Золотой телец библия краткое содержание

Обновлено: 08.07.2024

Главная Библия цитатами Золотой телец.

1. Когда народ увидел, что Моисей долго не сходит с горы, то собрался к Аарону и сказал ему: встань и сделай нам бога, который бы шел перед нами, ибо с этим человеком, с Моисеем, который вывел нас из земли Египетской, не знаем, что сделалось.

4. Он взял их из рук их, и сделал из них литого тельца, и обделал его резцом. И сказали они: вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской!

5. Увидев сие, Аарон поставил пред ним жертвенник, и провозгласил Аарон, говоря: завтра праздник Господу.

10. итак оставь Меня, да воспламенится гнев Мой на них, и истреблю их, и произведу многочисленный народ от тебя.

11. Но Моисей стал умолять Господа, Бога Своего, и сказал: да не воспламеняется, Господи, гнев Твой на народ Твой, который Ты вывел из земли Египетской силою великою и рукою крепкою,

25. Моисей увидел, что это народ необузданный, ибо Аарон допустил его до необузданности, к посрамлению пред врагами его.

26. И стал Моисей в воротах стана и сказал: кто Господень, [иди] ко мне! И собрались к нему все сыны Левиины.

27. И он сказал им: так говорит Господь Бог Израилев: возложите каждый свой меч на бедро свое, пройдите по стану от ворот до ворот и обратно, и убивайте каждый брата своего, каждый друга своего, каждый ближнего своего.

29. Ибо Моисей сказал [им]: сегодня посвятите руки ваши Господу, каждый в сыне своем и брате своем, да ниспошлет Он вам сегодня благословение.

1–14. Золотой телец и гнев Господа. 15–20. Моисей разбивает скрижали; уничтожение золотого тельца. 21–28. Наказание идолопоклонников. 29–35. Возвращение Моисея на гору и его моление.

Исх.32:1 . Когда народ увидел, что Моисей долго не сходит с горы, то собрался к Аарону и сказал ему: встань и сделай нам бога, который бы шел перед нами, ибо с этим человеком, с Моисеем, который вывел нас из земли Египетской, не знаем, что сделалось.

Исх.32:2 . И сказал им Аарон: выньте золотые серьги, которые в ушах ваших жен, ваших сыновей и ваших дочерей, и принесите ко мне.

Исх.32:3 . И весь народ вынул золотые серьги из ушей своих и принесли к Аарону.

Исх.32:4 . Он взял их из рук их, и сделал из них литого тельца, и обделал его резцом. И сказали они: вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской!

Исх.32:5 . Увидев сие, Аарон поставил пред ним жертвенник, и провозгласил Аарон, говоря: завтра праздник Господу.

Исх.32:6 . На другой день они встали рано и принесли всесожжения и привели жертвы мирные: и сел народ есть и пить, а после встал играть.

Исх.32:7 . И сказал Господь Моисею: поспеши сойти [отсюда], ибо развратился народ твой, который ты вывел из земли Египетской;

Исх.32:8 . скоро уклонились они от пути, который Я заповедал им: сделали себе литого тельца и поклонились ему, и принесли ему жертвы и сказали: вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской!

Исх.32:9 . И сказал Господь Моисею: Я вижу народ сей, и вот, народ он – жестоковыйный;

Исх.32:10 . итак оставь Меня, да воспламенится гнев Мой на них, и истреблю их, и произведу многочисленный народ от тебя.

Исх.32:11 . Но Моисей стал умолять Господа, Бога своего, и сказал: да не воспламеняется, Господи, гнев Твой на народ Твой, который Ты вывел из земли Египетской силою великою и рукою крепкою,

Исх.32:12 . чтобы Египтяне не говорили: на погибель Он вывел их, чтобы убить их в горах и истребить их с лица земли; отврати пламенный гнев Твой и отмени погубление народа Твоего;

Исх.32:13 . вспомни Авраама, Исаака и Израиля [Иакова], рабов Твоих, которым клялся Ты Собою, говоря: умножая умножу семя ваше, как звезды небесные, и всю землю сию, о которой Я сказал, дам семени вашему, и будут владеть [ею] вечно.

Исх.32:14 . И отменил Господь зло, о котором сказал, что наведет его на народ Свой.

Грозное определение отменяется только до времени ( Исх.32:34 , Чис.14:22 и др.).

Исх.32:15 . И обратился и сошел Моисей с горы; в руке его были две скрижали откровения [каменные], на которых написано было с обеих сторон: и на той и на другой стороне написано было;

Исх.32:16 . скрижали были дело Божие, и письмена, начертанные на скрижалях, были письмена Божии.

Исх.32:17 . И услышал Иисус голос народа шумящего и сказал Моисею: военный крик в стане.

Исх.32:18 . Но [Моисей] сказал: это не крик побеждающих и не вопль поражаемых; я слышу голос поющих.

Исх.32:19 . Когда же он приблизился к стану и увидел тельца и пляски, тогда он воспламенился гневом и бросил из рук своих скрижали и разбил их под горою;

Исх.32:20 . и взял тельца, которого они сделали, и сжег его в огне, и стер в прах, и рассыпал по воде, и дал ее пить сынам Израилевым.

Исх.32:21 . И сказал Моисей Аарону: что сделал тебе народ сей, что ты ввел его в грех великий?

Исх.32:22 . Но Аарон сказал [Моисею]: да не возгорается гнев господина моего; ты знаешь этот народ, что он буйный.

Исх.32:23 . Они сказали мне: сделай нам бога, который шел бы перед нами; ибо с Моисеем, с этим человеком, который вывел нас из земли Египетской, не знаем, что сделалось.

Исх.32:24 . И я сказал им: у кого есть золото, снимите с себя. [Они сняли] и отдали мне; я бросил его в огонь, и вышел этот телец.

Исх.32:25 . Моисей увидел, что это народ необузданный, ибо Аарон допустил его до необузданности, к посрамлению пред врагами его.

Исх.32:26 . И стал Моисей в воротах стана и сказал: кто Господень, [иди] ко мне! И собрались к нему все сыны Левиины.

Исх.32:27 . И он сказал им: так говорит Господь Бог Израилев: возложите каждый свой меч на бедро свое, пройдите по стану от ворот до ворот и обратно, и убивайте каждый брата своего, каждый друга своего, каждый ближнего своего.

Исх.32:28 . И сделали сыны Левиины по слову Моисея: и пало в тот день из народа около трех тысяч человек.

Исх.32:29 . Ибо Моисей сказал [им]: сегодня посвятите руки ваши Господу, каждый в сыне своем и брате своем, да ниспошлет Он вам сегодня благословение.

Суд над идолопоклонниками, начинающийся уничтожением золотого тельца, продолжающийся в выговоре Аарону и закончившийся избиением виновных.

Исх.32:20 . и взял тельца, которого они сделали, и сжег его в огне, и стер в прах, и рассыпал по воде, и дал ее пить сынам Израилевым.

Нарушен завет со Всевышним – разбиты скрижали. Но Израиль не может остаться и при новом своем боге – золотом тельце: его существование – прямой повод к продолжению идолопоклонства. Поэтому он и предается уничтожению. Телец был сожжен, – сожжена деревянная болванка, имевшая форму тельца, а не сгоревшие части – золото – были разбиты, растерты, брошены в поток, текущий с горы ( Втор. 9:21 ), и его водой напоены евреи. Уничтожение тельца не означает снятия с народа виновности. Наоборот, он пьет воду, в которую всыпан порошок, оставшийся после сожжения тельца, т.е. воспринимает, берет на себя грех с его последствиями.

Исх.32:21 . И сказал Моисей Аарону: что сделал тебе народ сей, что ты ввел его в грех великий?

Исх.32:22 . Но Аарон сказал [Моисею]: да не возгорается гнев господина моего; ты знаешь этот народ, что он буйный.

Исх.32:23 . Они сказали мне: сделай нам бога, который шел бы перед нами; ибо с Моисеем, с этим человеком, который вывел нас из земли Египетской, не знаем, что сделалось.

Исх.32:24 . И я сказал им: у кого есть золото, снимите с себя. [Они сняли] и отдали мне; я бросил его в огонь, и вышел этот телец.

К лицам, на которых падает ответственность за нарушение завета, причисляется Аарон, как виновник того, что слиянием золотого тельца ввел евреев в грех идолослужения. Сам Аарон не отрицает своей вины, а только старается умалить ее: пытается в самых легких чертах представить свое участие в устроении тельца. По его словам выходит, что он только предложил носившим золотые украшения снять их, что они сами дали золото, которое он бросил в огонь, а телец образовался сам собой.

Исх.32:25 . Моисей увидел, что это народ необузданный, ибо Аарон допустил его до необузданности, к посрамлению пред врагами его.

Моисей не придал особенного значения объяснениям своего брата. По его взгляду, Аарон виноват в таком послаблении, которого он ни в каком случае не должен был допускать и которое покрыло народ позором в глазах посторонних.

Исх.32:26 . И стал Моисей в воротах стана и сказал: кто Господень, [иди] ко мне! И собрались к нему все сыны Левиины.

Исх.32:27 . И он сказал им: так говорит Господь Бог Израилев: возложите каждый свой меч на бедро свое, пройдите по стану от ворот до ворот и обратно, и убивайте каждый брата своего, каждый друга своего, каждый ближнего своего.

Исх.32:28 . И сделали сыны Левиины по слову Моисея: и пало в тот день из народа около трех тысяч человек.

Так как к Моисею собрались все сыны Левия ( Исх.32:26 ), то убиваемые ими братья, сыновья не были таковыми в буквальном смысле. Три тысячи убитых левитами потерпели наказание не за общую вину всего народа, а за собственную личную вину. Они, как предполагают, продолжали на улице праздновать свой праздник, продолжали и тогда, когда прошло немало времени после возвращения Моисея с горы, после уничтожения золотого тельца.

Исх.32:29 . Ибо Моисей сказал [им]: сегодня посвятите руки ваши Господу, каждый в сыне своем и брате своем, да ниспошлет Он вам сегодня благословение.

Исх.32:30 . На другой день сказал Моисей народу: вы сделали великий грех; итак я взойду к Господу, не заглажу ли греха вашего.

Восхождение Моисея на гору Синай и 40-дневное пребывание на ней в посте и молитве ( Втор. 9:9 ) имело своею целью заглаждение совершенного народом великого греха. О своем намерении Моисей предваряет народ. Предварение могло иметь большое значение и для народа, и для самого Моисея. В первом оно возбуждало сознание греха и раскаяние в нем и тем облегчало ходатайство пророка, чем больше нашлось бы людей, сердечно кающихся в грехе, тем скорее могли быть услышаны мольбы Моисея о прощении греха.

Исх.32:31 . И возвратился Моисей к Господу и сказал: о, [Господи!] народ сей сделал великий грех: сделал себе золотого бога;

Исх.32:32 . прости им грех их, а если нет, то изгладь и меня из книги Твоей, в которую Ты вписал.

Исх.32:33 . Господь сказал Моисею: того, кто согрешил предо Мною, изглажу из книги Моей;

Исх.32:34 . итак, иди, [сойди,] веди народ сей, куда Я сказал тебе; вот Ангел Мой пойдет пред тобою, и в день посещения Моего Я посещу их за грех их.

Исх.32:35 . И поразил Господь народ за сделанного тельца, которого сделал Аарон.

Речь идет не о новом наказании, но о совершившемся ( Исх.32:28 ), которое исходит от Бога ( Исх.32:27 ).

Библия Онлайн

для детей

Золотой телец

Моисей беседовал с Богом на горе Синай целых сорок дней. Израильтяне же должны были дожидаться его возвращения в лагере у подножия горы. Однако уже спустя несколько дней они стали недоумевать, где же их вождь и почему он так долго не возвращается. Скоро замешательство сменилось нетерпением, и они пошли к Аарону.

- Мы не знаем, что сделалось с Моисеем, который вывел нас из Египта, - сказали они Аарону. - Нам нужно идти дальше. Так что сделай нам бога, который бы шел перед нами и указывал нам путь.

- Хорошо, - отвечал Аарон. - Снимите с себя ваши золотые серьги, соберите их и принесите мне.

Народ с готовностью послушался Аарона: люди собрали все золотые серьги и принесли их, как было велено. Аарон расплавил украшения и из получившегося золота отлил фигуру тельца.

Увидев эту фигуру, израильтяне несказанно обрадовались и закричали:

- Вот наш бог, который вывел нас из земли Египетской!

Аарон поставил перед золотым тельцом жертвенник и сказал народу:

- Завтра у нас будет праздник в честь господа.

На следующее утро израильтяне встали рано, чтобы принести жертвоприношения золотому тельцу. После жертвоприношений начался праздничный пир. Израильтяне ели, пили и танцевали. Очень скоро празднование в честь нового "божества" переросло в безобразную оргию.

Бог видел беззаконие, творившееся в долине у подножия священной горы.

- Поспеши вниз, Моисей, - сказал Он. - Народ твой уклонился от пути, который Я указал ему.

Бог так разгневался на израильтян, что хотел было истребить их, и лишь заступничество Моисея спасло их от погибели.

На склоне горы Моисея поджидал его ближайший помощник, юноша по имени Иисус Навин. Вместе с Иисусом Моисей заторопился вниз, держа в руках каменные скрижали завета. Вдруг со стороны лагеря израильтян до них донеслись странные звуки.

- Похоже, будто внизу идет битва, - сказал Иисус Навин Моисею.

Но Моисей мрачно отвечал ему:

- Это не шум битвы. Это - голоса поющих.

Когда же Моисей и Иисус Навин подошли поближе, они увидели, что весь народ израильский кружится в неистовой пляске вокруг золотого тельца. Зрелище это привело Моисея в такой гнев, что он бросил себе под ноги скрижали завета и они разбились.

Добежав до лагеря, Моисей сокрушил золотого тельца, истер его в пыль, пыль смешал с водой и заставил израильтян выпить эту воду.

Когда с золотым тельцом было покончено, Моисей подошел к Аарону и гневно спросил:

- Зачем ты сделал тельца и этим ввел народ в великий грех?

- Я не повинен в этом, - отвечал Моисею Аарон. - Ты ведь знаешь этих людей, необузданных и беззаконных. Они потребовали, чтобы я сделал им бога, и я не смог перечить.

На следующий день Моисей вышел к народу, осознавшему свою вину и присмиревшему, и сказал:

- Вы совершили непростительный грех. Но я все же пойду на гору молить Бога о том, чтобы Он простил вас.

Золотой телец в Библии - почему Аарон сделал этого идола?

Аарон и Золотой телец в Библии

Здесь могут быть две разные интерпретации. Давайте прочитаем, что сказано в Библии о том моменте, когда Аарон сделал золотого тельца:

Позднее Иеровоам установил двух тельцов — одного в Дане, другого в Вефиле — сказав, что они израильские боги:

Тем не менее две вещи мне приходят на ум:

  1. Бог точно называет это идолопоклонством, даже если предположить, что израильтяне хотели использовать тельца для служения Богу.
  2. Для Аарона и Иеровоама было большой глупостью считать, что это не приведет к вопиющему идолопоклонству — приравниванию Бога Яхве к одному из национальных богов других народов, из которых Яхве был самым сильным, но не всемогущим.

Я думаю, что они служили и Богу Яхве, и другим богам, но больше Яхве. В любом случае это было очень большой ошибкой:

Джон Окс
Перевод Петров Игорь

Нашли ошибку в статье? Выделите текст с ошибкой, а затем нажмите клавиши "ctrl" + "enter".

Когда народ увидел, что Моисей долго не сходит с горы, то собрался к Аарону и сказал ему: встань, и сделай нам бога, который бы шел перед нами; ибо с этим человеком, с Моисеем, который вывел нас из земли Египетской, не знаем, что сделалось.

2 И сказал им Аарон: выньте золотые серьги, которые в ушах ваших жен, ваших сыновей и ваших дочерей, и принесите ко мне.


Никола Пуссен. Народ израильский поклоняется Золотому тельцу. XVII в.

3 И весь народ вынул золотые серьги из ушей своих, и принесли к Аарону.

4 Он взял их из рук их, и сделал из них литого тельца, и обделал его резцом. И сказали они: вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской!

5 Увидев [сие], Аарон поставил пред ним жертвенник, и провозгласил Аарон, говоря: завтра праздник Господу.

6 На другой день они встали рано, и принесли всесожжения, и привели жертвы мирные: и сел народ есть и пить, а после встал играть.

7 И сказал Господь Моисею: поспеши сойти; ибо развратился народ твой, который ты вывел из земли Египетской;

9 И сказал Господь Моисею: Я вижу народ сей, и вот, народ он – жестоковыйный;

10 Итак оставь Меня, да воспламенится гнев Мой на них, и истреблю их, и произведу многочисленный народ от тебя.

11 Но Моисей стал умолять Господа, Бога Своего, и сказал: да не воспламеняется, Господи, гнев Твой на народ Твой, который Ты вывел из земли Египетской силою великою и рукою крепкою,

14 И отменил Господь зло, о котором сказал, что наведет его на народ Свой.

15 И обратился и сошел Моисей с горы; в руке его [были] две скрижали откровения, на которых написано было с обеих сторон: и на той и на другой стороне написано было.

16 Скрижали были дело Божие, и письмена, начертанные на скрижалях, были письмена Божии.

17 И услышал Иисус голос народа шумящего, и сказал Моисею: военный крик в стане.

18 Но [Моисей] сказал: это не крик побеждающих и не вопль поражаемых; я слышу голос поющих.

19 Когда же он приблизился к стану, и увидел тельца и пляски, тогда он воспламенился гневом, и бросил из рук своих скрижали, и разбил их под горою.

20 И взял тельца, которого они сделали, и сжег его в огне, и стер в прах, и рассыпал по воде, и дал ее пить сынам Израилевым.

21 И сказал Моисей Аарону: что сделал тебе народ сей, что ты ввел его в грех великий?

22 Но Аарон сказал: да не возгорается гнев господина моего; ты знаешь этот народ, что он буйный.

25 Моисей увидел, что это народ необузданный, ибо Аарон допустил его до необузданности, к посрамлению пред врагами его.

26 И стал Моисей в воротах стана и сказал: кто Господень, – ко мне! И собрались к нему все сыны Левиины.

27 И он сказал им: так говорит Господь, Бог Израилев: возложите каждый свой меч на бедро свое, пройдите по стану от ворот до ворот и обратно, и убивайте каждый брата своего, каждый друга своего, каждый ближнего своего.

28 И сделали сыны Левиины по слову Моисея: и пало в тот день из народа около трех тысяч человек.

29 Ибо Моисей сказал: сегодня посвятите руки ваши Господу, каждый в сыне своем и брате своем, да ниспошлет Он вам сегодня благословение.

30 На другой день сказал Моисей народу: вы сделали великий грех; итак я взойду к Господу, не заглажу ли греха вашего.

31 И возвратился Моисей к Господу, и сказал: о, народ сей сделал великий грех; сделал себе золотого бога.

32 Прости им грех их. А если нет, то изгладь и меня из книги Твоей, в которую Ты вписал.

33 Господь сказал Моисею: того, кто согрешил предо Мною, изглажу из книги Моей.

34 Итак, иди, веди народ сей, куда Я сказал тебе. Вот Ангел Мой пойдет пред тобою, и в день посещения Моего Я посещу их за грех их.

35 И поразил Господь народ за сделанного тельца, которого сделал Аарон.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

XIX История дарования Синайского законодательства. Золотой телец. Скиния. Священство. Исчисление народа

XIX История дарования Синайского законодательства. Золотой телец. Скиния. Священство. Исчисление народа От Суэцкого залива, где израильтяне перешли через Чермное море, до Синая всего только около двухсот пятидесяти верст, считая все извилины пути; но только в третий месяц

Золотой телец

Золотой телец Пока Моисей с Иисусом Навином были на горе, среди евреев началось волнение, что показывает их духовную слабость и маловерие, ничем не отличающие евреев от других племен. «Когда народ увидел, что Моисей долго не сходит с горы, то собрался к Аарону и сказал ему:

Золотой телец

Золотой телец Моисей по велению Божию взошел на гору Синай и пробыл там сорок дней и сорок ночей. В это время он получил от Бога две каменные скрижали (то есть доски), на которых написаны были десять заповедей и наставление, как устроить скинию (то есть подвижный храм).А

Золотой телец

Почему именно телец?

Почему именно телец? Шалом! Подскажите, пожалуйста, почему во время ожидания Моше с горы Синай был сделан именно телец, а не какое-то другое животное? Спасибо.ЛеяКонечно, есть смысл в том, что евреи в пустыне сделали именно изображение тельца, а не другого животного, ведь

II. ЗОЛОТОЙ ТЕЛЕЦ

II. ЗОЛОТОЙ ТЕЛЕЦ Первородный грех Израиля Первородный грех человечества заключался в бегстве из творившей его руки, а первородный грех Израиля был в том, что он создавал Бога по образу одного из Его созданий. Когда Библия говорит, что для этого был избран "телец", этот

Золотой телец

Золотой телец (Втор. 9:7-21, 25–29)1 Увидев, что Муса медлит спускаться с горы, народ собрался вокруг Харуна и сказал:— Послушай, сделай нам бога, который бы вёл нас, потому что мы не знаем, что приключилось с этим Мусой, выведшим нас из Египта.2 Харун ответил им:— Снимите золотые

Золотой телец

Золотой телец (Исх. 32:1-35)7 Помните и никогда не забывайте, как в пустыне вы вызывали гнев Вечного, вашего Бога. Со дня, когда вы покинули Египет, и до тех пор, как вы пришли сюда, вы были мятежниками против Вечного. 8 У горы Синай a вы так разгневали Вечного, что Он готов был

Золотой телец

Золотой телец Когда люди увидели, что Моисея нет с ними — он не сходит с горы, — это повергло их в страх и разочарование. Они обступили Аарона и потребовали от него: «Хватит ждать! Сделай нам бога, который бы зримо шел перед нами и вел нас за собой! Не знаем, что случилось с

Золотой телец

Золотой телец (Втор. 9:7-21, 25–29)1 Увидев, что Моисей медлит спускаться с горы, народ собрался вокруг Аарона и сказал:— Послушай, сделай нам богов, которые пойдут перед нами. А что до этого Моисея, который вывел нас из Египта, — мы не знаем, что с ним случилось.2 Аарон ответил

Золотой телец

Золотой телец (Исх. 32:1-35)7 Помни и никогда не забывай, как в пустыне ты вызывал против себя гнев Господа, своего Бога. Со дня, когда ты покинул Египет, и до тех пор, как вы пришли сюда, вы были мятежниками против Господа. 8 У Хорива вы так разгневали Господа, что Он готов был

Золотой телец

Золотой телец Когда народ увидел, что Моисей долго не сходит с горы, то собрался к Аарону и сказал ему: встань, и сделай нам бога, который бы шел перед нами; ибо с этим человеком, с Моисеем, который вывел нас из земли Египетской, не знаем, что сделалось.2 И сказал им Аарон:

Литой телец

Литой телец Моисей оставался на горе Синай так долго, что народ Израилев, ожидавший его в лагере, испугался, что он никогда не вернется. Это ободрило тех, кому не по душе был невидимый Бог. Желание какого-либо видимого проявления божества весьма обычно как для наших дней,

Златой Телец

Златой Телец Синайский Пленум На третий месяц добрались сыны Израилевы до пустыни Синайской и встали табором вокруг горы. И тут Господь решил показать народу избранному силу свою. Сказал он Моисею (как всегда, с глазу на глаз): предупреди семя Израилево, что через три дня

Золотой телец

Золотой телец Сорок дней пребывал Моисей с Богом на горе, и народ отчаялся его дождаться. Собравшись, он обратился к Аарону:— Не знаем мы, что произошло с Моисеем, выведшим нас из Египта. Что нам делать?— Вот что, — отозвался Аарон. — Снимите золотые серьги, которые в ушах

Читайте также: