Золотой кувшин краткое содержание

Обновлено: 07.07.2024

Мудрая сказка Ованеса Туманяна "Кувшин с золотом" учит не брать чужого и не быть завистливым и жадным.
Один бедный пахарь нанялся в работники к своему соседу. Однажды вспахивая поле, он нашел в земле кувшин с золотом. Мужчины начали спорить, кому же принадлежит найденное золото, но к согласию так и не пришли. Тогда крестьяне пошли за советом к царю. Но жадный царь решил присвоить все найденное золото себе. Да только увидел он в кувшине не золотые монеты, а целый клубок ядовитых змей.

Поможем улучшить оценки по школьной программе, подготовиться к контрольным и понять предмет!

Кувшин с золотом

Слышать мне довелось от наших стариков, старики наши слышали от своих дедов, а их деды - от своих стариков, что жил когда-то бедняк-пахарь и был у него только клочок земли да пара волов.

И вдруг зимой у этого пахаря-бедняка издыхают волы.

А когда наступила весна и пришло время пахать и сеять, без волов он не мог работать и сдал землю внаймы соседу.

Стал этот сосед пахать, и вдруг плуг его наткнулся на что-то твёрдое. Смотрит он и видит большой глиняный кувшин, полный золота. Бросает он волов и плуг и бежит к хозяину земли.

- Эге, свет глазам твоим! - говорит. - В твоей земле отыскался кувшин с золотом, иди забирай его!
- Нет, братец, это золото не моё, - отвечает хозяин. - Ты снял у меня землю, ты пашешь, и всё, что в земле, твоё. Золото нашёл - пусть будет золото, всё равно оно твоё - бери!
Начинают спорить: один твердит - золото твоё, другой - нет, твоё. Спор разгорается, начинается драка.
Идут к царю с жалобой.

Как услышал царь о кувшине с золотом, глаза у него так и загорелись. Говорит:
- Не твоё золото и не его. Кувшин с золотом нашли в моей земле - значит, он мой.

И царь со своей свитой спешит туда, где нашли кувшин. Приходит, велит открыть его и видит: кувшин полон змей!

В ужасе и в гневе возвратился царь во дворец и повелел наказать дерзких пахарей, посмевших обмануть его.

- О государь, да продлится жизнь твоя, - завопили несчастные, - за что ты хочешь погубить нас? В кувшине никаких змей нет - там одно золото. чистое золото!



Царь посылает своих людей проверить. Люди идут, возвращаются и говорят - в кувшине золото!


- Вай! - удивляется царь, а про себя думает: "Наверно, я не разглядел как следует или не тот кувшин видел".
И снова идёт он туда, открывает кувшин, а в нём опять полно змей.
Что за чудо? Никто понять не может.
И царь приказывает собрать всех мудрецов своего царства.

- Растолкуйте, - говорит, - мудрецы, что это за чудо? Пахари нашли в земле кувшин с золотом. Иду я туда - в кувшине змеи, идут они - он полон золота. Что это может значить?

- Не прогневайся, о государь, на наши слова. Этот кувшин с золотом дарован бедным пахарям за их трудолюбие и честность. Когда идут они - находят золото, это награда им за честный труд. А когда идёшь ты и хочешь похитить чужое счастье - вместо золота находишь змей.



Царь содрогается и слов не находит в ответ.
- Хорошо, - говорит он наконец. - А теперь решите: кому из них принадлежит золото?
- Конечно, хозяину земли! - восклицает пахарь.
- Нет, тому, кто пахал землю! - возражает хозяин земли.
И опять начинается перебранка.

- Ладно-ладно, погодите, - останавливают их мудрецы. - Нет ли у вас детей - сына или дочери?
И оказалось, что у одного есть сын, а у другого дочь.
Тогда мудрецы решают: поженить молодых и кувшин с золотом отдать им.



Родители согласны, все довольны. Ссора кончается - начинается свадьба.
Семь дней и семь ночей справляют они свадьбу. А кувшин с золотом, полученный в дар за трудолюбие и честность, отдают они своим детям.

Монолог Ансельма был прерван странным шуршанием, которое доносилось из куста бузины. Раздались звуки, похожие на звон хрустальных колокольчиков. Посмотрев наверх, Ансельм увидел трёх прелестных золотисто-зелёных змеек, обвивших ветви. Одна из трёх змеек протянула свою головку к нему и с нежностью взглянула на него чудными тёмно-голубыми глазами. Ансельма охватило чувство высочайшего блаженства и глубочайшей скорби. Внезапно раздался грубый густой голос, змейки бросились в Эльбу и исчезли так же внезапно, как и возникли.

Ансельм в тоске обнял ствол бузины, пугая своим видом и дикими речами гуляющих в парке горожан. Услышав нелесные замечания на свой счёт, Ансельм очнулся и бросился бежать. Вдруг его окликнули. Это оказались его друзья — регистратор Геербранд и конректор Паульман с дочерьми. Конректор пригласил Ансельма прокатиться с ними на лодке по Эльбе и завершить вечер ужином в его доме. Теперь Ансельм ясно понимал, что золотые змейки были всего лишь отражением фейерверка в листве. Тем не менее, то самое неведомое чувство, блаженство или скорбь, снова сжимало его грудь.

Во время прогулки Ансельм чуть не перевернул лодку, выкрикивая странные речи о золотых змейках. Все сошлись во мнении, что молодой человек явно не в себе, и виной тому его бедность и невезучесть. Геербранд предложил ему за приличные деньги наняться писцом к архивариусу Линдгорсту — он как раз искал талантливого каллиграфа и рисовальщика для копирования манускриптов из своей библиотеки. Студент был искренне рад этому предложению, потому что его страстью было — копировать трудные каллиграфические работы.

После этого происшествия Ансельм никак не решался вновь подойти к дому архивариуса. Никакие убеждения друзей ни к чему не привели, студента сочли в самом деле душевнобольным, и, по мнению регистратора Геербранда, самым лучшим средством от этого была работа у архивариуса. С целью познакомить Ансельма и Линдгорста поближе, регистратор как-то вечером устроил им встречу в кофейне.

Тем временем Ансельм приступил к работе у архивариуса. Линдгорст дал студенту какую-то чёрную массу вместо чернил, странно окрашенные перья, необыкновенно белую и гладкую бумагу и велел копировать арабский манускрипт. С каждым словом возрастала храбрость Ансельма, а с нею — и умение. Юноше казалось, что серпентина помогает ему. Архивариус прочёл его тайные мысли и сказал, что эта работа — испытание, которое приведёт его к счастью.

Студент Ансельм уже много дней работал у архивариуса. Списывание шло быстро. Ансельму казалось, что строки, которые он копирует, уже давно ему известны. Он всё время чувствовал рядом с собой Серпентину, иногда его касалось её лёгкое дыхание. Вскоре Серпентина явилась студенту и рассказала, что её отец на самом деле происходит из племени Саламандр. Он полюбил зелёную змейку, дочь лилии, которая росла в саду князя духов Фосфора. Саламандр заключил змейку в объятия, она распалась в пепел, из него родилось крылатое существо и улетело прочь.

Хотя душа Ансельма была обращена к дорогой Серпентине, он иногда невольно думал о Веронике. Вскоре Вероника начинает являться ему во сне и постепенно завладевает его мыслями. Однажды утром вместо того, чтобы идти к архивариусу, он отправился в гости к Паульману, где провёл весь день. Там он случайно увидел волшебное зеркальце, в которое стал смотреться вместе с Вероникой. В Ансельме началась борьба, а потом ему стало ясно, что он всегда думал только о Веронике. Горячий поцелуй сделал чувство студента ещё прочнее. Ансельм пообещал Веронике жениться на ней.

Вдруг Ансельм услышал глухое ворчание и в старом кофейнике, стоящем напротив, узнал ведьму. Она пообещала ему спасение, если он женится на Веронике. Ансельм гордо отказался. Тогда старуха схватила золотой горшок и попыталась скрыться, но её настиг архивариус. В следующий миг студент увидел смертный бой между чародеем и старухой, из которого Саламандр вышел победителем, а ведьма превратилась в гадкую свёклу. В этот миг торжества перед Ансельмом явилась Серпентина, возвещая ему о дарованном прощении. Стекло треснуло, и он упал в объятия прелестной Серпентины.

На следующий день регистратор Геербранд и конректор Паульман никак не могли понять, каким образом обыкновенный пунш довёл их до таких излишеств. Наконец они решили, что во всём виноват проклятый студент, который заразил их своим сумасшествием. Прошло много месяцев. В день именин Вероники в дом Паульмана пришёл новоиспечённый надворный советник Геербранд и предложил девушке руку и сердце. Она согласилась и рассказала будущему мужу о своей любви к Ансельму и о колдунье. Несколько недель спустя госпожа надворная советница Геербранд поселилась в прекрасном доме на Новом рынке.

Автор получил письмо от архивариуса Линдгорста с разрешением предать публичной огласке историю странной судьбы его зятя, бывшего студента, а в настоящее время — поэта Ансельма, и с приглашением завершить повесть о Золотом горшке в той самой зале его дома, где трудился достославный студент Ансельм. Сам же Ансельм обручился с Серпентиной в прекрасном храме, вдохнул аромат лилии, которая выросла из золотого горшка, и обрёл вечное блаженство в Атлантиде.

Пересказал М. К. Поздняев. Источник: Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Зарубежная литература XIX века / Ред. и сост. В. И. Новиков. — М. : Олимп : ACT, 1996. — 848 с.

Что скажете о пересказе?

Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.

Рейтинг: / 12

В некотором царстве, за тридевять земель, в в тридесятом государстве жил-был царь. Царство у него было небогатое.

Золотой Кувшин - сказки

Но жили люди там долго - по сто лет и более. Царь же был у них недалёкого ума. Однажды он говорит:

- Это много - по стольку крестьянам жить.

Какая от них польза? Приказываю: как семьдесят

пять лет старику или старухе исполнится, везти в

лес и там бросать. И не давать им ни хлеба, ни воды!

Так старые люди помирали без времени. Жил в то время один бедный-пребедный крестьянин. У него было семеро детей. Всех их он вырастил, дочерей замуж отдал, сыновей женил. А сам с меньшим сыном остался. Звали сына Митрофан. Он так любил старика,что души в нём не чаял.

Вот пришло время везти отца в лес, чтобы он там С голоду умер. Всю ночь не спал Митрофан: всё думал, как отца от смерти спасти. И вот что придумал. Запряг лошадь, посадил отца на телегу, положил ему хлеба, соли, кувшин для воды. И взял с собой железную лопату. Заехал в лес. Вырыл там землянку для отца, оставил ему пропитание и сказал:

- Ты никому не показывайся, а я буду тебя кормить и поить.

Каждую неделю возил Митрофан отцу пищу. Тот был очень рад. Сидит - разговаривает с сыном :

- Что там, сынок, нового на белом свете?

- Да вот, батя, какой случай! Пошёл царь со своей свитой купаться и увидел на дне пруда золотой кувшин. Теперь объявлен нам приказ: кто золотой кувшин достанет - того царь наградит, а кто не достанет - того казнит. Однако кто ни нырял, никто не достал. Подходит мой черёд нырять за кувшином. Вот горе какое!

- Пойди, сынок, к тому пруду, погляди издали: есть ли деревья около пруда?

Митрофан пошёл к пруду, поглядел издали. Приходит и говорит:

—Батюшка, в три ряда деревья вокруг пруда стоят.

Объявил Митрофан, что кувшин тот достанет. Пошёл к пруду, глядит, а кувшин, верно, висит на ветви высокого дуба.

Достал он кувшин, приносит царю.

Хотел царь его наградить, а вельможам завидно. Говорят:

- Пускай он ещё одну задачу решит. У тебя, батюшка-царь, есть две лошади, которых отличить нельзя. Обе они одной масти. Прикажи вывести их, пусть он узнает, какая лошадь старше, какая младше.

Вот приходит Митрофан к отцу и говорит:

- Батя, не даёт царь мне, что обещал. Говорит: укажи сначала, какая из двух лошадей одной масти старше, а какая моложе? Не угадаю - беда будет.

А старик отвечает:

- Никакой беды, сынок, не будет. Иди к конюшне, стань поодаль, близко не подходи. Как выведут лошадей конюхи, ты гляди: какая лошадь будет идти степенным, тихим шагом, только головой помахивать, та старше годами, а молодая будет рваться и взбрыкивать, спешить к ней.

Пошёл утром Митрофан на конный двор, стал поодаль и глядит. Выводят конюхи двух лошадей - обе одной масти, не отличишь. Только одна лошадь идёт шагом, головой помахивает, а другая пляшет, рвётся, на дыбы становится.

Царь спрашивает Митрофана:

—Ну, говори, какая лошадь старше? Митрофан указывает:

—Вон та старше, а эта моложе.

—Молодец, - говорит царь, - узнал. Хотел уже его одарить, а вельможи говорят:

- Если он такой умный, пусть ещё задачу разгадает. Отрежем от дерева два одинаковых круга, кору с них снимем. Пусть он скажет - какой круг от корня, какой от макушки?

Приходит Митрофан к отцу. Рассказывает:

- Так вот и так. Отрежут от дерева два крута одинаковые, кору с них снимут. Должен я yгaдать: какой круг от корня, какой от макушки. Отец говорит:

- Это, сынок, дело простое. Надо их только на воду положить. Какой круг от макушки, тот будет на воде лежать ровно, а какой от корня будет вроде покачиваться и на лежачую соломинку в воду погрузится.

Митрофан так и сделал. Взял оба круга, бросил их на воду, посмотрел и говорит:

- Вот этот от макушки, а этот от корня.

- Угадал! - удивился царь. Говорит Митрофану:

- Вот тебе награда - две десятины земли да десятина леса. Тебе и твоим детям навсегда. Ho только скажи: сам ты догадался или тебе кто-то! подсказал?

—Не вели казнить, а вели миловать. Правду скажу.

—Говори! Ничего не будет плохого.

—Меня научил отец. Я его не бросил умирать в лесу, а в землянке схоронил, кормлю и пою его! там.

Сию же минуту отдал царь приказ, чтобы стариков и старух больше в лес не возить. Чтобы они молодых уму-разуму учили, а им за это будет почёт и уважение.

К. А. Королькова

Добавить комментарий

МБДОУ Детский сад №16 "Солнышко" пгт. Краснобродский, Кемеровская область.

Автор Доленко Наталья Владимировна.

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в средней группе детского сада

• Развивать память, мышление детей с помощью вопросов.

• Учить внимательно, слушать литературное произведение, чтение которого сопровождается показом.

• Учить отвечать на вопросы по содержанию произведения.

• Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания.

• Развивать зрительную память, воображение.

• Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи.

• Вызвать интерес к театру.

Материал: Пластилин, салфетки, клеенки.

Методические приё мы:

• Игровой (использование сюрпризных моментов).

• Наглядный (использование кукол).

• Словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей).

• Поощрение, анализ занятия.

1 часть. Сюрпризный момент.

Воспитатель от имени Айшат рассказывает сказку, при этом используется кукольный театр.

- Золотой кувшин

Беседа после рассказывания :

- Как называется сказка?

- Назовите, главных героев сказки?

- Почему царь не хотел стареть?

- Что царь приказал ему достать?

- Кто принес царю кувшин?

- о чем задумался царь?

Кукла Айшат: Молодцы ребята! А я вам предлагает слепить кувшины. Садитесь за столы, берите пластилин. (дети лепят кувшины используя свои навыки).

Воспитатель: -Молодцы. А теперь давайте посмотрим, какие красивые кувшины у вас получились и подарим их нашей гостье Айшат.

- Вам понравилась сказка?

- Кто или что вам понравилось в сказке?

- Кто вам понравился больше всех? Почему?

Дети прощаются с героем, постепенно переходят в самостоятельную игровую деятельность.

Новая пластилиновая жизнь старого кувшина. МК по изготовлению

Новая пластилиновая жизнь старого кувшина. МК по изготовлению Однажды к нам в группу попал старый кувшин, его принесли для оформления национального уголка. Мы с детьми решили дать ему новую жизнь с.

Читайте также: