Звягинцев елена краткое содержание

Обновлено: 07.07.2024

Ничего подобного. Елена Анатольевна, медработник на пенсии, живет то ли женой (штамп в паспорте уже два года), то ли домработницей (и сиделка, и кухарка, и кофе подать) с Владимиром Ивановичем. Богатый чистый старик, около семидесяти, выглядит моложе. По утрам долго бреется, потом в спортзал — пока она по хозяйству. Спят в разных комнатах. Завтракают вместе. Встают рано, ложатся еще до наступления темноты. Любят друг друга, насколько возможно. У Елены Анатольевны сын Сережа, у того жена Таня, сын Санька, плюс младенец, плюс еще один на подходе: живут в предместьях, скудно, на мамину пенсию. У Владимира Ивановича дочь Катя, живет независимо, свободно, отцовскими деньгами не брезгует. Так и существуют. Приблизительно, как все мы.

Сюжет фильма — случай из криминальной хроники, который и не заметишь на газетной полосе (пара абзацев максимум) или в телепередаче (минуты полторы от силы). Жена убила мужа, чтобы присвоить деньги — но не просто так, а ради внука, которого надо было отмазать от армии: добром муж не давал, жадничал, вот и поплатился. Про Елену Анатольевну, впрочем, и не напишут. Дело раскрыто не было, и не заводилось никакого дела, поскольку жена — любящая, муж — в летах, выпил не ту таблетку и заснул вечным сном. Бывает. А квартиру наследники поделили поровну, никто не обижен. Легко отделались, повезло.

Что мы знаем о ближнем? Рутина не даст ответа на простейшие вопросы.

Поговорили. Больше и не о чем, и незачем. Стерильность, чистота, покой.

Главный фокус — в том, чтобы замаскироваться от самого себя. Чтобы искренне оскорбиться на подозрение тебя в том, в чем ты на самом деле повинен. Раздвигаются шторы, двери спальни, дверцы лифта, будто занавес, снова и снова открывая невидимому зрительному залу человека-актера. Она вошла в роль заботливой жены (об этом Катя — циничная, но зоркая — говорит вполне открыто), он — в роль строгого главы семейства. Даже вахлак Сережа соберет волю в кулак и выйдет в комнату с балкона, где давным-давно курит и попивает пиво: пришло время сыграть послушного сына, иначе в следующий раз мама может пенсию и не привезти. Сама мама причесывается у зеркала: трельяж возвращает ей сразу три отражения, все разные. Выбирай любое лицо на свой вкус.

Заселившись на новую жилплощадь, Саня так же медленно, со смаком плюет с другого балкона, не в пример более шикарного. Это другой плевок, плевок превосходства, ведь внизу гоняют в футбол существа низшего порядка — беззаботные и бесправные гастарбайтеры. Их рабская вереница появлялась на экране и раньше, переходя дорогу перед чистеньким Audi Владимира Ивановича. Тот их вовсе не заметил, как муравьев. Высокомерие губительно, от него вымерли римские патриции. А Саня с Сережей — переходное звено в пищевой цепи. Им не западло плюнуть на тех, кто ниже. Иначе и не осознаешь, что поднялся на ступень выше.

Все неизменно: не пирамида, но карусель. Круг земной. О чем и для чего делать фильм на подобном материале? Ответ, опять же, в названии. Между отцами и детьми, между нищими и богатыми, как Елена Спартанская между троянцами и ахейцами, — она, Елена. Только она проживает за неполные два часа экранного действия подлинную эволюцию. Лишь она отправляется в путь и достигает конечной остановки. И ее дорога воскрешает в скучном столичном чаду древнюю трагедию, с неизбывным противоречием чувства и долга, — как Кшиштоф Кесьлёвский вытаскивал из житейских анекдотов социалистической Польши Моисеевы заповеди.

Из парадиза остоженских переулков Елена спускается в Ад — даже, пожалуй, не христианский, а античный Аид: туда попадают не за грехи, а только потому, что не повезло родиться на Олимпе. Сначала предусмотрительно заходит в сберкассу, взять пенсию (налог Харону за перевозку), потом в автобусе — до электрички, на громыхающем поезде — подальше от центра, от цивилизации, к неухоженным и грязным окраинным чащобам, среди которых, как развалины сказочных замков, возвышаются типовые башни новостроек, а рядом, как адские печи, дымятся трубы безвестных заводов. Там-то конец света наступает регулярно, все привыкли. Как уже было сказано, физическое преодоление дистанции не имеет серьезного значения: важен внутренний путь — не самопознания и успокоения, но разрушения. Путь вниз, с кисельных берегов внутренней Остоженки — к инфернальным рубежам внутреннего Бирюлева.

Этот же мотив сопровождает Елену в ее пути из центра к окраине, от мужа к детям и внукам, от комфорта к кошмару. То, как мелодия смикширована со скрежетом рельсов и грохотом общественного транспорта, с объявлениями на платформе и криком зазывал в электричке, очень точно передает соотношение трагического сюжета картины с ее социальным фоном. Шум мешает слышать мелодию, но заглушить ее не способен.

А кино-то не об этом. Оно — о тайне человека, грозной и непостижимой, как смысл его имени. Вот женщина, простая на вид, чистая, дружелюбная, милая. Кто скрыт за ее глазами? Елена Прекрасная, повод для страшной войны; Елена Премудрая, разгадать загадки которой не под силу и Ивану-царевичу; Елена Равноапостольная, раскопавшая в горе мусора Гроб Господень; а возможно, твоя смерть, сварившая с утра отличную овсянку, а теперь подмешавшая яду в свежевыжатый сок. Просто Елена.

Бывший медработник Елена (Надежда Маркина ) работает женой и гувернанткой у пожилого буржуа Владимира (Андрей Смирнов ), а в свободное от этой работы время навещает семью своего сына (Алексей Розин ), живущую в типовом спальном гетто. У сына-разгильдяя есть свой сын-разгильдяй (Игорь Огурцов ). У этого тоже руки постоянно заняты сигаретой, пивасом или джойстиком, и еще его скоро должны призвать в армию. Денег, которые Елена выкраивает со своей карточки, на решение этой проблемы явно не хватит, и она обращается за помощью к мужу. Владимир же предпочитает делиться капиталом со своей родной дочерью (Елена Лядова ), исповедующей гедонистический нигилизм, а чужим и необаятельным, в общем-то, людям – помогать советом, а не деньгами. Более того, после остроумной дискуссии с дочкой о бессмысленности жизни, Владимир решается написать роковое завещание. А обделенная таким образом Елена – нарушить клятву Гиппократа и сразу несколько божьих заповедей.

Наше современное общество, в котором мы сейчас живем. Общество, которое получилось в нашей стране после 1991 года. Что это? Нормально ли оно? Какие цели у этого общества? К чему оно стремится? Мы же видим, что с обществом происходит что-то неправильное.

Да ладно. Зачем думать об этом обществе? Чего голову еще ломать. Живи да живи. Плохо живется что-ли? Можно, конечно, и так. Но мы же люди. Мы должны думать и анализировать, что происходит вокруг. А иначе можно оказаться непонятно где.

В фильме Андрея Звягинцева "Елена" происходит попытка осмысления нашего современного общества, его целей и идеалов. К чему стремится современный человек и для чего он живет?

Главная героиня фильма - Елена - немолодая женщина, бывшая медсестра. Елена состоит в браке с Владимиром - престарелым богатым человеком. Их брак больше похож на деловые отношения - Елена работает по дому (большая дорогая квартира в элитном районе Москвы) и просто ухаживает за Владимиром. У обоих есть дети от первых браков. У Елены - сын Сергей, у Владимира - дочь Екатерина.

Сергей, как и его мать Елена - представители бедного слоя современного общества. У Сергея есть семья, двое детей, но он нигде не работает и даже не пытается изменить ситуацию. Деньги на содержание семьи Сергея дает Елена.

Екатерина - дочь Владимира - также ничем необремененная молодая дама. Она не работает, семьи у нее нет и изменять такое положение вещей она вообще не стремится.

Здесь показано отсутствие вообще каких-либо стремлений современного общества, кроме денег. Происходит деградация всего нашего общества. Богатый ты или бедный - это не играет никакого значения. Бедным деньги нужны для того, чтобы стать богатыми. Но для чего становиться богатым?

Стать богатыми люди мечтают для того, чтобы лежать весь день на кровате в дорогой квартире и смотреть телевизор. Еще можно, для разнообразия, выбираться в элитный спортзал, чтобы походить на беговой дорожке и поплавать в бассейне. Вот самая высокая цель нашего современного общества. Ради такой высокой цели можно пойти на многое, а вернее - на все.

Сыну Сергея, внуку Елены, нужны деньги для поступления в институт, чтобы "откосить" от армии. Елена просит Владимира дать на это деньги.

Здесь тоже очень интересно: почему Сергей решил, что ему кто-то должен давать деньги? Ладно Сергей, но почему так решила сама Елена?

Владимир в этой просьбе отказывает, и собирается писать завещание, так как у него случился инфаркт. Он говорит Елене, что решил все состояние отдать своей дочере Екатерине, а Елена получит только пожизненную ренту. И Елена приходит в ярость.

Но почему? Почему она решила, что вообще имеет какие-то права на имущество и состояние Владимира? Тоже не совсем понятно. Тем более, Владимир принял свое решение. Это его право.

После такого решения Владимир уходит из этого мира - Елена идет на преступление. Идет на преступление, чтобы Владимир не успел написать завещание.

Происходит столкновение двух миров - мира бедных и мира богатых. Бедные считают, что они достойны большего. Они достойны мира богатых. Они хотят много денег. Это их цель жизни. Это цель жизни всего нашего общества. Понятно, что достичь мира богатых по нормальному никак не получится, даже если много и упорно работать. Единственный шанс - пойти на преступление, что и делает Елена.

В итоге каждый получает свое. Владимир получает по делам своим. Елена получает деньги и наследство. Но она нарушает заповедь Христову и берет огромный грех на свою душу. Но зачем ей эти деньги? Какой в этом смысл?

Елена это делает лишь для того, чтобы взять из сейфа огромную сумму денег, положить себе в сумку и отвезти своему ничего не пытающемуся изменить сыну Сергею - для безбедной жизни.

Для того, чтобы семья Сергея сидела с пивом возле телевизора в дорогой квартире Владимира. И еще для поступления внука в институт, а вернее, чтобы тот "откосил" от армии. Высшее образование в нашем обществе никому не нужно. Знания не нужны. Чтобы получить хорошее место нужны только знакомства, связи и больше ничего.

Но не будет счастья от этих денег никому. Это символизирует сбитая электричкой белая лошадь, когда Елена едет к Сергею. Елене никогда не будет больше покоя. А Сергей не сможет нормально распорядиться этими деньгами. И в этом даже не его вина, а в большей степени нашего безумного общества, поклоняющегося "Золотому тельцу".

После просмотра фильма становится очень страшно. И самое страшное заключается в том, что это не вымысел, а абсолютная правда. В таком обществе мы живем. Главная цель - только деньги, и ничего кроме денег.

Ради денег человек может пойти на все. Но это путь в никуда. Это бессмысленно. И это не просто слова. В этом заключается главная причина нашей сегодняшней безумной жизни.

Если понравилось, пожалуйста, ставьте лайк, пишите комментарии и подписывайтесь на канал.


Тайный смысл фильма понятен не всем. А я его раскрою!

Когда я приступила к просмотру фильма, то совершенно не была знакома с сюжетом и не читала никаких отзывов, так что мое первое впечатление о фильме было непредвзятым. Отзывы о фильме я прочитала позже, так как фильм меня зацепил и о многом заставил задумываться. Звягинцев в принципе не снимает простых и слабых по смыслу фильмов, там что интересно было разобраться.

Многие люди в отзывах плюются, говорят про недосказанность, которую они чувствуют в концовке, их раздражает затянутость сцен, депрессивность фильма. Им непонятен смысл того, что хотел сказать автор. А я увидела то, что Звягинцев, как и всегда, мастер обходить цензуру! Задачей настоящего "художника" является не разжевать идею зрителю, а дать намёки! Режиссер наметил проблемы, указал на болезненные явления в обществе, обратил глаза зрителя внутрь себя и дал возможность каждому самостоятельно сделать выводы! Я долго думала над этим фильмом и потом поняла, что хотел сказать режиссер!

Итак. Отношение к героям у меня на протяжении просмотра и даже уже после него неоднократно менялось, фильм крутился в голове несколько дней, не отпускал по причине некоторого недопонимания. Непонимание фильма было связано с непониманием души Елены в первую очередь. Как происходила смена моего отношения к главной героине? Сначала я очень сочувствовала Елене, у меня появилось чувство солидарности с ней, большое уважение к её каждодневному труду и терпению. Героиня так ответственно каждый день ухаживала за мужем и домом! При этом боялась слово лишнее сказать, возразить, попросить о чём-то. Когда просьба серьёзная, то Елена и вовсе писала письма мужу и скромно ждала его резолюции! Вроде как не было никакого конфликта, героиня давно смирилась с укладом своей жизни. Она не бедствовала, жила в шикарном доме на обеспечении мужа и даже имела возможность помогать сыну. Казалось, что её даже не волнует богатство супруга, потому что она им не пользовалась: выглядела как обычная бедная женщина, не ходила в салоны и спортклубы, как её муж, ездила по делам на электричке, а не на своей машине или такси. Елена производила впечатление неамбициозной, непритязательной женщины, для которой высшее предназначение в жизни - служить своему мужу. Когда она сказала дочери супруга, что любит мужа и потом пришла в церковь помолиться за него - я тем более поверила ей! Но как же тогда понять то, что произошло дальше.

. Оказывается, она всегда таила "праведный" гнев по отношению к сильным мира сего - таким, как её муж. "И последние станут первыми!",- в сердцах выпалила она. Не так уж проста и безобидна оказалась эта женщина, так терпеливо и так преданно обслуживающая мужа долгие годы! В тихом омуте черти водятся. Она и сама, похоже, не подозревала в себе таких чертей, для неё это было в новинку, ей было страшно, но она всё же отважилась на серьёзное преступление против закона и нравственности! Потому что у неё в этот момент была своя справедливость! Она отбросила свою многолетнюю привязанность и уничтожила человека, о котором пеклась все эти годы - никто не ожидал такого разворота, не так ли? Как такое могло произойти? Заботливая наседка и классовый враг в одном лице?! Муж героини даже не подозревал, какие разрушительные эмоции обуревают душу простой женщины из народа. Он наивно и беспечно жил по своим правилам, наслаждаясь единовластием, и не ожидал такого бунта!

. Не кажется ли вам теперь, что этот сюжет - не просто частная семейная история?! Ничего не напоминает Вам, а? Очень похоже на историю русской революции. "Не приведи бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный"! По-моему, это иносказательный фильм о России, о взаимоотношениях правителей и народа. Дошедшая до определённой точки накала героиня - это русский народ, муж Елены - царь-самодержец, дочь-алкоголичка - страны третьего мира, которым царь вечно помогает, дает в долг и всё прощает, а они всё равно деградируют и дальше опускаются. А огромный дом - это, конечно, богатая природными ресурсами Россия, которая принадлежит отдельным личностям, а не народу. Это фильм - предупреждение.


Илья Роготнев

Фильм самого неожиданного отечественного кинорежиссера, уже получившего в 2003 году главный приз Венецианского кинофестиваля, заслужившего мировую славу и весьма разноречивые оценки отечественных кинокритиков.

Звягинцев создавал до сих пор мифопоэтические повествования, в которых речь шла о вечной душе, ее соприкосновении с запредельным, о таинствах и духовной пустоте, о Боге и смерти Бога, о сакральном пути и тупиках обезбоженного мира.

Эта эстетика, этот язык, этот образ жизни – инфернальны, апокалиптичны. Еще раз подчеркну: дело не в порочности бедных, а в инфернальности социального дна. И с этого дна адская вселенная рвется ввысь, опошляя, сметая, обезображивая мир.

Безлюбость мира означает, что дух оставляет эту территорию. Здесь в забвение уходит культура. В руках Елены появляется одна книга – медицинский справочник, который подсказывает способ убийства. Здесь нет Бога. Елена входит в храм, как в супермаркет – чтобы поставить свечку к нужной иконе, о чем получает консультацию в церковной лавке. Кстати, поставив свечку за здравие, она совершает убийство.

Мы сами впустили тьму в наш дом. Мы открыли ей путь, создав социальный ад. Мы сняли с себя вечный оберег любви, отрекшись одновременно от главных источников, питающих дух: от веры и от книги. Мы распахнули злу все окна. И даже если мы сострадательны, благопристойны, не злы – мы все равно зазываем силы инферно в наш Дом. Елена – это личность, очутившаяся в эпицентре апокалипсического события восхождения тьмы (или нисхождения во тьму – здесь это встречные процессы). Конец света совершается и снаружи, и внутри (в душе Елены). Потому автору понадобился этот персонаж, потому он и придумал эту не вполне типичную историю в типических декорациях.

В первом фильме Звягинцев указал на связь человека с вечными истоками, присутствие в мире надмирных сущностей. Во втором – показал, что мы закрылись от Света, отделились от него стеной наших норм, привычек, принципов. В третьем – открыл, что мы установили контакт с Тьмой, оказались в ее власти. Теперь на повестке дня – поиск путей к Исходу из Ада.

Читайте также: