеями, методами и приёмами (система перспективных линий, принцип параллельного действия, стиль и тон педагога). Он дал новое толкование ряду педагогических вопросов и детально разработал выдвинутые ранее, но недостаточно разработанные до него советской педагогикой проблемы (воспитание в коллективе, семейное воспитание).


Макаренко был одним из создателей стройной системы коммунистического воспитания подрастающего поколения на основе марксистско-ленинского учения. Его имя широко известно в разных странах, его педагогический эксперимент, имеющий, по словам А.М. Горького, мировое значение, изучается повсюду. За 16 лет своей деятельности в качестве руководителя колонии имени М. Горького и коммуны имени Ф. Э. Дзержинского А. С. Макаренко воспитал более 3000 молодых граждан Советской страны.


Свою образовательную систему он начал воплощать, работая в трудовой колонии для несовершеннолетних преступников. Он помог сотням детей пройти социализацию и подготовил их к реальной жизни. Макаренко считал, что хороший учитель должен верить в своих учеников, отлично знать свой предмет и незамедлительно действовать, опираясь не на книжные формулы, а на собственный опыт. Авторская методика учителя до сих пор остаётся актуальной, а его советы можно взять на вооружение каждому родителю.

Факты биографии

Антон Макаренко родился в городе Белополье (ныне Сумская область, Украина) в семье железнодорожного рабочего. Преподавать А. С. Макаренко начал еще в 17 лет, устроившись в Кременчугское железнодорожное училище. С 1914 по 1917 год был студентом Полтавского учительского института, который окончил блестяще. Темой дипломной работы Макаренко был кризис современной педагогики. Уже в студенческой юности будущий корифей педагогики понял своё призвание и наметил пути развития своих революционных, новаторских идей. Это был долгий и трудный путь.

Из наследия А. С. Макаренко

Представленные издания освещают деятельность педагога и писателя: это публицистика, литературное творчество, труды исследователей, содержащие теоретико-исторический анализ педагогической концепции и опыта А.С. Макаренко. Штрихи к образу – деловая и личная переписка, дневниковые записи, неопубликованные ранее статьи в собраниях сочинений.

Повесть "Флаги на башнях" связана по содержанию с повестью "Педагогическая поэма" и продолжает рассказ о жизни коллектива коммуны имени Ф. Дзержинского. В книге автор стремился изобразить замечательный коллектив, в котором ему посчастливилось работать, изобразить его внутренние движения, его судьбу, его окружение.

Педагогика Макаренко максимально ориентирована на воспитание. Различным составляющим именно воспитания (не образования!), его факторам, условиям, критериям воспитанности посвящены многие страницы книги. Работы Макаренко о семейном воспитании вызовут желание задуматься о своем отношении к детям, к самим себе как родителям, раскроют истоки родительского авторитета, помогут лучше понять причины достижения одними успеха и счастья, а другими – краха и разочарований. Предназначена родителям и воспитателям, студентам и преподавателям.

В книгу включено наиболее важное и значительное из огромного педагогического наследия А.С.Макаренко. Мысли А.С.Макаренко о роли коллектива и коллективного труда в воспитании, о культуре потребления и родительском авторитете, о воспитании героической личности, о мастерстве воспитателя и значении педагогического коллектива крайне актуальны сегодня в период перестройки социально-экономических отношений в стране и демократизации нашего общества. Все, кого интересуют проблемы воспитания подрастающего поколения, найдут в этой книге ответы на самые разнообразные вопросы.

В книге И. Ф. Козлова, одного из первых исследователей педагогического опыта А. С. Макаренко, излагаются основы его педагогической системы, дается анализ практики руководимых им воспитательных учреждений: трудовой колонии имени М. Горького и коммуны имени Ф. 3.Дзержинского. Автор раскрывает методологические принципы наследия А. С. Макаренко по коренным проблемам воспитания, лаконично и ярко излагает основы теории воспитательного коллектива и методики педагогического воздействия. Книга адресована широкому кругу читателей, руководителям школ, учителям, преподавателям и студентам педагогических учебных заведений.

Задача книги – познакомить с тем, что является непреходящим в творчестве великого гуманиста, с тем, что при прошлом прочтении его творчества оставалось, по ряду причин, за скобками, но что является сегодня особенно актуальным.

Знаете ли вы, что.

По мнению ЮНЕСКО (1988) А. С. Макаренко признан одним из выдающихся педагогов XX века.

10 основных правил воспитания Антона Макаренко

Педагогам-мастерам, только начинающим и будущим педагогам предлагаем ещё раз взять в руки и прочесть то великое педагогическое наследие, которое позволит по-новому осмыслить жизнь и деятельность А. С. Макаренко, а возможно и значимость своей выбранной профессии. А родители смогут пересмотреть свои методы воспитания и найти ответы на волнующие вопросы.


ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ТЕОРИЯ А. С. МАКАРЕНКО

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.

Антон Семенович Макаренко (1888—1939) был талантливым педагогом-новатором, одним из создателей стройной системы коммунистического воспитания подрастающего поколения на основе марксистско-ленинского учения Его имя широко известно в разных странах, его педагогический эксперимент, имеющий, по словам А. М. Горького, мировое значение, изучается повсюду. За 16 лет своей деятельности в качестве руководителя колонии имени М. Горького и коммуны имени Ф. Э. Дзержинского А. С. Макаренко воспитал в духе идей коммунизма более 3000 молодых граждан Советской страны. Многочисленные труды А С. Макаренко, особенно “Педагогическая поэма” и “Флаги на башнях”, переведены на многие языки. Велико число последователей Макаренко среди прогрессивных педагогов всего мира.

Основная часть.

Жизнь и деятельность А. С. Макаренко.

А. С. Макаренко родился 13 марта 1888 г. в г. Белополье Харьковской губернии в семье рабочего железнодорожных мастерских. В 1905 г. он окончил с отличием высшее начальное училище с одногодичными педагогическими курсами. Бурные события периода первой русской революции 1905 г. сильно захватили способного и активного юношу, рано осознавшего свое педагогическое призвание и страстно увлеченного гуманными идеями русской классической литературы. Огромное влияние на формирование мировоззрения Макаренко оказал М. Горький, владевший тогда умами передовых людей России. В эти же годы А. С. Макаренко познакомился с марксистской литературой, к восприятию которой он был подготовлен всей окружающей его житью.

По окончании училища А. С. Макаренко работал учителем русского языка, черчения и рисования в двухклассном железнодорожном училище пос. Крюково Полтавской губернии. В своей работе он стремился осуществить прогрессивные педагогические идеи: установил тесные связи с родителями учеников, пропагандировал идеи гуманного отношения к детям, уважения их интересов, пытался ввести труд в школе. Естественно, что его настроения и начинания встретили неодобрение со стороны консервативного школьного начальства, которое добилось перевода Макаренко из Крюкова в школу захолустной станции Долинская Южной железной дороги. С 1914 по 1917 г. Макаренко учился в Полтавском учительском институте, который окончил с золотой медалью. Затем он заведовал высшим начальным училищем в Крюкове, где прошли его детство и юность и где ныне открыт музеи его имени.

А. С. Макаренко восторженно встретил Великую Октябрьскую социалистическую революцию. В период гражданской войны и иностранной интервенции в южных украинских городах скопилось огромное число беспризорных подростков, органы Советской власти начали создавать для них специальные воспитательные учреждения, и А. С. Макаренко был привлечен к этой труднейшей работе. В 1920 г. ему было поручено организовать колонию для малолетних правонарушителей.

В течение восьми лет напряженного педагогического труда и смелых новаторских поисков методов коммунистического воспитания Макаренко одержал полную победу, создав замечательное воспитательное учреждение, прославившее советскую педагогику и утвердившее действенный и гуманный характер марксистско-ленинского учения о воспитании.

В 1928 г. М. Горький посетил колонию, носившую с 1926 г. его имя. Он писал по этому поводу: “Кто мог столь неузнаваемо изменить, перевоспитать сотни детей, так жестоко и оскорбительно помятых жизнью? Организатором и заведующим колонией является А. С. Макаренко. Это бесспорно талантливый педагог. Колонисты действительно любят его и говорят о нем тоном такой гордости, как будто сами создали его”.

Героическая история создания и расцвета этой колонии прекрасно изображена А. С. Макаренко в “Педагогической поэме”. К ее написанию он приступил в 1925 г. Все произведение по частям было опубликовано в 1933—1935 гг.

В 1928—1935 гг. Макаренко руководил организованной харьковскими чекистами коммуной имени Ф. Э. Дзержинского. Работая здесь, он смог подтвердить жизненность и действенность сформулированных им принципов и методов коммунистического воспитания. Жизнь коммуны отражена А. С. Макаренко в его произведении “Флаги на башнях”.

В 1935 г. Макаренко был переведен в Киев для заведования педагогической частью трудовых колоний НКВД Украины. В 1936 г. он переехал в Москву, где занимался теоретической педагогической деятельностью. Он часто выступал среди педагогов и перед широкой аудиторией читателей своих произведений.

В 1937 г. было опубликовано крупное художественно-педагогическое произведение А. С. Макаренко “Книга для родителей”. Ранняя смерть прервала работу автора, предполагавшего написать 4 тома этой книги. В 30-е годы в газетах “Известия”, “Правда”, “Литературная газета” появилось большое число статей А. С. Макаренко литературоведческого, публицистического и педагогического характера. Эти статьи вызывали большой интерес читателей. Макаренко часто Выступал с лекциями и докладами по педагогическим вопросам, много консультировал учителей и родителей. Выступал он и по радио. Ряд его лекций для родителей неоднократно издавался под заглавием “Лекции о воспитании детей”. А. С. Макаренко скончался 1 апреля 1939 г.

Важнейшие принципы педагогической теории и практики А. С. Макаренко.

А. С. Макаренко считал, что четкое знание педагогом целей воспитания — самое непременное условие успешной педагогической деятельности. В условиях советского общества целью воспитания должно быть, указывал он, воспитание активного участника социалистического строительства, человека, преданного идеям коммунизма. Макаренко доказывал, что достижение этой цели вполне возможно. “… Воспитание нового человека — дело счастливое и посильное для педагогики”,— говорил он, имея в виду марксистско-ленинскую педагогику.

Уважение к личности ребенка, благожелательный взгляд на его потенциальные возможности воспринимать хорошее, становиться лучше и проявлять активное отношение к окружающему неизменно являлись основой новаторской педагогической деятельности А. С. Макаренко. К своим воспитанникам он подходил с горьковским призывом “Как можно больше уважения к человеку и как можно больше требования к нему”. К распространенному в 20-е годы призыву к всепрощающей, терпеливой любви к детям Макаренко добавил свой: любовь и уважение к детям обязательно должны сочетаться с требованиями к ним; детям нужна “требовательная любовь”, говорил он. Социалистический гуманизм, выраженный в этих словах и проходящий через всю педагогическую систему Макаренко, является одним из ее основных принципов. А. С. Макаренко глубоко верил в творческие силы человека, в его возможности. Он стремился “проектировать” в человеке лучшее.

Сторонники “свободного воспитания” возражали против каких бы то ни было наказаний детей, заявляя, что “наказание воспитывает раба”. Макаренко справедливо возражал им, говоря, что “безнаказанность воспитывает хулигана”, и считал, что разумно выбранные, умело и редко применяемые наказания, кроме, конечно, телесных, вполне допустимы.

В любом воспитательном советском учреждении воспитанников следует ориентировать на будущее, а не на прошлое, звать их вперед, открывать им радостные реальные перспективы. Ориентировка на будущее составляет, по мнению Макаренко, важнейший закон социалистического строительства, целиком устремленного в будущее, он соответствует жизненным стремлениям каждого человека. “Воспитать человека — значит воспитать у него,— говорил А. С. Макаренко,— перспективные пути, по которым располагается его завтрашняя радость. Можно написать целую методику этой важнейшей работы”. Работа эта должна организовываться по “системе перспективных линий”.

Заключение.

А. С. Макаренко — педагог-новатор, обогативший советскую педагогику ценными педагогическими идеями, методами и приемами (система перспективных линий, принцип параллельного действия, стиль и тон педагога и т. д.). Он дал новое толкование ряду педагогических вопросов и детально разработал выдвинутые ранее, но недостаточно разработанные до него советской педагогикой проблемы (воспитание в коллективе, семейное воспитание и др.).

Макаренко был педагогом, успешно применявшим в теории и на практике воспитания диалектико-материалистические принципы.

Антон Семенович Макаренко – всемирно известный воспитатель, педагог и писатель. В соответствии с позицией ЮНЕСКО Макаренко является одним из четырех педагогов, определивших способ педагогического мышления ХХ века.

ХХI век прогнозировался в качестве века человека и гуманитарной культуры. О педагогике будущего не только размышлял, но и творил ее один из наиболее значимых педагогов ХХ века А.С. Макаренко.

Макаренко А.С. оставил свое педагогическое наследие, ориентированное на будущее – педагогику завтрашнего дня. Необходимо сказать об основных аспектах богатого теоретического наследия педагога-новатора.

Макаренко утверждал, что задача воспитания – организовать жизнь ребенка, насытить ее богатством культуры человечества и истинно гуманных отношений между людьми. В соответствии с этим строилась стратегия воспитательного процесса. Макаренко осуществлял переход к высшему этапу научного знания – технологическому.

Вся педагогическая концепция Макаренко пронизана заботой о судьбе каждого ребенка, а развитие личности является содержательной основой воспитания и обучения. Главная задача педагога – не воздействовать на ребенка, а содействовать его развитию, стимулировать верное направление этого развития, чтобы раскрыть силы и способности каждой детской личности.

Педагогика завтрашнего дня А. С. Макаренко – деятельностная, результаты работы его системы давали стране достойных граждан. В связи с этим его педагогическая теория и практика стали образцом гуманной педагогики.

Макаренко один из первых в полном объеме поставил вопрос материнства в педагогике. На сегодняшний день практически в каждом педагогическом вузе разработан спецкурс и создана кафедра педагогического материнства.

Наследие А.С. Макаренко и современная отечественная педагогика

Готовые работы на аналогичную тему

Педагогический феномен Макаренко отличается уникальностью, причем не просто своей разносторонностью, а в первую очередь, поразительной глубиной, постижением педагогической истины такой глубины, когда человек способен открыть самые сокровенные тайны воспитания. Его педагогические труды отличаются философичностью и тонким психологизмом. В его работах раскрыта сущность процесса воспитания в качестве сложнейшего инструмента формирования и развития личности и им же теоретически обоснована его структура в качестве взаимосвязи целей, содержания, средств и результатов воспитания.

Работы Макаренко содержат огромный материал, посвященный каждому компоненту воспитания и массу интересных рекомендаций касательно управления воспитательной деятельностью. В своих учреждениях для управления процессом воспитания, Макаренко создавал уникальную систему, главный субъект управления в которой – сами дети.

Произведения Макаренко могут быть использованы в качестве учебников по внутришкольному менеджменту, так как в них раскрывается технология деятельности менеджера в образовательном учреждении, актуальная в современной педагогике. Все управленческие функции, а также стиль и методы руководства коллективом детей и педагогов, принципы управления, традиции и законы, которым нужно научиться, отражены в его работах.

Иными словами, можно сделать вывод, что идеи Макаренко актуальны для решения многих современных педагогических проблем: общественное и семейное воспитание, воспитание и перевоспитание, коллектив и личность, педагогическое мастерство и подготовка педагогов, управление и самоуправление.

Если кратко сформулировать смысл его педагогической новизны, то она может быть определена в качестве борьбы:

  • борьба за педагогику, возвышающая человеческое достоинство;
  • борьба за обретение педагогического и человеческого счастья и развитие гуманистического начала в педагогике;
  • непрерывная борьба за человека и веру в его возможности;
  • борьба с косными традициями;
  • борьба за утверждение и развитие альтруистской сущности, которая есть в каждом ребенке.

Макаренко в конечном счет, доказывал, что воспитательная деятельность дает учителю ряд необыкновенных и богатых возможностей для обретения счастливой жизни. Система новаторских теоретических идей может играть существенную роль в современных условиях, так как это наследие содержит не только массу ценного, но и универсального материала.

Философско-педагогическая концепция Макаренко представляет его творческое кредо в качестве классики педагогической науки, как теоретика и практика воспитания, всемирно известного писателя и драматурга, литературного критика.

Методологическая основа теоретико-педагогического наследия Макаренко – это обширные научные знания, обеспечившие ему ответ на вопрос, как и каким образом ему действовать, чтобы по-новому формировать нового человека. При этом он был твердо уверен, что методологические педагогические знания – не догма, не правила на любой случай жизни, они постоянно наполняются и развиваются. Под методологическими основами он понимал совокупность принципов и подходов педагога к процессу организации теоретической и практической деятельности.

Гносеологический подход к рассмотрению педагогических явлений раскрывает механизм воспитания личности, то есть объясняет, как это происходит. Макаренко указывал на основные проблемы педагогической науки и отмечал, что психология должна превратиться в продолжение педагогики в процессе реализации педагогического закона.

Макаренко умело использовал не только гносеологический, но и социологический подход при организации воспитания и обучения. Например, взаимодействие цели и способов воспитания в педагогических работах Макаренко свидетельствуют о том, что он рассматривал их с позиции причинно-следственных связей и обусловленности педагогических явлений процессами жизни всего общества.

Читайте также: