Значение физической культуры в доу

Обновлено: 05.07.2024

Цель физической культуры — положительное воздействие на жизненно важные функции организма человека. Дошкольный возраст считается наиболее важным для физического, психического и умственного развития ребенка. В этот период закладываются основы его здоровья.

особую значимость приобретает внедрение наиболее эффективных форм оздоровления детей в системе дошкольного образования.

, а для этой цели, как и для совершенствования координации движений,
физкультура подходит, как ничто другое.
Физическое воспитание — составная часть интеллектуального, нравственного и эстетического воспитания ребенка.Занятия спортом также помогают сложиться важным качествам личности: настойчивости в достижении цели, упорству; положительные результаты этих занятий благотворны для психического состояния подростка. Забота о двигательном развитии ребенка столь же важна для его гармоничного развития, как рациональный режим, регулярное и полноценное питание, достаточный сон, частое пребывание на свежем воздухе, чистая постель и необходимая одежда.

Организация занятий по физкультуре в нашем детском саду.

Формы физкультурно-оздоровительной работы:

физкультминутки;

гимнастика пробуждения после дневного сна;

самостоятельная двигательная деятельность детей в группе;

организованная и самостоятельная двигательная деятельность детей на прогулке;

физкультурные досуги;

праздники совместно с родителями.

Занятия по физкультуре проводятся 3 раза в неделю.Их продолжительность зависит от возраста детей и составляет:

в младшей группе – 15 минут;

в средней группе – 20 минут;·

в старшей группе – 25 минут, (занятия в старшей группе проводятся как в физкультурном зале, так и на улице, на спортивной площадке).

в подготовительной группе – 30 минут, (занятия в подготовительной группе проводятся как в физкультурном зале, так и на улице, на спортивной площадке).

, целью данных занятий, прежде всего, является профилактика заболеваний опорно-двигательного аппарата, нарушений осанки и плоскостопия.

Физическая культура может проводиться, как с музыкальным сопровождением, так и без него.

Физкультурная форма для детского сада.

У ребенка обязательно должна быть специальная форма для занятий физкультурой – это, в первую очередь, вопрос гигиены, а также дисциплины. Наличие спортивной формы одного направления вырабатывает у малышей командный дух при проведении эстафет и спортивных праздников. Отлично подойдут черные шорты и белая футболка из несинтетических, дышащих материалов. На ноги нужна спортивная обувь со светлой подошвой и, желательно, на липучках.

Физическое развитие детей нужно продолжать и за пределами детского сада. Утренняя гимнастика по выходным дома и подвижные игры на прогулке, безусловно, пойдут на пользу любому ребенку.

Естественно, не каждый из малышей станет чемпионом, но каждый обязательно должен вырасти крепким и здоровым. Когда люди говорят о счастье, они, прежде всего, желают друг другу здоровья. Так пусть дети будут здоровыми и счастливыми. А это значит, что здоровыми и счастливыми будем мы все.

В статье рассматривается значение использования речи

инструктором по физической культуре на занятиях в ДОУ. Важность использования речи на занятиях по физической культуре в его (вводной, специальной, основной и заключительной части, а также, в поддержании интереса и нужного настроения у дошкольников.

Ключевые слова: речь, общение, инструктор по физической культуре, дошкольники.

В дошкольном возрасте ребёнок всё чаще стремится к совместному

обсуждению явлений, предметов окружающего его мира, взаимоотношений между людьми. А так как речь теснейшим образом, связана с мышлением ребёнка, развитие речи даёт малышу возможность выйти за пределы непосредственно переживаемой ситуации. Расширяются, обогащаются контакты с другими детьми — младшими, однолетками, старшими, общение с которыми так значимо для успеха в совместной деятельности (прежде всего в детских играх, для удовлетворения важных социальных потребностей, для эмоционального и интеллектуального развития ребёнка.

Речь – один из видов коммуникативной деятельности человека, средство

языка для общения с другими членами языкового коллектива. Под речью понимают как, процесс говорения (речевую деятельность, так и его результат (речевые произведения, фиксируемые памятью или письмом)

. На протяжении своего пребывания в
детском саду дошкольник находится в
непрерывном речевом,взаимодействии с детьми и педагогами:

воспитатель, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре (ИФК)

Все, что ребенок слышит — он впитывает как губка, он запоминает и проговаривает, и все услышанное, становится частью его лексикона.

Использование речевых указаний, объяснений, просьб, распоряжений, команд и другое становится частью любого занятия в детском саду, да и в любом другом образовательном учреждении.

Как отмечают, Е. Н. Кряженко и Ю. С. Еремина, задача каждого педагога ДОУ состоит в организации педагогического процесса так, чтобы стало воспитывать у него ценностное отношения к своему здоровью. Поэтому

очень большое значение придается использованию речи именно на занятиях по физической культуре. На занятиях по физической культуре, прежде всего, решают оздоровительные, воспитательные и образовательные задачи. Благодаря занятиям физкультурой ребенок становится сильным, выносливым, физически здоровым; улучшаются его физические показатели, укрепляется здоровье и приобретается хорошее настроение и заряд бодрости на весь день.

Но нельзя не подчеркнуть, что помимо здоровьесберегающего влияния

физических упражнений, в течение занятий по физической культуре, ребенок обогащает свою речь и узнает много нового и интересного. У ребенка активизируется и повышается активный и пассивный словарный запас, развивается мышление, воображение, формируются волевые качества личности. Ребенок социализируется путем общения на занятиях с инструктором по физической культуре, приобретает навыки речевого общения, овладевает спортивной профессиональной терминологией, а именно — усваивает названия предметов, спортивного инвентаря, видов спорта и др. На занятиях физкультурой инструктор активно пользуется различными спортивными понятиями, командами, распоряжениями, просьбами, наводящими вопросами, объяснениями и многим другим.

Также он использует рассказ, беседу с воспитанниками.

Чтобы отметить и подчеркнуть важность использования речи, на

занятиях по физической культуре, следует детально понять, как именно инструктор пользуется речью в общении с детьми и как проходит занятие,

решается задача психологической готовности детей.Занятие состоит из нескольких частей: вводной, специальной, основной и заключительной. В вводной части мотивирует детей на продуктивное занятие физической культурой, обеспечивает хорошее настроение, а также и общий план занятия и некоторые указания. Следом идет, физическая подготовка к предстоящим упражнениям, разминка и растяжка.

Затем инструктор переходит к специальной части, в которой проводится

тренировка тех мышц, связок, суставов, которые будут использоваться в упражнениях в основной части. В первых двух частях физкультурного занятия важную роль играют указания и распоряжения инструктора по физической культуре. Указания используются для уточнения или

напоминания действия, для предупреждения или исправления ошибок, или для поощрения действия ребенка. Распоряжения используются для обеспечения начала и конца действия, а также для определения темпа и направления движения. Как можно было заметить, использование инструктором по физической культуре речевых обращений в вводной и специальной частях активно развивает мышление и память ребенка дошкольника, способствует формированию эмоционального положительного фона, целеустремленности, сосредоточенности, ответственности, сдержанности, ценностному отношению к собственному здоровью и др. В основной части формируются двигательные навыки и умения, вырабатываются физические качества. Инструктором проводятся общие упражнения и основные движения, затем следует подвижная игра. Дети разучивают новые упражнения, а следом идет закрепление ранее изученных физических упражнений. В этой части физкультурного занятия внимание акцентируется на развитие правильного произношения некоторых слов, закрепление новых понятий, на правильное употребление спортивной терминологии, на активизацию словаря ребенка.

И в заключительной части занятия предполагается постепенное снижение физической нагрузки, переход детей в более спокойное состояние. Инструктор физической культуры подводит итог занятия с детьми посредством беседы или диалога. Воспитанники могут поделиться своими впечатлениями о физкультурном занятии, используя в своей речи непосредственно эпитеты, олицетворения, сравнения, что сделает их речь образной и яркой. Инструктор физической культуры внимательно выслушивает детей, где следует, исправляет или наоборот поощряет.

Но ни одно физкультурное занятие, ни одна подвижная игра не пройдет так

весело, ярко и занимательно, если инструктору по физической культуре

Особенности физкультуры в современных детских садах

Физическое развитие малыша является объектом постоянного наблюдения специалистов, как педагогических, так и медицинских. Поэтому задачей каждого учреждения, составляющего проекты по физкультуре в ДОУ с детьми, является подготовка таких программ, которые будут полностью соответствовать требованиям данных специалистов.

Современная педагогическая практика допускает единственную форму работы с детьми, сюда относятся традиционные занятия, способствующие достижению положительной динамики в вопросе физического развития ребенка. Все методики проведения упражнений по физической культуре в дошкольных учреждениях базируются на необходимости решения 2 самых важных задач:

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Значение занятий физической культурой для развития детей дошкольного возраста .

Движение, физическая культура, здоровый образ жизни – это залог здоровья наших детей, нашего нового поколения!

Здорового и счастливого ребенка невозможно представить неподвижным. В нашем сознании непоседа, бегающий по улице, здоровее, ребенка, лежащего среди дня на диване. И это правильно! Без правильного и комплексного развития мышц ребенка невозможно его общее развитие и здоровье.

Правильные активные движения ребенка повышают его устойчивость к различным заболеваниям, вызывают активизацию защитных сил организма, его иммунитета, повышают деятельность лейкоцитов. Физическая культура способствуют всестороннему развитию у детей: умственных способностей, мышления, внимания, пространственных представлений, восприятия, формированию скелета и его крепости, правильной осанки и улучшению иммунной системы ребенка.

Спортивные занятия –форма организованного систематического обучения физическим упражнениям в детском саду. Эта форма работы является ведущей для формирования правильных двигательных умений и навыков и создаёт благоприятные условия для усвоения физических упражнений, содействует развитию разносторонних способностей детей.

Занятия физкультурой позволяют научить будущих школьников самим создавать условия для двигательной деятельности, подводить к самостоятельному выполнению сложных двигательных действий, воспитать интерес и стремление к активным действиям, тем самым обеспечивая базу для интересной и содержательной деятельности в повседневной жизни. Чем интереснее занятия, тем богаче двигательный опыт ребёнка, тем больше предпосылок для обеспечения высокого двигательного режима в течение дня, который так необходим для удовлетворения потребности растущего организма в движениях.

Занятия физкультурой способствуют формированию у дошкольников навыков учебной деятельности, развивают у детей оценочные суждения; достижения хороших результатов на виду у всех детей, вселяет в ребёнка уверенность и создаёт хорошее настроение, осознание своих способностей и возможностей работать и побеждать в команде ,а разделённая радость – это двойная радость!

А у спешное решение образовательных задач возможно лишь при соблюдении требований к оздоровительной направленности физкультурных занятий. Так же обеспечение высокой двигательной активности детей, соблюдение научно-обоснованных нагрузок на все органы и системы ребёнка позволяют обеспечить эффект в его физическом развитии и укреплении здоровья.

Специально организованные занятия со всей группой обеспечивают прохождение и освоение программного материала в определённой последовательности, позволяют, по мере необходимости, повторять и закреплять двигательные действия. Обучение проводится систематически. Занятия строятся по определённому плану и поэтому позволяют дозировать физическую нагрузку, постепенно увеличивая её, что способствует повышению выносливости организма. Подготовка организма к выполнению сложных движений позволяет предупредить травматизм при их выполнении. Дети приучаются слушать указания инструктора, выполнять движения одновременно всей группой, это воспитывает сознательное отношение к проводимым упражнениям, умение выслушать до конца и действовать в соответствии с заданным планом или творчески выполнять предложенные задания.

Движение, физическая культура, здоровый образ жизни – это залог здоровья наших детей, нашего нового поколения!

Каждый родитель хочет видеть своего малыша здоровым, веселым, физически хорошо развитым. Наряду с совершенно естественной заботой о чистоте его тела, удовлетворении потребностей в пище, крайне необходимо обеспечить и удовлетворение потребности в движении.

Физкультурно-оздоровительной работе детском саду отводится достаточное время в режиме дня. Утренняя гимнастика, физкультминутки, бодрящая гимнастика после сна, прогулка, водные процедуры (умывание), подвижные игры и игровые упражнения на улице, динамические паузы, физкультурные занятия, досуги и праздники - всё это является формами физкультурно-оздоровительной работы.

Два - три раза в неделю физкультурные занятия проводятся в зале или на свежем воздухе. Для физкультурных занятий ребенку необходима спортивная форма и обувь: в теплое время года - шорты, футболка, носки, полукеды или спортивные тапки; для занятий на улице в холодное время года - спортивные брюки, спортивная кофта, футболка, носки, полукеды или спортивные тапки , спортивная шапочка.

Во всех возрастных группах физкультурные занятия имеют высокую моторную плотность, то есть 80-90% занятия дети двигаются, в результате чего одежда становится влажной и теряет былую чистоту. Поэтому для поддержания здоровой гигиены ребенку необходимо иметь для занятий форму. Кроме этого специальная одежда и обувь являются соблюдением техники безопасности. Спортивная форма не стесняет движений малыша, он может выполнять различные упражнения с большой амплитудой. Кеды на резиновой подошве не скользят, что снижает риск получения ребенком травмы.


Одной из главной задачей нашей страны — формирование жизнеспособного подрастающего поколения. Поддержка и сохранение здоровья детей, конечно, регламентируется и обеспечивается рядом нормативно-правовых документов, которые, безусловно, помогают достичь определенных результатов стабилизации улучшения детского здоровья.

Дошкольный возраст — особенно важный и ответственный период, когда происходит перестройка функционирования многих систем организма. Пластичность и высокая лабильность организма дошкольников определяют высокую чувствительность к воздействию факторов внешней среды.

Физическая культура и физическое развитие тесно взаимосвязаны между собой и направлены на совершенствование функций формирующегося организма ребенка, полноценное развитие основных движений, разнообразных двигательных навыков, совершенствование тонкой ручной и моторики, развитие зрительно-двигательной и слухозрительной-двигательной координации.

Жизнь — это система движений. Потребность в движении дана самой природой, поэтому основными движениями, которые развивает педагог в ДОУ являются ходьба, бег, ползание, лазание, прыжки, бросание, ловля, метание, строевые упражнения, упражнения на равновесие. Они гармонизируют физическое, психическое состояние ребенка, приводя в тонус различные группы мышц и обеспечивая нормальное функционирование всех систем организма. Если ограничить двигательную деятельность, то недостаточно развитая двигательная память может атрофироваться, что приведет к нарушению условных связей и снижению психической активности. Недостаточная физическая активность ребенка ведет к дефициту познавательной активности, знаний, умений, к возникновению состояния мышечной пассивности и снижению работоспособности организма.

Взаимодействие различных движений обеспечивает развитие речи, формирует навыки чтения, письма, вычисления, от развития моторики пальцев рук зависят навыки логического мышления, его скорость и результативность. Недоразвитость моторной сферы ребенка может затруднить его общение с другими людьми. Организация правильного режима дня, которое строго соблюдается в дошкольном учреждении является одним из условий воспитания здоровых детей. Целенаправленные занятия физической культурой, которые включают в себя и решаются педагогом следующие задачи: утренняя гимнастика (перевести ребенка из сонного, заторможенного состояния в бодрое, активизировать его внимание), физкультурные занятия в зале, физкультурные занятия на прогулке (обладание и развитием движений, получать более значительные нагрузки, соответственно возрасту для дальнейшего формирования опорно-двигательного аппарата).

Но огромное значение для сохранения и укрепления здоровья дошкольников имеют большое значение технологии в течение всего дня пребывания дошкольника в ДОУ, а именно физкультминутки, динамические паузы (при проведении занятий), закаливание, пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика, свободная двигательная деятельность ребенка (с физкультурным оборудованием).

Эти технологии решают следующие задачи:

  1. Физкультминутки и динамические паузы — способствуют снятию психического (интеллектуального и эмоционального) перенапряжения, легкому переключению с одного вида деятельности на другой, обогащение творческого потенциала детей, прежде всего — возможностей их воображения.
  2. Закаливание — снижение заболеваемости, повышение резистентности организма, и переход от сна к бодрствованию.
  3. Пальчиковая гимнастика — развитие мелкой моторики, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности, инсценировка рифмованных историй, сказок при помощи пальцев.

Эти здоровьесберегающие технологии используются всеми педагогами ДОУ, они интересны детям, что в свою очередь может заинтересовать родителей воспитанников тем самым провести взаимосвязь между педагогом и родителями воспитанников.

Рационально организованная двигательная активность является мощным оздоровительным средством для дошкольников. Использование различных средств физического воспитания с учетом индивидуального подхода удается добиться положительной динамики даже у детей, имевших отклонения со стороны костно-мышечной системы, физической подготовленности и устойчивости организма к заболеваниям (иммунитет).

Целенаправленный подбор и использование комплекса физических упражнений могут служить эффективным средством в коррекции и реабилитации детей, имеющих нарушения осанки и плоскостопия.

Система закаливания детей дошкольного возраста, включающая сочетание слабых длительных (воздушные ванны) и сильных кратковременных (ножные ванны, полоскание горла и умывание холодной водой) воздействий, направленных на отдельные области тела и на весь организм, на фоне разной двигательной активности (физкультурные занятия в зале и на улице) существенно улучшают функцию терморегуляции, повышает резистентность организма.

Занятия по физической культуре решают как общие, так и профилактические задачи — это физические упражнения, направленные на развитие всех основных движений (метание, ходьба, бег, прыжки, лазанье, ползание), а также и специальные упражнения, направленные на укрепление мышц спины, плечевого пояса и мышц ног, координацию движений, формирование правильной осанки, развитие равновесия.

На занятиях физической культурой перед ребенком всегда ставятся задачи на физическое и психическое развитие. Физическое воспитание неразрывно связано с психическим развитием ребенка, а именно:

— воспитание у детей эмоционального отклика на физическую активность и возможность взаимодействовать, общаться со сверстниками;

— воспитание умения слушать педагога и выполнять задания разного уровня сложности;

— построение занятий с опорой на образы-представления, которые сложились у детей (пример) [3, с. 228–229].

Чем раньше ребенок овладевает конкретными приемами, способствующими его сохранению и укреплению, тем более он готов к активной, повседневной деятельности, поддерживающей его тело и душу в стабильном, рабочем, радостном состоянии.

Также занятия физической культурой помогают нивелировать часть неблагоприятных социальных факторов, определяющих развитие и здоровье дошкольника. Конечно, родители многих детей стараются и приобретают своим детям спортивные игрушки (мячи, скакалки, обручи и т. д.) и дети их знают и имеют навыки владения ими, но очень сложно приобрести те же тренажеры, мягкие модули, спортивные уголки и тем более бассейны. Ребенок впервые может видеть и знать что это такое.

Главное условие эффективности в пропаганде здорового образа жизни ребенка четко отлаженное взаимодействие между педагогами родителями. Родители — первые и главные воспитатели в жизни ребенка, поэтому большая часть ответственности за его воспитание лежит на их плечах. Сотрудничество родителей и педагогов позволит любую сложную задачу (даже такую, как воспитание здорового человека) сделать немного проще [1, с. 114].

Задача родителей и персонала ДОУ — выработать у детей разумное отношение к своему организму, привить санитарно-гигиенические навыки, научить вести здоровый образ жизни с раннего детства, потому что у ребенка нет потребности в здоровье, в здоровом образе жизни. Он генетически запрограммирован до определенного возраста на уход за ним со стороны взрослых. Потребность в его здоровье есть у родителей, детских учреждений далее школ и т. д., и все мы пытаемся внушить ребенку свое представление о здоровье. Поэтому в образовательных программах ДОУ большое значение уделяется изучению организма человека и обеспечению безопасности его жизни и каждому ребенку нужно помочь выработать собственные ориентиры в выборе здорового образа жизни, научить оценивать свои физические возможности, видеть перспективы их развития, осознать ответственность за свое здоровье — все это в физкультурно-образовательной деятельности.

Ведь каждое физическое упражнение несет в себе определенные задачи, направленные на здоровье и безопасность ребенка.

Таким образом, физическая культура является главным основным центром для жизни, здоровья и безопасности дошкольника.

  1. Бабушкин Г. Д., и соавт. Психология физического воспитания: Учебно-методическое пособие. — Омск, 1997. — 135 с.
  2. Корчак Я. Когда я стану снова маленьким. — ДЕТГИЗ, 1961.–24 с.
  3. Осокина Т. И. Физическая культура в детском саду. — М.: Просвещение, 1986. — С. 228–229.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, физическая культура, здоровый образ жизни, здоровье, вид деятельности, дошкольный возраст, жизнь ребенка, пальчиковая гимнастика, родитель воспитанников, физическое воспитание.

Роль физического воспитания в развитии дошкольников

Звезда не активна
Звезда не активна
Звезда не активна
Звезда не активна
Звезда не активна

Роль физического воспитания в развитии дошкольников

Физическому воспитанию в детском саду детей уделяется большое внимание. Основная направленность занятий по физической культуре состоит в том, чтобы:
- обеспечивать развитие и тренировку всех систем и функций организма через специально организованные оптимальные для всех детей данного возраста и для каждого ребенка в отдельности физические нагрузки;
- удовлетворять естественную потребность детей в движении;
- давать возможность каждому дошкольнику демонстрировать свои двигательные умения сверстникам и учиться у них;
- создавать необычные, интересные для детей ситуации, в которых движения, двигательные действия будут способствовать активизации мышления, поиску ребенком адекватных форм поведения.
Огромная роль в физическом развитии и воспитании ребенка принадлежит игре, которая является важнейшим видом детской деятельности. Игра является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых и физических качеств. В подвижных играх раскрывается подлинный характер ребенка. Именно здесь приобретаются коллективизм, упорство, настойчивость, смелость и честность, происходит становление духовных и физических качеств личности. Кроме того, подвижные игры служат средством эстетического воспитания.
Подвижные игры включены в действующую программу физического воспитания всех учебно-воспитательных учреждений, в том числе и в детских садах.
Анализ показателей здоровья, физического и двигательного развития детей дошкольного возраста в последние годы свидетельствует о тревожных тенденциях. По данным Е.Н. Вавиловой, Н.А. Ноткиной, М.А. Правдова, Ю.К. Чернышенко, В.И. Усакова от 30% до 40% детей дошкольного возраста имеют низкий уровень двигательного развития. Причины этого кроются в современном образе жизни. Психологи, педагоги, медики отмечают общую тенденцию для детских учреждений - снижение двигательной активности детей (Ю.Ф. Змановский, М.А. Рунова, С.Б. Шарманова, А.И. Федоров), а для ребенка-дошкольника потеря в движениях - это потеря в здоровье, развитии, знаниях. Не случайно в программе воспитания и обучения детей в дошкольных учреждениях вопрос здоровья стоит на первом месте. Если учесть, что двигательная активность является еще и условием, стимулирующим фактором развития интеллектуальной, эмоциональной и других сфер, то становится очевидным актуальность данного вопроса.

Таким образом, детям дошкольного возраста нужно сообщать доступные знания, связанные с физическим воспитанием. Дети должны знать о пользе занятий, о значении физических упражнений и других средств физического воспитания (гигиенические условия, естественные факторы природы, физический труд). Важно, чтобы дети имели представление о технике физических упражнений и методике их проведения, о правильной осанке, а также знали о нормах личной и общественной гигиены. Детям следует знать название частей тела, направление движений (вверх, вниз, вперед, назад, вправо, влево и др.), название и назначение физкультурного инвентаря, правила хранения и ухода за ним, правила ухода за одеждой и обувью и т.д.

Читайте также: