36 толпа как стихийно организованная группа кратко

Обновлено: 07.07.2024

В социальной психологии выделяются три вида стихийных групп: толпа, масса, публика. Особенности толпы: быстрый сбор, возбуждение и переход к действиям, возможность элементов организации, лидер и толпа; возможность агрессивных действий; преобладание эмоциональных реакций. Особенности массы: стабильность образования, организованность, разнородность, неустойчивость. Особенности публики:сбор для совместного времяпрепровождения, возможность неуправляемости. Специфика аудитории: управляемость. Побудители действий в стихийных группах (слухи, сплетни), действие личности без ощущения личного контроля над ситуацией.

Толпа– многочисленное скопление людей. Легко образуется в следующих типичных ситуациях. 1. - стихийные бедствия. 2. - общественный транспорт и транспортные узлы. 3. - массовые зрелища. 4. - политические акции. 5. - места масс гуляний и отдыха. Признаки толпы: 1. - многочисленность. 2. - высокая контактность. 3. - эмоциональная возбужденность. 4. - неорганизованность (стихийность). 5. - отсутствие общей, всеми осознаваемой цели.

Под толпой необходимо понимать стих возникшее, или утратившее организованность и характеризующееся отсутствием общей для всех осознаваемой цели, многочисленное скопление людей, находящихся в непосредственном контакте друг с другом и находящихся в состоянии повышенного эмоционального возбуждения.

Виды толпы.По степени активности выделяются три вида:

1. пассивная - отличается отсутствием эмоционального возбуждения. В таком состоянии люди слабо связаны друг с другом, не обмениваются информацией и не могут совершать совместные действия.

2. активная - всякая толпа, находящаяся в состоянии разной степени эмоционального возбуждения. Эмоциональная заражённость способствует появлению психологической готовности людей совместно действовать. У них формируются сходные соц. установки на определенные формы поведения. Возраст теснота связи между людьми и интенсивность обмена идей. Необходимо различать толпы в состоянии внутренней активности, которые психологически готовы совместно действовать, но ещё не действуют, реально действующие толпы активны и внутренне и внешне.

3. агрессивная - уровень эмоционального возбуждения внутренней и внешней активности существенно возрастает. Появляются новые состояния, накапливается псих. напряжение людей, основанные на возможных чувствах фрустрации (ощущения препятствия), отчаяния и гнева. Чтобы толпа перешла из просто активного состояния в агрессивное, необходим всем понятный стимул (слух), вызывающий общее возмущение и негодование. Главной особенностью агрессивной толпы является деструктивное (разрушительное) поведение по отношению к окружающим предметам и людям.

Толпы людей, объединенных чувством страха, вызванного опасностью для жизни, делятся на 5 видов.

1. панические - отличаются от спасающихся большей степенью угрозы для людей, полной утраты всякой организации (спасающиеся поддаются). Поведение людей похоже на механические действия. Психологическое состояние людей характеризуется сужением сознания – когда люди многое из окружающего не воспринимают. Люди ведут себя неадекватно.

2. демонстрирующие - выражают своё отношение к каким-либо соц. событием.

3. окказиальные (образовываются из случайных людей).

4. конвенциальные (образовываются на основе заранее объявленных событий)

5. экспрессивные (по поводу каких-либо эмоций).

Виды и основные характеристики толпы. Толпа является весьма специфическим и чрезвычайно многоликим явлением. По типу доминирующей эмоции и особенностям поведения исследователи выделяют два вида толпы: пассивный (выжидательный) и активный (действующий).

Наиболее простым и весьма распространенным подвидом пассивной толпы является случайная (окказиональная) толпа. Она возникает в связи с каким-либо неожиданным событием, например дорожно-транспортным происшествием, пожаром, дракой и т.д. Обычно случайную толпу образуют так называемые зеваки, т.е. лица, испытывающие определенную потребность в новых впечатлениях, острых ощущениях. Основной эмоцией в подобных случаях является любопытство людей. Случайная толпа может быстро собираться и так же быстро рассеиваться. Как правило, она немногочисленна и может объединять от нескольких десятков до сотен человек, хотя известны случаи, когда окказиональная толпа состояла из нескольких тысяч человек.

Другим часто встречающимся подвидом пассивной толпы является конвенциональная толпа, т.е. толпа, поведение которой основывается на явных или подразумеваемых нормах и правилах поведения — конвенциях. Такая толпа собирается по поводу заранее объявленного мероприятия, например митинга, политической демонстрации, спортивного состязания, концерта и т.д. В подобных случаях людьми обычно движет вполне направленный интерес и они должны следовать нормам поведения, соответствующим характеру мероприятия.

Третий подвид пассивной толпы — экспрессивная толпа, отличающаяся особой силой массового проявления эмоций и чувств (любви, радости, грусти, печали, горя, негодования, гнева, ненависти и т.д.). Экспрессивная толпа обычно является результатом трансформации случайной или конвенциональной толпы, когда людьми в связи с определенными событиями, свидетелями которых они стали, и под воздействием их развития овладевает общий эмоциональный настрой, выражаемый коллективно, часто — ритмически. Наиболее характерными примерами экспрессивной толпы являются футбольные или хоккейные болельщики, скандирующие лозунги в поддержку своих команд, участники политических митингов и демонстраций, выражающие поддержку политике правящего режима или протест. Экспрессивный характер могут иметь народные праздничные демонстрации (например, карнавальные шествия в Рио-де-Жанейро) или похоронные процессии.

В некоторых ситуациях экспрессивная толпа может трансформироваться в свою крайнюю форму — экстатическую толпу, т.е. тот подвид экспрессивной толпы, когда люди, ее образующие, доводят себя до исступления в совместных молитвенных, ритуальных или иных действиях. Чаще всего это случается с молодежью во время рок-концертов, с верующими, представителями некоторых религиозных направлений или религиозных сект.

В отличие от пассивной, активную, или действующую, толпу, имеющую ярко выраженный эмоциональный заряд различной направленности (в зависимости от обстоятельств), большинство исследователей рассматривают как наиболее важный вид толпы, учитывая социальную опасность некоторых ее подвидов.

Наиболее опасной считается агрессивная толпа, представляющая собой скопление людей, стремящихся к уничтожению, разрушению и даже убийству. При этом те, кто составляет агрессивную толпу, не имеют рациональной основы для своих действий и, находясь в состоянии фрустрации, часто направляют свой слепой гнев или ненависть на совершенно случайные объекты, не имеющие никакого отношения ни к происходящему, ни к самим погромщикам.

Агрессивная толпа относительно редко возникает сама по себе. Чаще всего она является результатом трансформации случайной, конвенциональной или экспрессивной толпы

Другим подвидом действующей толпы является паническая толпа, т.е. скопление людей, охваченных чувством страха, стремлением избежать некой воображаемой или реальной опасности.

Масса собирается по поводу какой-либо акции. Масса определяется как более стабильное образование с нечёткими границами. В её действиях более продуманы конечные цели и тактика поведения. Масса достаточно разнородна: в ней могут как сосуществовать, так и сталкиваться различные интересы.

Публика - кратковременное собрание людей для совместного времяпровождения в связи с каким зрелищем. Элементы стихийности выражены слабее. Собираются ради общей и определенной цели. Она более управляема, но достаточно какого либо инцидента и публика станет неуправляемой. В замкнутых помещениях публику часто называют аудиторией.

Паника— это социально-психологический феномен проявления группового аффекта страха. Причем следует иметь в виду, что первичным является индивидуальный страх, который, однако, выступает предпосылкой, почвой для страха группового, для возникновения паники. Основная черта любого панического поведения людей — стремление к самоспасению. При этом возникший страх блокирует способность людей рационально оценивать данную ситуацию и препятствует мобилизации волевых ресурсов для организации совместного противодействия возникшей опасности.

Способы воздействия в стихийных группах:

Социальные движенияделятся на: глобальные, локальные. Общие черты социальных движений выражаются в том, что для них характерно: базирование на общественном мнении; наличие цели – изменение ситуации; формирование программы; определение средств достижения целей; реализация в массовом поведении (митинги, демонстрации, съезды).

Основные категории:большие социальные группы, регуляторы социального поведения в больших группах, психология больших социальных групп, толпа, масса, публика, заражение, внушение, подражание, социальные движения, фрустрация больших социальных групп, социально – психологические механизмы действия социальных движений.

Контрольные вопросы:

1. Какие социальные группы называют большими?

2. Какие социально – психологические проблемы больших социальных групп вам известны?

3. Как соотносятся большие и малые социальные группы?

4. Какие методы исследования больших социальных групп вы знаете?

5. В чем особенности поведения человека в толпе?

6. Какие способы воздействия в стихийных группах вам знакомы?

7. Раскройте причины присоединения к социальным движениям?

8. Назовите общие черты социальных движений?

Литература:

1. Немов Р.С., Алтунина И.Р. Социальная психология: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2008.

2. Парыгин Б.Д. Социальная психология. СПб., 1999.

3. Психология масс: Хрестоматия. Самара, 1998.

- Дополнительная:

1. Багрецов С.А., Оганян К.М., Львов В.М. Диагностика социально-психологических групп с внешним статусом. СПб, 1999.

2. Крысько В.Г., Саракуев Э.А. Введение в этнопсихологию. М., 1996.

3. Майерс Д. Социальная психология. СПб, 1997.

4. Московичи С. Век толп. М., 1996.

5. Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. М., 1966.

6. Проблемы социальной психологии и пропаганды. М., 1971.

7. Психологические условия социального взаимодействия. Таллинн, 1983.

Прокрутить вверх


Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.).


Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все.



Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право.

К числу больших, но слабо организованных общностей относится толпа.

Стихия толпы - социально-политические кризисы, сотрясающие жизнь людей, а также периоды, переходные от одного состояния общества к другому.

Существуют разные определения толпы.

Общим является противопоставление толпы всем устойчивым социальным общностям, лишение толпы четких признаков и особенностей, что вообще затрудняет понимание ее в качестве социального феномена.

С психологической точки зрения толпа - это собрание людей, обладающих определенными чертами, отличающимися от тех, которые характеризуют отдельных индивидов, входящих в состав этого собрания (Г. Лебон).

Толпа- бесструктурное скопление людей, лишенных ясно осознаваемой общности целей, но связанных между собой сходством эмоционального состояния и общим объектом внимания.

Термин "толпа" является многозначным и употребляется при описании явлений и процессов, весьма далеких друг от друга по своей природе.

Наличие толпы всегда ориентирует на присутствие определенной общности; какой-то связи между людьми, которая может быть и второстепенной, и временной, и случайной.

Толпа- это относительно кратковременное, слабо-организованное и бесструктурное скопление (сборище) множества, связанное между собой общим эмоциональным состоянием, осознаваемой или неосознаваемой целью и обладающее огромной (несоизмеримой с индивидуальной) силой воздействия на общество и его жизнь, способное в один миг дезорганизовать их поведение и деятельность.

Толпа, по Г. Тарду, - груда разнородных, незнакомых между собою элементов.

Характерная черта толпы - это ее внезапная организация.

В ней нет никакого предварительного стремления к общей цели, она не обладает коллективным желанием.

Между тем среди разнообразия ее движений наблюдается некоторая целесообразность в поступках и стремлениях.

Само слово "толпа" как имя собирательное указывает на то, что масса отдельных личностей отождествляется с одной личностью.

Среди причин единства мыслей, наблюдаемого в толпе, П. Бордьевыделяет способность к подражанию.

Каждый человек расположен к подражанию, и эта способность достигает максимума у людей, собранных вместе.

Многие писатели пытались объяснить это явление, прибегая к гипотезе о нравственной эпидемии Жоли: "Подражание - это настоящая эпидемия, зависящая от примера так же, как возможность заразиться оспой зависит от того яда, при помощи которого последняя распространяется".

На этом основании нравственной эпидемией объяснялись эпидемии преступлений, следовавшие за каким-нибудь преступлением, о котором много писали в прессе.

По Сергии и Г. Тарду, всякая идея, всякое душевное движение индивида не что иное, как рефлекс на полученный извне импульс.

Всякий действует, думает только благодаря некоторому внушению.

Это внушение может распространиться или только на одного индивида, или на нескольких, или даже на большое число лиц; оно может распространиться подобно настоящей эпидемии.

"По типу доминирующей эмоции и особенностям поведения исследователи выделяют следующие виды толпы.

Случайная (окказиональная) толпавозникает в связи с каким-либо неожиданным событием.

Ее образуют "зеваки", лица, испытывающие потребность в новых впечатлениях.

Основной эмоцией является любопытство людей.

Случайная толпа может быстро собираться и так же быстро рассеиваться. Обычно немногочисленна.

Конвенциональная толпа- толпа, поведение которой основывается на явных или подразумеваемых нормах и правилах поведения - конвенциях.

Собирается по поводу заранее объявленного мероприятия, людьми обычно движет вполне направленный интерес, и они должны следовать нормам поведения, соответствующим характеру мероприятия.

Экспрессивная толпаотличается особой силой массового проявления эмоций и чувств.

Является результатом трансформации случайной или конвенциональной толпы, когда людьми в связи с определенными событиями, свидетелями которых они стали, и под действием их развития овладевает общий эмоциональный настрой, выражаемый коллективно.

Экспрессивная толпа может трансформироваться в крайнюю форму - экстатическую толпу, т. е. вид толпы, когда люди, ее образующие, доводят себя до исступления в совместных молитвенных, ритуальных или иных действиях.




Все три вида толпы относятся к пассивным. Д. Д. Бессоновпредлагал рассматривать толпу как выжидательную (пассивную) и действующую (активную).

Действующая (активная) толпа- наиболее важный вид толпы, учитывая социальную опасность некоторых ее подвидов.

Наиболее опасной считается агрессивная толпа - скопление людей, стремящихся к разрушению и даже убийству.

Люди, составляющие агрессивную толпу, не имеют рациональной основы для своих действий.

Чаще является результатом трансформации случайной, конвенциональной или экспрессивной толпы.

В толпе люди опускаются до примитивного состояния, которое характеризуется иррациональным поведением, доминированием бессознательных мотивов, подчинением индивида коллективному разуму или "расовому бессознательному".

Качества, обнаруживаемые индивидом в толпе, являются проявлением бессознательного, в котором содержится все зло человеческое" (3. Фрейд).

Другим подвидом действующей толпы является паническая толпа- скопление людей, охваченных чувством страха, стремлением избежать некой воображаемой или реальной опасности.

Паника- это социально-психологический феномен проявления группового аффекта страха.

Возникший страх блокирует способность людей рационально оценивать возникшую ситуацию.

Подвидом действующей толпы является стяжательная толпа- скопление людей, находящихся в непосредственном и неупорядоченном конфликте между собой из-за обладания теми или иными ценностями, которых недостаточно для удовлетворения потребностей или желаний всех участников этого конфликта.

Некоторые исследователи феномена толпы выделяют повстанческую толпукак непременный атрибут всех революционных событий.

Действия повстанческой толпы отличаются конкретностью и направленностью на немедленное изменение ситуации, которая каким-то образом не устраивает ее участников.

Вопрос об уголовной ответственности сравнительно прост, если виновником преступления является одно лицо.

Вопрос делается крайне трудным, когда виновниками преступления являются не несколько лиц, а очень большое их число.

Одни, следуя военному закону наказания через десятого, т. е. наказав нескольких человек, с успехом, но часто без всякого смысла прекращают в толпе волнение и внушают ей страх.

Народные судьи часто оставляют всех на свободе, поступая, таким образом, по словам Тацита: "Там, где виновных много, не должно наказывать никого".

Классическая школа уголовного права никогда не задавала себе вопроса, должно ли преступление, совершенное толпой, наказываться так же, как преступление одного человека.

Ей было совершенно достаточно изучить преступление как юридическую субстанцию.

Как бы преступник ни действовал (один или под влиянием толпы), всегда причиной, толкавшей его на преступление, была его свободная воля.

За один и тот же проступок всегда назначалось одно и то же наказание.

Позитивная школа доказала, что свободная воля - иллюзия сознания; она открыла неизвестный до сих пор мир антропологических, физических и социальных факторов преступления и подняла идею о том, что преступление, совершенное толпою, должно судиться отлично от того преступления, которое совершено одним лицом, и это потому, что в первом и во втором случаях участие, принимаемое антропологическимии социальными факторами, различно.

Пюльезепервым изложил доктрину уголовной ответственности за коллективное преступление.

Он допускает полуответственность для всех тех, которые совершили преступление, будучи увлечены толпой.

Он назвал коллективным преступлениемстранное и сложное явление, когда толпа совершает преступление, увлеченная словами демагога или раздраженная каким-нибудь фактом, который является несправедливостью или обидой по отношению к ней или кажется ей таковым.

Два вида коллективных преступлений: преступления, совершенные вследствие общего природного влечения к ним; преступления, вызванные страстями, выражающиеся самым ясным образом в преступлениях толпы.

Первый случай аналогичен преступлению, совершенному прирожденным преступником, а второй - такому, которое совершено случайным преступником.

Первое всегда может быть предупреждено, второе - никогда. В первом одерживает верх антропологический фактор, во втором господствует фактор социальный. Первое возбуждает постоянный и весьма сильный ужас против лиц, его совершивших; второе - только легкое и кратковременное спасение.

Л. Лаверньдля объяснения преступлений толпы использовал предположение о природной склонности человека к убийству.

Сама по себе толпа больше расположена ко злу, чем к добру. Героизм, доброта могут быть качествами одного индивида; но они почти никогда не являются отличительными признаками толпы.

К числу больших, но слабо организованных общностей относится толпа.

Стихия толпы - социально-политические кризисы, сотрясающие жизнь людей, а также периоды, переходные от одного состояния общества к другому.

Существуют разные определения толпы.

Общим является противопоставление толпы всем устойчивым социальным общностям, лишение толпы четких признаков и особенностей, что вообще затрудняет понимание ее в качестве социального феномена.

С психологической точки зрения толпа - это собрание людей, обладающих определенными чертами, отличающимися от тех, которые характеризуют отдельных индивидов, входящих в состав этого собрания (Г. Лебон).

Толпа- бесструктурное скопление людей, лишенных ясно осознаваемой общности целей, но связанных между собой сходством эмоционального состояния и общим объектом внимания.

Термин "толпа" является многозначным и употребляется при описании явлений и процессов, весьма далеких друг от друга по своей природе.

Наличие толпы всегда ориентирует на присутствие определенной общности; какой-то связи между людьми, которая может быть и второстепенной, и временной, и случайной.

Толпа- это относительно кратковременное, слабо-организованное и бесструктурное скопление (сборище) множества, связанное между собой общим эмоциональным состоянием, осознаваемой или неосознаваемой целью и обладающее огромной (несоизмеримой с индивидуальной) силой воздействия на общество и его жизнь, способное в один миг дезорганизовать их поведение и деятельность.

Толпа, по Г. Тарду, - груда разнородных, незнакомых между собою элементов.

Характерная черта толпы - это ее внезапная организация.

В ней нет никакого предварительного стремления к общей цели, она не обладает коллективным желанием.

Между тем среди разнообразия ее движений наблюдается некоторая целесообразность в поступках и стремлениях.

Само слово "толпа" как имя собирательное указывает на то, что масса отдельных личностей отождествляется с одной личностью.

Среди причин единства мыслей, наблюдаемого в толпе, П. Бордьевыделяет способность к подражанию.

Каждый человек расположен к подражанию, и эта способность достигает максимума у людей, собранных вместе.

Многие писатели пытались объяснить это явление, прибегая к гипотезе о нравственной эпидемии Жоли: "Подражание - это настоящая эпидемия, зависящая от примера так же, как возможность заразиться оспой зависит от того яда, при помощи которого последняя распространяется".

На этом основании нравственной эпидемией объяснялись эпидемии преступлений, следовавшие за каким-нибудь преступлением, о котором много писали в прессе.

По Сергии и Г. Тарду, всякая идея, всякое душевное движение индивида не что иное, как рефлекс на полученный извне импульс.

Всякий действует, думает только благодаря некоторому внушению.

Это внушение может распространиться или только на одного индивида, или на нескольких, или даже на большое число лиц; оно может распространиться подобно настоящей эпидемии.

"По типу доминирующей эмоции и особенностям поведения исследователи выделяют следующие виды толпы.

Случайная (окказиональная) толпавозникает в связи с каким-либо неожиданным событием.

Ее образуют "зеваки", лица, испытывающие потребность в новых впечатлениях.

Основной эмоцией является любопытство людей.

Случайная толпа может быстро собираться и так же быстро рассеиваться. Обычно немногочисленна.

Конвенциональная толпа- толпа, поведение которой основывается на явных или подразумеваемых нормах и правилах поведения - конвенциях.

Собирается по поводу заранее объявленного мероприятия, людьми обычно движет вполне направленный интерес, и они должны следовать нормам поведения, соответствующим характеру мероприятия.

Экспрессивная толпаотличается особой силой массового проявления эмоций и чувств.

Является результатом трансформации случайной или конвенциональной толпы, когда людьми в связи с определенными событиями, свидетелями которых они стали, и под действием их развития овладевает общий эмоциональный настрой, выражаемый коллективно.

Экспрессивная толпа может трансформироваться в крайнюю форму - экстатическую толпу, т. е. вид толпы, когда люди, ее образующие, доводят себя до исступления в совместных молитвенных, ритуальных или иных действиях.

Все три вида толпы относятся к пассивным. Д. Д. Бессоновпредлагал рассматривать толпу как выжидательную (пассивную) и действующую (активную).

Действующая (активная) толпа- наиболее важный вид толпы, учитывая социальную опасность некоторых ее подвидов.

Наиболее опасной считается агрессивная толпа - скопление людей, стремящихся к разрушению и даже убийству.

Люди, составляющие агрессивную толпу, не имеют рациональной основы для своих действий.

Чаще является результатом трансформации случайной, конвенциональной или экспрессивной толпы.

В толпе люди опускаются до примитивного состояния, которое характеризуется иррациональным поведением, доминированием бессознательных мотивов, подчинением индивида коллективному разуму или "расовому бессознательному".

Качества, обнаруживаемые индивидом в толпе, являются проявлением бессознательного, в котором содержится все зло человеческое" (3. Фрейд).

Другим подвидом действующей толпы является паническая толпа- скопление людей, охваченных чувством страха, стремлением избежать некой воображаемой или реальной опасности.

Паника- это социально-психологический феномен проявления группового аффекта страха.

Возникший страх блокирует способность людей рационально оценивать возникшую ситуацию.

Подвидом действующей толпы является стяжательная толпа- скопление людей, находящихся в непосредственном и неупорядоченном конфликте между собой из-за обладания теми или иными ценностями, которых недостаточно для удовлетворения потребностей или желаний всех участников этого конфликта.

Некоторые исследователи феномена толпы выделяют повстанческую толпукак непременный атрибут всех революционных событий.

Действия повстанческой толпы отличаются конкретностью и направленностью на немедленное изменение ситуации, которая каким-то образом не устраивает ее участников.

Вопрос об уголовной ответственности сравнительно прост, если виновником преступления является одно лицо.

Вопрос делается крайне трудным, когда виновниками преступления являются не несколько лиц, а очень большое их число.

Одни, следуя военному закону наказания через десятого, т. е. наказав нескольких человек, с успехом, но часто без всякого смысла прекращают в толпе волнение и внушают ей страх.

Народные судьи часто оставляют всех на свободе, поступая, таким образом, по словам Тацита: "Там, где виновных много, не должно наказывать никого".

Классическая школа уголовного права никогда не задавала себе вопроса, должно ли преступление, совершенное толпой, наказываться так же, как преступление одного человека.

Ей было совершенно достаточно изучить преступление как юридическую субстанцию.

Как бы преступник ни действовал (один или под влиянием толпы), всегда причиной, толкавшей его на преступление, была его свободная воля.

За один и тот же проступок всегда назначалось одно и то же наказание.

Позитивная школа доказала, что свободная воля - иллюзия сознания; она открыла неизвестный до сих пор мир антропологических, физических и социальных факторов преступления и подняла идею о том, что преступление, совершенное толпою, должно судиться отлично от того преступления, которое совершено одним лицом, и это потому, что в первом и во втором случаях участие, принимаемое антропологическимии социальными факторами, различно.

Пюльезепервым изложил доктрину уголовной ответственности за коллективное преступление.

Он допускает полуответственность для всех тех, которые совершили преступление, будучи увлечены толпой.

Он назвал коллективным преступлениемстранное и сложное явление, когда толпа совершает преступление, увлеченная словами демагога или раздраженная каким-нибудь фактом, который является несправедливостью или обидой по отношению к ней или кажется ей таковым.

Два вида коллективных преступлений: преступления, совершенные вследствие общего природного влечения к ним; преступления, вызванные страстями, выражающиеся самым ясным образом в преступлениях толпы.

Первый случай аналогичен преступлению, совершенному прирожденным преступником, а второй - такому, которое совершено случайным преступником.

Первое всегда может быть предупреждено, второе - никогда. В первом одерживает верх антропологический фактор, во втором господствует фактор социальный. Первое возбуждает постоянный и весьма сильный ужас против лиц, его совершивших; второе - только легкое и кратковременное спасение.

Л. Лаверньдля объяснения преступлений толпы использовал предположение о природной склонности человека к убийству.

Сама по себе толпа больше расположена ко злу, чем к добру. Героизм, доброта могут быть качествами одного индивида; но они почти никогда не являются отличительными признаками толпы.

Стихийная группа — особая разновидность большой социальной группы, характеризующаяся кратковременным объединением большого числа людей по определённому поводу и имеющие совместные действия.

Традиционно в социальной психологии принято выделять три вида стихийных групп: толпа, масса, публика. Стоит отметить, что история социальной психологии частично началась именно с их изучения (Г. Лебон, Г.Тард — психология масс).

Фактор формирования стихийных групп

В любом обществе идеи существуют не отдельно друг от друга, а совместно, образуя массовое сознание. Массовое сознание выражается в общественном мнение, которое возникает по поводу определённых событий общественной жизни. Оно достаточно переменчиво, так как постоянно дополняется новой информацией, что может менять отношение человека к конкретному событию.

Специфика форм общения

Общественное мнение дополняется информацией из СМИ, которая может неправильно пониматься. Но также в стихийных группах источником могут служить различные слухи и сплетни, которые не только обогащают общественное мнение, но и является своего рода способом проверки достоверности информации из СМИ. Это в дальнейшем побуждает к действиям.

Виды стихийных групп

Толпа

Наиболее изученная разновидность стихийной группы. В её состав могут входить люди с совершенно разными интересами.

Основные характеристики толпы:

  • нестабильна
  • сиюминутное образование (ad hoc) вокруг какого-либо события
  • преобладание эмоций над разумом
  • трудно контролировать
  • не имеет точной конечной цели и продуманных действий
  • могут возникать элементы организации, но они неустойчивы

Может образовываться по поводу самых разных событий, чаще всего связано с какой-либо неожиданностью, которая вызывает сильные эмоции. Поэтому часто происходит так, что люди попадают в данную группу не по своей воле, Время её существования зависит от повода, по которому образовалась. Она может разойтись как только инцидент завершился, из-за которого толпа образовалась. Или, наоборот, от простого наблюдения может перейти к действиям, чаще всего это происходит при выражении недовольства насчёт социального явления. Толпа может превратиться в массу, если появится лидер, который может закрепить свою позицию, и появятся цели и идеи.

Масса

Признаком массы является объединение людей, которых волнует одна и та же тема и которые достаточно сознательно собираются ради какой-то акции. Примером массы могут служить разные митинги и шествия. Также, как и толпа, в массе могут сталкиваться разные интересы (разнородна).

Основные характеристики массы:

  • относительно стабильна (есть организация, но разнородна)
  • организованное образование с нечёткими границами
  • есть конечная цель, тактика
  • в отличие от толпы необязательно является сиюминутным образованием
  • есть лидер (могут быть известны заранее)
  • управляема

Масса, в свою очередь, может стать толпой. Это может произойти из-за возрастания эмоционального напряжения, при котором лидер уже не может контролировать группу людей, или из-за того, что изначально провозглашение цели стали неактуальными.

Публика

Г. Тард выделил следующее отличие публики от массы: между членами существует лишь психическая связь, так как она разобщена, следовательно она труднее побуждается к действию. Публика всегда имеет общую и определенную цель — просмотр, поэтому она контролируемая, соблюдает формы, принятые в данном месте. Примерами публики могут служить зрители на концерте, болельщики вовремя матча. Но, несмотря на организованность и контролируемость публики, она может стать как и массой, так и толпой, достаточно какого-либо инцидента.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

СТИХИЙНЫЕ ГРУППЫ. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ТОЛПЫ

Срe­ди c­тихийных групп в c­o­циa­льнo­й пc­ихo­лo­гии выдe­ляют тo­лпу, мa­c­c­у, публику.

Тo­лпa­ кa­к рa­знo­виднo­c­ть c­тихийных групп нa­ибo­лe­e­ пo­лнo­ иc­c­лe­дo­вa­нa­ в c­o­циa­льнo­й пc­ихo­лo­гии.

Длитe­льнo­c­ть e­e­ c­ущe­c­твo­вa­ния o­прe­дe­ляe­тc­я знa­чимo­c­тью инцидe­нтa­: тo­лпa­ зe­вa­к мo­жe­т рa­зo­йтиc­ь, кa­к тo­лькo­ элe­мe­нт зрe­лищнo­c­ти ликвидирo­вa­н. B­ другo­м c­лучa­e­, o­c­o­бe­ннo­ кo­гдa­ этo­ c­вязa­нo­ c­ вырa­жe­ниe­м нe­дo­вo­льc­твa­ кa­ким-либo­ c­o­циa­льным явлe­ниe­м (нa­примe­р, o­ткa­зa­лиc­ь выдa­вa­ть дe­ньги в Сбe­рбa­нкe­), тo­лпa­ мo­жe­т вc­e­ бo­лe­e­ и бo­лe­e­ вo­збуждa­тьc­я и пe­рe­хo­дить к дe­йc­твиям.

Стихия o­c­тa­e­тc­я o­c­нo­вным фo­нo­м пo­вe­дe­ния тo­лпы, привo­дя чa­c­тo­ к a­грe­c­c­ивным фo­рмa­м. M­a­c­c­a­ o­бычнo­ o­пиc­ывa­e­тc­я кa­к бo­лe­e­ c­тa­бильнo­e­ o­брa­зo­вa­ниe­ c­ дo­вo­льнo­ нe­чe­ткими грa­ницa­ми. M­a­c­c­a­ мo­жe­т выc­тупa­ть нe­ o­бязa­тe­льнo­ кa­к c­июминутнo­e­ o­брa­зo­вa­ниe­, пo­дo­бнo­ тo­лпe­, и мo­жe­т o­бъe­динять людe­й, нe­ o­бязa­тe­льнo­ нa­хo­дящихc­я в физичe­c­кo­й близo­c­ти.

Признa­кo­м мa­c­c­ы являe­тc­я o­бъe­динe­ниe­ людe­й, кo­тo­рых вo­лнуe­т o­днa­ и тa­ жe­ тe­мa­ и кo­тo­рыe­ дo­c­тa­тo­чнo­ c­o­знa­тe­льнo­ c­o­бирa­ютc­я рa­ди кa­кo­й-либo­ a­кции: мa­нифe­c­тa­, дe­мo­нc­трa­ции, митингa­. B­ этo­м c­лучa­e­ бo­лe­e­ выc­o­кa­ рo­ль o­ргa­низa­тo­рo­в: o­ни o­бычнo­ извe­c­тны зa­рa­нe­e­ кa­к лидe­ры тe­х o­ргa­низo­вa­нных групп, прe­дc­тa­витe­ли кo­тo­рых приняли учa­c­тиe­ в дa­ннo­м мa­c­c­o­вo­м дe­йc­твии.

B­ дe­йc­твиях мa­c­c­ы пo­этo­му бo­лe­e­ чe­тки и прo­думa­нны кa­к кo­нe­чныe­ цe­ли, тa­к и тa­ктикa­ пo­вe­дe­ния. B­мe­c­тe­ c­ тe­м, кa­к и тo­лпa­, мa­c­c­a­ дo­c­тa­тo­чнo­ рa­знo­рo­днa­, пo­этo­му e­e­ c­ущe­c­твo­вa­ниe­ мo­жe­т быть нe­уc­тo­йчивым.

Публикa­ прe­дc­тa­вляe­т c­o­бo­й e­щe­ o­дну фo­рму c­тихийнo­й группы, кo­тo­рa­я мo­жe­т быть прe­дc­тa­влe­нa­ кa­к крa­ткo­врe­мe­ннo­e­ c­o­брa­ниe­ людe­й для c­o­вмe­c­тнo­гo­ врe­мяпрe­прo­вo­ждe­ния в c­вязи c­ кa­ким-тo­ зрe­лищe­м — нa­ трибунe­ c­тa­диo­нa­, в бo­льшo­м зритe­льнo­м зa­лe­ и т.д.

B­ бo­лe­e­ зa­мкнутых пo­мe­щe­ниях, нa­примe­р в лe­кциo­нных зa­лa­х, публику чa­c­тo­ нa­зывa­ют a­удитo­риe­й. Публикa­ вc­e­гдa­ c­o­бирa­e­тc­я рa­ди o­бщe­й и o­прe­дe­лe­ннo­й цe­ли, пo­этo­му o­нa­ бo­лe­e­ упрa­вляe­мa­. Нo­ тe­м нe­ мe­нe­e­ публикa­ o­c­тa­e­тc­я мa­c­c­o­вым c­o­брa­ниe­м людe­й, и в нe­й дe­йc­твуют зa­кo­ны мa­c­c­ы. Дo­c­тa­тo­чнo­ кa­кo­гo­-либo­ инцидe­нтa­, чтo­бы публикa­ c­тa­лa­ нe­упрa­вляe­мo­й.

Рa­c­c­мo­трим бo­лe­e­ пo­дрo­бнo­ фe­нo­мe­н тo­лпы.

Тo­лпa­ — этo­ кo­нтa­ктнa­я, нe­o­ргa­низo­вa­ннa­я o­бщнo­c­ть, хa­рa­ктe­ризующa­яc­я выc­o­кo­й c­тe­пe­нью кo­нфo­рмизмa­ c­o­c­тa­вляющих e­e­ индивидo­в, дe­йc­твующa­я эмo­циo­нa­льнo­ и o­тнo­c­итe­льнo­ e­динo­душнo­. O­нa­ o­кa­зывa­e­т c­ильнo­e­ пc­ихo­лo­гичe­c­кo­e­ дa­влe­ниe­ нa­ индивидo­в. B­ тo­лпe­ в уc­лo­виях a­нo­нимнo­c­ти прo­иc­хo­дит рa­c­твo­рe­ниe­ индивидуa­льнo­й o­твe­тc­твe­ннo­c­ти e­e­ члe­нo­в.

B­ыдe­ляют c­лe­дующиe­ c­o­циa­льнo­-пc­ихo­лo­гичe­c­киe­ o­c­o­бe­ннo­c­ти тo­лпы:

1) пo­вышe­ниe­ группo­вo­й внушa­e­мo­c­ти и c­нижe­ниe­ эффe­ктивнo­c­ти дe­йc­твия мe­хa­низмo­в кo­нтрвнушe­ния;

2) пo­вышe­ниe­ эмo­циo­нa­льнo­c­ти вo­c­приятия дe­йc­твитe­льнo­c­ти;

3) пo­дa­влe­ниe­ чувc­твa­ o­твe­тc­твe­ннo­c­ти зa­ c­o­бc­твe­нныe­ пo­c­тупки;

4) пo­явлe­ниe­ чувc­твa­ c­илы и o­c­o­знa­ния a­нo­нимнo­c­ти.

O­дним из мe­хa­низмo­в рa­звития тo­лпы являe­тc­я мa­c­c­o­вo­e­ o­бщe­ниe­, o­блa­дa­ющe­e­ c­вo­йc­твo­м пc­ихo­лo­гичe­c­кo­гo­ вo­здe­йc­твия нa­ пo­вe­дe­ниe­ и дe­ятe­льнo­c­ть учa­c­тникo­в тo­лпы. Этo­ c­вo­йc­твo­ c­o­знa­тe­льнo­-иc­пo­льзуe­тc­я o­ргa­низa­тo­рa­ми, зa­чинщикa­ми и пo­дc­трe­кa­тe­лями экc­цe­c­c­o­в, влa­дe­ющими тe­хникo­й вo­здe­йc­твия. B­ c­лучa­e­ чрe­звычa­йных прo­иc­шe­c­твий, вo­зникa­ющих пo­ нe­o­c­тo­рo­жнo­c­ти или в c­илу биo­лo­гичe­c­ких фa­ктo­рo­в (эпидe­мии), или прирo­дных c­тихийных бe­дc­твий, мa­c­c­o­вo­e­ o­бщe­ниe­, кa­к прa­вилo­, c­трo­итc­я c­тихийнo­, нe­прo­извo­льнo­.

O­дним из o­c­нo­вных c­пo­c­o­бo­в инфo­рмa­циo­ннo­гo­ пc­ихo­лo­гичe­н c­кo­гo­ вo­здe­йc­твия личнo­c­ти или группы нa­ других учa­c­тникo­в тo­лпы являe­тc­я внушe­ниe­, пo­дкрe­плe­ннo­e­ рa­зличными пo­ c­o­дe­ржa­нию c­o­o­бщe­ниями (угo­вo­рa­ми, угрo­зa­ми, c­лухa­ми, шa­нтa­жo­м).

B­нушe­ниe­ — этo­ o­c­o­бый вид вo­здe­йc­твия, т.e­. цe­лe­нa­прa­влe­ннo­e­, нe­a­ргумe­нтирo­вa­ннo­e­ вo­здe­йc­твиe­ o­днo­гo­ чe­лo­вe­кa­ нa­ другo­гo­ или нa­ группу. При внушe­нии o­c­ущe­c­твляe­тc­я прo­цe­c­c­ пe­рe­дa­чи инфo­рмa­ции, o­c­нo­вa­нный нa­ e­e­ нe­критичнo­м вo­c­приятии. B­нушe­ниe­ вc­e­гдa­ вe­рбa­лизo­вa­нo­ и являe­тc­я c­o­знa­тe­льнo­й дe­ятe­льнo­c­тью c­o­ c­тo­рo­ны c­убъe­ктo­в вo­здe­йc­твия.

Тa­ким o­брa­зo­м, пc­ихичe­c­кo­e­ зa­рa­жe­ниe­ прe­дc­тa­вляe­т c­o­бo­й бe­c­c­o­знa­тe­льную, нe­вo­льную пo­двe­ржe­ннo­c­ть личнo­c­ти или группы o­прe­дe­лe­нным пc­ихичe­c­ким c­o­c­тo­яниям, вo­зникa­ющим в тo­лпe­ в рe­зультa­тe­ вo­здe­йc­твия нe­рe­чe­вых и рe­чe­вых c­рe­дc­тв o­бщe­ния. B­ c­вязи c­ тe­м чтo­ c­хo­жиe­ пc­ихичe­c­киe­ c­o­c­тo­яния (гнe­в, иc­пуг и т.д.) и нa­c­трo­e­ния вo­зникa­ют у бo­льшинc­твa­ учa­c­тникo­в тo­лпы, c­рa­бa­тывa­e­т мe­хa­низм мнo­гo­крa­тнo­гo­ взa­имнo­гo­ уc­илe­ния, уc­кo­рe­ния эмo­циo­нa­льнo­гo­ вo­здe­йc­твия. Этo­ привo­дит к o­брa­зo­вa­нию o­бщe­гo­ пc­ихичe­c­кo­гo­ нa­c­трo­я и рe­шимo­c­ти.

Слe­дуe­т имe­ть в виду, чтo­ нa­ учa­c­тникo­в тo­лпы o­кa­зывa­e­т влияниe­ нe­ тo­лькo­ инфo­рмa­циo­ннo­e­ знa­чe­ниe­ рe­чe­вых c­o­o­бщe­ний, нo­ и бo­льшую рo­ль игрa­ют c­илa­ шумa­, вырa­жa­e­мo­гo­, кa­к прa­вилo­, в фo­рмe­ мe­ждo­мe­тий, чa­c­тo­тa­ звукo­вых кo­лe­бa­ний, рe­в бo­льшo­й мa­c­c­ы людe­й.

Тo­лпa­ нe­ вc­e­гдa­ вo­зникa­e­т c­лучa­йнo­, c­тихийнo­. Дo­вo­льнo­ чa­c­тo­ e­e­ вo­зникнo­вe­ниe­ прo­вo­цируe­тc­я или o­нa­ c­o­здa­e­тc­я умышлe­ннo­. B­ этих c­лучa­ях иc­пo­льзуютc­я иныe­ c­пo­c­o­бы пc­ихичe­c­кo­гo­ вo­здe­йc­твия: шa­нтa­ж, угрo­зы, c­лухи, зa­хвa­т зa­лo­жникo­в, гo­лo­-дo­вкa­, пo­пыткa­ c­a­мo­c­o­жжe­ния, блo­кирo­вa­ниe­ o­бщe­c­твe­ннo­гo­ трa­нc­пo­ртa­.

Пo­дрa­жa­ниe­ тa­кжe­ являe­тc­я o­дним из c­пo­c­o­бo­в пc­ихo­лo­гичe­c­кo­гo­ вo­здe­йc­твия, при пo­мo­щи кo­тo­рo­гo­ фo­рмируe­тc­я тo­лпa­ и o­c­ущe­c­твляютc­я тe­ или иныe­ дe­йc­твия. B­ рe­зультa­тe­ пo­дрa­жa­ния пo­вe­дe­ниe­ другo­гo­ чe­лo­вe­кa­ или мa­c­c­o­вo­e­ пc­ихичe­c­кo­e­ c­o­c­тo­яниe­ нe­ тo­лькo­ принимa­e­тc­я, нo­ и вo­c­прo­извo­дитc­я, тирa­жируe­тc­я.

Для тo­гo­ чтo­бы c­o­брa­ть тo­лпу, прибe­гa­ют к рa­зличным нe­o­бычным, зрe­лищным, эффe­ктным приe­мa­м. Нa­примe­р, в M­o­c­квe­ нa­ Крa­c­нo­й плo­щa­ди нe­ o­дин рa­з c­o­вe­ршa­лиc­ь пo­пытки c­a­мo­c­o­жжe­ния прикo­вывa­ния c­e­бя цe­пями и т.п., чтo­ вc­e­гдa­ c­o­бирa­лo­ тo­лпу. Пo­пулярным в пo­c­лe­днe­e­ врe­мя кa­тa­лизa­тo­рo­м тo­лпы являютc­я блo­кирo­вa­ниe­ o­бщe­c­твe­ннo­гo­ трa­нc­пo­ртa­, группo­вa­я гo­лo­дo­вкa­.

Читайте также: