Карточки синонимы антонимы омонимы 4 класс школа россии

Обновлено: 05.07.2024

2. Составь и з апиши предл ожение с любой п арой синони мов.

____________ ______________ ______________ ______________ ____________ ___ _____

4 . Составь и зап иши предложе ние с любой паро й антонимов.

____________ ______________ ______________ ______________ ____________ ________

5. Подбери и за пиши к каждом у слову синони м из орфогр афического словаря.

дети – ________ ___________ азбука – ___ ____________ ________

узор – _______ ____________ воин – ______ ____________ ______

6. Подчеркни сл ова из скобо к, которые не являются син онимами к выделен ным

7. Подбе ри и запиши к к аждому слову антоним из о рфографиче ского словаря.

белый – ________ ___________ до свидания – ______________ __

завтрак – _____ _____________ _ юг – _______ __________ _______

Подчеркни в п редложении ом онимы. О бъясни, что обозн ачают эти сл ова.

____________ ______________ ____________________ ______________ ______________

____________ ______________ ______________ ______________ ____________ ________

____________ ______________ ______________ ______________ ____________ ________

9. Прочитай. Вставь в пред ложения по дходящие по смысл у слова из слов для справок.

1. __________ ______ – это зверёк. __ ___________ ___ – проявление неж ного чувства.

2. __________ ______ – это пенка на мо локе и назва ние птицы. 3. ______________ _ –

это повар на к орабле и вихор на г олове. 4. ____________ ____ – это в ид спорта и

название стрижк и. 5. _____ _________ – это огородное растение и ор ужие для

стрельбы. 6. ____________ __ – это родник и инст румент д ля отпирания двери.

ВложениеРазмер
urok_gubenko.docx 113.12 КБ
kartochki_k_uroku.docx 103.1 КБ
urok.pptx 1.25 МБ

Предварительный просмотр:

(УМК «Школа России)

Тип: повторение изученного материала

Цель: формирование умения опознавать синонимы, антонимы, омонимы.

Предметные результаты усвоения урока:

- пользоваться словарём; видеть в тексте синонимы и антонимы, омонимы, подбирать синонимы и антонимы к данным словам, составлять предложения с омонимыми.

Метапредметные результаты усвоения урока:

- самостоятельно формулировать тему и цели урока;

- пользоваться словарями; строить рассуждения.

- высказывать и обосновывать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

Личностные результаты усвоения урока:

- умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; интерес к изучению языка;

Ресурсы урока: карточки с заданиями, ноутбуки.

Здравствуйте, ребята. Меня зовут Людмила Владимировна. Сегодня урок русского языка проведу у вас я.

- Проверьте, что рабочее место в порядке.

-Нашу встречу хочу начать со стихотворения

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

- О каком времени года идёт речь?

- Какой вы представили осень?

Обратите внимание на нашу картину, на ней тоже изображена осень. Сейчас она незакончена, и от вашей работы будет зависеть, как она преобразится в конце урока.

У Вас на партах лежат жетоны (грибы, листья, лучики) за каждый правильный ответ вы будете брать жетон, они нам помогут в конце урока.

Если вопросов нет, тогда начинаем наш урок.

II. Самоопределение к деятельности

- Послушайте отрывок из стихотворения И. Токмаковой и найдите в нем слова, близкие по значению.

СЛ №2 Зябнет осинка

Др о жит на в е тру

Стынет на солнышке

Мерзнет в ж а ру .

-Вставьте пропущенную букву, в том месте, где светится огонёк . (проверка)

-Какую орфограмму отрабатывали?

(Зябнет, дрожит, стынет, мерзнет)

- Кто вспомнит, как в русском языке называются слова, близкие по значению? (Синонимы) (Карточку переворачивать на доске)

- К какой части речи они относятся? ( Глагол)

-Молодцы. Отгадайте загадку

СЛ №3 Далеко мой сту к

Слышится вокру г .

Червякам я вра г ,

А деревьям дру г .

-Вставьте пропущенную букву, в том месте, где светится огонёк . (проверка)

-Какую орфограмму отрабатывали?

(Это дятел. Враг – друг)

Назовите слова, противоположные по значению?

- Как называются слова, противоположные по значению? (Антонимы) (Карточку переворачивать на доске)

- Какой частью речи являются эти слова? (Имя существительное)

- Верно. Отгадайте следующую загадку?

СЛ №4 Из меня берут порою

Реки свой исток.

А в руках твоих открою я любой замок . (Ключ)

- Какую особенность слова ключ раскрывает загадка? (Оно имеет два значения)

- Есть ли между этими значениями что–то общее? (Нет)

- Как называются слова, которые произносятся одинаково, но имеют разные значения? (Омонимы) (Карточку переворачивать на доске)

- Давайте вместе прочитаем тему урока . (Синонимы. Антонимы. Омонимы) (Карточки открыты на доске).

- Какие задачи поставим на урок?

СЛ №5 1.Повторить понятия синонимы, антонимы, омонимы.

2. Научиться распознавать их в речи

3. Учиться подбирать к словам синонимы, антонимы.) (задачи открываются на доке) Прочитать.

III. Работа по теме урока

- Ребята, чтобы решить их предлагаю поработать в ППС и выполнить задание на карточке №1

- Прочитайте цель: отработать умения находить синонимы.

-Прочитайте задание: 1. Определить синонимический ряд (знаком +);

  1. Хмурая, дождливая, пасмурная
  2. Ранняя, короткая, тёплая
  3. Длинная, поздняя, золотая
  4. Красивая, очаровательная, великолепная
  5. Грустная, печальная, тоскливая.

- Если задание понятно, желаю успехов при выполнении. Работаем ручкой.

- Прочитайте, какие ряды вы отметили. Какой частью речи являются слова? (прилагательными) Докажите.

- Какое время года описывают прилагательные?

- Ребята, а можно осень назвать щедрой? Почему? Давайте мы к этому слову найдём синонимы.

- Откуда мы можем взять эти слова? (сами подобрать или из словаря.)

-Каким словарём воспользуемся? (синонимов)

- Воспользуемся электронным словарём. (показываю, как пользоваться)

- Слово печатаем в начальной форме – м.р.

-Прочитайте про себя слова. Какие слова для вас оказались новыми?

Вывод: Какое умение отрабатывали?

- Какую роль играют синонимы в нашей речи? ( можно избежать повторения одного и того же слова, сделать речь точной, выразительной)

Работа в группах:

- Ребята, а теперь поработаем в группах и выполнить задание на карточке №2

Прочитайте цель: закрепить умение находить антонимы в тексте. С каким понятием будем работать?

-Прочитайте задание: Найдите антонимы в тексте, подчеркните их, обозначьте орфограмму в этих словах , устно подберите проверочные слова.

Стройный в сентябре лес, в нём рядом весна и осень. Жёлтый лист и зелёная травинка . Тёплое солнце и холодный ветер. Увядание и рассвет. Песни и тишина. Грустно и радостно .

При выполнении задания не забывайте про правила работы в группах. (проверка: каждая группа зачитывает пару и называет орфограмму-проверочное слово.)

Для чего мы выполняли эту работу?

Ребята, сделайте вывод: Какой частью речи могут быть выражены синонимы и антонимы? (разными) .

- Хорошо, давайте немного отдохнём, все встанем.

Только в лес мы все зашли,(шагаем)

Руки вверх – хлопок одной

Руки вниз – хлопок другой.

Дальше по лесу шагаем,(шагаем)

И медведя мы встречаем.

Руки за голову кладем

И вразвалочку идем.

Вдруг мы видим у куста

Птенчик выпал из гнезда.

Тихо птенчика берем(присаживаемся)

И назад в гнездо кладем.

Зайчик быстро скачет в поле,

Очень весело на воле.

Подражаем мы зайчишке,

V. Отдохнули? Тогда продолжаем работать.

-Вспомните, над какой темой работаем на уроке. Возьмите карточку №3.Работу с это карточкой выполнять будете индивидуально.

Прочитайте. Цель: проверить умение составлять предложения с омонимами.

Задание: 1.Определите, в каких значениях употреблены слова.

2.Запишите предложение с другим значением слова.

Вывод: - сделайте вывод: Как определить значение омонимов? (по смыслу в предложении).

-Хотите узнать что-то новое?

-Обратите внимание на слово, прочитайте его.

-Какую гласную нужно вставить?

Возникла проблема, давайте попробуем её решить.

Достаточно ли знать проверочное слово. (нет)

Что ещё нужно знать? Открываю картинки. (в каком значении употребляется)

Сделайте вывод: от чего зависит, какую гласную будем писать? (от значения в предложении).

Открываю картинки и читаю стихотворение

Барсик с дерева слезал

Очень сильно кот устал

Мимо кухни пробегал

Сметану в миске всю слизал.

-Такие слова называют омофонами. Давайте вместе проговорим это слово ОМОФОНЫ.

СЛ №7 Это слова, которые звучат одинаково, но пишутся по-разному и имеют разное значение.

- Ребята, проделана большая работа и чтобы проверить, умеете ли вы различать, находить синонимы, антонимы, омонимы предлагаю выполнить тест.

Тест выполнять будем на компьютере.

А. Благодаря мне можно избежать повторения одного и того же слова, сделать речь точной, выразительной

1. словарь антонимов

2. словарь синонимов

3. словарь омонимов

4. орфографический словарь

Б. Словарь, который поможет подобрать противоположное слово

В. Как называются выделенные слова? сверкнула молния – застегнул молнию.

Г. Укажи лишнее слово в ряду синонимов

Д. Подбери антоним к слову “говорить”

- Покажите зеленый сигнал, если при выполнении теста вы не допустили ни одной ошибки.

- Покажите желтый сигнал, если вы допустили 1 – 2 ошибки. ( Ошибки проработать, если допустили ошибки.) записать количество детей по каждому цвету.

- Вам необходимо еще поработать над этой темой.

Рефлексия. Подведение итога.

- Над какой темой сегодня работали на уроке?

- Какое умение отрабатывали?

СЛ №8 Все ли задачи решили?

В начале урока мы говорили о том, что от работы на уроке будет зависеть, как преобразится картина осени. Предлагаю украсить нашу картину, используя набранные жетоны в виде лучиков солнца, листочков, грибов.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Синонимы. Антонимы. Омонимы

Подбери антонимы к словам.

В какой строке записаны только синонимы?

1) Идти, шагать, стоять.

2) Медлительный, неспешный, неторопливый.

3) Злой, сердитый, гнев.

4) Быстро, медленно, холодно.

У каких из данных слов есть омонимы?

1) одежда 2) ключ 3) блокнот

4) кран 5) норка 6) корзина

Подбери синонимы к словам.

В какой строке записаны антонимы?

3) Рисовать - раскрашивать.

4) Быстрый - скорый.

5) Тихий - оглушительный.

В тексте стихотворения найди омонимы и подчеркни.

Возвращаясь под вечер с поля,
Потеряла серёжку Поля.
Ту сережку нашёл Сережка.
Прибежал, постучал в окошко:
- Отыскалась твоя серёжка.

Подбери слова антонимы к предложению.

Солнце __________________на востоке, а ____________________ – на западе.

1) Как сыр в масле. 2) Во весь дух.

3) Черепашьим шагом. 4) Сломя голову.

5) В мгновение ока. 6) От горшка два вершка.

Отметь, где правда (да), а где ложь (нет).

__ Антонимы - слова, разные по звучанию и написанию и противоположные по значению.

__ Омонимы - слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению.

__ Омонимы - это слова, имеющие несколько лексических значений.

__ Синонимы - слова, разные по звучанию и написанию, но одинаковые или близкие по значению.

Отгадай пропущенное слово.

Я в реке, в тени густой

И в бутылке лимонада,

А зовут меня – ________________________.

Задание 1 – 3, 4, 5, 2, 1.

Задание 1 – 2, 4, 5.

Задание 2 - 2, 5, 1, 4, 3.

Задание 2 - Серёжка, серёжка.

Задание 1- восходит, заходит.

Задание 2 – 2, 4, 5.

Задание 1 – да, да, нет, да.

Задание 2 - прохлада.

Краткое описание документа:

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 26 человек из 18 регионов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 593 382 материала в базе

Материал подходит для УМК

Лексическое значение слова

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 30.09.2021 4060
  • DOCX 16 кбайт
  • 434 скачивания
  • Рейтинг: 5 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Узенбаева Василя Равильевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

В Белгородской области отменяют занятия в школах и детсадах на границе с Украиной

Время чтения: 0 минут

Университет им. Герцена и РАО создадут портрет современного школьника

Время чтения: 2 минуты

Курские власти перевели на дистант школьников в районах на границе с Украиной

Время чтения: 1 минута

В приграничных пунктах Брянской области на день приостановили занятия в школах

Время чтения: 0 минут

В Ростовской и Воронежской областях организуют обучение эвакуированных из Донбасса детей

Время чтения: 1 минута

РДШ организовало сбор гуманитарной помощи для детей из ДНР

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


тест "Значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы." Русский язык. 2 класс

Тест можео использовать на уроках русского языка для контроля освоения тем, связанных с лексикой.


Синонимы. Антонимы.Омонимы

УМК "Перспектива"Проверочная работа по темам "Синонимы. Антонимы. Омонимы".


Презентация к уроку русского языка "Синонимы, антонимы, омонимы, многозначные слова УМК "Перспектива"

Презентация к уроку русского языка "Синонимы, антонимы, омонимы, многозначные слова УМК "Перспектива".

Открытый урок русского языка по теме: "Синонимы, антонимы, омонимы"

Открытый урок русского языка в 4 классе.


Русский язык 4 класс "Синонимы.Антонимы.Омонимы".

Русский язык 4 класс "Синонимы.Антонимы.Омонимы".


Тест разработан по УМК "Перспектива" для учащихся 2 класса.


Тема урока: синонимы, антонимы, омонимы Тип урока : повторение изученного материала

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ручка, зебра, воздух, небо, мышка, лист, телефон, кран, гранат, норка.

Сравни два предмета по одному признаку: по величине, цвету, вкусу или высоте. Вставь подходящие по смыслу слова.

По величине: Орёл (какой?) большой, а воробей __________________________.

Щука (какая?) крупная рыба, а плотва - ______________________.

По цвету: Уголь (какой?) чёрный, а мел ___________________________________.

По вкусу: Перец (какой?) горький, а сахар ________________________________.

По высоте: Дерево (какое?) высокое, а кустик _____________________________.

Выполнил (а) _____________________________________________________

Читайте также: