2 класс школа россии какой бывает транспорт

Обновлено: 05.07.2024

Цель урока: создать условия для формирования у детей представления о видах транспорта и его назначении.

Предметные: расширить и систематизировать знания учащихся о видах транспортных средств и их назначении, использовании человеком; познакомить детей с профессиями людей, работа которых связана с транспортными средствами, показать значение транспорта в жизни человека; учить пользоваться телефонами экстренного вызова; совершенствовать умение детей работать самостоятельно, в парах и коллективно.

Метапредметные: активизировать познавательный интерес детей, развивать наблюдательность, внимание, логическое мышление. Развивать информационную компетентность. Продолжить формировать умения соблюдать правила уличного движения и правила поведения пассажиров; развивать у учащихся кругозор и познавательный интерес.

Коммуникативные: воспитывать в себе умение оценивать собственную деятельность и деятельность своих одноклассников; способствовать развитию познавательного интереса к данной теме; владеть навыками совместной деятельности, соблюдать нормы поведения в транспорте.

Планируемые результаты: учащиеся научатся классифицировать транспортные средства по их видам и назначению, дети запомнят номера телефонов экстренных служб; запомнят правила поведения в различных видах транспорта и на дороге; узнают историю автомобиля.

Оборудование: мультимедийный проектор; презентация PowerPoint; выставка транспортных средств; заголовки к музейным витринам; номера телефонов экстренных служб; кроссворд, загадки.

Давайте ещё раз поприветствуем друг друга! Посмотрите на соседа и подарите ему свою улыбку. Молодцы!

Дети садятся на стулья в центре кабинета

(Музей – это учреждение, которое занимается собиранием, хранением и выставкой предметов, а также музеем называется здание, в котором эти предметы хранятся;

Экскурсия – это коллективное посещение музея. Или какой-то выставки;

1. Быстро он по рельсам мчит
И колесами стучит.
Не газует, не дымит,
Просто весело звенит.
Ездит в нем и стар, и млад
На работу, в детский сад.
Остановка. Не зевай,
Поскорей садись в .
(Трамвай)

2. Там, где строят новый дом,
Ходит воин со щитом.
Где пройдёт он, станет гладко,
Будет ровная площадка.
(Бульдозер)

3. По волнам дворец плывет,
На себе людей везет.
(Корабль)

4. Для этого коня еда
Бензин, масло и вода
На лугу он не пасется
По дороге он несётся. (Машина)

5. Дом по улице идет,
На работу нас везет.
Не на курьих тонких ножках,
А в резиновых сапожках.
(Автобус)

6. Я зашёл в зелёный дом
Больше суток пробыл в нём
Оказался этот дам
В дальнем городе другом. (Поезд)

7. Летит птица-небылица
А внутри народ сидит
Меж собою говорит. (Самолёт)

8. Я в любое время года
И в любую непогоду
Очень быстро в час любой
Провезу вас под землёй. (Метро)

9. Несётся и стреляет,
Ворчит скороговоркой.
Трамваю не угнаться
За этой тараторкой.
(Мотоцикл)

Посмотрите внимательно на экран (кроссворд).

Какое слово высветилось красным огоньком?

Тогда скажите, пожалуйста, как вы думаете, какова же будет тема нашей с вами экскурсии?

(Дети отвечают на вопросы учителя)

А давайте я вам расскажу и покажу!

(Я рассказываю историю автомобилей). История современного автомобиля началась120 лет назад. Самый первый автомобиль в мире был с паровым двигателем. Конечно, он мало напоминает современный автомобиль. У него впереди был огромный паровой котёл, этот автомобиль был неудобным и даже пугал многих людей своим шумом, дымом и пылью. Огромный шаг в истории развития автомобилей был сделан с изобретением двигателя внутреннего сгорания, работавшего на бензине. В Германии Карл Бенц сконструировал свою первую трёхколёсную “повозку с бензиновым двигателем. А три года спустя Бенц выпустил первые четырёхколёсные автомобили.

В 1908 году появился и первый русский автомобиль, который уже очень сильно напоминал вид автомобилей середины 20 века. Теперь такие старинные машины мы можем увидеть в музеях или в старых фильмах.

Об автомобилях в истории известно очень много интересных фактов:

Ребята, шли годы, автомобили менялись: росла скорость, мощность, менялся внешний вид и машина из неуклюжего экипажа превратилась в удобный, красивый и надёжный автомобиль.

Ребята, теперь скажите мне, какие виды транспорта вы знаете?

Молодцы! Очень много видов транспорта назвали!

И совсем скоро мы с вами узнаем о нём много интересного.

Но, прежде, чем мы это сделаем, давайте встанем и немного отдохнём. (Физминутка)

А сейчас давайте узнаем о транспорте больше и я предлагаю перейти к первым экспонатам нашей экскурсии.

Цели и задачи урока:
- систематизировать и расширить знания о разнообразии и видах транспорта, его значении для человека;
- воспитывать уважение к людям разных профессий;
- повторить правила поведения в общественном транспорте.
Оборудование: фотографии и рисунки различных видов транспорта; игрушечные модели машин, кораблей, самолётов; таблички с надписями видов транспорта.

1. Оргмомент.
2. Cообщение темы урока.
На парте перед детьми (возле доски) стоят различные игрушечные модели автомобилей, самолётов, кораблей…
- Посмотрите на эти игрушки.
- Назовите что вы здесь видите.
- Как это можно назвать одним словом? (транспорт)
- Прочитайте тему нашего урока (тема на доске).

3. Подготовка к введению новой темы.
- Послушайте загадки, отгадайте их. (по ходу на доске появляются картинки)
Он в безбрежном океане
Туч касается крылом.
Развернётся над лучами-
Отливает серебром. (самолёт)

Напои его бензином,
На колёса дай резину:
Побежит быстрее ветра
Много-много километров. (автомобиль)

Бежит при ветре скоро
Без вёсел и мотора. (парусник)

Что за чудо? Вот машина!
Сто колёс! А где же шины?
По стальной дороге мчится,
Приглашает прокатиться. (поезд)

4. Тема урока.
- Как можно это всё назвать одним словом? (транспорт) (на доске табличка)
- Прочитайте надписи на доске (таблички: наземный, водный, воздушный, подземный)


- На какие же группы можно разделить весь транспорт?
- К какому виду отнесём самолёт? (воздушный) (рисунок самолёта прикрепляется под табличкой)
- Почему?
- К какому виду отнесём автомобиль? (наземный) (рисунок)
- Почему?
- К какому – парусник? (водный) (рисунок)
- Объясните, почему?
- И к какому – поезд? (надземный и подземный) (рисунок)
- Почему?
- У меня осталось несколько рисунков. Помогите мне распределить их в соответствии с этими группами. Объясните свои ответы.
- Для чего люди придумали все эти машины? (передвигаться на дальние расстояния, перевозить грузы, путешествовать…)

6. Физминутка.
Я лечу, лечу, лечу
Облететь весь мир хочу.
Чтоб на всей планете
Подружились дети.

9. Итог урока.
- Чем понравилось заниматься?
- Что показалось интересным?

1) Вспомни, зачем нужны автомобили и поезда. Для чего служат корабли и самолёты?

Автомобили и поезда нужны для того, чтобы перевозить людей и грузы на большие расстояния по суше.

Корабль служит для перевозки людей и грузов на большие расстояния по воде.

Самолёты нужны для перевозки людей и грузов на значительные расстояния по воздуху.

2) Подумайте, на какие виды можно разделить транспорт

Можно разделить на наземный, водный, воздушный и подземный.

И также его можно разделить на пассажирский, грузовой и специальный.

А ещё можно поделить на личный и общественный.

3) Рассмотрите схемы. Какой бывает транспорт? По каким признакам транспорт делят на виды?

Его делят на виды по среде, в которой он используется, по назначению, по собственнику транспорта.

4) Приведите к этим схемам по 2—3 примера транспортных средств каждого вида.

  • Наземный: автомобиль, поезд, трамвай
  • Водный: корабль, лодка, танкер
  • Воздушный: самолёт, вертолёт, дирижабль
  • Подземный: метро
  • Пассажирский: автобус, трамвай, электропоезд
  • Грузовой: грузовик, грузовой поезд, сухогруз
  • Специальный: скорая помощь, экскаватор, авианосец
  • Личный: автомобиль, мотоцикл, квадроцикл
  • Общественный: троллейбус, метро, маршрутное такси.

5) Прочитайте рассказы. Используя полученную информацию, расскажите об истории водного и воздушного транспорта. Дополните рассказы сведениями из других источников

Рассказ об истории водного транспорта для 2 класса

В далёком прошлом человек использовал для передвижения по воде бревна. В них выдалбливалась сердцевина и получалось лодка. Некоторые народы использовали каркас из веток, обтянутый шкурами. Часто для преодоления водного пространства использовались плоты, связанные между собой брёвна.

Потом человек научился строить корабли, которые сперва ходили на вёслах, а потом обзавелись парусами.

Совсем недавно корабли стали оснащать паровыми машинами, котлами, ходовыми колёсами и строить из железа. Потом человек придумал винтовые двигатели, на смену которым со временем пришли турбореактивные двигатели.

Сейчас человек использует самые разные виды кораблей, от огромных авианосцев и подводных лодок с атомными двигателями, до крошечных рыбацких баркасов и прогулочных яхт под парусами

Рассказ об истории воздушного транспорта для 2 класса

С давних времён человек мечтал летать как птица. Многие смельчаки пытались создать крылья, способные поднять человека в небо, но их ждала неудача.

Только двести лет назад, человек смог подняться в воздух. Но сделал он это не с помощью крыльев, а с помощью тёплого воздуха, который наполнял воздушный шар.

В 19 веке появились первые модели летательных аппаратов тяжелее воздуха, первых самолётов.

Они сперва строились из дерева и ткани, но потом самолёты научились делать из металла. Для строительства самолётов стали использовать очень лёгкие и прочные алюминиевые сплавы.

Первые самолёты поднимались в воздух с помощью винтов, но сейчас почти все самолёты используют реактивные турбины, способные развить значительно большую мощность.

Теперь самолёты летают на высотах до 15 километров и могут доставить человека на другой конец планеты в считаные часы.

6) Составьте общий план рассказа об истории различных видов транспорта

Общий план рассказа об истории различных видах транспорта для 2 класса

  1. Название вида.
  2. История возникновения в древности.
  3. Пути развития.
  4. Современное состояние.

Домашнее задание

1) На какие группы можно разделить средства транспорта?

Его можно поделить на наземный, подземный, воздушный, водный, пассажирский, грузовой, специальный, личный и общественный.

2) Приведи примеры транспортных средств различных видов

  • Надземный: автомобиль, поезд
  • Подземный: метро
  • Водный: катер, лайнер
  • Воздушный: самолёт, вертолёт
  • Пассажирский: трамвай, автобус
  • Грузовой: поезд грузовой, танкер
  • Специальный: скорая помощь, бульдозер
  • Личный: мотоцикл, автомобиль
  • Общественный: троллейбус, метро

3) Что такое специальный транспорт?

Это транспорт особого назначения, например, пожарная машина, или строительные машины.

Цель: систематизировать знания учащихся о видах транспортных средств и их назначении; познакомить детей с профессиями людей, работа которых связана с транспортными средствами, показать значение транспорта в жизни человека; развивать у учащихся кругозор и познавательный интерес.

Тип урока : решение частных задач

Планируемые образовательные результаты:

Предметные :

научатся классифицировать виды транспорта; получат возможность научиться называть виды транспорта; выдвигать предположения и доказывать их; понимать учебную задачу и стремиться её выполнять; работать в парах.

Метапредметные :

овладеть способностью понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять; обобщать собственное представление; формировать готовность слушать собеседника и вести диалог; оценивать свои достижения на уроке.

Формирование уважительного отношения к иному мнению; развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение логическими сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам; излагать свою точку зрения и оценку событий.

Данный урок направлен на формирование таких универсальных учебных действий, как коммуникативные (путем работы в группах, познавательные (выполняя задания урока, учащиеся учатся анализировать, классифицировать и делать выводы, регулятивные (путем самостоятельного определения темы и целей урока, личностные (оценивание своей работы на уроке, самостоятельное подведение итогов урока).

Методы и формы обучения: объяснительно – иллюстративный; фронтальная и индивидуальная; работа в парах

Ход УРОКА

1. Организационный момент (1слайд)

Прозвенел звонок для нас.

Все зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво,

Тихо сели, спинки прямо.

Вижу, класс наш хоть куда.

Мы начнём урок, друзья.

2. Актуализация знаний (2слайд)

-О чём говорили на прошлом уроке?

-Что нужно, чтобы построить городской дом?

-Что нужно, чтобы построить сельский дом?

-Кто нарисовал свой дом? (3слайд)

-Какие рисунки у вас получились?

3. Самоопределение деятельности

У. На этом уроке мы занимаемся изучением окружающего нас мира. Но мир можно изучать не только по страницам учебников или научных книг, но и отправляясь в дальние путешествия по городам и странам, морям и океанам. Представьте, что мы решили совершить путешествие по бескрайним просторам нашей родины. Какие бы виды транспорта мы предпочли для этого?

Д. Самолёт, поезд, машина и др.

У. Сформулируйте тему нашего урока?

Какой бывает транспорт (4слайд)

4. Постановка учебной задачи(5слайд)

Муравья вопросика интересует, что мы сегодня узнаем, чему будем учиться

У. Именно о транспорте и его значении в жизни человека мы и будем говорить сегодня на уроке.

5. Изучение новой темы

У. Я буду называть транспортные средства. А вы определите каким образом они передвигаются. По воде, по земле, по суше или по воздуху? (6,7,8,9слайд)

Трамвай, троллейбус, автобус, автомобиль?

Д. Этот транспорт передвигается по земле.

У. Муравья вопросика интересует как можно назвать такой транспорт(10слайд)

Д. Это наземный транспорт (11слайд)

У. Вертолёт, самолёт, аэроплан? (12,13,14слайд)

И снова муравей-вопросик задаёт вам вопрос (15 слайд)

Д. Это воздушный транспорт. (16слайд)

У. Какой вы знаете водный транспорт(17,18,19,20слайд)

Д. Пароходы, теплоходы, баржи.

У. Почему этот транспорт мы называем водным?

Д. Потому, что он передвигается по воде.

У. Что мы отнесём к подземному транспорту(21,22,слайд)

Вывод: транспорт бывает наземным, воздушным, водным, подземным

У. Все эти средства служат для одной цели – перевозке. Что они перевозят?

Д. Людей и грузы.

У. Как называется транспорт. Если он занимается перевозкой людей?

У. Если транспорт перевозит только грузы?

Д. Грузовой (24слайд)

У. Но есть ещё транспорт, который выполняет специальные перевозки: (25,26,27, слайд)

Милиция, скорая помощь, пожарная- такой транспорт называется специальным

6. Работа по учебнику

На партах лежит карточка, в паре отметить карандашом нужный номер и поднять руки. Как надо работать в паре?

(правильный ответ 29слайд)

7. Физкультминутка (30слайд)

Все умеем мы считать

Отдыхать умеем тоже:

Руки за спину положим,

Голову поднимем выше,

И легко – легко подышим.

А сейчас мы с вами, дети,

Улетаем на ракете.

На носки поднимись,

А потом руки вниз.

Вот летит ракета ввысь!

8. Закрепление изученного

У. Отгадайте загадки. О каких машинах идёт речь? К какому виду транспорта вы их отнесёте?

(Дети отгадывают, учитель вывешивает иллюстрации к соответствующим названиям в таблицу)

(31слайд) Что за чудо – синий дом!

Ребятишек много в нём.

Носит обувь из резины

И питается бензином. (Автобус 32слайд)

33 (слайд) Ходит город – великан

На работу в океан. (Корабль 34слайд)

(35слайд) Что за птица:

Людей и груз везёт. (Самолёт 36слайд)

(37слайд) Я в любое время года

И в любую непогоду

Очень быстро в час любой

Провезу вас под землёй. (Метро 38слайд)

У. Какой вид транспорта самый распространённый и им может пользоваться любой человек? (автобус)

(на парте у вас карточки, вы должны найти ответ на мои вопросы

и показать правильный ответ)

– У автомобиля колёса, … (ноги)

– У человека кровь, … (бензин)

– Человек вытирает руками, … (дворниками)

-У человека глаза, а у автомобиля? (фары)

– У человека сердце, … (мотор)

– Для переноски вещей у человека есть сумка, … (багажник)

– Человек может заболеть, … (ломается)

9. Первичное осмысление и закрепление (40слайд)

Работа в рабочих тетрадях стр. 73 Отметить карандашами разных цветов название водного, воздушного и подземного транспорта и буква ПГС отметить пассажирский, грузовой и специальный транспорт.

10. Работа с тестами(41слайд)

11. Итог урока. Рефлексия (42слайд)

– Какие виды транспорта вы знаете?

– Основное назначение транспорта?

– Какой транспорт мы называем специальным?

12. Оцените свои достижения на уроке (43слайд)

13. Дом/зад стр. 75 - 77 (р. т) (44слайд)

Спасибо за урок! (45слайд)

Читайте также: