Знания умения навыки подростка в школе

Обновлено: 07.07.2024

Подростковый возраст охватывает период от 10-11 лет до 13-14 лет и является одним из самых сложных и ответственных в жизни ребенка и его родителей. Этот возраст считается кризисным, поскольку происходят резкие качественные изменения, затрагивающие все стороны развития и жизни.

Кризис подросткового возраста связан с изменением социальной ситуации развития и ведущей деятельности.

Социальная ситуация развития - это особое положение ребенка в системе принятых в данном обществе отношений. В подростковом возрасте она представляет собой переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости. Подросток занимает промежуточное положение между детством и взрослостью.

Ведущая деятельность - эта та деятельность, которая определяет возникновение основных изменений в психическом развитии ребенка на каждом отдельном этапе. Если у младших школьников такой деятельностью является учебная, то в подростковом возрасте она сменяется на интимно-личностное общение. Именно в процессе общения со сверстниками происходит становление нового уровня самосознания ребенка, формируются навыки социального взаимодействия, умение подчиняться и в тоже время отстаивать свои права. Кроме того, общение является для подростков очень важным информационным каналом. В результате такой резкой смены интересов в подростковом возрасте часто страдает учебная деятельность, снижается школьная мотивация. Пытаясь вернуть прежние школьные успехи, родители стараются ограничить детей в общении со сверстниками. Однако важно помнить, что именно общение со сверстниками является наиболее важной для подростков деятельностью и оно необходимо для полноценного психического развития ребенка. Многие особенности поведения подростка связаны не только с психологическими изменениями, но и с изменениями, происходящими в организме ребенка. Половое созревание и неравномерное физиологическое развитие подростка обуславливают многие его поведенческие реакции в этот период. Подростковый возраст характеризуется эмоциональной неустойчивостью и резкими колебаниями настроения. Поведение подростков зачастую бывает непредсказуемым, за короткий период они могут продемонстрировать абсолютно противоположные реакции:

  • целеустремленность и настойчивость сочетаются с импульсивностью;
  • неуемная жажда деятельности может смениться апатией, отсутствием стремлений и желаний что-либо делать;
  • повышенная самоуверенность, безаппеляционность в суждениях быстро сменяются ранимостью и неуверенностью в себе;
  • развязность в поведении порой сочетается с застенчивостью;
  • романтические настроения нередко граничат с цинизмом, расчетливостью;
  • нежность, ласковость бывают на фоне недетской жестокости;
  • потребность в общении сменяется желанием уединиться.

Наиболее бурные аффективные реакции возникают при попытке кого-либо из окружающих ущемить самолюбие подростка. Пик эмоциональной неустойчивости приходится у мальчиков на возраст 11-13 лет, у девочек - на 13-15 лет. В подростковый период возникает ряд важнейших личностных задач. Основные линии развития подростков связаны с прохождением личностных кризисов: кризиса идентичности и кризиса, связанного с отделением от семьи и приобретением самостоятельности.

Кризис, связанный с отделением от семьи и приобретением самостоятельности .

Отечественные психологи выделяют еще одну важную особенность подросткового возраста – чувство взрослости. Внешне это выглядит как стремление к самостоятельности и независимости. Он стремиться расширить свои права, делать так, как он сам хочет, знает, умеет. Такое поведение часто провоцирует запреты. Но это необходимо, т.к. именно подобном противостоянии со взрослыми подросток исследует свои границы, пределы своих физических и социальных возможностей, рамки дозволенного. Через такую борьбу за независимость он удовлетворяет потребности в самопознании и самоутверждении, узнает свои возможности и учиться действовать самостоятельно. Важно, чтобы эта борьба происходила в безопасных условиях и не принимала крайних форм. Ведь для подростка важна не столько сама возможность самостоятельно распоряжаться собой, сколько признание окружающими взрослыми этой возможности. В этом возрасте они считают, что между ними и взрослым нет принципиальной разницы. Однако не нужно путать безопасные условия с попустительством и вседозволенностью. Как уже говорилось выше, подросткам необходимы ограничения для того, чтобы познать свои границы. Кроме того, еще одной характерной чертой подросткового возраста является несоответствие представлений о своих желаемых и реальных возможностях. Вседозволенность в этой ситуации может привести к непоправимым последствиям, вплоть до криминальных действий.

Итак, для подросткового возраста характерны следующие особенности:

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ПОДРОСТКОВОГО ДОСУГА

Проблема досугового времяпрепровождения подростков отличается большой сложностью и противоречивостью. Большой объем неорганизаванного свободного времени подростков и неумение распорядиться им нередко приводит к духовной нищете, внутренней опустошенности, лени и безделью.

Проблема самостоятельной организации подростками своего досуга заслуживает пристального внимания уже лишь потому, что человек умеющий проводить свой досуг с пользой и интересом не только развивает собственную личность, но и способствует повышению досуговой квалификации окружающих его людей. Формы проведения досуга, безусловно, зависят от возрастных особенностей личности. И, если взрослый человек, опираясь на свой собственный жизненный опыт, может организовать свой досуг, то подростку это частенько бывает не по силам. Отсюда и возникают всевозможные асоциальные формы поведения подростков и т. д. Как же сформировать умения и навыки рационального проведения досуга, способствующего росту творческой активности подростков, повышению их досуговой квалификации, как научить подростков планировать собственную деятельность в сфере досуга?

Досуг – мост в творческий мир, он обеспечивает дополнительное образование и развитие. Он пронизан, переполнен образами жизни. Суть досуга – поддержать ребенка как человека и деятеля. Культурно-досуговая деятельность отличается абсолютной добровольностью. Заставить детей заниматься досугом невозможно. Возможно приобщить к нему, заинтересовать. Досуг опирается на принцип удовольствия, на чувственную основу приятных ощущений, переживаний, мыслей. Досуг – это удовлетворение личных интересов и притязаний детей. “Когда человек не знает, что ему делать в часы досуга, у него портятся голова, сердце и нравственность”, - писал Ушинский.

Очень важно, чтобы человек использовал свое досуговое время продуктивно, рационально, творчески. Насколько это будет удаваться взрослому человеку, будет во многом зависеть от сформированности навыков и умений самоорганизации досуга в детские годы, ведь детский возраст представляет собой сензитивный период формирования культурно—досугового потенциала.

Многообразна структура свободного времени современного человека (в ней насчитывается не менее 500 видов занятий). Конкретный человек не может охватить своей деятельностью все или большинство из сотен видов. Его индивидуальная жизнь неповторима, и она должна содержать набор занятий, в своей совокупности удовлетворяющий умственные, социальные и физические потребности. Понятно, что различные виды деятельности не равнозначны. Поэтому их нельзя противопоставлять.

Свободное время остается пространством для свободного волеизъявления. Главное в понимании структуры свободного времени—взаимопроникновение потребления и созидания, пассивности (не всегда со знаком “минус“) и активности, восстановления и развития. Общим знаменателем выступает культура самой личности, ее жизненная позиция. Необходимо активное отношение к свободному времени со стороны самой личности.

Понятие “свободное время подростка” логически вытекает из понятия “свободное время личности”. Под ним понимают ту часть внерабочего времени, которая остается за вычетом времени, связанного с производством, времени, затраченном на дорогу, времени, идущем на домашний труд и другие бытовые нужды, удовлетворение физиологических потребностей.

С вободное время подростков определяется как часть времени, свободная от разного рода непреложных, необходимых затрат времени и, освоенная подростком в соответствии с его интересами для удовлетворения разумных потребностей, отдыха, развлечений и саморазвития; время, идущее на самообразование, общественную деятельность, удовлетворение творческих потребностей, посещение кино, театров, спортивно-туристические мероприятия и т.п.

Понятие свободное время тесно взаимосвязано с понятием досуг, который, в свою очередь, определяется как часть свободного времени.

Сущность досуга состоит в возможности действовать, развиваться, проявлять свою искусность

Отличительной особенностью досугового времени является свобода выбора деятельности: творческой и созерцательной, созидательной и разрушительной (конструктивной и деструктивной). Досуг —это осмысленная, наполненная содержанием, насыщенная разнообразными видами деятельность, осуществляемая в свободное время .

Культурно-досуговая деятельность в определенной культурно-досуговой среде формирует развитие творческой личности и свободный стиль ее жизни, ибо он практически всегда опирается на собственную активность ребенка. Жить полной, яркой, разнообразной детской жизнью – необходимое условие развития личности ребенка. Задача педагогов, организаторов культурно-досуговой деятельности создание условий для полноценного развития личности детей и подростков.

Среди условий, способствующих эффективности культурно-досуговой деятельности выделяются следующие:

  • Разновозрастная и разнополая компания соучастников досуговой деятельности.
  • Культура досуга. Культурное содержание досуговой деятельности, выбора досуговых моделей, культура общения детей друг с другом и со взрослыми.
  • Создание бесконфликтной обстановки как гарантии творческого роста ребят. Защитить ребенка – значит создать условия для свободного самовыражения, развития его духовных и физических сил.
  • Наличие базы досуга.

Шмаков С.А. подчеркивает: “Грамотно организованный досуг ребят – школа профилактики бездуховности, эмоциональной бедности, интеллектуальной узости, практической ограниченности. Досуг – школа поддержки, одобрения и ободрения любого ребенка. Досуг объективно (чего не скажешь про учение) дает школьникам уйму шансов реализоваться”.

В структуре использования досуга подростками, как в фокусе, отражается внутренний мир, потребности подростка. Рост преступности, алкоголизма, наркомании в молодежной среде является верным признаком неблагополучия как в деле воспитания в целом, так и, в большей степени, в области использования свободного времени.

Таким образом, досуг является простором для свободной деятельности и развития лишь при условии рационального его использования, под которым понимается оптимальное соотношение между затратами времени на развивающие и потребительские досуговые виды деятельности, т. е. владение культурой досуга.

Сфера любительских занятий весьма важна для формирования всесторонне развитой личности. Навыки подобных занятий, сформировавшиеся еще в детском возрасте, создадут тот необходимый фонд досуговых умений, который в дальнейшем позволит человеку содержательно и эффективно проводить досуг.

Досуг – дело серьезное, ему нужно учиться, чтобы распоряжаться своим свободным временем с умом, пользой, удовольствием. Детям свойственно все опробовать: собирательство, коллекционирование, спорт, мир музыки, туризм, техническое творчество и др. Оценка того или иного досугового явления зависит у детей от их системы ценностей. Досуг для детей – всегда самореализация, самореабилитация, саморазвитие. Это очень важные функции.

Человек тем более развит как человек, чем богаче круг его потребностей, способностей и умений. Необходимо создание таких условий, находясь в которых у подростка будут вырабатываться умения и навыки культурной организации досуга, и которые будут способствовать возникновению духовных потребностей личности.

Культура досуга подростков во многом зависит от того, представлены ли в индивидуальной структуре следующие виды досуга :

  • Общественная деятельность.
  • Различные формы образования и самообразования.
  • Различные формы технического и художественного творчества.
  • Физкультура и спорт.
  • Эстетическое освоение действительности.
  • Развлечение и отдых.

Культуру досуга подростка можно представить как наиболее эффективное использование им времени для своего развития. Всесторонность и гармоничность – ее содержание.

Включение подростков в процесс творческой самореализации, способствующий формированию у них умений и навыков самоорганизации досуга, детерминирует расцвет их сущностных сил, и прививает им знания, умения и навыки рациональной, разумной организации собственного досуга на всю последующую жизнь.

Досуговая среда обладает огромным потенциалом для развития личности подрастающего поколения, а также для самосовершенствования личности. Понятие “самосовершенствование”, наиболее тесно и непосредственно, связано с категорией формирование личности. Понятие “формирование личности” включает в себя как внешние воздействия, так и собственную активную деятельность человека, под влиянием которых человеческий индивид становится личностью, обретает свои социальные качества, способность выступать “субъектом труда, общения и познания”, т.е. проявлять активность в преобразовании внешнего мира и себя самого.

Говоря о педагогических возможностях досуга, отметим возрастание роли досуга в системе жизненных ценностей современного человека. Качество досуга существенным образом влияет на творческую реализацию личности.

Сфера любительских занятий весьма важна для формирования всесторонне развитой личности. Навыки подобных занятий, сформировавшиеся еще в детском возрасте, создадут тот необходимый фонд досуговых умений, который в дальнейшем позволит человеку содержательно и эффективно проводить досуг. В самом деле, досуговые знания, умения и навыки, приобретаемые учеником в свободное время, как, собственно, и в процессе учебы, не остаются мертвым багажом: они воздействуют на его социальную и профессиональную ориентацию, его нравственный облик, в чем-то определяют его отношение с другими людьми. И поэтому затраты времени на развивающие подростка виды досуговой деятельности неоправданно малы.

Естественно также, что наличие того или иного количества свободного времени у подростка, само по себе не вызывает формирование определенных черт личности, не осуществляет воспитательных функций досуга (развивающей, ориентационной, коммуникативной, рекреационной). Они – лишь потенциальные возможности свободного времени. Превращение их в реальность требует определенных усилий и условий.

Педагогическая среда детского досуга богата разнообразными яркими формами групповой духовной деятельности. Эти формы демократичны, не нуждаются в длительной подготовке и по своей организации очень просты. Интересное дело, участниками которого являются подростки, обладает колоссальной силой влияния.

Необходимым условием рационального использования времени досуга является развитая структура досуговых потребностей, на формирование которой определяющее влияние оказывает семья. Естественно, что досуговые потребности формируются, как целенаправленно (то есть это осознается родителями, как воспитательный акт), так и путем усвоения детьми всего процесса жизнедеятельности семьи. Процесс формирования потребностей предполагает как материальную, так и духовную его обеспеченность, которая, в свою очередь, невозможна без духовной связи с детьми.

К сожалению, отсутствие контакта с родителями у большинства подростков или его недостаточность ведет к тому, что единственно реальной альтернативой проведения времени досуга является двор и улица. Подростки, к сожалению, не знают, как с наибольшей пользой для себя и окружающих проводить свободное время.

Развитие семейных форм досуга, на наш взгляд, было и остается одним из приоритетных. Давно установлено: чем больше совместно пережитых и переживаемых положительных эмоций, тем больше взаимопонимания поколений отцов и детей, а, следовательно, и условий для установления доверия к ценностям старших поколений. Это, во-первых.

Во-вторых, забота о рациональном досуге детей с целью уберечь их от опасных увлечений (алкоголь, наркомания, мафиозные группировки) приобщает родителей к ценностям культуры, которых они были лишены в силу материальных условий и уровня культурности своих родителей.

В-третьих, при всех фактах негативизма детей и подростков они все-таки строят свою жизнь по образу, на манер и с оглядкой на родителей. Так что в сфере семейного досуга приобретаются знания, умения и навыки обоюдополезные.

Организация досуга подростков зависит от трех условий:

1. Социально-экономического развития общества.

2. Уровня развития культуры в обществе.

3. Личного отношения подростка к досугу.

Приобщение к творческой деятельности (музыка, спорт, техническое творчество и т. д.) в детские годы для многих часто превращается в дело всей их жизни. Если же судьба в дальнейшем распорядится по-своему, то все равно навыки, приобретенные в детские годы, обязательно пригодятся в жизни. Помимо участия в конкурсах, концертах, человек занимается творческой деятельностью для своего эстетического наслаждения и развития.

Для того чтобы обеспечить разностороннее воспитание учащихся, нужна своевременная и разносторонняя организация их деятельности, а не простая совокупность разнохарактерных мероприятий. Воспитательные мероприятия могут лишь дополнить, расширить, связывать воедино, поднимать на качественно новую ступень знания, умения, навыки, установки и другие феномены личности, сформированные в основных видах деятельности. А сфера досуга как нельзя лучше подходит для реализации этой важной задачи.

Педагогические возможности детского досуга зависят от добровольности включения подростка в досуговую деятельность на основе его личных интересов, склонностей, вкусов, восприятия этой работы как отдыха, удовольствия. Однако одного желания включиться в интересующее занятие еще недостаточно, надо уметь это сделать, проявить определенные способности, а главное – желание овладеть специальными навыками, т.е. умение трудиться.

Знания, умения, навыки в условиях детского досуга формируются в процессе творческой деятельности, которая существует как самостоятельный тип образовательных занятий, и внутренне пронизывает всю деятельность, осуществляемую подростками в свободное время.


Разные виды деятельности характеризуют психическое развитие человека на всех ступенях развития. Деятельность в своей сущности обогащает человека историческим опытом, усваивает знания, умения и навыки. А. Леонтьев не разделял виды деятельности на отдельные этапы, ученый констатировал, что виды деятельности взаимозаменяемы и играют определенную роль на определенном этапе развития.

Исторически доказано, что именно труд является главным и определяющим видом деятельности человека. Наряду с трудом, основным видом деятельности является учение.

В общей теории учения, основы которой были заложены Я. А. Коменским, И. Песталоцци, А. Диствервегом, в нашей стране — К. Ушинским, П. Каптеревым, С. Шацким, П. Нечаевым, М. Басовым, П. Блонским, Л. Выготским, а также крупнейшими представителями отечественной и зарубежной педагогической психологии середины XX столетия — Д. Элькониным, В. Давыдовым, И. Лингартом, И. Ломпшером и другими учеными, сформировалась собственно психологическая теория учебной деятельности, приоритет в научной разработке которой принадлежит России. Ее разработчики — Д. Эльконин, В. Давыдов, А. Маркова, П. Гальперин, Н. Талызина и др.

Например, Л. Выготский полагал, что концепция учебной деятельности — это подход к обучению, который обуславливается психологическим развитием. Основываясь на трудах С. Рубенштейна, Л. Выготский исследовал принцип единства психики и деятельности в контексте психологической деятельности. П. Гальперин и Н. Талызина определили тесную связь формирования умственной деятельности с различными типами учения.

Д. Эльконин и В. Давыдов вкладывают в учебный процесс развитие познавательных способностей, которые являются основой психических новообразований. Характерна точка зрения авторов, что развитие ученика происходит через конструирование содержания научной области и методов ее познания.

Любой учебный предмет организует познание данных с разных сторон: генетической, базовой, теоретической, одновременно приумножая условия происхождения предмета и его преобразования. Способ и форма организация учебной деятельности формируется активностью ученика. За учеником, в данном случае, закрепляется роль познающего мир в специально организованных для этого условиях. С этой точки зрения, осуществления учебной деятельности реализуется только педагогами (организаторами обучения), которые, в идеале, должны включить все формы познавательной активности. В. Давыдов указывает, что наиболее благоприятная форма для умственного развития ребенка строится на теоретическом принципе, называя такое обучение развивающим. А. Брушлинский не только определяет теорию мышления, но и определяют эталон развития, который включает рефлексивность, целеполагание, планирование, умение обмениваться продуктами познания и умение действовать во внутреннем плане. В. Давыдов видит целью образование — это умение учеником присвоение общественно-исторического опыта, воспроизведение образовательной культуры, общественно выработанных ценностей, социальных ориентиров.

Предложенное авторами построение учебного занятия отличается от традиционного однонаправленного урока, где главную роль играет учитель. Учебная деятельность подходит к данному вопросу иначе. Базисное, фундаментальное понятие, абстрактное представление принимает четкие формы, конкретизируется фактами и приобретенными знаниями ученика.

Перестройка, изменение учащегося заложено в результат учебной деятельности. Постоянное ее осуществление развивает теоретическое мышление, умение обобщать материал, анализировать, планировать и рефлексировать.

Согласно Д. Эльконину, учебная деятельность заключает в себе характерную общественную особенность в различных проявлениях: по содержанию, по смыслу и по форме своего осуществления. Но учебную деятельность нельзя включать в понятие учения и освоения, так как данные понятия включают любые другие виды деятельности (игровую, трудовую, спортивную). Именно теоретические знания заложены в основу учебной деятельности, например, посредством дискуссий, которые осуществляют школьники с помощью учителей. Тем самым можно заключить, что учитель лишь направляет учащихся на нужное познание, но не управляет дискуссией.

Д. Эльконин подчеркивает, что учебная деятельность должна начинаться с побуждений, мотивов. Мотивы и побуждения могут носить не только социальный характер, но и индивидуальный, например, личные успехи, выгода, мотивы собственного роста.

Как и всякая деятельность, учебная имеет ряд своей специфики. Во-первых, в основу научной деятельности положены научные законы и способы их решения. Во-вторых, деятельность выступает усвоением подобного контекста. В-третьих, причиной новообразования является психическое развитие обучающегося. Основополагаясь на перечисленные специфики, учебное заведение, в нашем случае средняя школа, должна привить особый уровень мышления, который способствовал бы ориентации школьника в современном сознании.

Характер и способ взаимодействия элементов составляют структуру учебной деятельности. Исследователи до сих пор не сошлись в едином мнении относительно основных ее структур. В. Репкин считает, что учебная деятельность актуализирует наличный теоретико-познавательный интерес, определяет мотивы, как конечные учебные цели, контролирует действия и оценивает.

Д. Эльконин исследовал строение учебной деятельности и вывел собственную гипотезу в 50-х гг. 20 века. Ученый считал, что следующие этапы входят в учебную деятельность:

− действия контроля процесса усвоения.

А. Варданян, напротив, в качестве структуры приводит действия, направленность которых является решением учебных задач, включает цель учебной деятельности и методы ее осуществления, а также включает результат учебной деятельности.

В. Давыдов считал, структура учебной деятельности включает задачи, сами действия и действия контроля, то есть структура, на его взгляд, упрощена и состоит только из ключевых этапов построения знаний. С точки зрения исследователя, ученик превращается в субъект деятельности, принимая учебные задачи, которые, в свою очередь, связаны с мотивацией к учению. Большое внимание В. Давыдов уделял действию контроля и оцени. С помощью контрольной части занятия выполнялось отслеживание хода действия, обеспечивая, при необходимости, коррекцию результатов.

Со временем теоретическая сторона учебной деятельности фактически приобрела концептуальную значимость и сформировалась в виде различных точек зрения. С. Рубенштейн впервые задумался о взаимосвязи эмоционального и рационального аспекта учебной деятельности, а также о путях преодоления разрыва между ними. А. Леонтьев следовал суждениям С. Рубенштейна и основал следующие положения в доказательство теории:

− образное мышление является способом мысли, наряду с понятиями о предмете;

− интересы движут мыслительным процессом, потому четко прослеживается связь между динамикой мысли и эмоциональными ощущениями.

Можно заметить, что в основу учебной деятельности положен фактор психологического возраста, что позволяет выработать конкретные требования к организации обучения. Особое внимание уделяется дифференциации и построению индивидуального плана развития с ориентированием на профильное развитие.

Следуя результатам Л. Выготского можно заключить, что определенный возрастной этап наделен индивидуальными качествами: умственными, мотивационными, эмоциональными. По мнению многих ученых, подростковый период считается одним из самых сложных периодов взросления и обучения. Психологи и педагоги расценивают данный этап развития как трудный, критический. Главное противоречие подросткового периода — переход от детства к зрелости. Несмотря на детскую восприимчивость, внимание школьника среднего возраста достаточно рассеяно и добиться сосредоточенности на уроке становиться сложнее.

С точки зрения субъекта учебной деятельности, подросток нуждается в утверждении своей уникальности, им движет стремление выделиться, привлечь внимание к своей личности, завоевать авторитет. Если в подобном случае контекст учебной деятельности соответствует внутренним мотивам подростка, — это может усиливать познавательную мотивацию.

А. Петровский продолжает данную тему, заявляя, что в учебной деятельности обязательно должен присутствовать аспект современной жизни. Возможность включения на любом этапе урока отрывков из фильмов, телепередач, чтение свежих новостей и газетных статей помогает подростку связать теоретические знания по предмету и их практическую направленность. П. Блонский писал, что для подростка важно единство мышления и взглядов в процессе постижения теоретических наук. Это значит, что необходимо учитывать групповую направленность учебной деятельности, причем важно сочетать, как самостоятельный выбор групп, так и по усмотрению учителя. Помимо сложностей подросткового возраста, на данном этапе развития есть и положительные стороны. Например, подросток начинает рассуждать гипотетически, использовать дедукцию, размышлять и анализировать ситуацию с разных сторон. П. Блонский отмечает, что именно на данном этапе развития появляется умение мыслить гипотезами. Подросток начинает контролировать и следить за своей речью, вниманием и памятью. Интересно рассмотреть и отношения между учителем и учеником-подростком. Подобные отношения строятся в проекции репродукции и творчества. Важно определить, что подросток, склонный к самопознанию и самоидентификации, нуждается в поощрении, учителя-друга, наставника, но не будет терпеть тоталитарного контроля, ситуаций, не затрагивающих его собственного интереса или идущих вразрез с его собственными суждениями. Конфликтность, отчужденность, замкнутость — основные подростковые конфликтогены, которые должны избегаться во время учебной деятельности. Каждое учение должно сопровождаться поддержкой, поощрением и индивидуальным подходом к определенным нуждам подростка.

Основные термины (генерируются автоматически): учебная деятельность, вид деятельности, этап развития, действие, действие контроля, деятельность, научное познание, подростковый период, теоретическое мышление, учебный предмет.

Аббревиатура ЗУН часто встречается в учебниках, научных статьях и других публикациях, посвященных педагогике. В профильной литературе сказано, что под обучением следует понимать организованный процесс сотрудничества педагогов с учениками. Цель такого взаимодействия можно определить тремя словами – знания, умения, навыки. Именно их формирование является конечным результатом деятельности учителя. В нашей статье мы расскажем о том, какие существуют виды знаний, умений, навыков, дадим определение этим терминам и ответим на ряд сопутствующих вопросов.

Понятие ЗУН в педагогике

ЗУН: понятие и характеристики

Знания, умения, навыки – термины, которые хорошо знакомы людям, занимающимся преподавательской деятельностью. Процесс их формирования имеет не только педагогические, но и психологические (психофизиологические) особенности. Давайте попробуем дать определение этим терминам:

1. Знания. Ученые, специализирующиеся на изучении педагогики, предлагают разные трактовки этому термину. Для одних это коллективный опыт, результат изучения действительности, для других – умения оперировать накопленной теоретической информацией, для третьих – усвоенные слушателем данные, которые он понял, запомнил и способен воспроизвести. Чтобы знания приносили реальную пользу, они должны обязательно перерасти в умения. Только в этом случае от полученной информации будет толк. Так, например, чтобы научиться читать и писать, первоклашки сначала изучают алфавит. Польза из этого получается только тогда, когда они научатся составлять из букв слова. В этом случае накормленная информация перерастет в умение. Только в этом случае можно уверенно сказать, что силы для приобретения знаний были затрачены не зря.

2. Умения. Этот термин характеризуется, как способность применять полученную в процессе обучения информацию на практике. Интеграция полученных данных в реальную жизнь является необъемлемым этапом обучения. Чем больше было получено знаний, тем больше навыков получит ученик.

3. Навыки. Этим термином называются действия, осуществление которых доведено до автоматизма. Такого результата можно достичь благодаря неоднократному выполнению определенных задач. Навыки формируются в процессе учебной, производственной или спортивной деятельности. Считается, что овладев навыками, человек действует на подсознательном уровне, не задумывается над выполнением поставленных задач. Отличительными характеристиками навыков считаются точность, скорость принятия решений (выполнения действий), минерализация усилий и затрат энергии при выполнении задания. Наличие определенных навыков всегда приводит человека к успешности в той или иной сфере.

Чему бы ни обучался человек – различным отраслям науки или выполнению определенных производственных процессов, все действия будут направлены на освоение вышеназванных компонентов. Следует отметить, что в любом случае последовательность сохраняется. Сначала мы получаем знания, затем учимся применять их на практике, и получаем умения, которые впоследствии перерастают в навыки.

Классификация знаний

Знания – не однозначное понятие. Ученые классифицируют их по разным признакам. Так, например, по степени рациональности знания делят на:

В первом случае речь идет о систематических, достоверных, получаемых в результате знакомства с особенностями человека, общества и природы знаниях. Они делятся по:

· отраслям наук (гуманитарные, технические и другие):

· способу отражения реальности (объяснительные и описательные);

· функциональным особенностям (прикладные, фундаментальные и разработки);

· отношению к деятельности субъекта (дескриптивные и нормативные);

· уровню познания (закономерности и установленные научные факты).

Что касается иррациональных знаний, то они строятся на интуиции эмоциях, имеют свои источники и способы познания. Примечательно, что они часто противоречат общепринятым законам логики. У этой категории относят также обыденно-практические знания.

Кроме этого существуют и другие категории знаний:

· житейские, основанные на здравом смысле и жизненной мудрости;

· художественные, полученные при помощи эстетического восприятия образов;

· практические, полученные в результате выполнения определенных действий для удовлетворения тех или иных потребностей.

В качестве отдельной категории выделяют заблуждения. Такие знания не соответствуют воспринимаемому объекту, но считаются истинными.

Этапы усвоения знаний

Процесс усвоения знаний можно условно поделить на несколько этапов. Предлагаем ознакомиться с кратким описанием каждого из них:

1. Понимание. На этом этапе ученик или студент воспринимает объект изучения, выделяет его из общей массы и определяет отличительные характеристики. На самом деле это очень важный момент, так как скорость понимания зависит от способности слушателя к восприятию и освоению новой информации.

2. Узнавание. Это шаг, в процессе выполнения которого ученики осмысливают полученную информацию. Чтобы ускорить процедуру, используются подсказки, намеки и описания.

3. Воспроизведение. Слушатели стараются самостоятельно воспроизвести полученную информацию.

4. Применение. На этом этапе ученик (студент) пробует использовать полученные знания на практике.

Завершается процесс творческим этапом. При его выполнении слушатель применяет полученные знания.

Особенности навыков и умений

Навыки и умения бывают 4-х видов. Классификация осуществляется с учетом этапа и уровня их формирования. Выделяют:

· начальное умение, характеризующиеся попыткой впервые сознательно применить знания на практике;

· простой навык, отличающийся выполнением простых действий, которые осуществляются без видимых усилий;

· сложный навык, позволяющий осуществлять эффективную деятельность без ошибок и с применением незначительных усилий;

· сложное умение, подразумевающее использование сформировавшихся навыков в любых условиях.

Ученые выделяют несколько категорий навыков. Это:

1. Сенсорные, которые напрямую связывают с работой органов слуха, обоняния, зрения. С их помощью люди слушают, ощущают, разделяют запахи и вкусы, опознают предметы, разглядывают различные объекты.

2. Умственные, зависящие от интеллекта слушателя, способности запоминать данные, оценивать ситуацию, выполнять расчеты и другие действия.

3. Двигательные, обеспечивающие выполнение в рекордное время спортивных упражнений, скоростной набор или написание от руки текстов или выполнение других действий.

4. Комплексные, позволяющие, например, работать на станке, заниматься танцами, играть на музыкальных инструментах и выполнять другие действия.

Навыки и умения нужно формировать и развивать.

Роль способностей в процессе формирования ЗУН

Формирование знаний умений и навыков осуществляется с учетом способностей ученика или студента. Это отличительная особенность человека, которая является врожденной, а не приобретенной. Очень важно их своевременно определить, а затем развивать в течение всей жизни. Это позволит человеку освоить большое количество информации, получить хорошее образование, и достичь значительных успехов. Имеющие определенные задатки люди с легкостью осваивают различные науки или виды деятельности.

Так, например, знания гораздо легче усваиваются учеником, способным быстро воспринимать информацию. Он с легкостью связывает полученные данные с ранее приобретенным багажом. В результате из ученика из студента получается квалифицированный специалист, делающий успехи в той или иной сфере.

Умения гораздо легче возникают в том случае, если ученики способны осуществить адаптацию приобретенных знаний, найти им применение на практике.

Что касается навыков, то их возникновение обычно связывают со способностью реализовывать знания и применять приобретенные умения в различных сферах.

Роль способностей в процессе формирования ЗУН

Контроль знаний, умений и навыков

Виды контроля знаний, умений, навыков зависят, в первую очередь от того, на кого возложена эта важная и ответственная функция. В соответствии с этим классификатором они бывают:

· внешние (выполняется преподавателем);

· взаимные (многие педагоги в процессе обучения возлагают на учеников обязанность контролировать качество выполнения заданий другими учащимися);

· самоконтроль (ученик самостоятельно контролирует качество выполнения поставленных задач).

Последний тип оказывает существенное влияние на развитие ученика, как личности. Это связано с тем, что осуществляя самостоятельный контроль, учащийся проверяет последовательность и правильность выполнения тех или иных действий, обнаруживает без посторонней помощи допущенные ошибки и самостоятельно устраняет их.

Взаимный контроль учит школьников и студентов не только сверять работу другого слушателя с определенным эталоном, но и проверять при этом собственные знания.

Самоконтроль обычно применяется на практике только после того, как ученики или студенты научились качественно проверять работы своих одноклассников или одногруппников.

Чему учить ребенка, помимо школьной программы? Что ему понадобится в жизни для успеха? Как раз школьные знания почти не пригодятся, считает психолог Ольга Юрковская, автор книги "Образование для жизни" и яростный критик школьной системы. Ее дочери — на семейном обучении, и мама бизнес-тренер составила для них целый список навыков, необходимых современному человеку. Здесь и скорочтение, и Photoshop, и навыки преподавания и. уборки. В общем, есть, с чем согласиться и поспорить.


Лично для меня самое важное — навыки эффективной работы с текстом, с информацией. Умение извлекать из потока нужные мысли, структурировать и обрабатывать.

На втором месте находится все, что касается компьютера и Интернета. В частности, грамотный развернутый поиск, работа с сайтами, верстка и прочие незаменимые навыки.

Важны также хорошо развитые коммуникативные и презентационные навыки.

Где всему этому учат?

10 навыков для успеха в жизни

Существует множество бесплатных инструментов. Вы сами ими пользуетесь. Если приложить немного фантазии, их можно адаптировать к нуждам детей и включить в процесс обучения.

Интеллект-карты для развития мышления. Есть бесплатные сервисы, где дети могут каждую сложную тему структурировать при помощи интеллект-карты. Во-первых, такой подход развивает системное мышление. Во-вторых, облегчает запоминание и обработку большого объема информации. И потом, это просто полезная привычка.

Развивать мышление можно, как это делают мои дети — на шахматах или в кружках логических игр. Подключайте обучающие компьютерные игры (главное — вовремя отказаться от них в пользу реальной жизни).

Работа с компьютером на базовом уровне. Незаменимый для современного человека навык — слепая десятипальцевая печать. И дело даже не в скорости набора, в 10–12 лет это не очень важно. Но пока ребенок осваивает навык набора текста с помощью того же "Соло на клавиатуре", он становится более внимательным, снижает процент опечаток и пропущенных букв. К тому же в игровой форме усваиваются основы орфографии.

Простейшие программы и основы сайтостроения. Эту часть взаимодействия с Интернетом оценят подростки. Так они получат возможность вести блог, набирать подписчиков. При этом им придется осваивать работу с конструкторами сайтов, на простейшем уровне — программу Photoshop, а также другие редакторы. И даже вплотную познакомиться с основами маркетинга, созданием продающих текстов и вирусного копирайтинга.

Навыки эффективной работы с информацией. В этом направлении существует множество платных и бесплатных онлайн-тренажеров. Я пошла по другому пути: оплатила курсы быстрого чтения (доступны для детей с 7 лет), а также курсы памяти и внимания (с 10 лет).

Физическое развитие ребенка не является навыком, но я отношу его к этой категории. Совершенно не обязательно отдавать чадо в профессиональный спорт. Меня вполне устраивала детская программа в нашем спортивном центре (плавание, водное поло, гимнастика, танцы, карате, йога, аэробика, тренажерный зал для детей), три раза в неделю занятия по выбору детей.


Сейчас мои дочки увлеклись брейк-дансом, старшая даже начала выигрывать международные соревнования всего лишь через полгода после начала занятий. То есть детский фитнес дал нужную ей спортивную подготовку.

Умение писать книги, статьи и рекламные тексты. Подберите дистанционные курсы писателей, журналистов и копирайтеров. Если подросток овладеет этим навыком, скоро ему будут предлагать гонорары за публикации.

Моим детям по возрасту рано проходить такое обучение, но они уже просматривают материалы семинаров "Вольная журналистика", "Глянцевая журналистика", "Копирайтинг" и других. Старшая уже начала писать сказки и рассказы, и я помогла ей сделать сайт для публикации материалов.

Навык преподавания. Это могут быть школьные предметы или хобби. В любом случае, в такой занятости очень много плюсов:

  1. Более глубокие и обстоятельные знания. Для того чтобы кого-то научить, придется самому копнуть гораздо глубже, чем обычно.
  2. Появится необходимость четко и системно излагать свои мысли. А это тренирует и навыки ораторского искусства, и уверенность в себе.
  3. Маркетинговый подход. Уже в подростковом возрасте ваше чадо научится монетизировать свои навыки.

Так что предложите ребенку вести какой-нибудь бесплатный кружок для ровесников. При желании организовать их несложно. Или пусть попробует себя в роли репетитора. Такая практика существовала в дореволюционной России: ученики старших классов гимназии обучали младших школьников.

Знание иностранных языков на хорошем разговорном уровне. Это уже жизненная необходимость (а не просто плюс при поступлении в вуз): то нужно информацию из иностранных источников собрать, то книгу в оригинале почитать, то за границей сориентироваться.

Я пришла к выводу, что месяц живого общения с носителями языка за границей сопоставим с пятью годами изучения иностранного в школе. Только нахождение в языковой среде даст знание языка без утомительной зубрежки.

Тем не менее хороший базовый уровень могут обеспечить:

  • компьютерные программы;
  • мультфильмы и фильмы с субтитрами;
  • аудиокурсы;
  • облегченные книги со встроенным переводом.

Навыки ведения хозяйства и бытового самообслуживания я считаю одними из самых важных. В первую очередь, умение готовить и убирать. Если ребенок способен сам себя обслуживать и даже помогать по дому — это хорошо со всех сторон:

  • во-первых, он чувствует себя взрослым, самостоятельным и охотнее берет на себя ответственность;
  • во-вторых, нагрузка на родителей становится меньше. Всегда можно либо попросить ребенка помочь, либо сделать часть работы по дому его повседневными обязанностями.

Научить могут специальные курсы для детей и подростков — например, кулинарные или по шитью и вязанию. А если нет нужных курсов? Например, таких, где учили бы детей уборке, ремонту одежды или обуви, ремонту бытовой техники?

Можно договориться о бесплатной стажировке для подростка. Хотите, чтобы ваш ребенок освоил навыки уборки? Организуйте ему стажировку в клининговой компании! Это ведь тоже непростое умение. Профессиональная уборщица умудряется за минимальное время выполнить работу, на которую у неподготовленного человека уходит весь день.

Чтобы получить навыки обслуживания и простейшего ремонта техники, отправьте мальчика на индивидуальное обучение к мастерам по ремонту бытовой техники, к автомеханикам в гараж, к строителям, отделочникам. К мастерам по ремонту одежды и обуви, наконец! И увлечение чаду подыщете, и сэкономите на профильных услугах.

6 умений, которым не учат в школе и на курсах

6 умений, которым не учат в школе и на курсах

Еще я хочу привлечь внимание родителей к ряду способностей, которые либо угасают у детей по мере взросления, либо не развиваются вовсе, если ими не заниматься.

Умение задавать вопросы. Постоянное "почему", "зачем" и "как" — естественное, природное состояние детей. Но по мере взросления эта черта, которая сводит с ума родителей, когда их чаду четыре года, куда-то незаметно девается.

Часто по вине родителей. Если ребенок ожидает, что вместо обстоятельного ответа он получит либо отговорку, либо грубость, он прекращает спрашивать. А ведь вопросы — основной способ получения знаний.

Умение самостоятельно решать проблемы. Человек, который умеет разбивать сложные задачи на простые, а затем решать их по одной, справится с любой работой.

Хотите развить этот навык? Не бросайтесь на помощь по первому зову. Не важно, идет ли речь о безуспешном надевании колготок или решении задачи по математике. Конечно, гораздо проще написать ответ за ребенка и вернуться к своим делам. Только в итоге подросток привыкает перекладывать трудности на плечи родителей (то есть ваши) или другого взрослого. И с возрастом это не проходит.

Привычка завершать начатое. Любое действие, которое вы совершаете, может быть маленьким проектом. Объясните ребенку, что если он за что-то взялся, то важно это закончить.

Способность найти призвание или дело своей жизни. Если вы спросите у учеников выпускных классов, чем они хотят заниматься в жизни, получите печальные ответы. Большинство идет продолжать образование в вуз, который выбрали родители.

Я ни в коем случае не говорю, что высшее образование не нужно. Просто образование, навязанное родителями, или "абы какое, лишь бы высшее", обычно пропадает впустую вместе с вложенными в него деньгами и временем.

Если ребенку нравится что-то делать, он из любого "непрестижного" занятия сможет сделать что-то действительно стоящее. И можно быть спокойными за его самореализацию и гармонию с самим собой.

Толерантность. Границы стерлись, и ваш ребенок не сможет нормально взаимодействовать с миром, если при виде человека, отличающегося от него расой, вероисповеданием, сексуальной ориентацией, социальным статусом или имеющего какие-либо физические недостатки, будет впадать в ступор. Все мы разные, со своими взглядами и особенностями, и, чтобы взаимодействовать, людям нужно учиться принимать и понимать друг друга.

Умение быть личностью. Иногда мне кажется, что за семь десятилетий Советского Союза навык не выделяться и быть серой массой закрепился на генетическом уровне. Оставаться незамеченным, не высовываться, быть как все! Твое "я" ничего не значит. Главное — не отрываться от коллектива.

В определенном возрасте у ребенка возникает вполне естественное желание быть похожим на кого-то. Но со временем это проходит. Однако, к сожалению, не у всех.

— Вот, у моей сотрудницы дети уже машину купили, дом построили и дерево посадили! А вы вообще ничего не делаете и непонятно, чем занимаетесь!

— На работу нужно ходить! А ты в Интернете сидишь или по встречам шляешься непонятным! Разве это работа? Что я людям скажу, если спросят?

Такие варианты родительских высказываний встречаются очень часто. Получается, что человек живет не своей жизнью, а какой-то "принятой в обществе". Да, определенные социальные нормы нужно соблюдать (раз уж мы живем в обществе, а не в дремучем лесу), но полностью подстраивать свою жизнь под мнение большинства — не лучший выбор!

Читайте также: