Симфония 5 прокофьев краткое содержание

Обновлено: 07.07.2024

В 1946 году за Пятую симфонию С. С. Прокофьев был награждён Сталинской премией первой степени.

Первая часть симфонии написана в сонатной форме. Она воспринимается как широкое эпическое повествование определяющее неторопливое развертывание музыки, льющейся словно героическая песня и опирающейся на приемы многократной повторяемости тематического материала. Вторая и третья части вводят непосредственно в мир драматического действия, в сферу ярчайших контрастов, полярного противостояния образов.

Симфония завершается ликующим апофеозом, утверждением света и радости бытия. Изящество и легкость сочетаются в финале с волевым размахом и монументальностью.

Симфония была впервые исполнена 13 января 1945 года в Большом зале Московской консерватории Государственным симфоническим оркестром СССР под управлением автора. В тот вечер Прокофьев последний раз в жизни выступил за дирижёрским пультом [6] . Премьера имела успех и симфония остается одним из самых популярных произведений композитора. В том же году состоялись другие значимые исполнения:

Структура

Симфония состоит из 4-х частей длительностью более 40 минут:

  1. Andante (в си-бемоль мажоре)
  2. Allegro marcato (в ре-миноре)
  3. Adagio (в фа-мажоре)
  4. Allegro giocoso (в си-бемоль мажоре)

Первая часть симфонии написана в сонатной форме. Она воспринимается как широкое эпическое повествование определяющее неторопливое развертывание музыки, льющейся словно героическая песня и опирающейся на приемы многократной повторяемости тематического материала. Вторая и третья части вводят непосредственно в мир драматического действия, в сферу ярчайших контрастов, полярного противостояния образов. Вторая часть — Скерцо — написана в сложной трехчастной форме и основана на резком противопоставлении ритмически-импульсивной темы, звучащей драматически, а порой грозно или причудливо, музыке пленительно-напевной и светлой. Вдохновенная третья часть, полная глубокого трагизма, звучит как страстное выражение страданий массы людей, которых постигли тяжелые испытания. Ее отличают эмоциональное богатство и мощь оркестрового воплощения. Симфония завершается ликующим апофеозом, утверждением света и радости бытия. Изящество и легкость сочетаются в финале с волевым размахом и монументальностью.

Премьера

Симфония была впервые исполнена 13 января 1945 года в Большом зале Московской консерватории Государственным симфоническим оркестром СССР под управлением самого Прокофьева. Премьера имела успех и симфония остается одним из самых популярных произведений композитора.

  • Произведения Сергея Прокофьева
  • Музыкальные произведения 1944 года
  • Симфонии

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Симфония № 5 (Прокофьев)" в других словарях:

Симфония №2 (Прокофьев) — Симфония № 2 ре минор, соч. 40 симфония Сергея Прокофьева, написанная в 1924 1925 годах. Создание и премьера Композитор написал ее в Париже, назвав процесс создания девятью месяцами бешеного труда . Прокофьев характеризовал эту симфонию, как… … Википедия

Симфония №4 (Прокофьев) — Симфония № 4, до мажор симфония Сергея Прокофьева, имеющая две разные редакции соч.47 и соч.112. В первой редакции написана в 1929 году, вторая редакция 1947 год. Содержание 1 История создания 2 Структура … Википедия

Симфония №5 (Прокофьев) — Симфония № 5, си бемоль мажор, соч. 100 симфония Сергея Прокофьева, написанная в 1944 году. Симфония написана в период Великой Отечественной Войны, через четырнадцать лет после предыдущей симфонии автора. Об этой симфонии автор писал: Я задумал… … Википедия

Прокофьев Сергей Сергеевич — [11(23).4.1891, Сонцовка, ныне село Красное Красноармейского района Донецкой области, 5.3. 1953, Москва], советский композитор, пианист и дирижёр, народный артист РСФСР (1947). Родился в семье агронома. Заниматься музыкой начал с 5 лет под… … Большая советская энциклопедия

Симфония №6 (Прокофьев) — Симфония № 6 ми бемоль минор, соч. 111 симфония Сергея Прокофьева, написанная в 1947 году. Впервые исполнена 11 октября 1947 в Ленинграде, дирижировал Евгений Мравинский. Эту симфонию рассматривают как элегию памяти жертв второй мировой войны, в… … Википедия

Прокофьев Сергей Сергеевич — (1891 1953), композитор, пианист, дирижёр, народный артист РСФСР (1947). Окончил консерваторию по классу композиции у А. К. Лядова (1909) и по классу фортепиано у А. Н. Есиповой (1914), занимался также у Н. А. Римского Корсакова… … Санкт-Петербург (энциклопедия)

СИМФОНИЯ — (от греч. symphonia созвучие) музыкальное произведение для симфонического оркестра, написанное в сонатной циклической форме; высшая форма инструментальной музыки. Обычно состоит из 4 частей. Классический тип симфонии сложился в кон. 18 нач. 19 вв … Большой Энциклопедический словарь

Состав оркестра: 2 флейты, флейта-пикколо, 2 гобоя, английский рожок, 2 кларнета, малый кларнет, бас-кларнет, 2 фагота, контрафагот, 3 трубы, 4 валторны, 3 тромбона, туба, литавры, треугольник, деревянный брусок, бубен, малый барабан, тарелки, большой барабан, тамтам, арфа, фортепиано, струнные.

История создания

Сергей Сергеевич Прокофьев / Sergei Prokofiev

Музыка

Во второй части, скерцо, совмещены черты токкатности и танцеваль­ного движения. Его музыкальные темы пластичны и вместе с тем отме­чены графической остротой контуров. На фоне остро пульсирующего остинатного движения звучит лаконичная гротескная тема. Она пере­брасывается от инструмента к инструменту, охватывая огромный диа­пазон и окрашиваясь в различные темброво-тональные цвета. К концу начального раздела скерцо она словно растворяется в ритмически по- прежнему четком, но постепенно затухающем движении струнных. Сред­ний раздел части пронизан энергией упругого танцевального ритма. Полетное движение вальса временами переходит в веселый пляс. Зак­лючительный раздел трехчастной формы — резкий контраст. В нем гос­подствуют жесткие сухие аккорды, мрачный тембр медных инструмен­тов. Темп замедлен, словно заторможен, и все это вместе создает тревожную, порою даже зловещую атмосферу. Однако постепенно эти настроения преодолеваются, основная тема становится сначала насмеш­ливой, затем назойливой, еще через несколько тактов — лукавой и, на­конец, искрометной. Заканчивается скерцо темпераментной пляской, в которой, однако, слышны отзвуки зловещей бури.

Третья часть — адажио — сочетает лирику, мягкую, нежную, трепет­ную, с патетикой, драматизмом, суровой сдержанностью. Манера изло­жения музыкального материала, балладно-повествовательная, объединя­ет разнородные образы, придавая им некую сюжетную направленность. Музыка полна благородства, простоты, мужественной силы. Отчетливо проступают черты сосредоточенного раздумья, углубленной созерцатель­ности.

Эта симфония - самая известная из симфоний Прокофьева (с ее премьерой ).

Резюме

Структура

Классически вырезанная и линейная по характеру работа состоит из четырех частей:

История работы

Сочинение

Создание и прием

Анализ работы

Симфония происходит в четырех канонических темпах, но медленные или умеренные движения противоположны традиционному использованию.

Первая часть, Andante , построена на основе классической сонатной формы . Первая представленная тема - спокойная и безмятежная си-бемоль мажор, подкрепленная в нижней части естественной тональностью ми, которая, вместо того, чтобы контрастировать с основной, умудряется придать партитуре более величественный тон. Вторая тема более анимирована и выражается строками; Затем он участвует во все более и более взволнованной секции разработки и иногда предлагает отсылки к симфонии Густава Малера . Затем основную тему берет фортиссимо, и движение завершается зажигательной кодой , подчеркнутой броском барабанов, звуком тарелок и эхом ударов гонга .

Вторая часть, Allegro marcato , представляет собой скерцо с трио, которое значительно контрастирует с предыдущим темпом и является наиболее характерным для этой симфонии. Здесь мы находим одну из особенностей музыки Прокофьева - иронию (или гротеск ), которая превращает безмятежный и обильный тон первой части в саркастическое издевательство ; партитура превращается в непрерывное чередование идей, всегда сопровождаемое остинато баса; мы переходим от фанфар к военным мотивам, подчеркнутым настойчивым ритмом барабанов , почти далеким эхом войны, преображенным гротескным образом. В центральной части быстрый ритм замедляется, чтобы виолончели, гобои и кларнеты могли более мелодично вести диалог в сопровождении глиссандо скрипок; затем ритм очень быстро возобновляется до конца.

В третьей части, Adagio , неистовое возбуждение Allegro уступает место медленному и мечтательному ритму, пронизанному ностальгией; пьеса открывается мелодией кларнетов в сопровождении струнных, играющих арабески; расслабленная сладость начала постепенно уступает место более плотным нотам, которые достигают драматических моментов, выраженных низкими нотами оркестра. В мрачных Interlude ] растворяет и позволяет музыку , чтобы вернуться к лирическим спокойствию .

Финал, Allegro playoso , начинается с медленного вступления виолончелей, напоминающих элементы первой темы вступления Анданте , затем превращается в рондо , связанное с игривым весельем второй половины. Основная тема сменяется двумя более спокойными эпизодами, одна играет на флейте, другая - концертный момент разных частей оркестра; сначала музыка приобретает приглушенный тон, затем оживает и достигает финального крещендо.

Считается, что Пятая – оптимистичное сочинение, полное непоколебимой уверенности в триумфе. Конечно, в какой-то степени Прокофьев выступил в качестве пророка, написав о победе еще в 1944 году, но неверно считать симфонию лишенной трагизма. Ее драматургическая структура похожа на торжественную эпопею. Что-то подобное можно услышать в Траурно-триумфальной симфонии Берлиоза, где трагические мотивы, также как и здесь, звучат триумфально, прославляя таким образом павших воинов. Пятая симфония – это гимн славы, призванный объединить народ у гробницы усопших, надгробный камень которой рвется к небесам, подобно душам тех, кто пал за Родину.

Читайте также: