Зойка и пакетик краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Разговор об удивительной повести, в которой наша местная писательница Басова Людмила Дмитриевна поднимает проблему ответственности человека за те поступки, которые он совершает.

ВложениеРазмер
l.d.basova.doc 80.5 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
КРАЕВЕДЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА

(тема выбора по повести

учитель русского языка и литературы.

необдуманных поступков, определение жизненной позиции героев;

- развитие логического мышления, усиление коммуникативных

свойств речи, обогащение и усложнение словарного запаса;

- воспитание чувства любви к ближнему;

выставка книг Л.Д.Басовой, фотографии, дипломы.

Эпиграф : «Чем меньше равнодушных, тем

1.Слово учителя, беседа.

-Можете ли вы, ребята, согласиться с этим утверждением?

Действительно, это только кажется, что в детстве все безоблачно. На самом деле и в детстве очень много проблем. И проблемы эти особенно трудны, потому что маленький человек сталкивается и с радостью, и с горем впервые. И часто забавная игра незаметно переходит в серьезные проблемы, решать которые приходится самим детям.

Сегодня я хочу предложить вам поговорить об удивительной повести, в которой вслед за Е.Носовым наша местная писательница Басова Людмила Дмитриевна поднимает проблему ответственности человека за те поступки, которые он совершает.

2. Рассказ подготовленного ученика о Л.Д. Басовой ( прием творческого чтения – способствует развитию читательского восприятия):

3. Слово учителя.

2. Свободная беседа (развивает речь, мышление, активизирует внимание).

- Интересно ли было читать повесть?

- Какие эпизоды вы считаете самыми яркими?

- Что осталось непонятым?

- Какие чувства вы испытали, читая повесть?

4. Анализ и интерпретация прочитанной повести.

Работа в группах. Задание : составить кластер.

1 группа – круг общения Зойки

2 группа – круг общения Пакетик

5. Эвристическая беседа .

- Почему рассказ начинается со знакомства с собакой Альфой?

( только собаке главная героиня Зойка могла доверить все свои мысли)

- Зойка очень легко говорит неправду. Как вы думаете, является это случайностью?

Задание : Найдите в тексте эпизоды, которые являются доказательством.

Стр.20.- Мама! Я иду к Оле Киселевой. Классная попросила позаниматься с ней математикой…)

- Вернемся к кластерам и посмотрим, что представляет круг общения Зойки и Пакетика . ( зачитывается круг общения Зойки, затем Пакетика.)

- Что объединяет Зойку и Пакетика? (ба рак)

- Чей круг общения шире? ( конечно же, Зойкин)

- Но чувствует от этого Зойка себя счастливее?

(- Нет, поэтому ее тянет в барак, так как она не находит той теплоты, искренности, честности дома. Ее тянет к Пакету, который был искренен с ней, который радовался ее появлению, был счастлив видеть ее).

- А платила ли Зойка такой же любовью Пакетику?

Вывод: Да, любовь рождает жизнь, а нелюбовь жизнь убивает. Страшен тот факт, что о мальчике больше никто не вспомнит. И остается страшное ощущение: а был ли мальчик?

- Как вы думаете, а для чего автор вводит в повествование дневник девочки военного времени?

(-Это дневник маленькой девочки, в котором она описывает трудную жизнь в годы войны, молодых ребят – солдат, за которыми она ухаживает в госпитале, о том, как страшно видеть их смерть.

- Автор вводит этот дневник для того, чтобы читатель мог увидеть проблемы детей в голодное военное время и сравнить с теми проблемами, которые создают себе ребята в настоящее время.)

- Вы догадались, чей это дневник?

( Анны Сергеевны, учительницы русского языка и литературы)

- Прочитаем последний эпизод повести.

- Случайно ли автор приводит свою героиню в дом Анны Сергеевны?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Наглядный материал_Ноты скрипичного и басового ключа_вариант 1

Материал для распечатки и использования на уроке сольфеджио.


Наглядный материал_Ноты скрипичного и басового ключа_вариант 2

Материал для распечатки и использования на уроке сольфеджио.


Наглядный материал_Ноты скрипичного и басового ключа_вариант 3

Материал для распечатки и использования на уроке сольфеджио.

Инструкционно - технологическая карта "Заваривание чайного пакетика в чашке".

Инструкционно - технологическая карта заваривания чайного пакетика в чашке.

Цели урока: Образовательная : путем аналитического изучения показать сквозную тему- тему искусства, художественного творчества и две важнейшие проблемы, поставленные в повести - это предназначение и п.


Конспект мастер-класса "Бонбоньерка для чайных пакетиков в виде чайника. Скрапбукинг"

Бонбоньерка для чайных пакетиков.

Приготовление гречневой каши из пакетика на уроке СБО.

Урок представлен в виде презентации "Приготовление гречневой каши из пакетика". Работа проводится на интерактивной доске.

- Ну, иди сюда, Альфа!

Собака подошла, лизнула Зойкину руку и уселась возле кровати. Морда ее была теперь на уровне Зойкиного лица.

- Ну что, поиграем в гляделки? - Зойка откинула со лба челку, пригнувшись, заглянула в желтые глаза Альфы, которые тут же стали косить в сторону. - Не хочешь?

Зойка обхватила рукой собачью морду, притянула к себе, повторяя:

- Не хочешь, значит?

Альфа напряглась, в глазах вспыхнули беспокойные, красноватого отлива огоньки. Собака пыталась вырваться из цепких пальцев, но Зойка сама разжала их.

- Ладно, некогда мне с тобой.

Альфа тут же отошла от кровати и улеглась поодаль, по привычке положив на лапу большую лобастую голову. Из-за это головы два года назад, когда отец притащил в дом щенка, его и приняли за кобелька, не удосужившись более внимательно ознакомиться с приметами пола. Собака оказалась “девочкой”, как объяснили Зойке родители, к тому же беспородной дворнягой.

Зойка встала, сняла ночную рубашку, швырнула на кресло, уже доверху заваленное шмотками, и стала торопливо одеваться.

Вчерашняя ссора с матерью казалась бессмысленной и безобразной. Зойка редко себе такое позволяла, а если бы вовремя вспомнила, что у матери сегодня день рождения, ни за что бы не стала связываться. И все-то из-за того, что убираться не хотелось. Вот не хотелось, и все тут, и хоть убей! А мама-то потому, видимо, и просила, что гости сегодня придут. Звать-то она, скорее всего, никого не звала, но уж кто-нибудь да обязательно придет.

“Ничего, сегодня мы все исправим, - решила про себя Зойка. - Все на высшем уровне сделаем”.

В прихожую прошла на цыпочках, мама была, кажется, в ванной - слышала плеск воды. Папа в такое время обычно еще спал. Завтракать не стала, двери за собой прикрыла неслышно. На улице холодно, весна поздняя, никак не пробьется, не осилит солнышко. Надо бы кофточку прихватить, но не возвращаться же! Тем более она ненадолго, совсем ненадолго.

Построение еще не началось, но из их 8 “Б” ребята уже собрались. Она им махнула поднятой рукой и - прямиком в школу, в учительскую. “Хоть бы не нарваться на классную, - думала Зойка. - Отпроситься лучше у Анны Сергеевны. Унылая пора, - так ребята прозвали учительницу литературы, - уже сидит, конечно, над тетрадками… Может, она отсюда не уходит? Старая дева, одинокая, как пень. Как пниха!

- Анна Сергеевна! Я к вам.

- Слушаю тебя, Варнеева.

- Понимаете, маме сегодня ночью….

- Сердце так схватило! Я говорю - “скорую”, а она - нет, и все тут. Вы же ее знаете… Она когда-нибудь сгорит на своей работе. Ну, мы с папой ее сегодня не отпустили. Заставили позвонить, предупредить. Только, я думаю, побыть мне с ней не мешало. А то ведь уйдет. Или того хуже… Как вы считаете, Анна Сергеевна?

Унылая пора поднимает голову, внимательно вглядывается в серые

чистые глаза своей ученицы. Длинный нос ее морщится от сочувствия и жалости.

- Конечно, Варнеева, идите. Я предупрежу классного руководителя. Только, Зоя, конец года. Вы уж там побеспокойтесь на счет домашнего задания.

- Обязательно, Анна Сергеевна. Спасибо вам.

В коридоре протискивается сквозь толпу - прозвенел звонок, все ринулись в классы. Встречая своих, не останавливаясь бросаясь:

- Мама заболела. Отпустили.

На улице переводит дыхание, стоит минуту-другую, затем сворачивает в противоположную от дома сторону, садится в автобус, едет до остановки “Рынок”. Там не спеша проходит по цветочным рядам. Скудно, еще скудно, хоть и май месяц на носу. Крокусы, нарциссы, нет, это не для мамы. Гвоздики принесут сослуживцы. Каллы… Зоя даже передернулась. Мертвые цветы. Терпеть их не может. Вот это, кажется, то, что надо. Садовые лилии. Вот только пахнут очень уж одуряюще. Очень.

- За сотню уступлю все три.

Берет не торгуясь.

Бабусе нет, пожалуй, сорока. Она чуть обидчиво поводит плечами.

Теперь в центр города. Вот сюда, к этому зданию со знакомой табличкой “Администрация октябрьского района”, прямо в кабинет зампреда. Ага, у нее там люди. Впрочем, свои, сотрудники, и это даже лучше.

- Мамочка! Прости ,что врываюсь.. Просто у нас “окно”. Анна Сергеевна заболела, а мне так хотелось именно утром тебя поздравить…

Ахи, вздохи. Так у вас день рождения! У мамы дрожат руки, когда она берет цветы. Какие прекрасные лилии!

- Я пошла, мамочка, побежала. Дай поцелую. Не задерживайся сегодня, мы с папой ждем тебя.

Все, теперь домой. Дома только Альфа. Она явно не ждала Зою так рано и теперь не может сдержать неожиданную радость.

- Фу! - командует Зоя. - На место и лежать. Папочка, значит, уже смылся? Поехал малевать вывески на магазинах.

Когда Зоя с ним ссорится, а это случается реже, чем с мамой, и ей хочется по-особому уколоть отца, она обязательно называет его Пиросмани. А вообще-то они живут довольно мирно. Зойка много чего про папу знает. Ну, не столько конечно ,сколько Альыа. Альфа - та знает все. Это ежевечернее:

- Ну что, мать, мы, наверное, с Альфой в машину и туда, за город… Пусть собака порезвится, а то здесь от нее дети шарахаются.

- Может, и ты с нами?

Он ничем не рискует. Мама дорожит своим временем, ей некогда. Тогда он командует:

- Альфа, вниз, к машине! Альфа, пошли!

И вот тут-то очень старается не встретиться глазами с Зойкой. Не зацепить своим ускользающим взглядом. Ее всепонимающий взгляд. А она - уж как настроение. То подмигнет ему: иди, мол, чего уж… И тут же отвернется, а то будет ловить его глаза и глядеть, не мигая, не разжимая рта, не отвечая на заискивающую улыбку. А мама вдогонку крикнет:

- Только не простудись. Сегодня, кажется, сыро…

Зоя собирает с кресел и дивана разбросанное белье - колготки, трусики. Быстро сортирует: это - в грязное, это, стопочкой, в шифоньер. Хватается за тряпку, старательно стирает пыль с полированной мебели, пылесосит ковер, расстеленный на полу. Затем переходит в большую комнату, осторожно вынимает хрусталь из серванта, чистит его специальным порошком, затем полощет в растворе уксуса. Щеткой пылесоса проводит по корешкам книг - собраний сочинений классиков, прочитанных только ею, - тщательно вымывает полы.

Теперь в спальню родителей. Святая святых… Маленькой Зойке сюда вход был воспрещен. Не трогать маминых бумаг, папиных красок, не открывать ящики письменного стола. Конечно, заходила, трогала, открывала. Когда это обнаруживалось, мама ставила ее прямо перед собой. “Стой ровно! Руки из-за спины! Смотри в глаза. Только в глаза! Не смей отводить глаз!”

Зойке было лет пять, когда она впервые сумела не отвести глаз. И с той поры держалась.

Сейчас она убирала спальню и думала о том, насколько мама беспомощнее ее во всем, что касалось домашнего хозяйства. Многих элементарных вещей она просто не умеет делать. Но ни за что не признается в этом. Только дела, загруженность, работа… Сама-то Зойка уж если возьмется, то все у нее в руках горит. Правда, берется далеко не всегда, Но сегодня дом сверкает чистотой. Отодвигает шторы и удивляется: какой разыгрался солнечный, ясный день.

Хрусталь переливается веселыми бликами, весенний воздух заполняет квартиру.

Альфа неожиданно вскакивает со своего коврика, с визгом несется к двери, тычет мордой в задвижку. Это, значит, вернулся папа, так бурно она никого не встречает. Зоя берет из рук отца цветы.

- Ну, иди сюда, Альфа!

Собака подошла, лизнула Зойкину руку и уселась возле кровати. Морда ее была теперь на уровне Зойкиного лица.

- Ну что, поиграем в гляделки? - Зойка откинула со лба челку, пригнувшись, заглянула в желтые глаза Альфы, которые тут же стали косить в сторону. - Не хочешь?

Зойка обхватила рукой собачью морду, притянула к себе, повторяя:

- Не хочешь, значит?

Альфа напряглась, в глазах вспыхнули беспокойные, красноватого отлива огоньки. Собака пыталась вырваться из цепких пальцев, но Зойка сама разжала их.

- Ладно, некогда мне с тобой.

Альфа тут же отошла от кровати и улеглась поодаль, по привычке положив на лапу большую лобастую голову. Из-за это головы два года назад, когда отец притащил в дом щенка, его и приняли за кобелька, не удосужившись более внимательно ознакомиться с приметами пола. Собака оказалась “девочкой”, как объяснили Зойке родители, к тому же беспородной дворнягой.

Зойка встала, сняла ночную рубашку, швырнула на кресло, уже доверху заваленное шмотками, и стала торопливо одеваться.

Вчерашняя ссора с матерью казалась бессмысленной и безобразной. Зойка редко себе такое позволяла, а если бы вовремя вспомнила, что у матери сегодня день рождения, ни за что бы не стала связываться. И все-то из-за того, что убираться не хотелось. Вот не хотелось, и все тут, и хоть убей! А мама-то потому, видимо, и просила, что гости сегодня придут. Звать-то она, скорее всего, никого не звала, но уж кто-нибудь да обязательно придет.

“Ничего, сегодня мы все исправим, - решила про себя Зойка. - Все на высшем уровне сделаем”.

В прихожую прошла на цыпочках, мама была, кажется, в ванной - слышала плеск воды. Папа в такое время обычно еще спал. Завтракать не стала, двери за собой прикрыла неслышно. На улице холодно, весна поздняя, никак не пробьется, не осилит солнышко. Надо бы кофточку прихватить, но не возвращаться же! Тем более она ненадолго, совсем ненадолго.

Построение еще не началось, но из их 8 “Б” ребята уже собрались. Она им махнула поднятой рукой и - прямиком в школу, в учительскую. “Хоть бы не нарваться на классную, - думала Зойка. - Отпроситься лучше у Анны Сергеевны. Унылая пора, - так ребята прозвали учительницу литературы, - уже сидит, конечно, над тетрадками… Может, она отсюда не уходит? Старая дева, одинокая, как пень. Как пниха!

- Анна Сергеевна! Я к вам.

- Слушаю тебя, Варнеева.

- Понимаете, маме сегодня ночью….

- Сердце так схватило! Я говорю - “скорую”, а она - нет, и все тут. Вы же ее знаете… Она когда-нибудь сгорит на своей работе. Ну, мы с папой ее сегодня не отпустили. Заставили позвонить, предупредить. Только, я думаю, побыть мне с ней не мешало. А то ведь уйдет. Или того хуже… Как вы считаете, Анна Сергеевна?

Унылая пора поднимает голову, внимательно вглядывается в серые

чистые глаза своей ученицы. Длинный нос ее морщится от сочувствия и жалости.

- Конечно, Варнеева, идите. Я предупрежу классного руководителя. Только, Зоя, конец года. Вы уж там побеспокойтесь на счет домашнего задания.

- Обязательно, Анна Сергеевна. Спасибо вам.

В коридоре протискивается сквозь толпу - прозвенел звонок, все ринулись в классы. Встречая своих, не останавливаясь бросаясь:

- Мама заболела. Отпустили.

На улице переводит дыхание, стоит минуту-другую, затем сворачивает в противоположную от дома сторону, садится в автобус, едет до остановки “Рынок”. Там не спеша проходит по цветочным рядам. Скудно, еще скудно, хоть и май месяц на носу. Крокусы, нарциссы, нет, это не для мамы. Гвоздики принесут сослуживцы. Каллы… Зоя даже передернулась. Мертвые цветы. Терпеть их не может. Вот это, кажется, то, что надо. Садовые лилии. Вот только пахнут очень уж одуряюще. Очень.

- За сотню уступлю все три.

Берет не торгуясь.

Бабусе нет, пожалуй, сорока. Она чуть обидчиво поводит плечами.

Теперь в центр города. Вот сюда, к этому зданию со знакомой табличкой “Администрация октябрьского района”, прямо в кабинет зампреда. Ага, у нее там люди. Впрочем, свои, сотрудники, и это даже лучше.

- Мамочка! Прости ,что врываюсь.. Просто у нас “окно”. Анна Сергеевна заболела, а мне так хотелось именно утром тебя поздравить…

Ахи, вздохи. Так у вас день рождения! У мамы дрожат руки, когда она берет цветы. Какие прекрасные лилии!

- Я пошла, мамочка, побежала. Дай поцелую. Не задерживайся сегодня, мы с папой ждем тебя.

Все, теперь домой. Дома только Альфа. Она явно не ждала Зою так рано и теперь не может сдержать неожиданную радость.

- Фу! - командует Зоя. - На место и лежать. Папочка, значит, уже смылся? Поехал малевать вывески на магазинах.

Когда Зоя с ним ссорится, а это случается реже, чем с мамой, и ей хочется по-особому уколоть отца, она обязательно называет его Пиросмани. А вообще-то они живут довольно мирно. Зойка много чего про папу знает. Ну, не столько конечно ,сколько Альыа. Альфа - та знает все. Это ежевечернее:

- Ну что, мать, мы, наверное, с Альфой в машину и туда, за город… Пусть собака порезвится, а то здесь от нее дети шарахаются.

- Может, и ты с нами?

Он ничем не рискует. Мама дорожит своим временем, ей некогда. Тогда он командует:

- Альфа, вниз, к машине! Альфа, пошли!

И вот тут-то очень старается не встретиться глазами с Зойкой. Не зацепить своим ускользающим взглядом. Ее всепонимающий взгляд. А она - уж как настроение. То подмигнет ему: иди, мол, чего уж… И тут же отвернется, а то будет ловить его глаза и глядеть, не мигая, не разжимая рта, не отвечая на заискивающую улыбку. А мама вдогонку крикнет:

- Только не простудись. Сегодня, кажется, сыро…

Зоя собирает с кресел и дивана разбросанное белье - колготки, трусики. Быстро сортирует: это - в грязное, это, стопочкой, в шифоньер. Хватается за тряпку, старательно стирает пыль с полированной мебели, пылесосит ковер, расстеленный на полу. Затем переходит в большую комнату, осторожно вынимает хрусталь из серванта, чистит его специальным порошком, затем полощет в растворе уксуса. Щеткой пылесоса проводит по корешкам книг - собраний сочинений классиков, прочитанных только ею, - тщательно вымывает полы.

Теперь в спальню родителей. Святая святых… Маленькой Зойке сюда вход был воспрещен. Не трогать маминых бумаг, папиных красок, не открывать ящики письменного стола. Конечно, заходила, трогала, открывала. Когда это обнаруживалось, мама ставила ее прямо перед собой. “Стой ровно! Руки из-за спины! Смотри в глаза. Только в глаза! Не смей отводить глаз!”

Зойке было лет пять, когда она впервые сумела не отвести глаз. И с той поры держалась.

Сейчас она убирала спальню и думала о том, насколько мама беспомощнее ее во всем, что касалось домашнего хозяйства. Многих элементарных вещей она просто не умеет делать. Но ни за что не признается в этом. Только дела, загруженность, работа… Сама-то Зойка уж если возьмется, то все у нее в руках горит. Правда, берется далеко не всегда, Но сегодня дом сверкает чистотой. Отодвигает шторы и удивляется: какой разыгрался солнечный, ясный день.

Хрусталь переливается веселыми бликами, весенний воздух заполняет квартиру.

Альфа неожиданно вскакивает со своего коврика, с визгом несется к двери, тычет мордой в задвижку. Это, значит, вернулся папа, так бурно она никого не встречает. Зоя берет из рук отца цветы.

- Я и не забывал. А почему ты не в школе?

- Только что пришла. Последнего урока не было.

Папа окидывает взглядом квартиру.

“Интересно, - думает Зойка, - спросит он, когда же я успела убраться или нет? Нет, не спросил. Он меня боится”, - с удовольствием отмечает девочка. Подходит, целует отца в щеку.

- Ну, давай придумаем, чем гостей потчевать будем? Ты уже ведь освободился?

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

УРОК - ИССЛЕДОВАНИЕ В 8 КЛАССЕ

- развитие логического мышления, усиление коммуникативных свойств речи, обогащение и усложнение словарного запаса;

- воспитание чувства любви к ближнему;

Оборудование: проектор, раздаточный материал

Бойся равнодушных – они не убивают и не предают,

но только с их молчаливого согласия существует

на земле предательство и убийство.

1. Слово учителя: Подростковый возраст — наиболее сложный в жизни человека. Это личность в процессе взросления. По замечанию А. Солженицына, произошел слом психологии подростков, разрушение нравственных основ. На внутренний мир подростка отрицательно влияет окружающая действительность: угнетают негатив и неразбериха. Общество обеспокоено падением духовно-нравственных устоев у современной молодежи.

3. Учитель: Чаще Л. Басова пишет об одиночестве стариков, равнодушии, об алкоголизме, о токсикомании и наркомании. Писательница считает, что нельзя о плохом молчать, что слабых надо защищать. Нельзя в этом мире быть равнодушным к людскому горю . Любовь рождает надежду и жизнь, а ненависть и равнодушие убивают человека .

На уроках и просто во время общения мы с вами достаточно часто говорили о разных жизненных ситуациях, о проблемах взрослых и детей. Также не раз говорили о том, что человек каждый день оказывается перед выбором. И мы знаем, что выбор бывает нравственным или безнравственным. От этого выбора часто зависит судьба другого человека. Сегодня я хочу предложить вам поговорить об удивительной повести, в которой Басова Людмила Дмитриевна поднимает проблему ответственности человека за те поступки, которые он совершает.

4. Свободная беседа (развивает речь, мышление, активизирует внимание). Прежде чем анализировать прочитанное, ответьте на вопросы:

- Интересно ли было читать повесть?

- Какие эпизоды вы считаете самыми яркими?

- Что осталось непонятым?

- Какие чувства вы испытали, читая повесть?

5. Анализ и интерпретация прочитанной повести.

- Прошел день рождения мамы. Гости разошлись. Все прошло замечательно, с точки зрения взрослых: праздничный стол, песни под гитару, умные беседы. Чем же недовольна Зоя? (Героиня недовольна тем, что все в ее семье притворно: «Зойка почувствовала, как знакомая волна то ли злой отваги, то ли отчаянной тоски вновь поднимается к ней, теснит грудь).

- Какой вывод можем сделать о взаимоотношениях героини и ее родителях? (Не было взаимопонимания между Зойкой и родителями, каждый жил своей жизнью. К делам близким все были равнодушны. Девочка неглупая, наблюдательная, она в душе посмеивается над матерью, которая кичится своей незначительной должностью в райисполкоме, и к отцу, художнику с несложившейся карьерой (он зарабатывает оформлением витрин), нет уважения: он ей ближе, чем мать, но она презирает его за лицемерие ).

Но у Зойки нет взаимопонимания и в школе.

- Есть ли у Зойки среди одноклассников друзья?

- С кем она могла бы дружить?

- Как Зоя относится к школе?

На эти вопросы попрошу ответить ребят из 2 группы.

Выступление 2 группы.

Учитель : И снова Зойка осталась одна со своими мыслями. Спасаясь от одиночества, она вливается в разношерстную компанию ребят (в большинстве старше ее по возрасту — ровесники ей неинтересны), собирающуюся в заброшенном бараке. Поначалу они привлекают своей раскованностью, внешней независимостью, тем, чего так не хватало девочке. Кто же эти ребята из барака?

- Чем занимались обычно обитатели барака?

- А чего же им не хватает в жизни?

- Зачем Зойка ходит в барак?

На эти вопросы отвечает в своем выступлении 3 группа.

Выступление 3 группы

Почему девочка из благополучной на первый взгляд семьи стала дружить с теми, кто не внушает доверия? Как она познакомилась с обитателями барака и зачем ходит в барак?

В бараке Зойка познакомилась и с другими его обитателями (один промышляет угонами мотоциклов, другой принимает наркотики, брат и сестра рассчитывают, с кем им выгоднее остаться после развода родителей, и т.п.), но они тоже не внушали доверия. Привлек Зойку двенадцатилетний мальчик, по прозвищу Пакетик, привлек своей незащищенностью, душевной открытостью. Вместе с шестнадцатилетней сестрой Бомбейкой он почти постоянно обитал в бараке: они полубеспризорные — отец спился, мать — в тюрьме за растрату, живут со старой бабкой, с которой не считаются.

Но постепенно наступает прозрение: она задумывается, почему 20летний Гриша, нигде не работающий, одет в дорогие фирменные вещи. Да и другие обитатели барака (один промышляет угонами мотоциклов, другой принимает наркотики, брат и сестра рассчитывают, с кем им выгоднее остаться после развода родителей, и т.п.) тоже не внушали доверия.

Учитель: Главная героиня Зойка пытается искать свой особый путь, но, по существу, не отличается ничем от прочих, а прозрение наступает слишком поздно.

"Веку нынешнему" Басова противопоставляет "век минувший"- годы Великой Отечественной войны, когда людей объединяла общая цель, общая идея и общая беда.

Прозрению Зойки способствовало и знакомство с найденными в бараке юношескими дневниками пришедшей из века минувшего – Анюты, которая пытается донести до нового поколения нравственные ценности, пытается сблизить, объединить, спасти, помочь. но слишком слаба для этого, а её голос попросту не слышен и не понят - слишком уж велика стала разница…

Зойка с удивлением узнает, что чувство неудовлетворенности, духовные искания были тоже присущи и предыдущему поколению.

Чтение этих строк очень взволновало девочку. Она сравнивала себя и Анюту, которая жила в далеком 44-м…

Теперь после того как были выучены уроки, Зойка вечерами читала дневник, так удивительно попавший к ней в руки. Она узнала о том, что и в те далекие годы молодым людям тоже приходилось непросто в их молодой жизни. Что они тоже любили, искали смысл в жизни, ссорились с родителями и переживали горечь утрат, смотрелись в зеркало и ненавидели свое отражение!

Что-то ёкнуло в груди Зойки… Не смогла она читать дневник дальше… Отложила пожелтевшую тетрадку в сторону и, выйдя из дома, направилась к тому самому бараку…

Для чего автор вводит в повествование дневник девочки военного времени?

Это дневник маленькой девочки, в котором она описывает трудную жизнь в годы войны, молодых ребят – солдат, за которыми она ухаживает в госпитале, о том, как страшно видеть их смерть. Автор вводит этот дневник для того, чтобы читатель мог увидеть проблемы детей в голодное военное время и сравнить с теми проблемами, которые создают себе ребята в настоящее время.

Учитель: Но в жизни девочки был еще один человек – человек, спасший ее от смерти. Это медбрат Игорь, с ним ей интересно. Только он пробует увести девочку от сомнительных знакомых из барака.

Только однажды Зойка попробовала курить анашу. Сделала она это в полуразрушенном бараке. Вспоминала об этом случае девочка часто… Возможно, ей было стыдно…перед самой собой.

«Сначала воспоминания были смутными. Дикий смех, который овладел всеми, все прямо катались по полу. Даже Пакетик, которому анаши не дали, заразился безумным весельем. Потом на всех напал голод. Пакетика послали за хлебом, он притащил четыре буханки, их съели тут же, отламывая большими кусками, давясь от жадности.

Инсценировка эпизода повести.

ЗОЙКА: Я думала, вы уехали. Я никогда тебя больше не видела.

ТИМУР: Мы действительно уехали в Москву, там я окончил мединститут и вот видишь, вернулся в родной город. (Он заглядывает ей в глаза, трясет за плечи). Зоя, зачем ты с ними? Ты же умница. Какие взрослые, хорошие стихи ты читала тогда у елки!

ЗОЙКА: Мне так трудно, Игорь, так плохо.

ТИМУР: А с ними лучше?

ЗОЙКА: Не лучше. Но интереснее, раскованнее.

ТИМУР: Не может тебе быть интересно с ними, не придумывай.

ЗОЙКА: Можно, я буду приходить к тебе?

ТИМУР: Конечно. Обязательно приходи. Только я здесь не каждый день. Вернее, ночь. А теперь пойдем, а то поздно. Проводить я тебя не могу, но на такси посажу.

Ему пришлось уйти, а Зойка осталась одна.

«У Зойки испортилось настроение. Вот всегда так! Только станет хорошо, как что-то тут же должно вломиться в это хорошее.

Она сначала сидела, нахмурившись, на кушетке, затем подошла к стеклянному шкафчику и стала изучать стоящие там лекарства. Эфир. У Зойки часто забилось сердце. Она приоткрыла дверь, выглянула в зал - Тимура не было видно. Ловким движением открыла шкафчик, взяла флакон, сунула в сумку и, дернув замок-молнию, перевела дыхание. Затем, услышав шаги, вышла навстречу Тимуру.

Добежала до пустыря… Вбежала в барак… Окликнула Генку, Наиля, Бомбейку… Молчание. Вдруг увидела, что на полу кто-то лежит. Блестит, сверкает накрытая голова…

« - Пакетик, Пакетик.

Зойка хватает его за руки. Они совсем холодные. Что же он не отвечает! Да ведь у него пакет на голове, вот почему он молчит. Зойка срывает пакет, запах эфира разливается в воздухе.

- Пакетик! - рыдает Зойка. - Пакетик!

Обезумев, Зойка мчится куда-то, не разбирая дороги. Четырехэтажный дом, подъезд, лестница… Почему именно сюда? Звонит в дверь…

«- Анна Сергеевна! Анна Сергеевна! Там Пакетик в пакетике. Мертвый. Анна Сергеевна!

Чистые синие глаза плескались рядом сочувствием, непониманием. Зойка опустилась на пол, мгновенно прозрев:

- Вы Анюта. Ну, конечно же, вы - Анюта.

Засмеялась, затем заплакала и снова:

Учитель: В повести Л. Басовой дан социальный срез молодого поколения, по крайней мере, некоторой его части. Это не может не тревожить. Подростки делают попытки осмыслить происходящее вокруг и с ними самими. Но им трудно, мешает отсутствие жизненного опыта, нужна помощь взрослых. К сожалению, контакты нарушаются — взрослые, занятые своими проблемами, не догадываются о назревшей необходимости изменений во взаимоотношениях с детьми.

Необдуманность поступков, нежелание, неумение предвидеть их последствия часто делают их причастными к преступлению.

-Что представляет круг общения Зойки и Пакетика? ( Зачитывается круг общения Зойки, затем Пакетика.)

ЗОЙКА – родители, одноклассник, барак, школа, Анна Сергеевна;

ПАКЕТИК – сестра, бабка, барак.

- Что объединяет их? (Барак)

- Чей круг общения шире? (Конечно же, Зойкин)

- Но чувствует от этого Зойка себя счастливее? (Нет, поэтому ее тянет в барак, так как она не находит той теплоты, искренности, честности дома. Ее тянет к Пакету, который был искренен с ней, который радовался ее появлению, был счастлив видеть ее).

Вывод: Зойкино равнодушие убило Пакетика. Не думая о последствии, именно она приносит в барак эфир. Да, любовь рождает жизнь, а нелюбовь жизнь убивает. Страшен тот факт, что о мальчике больше никто не вспомнит. И остается страшное ощущение: а был ли мальчик?

Каждый выбирает для себя

женщину, религию, дорогу.

Дьяволу служить или пророку —

каждый выбирает для себя.

Каждый выбирает по себе

слово для любви и для молитвы.

Шпагу для дуэли, меч для битвы

каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает по себе.

Щит и латы. Посох и заплаты.

Мера окончательной расплаты.

Каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает для себя.

Выбираю тоже — как умею.

Ни к кому претензий не имею.

Каждый выбирает для себя.

Домашнее задание: написать письмо другу, поделиться мнением об уроке, рассказать о повести так, чтобы ему захотелось прочитать ее.

Нет у Зойки взаимопонимания и в школе. Спасаясь от одиночества, она вливается в разношерстную компанию ребят (в большинстве старше ее по возрасту — ровесники ей неинтересны), собирающуюся в заброшенном бараке. Поначалу они привлекают своей раскованностью, внешней независимостью, тем, чего так не хватало девочке.

Постепенно наступает прозрение: она задумывается, почему 20летний Гриша, нигде не работающий, одет в дорогие фирменные вещи. Да и другие обитатели барака (один промышляет угонами мотоциклов, другой принимает наркотики, брат и сестра рассчитывают, с кем им выгоднее остаться после развода родителей, и т.п.) тоже не внушают доверия. Привлекает Зойку двенадцатилетний мальчик, по прозвищу Пакетик, своей незащищенностью, душевной открытостью. Вместе с шестнадцатилетней сестрой он почти постоянно обитал в бараке: они полубеспризорные — отец спился, мать — в тюрьме за растрату, живут со старой бабкой, с которой не считаются.

И это заставило внимательнее присмотреться к своему новому окружению. Зойку больше всего привлекает студент медик Тимур, с ним ей интересно. Зойка бездумно берет у него из медпункта эфир. Она не поняла, как эфир попал к Пакетику, но, зайдя как-то в барак, увидела мальчика с пакетом на голове — мертвым.

Желание избавиться от скуки, от одиночества привело к гибели человека. В повести Л. Басовой дан социальный срез молодого поколения, по крайней мере, некоторой его части. Это не может не тревожить. Подростки делают попытки осмыслить происходящее вокруг и с ними самими. Но им трудно, мешает отсутствие жизненного опыта, нужна помощь взрослых. К сожалению, контакты нарушаются — взрослые, занятые своими проблемами, не догадываются о назревшей необходимости изменений во взаимоотношениях с детьми.

Зойка и Пакетик

Зойка и Пакетик краткое содержание

Зойка и Пакетик - читать онлайн бесплатно полную версию (весь текст целиком)

Зойка и Пакетик - читать книгу онлайн бесплатно, автор Басова Людмила

ЗОЙКА И ПАКЕТИК

- Ну, иди сюда, Альфа!

Собака подошла, лизнула Зойкину руку и уселась возле кровати. Морда ее была теперь на уровне Зойкиного лица.

- Ну что, поиграем в гляделки? - Зойка откинула со лба челку, пригнувшись, заглянула в желтые глаза Альфы, которые тут же стали косить в сторону. - Не хочешь?

Зойка обхватила рукой собачью морду, притянула к себе, повторяя:

- Не хочешь, значит?

Альфа напряглась, в глазах вспыхнули беспокойные, красноватого отлива огоньки. Собака пыталась вырваться из цепких пальцев, но Зойка сама разжала их.

- Ладно, некогда мне с тобой.

Альфа тут же отошла от кровати и улеглась поодаль, по привычке положив на лапу большую лобастую голову. Из-за это головы два года назад, когда отец притащил в дом щенка, его и приняли за кобелька, не удосужившись более внимательно ознакомиться с приметами пола. Собака оказалась “девочкой”, как объяснили Зойке родители, к тому же беспородной дворнягой.

Зойка встала, сняла ночную рубашку, швырнула на кресло, уже доверху заваленное шмотками, и стала торопливо одеваться.

Вчерашняя ссора с матерью казалась бессмысленной и безобразной. Зойка редко себе такое позволяла, а если бы вовремя вспомнила, что у матери сегодня день рождения, ни за что бы не стала связываться. И все-то из-за того, что убираться не хотелось. Вот не хотелось, и все тут, и хоть убей! А мама-то потому, видимо, и просила, что гости сегодня придут. Звать-то она, скорее всего, никого не звала, но уж кто-нибудь да обязательно придет.

“Ничего, сегодня мы все исправим, - решила про себя Зойка. - Все на высшем уровне сделаем”.

В прихожую прошла на цыпочках, мама была, кажется, в ванной - слышала плеск воды. Папа в такое время обычно еще спал. Завтракать не стала, двери за собой прикрыла неслышно. На улице холодно, весна поздняя, никак не пробьется, не осилит солнышко. Надо бы кофточку прихватить, но не возвращаться же! Тем более она ненадолго, совсем ненадолго.

Построение еще не началось, но из их 8 “Б” ребята уже собрались. Она им махнула поднятой рукой и - прямиком в школу, в учительскую. “Хоть бы не нарваться на классную, - думала Зойка. - Отпроситься лучше у Анны Сергеевны. Унылая пора, - так ребята прозвали учительницу литературы, - уже сидит, конечно, над тетрадками… Может, она отсюда не уходит? Старая дева, одинокая, как пень. Как пниха!

- Анна Сергеевна! Я к вам.

- Слушаю тебя, Варнеева.

- Понимаете, маме сегодня ночью….

- Сердце так схватило! Я говорю - “скорую”, а она - нет, и все тут. Вы же ее знаете… Она когда-нибудь сгорит на своей работе. Ну, мы с папой ее сегодня не отпустили. Заставили позвонить, предупредить. Только, я думаю, побыть мне с ней не мешало. А то ведь уйдет. Или того хуже… Как вы считаете, Анна Сергеевна?

Унылая пора поднимает голову, внимательно вглядывается в серые

чистые глаза своей ученицы. Длинный нос ее морщится от сочувствия и жалости.

- Конечно, Варнеева, идите. Я предупрежу классного руководителя. Только, Зоя, конец года. Вы уж там побеспокойтесь на счет домашнего задания.

- Обязательно, Анна Сергеевна. Спасибо вам.

В коридоре протискивается сквозь толпу - прозвенел звонок, все ринулись в классы. Встречая своих, не останавливаясь бросаясь:

- Мама заболела. Отпустили.

На улице переводит дыхание, стоит минуту-другую, затем сворачивает в противоположную от дома сторону, садится в автобус, едет до остановки “Рынок”. Там не спеша проходит по цветочным рядам. Скудно, еще скудно, хоть и май месяц на носу. Крокусы, нарциссы, нет, это не для мамы. Гвоздики принесут сослуживцы. Каллы… Зоя даже передернулась. Мертвые цветы. Терпеть их не может. Вот это, кажется, то, что надо. Садовые лилии. Вот только пахнут очень уж одуряюще. Очень.

- За сотню уступлю все три.

Берет не торгуясь.

Бабусе нет, пожалуй, сорока. Она чуть обидчиво поводит плечами.

Теперь в центр города. Вот сюда, к этому зданию со знакомой табличкой “Администрация октябрьского района”, прямо в кабинет зампреда. Ага, у нее там люди. Впрочем, свои, сотрудники, и это даже лучше.

- Мамочка! Прости ,что врываюсь.. Просто у нас “окно”. Анна Сергеевна заболела, а мне так хотелось именно утром тебя поздравить…

Ахи, вздохи. Так у вас день рождения! У мамы дрожат руки, когда она берет цветы. Какие прекрасные лилии!

- Я пошла, мамочка, побежала. Дай поцелую. Не задерживайся сегодня, мы с папой ждем тебя.

Все, теперь домой. Дома только Альфа. Она явно не ждала Зою так рано и теперь не может сдержать неожиданную радость.

- Фу! - командует Зоя. - На место и лежать. Папочка, значит, уже смылся? Поехал малевать вывески на магазинах.

Когда Зоя с ним ссорится, а это случается реже, чем с мамой, и ей хочется по-особому уколоть отца, она обязательно называет его Пиросмани. А вообще-то они живут довольно мирно. Зойка много чего про папу знает. Ну, не столько конечно ,сколько Альыа. Альфа - та знает все. Это ежевечернее:

- Ну что, мать, мы, наверное, с Альфой в машину и туда, за город… Пусть собака порезвится, а то здесь от нее дети шарахаются.

- Может, и ты с нами?

Он ничем не рискует. Мама дорожит своим временем, ей некогда. Тогда он командует:

- Альфа, вниз, к машине! Альфа, пошли!

И вот тут-то очень старается не встретиться глазами с Зойкой. Не зацепить своим ускользающим взглядом. Ее всепонимающий взгляд. А она - уж как настроение. То подмигнет ему: иди, мол, чего уж… И тут же отвернется, а то будет ловить его глаза и глядеть, не мигая, не разжимая рта, не отвечая на заискивающую улыбку. А мама вдогонку крикнет:

- Только не простудись. Сегодня, кажется, сыро…

Зоя собирает с кресел и дивана разбросанное белье - колготки, трусики. Быстро сортирует: это - в грязное, это, стопочкой, в шифоньер. Хватается за тряпку, старательно стирает пыль с полированной мебели, пылесосит ковер, расстеленный на полу. Затем переходит в большую комнату, осторожно вынимает хрусталь из серванта, чистит его специальным порошком, затем полощет в растворе уксуса. Щеткой пылесоса проводит по корешкам книг - собраний сочинений классиков, прочитанных только ею, - тщательно вымывает полы.

Теперь в спальню родителей. Святая святых… Маленькой Зойке сюда вход был воспрещен. Не трогать маминых бумаг, папиных красок, не открывать ящики письменного стола. Конечно, заходила, трогала, открывала. Когда это обнаруживалось, мама ставила ее прямо перед собой. “Стой ровно! Руки из-за спины! Смотри в глаза. Только в глаза! Не смей отводить глаз!”

Зойке было лет пять, когда она впервые сумела не отвести глаз. И с той поры держалась.

Сейчас она убирала спальню и думала о том, насколько мама беспомощнее ее во всем, что касалось домашнего хозяйства. Многих элементарных вещей она просто не умеет делать. Но ни за что не признается в этом. Только дела, загруженность, работа… Сама-то Зойка уж если возьмется, то все у нее в руках горит. Правда, берется далеко не всегда, Но сегодня дом сверкает чистотой. Отодвигает шторы и удивляется: какой разыгрался солнечный, ясный день.

Хрусталь переливается веселыми бликами, весенний воздух заполняет квартиру.

Альфа неожиданно вскакивает со своего коврика, с визгом несется к двери, тычет мордой в задвижку. Это, значит, вернулся папа, так бурно она никого не встречает. Зоя берет из рук отца цветы.

- Я и не забывал. А почему ты не в школе?

- Только что пришла. Последнего урока не было.

Папа окидывает взглядом квартиру.

“Интересно, - думает Зойка, - спросит он, когда же я успела убраться или нет? Нет, не спросил. Он меня боится”, - с удовольствием отмечает девочка. Подходит, целует отца в щеку.

- Ну, давай придумаем, чем гостей потчевать будем? Ты уже ведь освободился?

Читайте также: