Зона отдыха на территории детского сада

Обновлено: 06.07.2024

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Автор — составитель: _

Бобкина Людмила Николаевна –

«Какую громадную, ни с чем несравнимую роль играет в воспитании детей обстановка,

среди которой они живут!

Тот, кому удаётся создать такую обстановку,

Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к себе и к окружающим людям; возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания.

Территория дошкольного образовательного учреждения – это огромная составляющая в жизни каждого дошкольника – здесь он проживает, чуть ли не половину всего своего времени. Благоустройство и озеленение участков ДОУ способствует умственному, нравственному, эстетическому и физическому воспитанию дошкольников на материале природного окружения, развитию любознательности, способности удивляться. Способствуют укреплению здоровья детей, развитию их самостоятельности, познавательной активности. От того, насколько ухоженной, красивой и разумно спланированной она будет, зависит то, каких взрослых мы воспитаем.

Одной из важнейших задач дошкольного воспитания является правильное психическое развитие ребенка, создание в дошкольном учреждении благоприятного психологического климата. Этому способствуют гуманизация среды ДОУ, создание интерьеров, фасадов, фрагментов участка, по характеру напоминающих жилую среду.

Основным принципом создания соответствующей среды для детей является выделение ее развивающего начала. Среда детского учреждения должна содержать пространственные и предметные стимулы творческого и эмоционального развития ребенка и, кроме того, быть динамичной, не допуская привыкания к однообразию.

Окружающая среда призвана обеспечить детям возможность развиваться, для этого ее необходимо периодически изменять.Яркая, красочная и сказочная территория детского сада развивает творчество детей, фантазию, воображение, наблюдательность и обогащает их знания об окружающем мире. А еще – помогает полюбить красоту родного края.

Таким образом, благоустройство решает задачи эстетического, умственного, нравственного и физического воспитания детей через знакомство с окружающим растительным миром; комфортных условий для прогулок детей.

Информационная карта проекта.

Тип проекта: практико-ориентированный.

Вид проекта – творческий.

Сроки реализации: май-август 2015г.

Участники проекта: воспитатели, родители, дети, сотрудники детского сада.

Одной из важнейших задач дошкольного воспитания является создание в дошкольном учреждении благоприятного психологического климата.

Среда детского учреждения должна содержать пространственные и предметные стимулы творческого и эмоционального развития ребенка и, кроме того, быть динамичной, не допуская привыкания к однообразию.

Окружающая среда призвана обеспечить детям возможность развиваться, для этого её необходимо периодически изменять. Таким образом, благоустройство решает задачи эстетического, умственного, нравственного и физического воспитания детей через знакомство с окружающим растительным миром; комфортных условий для прогулок детей. Мы решили изменить и создать индивидуальный облик прогулочного участка, соответствующий законам организации пространства под открытым небом.

Методически грамотная организация предметно-пространственной среды на прогулочном участке, позволит содействовать развитию познавательных интересов детей, усвоению обязательных знаний, умений, норм, правил, приобщению детей к природе, формированию нравственных и эстетических начал, большей социализации.

Цель проекта: создание эмоционально — благоприятных условий пребывания детей в дошкольном учреждении через благоустройство территории и организацию познавательной, творческой, оздоровительной деятельности детей во время пребывания на воздухе на прогулочном участке.

  • Оборудовать прогулочный участок в соответствии с современными, санитарно-эпидемиологическими требованиями и методическими рекомендациями по проведению летней оздоровительной работы с детьми.
  • Использовать дополнительные возможности (бюджетные и внебюджетные средства, благотворительную помощь) для приобретения оборудования, вовлечь в процесс работы педагогов, родителей, детей, выявить среди родителей деловых партнеров.
  • Улучшить художественное оформление участка для прогулок детей.
  • Воспитывать бережное отношение к природе и к окружающему миру.

Реализация проекта предполагает достижение следующих результатов:

— озеленение прогулочного участка цветами;

— оснащение детской игровой площадки новыми объектами, пригодными для игры;

— создание тематических центров.

Финансирование проекта основывается на привлечении средств дошкольного учреждения, помощи родителей.

Этапы реализации проекта.

I этап: подготовительный (май 2015г.)

Цель: разработка плана проекта, подготовка необходимых материалов, используемых в дальнейшем для преобразования территории участка.

  • проведение родительского собрания, обсуждение проекта;
  • детальное обследование территории и выделение наиболее интересных объектов;
  • закупка семян растений, которые будут использованы для озеленения территории;
  • выращивание рассады декоративных растений;
  • сбор материалов, необходимых для строительства, реконструкции и создания новых объектов, согласно проекту.

II этап: практический (июнь, август 2015г.)

  • организация территории участка по центрам;
  • участие в конкурсе на лучшее оформление прогулочного участка в ДОУ.
  • высадка семян и рассады в подготовленные клумбы;
  • изготовление клумбы лягушка-царевна;
  • уход за растениями.

Центр социально-коммуникативных игр:

  • покраска домика;
  • изготовление фигур домашних животных (три поросёнка, овечка);
  • постройка палисадника и посадка цветов.

Центр физического развитие:

  • изготовление и установка спортивного сооружения Кот — кольцеборс;
  • изготовление мишени для метания мячей.
  • установка доски для рисования;
  • изготовление и установка сенсорного паровозика.

III этап: заключительный

Презентация проекта (август 2015 г.).

Благоустройство прогулочного участка

Программа благоустройства и озеленения территории в детском саду

Программа благоустройства и озеленения территории МАДОУ ДС №18 на 2014-2016 годы
Автор: Бура Ольга Александровна, педагог-психолог. Место работы: МАДОУ детский сад №18, город Челябинск.
Пояснительная записка

Территория детского сада — это не только визитная карточка, это образовательное, развивающее, формирующее общую культуры личности каждого ребенка пространство. От того, насколько ухоженным, красивым и разумно спланированным оно будет, зависит, каких взрослых мы воспитаем! Детский сад – это мир, где каждый чувствует себя комфортно, имеет широкие возможности для самореализации на пользу себе и другим, обретение опыта жизненного созидательного успеха. Таким образом, наш детский сад – это универсальное средство, которое одновременно выполняет ряд функций: — познавательную; — развивающую (спортплощадка); — духовно-нравственную (озеленение); — функцию социального закаливания; — гражданского становления личности (игровая зона); — функцию проектирования собственной деятельности (прогулочные площадки). Под благоустройством и озеленением территории подразумевается не только обеспечение благоприятных и безопасных условий для проведения образовательной деятельности и формирования экологической культуры обучающихся, но и создание привлекательного с эстетической точки зрения облика территории детского сада. Одной из важнейших задач дошкольного воспитания является правильное психическое развитие ребенка, создание в дошкольном учреждении благоприятного психологического климата. Этому способствуют гуманизация среды ДОУ. Благоустройство и озеленение территории детского сада является неотъемлемой частью гуманизации среды ДОУ.

Цель и задачи программы
Цель программы: — повышение качественного уровня благоустройства и озеленения территории ДОУ; создание условий для формирования активной гражданской позиции, трудового, физического, экологического и эстетического воспитания детей через их активное участие в благоустройстве и озеленении территории. Задачи программы: — объединение усилий и повышение уровня ответственности педагогов, родителей, и воспитанников к вопросам обеспечения чистоты и порядка на территории детского сада; — приведение спортивной площадки в соответствие с нормативными требованиями, создание безопасных и комфортных условий для занятий спортом; — увеличение зеленого фонда ДОУ, качественное развитие зеленых зон с использованием элементов современного ландшафтного дизайна и широкого ассортимента декоративно-цветущих растений; — улучшение внешнего облика территории ДОУ: приведение ограждений, бордюров, пешеходных дорожек, газонов, малых архитектурных форм, зон отдыха и других элементов благоустройства на территории детского сада в соответствие с нормативными требованиями; — обеспечение высокого уровня использования созданных зеленых и других функциональных зон в образовательной деятельности с детьми в ДОУ; — выявление, поддержка и распространение творческого опыта благоустройства и озеленения территории детского сада, результативного опыта взаимодействия с социальными партнерами по данным вопросам; — создать условия для комфортного пребывания воспитанников в ДОУ.
Промежуточные результаты программы

— Повышение качественного уровня благоустройства и озеленения территории детского сада как объекта, формирующего облик города; — Обеспечение своевременного восстановления нарушенного благоустройства на территории ДОУ; — Создание безопасных условий и повышение уровня функционирования спортивной площадки в детском саду; — Увеличение зеленого фонда; — Превращение зеленых зон территории ДОУ в объекты, имеющие образовательное, воспитательное, санитарно-гигиеническое, ландшафтно-архитектурное и культурное значение с широким использованием элементов современного ландшафтного дизайна и разнообразного ассортимента декоративно-цветущих растений; — Повышение уровня сознательности и ответственности педагогов, родителей, воспитанников к вопросам благоустройства, обеспечения чистоты и порядка, сохранению и приумножению зеленых насаждений на территории ДОУ; — Отсутствие на территории детского сада аварийно-опасных деревьев, создание безопасных условий для жизни и здоровья воспитанников, педагогов и родителей; — Развитие познавательной активности дошкольников через трудовую и опытническую деятельность;

Программа благоустройства и озеленения территории МАДОУ

Рекомендуем посмотреть:

Формирование основ экологической культуры на январь месяц в старшей группе Задачи воспитания и образования детей на 3 квартал в старшей группе Комплексно – тематическое планирование в логопедической (подготовительной ) группе Тематическое планирование по духовно-нравственному воспитанию детей старшей группы

Похожие статьи:

Комплексно-тематическое планирование по художественно-эстетическому развитию в старшей группе

Комплексно-тематическое планирование по познавательно-речевому развитию в старшей группе

Цель: Создание эмоционально - благоприятных условий пребывания детей в дошкольном учреждении через благоустройство территории и организацию познавательной, творческой, оздоровительной деятельности детей во время пребывания на воздухе на участках детского сада в теплое время года.

Актуальность

В связи с введением ФГОС, возникла необходимость изменения образовательной среды, включающей систему условий

социализации и развития детей. Развивающая предметно-пространственная среда

должна обеспечивать максимальную реализацию образовательного потенциала,

пространства участка и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей

дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и

коррекции недостатков их развития (см. ФГОС ДО с.23)

природой. Воспитание маленьких дошкольников

в духе природосбережения – одна из сторон экологического образования в

детском саду. Любовь, понимание и забота – это то, что ждет природа от каждого

человека. Одной из важнейших задач дошкольного воспитания является правильное психическое развитие ребенка, создание в дошкольном учреждении благоприятного психологического климата. Этому способствуют гуманизация среды ДОУ, создание интерьеров, фасадов, фрагментов участка, по характеру напоминающих жилую среду.

ВложениеРазмер
proekt_microsoft_word.docx 32.15 КБ

Предварительный просмотр:

Руководитель проекта: Молчанова Г.Л.- заведующий

пгт Нема Немского района

Технологическая карта проекта

Гуманизация среды ДОУ через создание интерьеров, фасадов, фрагментов участка, по характеру напоминающих жилую среду; благоустройство и декоративное оформление участка, игровых площадок, цветников, озеленение и оформление малыми архитектурными и игровыми формами территории, создание безопасных условий для жизнедеятельности детей;

Сроки реализации проекта: май – июль 2014 г.

Руководитель проекта : заведующий Молчанова Г.Л.

Педагоги и сотрудники детского сада, родители детей, общественность

Основания для разработки проекта:

Желание изменить уже сложившуюся среду территории детского сада, создать индивидуальный и стильный облик дошкольного учреждения, соответствующий общим законам организации пространства под открытым небом, интересный детям и родителям, позволяющий более интересно организовать свободную деятельность детей на участке.

Цель: Создание эмоционально - благоприятных условий пребывания детей в дошкольном учреждении через благоустройство территории и организацию познавательной, творческой, оздоровительной деятельности детей во время пребывания на воздухе на участках детского сада в теплое время года.

1.Оборудовать участок ДОУ в соответствии с современными, санитарно-эпидемиологическими требованиями и методическими рекомендациями по проведению летней оздоровительной работы с детьми.

2. Использовать дополнительные возможности (благотворительную помощь) для приобретения оборудования, вовлечь в процесс работы педагогов, родителей, детей, выявить среди родителей деловых партнеров.

3. Улучшить художественное оформление участка ДОУ.

4. Развивать креативность у сотрудников ДОУ, родителей и воспитанников.

5.Развивать у детей познавательные процессы, необходимых им для правильной и безопасной ориентировки на улице, формировать у детей навыки и устойчивые положительные привычки безопасного поведения на улице.

§ Благоустройство территории ДОУ;

§ создание условий для отдыха, занятий спортом, игры и экспериментирования детей; формирования навыков и привычек безопасного поведения на улице;

§ создание условий для охраны и укрепления здоровья детей;

§ привлечение родителей, общественности к благоустройству территории;

§ удовлетворенность деятельностью дошкольного учреждения со стороны родителей, воспитанников;

§ создание своего "образа" территории дошкольного учреждения, имиджа дошкольного учреждения в районе.

Территория дошкольного учреждения - это его своеобразная визитная карточка. Как театр начинается с вешалки, так детский сад начинается с территории. Любой посетитель, ступив на участок ДОУ, обращает внимание на его ухоженность. Если ваш взгляд радуют разноцветные клумбы, чистые дорожки, спортивные снаряды, вы сразу поймете, что здесь живут и работают люди, для которых детский сад не просто место работы, а родной дом, который хочется сделать уютным и комфортным.

Если же перед вашим взором предстанут разваливающиеся постройки, сорняки в цветниках, нет ярких красок, вы наверняка захотите быстрее уйти. К счастью, в последнее время все больше дошкольных учреждений стремятся сделать свои участки не только красивыми, но и оригинальными, полезными для всестороннего развития детей.

В связи с введением ФГОС, возникла необходимость изменения образовательной среды, включающей систему условий

социализации и развития детей. Развивающая предметно-пространственная среда

должна обеспечивать максимальную реализацию образовательного потенциала,

пространства участка и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей

дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и

коррекции недостатков их развития (см. ФГОС ДО с.23)

природой. Воспитание маленьких дошкольников

в духе природосбережения – одна из сторон экологического образования в

детском саду. Любовь, понимание и забота – это то, что ждет природа от каждого

человека. Одной из важнейших задач дошкольного воспитания является правильное психическое развитие ребенка, создание в дошкольном учреждении благоприятного психологического климата. Этому способствуют гуманизация среды ДОУ, создание интерьеров, фасадов, фрагментов участка, по характеру напоминающих жилую среду.

Основным принципом создания соответствующей среды для детей является выделение ее развивающего начала. Среда детского учреждения должна содержать пространственные и предметные стимулы творческого и эмоционального развития ребенка и, кроме того, быть динамичной, не допуская привыкания к однообразию.

Окружающая среда призвана обеспечить детям возможность развиваться, для этого ее необходимо периодически изменять. Таким образом, благоустройство решает задачи эстетического, умственного, нравственного и физического воспитания детей через знакомство с окружающим миром; комфортных условий для прогулок детей. Коллектив детского сада решил изменить уже сложившуюся среду, создать индивидуальный облик территории детского сада, соответствующий законам организации пространства под открытым небом. При этом имеющиеся деревья, кустарники будут гармонично включаться в обновленный проект и соответствовать интересам детей. Создание данного проекта ставило следующую цель: инновационная педагогическая деятельность по обновлению воспитательно-образовательного процесса с учётом разнообразной детской деятельности через изменение среды участка детского сада.

2. Гипотеза: мы считаем, что методически грамотная организация развивающей среды не только внутри дошкольного учреждения, но и на его территории, позволит содействовать развитию психических процессов детей дошкольного возраста, усвоению обязательных знаний, умений, норм, правил, приобщению детей к природе, формированию нравственных и эстетических начал, большей социализации.

3. Анализ состояния участка детского сада

Каждый дом начинается со двора. Первое знакомство гостей и просто прохожих начинается с внешнего вида здания, благоустройства двора. Благоустроить территорию детского сада особенно важно, так как его посещают маленькие дети. Души детей будут прекрасны, если они будут расти в атмосфере красоты. Для дальнейшего личностного становления ребенка важно, что его окружает. Видя ежедневно ухоженные красивые, всегда цветущие клумбы, воспитанник не только получает положительные эмоции, но и учиться оберегать красоту, создавать её своими руками. Для работы над проектом коллектив детского сада провел анализ исходного состояния участков и территории учреждения.

Оформление территории детского сада делится на несколько зон: эстетическая, физкультурно-спортивная зона, зона отдыха, детские игровые площадки, хозяйственная зона, цветник, огород. Территория имеет ухоженный вид.

· Около здания детского сада разбиты 3 больших цветника. На каждом прогулочном участке имеются цветочные клумбы, созданные из автомобильных покрышек. Проблема: Для художественно-эстетического оформления территории сада необходимо продумать установку цветочниц у входа детского сада и более интересно оформить саму территорию у центральных и запасных входов для повышения интереса детей к посещению детского сада.

· важная часть территории детского сада. Она представлена спортивной площадкой. На прогулочных участках имеются снаряды для лазанья и подлезания, разнообразные турникеты. На участке старшей группы имеются бревно и пеньки для ходьбы и упражнений для равновесия.

· Проблема: Для удовлетворения потребности детей в движении необходимо дополнить спортивную площадку элементами для игры баскетбол, метании мяча в цель, снарядами для лазания, перелезания, подлезания, развития координации движений, самомассажа стопы.

· Зона отдыха . На каждом прогулочном участке имеются скамейки для отдыха, лавочки и столики для детей. Одно из любимых мест ребят–песочницы. Над всеми песочницами имеются зонтики от солнца.

· Проблема: нет уголка уединения (релаксации). На участках групп создать дополнительное оборудование для экспериментирования и проведения опытов с песком и водой. Не оборудованы прогулочные веранды.

· Огород детского сада используется для формирования у детей навыков ухода за различными культурами. Здесь проводятся наблюдения, исследования почвы и растений.

· Проблема: Для ухода за растениями необходимо приобрести детские лейки и цапки, создать красивые вывески.

· На участке детского сада оформлена площадка для проведения занятий по профилактике дорожно-транспортного травматизма: дорожная разметка с пешеходным переходом, круглая площадь. Эта площадка ежегодно используется для проведения игр и занятий по обучению детей безопасному поведению на улицах и дорогах. Здесь же проходят викторины по ПДД внутри детского сада.

· Проблема: нет уголка по ПДД, во многих местах асфальтное покрытие износилось, покрылось слоем земли, появились неровности, которые портят внешний вид и мешают движению детей и родителей. Необходимо заровнять поверхность малозатратными способами и силами.

· Безопасность жизнедеятельности . Территория имеет ограждение по периметру. В ночное время территория освещается уличным фонарем. На участке детского сада много зелени. Вокруг детского сада - зеленое ограждение. Это защищает участки от пыли, очищает воздух. Групповые участки тоже разделяются зеленой изгородью. Они создают декоративные барьеры между участками. Для этой цели использованы низкорослые кустарники. Все это служит также защитой от солнца в жаркое время года. Осенью и весной производится обрезка кустарников. Центральная дорожка асфальтирована. На здании сада имеется вывеска с названием образовательного учреждения.

• Проблема: Требуется замена железной сетчатой изгороди по всему периметру территории ДОУ, в соответствии с СанПиН.

2. Образ будущего территории детского сада

Больше всего времени дети проводят на игровых площадках. Во время прогулок дошкольники играют, экспериментируют. Они могут это делать и под руководством взрослого, и самостоятельно. Оформление участка может отражать не только возраст, но и название группы. Интересно, когда участки групп отличаются друг от друга. Воспитатели каждой группы выбирают собственную тему для оформления, не согласовывая идеи друг с другом или выбирается общая для всех тема оформления, а оформление каждой игровой площадки отражает разные аспекты общей темы. Благодаря этому территория ДОУ смотрится как единое целое и с точки зрения планировки, и с точки зрения цветового оформления. Задача детского сада – создать условия для разнообразных игр, для детского творчества, фантазии, конструирования. Старый пень можно выкорчевать, а можно превратить его в гнома или белку, из крупных камней получаются не только отличные объекты для наблюдений, но и яркие сказочные герои, своеобразные декорации для спектаклей и игр.

Любая скульптура, фигура – это не только украшение, она дает толчок для игры. Повозка с петухом, ветряк, фигурка животного, на которую можно залезать, ярко (но со вкусом) раскрашенные, украшенные флажками веранды, – все это делает игровой участок привлекательным для ребенка.

Красиво, когда территория ДОУ просто утопает в цветах. Вместе со взрослыми дети выращивают рассаду, ухаживают за растениями. Воспитатели создают парадные клумбы, клумбы-мозаики, альпийские горки, создают композиции в нестандартных вазонах. Очень важно, чтобы все дорожки, клумбы, цветники, горки, газоны, группы кустарников и деревьев сочетались между собой по форме и цвету. Даже цвет забора имеет значение для восприятия цветника, который находится рядом. Вместе с красками цветников он создает радужное, приподнятое настроение.

Традиционно для оформления участка используют следующие формы посадки растений: цветники, клумбы, бордюры, одиночно стоящие растения. Бордюры обычно состоят из нескольких ярусов многолетних растений разной высоты. Они красиво смотрятся на фоне стен, подстриженных изгородей. Живописно расположенные среди трав и кустарников камни разного размера, песчаные и каменистые дорожки, красивые скамейки – все это придает территории неповторимость и уют.


Детский сад – место, где дети проводят много времени на прогулках, оздоровительных занятиях, отдыхают, играют летом. Красивая, ухоженная территория детского учреждения воспитывает в дошкольниках чувство прекрасного, любовь к родному городу, краю.

Благоустраивая территорию ДОУ, мы решаем задачи эстетического, умственного, нравственного и физического воспитания детей.

Этой работой мы занимаемся ежегодно. Коллектив детского сада решил, пополнить и изменить уже сложившуюся среду, точнее создать индивидуальный облик территории нашего учреждения в соответствии с законом организации пространства под открытым небом.

Прежде чем приступить к данной работе, творческая группа ДОУ разрабатывает поэтапный перспективный план, по благоустройству и озеленению территории, который включает в себя: подготовительный,

проектировочный, практический этапы.

В соответствии с планом в прошлом году нами была проведена большая работа по благоустройству и озеленению территории, следует отметить

что территория нашего ДОУ делится на несколько зон: эстетическая, физкультурно-спортивная, зона отдыха, детские игровые площадки, огороды, цветники. У главного входа в здание детского сада были расположены ярко – красные звезды из петунии - это отблески праздничного салюта посвященного 70 летию Победы. Здесь же можно было увидеть костер, на котором варится армейская каша. На центральных клумбах, около здания раскинулось волшебное море из цветов, летящий самолет, сказочные герои. На прогулочных участках тоже были цветочные клумбы, простые в оформлении, но очень красивые.

Благодаря усилиям воспитателей и родителей - на территории детского сада можно было организовывать настоящую цветочную выставку и проводить экскурсии. Какие только представители прекрасной флоры не произрастали на наших клумбах – астры, петунии, флоксы, бегонии, бархатцы, розы, пионы….! Все они привлекали внимание и детей, и взрослых ярким великолепием, поднимали настроение, делали лето более красочным и сочным. Однако цель этих прекрасных растений не только радовать глаз, но и развивать наших дошкольников. Всем известно, что дети - это цветы жизни, а цветы - это украшение, восторг, яркие краски, восхищение, нежность и любовь. В нашем ДОУ растут цветы в прямом и в переносном смысле…

Есть у нас и огород, на котором были высажены разные овощи и травы, за которыми наблюдали и ухаживали наши дети.

При проектировании современного детского сада особые требования предъявляются не только к самому зданию, но и к его внешнему виду, благоустройству и озеленению территории. Воспитанники проводят в детском саду большую часть активного времени, их пребывание в нем должно быть комфортным, безопасным и эстетически благоприятным. Особую роль в обеспечении этой цели играет грамотное благоустройство и озеленение территории.

Цели и задачи

Цель – создание объектов, имеющих эстетическое, познавательное, развлекательное и оздоровительное назначение.

Благоустройство дворов детских садов проводится с целью:

  • зонирования территорий, примыкающих к зданию ДОО;
  • обеспечения безопасного и комфортного времяпрепровождения детей на открытом воздухе с учетом интересов разновозрастных групп;
  • организации участков естественных природных зон;
  • обеспечения разнообразия детского досуга путем устройства различных видов зон для досуга;
  • организации удобного доступа на территорию в соответствии с требованиями по безопасности;
  • обеспечения кратковременного отдыха взрослых.

Проект по благоустройству территории детского сада, перечень нормативных документов

Большинство новых детских садов на стадии строительства заранее включают в смету услуги специалистов по благоустройству и ландшафтному дизайну. Профессионалы разрабатывают проект, который в дальнейшем предъявляется руководству ДОО и органам образования для утверждения. Проект должен быть выполнен с соблюдением правил и норм следующих документов:

Надо отметить, что, помимо СанПиНа, в различных субъектах РФ действуют региональные и муниципальные правила и стандарты, которыми также надо руководствоваться при проектировании мероприятий.

В состав проектной документации входит:

  • справка о текущем состоянии объекта;
  • ситуационный план;
  • план благоустройства детского сада со всеми элементами: зданиями, хозпостройками, малыми архитектурными формами, дорожками и площадками, участками озеленения;
  • экспликация сооружений и элементов благоустройства.

В основном специалисты по ландшафтному дизайну работают под ключ – от разработки проекта до фактического благоустройства и озеленения территории детского сада. Все виды деятельности проводятся в соответствии с указанными выше нормативами под контролем руководства ДОО и уполномоченных органов. Приемка осуществляется комиссией, в составе которой должны быть представители городских и районных органов образования и предприятий по озеленению. В случае выявленных нарушений руководство ДОО вправе отказаться от приемки объекта благоустройства до устранения недостатков.

Благоустройства детского сада своими руками: что нужно знать

Все ДОО обязаны содержать в порядке принадлежащую им территорию. С этой целью в них периодически проводятся мероприятия, которые нацелены на улучшение экстерьера мест для прогулок и игр детей, обновление озеленения территории. Задачу благоустройства могут решать не только специализированные компании, ее под силу выполнить и педагогическому коллективу ДОО с привлечением помощи родителей и спонсорских организаций. Озеленение детского сада, проект, можно заказать ландшафтному дизайнеру, а воплощать его собственными силами с авторским сопровождением.

В случае, если реализация проекта осуществляется собственными силами, педагогам ДОО предварительно следует ознакомиться с технологическими требованиями к благоустройству и его составляющим, регламентированными СанПиН и другими нормативными документами, перечень которых приведен выше.

Благоустройство детской площадки в ДОО: основные требования

  • Согласно СанПиН 2.4.1.3049-13 проектом благоустройства участка детского сада должно быть предусмотрено выделение под зоны игровых и спортивных площадок для детей площади не менее 9 м2 на каждого ребенка из старших возрастных групп и не менее 7 м2 – из младших групп. Их суммарная площадь не должна превышать 15 % от всей площади участка ДОО.
  • Под озеленение детского сада выделяется не менее 50 % от всей площади участка. Для районов Крайнего Севера допускается снижение ее до 20 %. К общей зоне озеленения относятся также рекреационные площадки и дорожки, не имеющие искусственных покрытий. Все зоны должны быть связаны между собой сетью дорожек.
  • Деревья следует сажать не ближе 5 м от зданий, в 2 м от зон расположения подземных коммуникаций и в 10 м от краев дорожек. Важным элементом является обеспечение водоотведения и дренажа поверхностных вод по всей территории участка.
  • Площадку для спортивных занятий не рекомендуется располагать под кронами высоких деревьев, т. к. она должна иметь хорошее освещение и обеспечивать хорошую просматриваемость.
  • Для южных регионов предпочтительно устраивать зоны затененного озеленения путем сокращения площадей под кустарники и газоны.
  • Для теплых климатических зон допускается устройство бассейнов. Также в районах с жарким климатом рекомендуется устраивать беседки-тенты, возможна установка разборных конструкций на летний период.

Исходя из того факта, что благоустройство и озеленение территории ДОО регулируется нормативными документами, при разработке плана озеленения детского сада следует придерживаться рекомендаций по составу зеленых насаждений.

Растения, рекомендованные к озеленению:

  • деревья лиственные;
  • невысокие хвойные деревья и кустарники;
  • неколючие ягодные кустарники;
  • цветы однолетние и многолетние;
  • газонная трава, устойчивая к вытаптыванию.

Растения, непригодные для озеленения:

  • растения-аллергены;
  • кустарники и деревья с несъедобными плодами;
  • колючие цветы и кустарники;
  • млечники и растения, содержащие вредные вещества и высокую концентрацию эфирных масел.

Рекомендуемое расположение растений для озеленения участка детского сада:

  • периметр участка – одиночные деревья с плотной кроной;
  • внешний периметр – сплошная изгородь из кустарников;
  • внутренний периметр – групповые посадки кустарников;
  • периметр детских площадок – одиночные деревья с ажурной кроной или группы невысоких деревьев.

Важно: деревья должны быть размещены таким образом, чтобы не создавать лишней тени. Можно посадить несколько невысоких хвойных деревьев или кустарников, т. к. зимой на них будет акцентировано внимание детей. Сорта газонной травы следует выбирать устойчивые к вытаптыванию.

Если в план включены мероприятия по вырубке части зеленых насаждений, то произвести ее без получения определенных разрешений нельзя. Ввиду того, что земля под ДОО находится в муниципальной собственности, для вырубки деревьев нужно получить порубочный билет. Сейчас процедура получения этого разрешительного билета упростилась в связи с введением централизованного приема документов через МФЦ. Список основных документов на получение билета следующий:

  • свидетельство или иной документ, подтверждающий право на использование участка;
  • дендроплан, подобие ситуационного плана, на который должны быть нанесены деревья и кустарники с точным указанием их расположения на участке;
  • ассортиментная ведомость зеленых насаждений – список всех имеющихся насаждений;
  • перечетная ведомость – список насаждений, подлежащих вырубке.

Многие фирмы, занимающиеся работами по благоустройству, оказывают услуги по оформлению порубочного билета от составления пакета документов до получения собственно билета.

Важно: несоблюдение требований по вырубке деревьев на территории детского сада чревато штрафами и другими административными наказаниями для руководства ДОО.

Мероприятия по благоустройству и озеленению территории детского сада

Технологическая последовательность работ может быть разработана как специалистами, так и коллективом ДОО с привлечением спонсорской помощи профильных организаций.

В качестве примера можно привести следующий порядок мероприятий:

1. Замена старого грунта (при необходимости) с устройством водоотведения и дренажной коммуникации.

2. Устройство пешеходных дорожек и игровых площадок.

3. Выделение зон под объекты благоустройства, таких как:

  • теневые навесы или перголы;
  • спортивные дорожки и площадки;
  • поляна наблюдений за природой;
  • огород;
  • цветник;дорожки между зонами отдыха.

4. Оснащение детских площадок в саду новым игровым оборудованием.

5. Озеленение территории.

6. Уборка и вывоз мусора.

Подготовительный этап

Подготовка к благоустройству и озеленению силами коллектива осуществляется в определенной последовательности. Организуется родительское собрание, тема которого – благоустройство детского сада. На собрании утверждается план мероприятий. Ориентировочно в нем могут быть следующие пункты:

  • Создание творческой группы.
  • Разработка проекта.
  • Утверждение проекта.
  • Разработка сметы и календарного плана работ.
  • Формирование коллектива родителей, педагогов, деловых партнеров ДОО.
  • Привлечение дополнительных источников финансирования.

Образцы планов можно найти на сайтах многих ДОО, а также на ресурсах, специализирующихся на ландшафтном дизайне. Они могут быть представлены в форме красочных презентаций, в виде трехмерных схем, планов и чертежей. Детские сады и школы, построенные по типовым проектам, могут в качестве примера рассмотреть проекты озеленения территории детского сада или школы, размещенные на сайтах архитектурных бюро.

Реализация проекта благоустройства детского сада своими руками

Благоустройство территории школы, детского сада принято осуществлять в благоприятный для этого сезонный период. Конечно, осуществление этих мероприятий в режиме функционирующего учреждения связано с определенными трудностями. Поэтому, как правило, выбирается то время, когда их загруженность минимальна. Для школ благоприятны периоды каникул, а для ДОО – летний сезон.

Озеленение территории детского сада желательно проводить совместно с детьми и их родителями. Это попутно дает положительный воспитательный результат и учит детей взаимодействию в коллективе. Кроме того, к тем растениям, которые дети посадят своими руками, они будут относиться с особой заботой.

Благодарность родителям, выраженная от имени администрации ДОО по окончании работ, является очень важным стимулирующим фактором. Организуйте общее собрание, на котором выразите благодарность за совместную работу родителям, спонсорам и деловым партнерам, принявшим участие в благоустройстве территории; фото с хронологией мероприятий на всех этапах совместной работы разместите на стенде детского сада, оформив их в виде стенгазеты.

Благоустройство территории как комплекс мероприятий на постоянной основе

Помимо радикального благоустройства и озеленения, связанного с переносом и переоборудованием детских площадок, перепланировкой дорожек и высадкой новых деревьев, дошкольные учреждения разрабатывают собственный календарный план мероприятий по благоустройству территории, направленных на поддержание территории в ухоженном состоянии. Так как работы носят сезонный характер, календарный план разрабатывается по месяцам, за выполнение мероприятий назначаются ответственные из числа работников коллектива ДОО.

Примерный перечень видов сезонных работ:

Зимний период:

  • уборка снега;
  • расчистка дорожек;
  • изготовление и установка птичьих кормушек.
  • обрезка и обработка деревьев и кустарников;
  • осенне-весенняя подкормка растений;
  • подготовка клумб к посадкам.

Летний период:

  • стрижка газонов;
  • текущий уход за посадками;
  • регулярный полив.

Важно: при проведении благоустройства территории детского сада силами ДОО и родителей нужно помнить, что если в ходе его запланированы радикальные мероприятия, то все изменения необходимо отразить в официальном документе – паспорте благоустройства учреждения. Эти планы должны быть согласованы с органами управления образованием.

Итог

Педагоги ДОО должны уделять время не только получению детьми знаний по программам дошкольного образования, но и их активному физическому развитию. Обеспечить безопасность ребенка легче на благоустроенной территории. А участие детей в благоустройстве детского сада стимулирует их эстетическое развитие, приучает к труду и бережному отношению к природе.

Оригинальная статья размещена здесь.

Чтобы быть в курсе последних новостей из мира образования, подписывайтесь на наш Telegram-канал .

Участок детского сада

Требования к безопасности на детских площадках

Основные требования к безопасности предназначенных для детей площадок регулируются нормативными документами, в которых учитываются все причины травматизма, прописываются меры по его предотвращению.

Основные стандарты таковы:

  • отсутствие острых углов, кромок в пределах досягаемости детей;
  • высота и конструкция делается подходящей для той или иной возрастной группы;
  • все оборудование монтируется максимально устойчиво, конструкция проектируется таким образом, чтобы при необходимости взрослый мог получить доступ к любой его части и помочь ребенку;
  • расстояния между ступеньками, частями перил, прочими деталями должны исключать застревание головы, если малыш решил ее туда сунуть;
  • для самых маленьких везде создаются перила, соответствующие их росту;
  • покрытие вблизи горок, лестниц, качелей делается ударосмягчающим;
  • на площадке должно быть достаточно места, чтобы бегать, играть;
  • использование токсичных материалов, скользких покрытий недопустимо;
  • толщина перил, других подобных элементов выполняется такой, чтобы ребенок легко мог их обхватить рукой;
  • поврежденные, изношенные детали оборудования, декора необходимо своевременно заменять, ремонтировать.

Двор детского сада

Особенности оформления

Оформление конкретного участка садика зависит от его размеров – чем пространство обширнее, тем больше оборудования, декоративных и функциональных элементов там разместится. На стандартной площадке размещаются примерно такие элементы:

Детская площадка

Размер, структура участка

Основные зоны участка:

  • игровая;
  • эстетическая;
  • спортивная;
  • для отдыха.

Дети на площадке

Выбор материала для оформления

  • пластиковых бутылок различного размера;
  • деталей старой мебели;
  • автопокрышек;
  • камушков разного размера;
  • компакт-дисков и грампластинок;
  • тазиков, контейнеров, кастрюль.

Во дворе детского сада

Из вышеописанных материалов составляются сюжетные композиции – сценки из сказок, мультфильмов. Дополнительно, в качестве основы, используется бетон, а из фанеры выполняются макеты известных зданий. Все конструкции окрашиваются красками, безвредными для детей.

Создание игровой зоны

Игровая зона в детском саду

Создание спортивной площадки

В спортивной зоне проводятся все мероприятия, направленные на оздоровление, укрепление тела, совершенствование силовых качеств, развитие гибкости и ловкости малышей:

  • утренняя зарядка;
  • физкультурные занятия;
  • сюжетные подвижные игры;
  • спортивные праздники;
  • самостоятельная деятельность, связанная с движением;
  • закаливающие мероприятия.

Спортивная площадка в саду

В данной зоне размещают лесенки, лазалки, горки, турники, лабиринты, мишени, мячики для бросания, а иногда – даже детские тренажеры, адаптированные под рост и физические качества воспитанников.

Какое покрытие использовать на детской площадке

Вариантов покрытия существует несколько, каждое из них имеет свои нюансы:

Покрытие на детской площадке

Планирование, дизайн дорожек

Обычные дорожки делаются ширины достаточной, чтобы по ним могло пройти двое детей, взявшись за руки. Покрытие выполняется асфальтовым, из плитки, реже – бетона или широких досок. Поверхность должна слегка приподниматься над землей, чтобы не образовывались лужи, быть максимально гладкой, чтобы дети не спотыкались о неровности. Дорожки прокладываются к каждому значимому объекту.

Дизайн дорожек

Озеленение участка: выбираем деревья, кустарники

Зеленые насаждения очищают воздух, создают благоприятную атмосферу для отдыха и обучающих занятий. Их созерцание полезно для глаз, а плотные, высокие посадки хорошо защищают от городского шума, загазованности. При помощи низких или средней высоты кустов, друг от друга отделяются пространства, предназначающиеся для разных садиковских групп.

На детской площадке недопустимо высаживать любые ядовитые, колючие кустарники и цветы (розы, ландыши, шиповник, акация, клещевина, бобовник), а также те, на которых растут несъедобные, но очень красивые ягоды (бересклет, бирючина).

Наилучшим образом подойдут:

  • клен – остролистный, татарский, приречный;
  • тополь;
  • липа;
  • рябина;
  • береза – бородавчатая, пушистая;
  • лиственница;
  • сирень – венгерская, персидская;
  • садовый жасмин;
  • яблоня;
  • груша.

Озеленение площадки

Уровень озеленения детского садика должен составлять не менее 40-60% всей территории.

Организация места отдыха: как расположить беседки, павильоны

Оформление площадки

Декоративное оформление участка детского сада к лету

Клумба в детском саду

Декоративное оформление участка детского сада к осени

Оформление участка к осени

Декоративное оформление участка детского сада зимой

Оформление участка зимой

Декоративное оформление участка детского сада весной

Весной на территории обустраивают мини-клумбы, на которых высаживают первоцветы. Клумбочки организуют в кадках, деревянных паровозиках, в которых проделаны подходящие выемки для насыпания земли, автопокрышках, раскрашенных в различные тона. Веранды, беседки весной также декорируют – флажками и сюжетными композициями. Наиболее подходящие тона – белый, розовый, нежно-голубой, салатовый. Вариант картинки, вырезанной из бумаги и размещенной на стене – различные животные, сажающие цветы, спускающие бумажные кораблики на воду.

Оформление участка весной

Заключение

Ландшафтный дизайн в ДОУ – это почти что отдельный вид искусства. Здесь все делается для того, чтобы маленьким гражданам было удобно и весело в любое время года. Благоустройство уже частично обустроенной территории обычно производится своими силами, с использованием подручных средств – многие интересные идеи легко найти в интернете. Но когда садик еще на стадии проекта (строительства), этим занимаются профессиональные дизайнеры, знающие о детских площадках абсолютно все.

Читайте также: