Зимующие птицы рассказ для детей в детском саду

Обновлено: 04.07.2024

Цель:

Задачи:

  • образовательные: закрепление умения детей делить слова на слоги;
  • развивающие:
    • развитие мышления детей на материале описательных загадок;
    • развитие связной речи детей: умение составлять рассказ по опорным схемам;
    • развитие зрительного и слухового восприятия, развитие общей и мелкой моторики пальцев рук;
    • воспитание умения взаимодействовать друг с другом;
    • воспитание гуманного, бережного, заботливого отношения к окружающему миру, к зимующим птицам;
    • профилактика утомления детей на занятии;
    • обеспечение физиологически необходимых этапов восприятия и переработки информации.

    Интеграция образовательных областей:

    Виды детской деятельности:

    • познавательно-исследовательская,
    • коммуникативная,
    • игровая,
    • продуктивная.

    Планируемый результат: Использование и применение знаний о зимующих птицах в беседах с детьми и взрослыми.

    Предварительная работа:

    • Наблюдение за птицами на прогулке.
    • Беседы о зимующих птицах.
    • Рассматривание иллюстраций.
    • Чтение познавательных рассказов о птицах.
    • Изготовление вместе с родителями кормушек.

    Оборудование и материалы:

    Ход занятия

    Содержание занятия

    Здоровьесберегающее сопровождение

    I. Организационный момент.

    2. - Теперь позеваем (открываем широко рот и нажимаем указательными пальцами на середину щек.)

    Совушка-сова,
    Большая голова.
    На суку сидит,
    На всех глядит.

    (Дети вместе с воспитателем выполняют каждое упражнение 3-4 раза.)

    - Молодцы! Теперь вы готовы к выполнению заданий.

    II. Основная часть.

    - Дети, вы, наверное, догадались, о ком мы сегодня будем говорить на занятии (ответы детей.) Правильно, о зимующих птицах.

    - Каких птиц мы называем зимующими? (Зимующие - это те птицы, которые не боятся холода, остаются у нас зимовать и не улетают осенью на юг в теплые края).

    Воспитатель обращает внимание детей на экран :
    - Назовите известных вам зимующих птиц (ворона, сорока, снегирь, синица, воробей, голубь, дятел).

    - Молодцы. Сейчас предлагаю вам отгадать загадки о зимующих птицах, а отгадку на столе найдёт тот, кого я назову, остальные проверяют правильность ответа. (Ребёнок выходит, находит картинку, воспитатель вешает её на доску).

    Чик-чирик!
    К зернышкам прыг!
    Клюй, не робей!
    Кто это? (Воробей.)

    Черный жилет,
    Красный берет,
    Хвост как упор,
    Нос как топор. (Дятел)

    Белые щечки –
    Синяя птичка,
    Остренький клювик –
    Собой невеличка.
    Желтая грудка –
    Это …(Синичка)

    Ходит важно,
    Вперевалку.
    И воркует, и клюет. (Голубь.)

    Всех я за день навещу,
    Всё, что знаю растрещу!
    Расскажу всё раньше срока,
    Потому что я…(сорока)
    Как откроет рот – кошмар! –
    Слышно только кар-кар-кар! (Ворона)

    Увеличение двигательной активности.

    - А теперь давайте, определим количество слогов в словах – названиях зимующих птиц. Возьмите губки с подноса. На каждый слог сжимаем губку.

    3. - Молодцы! Посмотрите на экран.

    Что общего в строении у всех птиц? (2 крыла, 2 лапки, хвост, круглая головка, овальное туловище, перья, пух)

    - Чем они отличаются друг от друга? (Размером, окраской, опереньем)

    - Возьмите на столе конверты соберите из мозаики птичку и назовите её.

    - Для чего птице клюв?
    - Для чего птице крылья?
    - Для чего птице лапки?
    - Для чего птице пёрышки?
    - Для чего птице хвост?

    - Для того чтобы выполнить следующее задание, подготовим свои пальчики.

    Птичка крылышки сложила (переплести пальцы рук)
    Птичка пёрышки помыла (пошевелить пальцами)
    Птичка клювом повела (сложить клюв из мизинцев)
    Птичка зёрнышки нашла
    Птичка зёрнышки поела (поклевать по столу)
    Птичка песенку запела (раскрывать мизинцы)
    Птичка крылышки раскрыла (изобразить крылья)
    Полетела, полетела!

    – Посмотрите внимательно на экран. Что изображёно на картинке?
    - А теперь узнаем, кто самый внимательный. Сколько птиц спряталось на картинке?
    - Назовите птиц, которые спрятались на картинке.
    - Такая же картинка лежит перед каждым на столе. Покажите мне воробья. Давайте обведём и заштрихуем воробья. Следите за направлением штриховки (дети выполняют задание под спокойную музыку).
    Вы штриховали?
    Дети: Мы штриховали.
    - А теперь все дружно встали. Превратимся в птичек.

    Птички прыгают, летают.
    Птички прыгают, поют.
    Птички крошки собирают,
    Птички зёрнышки клюют.
    Пёрышки почистили?
    Пёрышки почистили!
    Клювики почистили?
    Клювики почистили!
    Дальше полетели
    И в кружочек сели!

    - Голодно и холодно птицам зимой. Как мы заботимся о них? (сделали кормушки и подкармливаем) Много птиц прилетает к нашей кормушке, чтобы отдохнуть и подкрепиться. Чем можно угостить птиц? (хлебными крошками, ягодами, салом, гречкой, пшеном, орехами, семенами).
    - Посмотрите, я приготовила угощенье для птиц, возьмите каждый картинку с птичкой и поставьте её к блюдечку.
    - Скажите, кто какую птичку чем накормил? (Я накормил свою синичку салом и т.д.).
    – Дети, кому не хватило угощения? (Сове и дятлу).
    – А почему?
    (Сова – хищная птица, питается грызунами. Дятел питается личинками насекомых. Они сами себе пищу добывают)
    - Как можно назвать хлебные крошки, ягоды, семечки, пшено, сало, орехи одним словом? (Еда, корм, пища)
    - Для кого этот корм? (Для птиц)
    - Чей это корм? (Птичий корм)
    - Чья это пища? (Птичья пища)

    - А теперь давайте согреем зимующих птиц ласковыми словами. Ласковое слово - что солнышко.
    - птица – птичка, пичужка
    - синица – синичка
    - воробей – воробышек – воробьишко
    - снегирь – снегирек, снегирюшка, снегиречек
    - голубь – голубка, голубок
    - галка – галочка
    - Молодцы! Надеюсь, что птички услышали наши ласковые и добрые слова и будут чаще прилетать к нам в гости.

    III. Итог занятия.

    - О ком мы с вами говорили?
    - Какие задания вам больше всего понравились?
    - Занятие окончено, спасибо.

    Снятие эмоционального напряжения.

    Использованная литература.



    Возрастная аудитория: дети старшего дошкольного возраста 5-7 лет.
    Цель: ознакомление с особенностями зимующих птиц Снегиря и Синицы через сказку
    Задачи:
    - Расширить представления дошкольников о Синице и Снегире как о зимующих птицах родного края
    - Развивать словарный запас, уметь находить различия между Снегирем и Синицей и пояснять их.
    - Воспитывать любовь к сказочным историям
    - Воспитать понимание того, что зимующих птиц надо подкармливать в сильные морозы




    Маленькие короткие рассказы для детей про зимующих птиц

    Предлагаем вам прочесть маленькие интересные рассказы для детей дошкольного и младшего школьного возраста про птиц зимой. Читая рассказы о живой природе ребёнку, вы прививаете ему доброе и бережное отношение к ней с самого юного возраста, помните об этом!

    Добрая девочка

    Стояла суровая зима. Всё было покрыто снегом. Тяжело пришлось от этого воробушкам. Бедняжки нигде не могли найти корма. Летали воробышки вокруг дома и жалобно чирикали.

    Пожалела воробышков добрая девочка Маша. Она стала собирать хлебные крошки, и каждый день сыпала их у своего крылечка. Воробышки прилетели на корм и скоро перестали бояться Маши. Так добрая девочка прокормила бедных птичек до самой весны.

    Синицы

    Без синиц зимний лес кажется мёртвым. Только сосновая ветка заскрипит да снежная шапка обрушится с ёлки. Но как налетит стайка синиц, лес оживает. Синицы с писком, с пиканьем перелетают с ветки на ветку, с дерева на дерево – осматривают каждую трещинку в коре: нет ли древесного семечка, не притаился ли где уснувший жучок. Каких только нет синиц в стайке: и лазоревки, и московки, и гренадёрки с полосатыми хохолками на голове…

    Летом весь лес звенит птичьими голосами, и синиц не видно и не слышно с их скромной песенкой. Но синицы не улетают на зиму в тёплые страны и звонко перекликаются в зимнем лесу.

    В лютую стужу синицы прилетают к избам, и ребята сыплют для них зерно или кладут кусочки хлеба в кормушки, – помогают выжить голодным птицам в зимнем лесу.

    Источник: Геннадий Яковлевич Снегирёв. На холодной реке. – Уч.-издательство “Детская литература”. – Москва, 1984 (Для дошкольного возраста).

    Дружба

    Сидели мы как-то с братом зимой в комнате и глядели на двор в окно, а на дворе, у забора, вороны и галки копались в мусоре.

    Вдруг видим – прилетела к ним какая-то птица, совсем чёрная, с синевой, а нос большой, белый. Что за диво: ведь это грач! Откуда он зимой взялся? Глядим, ходит грач по помойке среди ворон и прихрамывает немножко – наверное, больной какой-нибудь или старый; улететь на юг не смог с другими грачами, вот и остался у нас зимовать.

    Потом каждое утро повадился грач к нам на помойку летать. Мы нарочно хлебца ему покрошим, каши, творожку от обеда. Только мало ему доставалось: всё, бывало, вороны поедят – это уж такие нахальные птицы. А грач тихий какой-то попался. В сторонке держится, всё один да один. Да и то верно: своя братия улетела на юг, он один остался; вороны – ему компания плохая. Видим мы, обижают серые разбойницы нашего грача, а как ему помочь, не знаем. как его покормить, чтоб вороны не мешали?

    День ото дня грач становился всё грустнее. Бывало, прилетит и сядет на забор, а спуститься на помойку к воронам боится: совсем ослаб.

    Один раз посмотрели мы утром в окно, а грач под забором лежит. Побежали мы, принесли его в дом; он уж еле дышит. Посадили мы его в ящик, к печке, попонкой закрыли и дали всякой еды.

    Недели две он так у нас просидел, отогрелся, отъелся немножко. Думаем, как же с ним дальше быть? Не держать же его в ящике всю зиму! Решили опять на волю выпустить: может он теперь покрепче будет, перезимует как-нибудь.

    А грач, видно, смекнул, что мы ему добро сделали, значит, нечего людей бояться. С тех пор целые дни так вместе с курами во дворе и проводил.

    В то время жила у нас ручная сорока Сиротка. Мы её ещё птенцом взяли и выкормили. Сиротка свободно летала по двору, по саду, а ночевать возвращалась на балкон. Вот видим мы – подружился наш грач с Сироткой: куда она летит, туда и он за ней. Однажды глядим – Сиротка на балкон прилетела, и грач тоже вместе с ней заявился. Важно так по столу разгуливает. А сорока, будто хозяйка,суетится, вокруг него скачет.

    Мы потихоньку высунули из-под двери чашку с мочёным хлебом. Сорока – прямо к чашке, и грач за ней. Позавтракали оба и улетели. Так они каждый день начали на балкон вдвоём прилетать – кормится.

    … Прошла зима, вернулись с юга грачи, загалдели в старой берёзовой роще. По вечерам усядутся парочками возле гнёзд, сидят и переговариваются, будто дела свои обсуждают. Только наш грач не нашёл себе пары, по-прежнему всюду летал за сироткой. А под вечер сядут они возле дома на берёзку и сидят рядышком, близко так, бок о бок.

    Посмотришь на них и невольно думаешь: значит, и у птиц тоже дружба бывает.

    Источник: Георгий Скребицкий. Друзья моего детства/ Рассказы и сказки. – Художник Иван Литвин. – Издательство “Веселка”, К.: 1988. – 287 с. – ил. (Для младшего и среднего школьного возраста)

    Систематизировать и обобщить у детей представления о зимующих птицах, об условиях их обитания.

    Сформировать представления о зимующих, перелетных птицах.

    Расширить словарный запас на основе формирующихся у детей представлений, активизировать их в самостоятельных высказываниях.

    Учить употреблять в речи притяжательные прилагательные (голубиный, воробьиный, сорочий, вороний).

    Развивать речевое внимание, наблюдательность, фонематический слух, умение делать выводы, работать в небольших группах.

    Развивать любознательность, активность, самостоятельность.

    Воспитывать любовь к птицам, желание помогать им, заботиться о них. Воспитывать бережное отношение к природе.

    - картинки, фотографии зимующих птиц;

    - запись пения птиц;

    - кормушка, корм для птиц;

    - плакаты с изображением зимующих птиц.

    Наблюдение за птицами на участке, за их поведением возле кормушки.

    Беседы с детьми о птицах.

    Рассматривание иллюстраций с изображением птиц.

    Разгадывание загадок о птицах.

    На снегу, как на страничке,

    Пишут голуби, синички,

    Пишет стая снегирей,

    Пишет серый воробей

    Письма Пете и Андрюшке,

    Чтобы сделали кормушки.

    Воспитатель. Так кто же написал письмо? ( Птицы .)

    А чем они писали? На чём? (На белом снегу своими лапками птицы

    Воспитатель. Это и есть письмо, которое можно прочитать. О чём просят птицы? (Чтобы сделали кормушки.)

    Воспитатель. Итак, сегодня мы будем знакомиться с зимующими птицами. О зимующих птицах мы будем читать стихи, вспомним, чем они питаются, а также я постараюсь рассказать вам об их жизни.

    - Я предлагаю вам, ребята, совершить увлекательную прогулку в зимний лес.

    - Каких зимующих птиц вы знаете? (рассказы детей)

    - А что вы о них знаете? (ответы детей)

    - Что бы вы хотели о них узнать? (свободное высказывание детей). Давайте вместе ответим на все интересующие нас вопросы.

    Воспитатель. Вначале мы отправимся с вами на птичью выставку. Как зовут нашего первого гостя?

    Я весь день ловлю жучков,

    В тёплый край я не летаю,

    Здесь под крышей обитаю,

    - Чик-чирик! Не робей,

    Я бывалый…. (Воробей)

    Картинка с изображением воробья появляется на доске.

    Воспитатель. Какой звук издаёт воробей? (Чик-чирик) . Воробей - весёлый,

    шустрый, маленький. Воробьи строят свои гнёзда рядом с домами людей.

    Это очень неприхотливые птички.

    Ребёнок читает стихотворение.

    Воробей скачет по дорожке,

    Собирает хлебные крошки.

    По ночам кочует,

    Воспитатель. Какая птица умеет ворковать? (Голубь)

    Картинка с изображением голубя появляется на доске.

    Воспитатель. Голуби – воркуют, доверчивые птицы. Живут вблизи домов

    Воспитатель. Следующая наша гостья

    Не сидит она на месте,

    На хвосте разносит вести.

    Может, в них и мало прока.

    Картинка с изображением сороки появляется на доске.

    Воспитатель. Сорока - белобокая, длиннохвостая, непоседа. Она очень

    любопытная. Увидит что-нибудь блестящее, монетку, стёклышко, и

    разглядывает круглым глазом. Потом схватит, и утащит в своё гнездо.

    Воспитатель. Прилетела к нам

    Особа всем известная,

    Она – крикунья местная.

    Увидит тучку тёмную,

    Взлетит на ель зелёную

    И смотрит, словно с трона,

    Картинка с изображением вороны .

    Воспитатель. Ворона - важная, горластая. Вороны бывают как полностью

    черного цвета, так и чёрными с серым. Обычно вороны летают стаями. В

    каждой вороньей стае одна из ворон всегда выполняет роль сторожа,

    предупреждая остальных об опасности.

    Воспитатель. О какой птице так говорят?

    Я по дереву стучу,

    Червячка добыть хочу,

    Хоть и скрылся под корой -

    Все равно он будет мой!

    Картинка с изображением дятла помещается на выставку-доску.

    Воспитатель. Дятел - большую часть времени проводит сидя на стволе

    дерева и стуча по нему клювом, чтобы извлечь насекомых. Дупло в стволе

    Ребёнок читает стихотворение.

    Дятел – врач лесного царства,

    Дятел лечит без лекарства.

    Лечит липы, клёны, ели,

    Чтоб росли и не болели.

    Воспитатель. Встречайте следующего гостя. Угадайте, кто это?

    Зимой на ветках яблоки!

    Скорей их собери!

    И вдруг вспорхнули яблоки,

    Ведь это … (Снегири)

    Картинка с изображением снегиря появляется на доске.

    Воспитатель. Снегирь – самая зимняя птичка. Когда выпадает снег, снегирь повсюду становится очень заметным, благодаря своей красной грудке. Держатся снегири на рябине, клёне, кустах калины, обрывая ягоды и расклёвывая семена.

    Ребёнок читает стихотворение.

    Алой кисточкой заря

    Красит грудку снегиря,

    Чтоб в морозы и в пургу

    Не замёрз он на снегу.

    Воспитатель. Что это за птица?

    И полоска шарфика.

    На доске появляется картинка с изображением синицы.

    Воспитатель. Синица – это небольшая птичка с желтеньким брюшком, а на

    голове чёрная шапочка. Это очень шустрые и бойкие птички. Синицы не

    улетают на зиму в тёплые края, а переживают зиму, укрывшись в дупле. В

    снежную зиму пищи совсем немного, и птицам приходится нелегко. В

    поисках еды они прилетают к жилью человека.

    Ребёнок читает стихотворение.

    Пусть снег вокруг искрится

    И зимний ветер злится –

    Поёт не уставая

    Воспитатель. О ком речь?

    Всю ночь летает -

    А станет светло -

    Спать летит в дупло. (Сова)

    Воспитатель. Какую пользу приносят совы? (Ответы детей )

    Воспитатель. Итак, ребята, какие птицы есть на нашей птичьей выставке?

    Как можно назвать этих птиц одним словом? (Зимующие)

    Почему? (Ответы детей)

    Плавно руками помашем –

    Это к нам птицы летят .

    Как они сядут, покажем –

    Крылья мы сложим назад.

    И все вернёмся назад.

    Воспитатель. Птицы нам приносят пользу. Зима – очень трудное время года для птиц, особенно, если она морозная и снежная. Ребята, а как мы можем помочь птицам зимой? (Сделать кормушку и подкармливать птиц)

    Покормите птиц зимой,

    Пусть со всех концов

    К вам слетятся, как домой,

    Стайки на крыльцо.

    Небогаты их корма,

    Горсть одна нужна,

    Горсть одна – и не страшна

    Сколько гибнет их –

    Не счесть, видеть тяжело!

    А ведь в нашем сердце есть

    И для них тепло.

    Разве можно забывать:

    А остались зимовать

    Заодно с людьми.

    Воспитатель. Ребята, в детском саду мы с вами ходим на прогулку. На нашем участке мы повесили кормушку и насыпаем в неё корм. Может быть, за зиму мы спасём не одну птицу. А летом птицы помогут нам, они будут поедать насекомых-вредителей и продолжать охранять сады, парки.

    Воспитатель. Для корма птицам пригодны семена различных растений: подсолнуха, дыни, арбуза. Овёс, пшено клюют только воробьи, для них также годятся хлебные крошки. Синицы, кроме семян, любят сырое несолёное сало или мясо. Вороны – всеядные птицы. Снегири предпочитают ягоды рябины, облепихи, барбариса, семечки арбуза, тыквы. Голуби любят крупу и хлеб.

    Воспитатель. Ребята, а вы хотите покормить птиц?

    На столе лежат картинки птиц, подойдите, пожалуйста, и возьмите ту птицу, которая вам понравилась. Дети подходят, берут птицу и садятся на своё место.

    Мы кормушку смастерили,

    Мы столовую открыли.

    В гости в первый день недели

    К нам синицы прилетели,

    А во вторник, посмотри,

    Три вороны были в среду,

    Мы не ждали их к обеду,

    А в четверг со всех краёв

    Стая жадных воробьёв.

    В пятницу в столовой нашей

    Голубь лакомился кашей,

    А в субботу на пирог

    Налетели семь сорок.

    В воскресенье, в воскресенье

    Было общее веселье.

    Воспитатель. Итак, ребята, какие птицы у нас на кормушке (перечисляют) . А как их назвать одним словом? (Зимующие)

    Воспитатель. Ребята, что вам понравилось сегодня делать больше всего? (Ответы детей) . Что нового и интересного вы сегодня узнали? (Ответы детей) Как мы можем заботиться о птицах? (Ответы детей)

    Предварительный просмотр:

    C:\Users\Дом\Downloads\29lk.CIS\20220111_164133-COLLAGE.jpg
    C:\Users\Дом\Downloads\29lk.CIS\20220111_164151-COLLAGE.jpg

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты


    "Что такое доброта?".Конспект НОД старший дошкольный возраст

    Изменения, которые происходят в обществе, обострили духовно-нравственные вопросы. Целостное образование необходимо начинать с дошкольного возраста. Ребенку интересно не только то, что происходит.


    Конспект НОД предназначен для педагогов дополнительного образования по изобразительной деятельности, музыкальных руководителей, воспитателей.



    Программное содержание:1. Познакомить детей с разнообразным наземным транспортом.Отметить характерные отличительные признаки пассажирского транспорта от грузового.2.


    Конспекты для старшего дошкольного возраста по ознакомлению с народными промыслами "Гжельская роспись".

    Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с декоративно - прикладными искусствами на примере Гжельской росписи.


    Конспекты для младшего дошкольного возраста по ознакомлению с народными промыслами весёлой игрушки Матрёшки .

    Ознакомление детей младшего дошкольного возраста с народно - прикладным искусством на примере Весёлой игрушки Матрёшки.

    Читайте также: