Значимость кружки в начальной школе

Обновлено: 08.07.2024

В настоящее время дополнительное образование, в отличие от общеобразовательных учреждений, является одним из основных социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и развитие индивидуальных способностей детей, где обучающимся предоставляется право выбора вида деятельности, уровня сложности и темпа освоения образовательной программы дополнительного образования в избранной сфере познания.

С учетом возраста и интересов детей, дополнительное образование становится основой для воспитания нового творчески мыслящего поколения, профессиональной ориентации, развития компетенций, востребованных на новом этапе технологического развития.

КРУЖОК – КАК ОСНОВНОЙ ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

Кружок – это среда общения и совместной деятельности, в которой можно проверить себя, свои возможности, определиться и адаптироваться в реалиях заинтересовавшей сферы занятости. Кружок является наиболее распространенной, традиционной формой добровольного объединения детей.

1. Приоритет предметно-практических задач.

2. Основной вид деятельности – обучение конкретному виду деятельности. Хотя это не означает отсутствия воспитательных и развивающих задач.

3. Обучение ведется по одному предмету и одним педагогом.

Важным элементом кружка, его особенностью, является и форма выражения итога, результата. Чаще всего он воплощается в конкретных и внешне эффектных показательных выступлениях, концертах, фестивалях, диспутах, семинарах и т. д.

Кружковая работа в общеобразовательной школе и других учебных заведениях, а также внешкольных учреждениях проводится с целью расширения общих и углубления специальных знаний учащихся, удовлетворения их индивидуальных интересов и склонностей, развития творческих способностей, а также с целью организации их досуга. Кружковая работа служит средством профессиональной ориентации учащихся, в ней тесно переплетаются образовательные и воспитательные задачи.

Кружки организуются в общеобразовательных и профессиональных школах, высших и средних специальных учебных заведениях, во внешкольных учреждениях, при клубах и библиотеках на добровольных началах. Обычно в кружке занимаются 15-20 человек, при этом каждый учащийся посещает 1-2 кружка, не более.

В кружках, особенно предметных, объединяются учащиеся одного возраста, примерно с одинаковым уровнем подготовки. В некоторых кружках (художественных, спортивных) объединение происходит по интересам, занимаются учащиеся различных классов.

Кружковая работа отличается от учебной большим разнообразием форм и методов ее организации. В начальных классах в кружковую работу вносятся элементы игры и соревнования. Она проводится в занимательных формах и не имеет ярко выраженной специализации. Тематика и содержание кружковых работ обычно отражают новейшие достижения науки, техники, искусства. Занятия в кружках проводятся в форме бесед, рефератов, докладов, экскурсии и походов, лабораторных и практических работ, изготовления моделей и приборов, опытов и наблюдении, соревновании, участия в конкурсах и массовых выступлениях.

Очень важно, чтобы результаты деятельности учащихся в кружках становились достоянием всей школы, чтобы эта работа носила общественно-полезный характер, находила отражение в организации школьных вечеров, конкурсов и олимпиад, диспутов, школьных выставок, выставок детского творчества, школьных музеев. Высшей формой кружковой работы являются разнообразные детские и юношеские клубы.

УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ КРУЖКА

Урок, даже самый удачный, имеет один недостаток: он спрессован во времени и не допускает отвлечений, даже когда группа (класс) остро интересуется каким-либо вопросом, так как есть установленный план. Другое дело - внеклассные занятия, в которых учитель не связан жесткими временными и плановыми рамками. Эта деятельность является продолжением целенаправленной работы по развитию творческих возможностей и способностей школьников, формированию его как личности.

Будучи органически связанной с учебной деятельностью, внеклассная работа в отличие от нее строится по принципу добровольности, а ее содержание должно отвечать личным интересам школьников.

Такой подход дает возможность всесторонне учитывать их запросы, индивидуальные наклонности, дифференцировать тематику занятий, исходя из уровня развития школьников. Учитель должен выполнять свою направляющую роль, учитывая то, что понадобиться детям в самостоятельной жизни.

При внеклассной деятельности учитель способен пробуждать интерес школьников, формировать их активность, развивать мышление, рациональный подход к решению возникающих проблем.

Именно внеклассная работа способна успешно культивировать те качества, без которых творческая личность может не состояться: целенаправленно развивать навыки рационального мышления, работы с всё возрастающим объёмом информации.

В наше время информацию в основном получают из интернета, это проще и быстрее, а книги незаслуженно забываются. Есть много причин, по которым очень важно пробудить у формирующегося человека интерес к чтению:

- улучшение воображения и повышение креативности;

- увеличение словарного запаса и повышение общего уровня грамотности;

- улучшение внимания и способности к концентрации;

- развитие памяти и мышления;

- развитие общительности и сопереживания;

Читая книги, человек со временем формирует свое собственное мировоззрение, его взгляд на мир углубляется и расширяется, пересматриваются и формируются ценности, убеждения и принципы. Многие книги способны мотивировать и вдохновить на самореализацию, улучшение себя, повышение своих результатов. Главное – чтобы книга приносила радость и удовольствие, дарила силы и вкус волшебства.

Руководителем кружка разработана программа, структура и содержание которой отвечают общеизвестным дидактическим принципам: доступности, научности, наглядности, связи теории с практикой, актуальности, учету общих (возрастных) и индивидуальных особенностей детей, их конкретных интересов и возможностей.

Работа кружка строится из расчета 1 ч. в неделю в 1м – 4-м классах.

В программе кружка раскрывается не только содержание, но и указываются прогнозируемые результаты – описание знаний, умений и навыков, которые получат воспитанники в ходе занятий, развиваемые способности и качества личности.

Необходимым подспорьем для руководителя кружка служит календарно-тематический план, в котором предусматриваются даты проведения занятий, названия разделов и тем, основные понятия, содержание практической деятельности и методическое обеспечение. При его обсуждении с членами кружка следует по возможности учесть их предложения и пожелания. Важно, чтобы ребята сами стали организаторами жизни кружка, почувствовали ответственность за свою работу, а руководитель умело, тактично управлял их деятельностью.

На основе календарно-тематического плана разрабатываются и проводятся конкретные занятия. Готовясь к каждому из них, руководитель кружка уточняет содержание работы.

Основным отчетным документом в кружке является учебный журнал. В начале года в него вносятся сведения о всех кружковцах. Здесь указывается тема каждого занятия, отмечаются присутствующие. Кроме этого, руководителю кружка рекомендуется вести дневник работы, в который обычно вписывается план занятий, опорные понятия, перечень выполняемых заданий, краткие выводы из наблюдений за работой отдельных ребят и т. п. Итоги работы кружка подводятся в конце учебного года.

Одним из главных критериев отбора является интерес к работе в кружке.

Особого внимания требует комплектование кружка первого года обучения, его целесообразно проводить во второй половине сентября, после того, как в школе уже уточнено расписание уроков. Информация о наборе в кружок (краткие сведение о кружке, о возрасте принимаемых, о времени и месте записи) должна быть своевременно доведена до сведения учащихся. Записавшимся в кружок сообщается расписание работы, время и место проведения первого занятия.

Комплектование кружка не заканчивается с начала его работы, оно может продолжаться еще и в течении учебного года. Это происходит потому, что, с одной стороны, имеет место отсев, а с другой – нередко и после начала занятий появляются желающие записаться в кружок. Оптимальное количество членов кружка – 15 человек.

Для регулярного посещения школьниками кружковых занятий и предотвращения отсева большое значение имеет регламент работы кружка. Режим его работы должен быть стабильным, согласованным с расписанием учебных занятий и проведением других мероприятий в школе.

Существенную помощь учителю в организации работы кружка могут оказать родители учащихся. Для этого их надо ознакомить с его задачами и программой, раскрыть возможности конкретного участия в кружковых занятиях, вовлечения в них детей.

Нередко случается, что посетив 2-3 занятия, учащиеся бросают кружок. Причины этого могут быть разными, но основная – недооценка руководителя индивидуального подхода к кружковцам. Надо каждому из них помочь найти себя в кружке, преодолеть неизбежные трудности, заинтересовать увлекательной перспективой. Для этого следует создавать проблемные ситуации, вносить в работу элементы игры и соревнования, устраивать встречи с интересными людьми, посещение выставок и т. п. В методику работы следует обязательно включать доступные детям формы работы: методы поиска решений творческих задач: "мозговой штурм", морфологический анализ, контрольные вопросы. Полезно также включать в занятие решение кроссвордов, ребусов, задач на смекалку, развитие воображения.

Система внеурочной воспитательной работы представляет собой единство целей, принципов, содержания, форм и методов деятельности, включает множество взаимосвязанных элементов. Целью такой системы являются формирование основ гармонически развитых личностей, ее активной жизненной позиции, подготовка выпускника школы к труду в развитом обществе.

Воспитательная система строится на основе определенных принципов.

- Принцип преемственности предполагает создание и развитие традиций, помогает сформировать сплоченный коллектив, обеспечивает стабильность и возможность совершенствования различных видов деятельности, связь текущей работы с предшествующей и последующей.

- Принцип массовости предусматривает вовлечение всех и каждого ребенка во внеурочную воспитательную работу.

- Принцип последовательности обеспечивает единую логику в организации работы, ее плановость, исключает появление случайных мероприятий, предусматривает усложнение содержания, форм и методов работы с учетом возрастных особенностей детей.

- Принцип непрерывности предполагает правильное чередование напряжений и спадов в работе, равномерность ее во времени, ее насыщенность в течение не только учебного года, но и календарного года.

2. Березина В. А. Развитие дополнительного образования детей в системе российского образования : учеб. пособие. – М. : Диалог культур, 2007. 512 с.

4. Воспитание детей в школе: Новые подходы и новые технологии. - Под ред. Н. Е. Щурковой. - М. : Новая школа, 1998

6. ВолинаВ. В. Учимся играя. – М. : Новая школа, 1994

7. Дергунова Т. А. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников // Культура, наука, образование : проблемы и перспективы — — с. 41-43.

10. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки РФ. — М. : Просвещение, 2010. 32 с. (Стандарты второго поколения)

Создание условий для развития музыкально-одарённых детей в системе дополнительного образования Доклад Андреева Н. Н. музыкальный руководитель МБДОУ №96 г. Читы «Создание условий для развития музыкально-одарённых детей всистеме дополнительного.

Роль социального партнерства в системе дошкольного образования Социальное партнёрство в системе дошкольного образования в контексте ФГОС - система институтов и механизмов такого согласования интересов.

О роли ФГОС в системе дошкольного образования Автор:Хорошилова Галина Александровна, воспитатель МАДОУ "ЦРР - детский сад № 175", г. Новокузнецк, Кемеровская обл. С 01.09.2013 года с.

Проектная деятельность в системе образования Проектная деятельность является инновационной технологией, которая имеет широкую область применения в организации системы образования. Владение.

Формирование краеведческой компетенции в системе дополнительного образования по духовно-нравственному воспитанию Тема: «Формирование краеведческой компетенции в системе дополнительного образования по духовно – нравственному воспитанию детей старшего.

Организация интеллектуально-познавательной творческой деятельности учащихся, формирование положительного отношения к учебе, знаниям через интеграцию урочной и внеурочной деятельности – одно из направлений воспитательной работы.

Духовный мир человека (в любом возрасте) – это не только интеллект, не только мышление и речь, но и мир эмоций, воображения и мечты, нравственных чувств и совести, мир веры в добро, общение с самим собой, это интуитивное понимание чувств другого человека и такт сопереживания. Дети бывают очень чутки и понимают намного больше, чем мы, взрослые думаем. На занятиях кружка мы много беседуем, рассуждаем, много работаем со словом, излагаем мысли в виде сочинений. Диапазон творческих заданий необычайно широк по сложности. При решении требуются особые качества ума, такие как наблюдательность, умение анализировать, сопоставлять, комбинировать и т.д. – все то, что в совокупности и составляет интеллектуальные и творческие способности.

При обучении родному языку следует опираться на возникшую у ребенка потребность и условия, связанные с созданием речевой среды.

Развитие речи – обратная сторона развития мышления, развитие речи совершенствует мышление. Речь шлифует и совершенствует мысль.

Усвоение языка и развитие речи ребенка можно рассматривать только в неразрывном единстве с процессом мышления, который носит творческий характер. Развитие речи и развитие мышления – единый процесс, который связан с познанием окружающего мира и своего внутреннего Я.

Программа кружка составляет 3 цикла занятий:

1. Подготовительный.

Мир, в котором мы живем (мы играем, сочиняем, учимся).

2. Исследовательский.

Мы изобретаем, исследуем, конструируем.

3. Самовыражение через различные виды деятельности, связанные с языком.

Программа кружка построена так, чтобы система занятий предопределяла активное поступательное становление интеллектуальных и творческих способностей ребенка в процессе его творческой деятельности.

Каждый год завершается итоговым занятием. Оно – празднично. Организуется или в форме выставки творческих работ, выполненных детьми в течение года, или в форме спектакля.

чу-чу-чу – в самолете я лечу;

ши-ши-ши – мы уже не малыши.

Мы с ребятами очень любим экскурсии в лес в разное время года.

Мир природы дает богатый материал для творчества. А если добавить к этому немного детской фантазии, то рождаются стихи.

Я проснулась утром рано,
Глянула в окошко –
Там весна бежит вприпрыжку,
Хлопает в ладошки.
Заходи ты в гости к нам,
Рады мы таким гостям.

Конечно, не все детские тексты можно назвать настоящими стихами, но можно увидеть, что у ребят появляется желание выразить свое отношение к природе, к животным, к школе, к родным людям, к памятным событиям.

Как прадед мой войну прошел
Отец мой рассказал
И боевые ордена его мне показал.
А за окошком месяц май –
Девятое число.
И возложение цветов,
И про войну кино.
О тех, кто жизни не жалел
И шел на смертный бой,
За тем, чтоб счастливо жилось
Сегодня нам с тобой.

Звезды в небе. Лунный свет.
Золотой песочек.
Как гитарная струна
Звонкий голосочек.
Легкий зонтик. Кружева.
Милая улыбка.
Тихо плещется в воде
Золотая рыбка.
Снова скрипка зазвучит,
Солнышко проснется.
А в сердцах любовь горит,
И душа смеется.
(Д.Алексеев)

В каждом месте, в каждом доме
Драгоценность есть своя.
В море – рыбка золотая,
Дома – бабушка моя.
Словно рыбка золотая
Одарила всех теплом.
Ее натруженные руки
Пахнут хлебом, молоком.
Как у рыбки плавники
Все переливаются,
Так у бабушки моей
Сердце улыбается.
Не хочу я быть царицей,
Не хочу богатства я!
Лишь бы рядом была с нами
Вечно бабушка моя!
(В.Краева)

Знакомство детей с творчеством одноклассников делает их добрее, отзывчивее, внимательнее друг к другу. Все свои работы дети записывают в специальные тетради, которые оформляют с любовью и выдумкой. Это первые шаги в их творчестве, пусть не всегда удачные, но большинство ребят тянутся к такой работе, пытаются проявить себя.

Все творческие работы рождались в классе или на занятиях кружка. Написанные в черновом варианте, зачастую с ошибками, – они выражали индивидуальность каждого. Ребенок раскрывался в одном слове, необычном образе. Из дома же ребята обычно приносят грамотные, но нередко безликие работы. Родители не видят ту фразу, ту мысль, которую следовало бы называть, а просто навязывают общепринятые высказывания.

Если в обычный урок сложно включить большой объем разных видов интересных, нестандартных заданий, таких как головоломки, шарады, анаграммы, фразеологизмы, обогащение речи пословицами, поговорками, меткими выражениями, использованием омонимов, синонимов, антонимов, то этой работой дети с удовольствием занимаются в кружке.

Занятия в кружке положили начало и нашей театральной деятельности, задачей которой является воспитание у младших школьников способности улавливать и эмоционально воспринимать нравственную суть поступков героев произведения. От игр-драматизаций, составленных по народным сказкам, рассказам, басням, стихам, ребята перешли к театрализации произведений русских и зарубежных авторов.

Музы живут среди людей тысячелетия. Античная Мельпомена пришла и к моим ребятам, чтобы прервать обыденность и наполнить их жизнь красотой и поэзией!

- замечать любые творческие проявления учеников;

- создавать условия для развития творческих способностей на уроках и во внеклассной работе.

Очень важно, чтобы подобные формы развития творческих способностей находили продолжение в среднем звене школы. Ведь любое творчество стимулирует нестандартность мышления.

Свое выступление я начала словами Василия Александровича Сухомлинского, а заключаю словами Михаила Ростиславовича Львова.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Роль кружковой работы в развитии творческих

способностей младших школьников

Одним из основных условий развития творческих способностей – взаимодействие между внутренними и внешними факторами, между генетической обусловленностью творческого дарования и условий, которые предоставляет внешняя среда. Если высокий творческий потенциал имеет соответствующие условия, то он поднимается на ещё более высокий уровень; в случае меньших возможностей, разбудить творчество можно благодаря использованию соответствующих учебно-воспитательных способов и методов.

Заботясь о развитии творческих способностей у школьников, привлекая их к созидательному труду. Мы создаём необходимые условия для развития всех без исключения психических качеств учащихся. Творческая деятельность школьника вместе с тем благотворно сказывается на его физическом и эстетическом развитии. Привлечение учащихся к творческой деятельности разных форм внеклассных занятий раскрывает перед нами горизонты человеческих возможностей и способствует правильному определению своего места на широком поле собственных умений и способностей.

Происходит это по той причине, что в творчестве человек реализуется во всей полноте своих знаний, умений и способностей, а значит, получив возможности испытывать себя в разных видах деятельности, наглядно убеждаются в имеющемся арсенале знаний, умений и способностей и этим самым адекватно оценивает свои возможности, что безусловно способствует в будущем правильному выбору профессии.

Развитие творческих способностей учащихся, привлечение их к творческой деятельности именно во внеурочное время в некоторой степени уберегает школьников от моральной деградации. Не секрет, что подростки, у которых отсутствует возможность самовыражения, более склонны к правонарушениям.

В наше сложное время именно жизнь диктует новые формы кружковой, внеклассной работы. Это прежде всего создание игровых ситуаций. Именно в игре, которая всегда требует творчества и непринужденности увлекает ребенка и дает простор для развития фантазии, ребёнок реализует свои природные возможности.

С большим вниманием к творческим способностям детей относился великий педагог В. Сухомлинский. В каждом ребёнке он видел торца, творческую личность с ещё не раскрытыми способностями и возможностями.

Творчество детей – это глубоко своеобразная сфера их духовной жизни, самовыражения , самоутверждения, в котором ярко раскрывается индивидуальная самобытность каждого ребёнка. Эту самобытность невозможно охватить какими-либо правилами, едиными обязанностями.

Способность – это не возможность, а достигнутый уровень мастерства в одной или другой деятельности – это реальность. Только в процессе обучения техники вышивания или обучению живописи можно выяснить есть ли способности в том, кто обучается. Способности – это индивидуально-психологические особенности конкретного человека, благодаря которым успешно выполняется та или иная продуктивная творческая деятельность.

Глубокое и всестороннее познание законов творчества необходимо начинать с изучение разумного развития, причин и возможностей установления художественных возможностей ребёнка.

Очень важно, чтобы ребёнок, у которого выявлено художественный талант имел возможность его развивать, имел условия для формирования художественных способностей. Ведь именно социальные условия на основе природных данных формируют художественный талант

Внеклассная и внеурочная работа, является системой учебно-воспитательного процесса, которая продолжает воспитание у учащихся интереса к разнообразным профессиям, истории народного творчества, видов деятельности. В процессе работы учащиеся знакомятся с лучшими традициями народного мастерства – вышивкой, ткачеством, плетением.

Следуя из этого можно сказать, что творчество – это деятельность человека, в результате которой создаются новые материалы и духовные ценности. Главной действующей особой в кружковой работе является ребёнок, как индивидуальность, как потенциальный творец личных ценностей.

Кружковая работа в начальных классах связана в большей степени с учебно-воспитательным процессом, что осуществляется на уроках и основывается на знаниях и навыках, приобретенных во время учебных занятий. Поскольку групповая работа не ограничивается требованиями программы, не конкретизировано в содержании, то это способствует разнообразию видов работы. Во время работы кружка, углубляет в различные виды искусства сочетание различных техник, выполнения того или иного вида работы.

Творческая деятельность школьников в групповой работе способствует формированию у них соответствующего отношения к внешней деятельности. Ведь известно, что у человека, который занимается творческой деятельностью, вырабатывается приверженность к общепринятым взглядам и мнению.

Эффективность формирования и развития творческих способностей в групповой работе у большинства зависит от умения руководителя организовать творческую деятельность школьников. Если задания для детей будут доступными, то им будет работать легко и интересно. Сложность их должна быть согласована с каждым "шагом" творческого развития школьника.

Особенное значение для развития творческих способностей детей имеет посещение художественных музеев, мастерских художников, выставок детского творчества.

Итак, в воспитании чувств и творческого развития личности кружок играет незаменимую роль. Кружковая работа способна перенести маленького человека в мир творчества, в какой-то мере приобщить к сокровищам художественной культуры. Она может принести ребёнку первую творческую радость, а радость творчества – это одна из наибольших радостей на з0емле, победы над собой, утверждения маленькой личности в мире звуков и эстетических чувств.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Большие возможности для развития творческих способностей учащихся имеют кружковые занятия. Вызывая интерес учащихся к предмету, кружки способствуют развитию кругозора, творческих способностей, привитию навыков самостоятельной работы и тем самым повышению качества подготовки к учебным предметам. Здесь каждый школьник имеет возможность выбрать себе дело по душе, выявить, ставить и разрешать интересующие проблемы. Интерес ученика к какому-то определённому вопросу, возникший на уроке, в процессе труда, при просмотре телепередач, прочтении статьи в газете может быть развит, углублён на занятиях в кружках, где учитель не связан рамками программы и учебника, где большие возможности для проявления инициативы учащихся.

РОЛЬ КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ

Большие возможности для развития творческих способностей учащихся имеют кружковые занятия. Вызывая интерес учащихся к предмету, кружки способствуют развитию кругозора, творческих способностей, привитию навыков самостоятельной работы и тем самым повышению качества подготовки к учебным предметам. Здесь каждый школьник имеет возможность выбрать себе дело по душе, выявить, ставить и разрешать интересующие проблемы. Интерес ученика к какому-то определённому вопросу, возникший на уроке, в процессе труда, при просмотре телепередач, прочтении статьи в газете может быть развит, углублён на занятиях в кружках, где учитель не связан рамками программы и учебника, где большие возможности для проявления инициативы учащихся.

Предметный кружок отличает более гибкая организация работы учащихся по сравнению с факультативными занятиями. В кружках большой простор для разнообразной деятельности школьников: изготовление поделок, конструирование, моделирование, исследовательская деятельность, и т.д. В процессе выполнения подобных работ у школьников возникает и укрепляется интерес к отдельным темам.

Цель кружковой работы:

Создание условий для максимально эффективного, целостного развития личности ребенка, то есть создание условий для раскрытия и развития таланта. Совершенствование умений и навыков, полученных на уроках технологии; повышение мастерства и развитие творческих способностей учащихся.

1. Ознакомление детей с различными традиционными ремеслами, промыслами современными видами декоративно-прикладного искусства.

2. Обучение детей знаниям, умениям, навыкам по заготовке и работе с различными материалами.

3. Формирование навыков самостоятельного выполнения всего художественно-технологического процесса создания изделий.

4. Содействие формированию и развитию у детей способности целостного эстетического восприятия произведений декоративно-прикладного творчества как части культуры народа.

5. Предоставление детям возможности проявить свои творческие способности, фантазию, художественный вкус.

6. Создание условий для формирования и развития у детей интереса и любви к народному творчеству.

7. Развитие сознательного и уважительного отношения к труду других людей, понимание значимости своего труда.

8. Создание на занятиях творческой атмосферы, предоставление учащимся возможности для плодотворного общения друг с другом и с педагогом.

Занятия призваны способствовать развитию у ребят художественного вкуса как составной части материальной и духовной культуры, художественно-творческой активности, помочь им в овладении образным языком декоративно-прикладного искусства. Художественная деятельность учащихся на занятиях находит разнообразные формы выражения при изготовлении различных изделий. Творческое развитие школьников осуществляется через знакомство с произведениями декоративно-прикладного искусства, образцами дизайнерских разработок

Творчески активная деятельность в процессе обучения формирует у школьников ряд качеств, которые в конечном итоге положительно скажутся на характере ученика. Практика убеждает, что для формирования богатого внутреннего мира учащихся надо выбирать такие приемы и способы побуждения к активной творческой деятельности, которые раскрывают перед ним заманчивую перспективу преодоления трудностей, развитие творческого мышления.

Для того чтобы у учеников развивался творческий потенциал, необходимо формировать у них уверенность в своих силах, веру в способность решать творческие задачи. Тот, кто не верит в себя, уже обречен на неуспех. Разумеется, эта вера должна быть обоснованной.

Необходимо также всемерно стимулировать стремление учащихся к самостоятельному выбору целей, задач и средств их решения. Человек, не привыкший действовать самостоятельно, брать на себя ответственность за принятое решение, теряет способность к творческой деятельности.

Развивать воображение и не подавлять склонность к фантазированию, даже если оно иногда граничит с выдаванием выдумки за истину. Особенно это касается начальных этапов обучения.

Шире применять проблемные методы обучения, которые стимулируют установку на самостоятельное или с помощью педагога открытие нового знания, усиливают веру учащегося в свою способность к таким открытиям. Как показывает практика, знания, полученные с помощью проблемных методов обучения, не оказывают такого тормозящего влияния на творчество, как это свойственно знаниям, полученным с помощью более традиционных методов.

Для формирования творческого потенциала учащихся на дополнительных занятиях, как правило, используются различные практические методы обучения, которые классифицируются по типу познавательной деятельности.

- частично поисковый (эвристический);

Большое значение в трудовом обучении имеют практические методы. Их особенность заключается в том, что в деятельности учащихся преобладает при¬менение полученных знаний к решению практических заданий. На первый план выдвигается умение использовать теорию на практике. Данный метод выполняет функцию углубления знаний, умений, а также способствует решению задач контроля и коррекции, стимулированию познавательной и творческой деятельности.

Выделяют пять этапов, через которые обычно проходит познавательная деятельность учащихся на практических занятиях:

1. Объяснение педагога. Этап теоретического осмысления работы.

2. Показ. Этап инструктажа.

3. Попытка выполнения.

4. Выполнение работы – это этап, на котором каждый самостоятельно выполняет задание. Педагог на этом этапе особое внимание уделяет тем ученикам, которые плохо справляются с заданием.

5. Контроль. На этом этапе работы учащихся проверяются и оцениваются. Учитывается качество выполнения, бережное отношение к времени, материалам, скорость и правильное выполнение задания, а также проявление творческого мышления (Е.Я.Гальперин).

Практические методы лучше других способствует приуче¬нию учащихся к добросовестному выполнению задания, спо¬собствует формированию таких качеств, как хозяйственность, экономность, умение подходить к процессу творчески и т.д. У учащихся формируется привычка тща¬тельной организации трудового процесса (осознание целей предстоящей работы, анализ задачи и условий ее решения, составление плана и графика выполнения работы, подготовка материалов и инструментов, тщательный контроль качества работы, анализ выводов). Рассмотрим подробнее содержание некоторых практических методов:

Конструирование – основной метод, используемый в процессе трудового обучения учащихся всех возрастных групп. Он связан не только с решением творческой задачи на конструирование или моделирование изделий труда, но и с необходимостью технологической разработки и изготовления данного объекта. На передний план здесь выдвигается творческое применение знаний на практике.

Решение творческих задач – самостоятельное определение способа решения, поиск и нахождение закономерностей, ранее не известных, но необходимых при проектировании, а в дальнейшем и при изготовлении того или иного объекта, решения задач, содержащие поисковые творческие элементы, - побуждает искать и изучать необходимый теоретический материал.

Творческие задания частного характера (например, по увеличению или уменьшению размеров объекта, изменению (улучшению) изделия путем замены деталей, улучшению внешнего оформления готового объекта и т.д.) способствуют включению учащихся в творческий процесс, связанный с обоснованием идеи и конструктивной разработкой изготавливаемого изделия. Такие задания могут быть предложены учащимися и на этапе изготовления изделия.

Существует пять уровней творческой подготовленности учащихся:

1-й уровень. Учащийся может изготовить изделие по предъявленной документации с внесением частичных изменений в чертеж, схему направленных на совершенствование формы изделия или рациональное расположение деталей и т.д.

2-й уровень. Ученику доступно изготовление изделий с доконструированием и самостоятельным внесением изменений в предъявленную технологическую документацию или отдельную схему.

3-й уровень. Ученик справляется с изготовлением изделий с предварительным оригинальным конструкторским усовершенствованием и самостоятельным внесением изменений в технологическую документацию или схему.

4-й уровень. Ученику посильна самостоятельная технологическая разработка оригинальной конструкторской идеи изделия (предложенной учителем) и его изготовление.

5-й уровень. Ученик способен самостоятельно обосновать и сформулировать оригинальную конструкторскую или рационализаторскую идею изделия, разработать документацию и изготовить изделие.

К главным задачам образования и воспитания личности относят воспитание базовой культуры, всемерное развитие личностных потенциалов обучающихся. Одной из составляющих личностного потенциала является творческий потенциал. При его развитии повышается познавательный интерес к предмету, уровень интеллектуального развития, степень самостоятельного мышления, заинтересованность в выполнении заданий поискового характера, формируются такие качества, как любознательность, вера в себя, убеждённость.

Творческий потенциал учащихся развивается в процессе деятельности при решении различных задач. Возникшая проблемная ситуация требует определенного решения, которая в творчестве может быть выражена объективно или субъективно для каждого человека.

Большое значение в творческой деятельности имеет непрерывность творческого процесса. Практика показывает, что эпизодическая творческая деятельность малоэффективна. Она может вызвать интерес к конкретной выполняемой работе, активизировать познавательную деятельность во время ее выполнения, может даже способствовать возникновению проблемной ситуации. Но эпизодическая творческая деятельность никогда не приведет к развитию творческого отношения к труду, стремления к изобретательству и рационализации, экспериментаторской и исследовательской работе, т. е. к развитию творческих качеств личности. Непрерывная, систематическая творческая деятельность учащихся на протяжении всех лет обучения в школе непременно приведет к воспитанию устойчивого интереса к творческому труду, а, следовательно, и к развитию творческого потенциала.

В процессе развития творческого потенциала желательно в максимальной степени опираться на положительные эмоции учащихся (удивления, радости, симпатии, переживания успеха и т.д.). Отрицательные эмоции подавляют проявления творческого мышления.

Однако творчество – это не просто всплеск эмоций, оно неотделимо от знаний, умений, а эмоции только сопровождают его, одухотворяют деятельность человека. При решении каких-либо задач происходит акт творчества, находится новый путь или создается нечто новое. Вот здесь- то и требуется развитие особых качеств ума, такие как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, находить связи и воображать все то, что в совокупности и составляет творческие способности

При организации трудового процесса на занятиях, необходимо также учитывать следующие условия:

– учебный творческий цикл должен укладываться в определенное время;

– содержание творческой деятельности должно соответствовать уровню знаний, трудовых умений и навыков учащихся для определенного возраста;

– для поддержания нормального творческого процесса должна быть создана соответствующая современному уровню производства материально - техническая база и подобраны нужные кадры, владеющие методикой творческой работы с учащимися.

Данные условия требуются для того, чтобы создать для учащихся тот микроклимат, который позволит успешно выполнить поставленную перед ними задачу.

приоткрывающая завесу над тайной рождения творческого ума: «Сначала я

открывал истины, известные многим, затем стал открывать истины, известные

Читайте также: