Значение экскурсий в природу в доу

Обновлено: 05.07.2024

Природа постоянно окружает ребенка, очень рано входит в его жизнь. Малыш начинает знакомиться с нею еще до того, как произнесет первые слова, сделает первые самостоятельные шаги, откроет первую книгу.

Он сосредоточенно рассматривает игрушки, изображающие петушка, рыбку, цветок, забавного лягушонка.

На прогулке внимательно следит, как ветер раскачивает ветки деревьев, провожает взглядом летящую в небе птицу.

У ребенка рано появляется стремление к активному познанию природы. Она притягательна для него благодаря своему красочному миру, который дает малышу много ярких впечатлений, вызывает радостные переживания.

Ознакомление воспитанников с родной природой через экскурсии - первые шаги в познании родного края, воспитания любви к Родине.

Экскурсии - один из видов занятий и основная форма организации работы по экологическому воспитанию, одна из трудоёмких и сложных форм обучения. Проводятся экскурсии вне дошкольного учреждения. Это своего рода занятия под открытым небом.

Преимущество экскурсий в том, что они позволяют в естественной обстановке познакомить детей с объектами и явлениями природы.

На экскурсиях дети знакомятся с растениями, животными и условиями их обитания, а это способствует образованию первичных представлений о взаимосвязях в природе. Экскурсии способствуют развитию наблюдательности, возникновению интереса к природе.

Велика роль экскурсий в эстетическом воспитании детей. Красота природы, окружающая их, вызывает глубокие переживания, способствует развитию эстетических чувств. Экскурсии в природу связаны с пребыванием детей на воздухе, с движением, что содействует укреплению здоровья. Находясь в лесу, на берегу реки, дети собирают разнообразный материал для последующих наблюдений и работ в группе, в уголке природы (растения, ветки деревьев и кустарников, ракушки и т. д.).

При разработке экскурсии важно ставить и решать комплекс задач воспитательного, образовательного и развивающего характера.

При планировании системы экскурсий необходимо также придерживаться следующих принципов:

- экскурсии в природу должны обеспечить первоначальное целостное восприятие предметов и явлений природы;

- повторные экскурсии следует проводить тогда, когда в наблюдаемых объектах происходят заметные изменения;

- расширение содержания знаний, предлагаемых детям на последующей экскурсии должно осуществляться за счет расширения круга наблюдаемых предметов и явлений, а также за счет углубления и конкретизации информации об уже знакомых предметах и явлениях;

- должна прослеживаться четкая взаимосвязь между спланированными экскурсиями в природу;

- на экскурсиях воспитательные, обучающие и развивающие задачи должны решаться в единстве.

Моя подготовка заключаются, прежде всего, в определении цели экскурсии и отборе программного содержания. Намечая экскурсию, исхожу из требований программы и особенностей окружающей местности.

Определяя место экскурсии, я выбираю наилучший путь к нему - не утомительный, не отвлекающий детей от намеченной цели. При определении расстояния до места экскурсии исхожу из физических возможностей детей. Как бы ни было знакомо место экскурсии, за день, за два до неё осматриваю его. Побывав на месте будущей экскурсии, уточняю маршрут, нахожу нужные объекты, намечаю содержание и объём тех знаний, которые должны получить дети о данном круге явлений, последовательность проведения отдельных частей экскурсии, устанавливаю места для коллективных и самостоятельных наблюдений, для отдыха детей. Предварительное ознакомление с местом будущей экскурсии даёт возможность не только уточнить и конкретизировать план, но и продумать приёмы её ведения. Для того чтобы экскурсия была интересной, подготавливаю стихи, загадки, пословицы, игровые приёмы.

Воспитанники должны знать, что экскурсия - это занятие, которое проводится не в группе, а в природе и на сельскохозяйственном объекте, поэтому на экскурсии необходимо быть дисциплинированным и внимательным. Я напоминаю детям правила поведения на улице.

При подготовке к экскурсии обращаю внимание на одежду детей. Дети должны быть одеты удобно, в соответствии с погодой и сезоном.

К экскурсии я готовлю экскурсионное снаряжение и оборудование для размещения собранного материала в уголке природы, иногда с привлечением детей. Это способствует возбуждению у них интереса к предстоящей экскурсии. Всё оборудование находиться в определённом месте. Перед экскурсией я тщательно продумываю, какой материал собрать для дальнейшей работы в группе и какое оборудование в связи с этим взять с собой.

Проводится работа после экскурсии. Знания, полученные на экскурсии, расширяются и закрепляются на занятиях, в играх, в наблюдениях в уголке природы за принесенными объектами. Сразу же после возвращения с экскурсии собранный материал мы с детьми размещаем в уголке природы (растения ставим в вазы, в цветочные горшки.

Через 2—3 дня после экскурсии провожу занятия с использованием раздаточного материала, рисование, лепку, дидактические игры с природным материалом, читаю художественную литературу, заслушиваю рассказы детей о том, где были и что видели. В заключение провожу обобщающую беседу.

Организуя работу с родителями, я использую различные приемы: анкетирование, совместное творчество ребенка с родителями, домашние задания (нарисовать, придумать рассказ, понаблюдать), выступления на родительских собраниях, индивидуальные беседы.

Я советовала родителям больше быть на природе, подробно отвечать на детские вопросы, рассматривать, играть.

Таким образом, экскурсии в природу являются эффективным средством воспитания и обучения, поскольку в их процессе осуществляется гармоническое развитие всех сторон личности воспитанника. Но оздоровительное, воспитательное и развивающее значение для детей будут иметь лишь те экскурсии в природу, которые правильно подготовлены и организованы. Чаще всего впечатления о родной природе, полученные в детстве оставляют неизгладимый след в душе ребенка, а иногда определяют интересы и симпатии человека на всю жизнь.

В результате проделанной работы я отмечаю, что систематическое проведение экскурсий, прогулок в природу, отбор объектов для наблюдений, постепенное усложнение образовательного материала, его повторение дают возможность закрепить первоначальные представления детей о природе, установить причинную связь между явлениями.

Изменилось поведение детей. Они стали более внимательными стали бережнее относиться к природе, ко всему живому, заботиться о тех, кто рядом, проявлять сочувствие и оказывать помощь.

Последовательнее и интереснее стали рассказы детей, расширился их словарный запас, богаче стало их творческое воображение.

В разговорах и рассказах дети чаще стали пользоваться правильными и точными названиями цветов, грибов, ягод, животных.

Я проводила диагностирование знаний детей и выяснила, что у детей сформировался определенный запас знаний о растениях и животных, расшилось представление о труде людей, о профессиях, о значении охраны природы. У детей появилась любознательность и наблюдательность, стал расти интерес к природе, к родному краю, родному городу.

Опыт показал, как важно самому воспитателю быть заинтересованным, владеть богатством родного языка, постоянно пополнять запас знаний, быть примером для своих воспитанников.

Список литературы

1. Каменева Л.А. Как знакомить дошкольников с природой. Авт. Каменева Л.А., А.К.Матвеева, Л.М.Маневцова и др. - М.: Просвещение, 1983г.

2. Маневцова Л. М. Листок на ладони. - СПб.: Детство-Пресс, 2004г.

4. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. - М.: Академия, 2001г.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Значение экскурсий в природу для экологического воспитания дошкольников

Особая роль в ознакомлении детей с природой принадлежит экскурсиям, которые являются одной из организационных форм обучения в дошкольном учреждении. Они дают возможность в естественной обстановке знакомить детей с природными объектами и явлениями, с сезонными изменениями, с трудом людей, направленным на преобразование окружающей среды. Во время экскурсий дошкольники начинают познавать мир природы во всем его многообразии, развитии, отмечать взаимосвязь явлений.

Наблюдение в естественных условиях, благодаря которым дети воспринимают окружающий мир во всем богатстве, способствуют развитию любознательности, эстетические и нравственные чувства. В качестве эффективных приёмов воспитания и обучение детей на экскурсиях Е. А.Флерина предлагает давать несложные самостоятельные задания, проводит повторные наблюдения с целью более глубоко дифференцированного восприятия явления природы, учить детей составлять описательный рассказ об увиденном. Исследование ученых, выполненные в последние годы, убедительно показывать, что на экскурсиях создают благоприятные условия для всестороннего развития детей. Ознакомление дошкольников с окружающим – первые шаги в познании родного края, родной природы, в воспитании любви к Родине [8. с. 9].

Наблюдению как важному методу познания природы придавали очень большое значение все педагоги дошкольного воспитания (Е. И.Тихеева, О. Иогансон, А.А. Быстров, П. М. Басе, Э. И. Залкинд, С. А. Веретенникова, П. Г. Саморукова и др.) [2, 4, 6-7, 16-17, 19, 23]. В 1950— 1970-е годы в Москве, Ленинграде, Минске проводились исследования которые позволили вскрыть особенности познания дошкольниками природы через наблюдения (Э. И. Залкинд, А. И. Васильева, А. К. Матвеева, П. Г.Саморукова, Г. С.Филиппюк и др.). Авторы показали, что правильная организация чувственного восприятия объектов природы обеспечивает формирование и развитие у детей отчетливых представлений о животных и растениях, о сезонных явлениях природы. Целенаправленные наблюдения дают возможность сформировать не только конкретные, но и обобщенные представления, научить детей ориентироваться на наиболее значимые признаки наблюдаемых объектов и явлений [5,9, 13].

В исследованиях, выполненных в ЛГПИ им. А. И. Герцена, утверждается, что наблюдение — это сложный вид психической деятельности, включающий различные сенсорные и мыслительные процессы и опирающийся на эмоционально-волевые стороны личности ребенка. Развитая деятельность наблюдений характеризуется наличием качеств, обеспечивающих их высокую результативность: умение понять познавательную задачу, принять план наблюдения, отвечать на вопросы взрослых, самостоятельно ставить кратковременные цели наблюдения, использовать освоенные способы познания в новых условиях [5, 12, 19].

Э. И. Залкинд, А. И. Васильева, П. Г. Саморукова и другие подчеркивают, что наилучшим условием формирования в дошкольном возрасте этой познавательной деятельности является специальная организация наблюдений и целенаправленное руководство со стороны педагога. Исследования, проведенные в 1970 —1980-е годы в НИИ дошкольного воспитания Академии педагогических наук, позволили рассматривать наблюдение с точки зрения содержания смысла наблюдаемых явлений, отражающих различные связи живого организма с внешней средой, а также значимости в развитии психики ребенка допонятийных форм мышления.

Экскурсии - один из видов занятий, и основная форма организации работы по экологическому воспитанию, одна из трудоёмких и сложных форм обучения. Проводятся экскурсии вне дошкольного учреждения. Это своего рода занятия под открытым небом. Преимущество экскурсий в том, что они позволяют в естественной обстановке познакомить детей с объектами и явлениями природы.

На экскурсиях дети знакомятся с растениями, животными и условиями их обитания, а это способствует образованию первичных представлений о взаимосвязях в природе. Экскурсии способствуют развитию наблюдательности, возникновению интереса к природе.

Велика роль экскурсий в эстетическом воспитании детей. Красота природы, окружающая их, вызывает глубокие переживания, способствует развитию эстетических чувств. Экскурсии в природу связаны с пребыванием детей на воздухе, с движением, что содействует укреплению здоровья. Находясь в лесу, на берегу реки, дети собирают разнообразный материал для последующих наблюдений и работ в группе, в уголке природы (растения, ветки деревьев и кустарников, ракушки и т. д.).

Задачи образовательного компонента экскурсии заключаются в освоении детьми системы экологических представлений и элементарных (предметных) понятий о природе.

Развивающий компонент экскурсий стимулирует формирование: навыков наблюдения и наблюдательности как таковой сенсорных способностей (умение видеть разнообразные признаки объектов: цвет и его оттенки, пространственное расположение, разнообразие форм, фактуры и пр.) мыслительных процессов (анализа, сравнения, обобщения, классификации, умения устанавливать связи, разные по характеру и степени сложности) воображения и творческих способностей.

При разработке экскурсии важно ставить и решать комплекс задач воспитательного, образовательного и развивающего характера.

По характеру решаемых педагогических задач можно выделить четыре разновидности экскурсий: природоведческая, экологическая, на сельскохозяйственный объект, экскурсия эстетического характера.

Природоведческая экскурсия традиционно решает задачу знакомства с природой, т.е. накопление представлений о разнообразии объектов живой природы и их характерных особенностях.

Экологическая экскурсия направлена на освоение детьми разнообразных биоценологических связей в мире природы:

между органами животных и растений и их функциями;

между средой обитания живых существ и особенностями их строения и образа жизни;

между состоянием конкретных живых объектов и условиями их существования;

между различными живыми существами в одной экосистеме.

Экскурсии на сельскохозяйственные объекты помогают детям освоить представления о труде людей. Это экскурсии в поле (вспашка, сев, уборка урожая), на луг (выпас скота, уборка сена), в сад, в огород, в ягодник, на ферму, в оранжерею, на выставки цветов, птиц, рыб, в зоопарк и др. Посещение этих объектов даёт возможность показать детям, как человек влияет на природу, выращивает растения и животных, ухаживает за ними. Основная цель экскурсии - показать, что и для какой цели делают люди, как используют машины, как относятся к своему труду, каковы его результаты.

Экскурсии эстетического характера помогают ребёнку научиться воспринимать красоту природы и развивают культуру его чувств. Используя различные педагогические приёмы, воспитатель способствует тому, что дети от общения с природой получают неизгладимые впечатления. В то же время задачи нравственного и эстетического воспитания детей можно и нужно решать при организации и других видов экскурсий.

Вместе с тем, использование всех разновидностей экскурсий направлено на воспитание любви к природе и осознанное и бережное отношение к ней.

Структура экскурсии:

индивидуальное самостоятельное наблюдение детей

игры детей с собранным материалом

заключительная часть, во время которой воспитатель подводит итог экскурсии и напоминает от необходимости бережного отношения к природе.

Экскурсии за пределы детского сада проводятся уже со средней группы. С младшими группами рекомендуются наблюдения на своём земельном участке и только во вторую половину года короткие экскурсии на луг, в парк (лес) [11, с. 15].

Итак, экскурсии в природу заключаются в освоении детьми системы экологических представлений и предметных понятий о природе. Развивающий компонент экскурсий стимулирует формирование: навыков наблюдения и наблюдательности как таковой сенсорных способностей, мыслительных процессов, а воображения и творческих способностей.

Нажмите, чтобы узнать подробности

1.Воспитательно-образовательное значение экскурсий в природу.

2.Виды и содержание экскурсий в природу.

3.Методика организации и проведения экскурсий.

1.Воспитательно-образовательное значение экскурсий в природу.

Экскурсия – это сложная в методическом и организационном отношении форма занятия с детьми в природе или на сельскохозяйственном объекте, требующая тщательной подготовки педагога и детей.

В процессе экскурсий закладывается фундамент конкретных представлений о природе родного края. Дети знакомятся со всем богатством ее красок, звуков, запахов, форм в развитии и изменении. Познание природного окружения начинается чувственным путем, при помощи зрения, слуха, осязания, обоняния.

Одновременно педагог учит детей правильно называть предметы, их свойства, качества, развивает умение выражать свои впечатления в слове. И в результате речь становится более богатой, содержательной, связной: дети учатся описывать то, что наблюдали, рассуждать.

Организуя наблюдения, практическую деятельность педагог помогает им установить причинные и временные связи, зависимости между фактами и явлениями окружающего мира, сравнивать, делать выводы и обобщения.

Наблюдения в природе способствуют развитию познавательных способностей: наблюдательности, любознательности, самостоятельности.

Экскурсии в природу способствуют формированию нравственных качеств. На экскурсии действуют правила поведения, подчинение которым дисциплинируют участников. Выполнение различных заданий развивает чувство ответственности за порученную работу.

Экскурсии в природу способствуют эстетическому развитию. Обильное разнообразие в природе цветов и оттенков, звуков, форм, линий, их сочетание вызывают соответствующие эстетические чувства и переживания. Важная задача – научить детей видеть и понимать красоту природы, наслаждаться ею. Педагог должен обдумывать ход предстоящей экскурсии, определить, что именно в том или ином объекте, явлении может вызвать у детей эстетические переживания.

Экскурсии в природу способствуют физическому развитию (пребывание на свежем воздухе, двигательная активность).

Экскурсии в природу способствуют развитию трудовых умений и навыков.

2. Виды и содержание экскурсий в природу.

По характеру решаемых педагогических задач можно выделить 4 вида экскурсий:

Экскурсия на сельскохозяйственные объекты.

Экскурсия эстетического характера.

Природоведческая экскурсия традиционно решает задачу знакомства с природой, т.е. накопления представлений о разнообразии объектов живой природы и их характерных особенностях.

Экологическая экскурсия направлена на освоение детьми разнообразных биоценологических связей в мире природы:

между органами животных и растений и их функциями

между средой обитания живых существ и особенностями их строения и образа жизни

между состоянием конкретных живых объектов и условиями их существования

между различными живыми существами в одной экосистеме.

Экскурсия на сельскохозяйственные объекты помогают освоить представления о труде людей. Это экскурсии

в поле (вспашка, сев, уборка урожая),

на луг (выпас скота, уборка сена),

на выставки цветов, птиц, рыб

Посещение этих объектов дает возможность показать детям, как человек влияет на природу, выращивает растения и животных, ухаживает за ними. Основная их цель – показать, что и для какой цели делают люди, как используют машины, как относятся к своему труду, каковы его результаты.

При подготовке к сельскохозяйственной экскурсии педагог должен прежде сам ознакомиться с объектом наблюдения, получить разрешение на проведение экскурсии, договориться о времени посещения, об участии детей в труде, определить содержание беседы детей с рабочими.

Экскурсия эстетического характера помогают ребенку научиться воспринимать красоту природы и развивают культуру его чувств. Используя различные педагогические приемы, педагог способствует тому, что дети от общения с природой получают неизгладимые впечатления. В то же время задачи воспитания нравственного и эстетического отношения к природе можно и нужно решать при организации других видов экскурсий.

Содержание экскурсий в природу определено учебной программой дошкольного образования. Во время экскурсий педагог должен обеспечить ознакомление детей с наиболее яркими и интересными объектами растительного и животного мира, сезонными явлениями, видами сельскохозяйственного труда, характерными для данной местности.

Содержанием экскурсий может быть:

Систематизация материала о сезонных изменениях

Особенности растений и животных в разных природных условиях.

Потребности растений и животных разных ландшафтов в свете, влаге, тепле.

Раскрытие биоценологических связей, действующих в природных сообществах.

На экскурсии дети могут знакомиться с приспособительными признаками животных (внешнее строение, формы поведения).

Приспособление к неблагоприятным условиям.

Содержание экскурсий намечается таким образом, чтобы подготовить детей дошкольного возраста к некоторым обобщениям, накопленных представлений о животных, растениях, сезонных явлениях в живой и неживой природе, к образованию элементарных понятий (хвойные и лиственные деревья, дикие животные, овощи, фрукты).

Чтобы дети усваивали содержание необходимо организовать повторные экскурсии на один объект в разные периоды или в течение одного сезона.

При планировании системы экскурсий рекомендуется придерживаться следующих принципов:

Они должны обеспечить первоначальное яркое целостное впечатление предметов и явлений природы.

Повторные экскурсии следует намечать в тот период, когда в наблюдаемом объекте, явлении происходили заметные и качественные сдвиги.

Постепенное усложнение программного содержания экскурсий должно идти по 2 линиям:

- расширение круга наблюдаемых явлений

- последовательное углубление и обобщение знаний об одних и тех же объектах, явлениях.

4. Четкая последовательность и взаимосвязь между экскурсиями.

3. Методика организации проведения экскурсий

Планирование экскурсий осуществляется с учетом сезонных изменений и местных условий. Педагог должен обеспечить ознакомление детей с наиболее яркими и интересными объектами растительного и животного мира, сезонными явлениями, видами сельскохозяйственного труда, характерными для данной местности.

Результативность экскурсии во многом определяется тем, насколько четко разработана ее структура, определены цели, методика организации и проведения каждого этапа.

Этапы организации и проведения экскурсии:

1 этап – подготовительный.

подготовку педагога к экскурсии

подготовку детей к экскурсии

подготовку экскурсионного снаряжения.

Подготовка педагога к экскурсии

педагог должен осмотреть место, куда предполагается повести детей, выяснить состояние объектов, которые будут предметом наблюдения

уточнить объем знаний для усвоения

определить приемы руководства деятельностью детей, сформулировать вопросы, продумать содержание и характер пояснительного и заключительного слова

подобрать отрывки из художественной литературы, пословицы, приметы, которые целесообразно использовать

наметить задания, поручения, выполнение которых будет посильно детям

выбор маршрута, мест для наблюдений, игр, отдыха

Подготовка детей к экскурсии

за несколько дней до экскурсии педагог проводит небольшую беседу, для того чтобы

- вызвать у детей интерес к предстоящей экскурсии,

- оживить впечатления и представления, которые могут быть полезными в ходе экскурсии,

- сообщить цель экскурсии – дети должны знать, куда и зачем пойдут, что увидят, что нужно будет собрать.

При подготовке к экскурсии следует обратить внимание на одежду и обувь детей – она должна соответствовать сезону и погоде.

Полезно привлечь детей к подготовке экскурсионного оборудования и снаряжения для размещения собранного материала. Это побуждает интерес к предстоящей экскурсии.

Подготовка экскурсионного снаряжения

Перед экскурсией педагог продумывает, какой материал необходимо подготовить для дальнейшей работы и какое оборудование в связи с этим нужно взять с собой.

2 этап – организация познавательной и практической деятельности

В структуре экскурсии можно выделить следующие составляющие:

индивидуальное самостоятельное наблюдение детей

игры детей с собранным материалом

заключительная часть, во время которой воспитатель подводит итог экскурсии, обращает внимание детей на общую картину природы и напоминает о необходимости бережного отношения к природе.

Построение экскурсий и последовательность их проведения варьируется в зависимости от цели, от сезона.

Приведя детей к месту экскурсии, педагог в краткой беседе

напоминает цель занятия,

дает им возможность осмотреться,

затем дети приступают к наблюдению намеченных объектов и явлений природы.

Основная часть экскурсии – коллективное наблюдение. Здесь решаются основные программные задачи занятия. Педагог помогает детям подметить и осознать характерные признаки предметов и явлений. Это достигается различными приемами. Педагог дополняет наблюдения своим рассказом и пояснением.

Полезно в процессе наблюдения использовать произведения детской художественной литературы, стихотворения, загадки. Обращение к литературе должно быть естественным, ненавязчивым. Сочетание различных приемов и удельный вес каждого могут видоизменяться в зависимости от цели и содержания экскурсии.

По окончании основной части надо дать детям возможность удовлетворить любознательность в индивидуальных самостоятельных наблюдениях и сборе природоведческого материала.

Однако давая задание собрать материал, следует строго ограничивать его количество, с тем, чтобы сосредоточить внимание ребят только на определенных растениях или животных и, кроме того, решать задачи воспитания бережного отношения к природе.

3 этап – послеэкскурсионная работа

Знания, полученные детьми на экскурсиях, расширяются, уточняются, обобщаются на занятиях, в играх, в наблюдениях за принесенными объектами, которые проводятся в уголке природы и на участке.

Через 2-3 дня после экскурсии проводят занятия, во время которых используется материал, принесенный с экскурсии. Педагог читает детям художественную литературу, слушает и записывает их рассказы, придумывает вместе с ними экологические сказки, проводит дидактические игры, занятия по рисованию, лепке, аппликации, способствующие реализации впечатлений детей от экскурсии.

Последующая за экскурсией работа может быть направлена на приобщение дошкольников к художественной и музыкальной культуре, основой которой стали впечатления авторов произведений, полученные ими от общения с природой.

Роль экскурсий в экологическом воспитании дошкольников

Звезда активна
Звезда активна
Звезда активна
Звезда активна
Звезда активна

Роль экскурсий в экологическом воспитании дошкольников

Эскендирова Сеперхан Саидовна,
педагог высшей квалификационной категории
отличник народного просвещения
воспитатель ГБОУ №2450
г. Москвы

Счастье - это быть с природой,
видеть ее, говорить с ней.

Природа представляет все необходимое для нашего существования: и воздух, и воду, и пищу, и одежду, и кров, и многое другое. Но вместе с тем природа, как добрая мать, выступает перед нами еще в одной роли, которую часто недооценивают: она - наша учительница и воспитательница..

Экскурсии - один из видов занятий и основная форма организации работы по экологическому воспитанию, одна из трудоёмких и сложных форм обучения. Проводятся экскурсии вне дошкольного учреждения. Это своего рода занятия под открытым небом.

Преимущество экскурсий в том, что они позволяют в естественной обстановке познакомить детей с объектами и явлениями природы.

А ствол - гигант, тяжелый, величавый.

Кора груба, морщиниста, красна,
Но так тепла, так солнцем вся прогрета!

И кажется, что пахнет не сосна,
А зной и сухость солнечного света.

Черемуха душистая
С весною расцвела
И ветки золотистые,
Что кудри, завила.

Задачи образовательного компонента экскурсии заключаются в освоении детьми системы экологических представлений и элементарных (предметных) понятий о природе.

Развивающий компонент экскурсий стимулирует формирование:

§ навыков наблюдения и наблюдательности как таковой

§ сенсорных способностей (умение видеть разнообразные признаки объектов: цвет и его оттенки, пространственное расположение, разнообразие форм, фактуры и пр.)

§ мыслительных процессов (анализа, сравнения, обобщения, классификации, умения устанавливать связи, разные по характеру и степени сложности)

§ воображения и творческих способностей.

При разработке экскурсии важно ставить и решать комплекс задач воспитательного, образовательного и развивающего характера.

Виды экскурсий, их структура и содержание

Экскурсии представляют собой особый вид занятий по ознакомлению детей с природой за пределами дошкольного учреждения. Они проводятся в средней, старшей и подготовительной группах. По содержанию их подразделяют (условно) на два вида. К первому относятся экскурсии в лес, парк, на луг, водоем. Второй вид экскурсий -сельскохозяйственные объекты: на огород, в сад, оранжерею, поле. Во время природоведческих экскурсий дети часто наблюдают труд людей, направленный на охрану и преобразование окружающей среды. Например, в лесу, старшие дошкольники не только знакомятся с растительным и животным миром, но и видят, как взрослые сажают молодые деревья, как убирают сухостой, подкармливают диких животных.
С другой стороны, на сельскохозяйственных объектах педагог обращает их внимание не только на труд взрослых, но и на рост развитие растений (в саду, теплице), на повадки и образ жизни животных (на птичнике, звероферме). Конечно, в сельской местности значительно легче выбрать объект для проведения экскурсий. Но и в условиях города следует искать все возможности для ознакомления дошкольников с природой. С этой целью рекомендуется использовать парки, скверы, биостанции, теплицы; знакомить детей с юннатской работой, которая ведется в школах данного микрорайона; организовывать наблюдения за озеленением и благоустройством дорог, улиц, площадей; организовывать выезды за город.
Содержание экскурсий в природу определено программой воспитания и обучения в детском саду. В соответствии с ней дошкольники должны усвоить разносторонние знания о животном мире, растительности, явлениях неживой природы. В программе подчеркивается, что в процессе непосредственного ознакомления детей с природой необходимо развивать у них наблюдательность, умение обнаруживать ближайшие причины наблюдаемых явлений, делать выводы.
Планирование экскурсий осуществляется с учетом сезонных изменений и местных условий. Воспитатель должен обеспечить ознакомление детей с наиболее яркими и интересными объектами растительного и животного мира, сезонными явлениями, видами сельскохозяйственного труда, характерными для данной местности.
Содержание знаний о природе, изложенное в программе воспитания и обучения в детском саду, раскрывается на экскурсиях, на других занятиях, а также на прогулках. Поэтому цели экскурсии могут быть различными. В одних случаях экскурсии проводятся для уточнения и обобщения представлений, полученных ранее. Например, к усвоению знаний об условиях развития растений старшие дошкольники подводятся в процессе труда в уголке природы, цветнике, на огороде, а посещение теплицы может быть использовано для обобщения представлений о зависимости роста и развития растений от влаги, света, тепла. В других случаях экскурсии служат для первоначального ознакомления с природными явлениями, сельскохозяйственным трудом, а вся последующая воспитательно-образовательная работа направлена на уточнение, расширение, конкретизацию, систематизацию и обобщение полученных представлений. Например, весной воспитанники подготовительной к школе группы знакомятся с признаками пробуждения жизни в пруду (появление на поверхности водоема растений, насекомых, кваканий лягушек), рассматривают водомерку, жука-плавунца, жука-водолюба, икру лягушек, водные растения. Благодаря несложным опытам дети убеждаются, что жук-плавунец хищник, а жук-водолюб питается растениями, поэтому живет на дне водоема.

Значительное место отводится систематизации материала о сезонных изменениях. Наблюдения ярких картин природы - лес в период золотой осени и во время листопада, цветущий луг в начале лета, ледоход на реке - затрагивают эмоциональную сферу ребенка, воздействуют на различные анализаторы, обеспечивают отчетливое восприятие явлений. Не менее важно сделать предметом наблюдений во всех возрастных группах характерные изменения в живой и неживой природе. Основное звено в этой работе - установление признаков сезона ( длительность светового дня, температура воздуха, особенности облачности и осадков, и т. д). Наблюдения целесообразно начинать с неживой природы, поскольку от нее зависят изменения в жизни растений, животных. Уже дети среднего дошкольного возраста могут установить связь между обилием солнечного света весной и началом пробуждения, роста и развития растений. Старшим дошкольникам доступно осознание и более сложных связей, не имеющих такого яркого внешнего выражения. Например, осенью они обнаруживают, что отлет пернатых птиц связан с температурой воздуха: с похолоданием некоторые насекомые погибают, другие забираются под кору, корни деревьев, опавшую листву, мох, и птицы остаются без корма, что и подталкивает их к переселению в теплые края.

§ вводная беседа (подготовительный этап)

§ индивидуальное самостоятельное наблюдение детей

§ игры детей с собранным материалом

заключительная часть, во время которой воспитатель подводит итог экскурсии и напоминает от необходимости бережного отношения к природе

Первый этап – подготовительный.

Как показывает самоназвание, воспитательно-образовательная работа в этот период направлена на то, чтобы организовать детей, выявить их опыт, поставить перед ними цель предстоящего наблюдения, создать эмоциональный настрой, возбудить интерес. Подготовительная работа начинается за несколько дней до экскурсии, а завершается непосредственно перед ее началом, когда педагог напоминает воспитанникам о правилах поведения.
Второй этап - организация познавательной и практической деятельности детей.

Его результативность зависит от методов и приемов воспитания и обучения, которые использует воспитатель. Один из основных методов - это наблюдение объектов и явлений природы, сопровождаемое пояснениями и направляемое вопросами воспитателя, которые условно можно разделить на три типа:

Третий этап экскурсии - заключительный.

Он охватывает всю после экскурсионную воспитательно-образовательную работу, направленную на углубление, систематизацию и обобщение знаний, приобретенных детьми, на упрочение и дальнейшее развитие их интересов, формирование творческих способностей в процессе освоения и переработки впечатлений, полученных от общения с родной природой.

5. Список использованной литературы:

1. Рыжова Н.А. Наш дом-природа. М.,2005.

2. Веретенникова С. А. Ознакомление дошкольников с природой. М,1980.

3. Виноградова Н. Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой. 2-ое изд. М., 1982

4. Как ознакомить дошкольников с природой./ Под ред. П.Г.Саморуковой.-М., 1983.

5. Куликова Т.А. Экскурсии в природу с детьми дошкольного возраста. М., Просвещение,1985.

6. Крупская Н. К. Пед. соч. М., 1980, т. 6.

7. Лучич М. В. Детям о природе.- М., 1989.

8. Сухомлинский В. А. Избр. пед. соч. М., 1979, т. 1.

9. Тетюрев В. А. Рассказы о наблюдениях в природе. М. Просвещение, 1971.

10. Тихеева Е. И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). М., 1981.

Читайте также: