Зона пустынь 4 класс окружающий мир школа россии

Обновлено: 07.07.2024

— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребён­ком личного опыта общения с людьми и природой;

Характеристика деятельности учащихся

Понимать учебные задачи урока, стремиться их выполнить.

Сравнивать общий вид степи и пустыни, описывать пустыню по фотографиям. Находить и показывать на карте природных зон полупустыни и пустыни, рассказывать о них по карте. Устанавливать зависимость природы полупустынь и пустынь от распределения тепла и влаги. Работать в паре: знакомиться по материалам учебника с растительным и животным миром пустынь, рассказать по рисунку об экологических связях в пустыне, моделировать цепи питания. Сравнивать природу зоны пустынь с природой степей. Обсуждать экологические проблемы полупустынь и пустынь и пути их решения. Характеризовать зону пустынь по плану. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Планируемые результаты

Предметные ( знать, уметь)

Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов.

Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных пустыни.

Метапредметные (Регулятивные. Познавательные. Коммуникативные)

Р. – различать способ и результат действия, учиться высказывать своȅ предположение.

К. - проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативно – познавательных задач

Личностные результаты

Чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к еȅ природе.

Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности

Основные понятия и определения

Подготовка к усвоению нового материала

Узнаем о природе и экологических проблемах зоны пустынь. Будем учиться давать характерис­тику этой зоны по плану.

Вспомни, больше или меньше тепла получает от Солнца зона пустынь по сравнению со степ­ной зоной. Что ещё ты знаешь о пустыне? Если тебе приходилось бывать в пустыне, приготовь­ся рассказать об этом на уроке.

Рассмотри фотографии и представь себе пустыню. Чем она отличается от степи? Опиши пустыню по фотографиям.


Найди на карте природных зон полупустыни и пустыни. Что ты можешь рассказать о них по карте? Научись показывать на карте эти при­родные зоны.

Изучение нового материала

ЗЕМЛЯ, РАСКАЛЁННАЯ СОЛНЦЕМ

Южнее зоны степей становится ещё теплее и суше. Жаркое солнце накаляет землю, а дожди выпадают очень редко. Растений всё меньше, появляются большие участки голой земли. Так постепенно степь сменяется полупустыней, а по­лупустыня переходит в пустыню.

В России полупустыни охватывают довольно большие пространства, а вот настоящих пустынь мало. Они занимают небольшую площадь по бе­регам Каспийского моря.

На фотографиях видно, что пустыни бывают песчаные и глинистые. Обрати внимание на валы из песка — барханы, на растрескавшийся глинис­тый участок — такыр.

Лето в пустыне очень жаркое. Поверхность земли нагревается днём до 70°, а температура воздуха в тени поднимается выше 40°. Правда, ночи прохладные, потому что песок и глина быстро остывают.

Человек, побывавший в пустыне, начинает осо­бенно ценить воду. Ни в какой другой природной зоне не выпадает так мало осадков, как здесь. Порой за всё лето не бывает ни капли дождя!

1.Рассмотрите в гербарии и на рисунке рас­тения пустынь. Выскажите предположения, как эти растения приспособлены к условиям жизни в пустыне. Проверьте себя по тексту учебника




Верблюжья колючка. Джузгун. Колостяк

2.По рисунку на с. 120 — 121 познакомьтесь с животным миром пустыни. Информацию о жи­вотных найдите в тексте учебника.

3.Расскажите по этому рисунку об экологи­ческих связях в пустыне. Изготовьте модель це­пи питания, характерной для пустыни.



1. Верблюд. 2. Саджа. 3. Сайгаки. 4. Пес­чанка. 5. Ушастый ёж. 6. Тушканчик. 7. Кор­сак. 8. Ящерица-круглоголовка. 9. Кобылка. 10.Песчаный удавчик. 11. Священный ска­рабей. 12. Жук-чернотелка. 13. Ящурка бы­страя.

ЖИЗНЬ В ПУСТЫНЕ

Одно из самых известных растений пустыни — верблюжья колючка. Её корни проникают на глубину почти 20 метров и оттуда добывают во­ду. Поэтому всё лето, даже в самый сильный зной, верблюжья колючка ярко-зелёная. Она действительно колючая, но, несмотря на это, её охотно поедают верблюды

Каждое животное пустынь по-своему интересно. Вот, к примеру, тушканчики. Задние ноги у этих грызунов длинные и сильные. С их помощью тушканчики прыгают на расстояние до трёх мет­ров! Это раз в 20 больше длины тела зверька. Длинный хвост помогает ему поддерживать рав­новесие при резких поворотах.

Обычными обитателями пустынь являются пес­чанки. Эти грызуны роют сложные, разветвлён­ные норы и живут в них группами

В пустыне встречается ушастый ёж и ма­ленькая лисичка корсак. Из более крупных жи­вотных замечательны сайгаки. Они держатся стадами, кочуя в поисках пищи и воды. Могут быстро бегать — со скоростью до 80 километ­ров в час

В пустыне немало пресмыкающихся: песчаный удавчик, ящерица-круглоголовка, ящурка быст­рая. Ящерица-круглоголовка в момент опаснос­ти почти мгновенно зарывается в песок

Приспособленность животных пустыни к усло­виям жизни проявляется в их маскирующей окраске песочного цвета, а также в поведении. Днём многие животные прячутся в норах, а по ночам выходят на поиски пищи. Животные, ко­торые кормятся днём, держатся в тени растений.

Животные пустыни могут подолгу обходиться без воды. А некоторые совсем не пьют. Им до­статочно той влаги, которую они получают, по­едая растения.

ПУСТЫНИ И ЧЕЛОВЕК

Люди с давних пор осваивают полупустыни и пустыни. Построив каналы, они во многие райо­ны подвели воду. На орошаемых землях появи­лись поля, сады, виноградники. Из домашних животных в этих природных зонах на первом месте овцы и верблюды.


Освоение этих районов привело к появлению экологических проблем, которые нужно решать.

Неумеренное орошение вызывает засоление почвы — в ней накапливается очень много соли. От этого снижается урожай, а в некоторых мес­тах растения совсем не могут расти.

Больше стало подвижных песков, которые за­сыпают дороги, поля, постройки. А причина этого — перевыпас. Животные съедают и вытап­тывают растения, которые закрепляют пески. Приходится проводить большую работу, чтобы снова вырастить на голых песках растения, на­пример колосняк и джузгун.

Под угрозой исчезновения оказались некото­рые животные пустынь. Особую тревогу вызыва­ет судьба сайгаков, которые страдают от рук браконьеров.

Осмысление и понимание полученных знаний

Сравните природу зоны пустынь с природой степей.

Самостоятельное применение знаний

Проверь себя

1.Покажи на карте зоны полупустынь и пус­тынь. 2. Дай краткую характеристику зоны пус­тынь по плану, приведённому на с. 71.

В пустынях очень жаркое, засушливое лето. Но многие растения и животные приспособились к этим условиям. Природа зоны пус­тынь нуждается в охране.

Задания для домашней работы

1.Нарисуй, как ты представляешь себе пус­тыню. Можно изготовить макет участка пустыни. Подумай, какие материалы тебе для этого пона­добятся

Представьте вместе с друзьями, что вы учёные и отправляетесь в научную экспедицию в пустыню. Напишите рассказ об этом.

Природная зона пустыни

Пустыни России-работа в парах

Самая северная пустыня в мире - Чарские пески Забайкальский округ

Чарские пески | Природа | Телеканал "Страна"

Растения пустыни

Животные пустыни

Обитатели пустыни, Дикие животные,

ЖИВОТНЫЕ И РАСТЕНИЯ ПУСТЫНИ

Источники информации:

Ход урока

I. Организационный момент.

Дети сидят в рабочих группах (4 группы по 6 человек).

Знакомство с гостями.

II. Стадия вызова и повторение пройденного.

Посмотрите на доску. На доске написаны слова: оазис, болото, верблюд, солнце, колючка, змея, бархан, северное сияние. Как вы думаете, какие слова здесь лишние? Почему? Придумайте рассказ, используя все оставшиеся слова (объединив их). Правильный ли у нас получился рассказ, узнаем в конце урока. Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? (о пустыне)

Для того, чтобы узнать, правильно ли мы назвали тему урока, нужно отгадать кроссворд, а заодно вспомнить изученный материал. Слайд 1.

  1. Явление природы, удобряющее почву и придающее ей рыхлость? (листопад)
  2. Природная зона с многочисленными озерцами и болотцами? (тундра)
  3. Отличительная особенность зоны степей? (безлесье)
  4. Зона, богатая перегноем и чернозёмом? (степь)
  5. Главная беда лесной зоны? (пожары)
  6. Растения, первыми поселяющиеся на бесплодных местах? (лишайники)
  7. Растительность преобладающая в зоне степей? (травянистая)

III. Постановка цели урока.

Сегодня на уроке мы продолжим говорить о природных зонах и познакомимся с зоной пустыни. Слайд 2.

Посмотрите небольшой фрагмент о пустыне. Слайд 3 или Приложение 2 (видеофильм).

IV. Работа в группах.

Осмысление материала. Выставка книг. Сейчас подробнее узнаем о загадочной зоне пустынь. Слайд 4.

Сейчас каждый из вас будет работать со своей частью текста. Прочитает и подчеркнет самое главное. На эту работу вам дается 4 минуты.

Те, у кого на тетради:

V. Работа в экспертных группах.

Сейчас вы переходите в группы экспертов. На каждом столе флажок определенного цвета. Среди вас специалисты по одной теме.

  • Красный флажок – географическое положение и климат.
  • Желтый флажок – растительный мир.
  • Синий флажок – животный мир.
  • Зеленый флажок – деятельность человека.

Сейчас вы коллективно обсуждаете тот материал, который выделили и заполняете свою часть таблицы в РТ на стр.59 (таблица вклеена). Приложение 3. Затем выбираете эксперта, который будет выступать у доски. Двум участникам группы, работающим над темами растительный и животный мир, дается дополнительное задание в конверте. На эту работу вам дается 4 минуты. Время пошло. (песочные часы)

VI. Презентация групп.

Дети садятся в первоначальные группы. Эксперты выходят к доске по одному. Во время выступления эксперта, остальные заполняют оставшиеся части таблицы.

Эксперт первой группы показывает географическое положение на карте.

Итог каждому выступлению подводят дети с использованием мультимедиа.

1 группа – Слайды 5-10.

Что может добавить тот, кто работал с энциклопедией?

2 группа – Слайды 11,12

3 группа – Слайды 13,14

4 группа – Слайд 15.

Что может добавить тот, кто работал с энциклопедией?

ПУСТЫНЯ
Географическое положение Южнее степей. Около Каспийского моря, в низовье реки Волги. На юге Восточной Сибири. На территории Казахстана – Каракумы и Кызылкум. Глинистые и песчаные. Оазисы и барханы.
Климат Зима короткая (2-3 мес) и суровая (-20°) Осадков мало, снег сметается ветрами. Лето долгое и жаркое (+45°). Песок прогревается до +80°. Два времени года: зима и лето. Мало пасмурных дней.
Растительный мир Растения низкорослые, длинные корни, листья узкие, похожи на колючки. Появляются только в сезон дождей. Верблюжья колючка, саксаул, осока, полынь, мятлик. Маки, тюльпаны, лютики. Саксаул.
Животный мир Животные некрупные с окраской защитного цвета. Передвигаются быстро. Ведут ночной образ жизни. Тушканчики, суслики, черепахи, змеи, тарантулы, землеройки, скорпионы, антилопа джейран, ящерицы вараны, фазан, жаворонок, сойка, двугорбый верблюд.
Деятельность человека Добыча полезных ископаемых, выращивание хлопка и винограда, земледелие,

Дополнительное задание для двух групп включало в себя задания на карточках: Приложение 4.

Выделите особенности растений:

Растения (по высоте) _____________.

Поскольку в Пустыне ______ воды, то растения имеют _________ корни.

Листья растений похожи на _________.

Растения появляются только во время _____________.

Выделите особенности животного мира:

Животные (по размерам) __________.

Окраска ___________ цвета.

Ведут ________ образ жизни.

VII. Подведение итогов.

Посмотрим, как мы запомнили новый материал. Графический диктант (+,-) на обратной стороне таблицы. (1 ребенок у доски)

  1. Пустыня – это место, где много солнца и горячего сухого воздуха, но мало воды. (+)
  2. У растений ствол длиннее корня.(-)
  3. Самая большая драгоценность в пустыне – это пресная вода. (+)
  4. Места с довольно пышной растительностью называются барханы. (-)
  5. Зимой в пустыне никогда не выпадает снег. (-)
  6. Люди селятся вдоль рек и озер, около оазисов. (+)
  7. В пустыне только два времени года: зима и лето. (+)
  8. Верблюд не может долгое время обходиться без воды и пищи. (-)
  9. Растения появляются только когда идут дожди, а затем быстро засыхают. (+)
  10. В зоне пустынь выращивают хлопок. (+)

Передали тетрадь соседу справа. Сверяем с доской. Поднимите руки те, у кого не ошибок? 1-2 ошибки?

А теперь вернемся к словам, написанным на доске. Мы знаем, что обозначают эти слова. Правильно ли мы составили рассказ в начале урока? Что бы вы изменили в рассказе?

VIII. Оценивание.

IX. Домашнее задание.

Ребусы, кроссворды на тему пустыни. Проверить по учебнику, все ли данные вы внесли в таблицу.

Цели: сформировать у учащихся представление о природной зоне пустынь; ознакомить с географическим положением зоны пустынь, ее особенностями, растениями и животным миром, деятельностью людей.

Формируемые УУД: познавательные — сравнивать различные объекты, устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между объектами; коммуникативные — участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; регулятивные — действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы, адекватно оценивать свои достижения; личностные — устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний

1. Тест

1. Зона степей расположена на:

а) севере нашей страны

б) востоке нашей страны

в) юге нашей страны +

2. Характерным признаком зоны степей является:

а) сплошной травянистый растительный покров +

б) отсутствие сплошного растительного покрова

в) обилие мхов, лишайников, кустарников

3. К степным птицам относятся:

а) белые журавли, краснозобые казарки, розовые чайки

б) ястребы, кедровки, сойки

в) журавли-красавки, дрофы, пустельги +

4. Для растений степи характерны:

а) стелющиеся корни, крупные листья

б) длинные корни, мясистые стебли, листья-колючки

в) корни-луковицы, узкие тонкие листья или толстые мясистые стебли +

5. В степи по вине человека появились следующие экологические проблемы:

а) вырубка, загрязнение бытовым мусором, браконьерство, неограниченное заготовление древесины

б) распашка земель, неумеренный выпас скота, браконьерство +

в) загрязнение поверхности нефтью, браконьерство, неограниченный выпас оленей

6. Цепь питания, характерная для степи:

а) ежевика —> лемминг —> песец

б) растения —> заяц-беляк —> рысь

в) зерно суслик —> беркут +

7. Основным занятием населения степей является:

8. В Красную книгу занесены степные растения и животные:

а) кречет, стерх, краснозобая казарка

б) пион тонколистный, журавль-красавка, степная дыбка +

в) зубр, филин, женьшень

2. Кроссворд

(Работу можно выполнить в группах, парах или индивидуально.)

- Разгадайте кроссворд и в выделенных клетках прочитайте название растения.


3. Работа в парах

- Давайте проверим друг у друга выполнение заданий 3, 4 на с. 54 рабочей тетради.

(Ученики проверяют, правильно ли наклеены рисунки растений, подписаны рисунки животных.)

(Проверка выполнения задания 8 на с. 56 рабочей тетради.

Ученики с рисунками выходят к доске, кратко комментируют свои работы. Можно отметить лучшие рисунки.)

— Кто хочет поделиться своими научными открытиями о растениях и животных степи?

III. Самоопределение к деятельности

Работа в группах

(Две группы получают разные задания с целью узнать зону, которую будут изучать на уроке.)

Карточка для первой группы

Знаете ли вы, что на Земле есть место, где в летний день стоит нестерпимая, изнуряющая жара, а ночью температура падает до нуля градусов, осадков выпадает чрезвычайно мало, а местами дождей не бывает несколько лет подряд. Дождь испаряется, не достигнув земли.

Во время бури солнечный свет не доходит до земли и на некоторое время становится темно. Существуют миражи — призрак чего-либо (оптический обман зрения).

— Что это за место? (Пустыни.)

Ребус для второй группы


— Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой?

— Что мы будем делать для достижения этой цели?

— Что вам хотелось бы узнать по этой теме? Сформулируйте свои вопросы.

(Учитель записывает вопросы на доске.)

Сегодня мы с вами отправимся туда,

Где много солнца и не видна вода.

Юго-запад России раскроет свои тайны нам.

Узнаем, что за звери обитают там,

Какие растения там растут

И почему так природную зону зовут.

IV. Открытие нового знания

1. Работа с картой

— Покажите на карте зоны полупустынь и пустынь. Что вы можете по карте рассказать о них? (Пустыни расположены на юго-западе страны по берегам Каспийского моря. Это южная природная зона, на карте она обозначена оранжевым цветом. Это небольшая по площади природная зона. Поверхность пустыни равнинная.)

Пустыни в России занимают небольшую площадь к западу и востоку от низовьев реки Волги. Гораздо обширнее полупустыни, которые находятся между степью и настоящей пустыней. Пустыни располагаются еще ближе к Северному тропику, поэтому там так жарко. Между Каспийским морем и рекой Амударьей находится пустыня Каракумы (это Туркменистан), между реками Амударья и Сырдарья находится пустыня Кызылкум (это Узбекистан и Казахстан). Эти реки впадают в Аральское море.

2. Работа в группах

(Экологи, зоологи, ботаники приглашаются на ученый совет. Первоначально группы состоят из представителей разных ученых: 2 эколога, 2 зоолога, 2 ботаника.)

— Сначала каждый ученый читает текст учебника (с. 120— 124) и выделяет необходимую ему информацию: зоологи изучают животный мир, а ботаники — растительный мир, экологи выявляют экологические проблемы. Затем все экологи садятся за стол № 1, зоологи — за стол № 2, ботаники — за стол № 3 и совместно обсуждают свои вопросы.

(Желательно роли в группах поменять: те, кто был на прошлом уроке биологом, становится экологом, эколог — зоологом и т. д., чтобы ученики поработали в разных направлениях.)

- Ботаники, используя гербарий, рисунки с изображением растений, атлас-определитель, расскажите о растениях пустынь по плану.

План рассказа о растительном мире

1. Общая особенность растений.

2. Индивидуальное приспособление к природным условиям (корень, стебель, лист).

3. Значение в природе.

План рассказа о животном мире

1. Приспособленность животных пустыни к природным условиям: размеры, окраска, образ жизни, чем питаются.

2. Значение в природе.

— Экологи, расскажите о пустынях по плану.

План рассказа об экологических проблемах

1. Экологические проблемы пустыни и пути их решения.

2. Охрана редких растений и животных, заповедники.

V. Первичное закрепление

(После завершения работы ученые возвращаются в первоначальные группы и по очереди делятся новыми знаниями. Члены группы могут задавать им вопросы.)

— Итак, о чем новом узнали, поработав в группах?

(К доске с рассказом выходят ребята, которые не занимались данным вопросом, а только слушали. Сами ученые дополняют этот рассказ.)

Рассказ о растениях. Особенность растений пустыни в том, что они должны как можно меньше испарять влаги и добывать воду на большой глубине или иметь свой запас воды. Самое распространенное растение пустыни — верблюжья колючка. У нее длинный корень, с его помощью растение питает себя водой, корень проникает на глубину почти 20 м. Листья у растения в виде колючек, это позволяет воде меньше испаряться. Верблюжья колючка — растение невысокое. Джузгун — это небольшой кустарник. Его листья — зеленые веточки, корни хорошо закреплены в песке и удерживают его от передвижения. Такую же роль выполняет травянистое растение колосняк, у него тоже тонкие листья. В пустыне встречаются и деревья, например саксаул. Это низкие деревья, не более 4—5 м, и растут на большом расстоянии друг от друга. Это дерево почти не дает тени. У него очень плотная, тяжелая древесина, которая тонет в воде. Саксаул нельзя пилить и рубить топором — слишком хрупок. Гораздо проще его ломать. Это лучшее древесное топливо в мире, лучше многих сортов бурого угля, потому что дает больше тепла.

Что такое оазис. Там, где есть вода, растет все: деревья, кустарники, травы. Такие места называют оазисами. Величайшим оазисом среди высоких гор является Ферганская долина (показ на карте), по которой протекает река Сырдарья. Горы с юга защищают от ветров. С гор стекают реки в долину, от них проведены оросительные каналы на поля и в сады. Много света, тепла и воды. Что еще нужно для роста растений! На поливных землях выращивают хлопчатник. Там так много трав и цветов, но через 2—3 недели все исчезает. Эти растения пользуются весенней влагой и за короткое время успевают вырасти, отцвести и дать семена (тюльпаны, лилии, красный мак).

Рассказ о животных. Большинство животных пустыни некрупные, потому что им негде спрятаться от хищников. Окраска под цвет песка — это их маскировка. Большинство животных ведут ночной образ жизни, когда спадает жара. Воду они получают с пищей, поедая растения или других животных; в выборе пищи животные неприхотливы. Чтобы найти воду, они должны быстро передвигаться или впадать в спячку, чтобы не хотелось есть и пить. В пустыне обитают песчаный удавчик, ящерка быстрая, ящерица-круглоголовка. Все они быстро передвигаются, а ящерица-круглоголовка мгновенно может зарыться в землю в случае опасности. Лисичка корсак и ушастый еж имеют большие уши (показ рисунков). Они им нужны для того, чтобы лучше слышать, ведь они ведут ночной образ жизни. В пустыне обитают грызуны: тушканчики, песчанки. Одни из них роют норы, другие — тушканчики — быстро передвигаются большими прыжками до 3 м в длину. Крупными животными считаются сайгаки и верблюды. Сайгаки в основном живут стадами (так легче выживать) и умеют быстро бегать. Из насекомых в пустыне встречаются скорпионы, кобылки, жуки-чернотелки, скарабеи.

— Как же приспособились растения и животные к жизни в зоне пустынь? (Примерный ответ. Растения имеют крошечные листочки или колючки — так меньше испаряется влаги. Корни растений уходят вглубь на 15—20 м в поисках воды. У многих животных кожа покрыта твердыми щитками — защита от жары и испарения. Мелкие зверьки ведут ночной образ жизни — спасаются от жары. Пустынные животные довольствуются влагой, которая содержится в пище, используют вместо воды запасы жира — спасение от жажды. Вывод: все приспособления связаны с недостатком влаги и периодической засухой.)

- Кто в вашей группе наиболее интересно рассказал свой материал? (Высказывания детей.)

VI. Физкультминутка

VII. Включение новых знаний в систему знаний

Рассказ об удивительном животном пустыни — верблюде. Верблюда называют кораблем пустыни. О верблюде рассказывают сказки, что в своих горбах он носит запас воды, но это не так. Есть два вида верблюдов: одногорбые и двугорбые. В наших пустынях обитают двугорбые верблюды. Они достигают двух метров в высоту, навьюченный верблюд может нести до 500 кг. Жить в пустыне ему помогает строение тела и ног. На ногах у верблюда мозолистые подошвы, ими можно наступать на горячий песок, не обжигаясь и не проваливаясь. Верблюд поедает жесткие колючие растения без всякого вреда для себя: его небо, губы и язык покрыты толстой кожей. А в горбах находится запас жира. Верблюд может обходиться без питья в сильную жару по 3—4 дня, зато, добравшись до водопоя, может выпить сразу 6—8 ведер. Такие интересные животные обитают в пустыне.

В пустыне почти нет птиц, они плохо переносят жажду.

• Сколько важности в походке!

По колючкам босиком

Кто идет с горбом-мешком? (Верблюд.)

• Лапки кенгуру, тельце мыши, уши осла, а хвост льва. (Тушканчик.)

• Я ростом невелик, мои листья — зеленые веточки, своими корнями удерживаю пески. (Джузгун.)

• Я очень красива, у меня большая голова, от врагов я мгновенно зароюсь в песок. (Ящерица-круглоголовка.)

• Мой ствол как камень. Весной я красавец. А листья мои тонкие, как вязальные спицы. (Саксаул.)

2. Выполнение заданий в рабочей тетради

(Задания 1—6 на с. 57—59 выполняют по усмотрению учителя.)

3. Работа с CD

VIII. Подведение итогов урока

— Подумайте и ответьте на вопрос: почему в пустыне два хозяина — солнце и ветер? (Солнце — хозяин, потому что там всегда жарко. Солнце направляет на эту территорию почти прямые лучи, так как пустыни лежат близко к экватору. Ветер тоже хозяин пустыни, потому что там почти нет деревьев, и ничто ему не препятствует.)

— Какова была цель урока? Достигли мы ее? (Высказывания детей.)

— На все ли поставленные в начале урока вопросы мы с вами ответили?

(Учитель обращает внимание детей на доску, где записаны вопросы, сформулированные в начале урока.)

IX. Рефлексия

(Оценивание работы группы.)

— Кого из ребят вашей группы вы могли бы сегодня назвать лучшими исследователями?

— Кто из ребят работал сегодня недостаточно активно или мешал работе группы?

Нажмите, чтобы узнать подробности

ПУСТЫНЯ – большое, не заселенное людьми пространство, лишенное растительности или со скудной растительностью.

Самая большая пустыня в мире – Сахара

Она находится на северо-западе Африки

Когда-то там были луга, росли травы и часто выпадали дожди. Но климат стал суше, и постепенно Сахара превратилась в песчаную пустыню.



В России пустыни занимают небольшую площадь на юге страны, вдоль побережья Каспийского моря, к западу и востоку от низовьев Волги, часть – в восточном Предкавказье .

В России пустыни занимают небольшую площадь на юге страны, вдоль побережья Каспийского моря, к западу и востоку от низовьев Волги, часть – в восточном Предкавказье .

глинистые каменистые солончаковые песчаные

Каменистые пустыни покрыты щебнем и камнями, образующими россыпи

Каменистые пустыни покрыты щебнем

и камнями, образующими россыпи

Глинистые пустыни отличаются плотным грунтом. В низменных участках появляются ровные, сухие, твердые площадки без растений, которые при высыхании растрескиваются на небольшие многоугольники - это такыры .

Глинистые пустыни отличаются плотным грунтом.

В низменных участках появляются ровные, сухие, твердые площадки без растений, которые при высыхании растрескиваются на небольшие многоугольники - это такыры .

Но самую большую территорию на Земле занимают песчаные пустыни: одну пятую нашей планеты

Но самую большую территорию на Земле занимают песчаные пустыни: одну пятую нашей планеты

Здесь образуются подвижные скопления песка - барханы, возникают пыльные бури

Здесь образуются подвижные скопления песка - барханы, возникают пыльные бури

 В пустынях вода глубоко под землёй , но есть места , где она поднимается к поверх-ности . Здесь - обилие растений . Такие участ-ки называются оазисами .

В пустынях вода глубоко под землёй , но есть места , где она поднимается к поверх-ности . Здесь - обилие растений . Такие участ-ки называются оазисами .

 Это самая засушли –вая зона России . Жаркий летний день сменяется очень холод- ной ночью .

Это самая засушли –вая зона России .

Жаркий летний день сменяется очень холод- ной ночью .

 Осадков в Пустыне выпадает ______ . Снеговой покров ___________ и часто __________ ветрами. Зима __________ (2-3 мес.) и _________ (до – 20ºс). мало небольшой сметается короткая суровая

Осадков в Пустыне выпадает ______ .

Снеговой покров ___________ и часто __________ ветрами.

(2-3 мес.) и _________

жаркое долгое Лето _______ и _______ (до + 45ºс). Песок прогревается до ______. В Пустыне всего два времени года _______ и ______. + 80ºс зима лето

Лето _______ и _______

Песок прогревается до ______.

В Пустыне всего два времени года _______

+ 80ºс

низкорослые

В зоне пустынь есть интересный тип растений – растения насосы. Даже в самый жестокий зной они стоят с зелёными листьями, потому что корни их проникают в почву очень глубоко. Одно из таких известных растений пустыни верблюжья колючка

В зоне пустынь есть интересный тип растений – растения насосы.

Даже в самый жестокий зной они стоят с зелёными листьями, потому что корни их проникают в почву очень глубоко.

Одно из таких известных растений пустыни

верблюжья колючка

РАСТЕНИЯ ПУСТЫНИ ВЕРБЛЮЖЬЯ КОЛЮЧКА - длинный корень проникает на глубину почти 20 м; листья в виде колючек; - невысокое растение; еда для верблюдов.

РАСТЕНИЯ ПУСТЫНИ

ВЕРБЛЮЖЬЯ КОЛЮЧКА

- длинный корень проникает на глубину почти 20 м;

С А К С А У Л

Д Ж У З Г У Н К О Л О С Н Я К

Животный мир пустынь богат и разнообразен. Животные ведут преимущественно наземный, а в песчаной пустыне – подземный образ жизни стрела – змея жук скарабей

Животный мир пустынь богат и разнообразен.

Животные ведут преимущественно наземный, а в песчаной пустыне – подземный образ жизни

ЖИВОТНЫЕ ПУСТЫНИ ВЕРБЛЮД САЙГАК поедает жёсткие колючие растения; обходится без питья по 3– 4 дня. живут стадами; бегают со скоростью 80 км/ч;

ЖИВОТНЫЕ ПУСТЫНИ

ВЕРБЛЮД САЙГАК

ЛИСИЧКА - КОРСАК ТУШКАНЧИК

ПЕСЧАНКА УШАСТЫЙ ЁЖ

-длина тела до 19 см;

-длинный хвост с кисточкой;

-питается растительной пищей;

-иглами покрыта только спина;

ПРЕСМЫКАЮЩИЕСЯ

ящерица – круглоголовка песчаный удавчик

ящурка быстрая


Строительство каналов Кочевники Выращивание хлопка Выращивание винограда Добыча ископаемых Животноводство Добыча воды Перевозка грузов

Строительство каналов

Выращивание

Выращивание винограда

Добыча ископаемых

Животноводство

Добыча воды

Перевозка грузов

Экологические проблемы пустыни Засоление почвы Из-за неумеренного орошения в почве накапливается очень много соли. Отсюда снижение урожая и не возможность роста растения в некоторых местах пустыни. 2. Перевыпас скота Из-за большого количества скота, стало больше подвижных песков, которые засыпают дороги, поля и посторойки. 3. Браконьерство.

Экологические проблемы пустыни

Из-за неумеренного орошения в почве накапливается очень много соли. Отсюда снижение урожая и не возможность роста растения в некоторых местах пустыни.

2. Перевыпас скота

Из-за большого количества скота, стало больше подвижных песков, которые засыпают дороги, поля и посторойки.

Читайте также: