Значение беседы в доу

Обновлено: 08.07.2024

Флерина выделила 3 этапа:
1) вводная (организует на какую-то деятельность.
2) сопутствующая ( направляет ход деятельности)
3) заключительная (уточняет и обобщает знания дет).
Цель вводной беседы – выявить опыт и создать интерес, вводная часть беседы должна быть 3-4 мин, заканчивается постановкой цели. Сопутствующая - направлять внимание детей на приобретение более богатого опыта, беседовать о том, что сейчас видят.
Заключительная часть беседы : уточнить, систематизировать и расширять знания детей. Проводим примерно 1 раз в месяц.
Речь воспитателя занимает 1\3 беседы, воспитатель определяет тему, содержание, ставит задачи:
1) познавательную, развивающую: речь должна идти о развитии речи и мышления,
2) воспитательную. Воспитательль определяет объем словарной работы и записывается в предварительной работе.
Структура беседы
1) начало беседы: привлечь внимание к теме беседы, собрать внимание. Должно быть коротким.
2) Основная часть: Раскрывает общее содержание, делится на несколько частей (беседа о маме, мама на работе).
По каждой части продумываются вопросы. В ходе беседы воспитатель дает пояснение, подтверждает, обобщает их, что-то добавляет. Вопросы ставятся всей группе, на него могут ответить несколько детей. По ходу используются загадки, стихи, музыка.

Одной из наиболее существенных проблем дошкольного является проблема разработки использования активных методов обучения. С этой зрения словесные методы в сочетании с наблюдениями и другими видами детской деятельности имеют большое значение в работе с детьми. Одним из самых эффективных методов является беседа – целенаправленное обсуждение вместе с детьми каких-либо событий, явлений, проблем. Беседу целесообразно использовать при взаимодействии с детьми среднего и старшего дошкольного возраста.

Воспитателей обычно затрудняют следующие аспекты беседы: какой программный материал целесообразно давать путём беседы; как удерживать до конца беседы внимание детей и не дать им уклониться от обсуждаемой темы; как вовлечь всех в активное участие в беседе. В результате беседы проводятся эпизодически, носят, как правило, формальный характер и протекают при недостаточной активности детей.

Беседа с детьми дошкольного возраста является, прежде всего, средством систематизации и уточнения представлений, полученных в процессе повседневной жизни, в результате наблюдений, общения и деятельности. Вовлекая ребёнка в беседу, воспитатель помогает ему глубже и полнее воспринять действительность, обращает внимание на то, что недостаточно сознаётся им; в итоге знания становятся чётче осмысленнее.

В беседе взрослый своими вопросами направляя мысль детей в определённое русло, наталкивает их на воспоминания, догадки, суждения, умозаключения. Для неокрепшего детского ума это очень важно. Ценность беседы именно в том и состоит, что взрослый учит ребёнка логически мыслить, рассуждать, поднимает сознание ребёнка с конкретного способа мышления на более высокую ступень – ступень простейшего абстрагирования, что чрезвычайно важно для подготовки к школе. Но в этом и большая трудность беседы, как для ребёнка, так и для воспитателя: научить самостоятельно мыслить гораздо сложнее, чем сообщать готовые знания.

В беседе воспитатель объединяет детей общим интересом, пробуждает их интерес друг к другу.

Прежде чем организовать беседу, педагогу надо решить важный вопрос: какое программное содержание целесообразно давать детям методом беседы?

В наших условиях, с детьми старшего дошкольного возраста, возможно беседовать о таком содержании, с которым он в своём ближайшем окружении не сталкивается, в том числе о незнакомом и далёком.

Итак, чем младше ребёнок, тем больше беседы должны быть связаны с его непосредственными наблюдениями. С детьми 5 лет тематика бесед должна быть очень конкретной и касаться самых близких им явлений и предметов. А вот беседа со старшими дошкольниками, например, о стуле заранее обречена на неудачу: дети 5-7 лет не раз видели стул, его спинку, ножки, и беседа, расчленяющая этот предмет на части, ничего в сознании ребёнка не прибавит. Незачем делать предметом обсуждения то, что уже усвоено!

Часто беседа превращается в стержень, вокруг которого объединяется вся работа с детьми: предварительно проводятся наблюдения и экскурсии, рассматриваются иллюстрации, чтобы дать пищу для беседы; после неё полученные знания обязательно закрепляются в рисовании, лепке, изготовлении макетов, заучивании стихов, песен, чтение рассказов. Даже игры порой подчиняются общей теме, которая не теряет актуальность несколько дней или даже недель.

Познавательный материал лишь тогда оставляет глубокий след, когда он повторяется систематически, когда впечатления наслаиваются одно на другое и не отрывается от жизни. Поэтому настоящая роль беседы в деле уточнения, углубления, систематизации понятий может быть реализована лишь тогда, когда беседа опирается на другие методы знакомства детей с окружающим, а также на их субъективный опыт.

Материал беседы должен оставить глубокий след в сознании ребёнка, но, чтобы это произошло, необходимо поставить его в активную позицию, когда он не столько наблюдает, слушает, иногда отвечает, сколько действует, а значит, активно общается.

Беседа также требует от ребёнка интенсивной умственной деятельности: надо активно слушать, соображать и достаточно быстро отвечать. Вместе с тем беседа в коллективе связана со способностью к известной сдержанности, т.е. с умением внимательно слушать других, воздерживаться от высказываний, пока говорят другие, удерживать в памяти то, что хотел сказать.

В начале беседы в сознании детей должен предстать живой образ, поэтому её можно начинать с рассматривания предметов, картин или воспоминаний о виденном, о близких жизненному опыту ребёнка явлениях. Затем следует анализ этих явлений, выделение наиболее существенных частностей, на основе которых педагог получает возможность подвести детей к необходимым ему выводам, и, наконец, обобщение, уточняющее представление детей, способствующее выработке должного отношения к обсуждаемым явлениям и по возможности наталкивать детей на соответствующее поведение.

На педагогическую значимость беседы влияет умелый, продуманный подбор и постановка вопросов. Если они не доходят до сознания ребёнка, не будят его мысль, значит, беседа проходит формально. Индивидуальные особенности детей заставляют по-разному ставить один и тот же вопрос.

Понимание вопроса не такое уж лёгкое дело для маленьких детей. Они не всегда улавливают смысл.

Вопросы – это основное средство, направляющее беседу. На её качество большое влияние оказывает также объяснения и ответы самого воспитателя. В дошкольном возрасте ребёнок не сразу улавливает смысл вопроса и воспитателю приходится самому отвечать на свои вопросы. Поэтому, готовясь к беседе продумывая содержание, вопросы, иллюстрации, педагогу необходимо предусмотреть свои объяснения, общения, рассказы. Это важно не только для стройного хода беседы, но и для усвоения ребёнком тех или иных понятий.

Особого внимания в беседе заслуживают вопросы, задаваемые самими детьми. Самое важное – побуждать детей к вопросам, будить мысль.

Итак, активность детей в беседе зависит от наличия у них опыта и представлений, накопленных до беседы. В процессе беседы происходит уточнение представлений, выработка известных суждений, отношений.

В построении бесед с детьми дошкольниками большую роль играют наглядные пособия. Иллюстрации оживляют воспоминания детей, дают возможность уточнить свои представления, расслабиться.

Таким образом, использование беседы в воспитательно-образовательном процессе детского сада оказывает большое влияние на развитие детей старшего дошкольного возраста. Систематическое проведение бесед положительно влияет на уточнение представлений, на развитие речи, навыков эффективного общения, на воспитание устойчивого внимания развитие памяти, мышления. Беседы влияют также на выработку у детей определенного отношения к окружающей действительности.

Сейчас почти в каждой школе педагоги ведут занятия с дошкольниками. Именно поэтому нас заинтересовала выбранная тема статьи. Вопрос о применении разнообразных активных методов и форм в обучении дошкольников является одним из существенных. Так, словесные методы при правильном их сочетании с конкретными наблюдениями и деятельностью играют большую роль в воспитательнообразовательной работе с детьми. Эффективным словесным методом является беседа – целенаправленное обсуждение с детьми каких-либо явлений. Беседу целесообразно использовать в работе с детьми среднего и старшего дошкольного возраста. Как показывает практика, такой активный метод сравнительно мало применяется в детских садах. Это связано главным образом с тем, что воспитателей затрудняет ряд вопросов, а именно:

  • какой программный материал необходимо давать путем беседы;
  • как удержать внимание детей до конца беседы, не дать им уклониться от обсуждаемых вопросов;
  • как привлечь всех к активному участию.

Во многих случаях беседы проводятся эпизодически, носят формальный характер и протекают при недостаточной активности детей.

Вопросы методики беседы освещались неоднократно в педагогической литературе в разное время и с разных позиций. Разработанный в глубокой древности Сократом и Платоном метод беседы применялся при обучении юношества риторике и логике. Позднее этот метод использовался в школьном обучении. Со времен Я.А. Коменского и И.Г. Песталоцци встал вопрос о применении беседы в дошкольном воспитании.

Долгое время основным в беседе считалась ее форма, ей подчинялось содержание познавательного материала. Такой подход сказывался и на структуре беседы.

Беседа выявляет, как велика у детей потребность выражать свои мысли, как развивается их язык, если тема беседы соответствует их интересам и психике.

Большое значение беседе придавала Е.И. Тихеева – российский педагог, один из создателей дошкольной педагогики в России. Она считала ее одним из ценнейших приемов развития речи детей, подразумевая под беседами организованные, планово проводимые занятия, цель которых – углубить, уточнить и систематизировать путем слова представления и знания детей.

Беседа с детьми дошкольного возраста является, прежде всего, средством систематизации и уточнения представлений, полученных ребенком в процессе его повседневной жизни, в результате его наблюдений, общения и деятельности. Проводя беседу, воспитатель помогает ребенку полнее, глубже воспринять действительность, обращает его внимание на то, что он недостаточно осознает; в результате знания детей становятся четче, осмысленнее.

В беседе взрослый своими вопросами, направляя мысль детей по определенному руслу, наталкивает их на воспоминания, догадки, суждения, умозаключения. Для неокрепшего ума ребенка это крайне важно.

Ценность беседы именно в том, что взрослый в ней учит ребенка логически мыслить, рассуждать, постепенно поднимает сознание ребенка от конкретного способа мышления на более высокую ступень простейшего абстрагирования, что чрезвычайно важно для подготовки ребенка к школьному обучению. Но в этом и большая трудность беседы – как для ребенка, так и воспитателя. Ведь научить детей самостоятельно мыслить гораздо сложнее, чем сообщать им готовые знания. Вот почему многие воспитатели охотнее рассказывают и читают детям, чем беседуют с ними.

Весьма важный вопрос: какое конкретное программное содержание целесообразно давать детям методом беседы?

Неудачи воспитателей часто объясняются тем, что путем беседы они стараются сообщить детям совершенно новый и часто трудный материал. А ведь высказывать свои суждения о сложных, мало знакомых явлениях непросто даже взрослому человеку, имеющему богатый жизненный опыт. Поэтому заведомо новый материал разумнее давать детям в повествовательной форме, используя прием дробления новой информации, предъявляемой в процессе беседы. Эта информация вводится небольшими частями – сегментами; в одном высказывании педагог дает только одну порцию нового, дальше в процессе беседы воспитатель опирается на субъективный опыт детей, в нужный момент обогащая их новыми знаниями (другая порция нового). Такой прием в педагогической риторике носит название “сегментация речи”. Чем успешнее применяется этот прием на занятии, в процессе беседы, тем точнее и легче детям понять и усвоить новый материал. Главное, чтобы говорить с ребенком о том, что у него перед глазами, за что он, так сказать, может ухватиться руками.

В.Ф. Одоевский Беседы лишь тогда протекают живо, непринужденно, будят мысль ребенка, удерживают его внимание и оставляют глубокий след в сознании, когда материал, для усвоения которого проводится беседа, понятен и близок опыту ребенка. Надо лишь помнить, что понятие близкого и доступного совершенно изменилось применительно к современным детям.

Педагоги прошлого считали возможным обращать внимание детей и, следовательно, беседовать с ними лишь о непосредственно окружающих ребенка вещах.

Так, И.Г. Песталоцци рекомендовал матери начинать беседы с детьми с анализа их собственного тела.

В русской педагогике тематика бесед с маленькими детьми была первоначально разработана В.Ф. Одоевским. В его пособии для родителей и воспитателей “Наука до науки”, “Книжка дедушки Иринея” первая часть состоит из “Вопросника”, в котором детально разработан ряд бесед.

В сборнике под редакцией Л.К. Шлегер и С.Т. Шацкого представлен обширный материал для многих бесед, касающийся исключительно природной тематики (растения, животные, сезонные явления). Авторы также исходили из положения, что говорить можно лишь о том, что “дети видели, видят, могут увидеть каждый момент”, “говорить же о том, что они не могут видеть, нельзя”.

Е.И. Тихеева также рекомендовала отталкиваться от предметов, непосредственно действующих на внешние чувства детей.

Таким образом, у всех перечисленных авторов основной принцип отбора вопросов для бесед – это непосредственная физическая близость обсуждаемых с детьми явлений.

Материалом для таких упражнений могут служить предметы, находящиеся в комнате, части человеческого тела, предметы питания, одежды, все, что находится в поле, в саду, животные, растения, поскольку они знакомы детям.

Несомненно, с ребенком надо, прежде всего, говорить о знакомом и близком ему. Чувственный опыт детей и сопровождающее этот опыт поясняющее слово взрослого формируют конкретное познание ими действительности. Но не надо забывать, что современные дети живут не в условиях замкнутого семейного уклада, а в информационно насыщенном, компьютеризированном мире. Телевидение, радио, компьютер, детская познавательная литература, газеты, журналы, богатая общественная жизнь, которую современный ребенок наблюдает непосредственно на улицах, – все это рано расширяет круг представлений и понятий нынешнего дошкольника, будит в нем новые интересы.

В связи с этим в наших условиях с детьми старшего дошкольного возраста становится возможным беседовать о таком содержании, с которым он еще непосредственно в своем ближайшем окружении не сталкивался. Конечно, знания, полученные в этих беседах, будут самыми элементарными, но они расширят кругозор детей.

Итак, чем меньше ребенок, тем больше должны быть связаны беседы с его непосредственными наблюдениями. С детьми до 5 лет тематика бесед должна быть очень конкретной и касаться самых близких им явлений и предметов. Уточняя посредством бесед представления детей об известном материале, надо в то же время помнить, что простая констатация хорошо знакомых фактов не дает никакого толчка для прогрессивного развития мысли ребенка. А вот беседа со старшими дошкольниками, например, о стуле и его составных частях заранее обречена на неудачу, т. к. ребенок 5–7 лет в процессе жизненных наблюдений не раз видел стул, его спинку, ножки, сиденье, и беседа, расчленяющая этот стул на части, ничего в сознании ребенка не прибавит (кроме номенклатурной точности). Не следует делать предметом обсуждения то, что и так освоено.

В беседе не только уточняются детские знания, в ней ребенок получает новый материал или воспитатель преподносит знакомое ему в новом аспекте. Так, например, в беседе о зимующих птицах дети, кроме известного им факта о том, что часть птиц улетает, а часть остается, они узнают о причине этого явления. Важно, чтобы воспитатель, опираясь в беседе на субъективный опыт детей и ранее усвоенные ими знания, сумел пробудить активную работу мысли, способствовал выработке самостоятельных суждений, формировал у ребенка целостную картину окружающего мира и осознанное отношение к обсуждаемым явлениям.

Правильно определить место беседы в воспитательнообразовательном процессе детского сада – серьезная проблема, которая требует своего решения. Часто на практике беседа превращается в стержень, вокруг которого строится вся работа с детьми.

При этом с ними предварительно проводится работа, связанная с наблюдениями и экскурсиями, рассматриванием иллюстраций, чтобы дать пищу для беседы. После нее обязательно идет закрепление полученных впечатлений путем рисования, лепки, изготовления макетов, заучивания стихов, песен, чтения рассказов. Даже игры подчиняются общей теме, которая длится порой несколько дней или недель. Ведь дань комплексности отдавали в свое время и отдают многие наши детские сады, осуществляя тематический подход к организации педагогического процесса или работая по “проектам” и “цепи целевых заданий“.

Тематичность всех занятий очень суживает возможности педагогической работы, заслоняет живую действительность, ведет к отрывочности получаемых детьми впечатлений. Отработав “тему”, воспитатели редко к ней возвращаются повторно. Впечатления, полученные о том или ином явлении, не закрепляются, не повторяются в последующем. За время проработки той или иной темы внимание детей на занятиях, в играх и других видах совместной детской деятельности усиленно фиксируется на определенном, ограниченном круге явлений и отрывается от других, иногда очень ярких и важных впечатлений. Многие вопросы обсуждаются с детьми от случая к случаю, воспитатель не возвращается к полученным ранее представлениям, не закрепляет их частым повторением. Такая “лоскутность” впечатлений не обеспечивает твердого усвоения знаний и навыков, открытого общения.

Познавательный материал лишь тогда оставляет глубокий след, когда он дается систематически, когда впечатления как бы наслаиваются одно на другое и не отрываются от жизни. Тем самым беседа, играющая роль уточнения, углубления, систематизации понятий, может быть успешной лишь тогда, когда она опирается на другие ранее примененные методы знакомства детей с окружающим, а также на их субъективный опыт, т. е. когда у них уже есть некоторые знания, требующие упорядочения.

Беседы имеют место в процессе накопления детьми знаний – во время экскурсий, наблюдений. Однако эти беседы не типичны. Как показала практика, до наблюдений детям очень трудно высказывать свои суждения и такие беседы сводятся преимущественно к даче воспитателем объяснений. Во время наблюдений дошкольники поглощены новыми впечатлениями и высказываются лаконично. Большей частью это возгласы удивления, восторга или вопросы, адресуемые педагогу. Сам воспитатель при этом своими вопросами и замечаниями руководит процессом наблюдения.

Наиболее успешно беседы протекают непосредственно после того, как дети во время экскурсий, наблюдений или после прочтения педагогом рассказов получили новые впечатления.

Беседа, органически связанная с повседневной жизнью ребенка в детском саду и в семье, не может превратиться в отработанную тему. Материал, данный в ней, должен оставить глубокий след в сознании ребенка. Чтобы это произошло, необходимо предложить ребенку активную позицию, когда он не только наблюдающий, слушающий, иногда отвечающий, но и действующий, активно общающийся.

Поэтому важной формой речевой работы с детьми дошкольного возраста являются ситуации общения.

Ситуации общения – специально проектируемые педагогом или возникающие спонтанно формы общения, направленные на формирование коммуникативных способностей. Принципиально важно подчеркнуть необходимость целостного подхода к формированию диалогической речи и недопустимость сведения задач общения только к освоению вопросно-ответной формы. Полноценный диалог немыслим без установления диалогических отношений, формирования активной ответной позиции, партнерских отношений; и такие диалогические отношения должны пронизывать как общение ребенка со взрослым, так и взаимодействие со сверстниками.

Ситуации общения могут возникать естественно – воспитателю важно увидеть их и, не нарушая деятельности детей, использовать для решения обучающих или воспитательных задач. В каждой ситуации перед детьми возникает та или иная проблема, требующая решения. Воспитатель направляет детей на поиски ее решения (принцип “интеллектуального голода”), помогает приобрести новый опыт, активизирует самостоятельность, поддерживает положительный эмоциональный настрой. Дети должны испытать “палитру интеллектуальных эмоций”: удивление при встрече с объектами, интерес к выявлению причин различных событий, сомнение, догадку, радость успеха и открытий.

Особенности ситуации общения как формы работы с детьми:

  • участие в ситуации общения (в основном добровольное);
  • позиция взрослого как партнера по общению;
  • изменение стиля взаимоотношений педагога и детей: взрослый уважает право ребенка на инициативу, его желание говорить на интересующие его темы, уходить от неприятных ситуаций;
  • планируется и организуется воспитателем в любое время в режиме дня, чаще всего утром, вечером или во время прогулки;
  • длительность ситуации общения от 3–5 до 10 мин в зависимости от возраста детей; предполагается участие небольшой подгруппы детей (от трех до восьми) в зависимости от их желания и особенностей содержания ситуации общения.

Ситуации общения могут быть практическими и игровыми. Соотношение игровых и практических ситуаций в процессе обучения зависит от возраста детей. При организации ситуаций педагог чаще всего “идет от детей”, т. е. подмечает их в детской деятельности. Например, в младшей группе целесообразно проводить ситуации общения, побуждающие ребенка искать и устранять причину, мешающую ему действовать и лежащую на поверхности (например, что-то мешает открыть или закрыть дверь). В старшем дошкольном возрасте специально планируемыми ситуациями общения могут быть игры-викторины: “Из какой сказки эти вещи”, “Магазин волшебных вещей”. В приложении приведены примеры ситуаций общения. Ситуация общения как нетрадиционная форма речевой работы представляет для воспитателя некоторые трудности, так как имеет свои специфические особенности, связанные с поставленными задачами, содержанием деятельности.

Ситуация общения строится на непрерывной мобилизации детского внимания, активного участия, открытого общения. Ребенку необходимо все время следить за ходом беседы, не уклоняться от ее основного содержания, слушать своих собеседников.

Во время участия в ситуации общения у ребенка совершается сложный мыслительный процесс припоминания, суждения, умозаключения, обобщений. От ребенка требуется непрерывная умственная активность: надо внимательно слушать, соображать и достаточно быстро отвечать. Вместе с тем совместное участие сверстников в ситуации связано и со способностью к известной сдержанности: уметь внимательно слушать других; воздерживаться от высказываний, пока говорят другие; удерживать в памяти то, что хотел сказать, – все это, несомненно, не легко для ребенка дошкольного возраста.

Для некоторых детей участие в коллективном обсуждении ситуации требует определенного волевого усилия: преодолеть робость, застенчивость и высказаться в присутствии других. Следовательно, умелое участие взрослого в ситуации общения в значительной мере решает успех дела. Для этого воспитателю надо хорошо продумать логическую структуру ситуации общения: последовательно расположить весь материал, преподносимый детям; подготовить соответствующие вопросы и объяснения, наглядный материал, уточняющий отдельные моменты ситуации и позволяющий сконцентрировать внимание детей. Кроме этого, педагогу необходимо знать индивидуальные особенности детей и дифференцированно подключать их к активному участию в ситуации общения.

Автор: Яликова Ольга Вячеславовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ детского сада №46 Московского района Санкт-Петербурга
Населённый пункт: г. Санкт-Петербург
Наименование материала: Беседа как метод развития связной речи у детей дошкольного возраста
Тема: Значение беседы в жизни детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование

Значение беседы в жизни детей дошкольного возраста

Прежде чем приступить к рассматриванию вопроса о значении беседы

в развитии связной речи детей дошкольного возраста, нам необходимо

понять, а каково же значение беседы в жизни ребёнка?

Денисовой, Н.Л. Фигуриной), и их зарубежных коллег (Ш. Бюлер, и А.

Валлон) первые потребности, которые формируются у ребёнка в дошкольном

возрасте являются социальными, ему крайне необходимы взрослые и

потребность в общении с ними у малыша растёт с каждым часом. Но мир

взрослых –это огромный и незнакомый мир для него, который пока еще чужд

познавательный интерес ко всему. Познавательная активность малыша

растёт с каждым днём и взрослые всё чаще и чаще слышат от него

рассмотреть какие бывают беседы, какую цель они преследуют и каково их

назначение. Итак, условно беседы можно разделить на две категории:

Первая категория бесед всегда заранее тщательно продумана и

спланирована взрослым и всегда преследует определённую цель, например,

познакомить дошкольников с миром насекомых или с правилами перехода

улицы по светофору. Воспитатель всегда заранее планирует такие беседы и

готовится к ним, чаще они носят ознакомительный характер.

категория бесед применяется воспитателем и другими педагогами на всех

видах занятий в дошкольном учреждении. Тема беседы в этом случае всегда

напрямую будет завесить от темы занятия и всегда инициатором будет

выступать взрослый, который либо сам начнет беседу на задуманную им

тему, либо создаст такие условия, чтобы ребенок сам начал беседу на заранее

Читайте также: