Зона лесов 4 класс окружающий мир школа россии

Обновлено: 04.07.2024

Здравствуйте, ребята. Сейчас у нас урок окружающего мира. Сегодня на уроке мы будем говорить о природных зонах нашей страны.

2. Проверка домашнего задания.

Сейчас вам предстоит вспомнить особенности изученных природных зон и некоторых представителей их растительного и животного мира.

О какой природной зоне идет речь?

– Белый мох на скале, а в расщелине лед.
Старый снег залежался, не тает.
Ледяная пустыня на мили вокруг
А тепло здесь совсем не бывает. (Арктика)

– Это безлесная заболоченная равнина на севере нашей страны. Зима ветреная, холодная, длится 8 – 9 месяцев. Короткое и прохладное лето наступает вместе с полярным днем. (Тундра)

– Назовите растение, которое встречается в зоне Арктики и в зоне тундры. (Мох)

– Полярная лисица. (Песец)

– Это хищное животное почти всю жизнь проводит в воде. Оно выходит на сушу только для сна и отдыха. В такие моменты можно слышать его голос, похожий на хриплый лай. Длина его тела достигает 2 метров. (Тюлень)

– Основной корм для оленей. (Ягель)

– Этот обитатель Крайнего Севера быстро передвигается по льду. Ловко плавает и ныряет. Питается главным образом тюленями и рыбой. (Белый медведь)

– Самый крупный зверь тундры. (Олень)

– Это растение – ближайший родственник малины, однако не кустарник, а однолетнее травянистое растение. (Морошка)

– Весь организм этой хищной птицы приспособлен к ночной охоте, у нее бесшумный полет, огромные глаза, которые дают возможность видеть в темноте, острый слух. Побеление оперения связано с усиленным выделением тепла. (Полярная сова)

– Одно из самых распространенных тундровых растений. Его плоды – синеватые, округлые ягоды с сизым налетом. (Голубика)

– О каком явлении идет речь:

Широкая дуга самых блестящих цветов сияла на небе, словно огромная радуга, и из нее то и дело вылетали вверх тысячи разноцветных лучей. (Полярное сияние)

3. Объявление темы урока.

Один поэт сказал о лесе:

“Здравствуй, лес, дремучий лес”. Что значит дремучий? (это значит темный, непроходимый).

Но ведь не все леса темные.

Какой лес изображен? (Светлый, веселый)

Мы будем исследовать природу лесной зоны. Что значит “исследовать”? (Подвергать научному изучению, тщательно рассматривать.)

Сегодня мы должны найти ответ на вопрос: Почему одни леса темные, а другие светлые.

3. Изучение новой темы.

Работа с картой “Природные зоны России”.

Вся лесная полоса состоит из 3 подзон. В северной части преобладают хвойные деревья, которые образуют труднопроходимые леса. Это и есть тот самый дремучий лес. Эту территорию называют тайгой.

Южнее тайги расположена зона смешанных лесов.

Еще южнее находятся широколиственные леса.

Где находится лесная полоса по сравнению с зоной тундры? (Южнее зоны тундры) Приложение 1. Слайд 3.

Верно, запишите это в тетрадь.

Солнце поднимается здесь выше, светит дольше.

Здесь ярко выражены все 4 времени года, зима холодная, а лето теплое.

Запишите в тетради, в какие погодные условия мы с вами попали в зоне лесов.

Итак, на какие подзоны делится зона лесов?

Сейчас каждая группа с помощью дополнительной литературы исследует растения одной из подзон и подготовит небольшой рассказ. При составлении рассказа пользуйтесь планом исследования.

1 группа исследует тайгу. Приложение 2.

2 группа исследует смешанные леса. Приложение 2.

3 группа исследует широколиственные леса. Приложение 2.

5 минут на подготовку, далее заслушиваем рассказы групп.

В процессе каждого рассказа меняются слайды в презентации в соответствии с темой рассказа. Приложение 1. Слайды 6-17.

В отличие от других зон, леса отличаются разнообразием животного мира. Это можно объяснить тем, что в лесу наиболее благоприятные для них условия. Лес – это жилище для зверей и птиц, их дом, убежище от врагов. Лес кормит всех обитателей.

Сейчас я буду вам загадывать загадки, а вы подумайте, о каком животном идет речь?

Хозяин лесной, просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой. Медведь

Через поле напрямик
Скачет белый воротник. Заяц

Кто на своей голове лес носит? лось
Кто зимой холодной бродит злой, голодный? волк

Водяные мастера строят дом без топора.
Дом из хвороста и тины и плотину? бобры

С ветки на ветку, быстрый как мяч,
Прыгает по лесу, рыжий циркач. Белка

Днем спит, ночью летает? филин

Черный жилет, красный берет,
Нос как топор, хвост как упор. Дятел

5. Закрепление.

Блиц-турнир “Я знаю лес”.

  1. Какой лес называется тайгой?
  2. Назовите дерево: высокое, стройное, с желтовато-красной или бурой корой, ветви только на вершине, хвоинки длинные, расположены попарно, шишки маленькие, округлые.
  3. Какое особое отличие есть у лиственницы?
  4. Плодами какого дерева являются желуди?
  5. Какое дерево при цветении распространяет вокруг чудесный аромат?

6. Подведение итогов.

Итак, о какой природной зоне мы с вами говорили сегодня? На какие 3 подзоны делится зона лесов? Почему одни леса темные, а другие светлые?

Вы хорошо работали, молодцы.

7. Домашнее задание.

Домашнее задание: придумать вопросы для одноклассников по теме “Зона лесов”.

Интерактивный образовательный ресурс "Леса России" создан для учащихся 4 классе, УМК "Школа России". Работа состоит из презентации и подробной пояснительной запиской к ней.

Данный ресурс, содержащий иллюстративный и обучающий материал по теме "Природные зоны России. Леса России", может быть использован на уроке в 4 классе по предмету окружающий мир. Возможно фрагментарное использование презентации на уроках с классом, группой учащихся, индивидуально.



  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ ЛЕС.doc

Развивающие: Создавать условия для развития умения ставить перед собой учебную задачу, умения контролировать и оценивать свою деятельность; развивать мышление, воображение, внимание, речь.

Воспитательные: Создавать условия для воспитания культуры учебной деятельности, коммуникативной культуры учащихся при работе в группе, бережного отношения к природе.

Планируемые результаты:

Личностные УУД: Интерес к изучению предмета; осознание себя жителями планеты Земля, испытывают любовь к своей стране и чувство ответственности за сохранение ее природы; осознание роли леса для жизни растений и животных; эмоциональное отношение к изучаемому материалу; первоначальный уровень рефлексии и адекватной самооценки; оценка собственной деятельности на уроке; самоопределение.

Предметные УУД: Применение знаний о природной зоне России, ее растительном и животном мире в новых ситуациях для решения практических задач; принятие коллективного решения в процессе совместной деятельности; овладение навыками установления и выявления причинно-следственных связей в окружающем мире природы; наблюдение и фиксация явлений окружающего мира; выделение характерных особенностей природных объектов.

Регулятивные УУД: Принятие алгоритма выполнения учебной задачи; целеполагание; проведение аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом; регулирование учебной деятельности, направленной на познание (в сотрудничестве и самостоятельно) закономерностей мира природы.

Познавательные УУД: Самостоятельное выделение, формулирование познавательной цели, проблемы; извлечение необходимой информации из учебника и дополнительных источников знаний об особенностях животного и растительного мира лесной зоны и обсуждение полученных сведений; соблюдение норм информационной избирательности, этики и этикета; умение структурировать знания, умение осознанно и произвольно строить высказывания; решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование.

Коммуникативные УУД: Проявление интереса к общению и групповой работе; планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации; умение отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; управление поведением партнера, коррекция действий партнера.

Организационный момент.

Снова пришел долгожданный миг Слайд 2

Нам пора в дорогу,
Он зовет нас в загадочный мир,

Таинственный мир природы!

Постановка целей урока.

А чтобы тему урока узнать,

Загадку нам надо сейчас отгадать.

Это дом. Огромный дом. Ученик загадывает загадку.

Места всем хватает в нём.

И бельчонку, и зайчонку,

И зубастому волчонку. Слайд 3

– Молодцы! Тема, которую будет изучать наша экспедиция “Лесная зона России” Слайд 4

– А что мы будем изучать?

познакомимся с особенностями … Слайд 5

узнаем, чем отличается …

В загадке сказано, что лес – это дом. И места всем хватает в нём.

Сегодня мы узнаем, кто в нём живёт и что в нём растёт.

Но об этом немного позже.

Проверка знаний и умений. Слайд 6

А) Индивидуальная работа по карточкам

(Таблицу заполняют 7 человек)

В тундре зимой только полярная ночь, а летом - только полярный день

В тундре, как и в зоне арктических пустынь, нет коренного населения.

Редкими животными тундры считают краснозобую казарку, кречета, стерха, тундрового лебедя.

Растения тундры высоко тянутся к солнцу

Ягель растёт быстро, постоянно обновляя оленьи пастбища.

Дикие северные олени обычно живут стадами

В тундре добывают нефть и природный газ.

Летом в тундре над поверхностью земли летает большое количество комаров и мошек.

Б ) Тест на листочках (Выполняют 7 человек)

1. Тундра расположена…

Б) на возвышенностях;

А) ярко выражены все четыре времени года, одинаковые по продолжительности;

Б) длинная суровая зима и жаркое лето;

В) длинная суровая зима и короткое прохладное лето;

3. Главное занятие коренного населения тундры - …

4. Растения тундры …

А) высокие с мощными корнями и широкими листьями;

Б) низкорослые со стелющимися корнями и мелкими листьями.

5. К тундровым растениям относятся ….

А) верблюжья колючка, саксаул, кактус;

Б) кедр, осина, пальма;

В) карликовая ива, мох – ягель, черника;

6. В тундре обитают …

А) тюлени, моржи, киты;

Б) песцы, лемминги, волки;

В) верблюды, лошади, коровы;

7. Укажи верную цепь питания:

А) растения – лемминги – полярные совы;

Б) комары, мошки – полярные куропатки – песцы

В) растения – кречеты – волки;

8. Тундровый заповедник расположен …

А) на полуострове Ямал;

Б) на полуострове Таймыр;

В) на Кольском полуострове;

в) Фронтальная работа.

По какой природной зоне мы путешествовали на прошлом уроке? (Зона тундры.) (слайд 7)

Помогите мне, пожалуйста, отыскать эту природную зону на карте. (Работа с картой.) (Слайд 8)

Что интересного вы узнали о природных условиях зоны тундры? (Суровая зима, ветры, короткое лето, вечная мерзлота…)

Назовите две – три цепи питания, сложившиеся в тундре. (Трава –лемминг-песец)

Перечислите экологические проблемы тундры. (выпас оленей, добыча газа…)

Перечислите сходства и различия природных зон тундры и арктической пустыни.

4 . Работа над новой темой.

А) Стихотворение читает учащиеся.

Б) Работа с картой природных зон (Слайд 9)

– Рассматривая условные обозначения на карте, мы видели, что зона лесов обозначена каким цветом?

- Найдите и покажите на карте природную зону лесов. (Слайд 10)

- Что вы можете рассказать о лесной зоне, глядя на карту? (зеленого3 цвета)

(Дети делают самостоятельные выводы, работая с картой, что лесная зона находится южнее зоны тундры, на карте она обозначена зелёным цветом.

Эта природная зона – самая большая.

В этой природной зоне три части: самая большая часть – тайга, она закрашена тёмно-зелёным цветом, ещё есть смешанные леса – тоже зелёный цвет, но светлее, и ещё одна часть – широколиственные леса, зелёный цвет ещё светлее.) (Слайд11)

Добрый вам путь! Вы, наверное, заметили, что между зоной тундры и зоной лесов есть промежуток, закрашенный более тёмным цветом. Что это? (Это лесотундра.) (Слайд 12)

– А какую она роль играет? (Это плавный переход к другой природной зоне.)

– На прошлом уроке мы с вами уже заметили, что к югу тундры природные условия становятся мягче, и появляются карликовые деревья, а лесотундра лежит прямо у линии Северного полярного круга. Мы говорили о том, что одним растениям надо больше тепла, света и влаги, а другим – меньше.

– Как вы думаете, какие деревья будут расти в тайге?

- Что растёт в смешанных и широколиственных лесах?

- Кто живёт в лесной зоне?

В) Работа в группах.

- На с. 95 – 96 учебника вам на выбор предложены три задания. Познакомьтесь с ними, выберите то задание, которое будите выполнять. 1 ряд – первая группа, 2 ряд - вторая группа, 3 ряд – третья группа.

Какой литературой будете пользоваться?

План работы для первой группы. (стр.95 – 97) (Слайд 13-20)

1.Что называют тайгой?

2. Природные условия тайги.

3. Что общего у всех растений тайги?

4. Какие растения растут в тайге?

План работы для второй группы. (стр.101) (Слайд 21-27)

Расположение смешанных и широколиственных лесов. (Какие леса называют смешанными?

Какие леса называют широколиственными?)

Природные условия в этих лесах.

Что объединяет растения этих лесов?

Какие растения растут в этих лесах?

1. Животный мир. Кто живёт в лесу?

2. Краткие рассказы о животных и птицах.

3. Цепи питания, характерные для тайги.

5. Физкультминутка.

6. Работа по теме. Закрепление изученного материала.

А) Работа в рабочей тетради .

Задание № 1 с. 31. Запишите названия лесных растений, которые вы смогли определить. (Проверка.)

Задание № 2 с. 31. Используя текст учебника, заполните таблицу. (Работа в парах.)

Задание № 3 с.31. Узнайте хвойные деревья по рисункам веточек и шишкам. Пронумеруйте рисунки. (Взаимопроверка по учебнику )

1. Что на карте природных зон изображено темно-зеленым цветом? (тайга)

3. Какое дерево сбрасывает иголки? (лиственница)

4. Какая птица распространяет плоды кедровой сосны? (Кедровка)

5.Какое дерево является символом России? (Береза)

6. Это животное умеет не только прыгать, но и летать. (Белка-летяга)

Оцените себя: (Слайд 43 – 44)

7 . Подведение итогов урока. Рефлексия.

А) - Какие леса образуют лесную зону? (Тайга, смешанный лес, широколиственный лес.) (Слайд 45)

познакомились с особенностями …

узнали, чем отличается … (Слайд 46)

- Дополните предложение: « Теперь я знаю, что……)

- Где могут пригодится новые знания?

Что на уроке у вас хорошо получалось?

- Над чем ещё надо поработать?

Б) Оцените свою работу

а). Учитель читает стихотворение С. Никулина “Русский лес”).

Нет ничего милее

Бродить и думать здесь.

Накормит русский лес.

А будет жажда мучить,

То мне лесовичок

Средь зарослей колючих

Нагнусь к нему напиться –

И видно все до дна.

Вкусна и холодна.

Нас ждут в лесу рябина,

На кустиках густых.

Ищу грибов поляну

А если и устану –

Присяду на пенек.

Здесь где-то бродит леший

С зеленой бородой.

Жизнь кажется иною,

И сердце не болит,

Когда над головою,

Как вечность, лес шумит

– Ребята, от каждого из нас зависит, будет ли жить на Земле такое разнообразие растений и животных, потому что каждый из нас является частью одного общего дома, одной семьи, имя которой ПРИРОДА. Наша экспедиция сегодня завершает свою работу, но изучение зоны лесов вы продолжите на следующем уроке.

Вам предстоит узнать, какую огромную роль играет лес в жизни человека, и какие проблемы леса возникают по вине человека.

8. Домашнее задание. 1.С. 98–102 читать, ответить на вопросы. (Слайд 48)

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ПРИРОДНАЯ ЗОНА ЛЕСОВ. СОСТАВИЛА: Астафьева А.Л.

Описание презентации по отдельным слайдам:

ПРИРОДНАЯ ЗОНА ЛЕСОВ. СОСТАВИЛА: Астафьева А.Л.

ПРИРОДНАЯ ЗОНА ЛЕСОВ. СОСТАВИЛА: Астафьева А.Л.



ТАЙГА





























 ЛЕС ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА.

ЛЕС ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА.


 ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ.








 ПРИОКСКО – ТЕРРАСНЫЙ ЗАПОВЕДНИК.

ПРИОКСКО – ТЕРРАСНЫЙ ЗАПОВЕДНИК.








 БЕЗОПАСНОЕ ПОВЕДЕНИЕ В ПРИРОДЕ.

БЕЗОПАСНОЕ ПОВЕДЕНИЕ В ПРИРОДЕ.




 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 26 человек из 18 регионов

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 593 205 материалов в базе

Материал подходит для УМК

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 05.07.2018 1001
  • PPTX 8.1 мбайт
  • 4 скачивания
  • Рейтинг: 5 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Астафьева Анжела Леонидовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Курские власти перевели на дистант школьников в районах на границе с Украиной

Время чтения: 1 минута

В Белгородской области отменяют занятия в школах и детсадах на границе с Украиной

Время чтения: 0 минут

Студенты российских вузов смогут получить 1 млн рублей на создание стартапов

Время чтения: 3 минуты

В приграничных пунктах Брянской области на день приостановили занятия в школах

Время чтения: 0 минут

Минобрнауки создаст для вузов рекомендации по поддержке молодых семей

Время чтения: 1 минута

Каждый второй ребенок в школе подвергался психической агрессии

Время чтения: 3 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Читайте также: