36 толпа как стихийно организованная группа кратко
Обновлено: 07.07.2024
В социальной психологии выделяются три вида стихийных групп: толпа, масса, публика. Особенности толпы: быстрый сбор, возбуждение и переход к действиям, возможность элементов организации, лидер и толпа; возможность агрессивных действий; преобладание эмоциональных реакций. Особенности массы: стабильность образования, организованность, разнородность, неустойчивость. Особенности публики:сбор для совместного времяпрепровождения, возможность неуправляемости. Специфика аудитории: управляемость. Побудители действий в стихийных группах (слухи, сплетни), действие личности без ощущения личного контроля над ситуацией.
Толпа– многочисленное скопление людей. Легко образуется в следующих типичных ситуациях. 1. - стихийные бедствия. 2. - общественный транспорт и транспортные узлы. 3. - массовые зрелища. 4. - политические акции. 5. - места масс гуляний и отдыха. Признаки толпы: 1. - многочисленность. 2. - высокая контактность. 3. - эмоциональная возбужденность. 4. - неорганизованность (стихийность). 5. - отсутствие общей, всеми осознаваемой цели.
Под толпой необходимо понимать стих возникшее, или утратившее организованность и характеризующееся отсутствием общей для всех осознаваемой цели, многочисленное скопление людей, находящихся в непосредственном контакте друг с другом и находящихся в состоянии повышенного эмоционального возбуждения.
Виды толпы.По степени активности выделяются три вида:
1. пассивная - отличается отсутствием эмоционального возбуждения. В таком состоянии люди слабо связаны друг с другом, не обмениваются информацией и не могут совершать совместные действия.
2. активная - всякая толпа, находящаяся в состоянии разной степени эмоционального возбуждения. Эмоциональная заражённость способствует появлению психологической готовности людей совместно действовать. У них формируются сходные соц. установки на определенные формы поведения. Возраст теснота связи между людьми и интенсивность обмена идей. Необходимо различать толпы в состоянии внутренней активности, которые психологически готовы совместно действовать, но ещё не действуют, реально действующие толпы активны и внутренне и внешне.
3. агрессивная - уровень эмоционального возбуждения внутренней и внешней активности существенно возрастает. Появляются новые состояния, накапливается псих. напряжение людей, основанные на возможных чувствах фрустрации (ощущения препятствия), отчаяния и гнева. Чтобы толпа перешла из просто активного состояния в агрессивное, необходим всем понятный стимул (слух), вызывающий общее возмущение и негодование. Главной особенностью агрессивной толпы является деструктивное (разрушительное) поведение по отношению к окружающим предметам и людям.
Толпы людей, объединенных чувством страха, вызванного опасностью для жизни, делятся на 5 видов.
1. панические - отличаются от спасающихся большей степенью угрозы для людей, полной утраты всякой организации (спасающиеся поддаются). Поведение людей похоже на механические действия. Психологическое состояние людей характеризуется сужением сознания – когда люди многое из окружающего не воспринимают. Люди ведут себя неадекватно.
2. демонстрирующие - выражают своё отношение к каким-либо соц. событием.
3. окказиальные (образовываются из случайных людей).
4. конвенциальные (образовываются на основе заранее объявленных событий)
5. экспрессивные (по поводу каких-либо эмоций).
Виды и основные характеристики толпы. Толпа является весьма специфическим и чрезвычайно многоликим явлением. По типу доминирующей эмоции и особенностям поведения исследователи выделяют два вида толпы: пассивный (выжидательный) и активный (действующий).
Наиболее простым и весьма распространенным подвидом пассивной толпы является случайная (окказиональная) толпа. Она возникает в связи с каким-либо неожиданным событием, например дорожно-транспортным происшествием, пожаром, дракой и т.д. Обычно случайную толпу образуют так называемые зеваки, т.е. лица, испытывающие определенную потребность в новых впечатлениях, острых ощущениях. Основной эмоцией в подобных случаях является любопытство людей. Случайная толпа может быстро собираться и так же быстро рассеиваться. Как правило, она немногочисленна и может объединять от нескольких десятков до сотен человек, хотя известны случаи, когда окказиональная толпа состояла из нескольких тысяч человек.
Другим часто встречающимся подвидом пассивной толпы является конвенциональная толпа, т.е. толпа, поведение которой основывается на явных или подразумеваемых нормах и правилах поведения — конвенциях. Такая толпа собирается по поводу заранее объявленного мероприятия, например митинга, политической демонстрации, спортивного состязания, концерта и т.д. В подобных случаях людьми обычно движет вполне направленный интерес и они должны следовать нормам поведения, соответствующим характеру мероприятия.
Третий подвид пассивной толпы — экспрессивная толпа, отличающаяся особой силой массового проявления эмоций и чувств (любви, радости, грусти, печали, горя, негодования, гнева, ненависти и т.д.). Экспрессивная толпа обычно является результатом трансформации случайной или конвенциональной толпы, когда людьми в связи с определенными событиями, свидетелями которых они стали, и под воздействием их развития овладевает общий эмоциональный настрой, выражаемый коллективно, часто — ритмически. Наиболее характерными примерами экспрессивной толпы являются футбольные или хоккейные болельщики, скандирующие лозунги в поддержку своих команд, участники политических митингов и демонстраций, выражающие поддержку политике правящего режима или протест. Экспрессивный характер могут иметь народные праздничные демонстрации (например, карнавальные шествия в Рио-де-Жанейро) или похоронные процессии.
В некоторых ситуациях экспрессивная толпа может трансформироваться в свою крайнюю форму — экстатическую толпу, т.е. тот подвид экспрессивной толпы, когда люди, ее образующие, доводят себя до исступления в совместных молитвенных, ритуальных или иных действиях. Чаще всего это случается с молодежью во время рок-концертов, с верующими, представителями некоторых религиозных направлений или религиозных сект.
В отличие от пассивной, активную, или действующую, толпу, имеющую ярко выраженный эмоциональный заряд различной направленности (в зависимости от обстоятельств), большинство исследователей рассматривают как наиболее важный вид толпы, учитывая социальную опасность некоторых ее подвидов.
Наиболее опасной считается агрессивная толпа, представляющая собой скопление людей, стремящихся к уничтожению, разрушению и даже убийству. При этом те, кто составляет агрессивную толпу, не имеют рациональной основы для своих действий и, находясь в состоянии фрустрации, часто направляют свой слепой гнев или ненависть на совершенно случайные объекты, не имеющие никакого отношения ни к происходящему, ни к самим погромщикам.
Агрессивная толпа относительно редко возникает сама по себе. Чаще всего она является результатом трансформации случайной, конвенциональной или экспрессивной толпы
Другим подвидом действующей толпы является паническая толпа, т.е. скопление людей, охваченных чувством страха, стремлением избежать некой воображаемой или реальной опасности.
Масса собирается по поводу какой-либо акции. Масса определяется как более стабильное образование с нечёткими границами. В её действиях более продуманы конечные цели и тактика поведения. Масса достаточно разнородна: в ней могут как сосуществовать, так и сталкиваться различные интересы.
Публика - кратковременное собрание людей для совместного времяпровождения в связи с каким зрелищем. Элементы стихийности выражены слабее. Собираются ради общей и определенной цели. Она более управляема, но достаточно какого либо инцидента и публика станет неуправляемой. В замкнутых помещениях публику часто называют аудиторией.
Паника— это социально-психологический феномен проявления группового аффекта страха. Причем следует иметь в виду, что первичным является индивидуальный страх, который, однако, выступает предпосылкой, почвой для страха группового, для возникновения паники. Основная черта любого панического поведения людей — стремление к самоспасению. При этом возникший страх блокирует способность людей рационально оценивать данную ситуацию и препятствует мобилизации волевых ресурсов для организации совместного противодействия возникшей опасности.
Способы воздействия в стихийных группах:
Социальные движенияделятся на: глобальные, локальные. Общие черты социальных движений выражаются в том, что для них характерно: базирование на общественном мнении; наличие цели – изменение ситуации; формирование программы; определение средств достижения целей; реализация в массовом поведении (митинги, демонстрации, съезды).
Основные категории:большие социальные группы, регуляторы социального поведения в больших группах, психология больших социальных групп, толпа, масса, публика, заражение, внушение, подражание, социальные движения, фрустрация больших социальных групп, социально – психологические механизмы действия социальных движений.
Контрольные вопросы:
1. Какие социальные группы называют большими?
2. Какие социально – психологические проблемы больших социальных групп вам известны?
3. Как соотносятся большие и малые социальные группы?
4. Какие методы исследования больших социальных групп вы знаете?
5. В чем особенности поведения человека в толпе?
6. Какие способы воздействия в стихийных группах вам знакомы?
7. Раскройте причины присоединения к социальным движениям?
8. Назовите общие черты социальных движений?
Литература:
1. Немов Р.С., Алтунина И.Р. Социальная психология: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2008.
2. Парыгин Б.Д. Социальная психология. СПб., 1999.
3. Психология масс: Хрестоматия. Самара, 1998.
- Дополнительная:
1. Багрецов С.А., Оганян К.М., Львов В.М. Диагностика социально-психологических групп с внешним статусом. СПб, 1999.
2. Крысько В.Г., Саракуев Э.А. Введение в этнопсихологию. М., 1996.
3. Майерс Д. Социальная психология. СПб, 1997.
4. Московичи С. Век толп. М., 1996.
5. Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. М., 1966.
6. Проблемы социальной психологии и пропаганды. М., 1971.
7. Психологические условия социального взаимодействия. Таллинн, 1983.
Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.).
Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все.
Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право.
К числу больших, но слабо организованных общностей относится толпа.
Стихия толпы - социально-политические кризисы, сотрясающие жизнь людей, а также периоды, переходные от одного состояния общества к другому.
Существуют разные определения толпы.
Общим является противопоставление толпы всем устойчивым социальным общностям, лишение толпы четких признаков и особенностей, что вообще затрудняет понимание ее в качестве социального феномена.
С психологической точки зрения толпа - это собрание людей, обладающих определенными чертами, отличающимися от тех, которые характеризуют отдельных индивидов, входящих в состав этого собрания (Г. Лебон).
Толпа- бесструктурное скопление людей, лишенных ясно осознаваемой общности целей, но связанных между собой сходством эмоционального состояния и общим объектом внимания.
Термин "толпа" является многозначным и употребляется при описании явлений и процессов, весьма далеких друг от друга по своей природе.
Наличие толпы всегда ориентирует на присутствие определенной общности; какой-то связи между людьми, которая может быть и второстепенной, и временной, и случайной.
Толпа- это относительно кратковременное, слабо-организованное и бесструктурное скопление (сборище) множества, связанное между собой общим эмоциональным состоянием, осознаваемой или неосознаваемой целью и обладающее огромной (несоизмеримой с индивидуальной) силой воздействия на общество и его жизнь, способное в один миг дезорганизовать их поведение и деятельность.
Толпа, по Г. Тарду, - груда разнородных, незнакомых между собою элементов.
Характерная черта толпы - это ее внезапная организация.
В ней нет никакого предварительного стремления к общей цели, она не обладает коллективным желанием.
Между тем среди разнообразия ее движений наблюдается некоторая целесообразность в поступках и стремлениях.
Само слово "толпа" как имя собирательное указывает на то, что масса отдельных личностей отождествляется с одной личностью.
Среди причин единства мыслей, наблюдаемого в толпе, П. Бордьевыделяет способность к подражанию.
Каждый человек расположен к подражанию, и эта способность достигает максимума у людей, собранных вместе.
Многие писатели пытались объяснить это явление, прибегая к гипотезе о нравственной эпидемии Жоли: "Подражание - это настоящая эпидемия, зависящая от примера так же, как возможность заразиться оспой зависит от того яда, при помощи которого последняя распространяется".
На этом основании нравственной эпидемией объяснялись эпидемии преступлений, следовавшие за каким-нибудь преступлением, о котором много писали в прессе.
По Сергии и Г. Тарду, всякая идея, всякое душевное движение индивида не что иное, как рефлекс на полученный извне импульс.
Всякий действует, думает только благодаря некоторому внушению.
Это внушение может распространиться или только на одного индивида, или на нескольких, или даже на большое число лиц; оно может распространиться подобно настоящей эпидемии.
"По типу доминирующей эмоции и особенностям поведения исследователи выделяют следующие виды толпы.
Случайная (окказиональная) толпавозникает в связи с каким-либо неожиданным событием.
Ее образуют "зеваки", лица, испытывающие потребность в новых впечатлениях.
Основной эмоцией является любопытство людей.
Случайная толпа может быстро собираться и так же быстро рассеиваться. Обычно немногочисленна.
Конвенциональная толпа- толпа, поведение которой основывается на явных или подразумеваемых нормах и правилах поведения - конвенциях.
Собирается по поводу заранее объявленного мероприятия, людьми обычно движет вполне направленный интерес, и они должны следовать нормам поведения, соответствующим характеру мероприятия.
Экспрессивная толпаотличается особой силой массового проявления эмоций и чувств.
Является результатом трансформации случайной или конвенциональной толпы, когда людьми в связи с определенными событиями, свидетелями которых они стали, и под действием их развития овладевает общий эмоциональный настрой, выражаемый коллективно.
Экспрессивная толпа может трансформироваться в крайнюю форму - экстатическую толпу, т. е. вид толпы, когда люди, ее образующие, доводят себя до исступления в совместных молитвенных, ритуальных или иных действиях.
Все три вида толпы относятся к пассивным. Д. Д. Бессоновпредлагал рассматривать толпу как выжидательную (пассивную) и действующую (активную).
Действующая (активная) толпа- наиболее важный вид толпы, учитывая социальную опасность некоторых ее подвидов.
Наиболее опасной считается агрессивная толпа - скопление людей, стремящихся к разрушению и даже убийству.
Люди, составляющие агрессивную толпу, не имеют рациональной основы для своих действий.
Чаще является результатом трансформации случайной, конвенциональной или экспрессивной толпы.
В толпе люди опускаются до примитивного состояния, которое характеризуется иррациональным поведением, доминированием бессознательных мотивов, подчинением индивида коллективному разуму или "расовому бессознательному".
Качества, обнаруживаемые индивидом в толпе, являются проявлением бессознательного, в котором содержится все зло человеческое" (3. Фрейд).
Другим подвидом действующей толпы является паническая толпа- скопление людей, охваченных чувством страха, стремлением избежать некой воображаемой или реальной опасности.
Паника- это социально-психологический феномен проявления группового аффекта страха.
Возникший страх блокирует способность людей рационально оценивать возникшую ситуацию.
Подвидом действующей толпы является стяжательная толпа- скопление людей, находящихся в непосредственном и неупорядоченном конфликте между собой из-за обладания теми или иными ценностями, которых недостаточно для удовлетворения потребностей или желаний всех участников этого конфликта.
Некоторые исследователи феномена толпы выделяют повстанческую толпукак непременный атрибут всех революционных событий.
Действия повстанческой толпы отличаются конкретностью и направленностью на немедленное изменение ситуации, которая каким-то образом не устраивает ее участников.
Вопрос об уголовной ответственности сравнительно прост, если виновником преступления является одно лицо.
Вопрос делается крайне трудным, когда виновниками преступления являются не несколько лиц, а очень большое их число.
Одни, следуя военному закону наказания через десятого, т. е. наказав нескольких человек, с успехом, но часто без всякого смысла прекращают в толпе волнение и внушают ей страх.
Народные судьи часто оставляют всех на свободе, поступая, таким образом, по словам Тацита: "Там, где виновных много, не должно наказывать никого".
Классическая школа уголовного права никогда не задавала себе вопроса, должно ли преступление, совершенное толпой, наказываться так же, как преступление одного человека.
Ей было совершенно достаточно изучить преступление как юридическую субстанцию.
Как бы преступник ни действовал (один или под влиянием толпы), всегда причиной, толкавшей его на преступление, была его свободная воля.
За один и тот же проступок всегда назначалось одно и то же наказание.
Позитивная школа доказала, что свободная воля - иллюзия сознания; она открыла неизвестный до сих пор мир антропологических, физических и социальных факторов преступления и подняла идею о том, что преступление, совершенное толпою, должно судиться отлично от того преступления, которое совершено одним лицом, и это потому, что в первом и во втором случаях участие, принимаемое антропологическимии социальными факторами, различно.
Пюльезепервым изложил доктрину уголовной ответственности за коллективное преступление.
Он допускает полуответственность для всех тех, которые совершили преступление, будучи увлечены толпой.
Он назвал коллективным преступлениемстранное и сложное явление, когда толпа совершает преступление, увлеченная словами демагога или раздраженная каким-нибудь фактом, который является несправедливостью или обидой по отношению к ней или кажется ей таковым.
Два вида коллективных преступлений: преступления, совершенные вследствие общего природного влечения к ним; преступления, вызванные страстями, выражающиеся самым ясным образом в преступлениях толпы.
Первый случай аналогичен преступлению, совершенному прирожденным преступником, а второй - такому, которое совершено случайным преступником.
Первое всегда может быть предупреждено, второе - никогда. В первом одерживает верх антропологический фактор, во втором господствует фактор социальный. Первое возбуждает постоянный и весьма сильный ужас против лиц, его совершивших; второе - только легкое и кратковременное спасение.
Л. Лаверньдля объяснения преступлений толпы использовал предположение о природной склонности человека к убийству.
Сама по себе толпа больше расположена ко злу, чем к добру. Героизм, доброта могут быть качествами одного индивида; но они почти никогда не являются отличительными признаками толпы.
К числу больших, но слабо организованных общностей относится толпа.
Стихия толпы - социально-политические кризисы, сотрясающие жизнь людей, а также периоды, переходные от одного состояния общества к другому.
Существуют разные определения толпы.
Общим является противопоставление толпы всем устойчивым социальным общностям, лишение толпы четких признаков и особенностей, что вообще затрудняет понимание ее в качестве социального феномена.
С психологической точки зрения толпа - это собрание людей, обладающих определенными чертами, отличающимися от тех, которые характеризуют отдельных индивидов, входящих в состав этого собрания (Г. Лебон).
Толпа- бесструктурное скопление людей, лишенных ясно осознаваемой общности целей, но связанных между собой сходством эмоционального состояния и общим объектом внимания.
Термин "толпа" является многозначным и употребляется при описании явлений и процессов, весьма далеких друг от друга по своей природе.
Наличие толпы всегда ориентирует на присутствие определенной общности; какой-то связи между людьми, которая может быть и второстепенной, и временной, и случайной.
Толпа- это относительно кратковременное, слабо-организованное и бесструктурное скопление (сборище) множества, связанное между собой общим эмоциональным состоянием, осознаваемой или неосознаваемой целью и обладающее огромной (несоизмеримой с индивидуальной) силой воздействия на общество и его жизнь, способное в один миг дезорганизовать их поведение и деятельность.
Толпа, по Г. Тарду, - груда разнородных, незнакомых между собою элементов.
Характерная черта толпы - это ее внезапная организация.
В ней нет никакого предварительного стремления к общей цели, она не обладает коллективным желанием.
Между тем среди разнообразия ее движений наблюдается некоторая целесообразность в поступках и стремлениях.
Само слово "толпа" как имя собирательное указывает на то, что масса отдельных личностей отождествляется с одной личностью.
Среди причин единства мыслей, наблюдаемого в толпе, П. Бордьевыделяет способность к подражанию.
Каждый человек расположен к подражанию, и эта способность достигает максимума у людей, собранных вместе.
Многие писатели пытались объяснить это явление, прибегая к гипотезе о нравственной эпидемии Жоли: "Подражание - это настоящая эпидемия, зависящая от примера так же, как возможность заразиться оспой зависит от того яда, при помощи которого последняя распространяется".
На этом основании нравственной эпидемией объяснялись эпидемии преступлений, следовавшие за каким-нибудь преступлением, о котором много писали в прессе.
По Сергии и Г. Тарду, всякая идея, всякое душевное движение индивида не что иное, как рефлекс на полученный извне импульс.
Всякий действует, думает только благодаря некоторому внушению.
Это внушение может распространиться или только на одного индивида, или на нескольких, или даже на большое число лиц; оно может распространиться подобно настоящей эпидемии.
"По типу доминирующей эмоции и особенностям поведения исследователи выделяют следующие виды толпы.
Случайная (окказиональная) толпавозникает в связи с каким-либо неожиданным событием.
Ее образуют "зеваки", лица, испытывающие потребность в новых впечатлениях.
Основной эмоцией является любопытство людей.
Случайная толпа может быстро собираться и так же быстро рассеиваться. Обычно немногочисленна.
Конвенциональная толпа- толпа, поведение которой основывается на явных или подразумеваемых нормах и правилах поведения - конвенциях.
Собирается по поводу заранее объявленного мероприятия, людьми обычно движет вполне направленный интерес, и они должны следовать нормам поведения, соответствующим характеру мероприятия.
Экспрессивная толпаотличается особой силой массового проявления эмоций и чувств.
Является результатом трансформации случайной или конвенциональной толпы, когда людьми в связи с определенными событиями, свидетелями которых они стали, и под действием их развития овладевает общий эмоциональный настрой, выражаемый коллективно.
Экспрессивная толпа может трансформироваться в крайнюю форму - экстатическую толпу, т. е. вид толпы, когда люди, ее образующие, доводят себя до исступления в совместных молитвенных, ритуальных или иных действиях.
Все три вида толпы относятся к пассивным. Д. Д. Бессоновпредлагал рассматривать толпу как выжидательную (пассивную) и действующую (активную).
Действующая (активная) толпа- наиболее важный вид толпы, учитывая социальную опасность некоторых ее подвидов.
Наиболее опасной считается агрессивная толпа - скопление людей, стремящихся к разрушению и даже убийству.
Люди, составляющие агрессивную толпу, не имеют рациональной основы для своих действий.
Чаще является результатом трансформации случайной, конвенциональной или экспрессивной толпы.
В толпе люди опускаются до примитивного состояния, которое характеризуется иррациональным поведением, доминированием бессознательных мотивов, подчинением индивида коллективному разуму или "расовому бессознательному".
Качества, обнаруживаемые индивидом в толпе, являются проявлением бессознательного, в котором содержится все зло человеческое" (3. Фрейд).
Другим подвидом действующей толпы является паническая толпа- скопление людей, охваченных чувством страха, стремлением избежать некой воображаемой или реальной опасности.
Паника- это социально-психологический феномен проявления группового аффекта страха.
Возникший страх блокирует способность людей рационально оценивать возникшую ситуацию.
Подвидом действующей толпы является стяжательная толпа- скопление людей, находящихся в непосредственном и неупорядоченном конфликте между собой из-за обладания теми или иными ценностями, которых недостаточно для удовлетворения потребностей или желаний всех участников этого конфликта.
Некоторые исследователи феномена толпы выделяют повстанческую толпукак непременный атрибут всех революционных событий.
Действия повстанческой толпы отличаются конкретностью и направленностью на немедленное изменение ситуации, которая каким-то образом не устраивает ее участников.
Вопрос об уголовной ответственности сравнительно прост, если виновником преступления является одно лицо.
Вопрос делается крайне трудным, когда виновниками преступления являются не несколько лиц, а очень большое их число.
Одни, следуя военному закону наказания через десятого, т. е. наказав нескольких человек, с успехом, но часто без всякого смысла прекращают в толпе волнение и внушают ей страх.
Народные судьи часто оставляют всех на свободе, поступая, таким образом, по словам Тацита: "Там, где виновных много, не должно наказывать никого".
Классическая школа уголовного права никогда не задавала себе вопроса, должно ли преступление, совершенное толпой, наказываться так же, как преступление одного человека.
Ей было совершенно достаточно изучить преступление как юридическую субстанцию.
Как бы преступник ни действовал (один или под влиянием толпы), всегда причиной, толкавшей его на преступление, была его свободная воля.
За один и тот же проступок всегда назначалось одно и то же наказание.
Позитивная школа доказала, что свободная воля - иллюзия сознания; она открыла неизвестный до сих пор мир антропологических, физических и социальных факторов преступления и подняла идею о том, что преступление, совершенное толпою, должно судиться отлично от того преступления, которое совершено одним лицом, и это потому, что в первом и во втором случаях участие, принимаемое антропологическимии социальными факторами, различно.
Пюльезепервым изложил доктрину уголовной ответственности за коллективное преступление.
Он допускает полуответственность для всех тех, которые совершили преступление, будучи увлечены толпой.
Он назвал коллективным преступлениемстранное и сложное явление, когда толпа совершает преступление, увлеченная словами демагога или раздраженная каким-нибудь фактом, который является несправедливостью или обидой по отношению к ней или кажется ей таковым.
Два вида коллективных преступлений: преступления, совершенные вследствие общего природного влечения к ним; преступления, вызванные страстями, выражающиеся самым ясным образом в преступлениях толпы.
Первый случай аналогичен преступлению, совершенному прирожденным преступником, а второй - такому, которое совершено случайным преступником.
Первое всегда может быть предупреждено, второе - никогда. В первом одерживает верх антропологический фактор, во втором господствует фактор социальный. Первое возбуждает постоянный и весьма сильный ужас против лиц, его совершивших; второе - только легкое и кратковременное спасение.
Л. Лаверньдля объяснения преступлений толпы использовал предположение о природной склонности человека к убийству.
Сама по себе толпа больше расположена ко злу, чем к добру. Героизм, доброта могут быть качествами одного индивида; но они почти никогда не являются отличительными признаками толпы.
Стихийная группа — особая разновидность большой социальной группы, характеризующаяся кратковременным объединением большого числа людей по определённому поводу и имеющие совместные действия.
Традиционно в социальной психологии принято выделять три вида стихийных групп: толпа, масса, публика. Стоит отметить, что история социальной психологии частично началась именно с их изучения (Г. Лебон, Г.Тард — психология масс).
Фактор формирования стихийных групп
В любом обществе идеи существуют не отдельно друг от друга, а совместно, образуя массовое сознание. Массовое сознание выражается в общественном мнение, которое возникает по поводу определённых событий общественной жизни. Оно достаточно переменчиво, так как постоянно дополняется новой информацией, что может менять отношение человека к конкретному событию.
Специфика форм общения
Общественное мнение дополняется информацией из СМИ, которая может неправильно пониматься. Но также в стихийных группах источником могут служить различные слухи и сплетни, которые не только обогащают общественное мнение, но и является своего рода способом проверки достоверности информации из СМИ. Это в дальнейшем побуждает к действиям.
Виды стихийных групп
Толпа
Наиболее изученная разновидность стихийной группы. В её состав могут входить люди с совершенно разными интересами.
Основные характеристики толпы:
- нестабильна
- сиюминутное образование (ad hoc) вокруг какого-либо события
- преобладание эмоций над разумом
- трудно контролировать
- не имеет точной конечной цели и продуманных действий
- могут возникать элементы организации, но они неустойчивы
Может образовываться по поводу самых разных событий, чаще всего связано с какой-либо неожиданностью, которая вызывает сильные эмоции. Поэтому часто происходит так, что люди попадают в данную группу не по своей воле, Время её существования зависит от повода, по которому образовалась. Она может разойтись как только инцидент завершился, из-за которого толпа образовалась. Или, наоборот, от простого наблюдения может перейти к действиям, чаще всего это происходит при выражении недовольства насчёт социального явления. Толпа может превратиться в массу, если появится лидер, который может закрепить свою позицию, и появятся цели и идеи.
Масса
Признаком массы является объединение людей, которых волнует одна и та же тема и которые достаточно сознательно собираются ради какой-то акции. Примером массы могут служить разные митинги и шествия. Также, как и толпа, в массе могут сталкиваться разные интересы (разнородна).
Основные характеристики массы:
- относительно стабильна (есть организация, но разнородна)
- организованное образование с нечёткими границами
- есть конечная цель, тактика
- в отличие от толпы необязательно является сиюминутным образованием
- есть лидер (могут быть известны заранее)
- управляема
Масса, в свою очередь, может стать толпой. Это может произойти из-за возрастания эмоционального напряжения, при котором лидер уже не может контролировать группу людей, или из-за того, что изначально провозглашение цели стали неактуальными.
Публика
Г. Тард выделил следующее отличие публики от массы: между членами существует лишь психическая связь, так как она разобщена, следовательно она труднее побуждается к действию. Публика всегда имеет общую и определенную цель — просмотр, поэтому она контролируемая, соблюдает формы, принятые в данном месте. Примерами публики могут служить зрители на концерте, болельщики вовремя матча. Но, несмотря на организованность и контролируемость публики, она может стать как и массой, так и толпой, достаточно какого-либо инцидента.
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
СТИХИЙНЫЕ ГРУППЫ. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ТОЛПЫ
Срeди cтихийных групп в coциaльнoй пcихoлoгии выдeляют тoлпу, мaccу, публику.
Тoлпa кaк рaзнoвиднocть cтихийных групп нaибoлee пoлнo иccлeдoвaнa в coциaльнoй пcихoлoгии.
Длитeльнocть ee cущecтвoвaния oпрeдeляeтcя знaчимocтью инцидeнтa: тoлпa зeвaк мoжeт рaзoйтиcь, кaк тoлькo элeмeнт зрeлищнocти ликвидирoвaн. B другoм cлучae, ocoбeннo кoгдa этo cвязaнo c вырaжeниeм нeдoвoльcтвa кaким-либo coциaльным явлeниeм (нaпримeр, oткaзaлиcь выдaвaть дeньги в Сбeрбaнкe), тoлпa мoжeт вce бoлee и бoлee вoзбуждaтьcя и пeрeхoдить к дeйcтвиям.
Стихия ocтaeтcя ocнoвным фoнoм пoвeдeния тoлпы, привoдя чacтo к aгрeccивным фoрмaм. Macca oбычнo oпиcывaeтcя кaк бoлee cтaбильнoe oбрaзoвaниe c дoвoльнo нeчeткими грaницaми. Macca мoжeт выcтупaть нe oбязaтeльнo кaк cиюминутнoe oбрaзoвaниe, пoдoбнo тoлпe, и мoжeт oбъeдинять людeй, нe oбязaтeльнo нaхoдящихcя в физичecкoй близocти.
Признaкoм мaccы являeтcя oбъeдинeниe людeй, кoтoрых вoлнуeт oднa и тa жe тeмa и кoтoрыe дocтaтoчнo coзнaтeльнo coбирaютcя рaди кaкoй-либo aкции: мaнифecтa, дeмoнcтрaции, митингa. B этoм cлучae бoлee выcoкa рoль oргaнизaтoрoв: oни oбычнo извecтны зaрaнee кaк лидeры тeх oргaнизoвaнных групп, прeдcтaвитeли кoтoрых приняли учacтиe в дaннoм мaccoвoм дeйcтвии.
B дeйcтвиях мaccы пoэтoму бoлee чeтки и прoдумaнны кaк кoнeчныe цeли, тaк и тaктикa пoвeдeния. Bмecтe c тeм, кaк и тoлпa, мacca дocтaтoчнo рaзнoрoднa, пoэтoму ee cущecтвoвaниe мoжeт быть нeуcтoйчивым.
Публикa прeдcтaвляeт coбoй eщe oдну фoрму cтихийнoй группы, кoтoрaя мoжeт быть прeдcтaвлeнa кaк крaткoврeмeннoe coбрaниe людeй для coвмecтнoгo врeмяпрeпрoвoждeния в cвязи c кaким-тo зрeлищeм — нa трибунe cтaдиoнa, в бoльшoм зритeльнoм зaлe и т.д.
B бoлee зaмкнутых пoмeщeниях, нaпримeр в лeкциoнных зaлaх, публику чacтo нaзывaют aудитoриeй. Публикa вceгдa coбирaeтcя рaди oбщeй и oпрeдeлeннoй цeли, пoэтoму oнa бoлee упрaвляeмa. Нo тeм нe мeнee публикa ocтaeтcя мaccoвым coбрaниeм людeй, и в нeй дeйcтвуют зaкoны мaccы. Дocтaтoчнo кaкoгo-либo инцидeнтa, чтoбы публикa cтaлa нeупрaвляeмoй.
Рaccмoтрим бoлee пoдрoбнo фeнoмeн тoлпы.
Тoлпa — этo кoнтaктнaя, нeoргaнизoвaннaя oбщнocть, хaрaктeризующaяcя выcoкoй cтeпeнью кoнфoрмизмa cocтaвляющих ee индивидoв, дeйcтвующaя эмoциoнaльнo и oтнocитeльнo eдинoдушнo. Oнa oкaзывaeт cильнoe пcихoлoгичecкoe дaвлeниe нa индивидoв. B тoлпe в уcлoвиях aнoнимнocти прoиcхoдит рacтвoрeниe индивидуaльнoй oтвeтcтвeннocти ee члeнoв.
Bыдeляют cлeдующиe coциaльнo-пcихoлoгичecкиe ocoбeннocти тoлпы:
1) пoвышeниe группoвoй внушaeмocти и cнижeниe эффeктивнocти дeйcтвия мeхaнизмoв кoнтрвнушeния;
2) пoвышeниe эмoциoнaльнocти вocприятия дeйcтвитeльнocти;
3) пoдaвлeниe чувcтвa oтвeтcтвeннocти зa coбcтвeнныe пocтупки;
4) пoявлeниe чувcтвa cилы и ocoзнaния aнoнимнocти.
Oдним из мeхaнизмoв рaзвития тoлпы являeтcя мaccoвoe oбщeниe, oблaдaющee cвoйcтвoм пcихoлoгичecкoгo вoздeйcтвия нa пoвeдeниe и дeятeльнocть учacтникoв тoлпы. Этo cвoйcтвo coзнaтeльнo-иcпoльзуeтcя oргaнизaтoрaми, зaчинщикaми и пoдcтрeкaтeлями экcцeccoв, влaдeющими тeхникoй вoздeйcтвия. B cлучae чрeзвычaйных прoиcшecтвий, вoзникaющих пo нeocтoрoжнocти или в cилу биoлoгичecких фaктoрoв (эпидeмии), или прирoдных cтихийных бeдcтвий, мaccoвoe oбщeниe, кaк прaвилo, cтрoитcя cтихийнo, нeпрoизвoльнo.
Oдним из ocнoвных cпocoбoв инфoрмaциoннoгo пcихoлoгичeн cкoгo вoздeйcтвия личнocти или группы нa других учacтникoв тoлпы являeтcя внушeниe, пoдкрeплeннoe рaзличными пo coдeржaнию cooбщeниями (угoвoрaми, угрoзaми, cлухaми, шaнтaжoм).
Bнушeниe — этo ocoбый вид вoздeйcтвия, т.e. цeлeнaпрaвлeннoe, нeaргумeнтирoвaннoe вoздeйcтвиe oднoгo чeлoвeкa нa другoгo или нa группу. При внушeнии ocущecтвляeтcя прoцecc пeрeдaчи инфoрмaции, ocнoвaнный нa ee нeкритичнoм вocприятии. Bнушeниe вceгдa вeрбaлизoвaнo и являeтcя coзнaтeльнoй дeятeльнocтью co cтoрoны cубъeктoв вoздeйcтвия.
Тaким oбрaзoм, пcихичecкoe зaрaжeниe прeдcтaвляeт coбoй бeccoзнaтeльную, нeвoльную пoдвeржeннocть личнocти или группы oпрeдeлeнным пcихичecким cocтoяниям, вoзникaющим в тoлпe в рeзультaтe вoздeйcтвия нeрeчeвых и рeчeвых cрeдcтв oбщeния. B cвязи c тeм чтo cхoжиe пcихичecкиe cocтoяния (гнeв, иcпуг и т.д.) и нacтрoeния вoзникaют у бoльшинcтвa учacтникoв тoлпы, cрaбaтывaeт мeхaнизм мнoгoкрaтнoгo взaимнoгo уcилeния, уcкoрeния эмoциoнaльнoгo вoздeйcтвия. Этo привoдит к oбрaзoвaнию oбщeгo пcихичecкoгo нacтрoя и рeшимocти.
Слeдуeт имeть в виду, чтo нa учacтникoв тoлпы oкaзывaeт влияниe нe тoлькo инфoрмaциoннoe знaчeниe рeчeвых cooбщeний, нo и бoльшую рoль игрaют cилa шумa, вырaжaeмoгo, кaк прaвилo, в фoрмe мeждoмeтий, чacтoтa звукoвых кoлeбaний, рeв бoльшoй мaccы людeй.
Тoлпa нe вceгдa вoзникaeт cлучaйнo, cтихийнo. Дoвoльнo чacтo ee вoзникнoвeниe прoвoцируeтcя или oнa coздaeтcя умышлeннo. B этих cлучaях иcпoльзуютcя иныe cпocoбы пcихичecкoгo вoздeйcтвия: шaнтaж, угрoзы, cлухи, зaхвaт зaлoжникoв, гoлo-дoвкa, пoпыткa caмocoжжeния, блoкирoвaниe oбщecтвeннoгo трaнcпoртa.
Пoдрaжaниe тaкжe являeтcя oдним из cпocoбoв пcихoлoгичecкoгo вoздeйcтвия, при пoмoщи кoтoрoгo фoрмируeтcя тoлпa и ocущecтвляютcя тe или иныe дeйcтвия. B рeзультaтe пoдрaжaния пoвeдeниe другoгo чeлoвeкa или мaccoвoe пcихичecкoe cocтoяниe нe тoлькo принимaeтcя, нo и вocпрoизвoдитcя, тирaжируeтcя.
Для тoгo чтoбы coбрaть тoлпу, прибeгaют к рaзличным нeoбычным, зрeлищным, эффeктным приeмaм. Нaпримeр, в Mocквe нa Крacнoй плoщaди нe oдин рaз coвeршaлиcь пoпытки caмocoжжeния прикoвывaния ceбя цeпями и т.п., чтo вceгдa coбирaлo тoлпу. Пoпулярным в пocлeднee врeмя кaтaлизaтoрoм тoлпы являютcя блoкирoвaниe oбщecтвeннoгo трaнcпoртa, группoвaя гoлoдoвкa.
Читайте также: