Зона степей 4 класс школа россии технологическая карта

Обновлено: 05.07.2024

Цели: сформировать у учащихся представление о природной зоне степей; ознакомить с географическим положением зоны степей, ее особенностями, животным и растительным миром, ролью человека.

Формируемые УУД: познавательные — проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу; коммуникативные — задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, высказывать и обосновывать свою точку зрения; регулятивные — принимать и сохранять учебную задачу, планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия; личностные — способность к самооценке своих действий, поступков.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний

1. Беседа

— Послушайте, о чем я случайно услышала.

Раз иду я через двор

И слышу такой разговор:

«Мы на солнечной поляне

Загорали, жгли костер,

Пили квас, консервы ели,

Хоровые песни пели.

Веселились, как могли,

Отдохнули и ушли!

И остались на полянке

У потухшего костра

Две разбитых нами склянки,

Две размокшие баранки —

- Укажите на ошибки ребят, которые они допустили во время отдыха. (В лесу после своего отдыха нельзя оставлять мусор. Стеклянные, железные предметы надо обязательно уносить с собой. Уходя, кострище нужно закрыть дерном. Пищевые отходы и бумагу можно закопать, они сгниют.)

2. Тест

1. Природная зона лесов состоит из:

2. Самую большую территорию занимают:

а) смешанные леса

в) широколиственные леса

3. В тайге растут:

а) пихты, ели, лиственницы +

б) дубы, сосны, ели

в) березы, липы, лиственницы

4. В Красную книгу занесены животные лесной полосы:

а) овцебык, морж, розовая чайка

б) краснозобая казарка, кречет, стерх

в) зубр, амурский тигр, утка-мандаринка +

5. Экологические проблемы лесной зоны связаны:

а) с неумеренной охотой и браконьерством, вырубкой +

б) с неблагоприятными погодными условиями

в) с участившимися лесными пожарами

6. На территории зоны лесов расположен заповедник:

7. Охрана лесов — это:

а) обязанность государства

б) обязанность государства и долг каждого гражданина +

в) забота самих обитателей леса

3. Работа в группах

— Исправьте географические ошибки в тексте.

Лесная зона расположена к северу (правильно — к югу) от зоны тундры. Природные условия в лесной зоне более суровые (правильно — болееe мягкие), чем в тундре. Растительный мир беден (правильно — богат). Большую территорию зоны занимает широколиственный (правильно — хвойный) лес. В лесной зоне широко распространенными (правильно — редкими) животными являются зубр, амурский тигр, утка-мандаринка. Лес не является (правильно - является) домом для растений, животных, грибов.

4. Работа в парах

- Давайте проверим друг у друга выполнение задания 2 на с. 50 рабочей тетради.

III. Самоопределение к деятельности

Кроссворд

Куда приведет нас дорога —

Хотите об этом узнать?

Тогда постарайтесь скорее

Этот кроссворд разгадать.

(Ученики работают в группах.)


(Ключевое слово в выделенных клетках: степи.)

(На доске учитель записывает тему урока.)

— Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой?

— Что мы будем делать для достижения этой цели?

— Что вам хотелось бы узнать по этой теме? Сформулируйте свои вопросы.

(Учитель записывает вопросы на доске.)

IV. Открытие нового знания

1.Индивидуальное задание

(После окончания индивидуальной работы путем подсчета поднятых рук учитель выясняет мнения учеников и фиксирует на доске. Желающим предлагается обосновать свою точку зрения.)

№ п/п

Утверждение

До чтения

После чтения

В степной зоне дуют горячие сухие ветры — суховеи

Наибольшую трудность для жизни растений в степях представляет недостаток питательных веществ

В степи мало насекомых

Самая мелкая птица — степной орел

Самые плодородные почвы — степные черноземы

— Давайте проверим ваши предположения.

2. Работа в парах

(Ученики в парах читают текст на с. 110—115 учебника. Возвращение к верным и неверным утверждениям. Верные утверждения № 1,2, 5.)

— Работа в парах помогала или мешала?

— Что необходимо сделать, чтобы работалось легко?

— Какие умения вам понадобились для работы в парах?

3. Работа с картой

— Найдите зону степей на карте. Что карта может рассказать нам про степную зону? (Степная зона расположена южнее зоны лесов, она тянется вдоль юго-западной границы России. Ее территория прерывается лесостепью. По площади это небольшая зона, она меньше зоны лесов и тундры. Большая часть зоны расположена на Восточно-Европейской равнине, и небольшая часть — на Западно-Сибирской.)

4. Работа в группах

— Познакомимся подробнее с зоной степей. В работу включаются наши ботаники, зоологи и экологи.

(Ученики делятся на группы.)

План рассказа о растениях

1. Общая особенность растений.

2. Приспособленность к природным условиям на примере разных растений (корень, стебель, листья).

План рассказа о животных

1. Отличительная черта степных животных.

2. Способы приспособления к жизни в степи на примере различных животных (размер, форма, окрас).

- Экологи, используя карточки с изображением растений и животных, занесенных в Красную книгу, учебник (с. 115, 116), расскажите об экологических проблемах зоны степей по плану.

План рассказа о природоохранной деятельности

1. Экологические проблемы степной зоны, возникшие по вине человека.

2. Растения и животные, занесенные в Красную книгу.

V. Первичное закрепление

Рассказ ботаников

Все растения степи травянистые, растут на плодородной почве. Растения приспосабливаются к жизни в степи по-разному: например, у тюльпанов после цветения листья и стебли отмирают, и в земле остается луковица с запасом питательных веществ до следующей весны. Так же приспособились ирисы и таволга. У таволги на корнях клубневидные утолщения, там откладываются запасные питательные вещества, их даже можно употреблять в пищу (показ рисунков, гербария, слайдов). Совсем по-другому приспособились ковыль и типчак (показ гербария). Эти растения растут в виде крупного плотного куста. Внизу, у самой земли многочисленные побеги плотно прижаты друг к другу. Листья ковыля и типчака узкие, чтобы испарялось меньше влаги, корни уходят глубоко в землю.

Рассказ зоологов

В степях нет деревьев, но есть травянистый покров, поэтому в траве живет множество насекомых: кобылка, кузнечик, шмель (показ карточек или слайдов). Раз есть насекомые, значит, есть и много разных птиц: степной жаворонок, дрофа, серая куропатка, журавль-красавка (показ рисунков или слайдов). Птицы степи устраивают гнезда прямо на земле. Животные степи некрупные, их жизнь связана с землей, в которой они делают норы, чтобы прятаться от хищников. В степи живут суслики, хомяки, мыши-полевки (показ рисунков или слайдов), в норах они делают себе запасы на зиму. И конечно, в степи есть хищники: степной орел, степной хорек (показ рисунков или слайдов), степная гадюка, которая питается грызунами. Окрас у степных животных часто под цвет растительности.

Рассказ экологов

Многим растениям и животным степной зоны грозит исчезновение. Главная причина — распашка степных земель. Люди превратили степи в поля. Еще одна причина: на нераспаханных участках степей пасут скот, неумеренный выпас приводит к разрушению почв. В Красную книгу занесены следующие животные степи: степной орел, журавль-красавка, дрофа, кузнечик степная дыбка, растение пион тонколистный (показ рисунков или слайдов). Есть еще одна проблема — это браконьерство. Чтобы гнезда, построенные на земле, не были разорены во время полевых работ, ученые создают специальные питомники. Например, яйца дроф собирают и помещают в инкубаторы, а птенцов, когда они подрастут, выпускают в степь. Чтобы сберечь природу степей, надо ограничить ее распашку, ограничить выпас скота, бороться с браконьерством, создавать заповедники.

VI. Физкультминутка

VII. Включение нового знания в систему знаний

1. Выполнение заданий в рабочей тетради

— Выполним задание 2 на с. 53.

— Южнее зоны лесов расположена зона степей? (Да.)

— В степной зоне холодное, дождливое лето? (Нет.)

— А какое лето в зоне степей? (Лето теплое, продолжительное, засушливое.)

— Почвы в зоне степей очень плодородные? (Да.)

— Тюльпаны цветут в разгар лета? (Нет.)

— Когда цветут тюльпаны в степи? (Весной.)

— Дрофа — одна из самых мелких птиц нашей страны? (Нет.)

- Что вы знаете о дрофе? (Дрофа — одна из самых крупных птиц нашей страны.)

- Составим цепь питания, выполнив задание 5 на с. 55. (Растения насекомые —> куропатка —> степной орел.)

- Выполним задание 6 на с. 55. Рассмотрите рисунки. Какие экологические проблемы на них отражены? (1. Не осталось нетронутых степей. Они все распаханы. 2. Большие стада подолгу пасутся на одном месте. От этого разрушается почва. 3. Незаконная охота - браконьерство.)

2. Работа с CD

VIII. Подведение итогов урока

- Как приспособились растения к жизни в степи? (Травянистые растения; корни-луковицы; длинные корни; корни-пучки; узкие или мясистые листья.)

- Как приспособились к жизни в степи животные? (В основном некрупные животные; защитная окраска; наземный и подземный образ жизни.)

— Какие экологические проблемы возникли в степи по вине человека? (Распашка земель; неумеренный выпас скота; браконьерство.)

— На все ли поставленные в начале урока вопросы мы с вами ответили?

(Учитель обращает внимание детей на доску, где записаны вопросы, которые задали учащиеся в начале урока.)

IX. Рефлексия

— Что на уроке у вас хорошо получалось?

— Над чем еще надо поработать?

— Кого можно поблагодарить за работу на уроке? (Самооценка. Комментарий учителя.)

Домашнее задание

1. Прочитать текст на с. 110—117 учебника, выполнить задания.

2. Выполнить задания 3, 4, 8, 9 на с. 54, 56 рабочей тетради.

Дополнительный материал

Степи — обширные безлесные пространства, на которых растут травянистые растения. Травянистые равнины (степи) занимают огромные пространства в Америке, Азии, Австралии и России.

Лето в степях более продолжительное, чем в лесной полосе. Средняя температура июля +22-23,5 °C (жара местами достигает +40 °C). Погода летом стоит сухая, солнечная. Дожди имеют ливневый характер. Поэтому потоки воды, стекающие в низины, не успевают просочиться в почву и быстро испаряются. В степи часты иссушающие ветры, после которых начинается длительная засуха и пересыхают местные речки. Зима короче и теплее, чем в лесной зоне, но достаточно холодная, с морозами до — 20—30 °C. Снеговой покров очень маленький.

Степи — это области, слишком сухие для деревьев, но достаточно влажные для трав. Травы, растущие в степи, способны переносить засуху и быстро восстанавливаются даже после степных пожаров, нередких в сухое и жаркое время года. Сгорает только верхняя часть травы, а корни и основания! стеблей сохраняются. Поэтому у одних растений стебли и листья сильно опушены или имеют восковой налет, у других жесткие стебли покрыты узкими листьями, свертывающимися в сухое время года, третьи имеют мясистые и сочные стебли и листья с запасом влаги. У некоторых растений корни уходят глубоко в землю, у других образуются клубни, луковицы.

Весна в степи начинается рано, в феврале — марте снег уже стаивает, и в это время в почве скапливается много влаги. Быстро растут луковичные растения: тюльпаны, ирисы, гиацинты. В мае, когда становится жарко, луковичные растения заканчивают свой рост. Растительный покров изменяется. Теперь в степи можно встретить злаковые растения, типчак, ковыль, полынь.

Богат и своеобразен животный мир степей, причем разные животные питаются разными частями трав. Это травоядные животные, различные грызуны, насекомоядные и зерноядные птицы, а также хищные птицы и звери. Среди стеблей и корней трав живут кузнечики, муравьи и термиты. Насекомые служат пищей более крупным животным, таким, как муравьеды и броненосцы австралийской степи.

Животные степи приспособились к жизни в условиях открытой местности, засушливого климата, периодов бескормицы. Например, сайгаки быстро бегают, спасаясь таким образом от преследования волков, преодолевая большие расстояния в поисках воды и кормов. Многие животные имеют окраску под цвет сухой травы. Это помогает им прятаться от врагов, а также незаметно подкрадываться к своей жертве. Многочисленные мышевидные грызуны (мыши-полевки, суслики, сурки) живут в норах, в которых они размножаются, спасаются от врагов, укрываются от жары и холода. Степные птицы из-за отсутствия деревьев устраивают гнезда на земле (жаворонки, дрофы, перепела, степные орлы, болотные совы).

Некоторые животные на период зимних холодов, а также летней бескормицы впадают в спячку (суслики, сурки, черепахи и ящерицы). Большинство птиц улетает на зиму в более теплые края. Постоянно живут в степи мыши-полевки, лисицы, волки, зайцы, серые куропатки.

Под травами образовались почвы, богатые черноземом. Черноземные почвы, теплое солнечное лето позволяют выращивать ценнейшие культурные растения. В степи выращивают пшеницу, кукурузу, сахарную свеклу и подсолнечник. Большие площади в степи заняты бахчами, огородами и садами.

Население степной полосы занимается разведением скота: коров, овец, свиней, снабжая мясными и молочными продуктами многие другие районы страны. Земли, на которых раньше росли ковыль, шалфей и другие травы, распаханы и поныне представляют интерес для сельского хозяйства.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Технологическая карта урока.docx

Предметные результаты:

углубить знания о природных зонах

усвоить первоначальные сведения об особенностях природных зон

развивать умения находить на карте изучаемые природные зоны

Метапредметные результаты:

Личностные: иметь представление о богатстве окружающего мира; развивать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные : понимать, принимать и сохранять учебную задачу, планировать и осуществлять действия для её решения; осуществлять взаимо- и самоконтроль.

Познавательные: читать учебный текст, выбирать из него нужные сведения, дополнять свои знания; понимать информацию, представленную в словесной форме переводить её в модельный вид.

Коммуникативные: делиться приобретённой информацией с другими, пересказывать её; умение слушать высказывания собеседников; участвовать в общей беседе, выполнять правила речевого поведения; высказывать свои предположения, по обсуждаемым вопросам; задавать вопросы и отвечать на вопросы других.

1. Организационный момент Психологический настрой на продуктивную работу

2. Актуализация опорных знаний и способов действий

Задача: создание условий для обобщения знаний учащихся об изученных природных зонах

Во всех областях природы… существует определенная закономерность, независимая от человека. Макс Планк (знаменитый немецкий ученый)

Согласны ли вы с этим высказыванием?

В конце урока мы к этому вернемся

На уроке предлагаю вам быть исследователями.

Кто такие исследователи? ( Человек, занимающийся научными исследованиями По словарю Ожегова; они могут исследовать страны, природу, общество, различные взаимосвязи)

Сегодня мы с вами будем исследовать природную зону, какую узнаем чуть позже. По ходу работы вы будете выполнять задания в рабочих листах. Он перед вами, подпишите его.

На предыдущих уроках вы познакомились с тремя зонами России.

Назовите зоны в порядке их изучения.

В рабочих листах предлагаю выполнить 1 задание, в нем вы должны отметить верные и неверные утверждения в течение 2 минут.

В лесной зоне жаркое засушливое лето

Почва-это верхний плодородный слой земли

Почвы в лесной зоне богаты питательными веществами

Клён, липа и дуб относятся к растениям смешанных лесов

Лес-это защитник водоемов.

Характерный признак зоны степей — это сплошной травянистый растительный покров

Тайга занимает большую часть лесной зоны.

Бурундук и кедровка-это хищники лесной зоны

В лесной зоне бедный растительный мир.

Леса составляют две природные зоны: зона тайги, зона смешанных и широколиственных лесов

Характерный признак зоны степей — это сплошной травянистый растительный покров

Предлагаю проверить друг друга, передайте листы соседу справа и проведите взаимопроверку, сверяя с образцом

Взаимопроверка. На доске готовые ответы:

Какое утверждение у вас вызвало затруднение? Почему?

Какую природную зону мы будем сегодня изучать?

Объясняют значение слова

Подписывают рабочие листы

Называют природные зоны

Отмечают верные (+) и неверные (-) утверждения

Выполняют задание по закреплению знаний предыдущей темы.

Проверяют работы, сверяя данные с образцом.

Учащиеся меняются листочками и провели взаимопроверку

Умение слушать высказывания собеседников (К)

Умение анализировать понятия ( П ),

Развитие умения вчитываться в текст и понимать прочитанное ( П)

3. Самоопределение к учебной деятельности. Постановка учебных задач.

Задача: подведение учащихся к формулированию темы и постановке задач урока

Тема нашего урока: Зона степей.

С помощью опорных слов сформулируйте задачи урока:

Определить понятие………(определение зоны степей)

Уметь показывать……(на карте)……..

Познакомиться………(растительным, животным миром, деятельности человека)

Для чего мы изучаем природные зоны России?

Обозначьте линеечку успеха на какой высоте вы находитесь в начале изучения темы

Для того, чтобы исследовать природную зону и ответить на все поставленные вопросы предлагаю поработать в группах: 1 группа – географы, 2 группа – биологи, 3 группа – зоологи, 4 группа – социологи., 5 группа - экологи

Формулируют задачи урока

Обозначают на линеечке успеха уровень своих знаний

Умение понимать учебную задачу ( Р )

Осознанное построение речевого высказывания в устной форме (П)

4.Открытие новых знаний

Задача: осознание и осмысление новой учебной информации

Давайте определим, чем будет заниматься каждая группа и установим соответствие.

Прочитайте, найдите, назовите

Повторим правила работы в группе (выбрать выступающего и оценить работу друг друга в группе)

У каждой группы план – задание лежит на столах (в конвертах), читаете, оформляете результат исследования и выступаете. На данную работу 12 минут.

1. Прочитать текст учебника на с. 110

2. Определить по карте место расположения зоны степей.

3. Просмотреть презентацию.

4. Заполнить карту результативности

1.Прочитать текст учебника на с. 114 (1 и 2 абзацы).

2. Просмотреть презентацию.

3. Оформить информационный коллаж.

4. Заполнить карту результативности

1. Прочитать текст учебника на с. 114 -115 (3 абзац и до конца).

2. Просмотреть презентацию.

3. Оформить информационный коллаж

4. Заполнить карту результативности

1. Прочитать текст учебника на с. 115 (2 абзац)-116.

2. Просмотреть презентацию

3. Оформить информационный коллаж

4. Заполнить карту результативности

1. Просмотреть презентацию

2. Оформить информационный коллаж

3. Заполнить карту результативности

Проговаривают правила работы в группе

Планируют свои действия

Работают в группах с текстом учебника, презентацией, дополнительной литературой

Умение устанавливать соответствие ( П )

Умение слушать высказывания собеседников (К)

Умение работать с информацией, представленной в различных источниках (П)

Читать учебный текст, выделяя из него нужные сведения, дополнять свои знания (П)

5 Первичное закрепление во внешней речи

Задача: осознание и осмысление новой учебной информации.

Слово предоставляется географам.
Тепла в степях больше, чем в зоне лесов, но осадков выпадает меньше. Лето долгое засушливое, +25С, +30С, жара может достигать до +40С. Погода летом солнечная, сухая. Часто дуют ветры, иногда переходят в пыльные бури. Зима короткая и теплая, но бывают холода до -30С, снега мало. Из-за того, что в зоне степей мало влаги — не растут деревья
( учащийся отвечает, а члены группы ему помогают).

- А теперь давайте послушаем, какие исследования провели биологи.

Степь- царство трав. Красива степь весной, когда сойдет снег. В это время зеленая степь покрыта разноцветными огоньками тюльпанов, ирисов, гиацинтов (Листья у растений узкие, чтобы испарялось меньше влаги. Корни уходят глубоко в землю, чтобы добывать влагу).

Рассказ зоологов о животных степи.
Основными представителями животного мира степей являются грызуны: суслики, тушканчики, хомяки, полевки.
(В степях живут насекомые, птицы, много грызунов. Гнёзда птицы устраивают прямо на земле, т.к. в степи нет деревьев. Животные степи некрупные, их жизнь связана с землёй).

Рассказ социологов о населении степи.

Население степей ( монголы, буряты, татары и другие) живут возле рек, лесов, где строят большие города. Но, перегоняя пастбище с места на место пастухи со своими семьями образ жизни кочевников. Их временное жилище — юрта.
- Верно, ребята. Но в связи с этим в зоне степи возникают. Об этом нам расскажут наши экологи. (Чтобы сберечь природу степей надо ограничить распашку земель, ограничить выпас скота, бороться с браконьерством, создавать заповедники).

Рассказ экологов об экологических проблемах.

По мере выступления групп на доске создается кластер по теме

Выступают с ответами, вывешивают оформленные коллажи

Слушают выступления друг друга

Умение делиться приобретённой информацией с другими, пересказывать её. Умение слушать высказывания собеседников (К)

Умение ориентироваться в своей системе знаний (П)

Участвовать в общей беседе, выполнять правила речевого поведения. (К)

Осознанное построение речевого высказывания в устной форме (П)

6.Этап контроля и самоконтроля знаний и способов действий

Задача: выявление уровня усвоения учащимися приобретенных знаний

Обратите внимание на доску мы с вами создали продукт урока, а сейчас для того, чтобы узнать как вы усвоили материал урока я предлагаю вам выполнить тест, который находится в рабочем листе. Это 3 задание. Приступаем, на данную работу 2 минуты

Обведи правильный ответ

1.Зона степей расположена на . нашей страны:

а) севере б) востоке в) юге.

2. На карте природных зон зона степей закрашена . цветом:

а) розовым б) зелёным в) жёлтым г) коричневым.

3. Характерный признак зоны степей — это .

а) сплошной травянистый растительный покров

б) отсутствие сплошного растительного покрова

в) обилие мхов, лишайников, кустарников.

4. К степным птицам относятся .

а) белые журавли, краснозобые, казарки, розовые чайки

б) ястребы, кедровки, сойки

в) журавли-красавки, дрофы, пустельги.

5. Для растений степи характерны.

а) стелющиеся корни, крупные листья

б) длинные корни, мясистые стебли, листья-колючки

в) корни-луковицы, узкие тонкие листья или толстые мясистые стебли.

6. В степи по вине человека появились следующие экологические проблемы.

а) вырубка, загрязнение бытовым мусором, браконьерство, неограниченное заготовление древесины

б) распашка земель, неумеренный выпас скота, браконьерство

в) загрязнение поверхности нефтью, браконьерство, неограниченный выпас оленей.

Цель: формировать знания учащихся об особенностях природы степей, животного и растительного мира.

Обучающие – сформировать у учащихся представление о природной зоне степей; познакомить с географическим положением зоны степей, ее особенностями, животным и растительным миром, ролью человека; сформировать навык бережного, созидательного отношения к природе.

Развивающие – развивать умение работать с картой, атласом и дополнительной литературой; развивать познавательный интерес, наблюдательность, умение анализировать, делать выводы; развивать положительное отношение к природе, умение сопереживать, проявлять внимание, оказывать помощь.

Воспитательные – сформировать убеждение учащихся о личной ответственности каждого человека за состояние природной среды; воспитывать чувство уважения к окружающему миру, осознания себя как части природы.

Формирование УУД: (действия)

Познавательные УУД: сравнивать выполнение своей работы с другими.

Коммуникативные УУД: проявлять доброжелательность, активность в общении.

Регулятивные УУД: выделение и осознание детьми того, что нужно усвоить, осознание результатов выполненной работы.

Планируемые результаты:

Личностные: осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата; наблюдать и запоминать.

Метапредметные:

Регулятивные: осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Познавательные УУД: умение выделить для себя полученную информацию на занятие.

Коммуникативные УУД: умение высказать не понимание учителю, чтобы тот пришёл на помощь.

Оборудование: презентация, конспект, карточка ,

Источники информации: собственная информация, презентация.

Структура урока

Ход занятия

Деятельность классного руководителя

I . Организация

Здравствуйте, ребята! Садитесь.

Всем, всем - добрый день!

Прочь с дороги, злая лень!

Не мешай учиться,

Не мешай трудиться!

Коммуникативные УУД: проявлять доброжелательность, активность в общении.

II Постановка темы урока

III Изучение нового материала.

-Чтобы узнать тему нашего сегодняшнего задания предлагаю отгадать кроссворд .

Вопросы к кроссворду:

1. Кустарничек с красными ягодами и округлыми листьями, которые не опадают на зиму; растёт в тундре и лесной зоне. (Брусника)

2.Вкруг ствола большой сосны

Шишки по снегу видны.

Здесь на кузнице затратил

Много сил проворный . (Дятел)

3. Хозяин лесной просыпается весной.

А зимой под снежный вой спит в избушке снеговой. (Медведь)

5. Лиственное дерево со стволом чёрного или серого цвета, его легко узнать по небольшим тёмным шишечкам на ветках. (ольха)(Слайд 2)

-Что за слово получилось ?

-Назовите тему сегодняшнего урока?

Словно вечность на земле!

Едешь, едешь, едешь, едешь,

Дни и версты нипочем!

Степь широко на просторе

Поперек и вдоль летит,

Словно огненное море

Зноем пышет и палит.

Небеса, как купол медный,

Раскалились. Степь гола;

Кое-где пред хатой бедной

Сохнет бедная ветла.

Шагом , с важностью спокойной

Тащут тяжести волы.

Пыль метет метелью знойной,

Вьюгой огненной золы.

Степи голые, немые,

Все же вам и песнь, и честь!

Все вы – матушка Россия,

Какова она ни есть!(слайд)

Учитель Посмотрите на слайд какой бывает степь летом и весной

-Какой бывает летом ?

Зона степей расположена южнее зоны лесов, она тянется вдоль юго-западной границы России. Эта зона расположена в умеренном поясе, но ближе к северному тропи-ку. Большая часть зоны расположена на Восточно-Европейской равнине, а небольшая часть – на Западно-Сибирской равнине.

В степной зоне очень тёплое, продолжительное, засушливое лето. Часто дуют горячие сухие ветры – суховеи. Иногда они перерастают в пыльные бури. Дожди здесь бывают редко. Обычно они ливневые. Почвы в зоне степей очень плодородные.

_ Ребята, какие растения степи вы знаете ?

Все растения степи травянистые, растут на плодородной почве. У тюльпанов, ирисов, таволги после цветения листья и стебли отмирают, а в почве до следующей весны остаётся луковица с запасом питательных веществ.

Ковыль и типчак приспособились по-другому. Эти растения растут в виде крупного плотного куста. Их листья узкие, чтобы испарялось меньше влаги, а корни уходят глубоко в землю

-Как приспосабливаться растения в степи ?

-Какие бывают корни?(Луковицы и длинные)

-Какие листья у степных растений ?(Узкие и мясистые )

-А каких животных вызнаете в степной зоне ?

Учитель: В степи живут жуки, тли, мухи, пчелы, осы, бабочки и, конечно, сверчки, кобылки, кузнечики и саранча. При использовании степей для сельскохозяйственных целей некоторые насекомые становятся очень опасными вредителями. Однако в природных условиях они не только опыляют многие растения, но и служат пищей для птиц, рептилий и мелких грызунов, В свою очередь, становятся добычей более крупных животных.

В степях водятся сотни видов крупных и мелких птиц, которые гнездятся на земле. Орлы, как правило, гнездятся на деревьях, но в Сибири есть один вид, строящий гнезда на земле, а маленькая пещерная сова, живущая в Северной Америке, иногда роет норы. Самые крупные в мире птицы - африканский страус, похожий на страуса южноамериканский нанду и австралийский эму -тоже обитатели степей. Все эти птицы слишком тяжелые, чтобы летать.

Грызуны- это зверьки, приспособленные к быстрому и продолжительному бегу. Они имеют короткие передние и исключительно длинные задние ноги, сбитое в комок туловище и длинный хвост, обычно оканчивающийся уплощенной волосяной кисточкой. Сюда относятся разнообразные тушканчики, передвигающиеся с исключительной быстротой прыжками на одних задних ногах и управляющие своими движениями при помощи хвоста

Хищные млекопитающие (лиса, хорёк и горностай) также очень важны для народного хозяйства, в том числе и как пушные звери. Они значительно уступают другим животным по качеству меха, но в степи считается ценным из-за небогатого количества пушнины.

Развивающие: развитие умения сравнивать, анализировать, наблюдательности.

Требования к знаниям учащихся. Учащиеся должны знать:

Климатические особенности степей

Значение зоны степей для человека

Меры, предпринимаемые для охраны

Требования к умениям учащихся. Учащиеся должны уметь:

Находить на карте местоположение зоны степей

Выявлять взаимосвязи между обитателями степей и с окружающей средой

(программа А.А. Плешакова, 4 класс)

Этапы: изучение нового материала, закрепление, обобщение, инструктаж по домашнему заданию, подведение итогов.

Этапы урока

Продолжи-тельность этапов

Содержание учебного материала,
заданий для учащихся

Виды деятельности (В.Д.), методы обучения (М.О.), метод. приемы (М.П..)

Средства обучения

Проверка готовности к уроку; чтение стихотворения учителем

Проверка домашнего задания

Изучение нового материала

Степь, ее определение и местоположение

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

«На всю школу звон идет -
В колокольчик кто-то бьет.
Ах, зачем же громко так
Раздается песня в такт?

Учащиеся настраиваются на восприятие учебного материала

Ребята, вы слышали о таком районе России как степь?

Как вы себе ее представляете?

Отличается ли степь от леса? Как вы думаете, чем? (Учитель при необходимости задает наводящие вопросы). Как вы думаете, растения в степях такие же, как в лесу? А животные? Почему?

Догадались, о какой природной зоне России мы сегодня будем говорить?

Ответы детей: да, нет;

Много травы, поля, летом жарко, солнечно.

Другие природные условия. В степях жарко; крупным животным негде укрыться.

Этапы урока

Продолжи-тельность этапов

Содержание учебного материала,
заданий для учащихся

Виды деятельности (В.Д.), методы обучения (М.О.), метод. приемы (М.П..)

Средства обучения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Учащиеся слушают, рассматривают слайды и карту

Как мы уже увидели на карте, степи находятся в глубине континентов, поэтому здесь выпадает мало осадков и часто бывают засухи. Очень важен для степи снег – талой воды должно хватить растениям, пока у них не созреют семена.

На суровость степного климата сильно влияют ветры. Часто дуют горячие ветры – суховеи (Слайд 3). Иногда они переходят в пыльные бури. Зимой часты метели и снежные бури (Слайд 4).

На суровость степного климата сильно влияют ветры. Часто дуют горячие ветры – суховеи (Слайд 3). Иногда они переходят в пыльные

Этапы урока

Продолжи-тельность этапов

Содержание учебного материала,
заданий для учащихся

Виды деятельности (В.Д.), методы обучения (М.О.), метод. приемы (М.П..)

Средства обучения

Обитатели зоны степей

М.П.: показ; работа с учебником

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

бури. Зимой часты метели и снежные бури (Слайд 4).

Почвы в зоне степей очень плодородные, так как травы степей ежегодно отмирают и образуют большое количество перегноя. Такие плодородные почвы называют черноземными.

В зоне степей растут разнообразные травянистые растения. Откроем учебник на странице 115. Там изображены растения степей. Перечислите их.

Некоторые их них – тюльпаны (1), ирисы (2) – очень красиво цветут весной (Слайд 5, 6), пока не наступила летняя жара и в почве достаточно влаги. В этом проявляется их приспособленность к жизни в степи.

Другие растения – ковыль (3) и типчак (4) – иначе приспособлены к степным условиям.

Учитель раздаёт учащимся гербарий ковыля и воронца колосистого.

Давайте обратим внимание на их внешнее строение и сделаем выводы, в чем состоит приспособленность ковыля к жизни в степи.

При затруднении учащихся учитель задаёт наводящие вопросы:

Опишите внешний вид корней ковыля и воронца.

Какое их двух растений сможет впитывать больше влаги через корни?

Какие листья по форме и величине у этих растений?

Какое из них будет испарять меньше (больше влаги)

Ответы: тюльпан, ирис, ковыль и типчак.

корни степного растения длиннее, разветвлённее, чем у лесного, чтобы впитывать как можно больше влаги;

листья у ковыля уже, чем у воронца, чтобы испарять меньше влаги

Корни ковыля длиннее; ветвятся

У ковыля листья узкие, у воронца – широкие

Кроме того, в степях растут дикорастущие злаковые - мятлик

Этапы урока

Продолжи-тельность этапов

Содержание учебного материала,
заданий для учащихся

Виды деятельности (В.Д.), методы обучения (М.О.), метод. приемы (М.П..)

Средства обучения

М.П.: работа с учебником

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

тимофеевка, овсюг и пырей (Слайды 6-7). Ими питаются грызуны.

Откройте учебники на странице 116-117. Назовите, какие животные обитают в зоне степей?

Как мы уже увидели, животный мир степей разнообразен. Назовите насекомых, изображенных на рисунке. Кобылок и кузнечиков различают этих животных по усикам: у кобылок они короткие, а у кузнечиков длинные. Кобылки кормятся в основном растительной пищей, а кузнечики поедают мелких насекомых. Живут в степной зоне бабочки, пчелы, шмели и другие насекомые-опылители.

Ответы детей: степной орёл, пустельга, степной жаворонок, дрофа, серая куропатка, журавль-красавка, суслики, степная гадюка, хомяк, кузнечик, шмель, кобылка.

Ответы: кобылка, кузнечик, шмель, пчела;

Назовите степных птиц. Все эти птицы, кроме орла, питаются растениями или насекомыми.

Учитель рассказывает о некоторых птицах зоны степей: красавка – самый мелкий из журавлей, это очень красивая птица. Особенно замечательны пучки длинных белых перьев по бокам.

Дрофа – одна из самых крупных птиц зоны степей, хорошо летает, но еще лучше бегает на длинных, сильных ногах.

Ответы: орёл, пустельга, жаворонок, дрофа, куропатка, журавль.

Перечислите грызунов, изображенных на рисунке учебника. В степной зоне много грызунов, например, сусликов и хомяков. Какую пищу поедают грызуны?

Ответы: суслик, хомяк.

Живут в степной зоне и пресмыкающиеся – назовите их. Ящерица питается насекомыми, а гадюка – грызунами.

Ответы: ящерица, гадюка.

Этапы урока

Продолжи-тельность этапов

Содержание учебного материала,
заданий для учащихся

Виды деятельности (В.Д.), методы обучения (М.О.), метод. приемы (М.П..)

Средства обучения

Взаимосвязи между природными условиями и обитателями степей

Хозяйственное значение степей
* корм для животных (сено)
* выпас скота
* сбор лекарственных растений
* распашка под поля и сады

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Итак, мы рассмотрели природные условия и обитателей зоны степей. Как вы думаете, они влияют друг на друга или нет?

Давайте рассмотрим эти связи (Слайд 8 – изображения мятлика, хомяка и степного орла друг за другом): Как вы думаете, как связаны между собой эти обитатели степей?

Как мы называем такую связь?

Приведите свой пример цепочки питания.

Ответ: да, влияют.

Ответы детей: мятлик служит пищей для хомяка, а хомяк – для орла.

Мы знаем, что природные условия влияют на растительный и животный мир, влажность, почву – а они влияют друг на друга. Например, в степи нет деревьев, потому что им не хватает здесь влаги и из-за этого они быстро погибают. Мы рассматривали с вами гербарий. Что повлияло на строение корня ковыля.

Ответ: недостаток влаги

Как растения могут влиять на качество почвы?

Однолетние травы каждый год отмирают и образуют перегной; бобовые улучшают состав почвы

А теперь давайте подумаем, как человек может использовать эти территории. Какая основная растительность в зоне степей

Как их можно использовать?

Cлайд 9-11 – изображения лекарственных растений: алтей, солодка (от простудных заболеваний), ромашка и чабрец (антисептики)

Заготавливать корм для животных (сено); летом можно пасти скот. Сбор лекарственных растений, распашка под поля и сады.

Этапы урока

Продолжи-тельность этапов

Содержание учебного материала,
заданий для учащихся

Виды деятельности (В.Д.), методы обучения (М.О.), метод. приемы (М.П..)

Средства обучения

ВОС: Какую природную зону мы изучили сегодня на уроке?

ВОС: Каковы природные условия в зоне степей?

ВОС: Покажите ее на карте.

ЛОГ: Грызуны в степи впадают в спячку. Почему?

ЛОГ: Почему в степях нет больших водоемов?

ЛОГ: Какие животные лучше всего

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Многим животным степной зоны грозит исчезновение. Например, в Красную книгу внесено очень красивое растение пион тонколистный – посмотрите на иллюстрацию в учебнике на стр. 119. Главная причина исчезновения многих видов растений – распашка степей. Но иногда большие стада животных подолгу пасут в одном месте. От этого разрушается почва и исчезают растения.

Слушают, просматривают иллюстрации в учебнике

На этой же иллюстрации изображены животные, которые также занесены в Красную книгу. Назовите их. Они исчезают по тем же причинам, что и растения. Какие причины мы называли? А так количество животных уменьшается из-за браконьерства.

Очень важная задача – сберечь сохранившиеся степи с их удивительным растительным и животным миром. Небольшие участки степей охраняются в заповедниках, но пока их мало. Поэтому нужно создавать новые заповедники.

Ответы: степной орел, журавль-красавка, степная дыбка (кузнечик).

Выпас скота и распашка.

Какую природную зону мы изучили сегодня на уроке?

Каковы природные условия в зоне степей?

Покажите ее на карте.

Грызуны в степи впадают в спячку. Почему?

Почему в степях нет больших водоемов?

Какие животные лучше всего приспособились к жизни в степи?

Почему для зоны степей очень опасны пожары?

Природную зону степей.

Летом сухо и жарко, выпадает мало осадков, суровая зима, сильные ветры.

Ученик показывает на карте зону степей.

Грызуны питаются растениями, которые в зимнее время погибают. Спячка – это приспособление грызунов для выживания.

В степях сухо и жарко, они пересыхают.

Грызуны. У них есть укрытия – норы, там они делают запасы. Впадают в спячку.

В степях мало влаги, сильные ветры, разносящие огонь.

Этапы урока

Продолжи-тельность этапов

Содержание учебного материала,
заданий для учащихся

Виды деятельности (В.Д.), методы обучения (М.О.), метод. приемы (М.П..)

Средства обучения

приспособились к жизни в степи?

ЛОГ: Почему для зоны степей очень опасны пожары?

ППР: составьте цепь питания зоны степей

Инструктаж по домашнему заданию

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

При помощи учителя (наводящих вопросов) учащиеся делают выводы

В природных зонах климат влияет на разнообразие животного и растительного мира

Состав растительного мира влияет на разнообразие животного мира.

Все эти факторы имеют большое значение для того, как человек может их использовать.

Природные ресурсы степей нужно беречь, т.к. их потери трудновосполнимые.

Привести пример пищевой цепи степной зоны. Как под влиянием человека разрушаются эти цепи? Можно ли их восстановить?

Ответить на вопрос: между зонами лесов и степей лежит промежуточная зона лесостепей. Как ты ее себе представляешь?

Пойти на прогулку на природу (на поляну, луг и т.п.) и посмотреть растения, растущие там. Какие из них могут выжить в зоне степей ?И почему?

Учащиеся слушают инструкции по Д/З, записывают, при необходимости задают вопросы.

Учитель оценивает прилежание, поведение учащихся. Выставляет отметки, обосновывая их детям:

Этапы урока

Продолжи-тельность этапов

Содержание учебного материала,
заданий для учащихся

Виды деятельности (В.Д.), методы обучения (М.О.), метод. приемы (М.П..)

Средства обучения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Читайте также: