11 школьные праздники как средство эстетического воспитания младших школьников

Обновлено: 07.07.2024

Постановка проблемы. В условиях глобальной перестройки всех сфер жизнедеятельности нашего общества особое значение в формировании личности приобретает эстетическое воспитание подрастающего поколения. Ситуация переходного периода развития общества обостряет процессы поиска человеком смысла существования и своего места в мире и приводит к необходимости гуманизации образования. В этот период возрастает ценность эстетического образования младших школьников, которого является важным аспектом воспитание эстетических чувств. Эстетические чувства проявляются в самых разнообразных формах. Источниками чувств, прежде всего, являются произведения искусства: литература, живопись, музыка, хореография. Одной из главных задач учителя начальной школы является воспитание потребности в красивом, что и определяет весь строй духовной жизни ребенка.

Анализ исследований и публикаций. Понимание сущности, роли и места эстетического воспитания во всестороннем развитии личности были заложены А. В. Луначарским, Н. К. Крупской, С. Т. Шацким. Классики педагогики: А. С. Макаренко, Б. М. Неменский, В. А. Сухомлинский, Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский, анализируя данную проблему, придавали важное значение младшему школьному возрасту.

Цель – охарактеризовать нетрадиционные методы эстетического воспитания младших школьников по средствам классной и внеклассной работы.

Изложение основного материала. Эстетика – это наука о прекрасном, изучающая основные законы развития и функционирования эстетического в природе, обществе, в материальном или духовном производстве, в быту, в общении людей, а также о формах эстетического сознания, таких как чувства, восприятие, потребности, вкусы, оценки, идеалы, категории [2, с. 97]. С точки зрения И. Ф. Харламова, воспитание – это овладение всей совокупностью общественного опыта: знаниями, умениями и навыками, способами творческой деятельности, социальными и духовными (нравственными, эстетическими и идеологическими) отношениями [4, с. 231].

Эстетическое воспитание – одно из направлений содержания воспитания подрастающего поколения. Оно заключается в развитии у младших школьников эстетического восприятия окружающего мира и способностей создавать прекрасное [2, с. 448]. Эстетическое воспитание включает в себя две взаимосвязанные стороны: внешнюю – это задачи, содержание, средства и методы эстетического воспитания – и внутреннюю – творчески преобразующую деятельность ребенка, который под руководством педагога постепенно приобщается к прекрасному, формирующую эстетическую культуру личности.

Младший школьный возраст в силу своих особенностей наиболее благоприятный период для воспитательных воздействий, формирования необходимых качеств и свойств личности в контексте эстетического воспитания. Важное значение имеет воспитание у младших школьников эстетики поведения – аккуратности в одежде, красивой осанки, манер, умение держаться природно, культурно и эстетично выявлять свои эмоции. Так же исключительную роль в эстетическом воспитании играет предметы эстетического цикла (рисования, пения, музыки). Ведь именно на этих уроках создаются условия не только для формирования эстетических способностей младшего школьника, эстетики восприятия окружающего мира, но и для овладения учащимися навыками самообслуживания, приучения их действовать самостоятельно, принимать решения, выходить из проблемных ситуаций собственным путем. Это также является немаловажным компонентом в их воспитании [1, с. 456].

Внеклассная воспитательная работа – это организация педагогом различных видов деятельности школьников во внеучебное время, обеспечивающих необходимые условия для социализации личности ребенка.

Существенный вклад в разработку содержания и методику эстетического воспитания учащихся во внеклассной работе внесли Н. К. Крупская, А. В. Луначарский, В. А. Сухомлинский и С. Т. Шацкий. В. А. Сухомлинский и С. Т. Шацкий утвердили, что внеклассная работа позволяет связать эстетическое просвещение с художественным творчеством учащихся. При этом школьники получают возможность проявить свою индивидуальность, выразить себя и утвердиться в коллективе, обогатить свой жизненный и эстетический опыт.

Внешкольная работа – образовательно-воспитательная деятельность внешкольных учреждений для детей и юношества. Она осуществляется в спортивных, музыкальных и художественных школах, станциях юных натуралистов и юных техников, клубах по месту жительства, центрах творчества детей и юношества т. д., то есть проводится под руководством не школьных педагогов, а работников внешкольных учреждений и отличается большей, по сравнению с внеклассной работой, практической направленностью и специализацией [3, с. 248].

Вся внешкольная воспитательная работа направлена на развитие творческой личности, ее инициативы с учетом потребностей и способностей. Вследствие именно такой организации деятельности детей во внешкольных учреждениях возникает возможность заинтересовать их творчеством, побудить их стремление относительно приобретения необходимых приемов и средств, которые определяют нестандартность, оригинальность.

В своих работах Н. К. Крупская рекомендовала вести внешкольную работу по ряду главных направлений, к числу которых ею были отнесены: политико-воспитательная и общественно полезная работа, занятия по труду и технике, внеклассное чтение, художественное творчество, экскурсионная, натуралистическая, физкультурно-спортивная работа и игры.

Система внешкольного эстетического воспитания призвана обеспечить каждому ребенку возможность в свободное время всесторонне развить собственные творческие способности. Однако, в современных условиях, еще не всегда педагогический процесс во внешкольных заведениях направлен на воспитание всесторонне развитой личности с учетом ее духовно-творческого потенциала.

Выводы. Эстетическое воспитание занимает важное место во всей системе учебно-воспитательного процесса, так как за ним стоит не только развитие эстетических качеств человека, но и всей личности в целом: ее сущностных сил, духовных потребностей, нравственных идеалов, личных и общественных представлений.

Внеклассная и внешкольная воспитательная работа представляет собой совокупность различных видов деятельности и обладает широкими возможностями воспитательного воздействия на ребенка.

Вся внешкольная воспитательная работа направлена на развитие творческой личности, ее инициативы с учетом потребностей и способностей. Вследствие именно такой организации деятельности детей во внешкольных и внеклассных учреждениях возникает возможность заинтересовать их творчеством, побудить их стремление относительно приобретения необходимых приемов и средств, которые определяют нестандартность, оригинальность.

2. Кон И. С. Словарь по этике / И. С. Кона. – М. : Политиздат, 1989. – 448 с.

3. Лармин В. О. Эстетическая культура и эстетическое воспитание / О. В. Лармин – М. : Наука, 1978. – 248 с.

4. Овсянников М. Ф. Очерки истории эстетических учений / М. Ф. Овсянников – М. : Прогресс, 1974. – 348 с.

5. Шестаков В. П. Эстетические категории / В. П. Шестаков – М. : Центр, 1983. – 256 с.

Концерт живой музыки как средство эстетического воспитания

Концерт живой музыки как средство эстетического воспитания Развивать у детей чуткость души, доброту сердца, любовь ко всему прекрасному и музыкальный вкус - одна из главных и трудных задач. В ее.

Эстетическое воспитание призвано развивать художественный вкус, облагораживать человека. Эстетика способствует гармоническому развитию личности, умению правильно оценивать прекрасное. Главные направления эстетического воспитания таковы: научить видеть красоту во всех сферах жизни, готовить к художественному творчеству в области литературы, музыки, живописи, театрального искусства. Тесно связаны друг с другом эстетика и нравственность. Важным фактором эстетического восприятия мира человеком является возникновение эстетических ситуаций, которые вызывают духовную радость, наслаждение художественным образом.

Формирование эстетического отношения к труду - необходимый аспект общего воспитательного процесса. Эстетическое начало труда заключается в красоте создаваемых вещей, предметов. Вещь отражает степень мастерства ее творца. Важный вклад в осуществление эстетического воспитания вносят праздники, посвященные трудовым процессам, исполнение новых и старых обрядов, обычаев, ритуалов.

Восприятие произведений театрального искусства и литературы, живописи, музыки осуществляется лишь при создании особой психологической установки. Каждый из видов искусства раскрывает те или иные стороны жизни. Красота форм и красок передается живописью, связь человека с действительностью отражает литература, музыка передает чувства человеческой души.

Большая роль в эстетическом воспитании детей отводится кино. Демонстрации детских фильмов, мультфильмов положительно воздействуют на мировоззрение ребенка, на его художественный вкус. С помощью кино дети знакомятся с театральными постановками, балетным искусством, живописью.

Важным звеном эстетического восприятия является изучение литературы, и в частности поэзии. Особое внимание надо отвести читательским конференциям, часам поэзии, игровой театрализованной деятельности, конкурсам чтецов.

Неотъемлемой частью эстетического воспитания является изучение музыки. Без музыки не обходится ни один праздник. Много внимания уделяется музыке наших прадедов, живших по своим старинным обычаям.

Произведения изобразительного искусства уникальны. При их изучении очень помогут альбомы репродукций, открытки. Конкурсы рисунков здесь очень уместны. Они помогут выявить начинающие таланты.

Театральные представления помогают зрителям участвовать в творческом процессе, так как способствуют развитию чувства сопереживания героям. Дети становятся свидетелями развивающихся событий, одобряя или порицая их. Важное значение в эстетическом воспитании имеет танец. Особенно важна культура бытового танца как форма проведения досуга, как средство создания душевного настроя.

Разработки мероприятий в начальной школе по эстетическому воспитанию

В своих разработках мы постарались отразить все вышеуказанные аспекты эстетического воспитания. В данное время идет духовное возрождение народов России. Поэтому в своем пособии мы обращаемся во многих случаях к старинным песням, играм, обычаям. Это очень важно в эстетическом воспитании детей.

Час музыки. Тема: Маленькие музыкальные фантазии Цели: развивать у детей фантазию и творческое воображение; повышать музыкальную эрудицию через знакомство с музыкальными произведениями И.-С. Баха, Г.-Ф. Генделя и др. Оборудование: аудиозаписи, иллюстрированный материал к музыкальным произведениям (можно использовать репродукции картин). Подготовка: в классе стулья расставить полукругом. Ход занятия.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность исследования. "Будущее человечества сидит сейчас за партой, оно еще очень наивно, доверчиво, чистосердечно. Оно целиком в наших взрослых руках. Какими мы сформируем их, наших детей, - такими они и будут. И не только они. Таким будет и общество через 30 - 40 лет, общество, построенное ими по тем представлениям, которые мы у них создадим".

Курсовая работа

Глава 1. Теоретический анализ эстетического воспитания учащихся…………………………………………………………………………. 7

Проблема эстетического воспитания учащихся………………………….7

Роль искусства в эстетическом воспитании младших школьников…………. ……………………………………………. ……12

Педагогические условия эстетического воспитания младших школьников средствами искусства…………………………………. ….17

Глава 2. Опытно-теоретическая работа по эстетическому воспитанию младших школьников средствами искусства……………………………..…. 23

2.1 Методика изучения уровня эстетического воспитания младших школьников……………………………………………………….……….…..23

2.2 Содержание работы по эстетическому воспитанию младших школьников средствами искусства…………………………………………..29

Актуальность исследования. "Будущее человечества сидит сейчас за партой, оно еще очень наивно, доверчиво, чистосердечно. Оно целиком в наших взрослых руках. Какими мы сформируем их, наших детей, - такими они и будут. И не только они. Таким будет и общество через 30 - 40 лет, общество, построенное ими по тем представлениям, которые мы у них создадим".

Эти слова Б.М. Неменского говорят о том, что школа решает, что будут любить и ненавидеть, чем восторгаться и гордиться, чему будут радоваться, а что презирать люди через 30 - 40 лет. Это теснейшим образом связано с мировоззрением будущего общества. Формирование же любого мировоззрения не может считаться законченным, если не сформированы эстетические взгляды. Без эстетического отношения мировоззрение не может быть подлинно цельным, способным объективно и во всей полноте охватить действительность. "Как невозможно себе представить человеческое общество без истории его культурного и художественного развития, точно так же невозможно представить себе культурного человека без развитых эстетических взглядов".

В последние годы возросло внимание к проблемам теории и практики эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, т.е. как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.

А формировать личность и эстетическую культуру, - отмечают многие писатели, педагоги, деятели культуры (Д.Б. Кабалевский, А.С. Макаренко, Б.М Неменский, В.А. Сухомлинский, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский), - особенно важно в наиболее благоприятном для этого младшем школьном возрасте. Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей создает в ребенке особые эмоционально психические состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, развивает мышление, память, волю и другие психические процессы.

Научить видеть прекрасное вокруг себя, в окружающей действительности призвана система эстетического воспитания. Для того чтобы эта система воздействовала на ребенка наиболее эффективно и достигала поставленной цели, Б.М. Неменский выделил следующую ее особенность: "Система эстетического воспитания должна быть, прежде всего единой, объединяющей все предметы, все внеклассные занятия, всю общественную жизнь школьника, где каждый предмет, каждый вид занятия имеет свою четкую задачу в деле формирования эстетической культуры и личности школьника".

Но у всякой системы есть стержень, основа, на которую она опирается. Такой основой в системе эстетического воспитания могут считать искусство: музыку, архитектуру, скульптуру, живопись, танец, кино, театр и другие виды художественного творчества. Повод для этого давали еще Платон и Гегель. На основании их взглядов стало аксиомой, что искусство является главным содержанием эстетики как науки, и что красота есть основное эстетическое явление. Искусство заключает в себе большой потенциал для развития личности.

Из всего вышесказанного, можно предположить, что, приобщая младшего школьника к богатейшему опыту человечества, накопленному в искусствах, можно воспитать высоконравственного, образованного, разносторонне развитого современного человека.

Проблема исследования: каковы педагогические условия эстетического воспитаня детей младшего школьного возраста?

Цель исследования: изучение педагогических условий эстетического воспитания младших школьников средствами искусства.

Объект исследования: процесс эстетического воспитания младших школьников.

Предмет исследования: педагогические условия эстетического воспитания младших школьников средствами искусства.

Гипотеза исследования: процесс эстетического воспитания младших школьников будет эффективен, если:

выявляется актуальный уровень эстетического воспитания младших школьников;

работа по эстетическому воспитанию будет систематичной и целенаправленной;

используется комплексный подход в применении средств искусства в воспитательно-образовательном процессе.

Задачи исследования:

1. Проанализировать проблему эстетического воспитания учащихся.

2. Изучить роль искусства в эстетическом воспитании младших школьников.

3. Выявить педагогические условия эстетического воспитания средствами искусства.

4. Описать методики изучающие уровни эстетического воспитания младших школьников.

5. Проанализировать содержание работы по эстетическому воспитанию младших школьников средствами искусства.

Методы исследования: анализ научной литературы по проблеме исследования, педагогический эксперимент, наблюдение, статистическая обработка результатов исследования с помощью математических методов.

Структура работы: две главы, введение, заключение, список используемой литературы и приложения.

Глава 1. Теоретический анализ эстетического воспитания учащихся

1.1. Проблема эстетического воспитания учащихся

Эстетическое воспитание - это организация жизни и деятельности детей, способствующая развитию эстетических чувств ребенка, формированию представлений и знаний о прекрасном в жизни и искусстве, эстетических оценок и эстетического отношения ко всему, что нас окружает.

Задачи эстетического воспитания младших школьников, исходя из его цели, можно представить двумя группами [34; 21].

Первая группа задач направлена на формирование эстетического отношения детей к окружающему. Предусматривается следующее: развивать умение видеть и чувствовать красоту в природе, поступках, искусстве, понимать прекрасное; воспитывать художественный вкус, потребность в познании прекрасного.

Вторая группа задач направлена на формирование художественных умений в области разных искусств: обучение детей рисованию, лепке; пению, движениям под музыку; развитие словесного творчества [8; 101].

В основе методики эстетического воспитания лежит совместная деятельность педагога и ребенка по развитию у него творческих способностей к восприятию художественных ценностей, к продуктивной деятельности, осознанного отношения к социальной, природной, предметной среде. Успех этой работы во многом определяется тем, в какой мере учитываются индивидуальные особенности, потребности и интересы воспитуемого, уровень его общего развития [3; 155].

Эстетическую информацию ребенок получает по многим каналам (социальная среда, предметный мир, природные явления, художественные произведения). Поэтому так важен метод целостного восприятия сюжета картины, сказки, музыкально-образного построения фортепьянной пьесы. В дальнейшем, чтобы помочь ребенку вслушиваться в звуки, вглядываться в краски и формы предмета, педагог направляет его внимание на более детальное восприятие, целенаправленное наблюдение.

По тому, как дети получают эстетическую информацию (знакомятся непосредственно с произведением искусства, слушая музыкальную пьесу, песню, сказку, рассматривая картины, или через воспитателя, который рассказывает, объясняет, задает вопросы), методы и приемы эстетического воспитания можно разделить на наглядные и словесные. К ним предъявляются определенные требования. Исполнение литературных и музыкальных произведений должно быть художественно-выразительным, эмоциональным, иначе встреча с искусством не окажет своего влияния. В словесном методе также необходимо добиваться яркой образности, чтобы дети поняли не только содержание картины, стихотворения, песни или смысл задания, но и пережили настроение, соответствующее настроению персонажей [27; 15].

Меняются методы и в зависимости от форм организации деятельности. На художественных занятиях педагог дает точные указания, показывает или предлагает детям самим найти приемы исполнения и т. д. Например, разучивание стихов или песен потребует предварительного исполнения их взрослым, беседы о художественных качествах, выражающих содержание и настроение произведения, применения наглядных пособий (по мере необходимости), повторного неоднократного исполнения детьми текста и т. д. На занятиях художественной лепкой детей обучают приемам, позволяющим им самим составить предмет из отдельных частей или из целого материала (глина, пластилин) вылепить отдельные детали. Следовательно, обучение носит достаточно прямой характер. В самостоятельной деятельности ребенка руководство взрослого сводится к косвенному воздействию, он лишь напоминает, побуждая к действиям, или исправляет ошибки [42; 111].

Итак, становится видно, что существует много слагаемых, определяющих характер методов эстетического воспитания. Точно классифицировать их трудно, поскольку они существуют всегда в тесной взаимосвязи с другими. Например, наблюдая с детьми за красивыми движениями плавающих в аквариуме рыбок, педагог использует наглядный метод. Если при этом он задает вопросы, поясняет что-либо, то применяет также словесный метод. Привлекая детей к оборудованию аквариума, его украшению, педагог пользуется и методом практических действий.

Чтобы усилить воспитывающий и развивающий характер обучения, следует применять методы воспитания (убеждения, приучения), а также методы обучения, развивающие самостоятельность, инициативу, творчество. Это сущность проблемно-поискового метода, широко применяемого в советской дидактике. Проблемно-поисковым он называется потому, что воспитатель предлагает детям самим найти способы решения намеченного замысла. Например, детям предлагается изобразить какой-либо персонаж из сказки после ее прослушивания. Эту задачу они решают самостоятельно. Можно сделать удачный или неудачный выбор персонажа и тем усложнить или облегчить выполнение задания. Нужно подумать, как лучше изобразить его (вылепить из глины или нарисовать), какими способами лучше воплотить свой замысел. Таким образом, ребенок учится думать, искать, находить решение, т. е. вести поисковую деятельность [40; 24].

Чтобы обучение носило развивающий характер, педагог должен применять обобщенные способы действий, которые являются основой конкретных методических приемов.

К числу таких способов относятся:

- способы ориентировки в звуковых, зрительных ощущениях, восприятие выразительно-изобразительных средств каждого вида искусства (приобщение детей к художественным произведениям должно базироваться на сенсорной основе);

- способы приобщения детей к идейно-эмоциональному содержанию произведений путем соучастия и сопереживания; (если ребенок научится сопереживать - будет достигнут необходимый нравственно-эстетический эффект);

- способы целостного и аналитического подхода к художественным явлениям (дети, как правило, воспринимают произведение непосредственно и целостно; однако приобретение навыка различать выразительные средства по контрасту или сходству позволит им при последующих встречах с произведением воспринять его полнее и глубже);

- способы ориентировки в самостоятельных действиях при восприятии, исполнительстве и продуктивном творчестве [44; 201].

Таким образом, при разучивании произведений или решении художественных задач следует активно применять способы, позволяющие целенаправленно руководить сенсорной ориентировкой детей, их эмоциональным восприятием, целостным и дифференцированным, самостоятельными, творческими действиями.

1.2. Роль искусства в эстетическом воспитании младших школьников

Важность искусства в эстетическом воспитании не вызывает сомнения, так как оно является собственно его сутью. Особенность искусства как средства воспитания заключается в том, что в искусстве "сгущен, сконцентрирован творческий опыт человека, духовное богатство". Его содержание должно охватывать изучение и приобщение детей к различным видам и жанрам искусства - музыке, изобразительному искусству. Существенной стороной эстетического воспитания является также познание прекрасного в жизни, в природе, в нравственном облике и поведении человека [6; 110].

Не менее важной стороной содержания эстетического воспитания средствами искусства является его направленность на личностное развитие дошкольников. Оно должно охватывать следующие стороны этого развития:

1. Прежде всего необходимо формировать у школьников эстетические потребности в области искусства, в постижении художественных ценностей общества. Основное направление этой работы состоит в практическом ознакомлении с различными видами искусства, приучение их к эстетическому восприятию и простейшим эстетическим суждениям.

2. Важнейшим элементом содержания эстетического воспитания является развитие у учащихся художественных восприятий. Эти восприятия должны охватывать широкую сферу эстетических явлений.

Искусство может и не выполнить своей воспитательной роли, если ребенок не получит собственно художественного развития и образования, не научится видеть, чувствовать и понимать прекрасное в искусстве и жизни. Жизненный опыт ребенка на различных стадиях его развития настолько ограничен, что дети не скоро научаются выделять из общей массы собственно эстетические явления. Задача педагога воспитать у ребенка способность наслаждаться искусством, развить эстетические потребности, интересы, довести их до степени эстетического вкуса, а затем и идеала.

Существует несколько видов искусства: литература, музыка, изобразительное искусство, театр, кино, хореография, архитектура, декоративное искусство и другие. Специфика каждого вида искусства в том, что оно особо воздействует на человека своими специфическими художественными средствами и материалами: словом, звуком, движением, красками, различными природными материалами. Музыка, например, непосредственно обращена к музыкальному чувству человека. Скульптура затрагивает другие струны человеческой души. Она передает нам наглядно объемную, пластическую выразительность тела. Она воздействует на способность нашего глаза воспринимать прекрасную форму. О воздействии живописи на человека можно судить по конкретному примеру. Каждый вид искусства и искусство вообще обращено к любой человеческой личности. А это предполагает, что любой человек может понимать все виды искусства. Педагогический смысл этого мы понимаем в том, что нельзя ограничивать воспитание и развитие ребенка лишь одним видом искусства. Только совокупность их может обеспечить нормальное эстетическое воспитание.

К окончанию пятого класса дети должны достигнуть определённого уровня культуры личности.

В области эстетического восприятия искусства и действительности:

· видеть и отмечать красоту произведений искусства (музыкального, изобразительного, литературы, архитектуры, разных видов народного искусства), окружающих предметов, природы, проявлять эмоционально положительное отношение к ним (выражать чувство удовольствия, радости, выражать желание любоваться ими);

· знать имена и некоторые произведения 2 - 3 композиторов, художников; знать фамилии нескольких детских писателей и некоторые их произведения;

· знать и использовать в своей творческой деятельности основные выразительные средства искусства: в музыке - ритм, темп, динамика; в изобразительном искусстве - линия, форма, цвет, композиция; в игре-драматизации - мимика, жесты, движения, поза, голос;

· знать и называть произведения народного искусства: 2 - 3 народные песни, заклички; загадки, пословицы, поговорки, потешки, сказки; 2 - 4 вида изделий народного декоративно-прикладного искусства


Музыкально-эстетическое развитие детей младшего школьного возраста в общеобразовательных учреждениях

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Музыка — это один из видов искусства, который дает возможность познать окружающий мир и в процессе этого познания развиться личности ребенка.

Музыка в нашем сознании закономерно ассоциируется с самой жизнью. Ее связь с другими видами искусств дает человеку ключ к пониманию мира прекрасного, и, таким образом, правильное формирование музыкального вкуса ведет к правильному восприятию этого мира.

Для детей любого возраста важна гармоничность музыкально- эстетического воспитания, но дети младшего школьного возраста нуждаются в этом больше всего. Те музыкальные впечатления, которые они получат в детстве, останутся у них надолго, иногда на всю жизнь [4,28].

Задача преподавателя музыки проложить путь ребенку от простого эмоционального восприятия красоты к ее пониманию и способности оценивать и обсуждать. Эта работа требует от педагога умения ненавязчиво внести в жизнь ребенка красоту и облагородить его окружение. [7,20]

Эстетические свойства личности не являются врожденными, но формируются в условиях социального окружения и педагогического руководства. В процессе развития этих свойств дети постепенно осваивают эстетическую культуру, формируют свое эстетическое восприятие, свои интересы, потребности и суждения. [12,75]

Важный признак музыкальности — это способность определять характер и настроение музыкального произведения, видеть музыкальный образ и проявлять эмоциональное отношение — сопереживать услышанному. Музыка должна вызывать реакцию, рождать ассоциации у маленького слушателя.

Еще один признак проявления музыкальности — это способность вслушиваться, оценивать и сравнивать яркие и понятные моменты в музыке. Для этого ребенку нужно научить элементарной музыкально-слуховой культуре, умению внимательно слушать.

Третий признак музыкальности — творческое отношение к услышанному, способность ребенка передать музыкальный художественный образ в песне, рисунке, рассказе, танце, игре. [10,83]

В процессе развития общей музыкальности у детей совершенствуется слух, развивается творческое воображение, появляется особое эмоциональное отношение к звучащей музыке. Восприятие музыки приобретает эстетическую окрашенность. Дети начинают переносить свои музыкальные впечатления в свою творческую деятельность, и, таким образом формируются склонности и интересы, развивается вкус. [11,88]

Важную роль играет развитие эстетического отношения детей к окружающей природе. Это может достигаться различными способами, но немаловажную роль среди них играют средства музыкальной культуры. Музыкальные образы способны вызывать у детей разнообразные эмоции: чувства радости, грусти, нежности и доброты. То же самое делают образы природы. Музыка подчеркивает эмоциональный отклик на красоту природы, бережное отношение ко всему живому, развивает способность оценить прекрасное и в природе и в искусстве (оценить гармоничные сочетания красок, линий и звуков) [7,93]

Формирование у детей умения воспринимать красоту природу и творчески отражать ее в своей художественной деятельности в большой степени зависит от педагога, помогающего ребенку эстетически оценить окружающий мир и постичь его красоту и гармонию через красоту и гармонию музыкальных звуков. Воспитывая эмоциональное отношение к образам природы средствами музыки, педагог побуждает ребенка к осознанию эстетической и нравственной ценности природы для людей [6,225]

Этот процесс требует от учителя музыки широты собственных музыкальных взглядов, умения художественно воплотить взаимосвязь между природными явлениями и звучащей музыкой. Прежде всего нужно развить у ребенка способность различать эмоциональное содержание и характер музыкального произведения, научить понимать, что музыка отражает окружающую действительность. [9,161]

Чтобы сформировать подлинный музыкальный вкус, нужно уделять огромное внимание слушанию и восприятию музыки. Детей нужно постепенно знакомить с различными жанрами и стилями музыки, показать возможность изобразить при помощи музыки различные аспекты окружающей среды и жизни человеческого общества. Нужно постепенно изучать творчество композиторов и накапливать знания о произведениях музыкальной классики.

Таким образом детей можно научить находить решения и средства для своей художественной деятельности.

Младшим школьным возрастом принято считать возраст ребенка с 7 до 10-11 лет, то есть годы обучения в 1-4 классах. В эти годы начинается формирование личности, закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и начинает формироваться общественная направленность личности ребенка.

Основной формой обучения в школе является урок. Именно на уроках музыки происходит систематическое и целенаправленное музыкально-эстетическое воспитание ребенка. Специфика урока музыки состоит в том, что кроме музыкально-образовательных задач на нем ставятся также художественно-исполнительские. Важную роль на уроке играют чувства и эмоции, вызываемые у учеников.

Другой спецификой является коллективность урока, наличие достаточно большого количества детей с различными интересами и способностями.

Для определения степени проявления интереса к музыке как искусству, предпочтений и отношения к видам музыкальной деятельности детям младшего школьного возраста можно предложить нижеследующие творческие задания. Задания предполагают выявление трех основных музыкальных способностей: развитость ладового слуха, развитость музыкально-слуховых представлений и чувство ритма.

Развитый ладовый слух предполагает способность ребенка эмоционально отзываться на общий характер музыкального произведения, смену в нем настроений. При диагностике ладового слуха выполняются задания на определение характера музыки и различий в настроении, задание на дополнение окончаний мелодий, прервавшихся на неустойчивых звуках.

Музыкально-слуховые представления развиваются, прежде всего, в пении, в процессе восприятия и воспроизведения музыкального произведения. Для их диагностики используются следующие задания: повторить мелодию песни или музыкального произведения, отметить в них ритмические и мелодические изменения, подобрать мелодию и другие подобные.

Чувство ритма формируется, прежде всего, в музыкально-ритмических движениях. Для его диагностики используются задания на различение ритмического рисунка музыкального произведения, различные музыкально-игровые задания, связанные с движением под музыку.

Критерии развития музыкального вкуса можно представить в виде нижеследующей таблицы:

- точное содержательное высказывание ребенком об воспринимаемых музыкальных образах;

- стремление воспринимать мир музыкальных образов через взаимосвязь со своим миром;

- умение анализировать, сравнивать музыкальные образы, устанавливать причинно-следственные связи между средствами музыкальной выразительности и эмоциональным содержанием музыки;

- умение оценивать сам процесс и результат восприятия музыкальных образов, способность воображать, отождествлять себя с музыкальным образом.

- осознанно воспринимают простые, статичные, однозначные музыкальные образы;

- стремление и готовность воспринимать мир музыкальных образов и свой эмоциональный мир;

- анализ музыкального образа происходит по образцу, отсутствует самостоятельность;

- умение устанавливать причинно-следственные связи между музыкальным образом и средствами выразительности;

- при интерпретации эмоционального содержания музыкального образа речь не развернута, ориентирована на стандарт.

- отсутствует интерес к восприятию музыкального образа;

- восприятие и понимание музыкальных образов неадекватное, целостное, нерасчлененное;

- способ анализа содержания музыкального образа и средств выразительности характеризуется неустойчивостью;

- в познании музыкальных образов речевые коммуникации носят личностный характер, но неадекватны содержанию произведений и имеют слабую эмоциональную окрашенность.

Детей с высокими показателями музыкально-эстетического развития характеризуют целенаправленность и активное восприятие музыки. Они понимают средства музыки и способны установить связь между эмоциональным содержанием музыкального образа и средствами выразительности. Например, точно передать настроение музыки в рисунке, правильно подобрав соответствующую гамму красок.

Дети со средними показателями не так точны, но они способны более точно описать музыку красками или словами, если им сказать название музыкальной композиции.

Дети с низкими показателями музыкально-эстетического развития обычно поверхностно воспринимают музыку, и часто не в состоянии передать музыкальный сюжет словами или рисунком.

Разнообразие в уроки вносит активная музыкальная деятельность учащихся начальных классов: движения под музыку, музыкальные ритмические игры и пр. Они помогают детям ощутить темп произведения, его динамику, почувствовать характер.

Продолжением музыкально-эстетического воспитания младших школьников являются внеклассные и внешкольный занятия и кружки. Эстетическое воспитание, организуемое во внеурочное время, способствует не только решению проблемы свободного времени, но и духовному обогащению ребенка.

К данному виду деятельности можно отнести различные хоровые и фольклорные кружки, школьные ансамбли, театральные кружки. Сюда же входят периодические музыкальные праздники и фестивали, организованные внутри школы, музыкальные конкурсы и викторины. Немаловажную роль играет посещение классами концертов и театральных представлений.

Картина музыкально-эстетического развития детей была бы неполной без уточнения позиции их родителей о роли музыкальной культуры в жизни их ребенка. Для ее уточнения стоит провести среди родителей анкетирование, которое бы выявило предпочтения в семьях воспитанников. Многие семьи хотели бы видеть своего ребенка эстетически образованным и культурным. Для этого родители организуют совместные с детьми посещения культурных мероприятий, стараются дать им образование в различных школах искусств. Таким образом нужно учитывать, что процесс соприкосновения с культурой происходит не только внутри школы, но и вовне.

Подводя итог, хочется сказать, что без должного духовного и эстетического воспитания развитие личности ребенка будет неполноценным. Чтобы обеспечить в будущем становление высоконравственной, духовно богатой и высокоинтеллектуальной личности, нужно полноценно реализовать эстетическое воспитание ребенка, частью которого является его музыкально-эстетическое развитие.

Список литературы

1. Бекина С.И. Музыка и движение. - М.: Просвещение — 2008.

2. Вендрова Т.Е., Писарева И.В. Воспитание музыкой. М.: 1991.

3. Возрастная и педагогическая психология: учеб. пособие. М.В. Гамезо. - М.: Просвещение, 2006.

4. Гавриловец К.В. Нравственно-эстетическое воспитание школьников. - Минск, 2004.

5. Гофман Э. – Т.А. Мысли о высоком значении музыки. // Иск-во в школе. 1992. №2. с. 51-54.

6. Зеньковский В.В. Психология детства. - М.: Академия, 2005. - 346 с.

7. Ковальчук Я.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка. - М., 2006.

8. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. - М.: Воронеж, 2007.

9. Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. - М., 2005.

10. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. - М., 2006.

11. Мухина В.С. Возрастная психология. - М., 2008.

12. Педагогический словарь под редакцией Б.М. Бим - Бад. - М.: Большая российская энциклопедия. Просвещение, 2003.

13. Радынова О.П. Слушаем музыку. М.: Просвещение, 1990.

14. Раппопорт С.Х. Искусство и эмоции: 2-е изд. – М.: Музыка, 1972

15. Учите детей петь/ Сост. Орова Т.М., Бекина С.И. - М.: Просвещение, 2009.

Читайте также: