Зимородок яковлев краткое содержание

Обновлено: 07.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок литературного чтения в 4 классе

Тип урока: читательская конференция

Задачи урока:

1. Познакомить с жизнью и творчеством писателя Ю.Яковлева.

2. Учить представлять образ героя произведения, опираясь на текст (поступки, внешний вид, отношение к людям).

3. Учить определять главную мысль произведения.

4. Воспитание уважения к ветеранам войны, к мужеству защитников Отечества, способности сочувствовать, сопереживать. ; воспитание исторической памяти у учащихся на основе уважительного отношения к истории государства и памяти защитников Родины;

Оборудование: проектор, интерактивная доска, карточки.

Формы и методы: урок построен по технологии критического мышления (фишбоун, синквейн) групповая, фронтальная;

Ожидаемый результат от урока:

Познавательные УУД:

2) формируем умение представлять информацию в виде схемы;

3 ) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;

4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

7) формируем умение находить ответы на вопросы в тексте.

Коммуникативные УУД:

1) формируем умение слушать и понимать других;

2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3 ) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

4) формируем умение работать в группах.

Регулятивные УУД:

1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы по содержанию повести;

2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные УУД:

1 ) формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

2 ) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной

3) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

Задачи:

- актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме;

- вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности;

- побудить ученика к активной работе на уроке.

- Прочитайте название нашей читательской конференции. Оно вам знакомо?

+ Забвение – ржавчина памяти.

- Кто сказал эти слова? (доктор Стройло)

- Как вы понимаете смысл данного высказывания? (корзина идей). Предположения детей записываю на доске.

- Что такое забвение? В конце урока мы с вами вернемся к этому слову и к высказыванию.

После работы над содержанием произведения попытаемся раскрыть смысл данного высказывания и понять смысл повести, что хотел нам сказать Юрий Яковлев.

Ищите в себе человека; если найдете в себе хорошего, справедливого человека - жить будете интересно, с пользой.

- Кому принадлежат эти слова? (доктор Стройло)

- Что значит быть хорошим и справедливым человеком? Кого из повести можете назвать хорошим и справедливым человеком, который прожил жизнь с пользой. (Зимородка)

- Что значит прожить жизнь с пользой?

- Эту повесть написал замечательный писатель Юрий Яковлевич Яковлев. Он писал и стихи, и рассказы, и сказки.

В своих рассказах Юрий Яковлев открывает детям всю правду жизни как она есть, не прячась от решения проблем за внешней увлекательностью сюжета. Его герои - простые ребята, мальчишки и девчонки. Они умеют прощать, сопереживать чужой беде как своей, совершают добрые, благородные поступки, почти настоящие подвиги, не ради славы и почёта, не ради похвалы, а из чувства сострадания к ближнему.

(биографию рассказывает ученик)

Юрий Яковлевич Яковлев родился в июне 1922 года в Петрограде (ныне Санкт-Петербург) в семье служащего. В 1941 году, после окончания школы, Юрий Яковлев ушёл на фронт. Сначала он был наводчиком зенитной батареи, а потом сотрудником фронтовой газеты "Тревога". Потерял мать в блокадном Ленинграде.

После войны закончил Ленинградский институт имени Горького.

В прозе с 1960 года (повесть "Станция Мальчики"), в кино с 1961 года. Член редколлегии киножурнала "Фитиль", член художественного совета студии "Союзмультфильм".

Автор сборников рассказов и повестей, сценариев игровых и анимационных фильмов.

Лауреат Государственной премии СССР (1985). Умер Юрий Яковлевич Яковлев в Ленинграде в 1996 году.

Сегодня, перелистывая страницы рассказа “Зимородок”, мы ещё раз поучимся понимать произведение, вчитываясь в него.

Попытаемся услышать нравственное звучание рассказа, которое основано на таких понятиях, как:

Узнаем, какие житейские мудрости поняли ребята во время поисков имени неизвестного солдата.

Почему ребят в рассказе автор называет следопытами? Кто такой следопыт? Давайте значение этого слова посмотрим в словарях.

- охотник, выслеживающий зверя по следам

- Тот, кто имеет опыт в распознавании следов

- Человек (обычно член ученического коллектива), к-рый собирает материалы о
былых исторических событиях, об исторических лицах.

- Повесть построена не совсем обычно. В чем заключается эта необычность?

- В ней 15 глав. Внутри почти каждой главы мы читаем о жизни современных мальчишек и девчонок и в то же время узнаём о событиях Великой Отечественной войны.

– Как вы думаете, почему автор так построил повесть?

– Почему рассказ называется “Зимородок”? Что означает это слово?

(Это прозвище человека. Так называется бесстрашная птица.)

Вам нужно сопоставить описание из текста с героем произведения.

Он был невысокого роста. С массивной головой. Всклокоченные волосы, темные, с частыми белыми нитями, с головы переходили на щеки и сливались с усами и бородой. В этой буйной растительности, закрывшей почти все лицо, поблескивали большие очки с задымленными стеклами. Голос у него был глухой, как бы доносившийся из глубины. (Сергей Иванович Серегин)

Насмешливые карие глаза в упор смотрели на учителя, а широкие скулы - на каждой по щепотке веснушек стали от улыбки еще шире. На мальчике был военный ремень, широкий, с медной пряжкой, и джинсы с изображением ковбоя на заднем кармане. Говорят, эти брюки вечные. Смотря для кого! Две заплатки свидетельствовали, что и вечным приходит срок. (Марат)

Хотя лето только приближалось, этот взрослый был уже обожжен солнцем. Лоб, скулы, впалые щеки были покрыты грубым, замешенным на ветру загаром, делавшим его похожим на краснокожего индейца, а белые волосы еще больше оттеняли загар. (Седой)

Лицо у нее было желтоватое, цвета подсолнечного масла, редкие волосы причесаны на пробор. Платок с поблекшими цветочками сполз с головы на спину и лег вокруг шеи, как пионерский галстук (хозяйка сторожки со станции Река)

На голове не было ни единого волоска. Он был лыс, как глобус. Загорелый, обветренный глобус. (Павлов)

Такая же огромная и грузная, как ее племянница из стрелкового тира (тетка Алевтина)

Живет в Одессе, на пенсии. Болеет. Жена его партизанская учителка - тоже с ним (Петр Ильич Лучин)

Длинный и худой и слегка сутулился, словно все время боялся удариться головой о притолоку. У него были наполовину седые волосы и глаза навыкате. А руки свисали, как опущенные крылья. (доктор Стройло)

Стеклянная, деревянная, оловянная, каменная! (бабка с тира)

- Следующее задание для групп: подготовьтесь ответить на вопросы по содержанию рассказа. Для этого вы можете использовать само произведение.

Автор шаг за шагом описывает путь, по которому шёл Марат и его друзья, чтобы узнать о жизни Зимородка, чтобы узнать имя героя, чтобы продлить жизнь ему. И мы попытаемся вспомнить путь, пройденный Зимородком.

Какое событие послужило толчком для того, чтобы Марат и его друзья начали поиск неизвестного им человека? (глава 3)( в тире, птица не работала – зимородок)

Почему Марат обратился в музей? (глава 4) (чтобы узнать про новый мост)

Зачем Марат поехал на станцию Рeка и что ему удалось там узнать (глава 6)? (о Зимородке там могли знать, он взорвал мост)

Какими словами заканчивается глава 6 и как вы их понимаете? (она оставила мальчику луч надежды)

“ Ему (Марату) не терпелось отвоевать у забвения ещё частичку жизни Зимородка”. О какой “частичке жизни” Зимородка узнал Марат от следователя Павлова (глава 7)?(хотели расстрелять людей)

К какому решению приходит Марат после разговора со следователем Павловым?(я должен узнать его имя. Человек, который совершил такое, не может остаться без имени)

Зачем ребята поехали в деревню Жуковку и что интересного они там узнали? (9 глава) (там они нашли могилы 9 партизан) кого же там нет?

Кто такой Пётр Ильич Лучин? (партизанский командир) Какова основная мысль его речи, произнесённой на братской могиле? (“Мы накажем своим детям помнить вас. Вы будете учить наших детей, как надо любить Родину”.)

Что нового о Зимородке узнали ребята от вдовы Петра Ильича Лучина? (11 глава) ( он хотел учиться, и в могиле его нет)

“ Когда человек перестаёт учиться, он перестаёт жить. А на войне так хочется жить!” Кому принадлежат эти слова?

Что рассказал о Зимородке доктор Стойло? (13 глава)

Какие поучительные слова о жизни, забвении, человеческой памяти сказал ребятам доктор Стройло? Найдите и прочитайте.

- Последнее задание итоговое для групп: проследить маршрут (пути следования) следопытов. Заполняете рыбий скелет. Сверху приклеиваете по порядку название местности, внизу героев, которые помогали в это время в данной местности. Но главное в скелете голова и хвост. Голова – это проблема произведения. Вы должны записать эту проблему. Хвост – это вывод, т.е. решение проблемы.

Чем же всё-таки закончились поиски ребят? Удалось ли им узнать имя Зимородка? Как это произошло?

(Да. На встрече ветеранов у обелиска, глава 14.)

Чем заканчивается рассказ? (Ответ учащихся.)

Вот так заканчивается рассказ Ю.Яковлева о пытливых и любознательных ребятах-следопытах.

3. Рефлексия. На стадии – рефлексия основным является:

- целостное осмысление, обобщение полученной информации;

- присвоение нового знания, новой информации учеником;

- формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.

О чём мы узнали, читая рассказ “Зимородок”? Какие поняли житейские мудрости?

(О работе ребят-следопытов. Это неутомимый народ. Они возвращают имена безымянным героям. Следопыты борются с забвением, как борются со злом.)

Дети продолжают дела отцов.

“ . Когда человек перестаёт учиться, он перестаёт жить”.

“ Всё, что люди сделали на войне, может быльём порасти”. Всё зависит от нас. Надо бороться с забвением. Чтобы жить было интересно, надо искать в себе хорошего, справедливого, интересного человека).

- Кому принадлежат эти слова?

Чтение диалога (под звуки иволги)

"Человек очень живучее существо, - сказал Зимородок. - В него стреляют - он поднимается снова, а если не может подняться сам, то вместо него встают такие же, как он, только помоложе и посильнее".

"Как это помоложе и посильнее?" - спросил Марат.

"А очень просто: я упаду, ты встанешь на мое место. И опять живет человек, работает, борется. Важно, чтобы ты был похож на меня. Ты вообще-то веришь в чудеса?"

"Я в чудеса не верю. Я верю в надежду. Надежда - большая сила. Ты думаешь, человек идет когда-нибудь на верную смерть? Нет! Даже герой. Человек идет в бой с надеждой, что пуля пролетит мимо. Даже когда стреляют в упор, человек надеется. И чем больше у человека надежды, тем больше бесстрашия. Мне всегда помогала надежда. Мне с ней легко жилось и воевалось. Понял?"

У ребят Тимура, Зины и Василя очень странный учитель биологии. Он носит бороду и плохо держит дисциплину на уроке. Директор школы недолюбливает этого преподавателя.

К тому же он однажды застал его, съезжающим по перилам лестницы. Директор считает, что такому учителю не место в школе.

Ученик странного учителя, Тимур, случайно узнал в стрелковом тире о партизане, по кличке Зимородок от бывшего партизана, седого мужчины. Он сказал, что Зимородок был странным типом. Он взялся выполнить задание, где надо было прыгать с парашюта, а сам не умел этого делать. Но Зимородок всё-таки прыгнул, что стало с ним потом Седой не знал. Он только сказал, что партизан должен был подорвать мост, на станции Река. Ещё Седой добавил странную деталь, про Зимородка. Он умел свистеть, как птица иволга.

Любопытного мальчишку заинтересовала эта загадочная история и он стал, вместе с друзьями (Василем и Зиной), вести свое расследование.

Мальчик побывал на переезде станции Река и познакомился со старой женщиной, работавшей там и в лихие годы. Она поведала ему, что странный партизан был у неё во время войны и с её помощью - она притормозила поезд - подорвал мост. Дальнейшую судьбу отважного партизана женщина не знала.

Но она сказала, что есть один сторожил, по фамилии Павлов, который мог знать продолжение истории. Тимур нашел нужного человека и услышал продолжение истории. После взрыва Зимородком моста немцы согнали всё мирное население станции Река. Они требовали выдать человека, взорвавшего мост. Если же они не поймают его, то расстреляют каждого второго жителя. Но Зимородок вышел из строя и признался.

Его расстреляли, но какое-то странное предчувствие не давало Марату поставить точку в этой истории.

Продолжение истории появилось совсем случайно. Бабушка, работавшая в тире, рассказала Марату, что в её родной деревне, Жуковке, есть братская могила. Там похоронены партизаны из отряда и на камне написаны их имена. В отряде был парень, умевший свистеть иволгой. Она посоветовала Тимуру съездить к своей родственнице в Жуковку и узнать подробности у неё.

Тимур отправляется на место захоронения партизан. На заветном камне Тимур прочитал девять полных имен партизан, десятым был написан Зимородок. Но тетка Алевтина поведала, что гробов захоранивали девять. Эта неточность опять насторожила Марата.

Затем они разыскали жену командира партизанского отряда, который умер, и она поведала им, что Зимородка в этой могиле нет. Партизаны слышали, что немцы расстреляли его и написали о имя на мемориальном камне, чтобы память о его подвиге не затерялась.

Марат решил сходить на встречу партизан, которая проходила каждый год у братской могилы. Партизаны сказали, что Зимородок был награжден орденом Красной Звезды, посмертно. Начальник штаба поведал полные данные загадочного партизана. Его звали Серегиным Сергеем Ивановичем. Марат был сильно удивлен. Так же звали их учителя биологии.

Первого сентября странный учитель задерживался на урок. Марат рассказал о подвиге Зимородка классу и вдруг они услышали свист иволги . Это свистел их любимый учитель.

Увлекательная повесть учит учеников не забывать подвиги героев войны.

Встречаются пунктуационные ошибки, тавтологические повторы.

Некоторые предложения стоит сделать развернутыми, объединив с соседними, дабы избежать монотонности сочинения (идеальная формула - длинное предложение, короткое, среднее).

"Увлекательная повесть учит учеников не забывать подвиги героев войны" - разве исключительно учеников? Во-первых, это тавтология, во-вторых, следует сказать "людей", так как это понятие более обширное.

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Юрий Яковлев - Зимородок

Юрий Яковлев - Зимородок краткое содержание

Зимородок - читать онлайн бесплатно полную версию (весь текст целиком)

Василь следил за игрой рыбы. Зоя Загородько играла с солнечным зайчиком. Они не заметили, как Марат скинул брюки с ковбоем на заднем кармане и свернул улиткой широкий кожаный ремень. Только когда он оторвался от края моста и полетел навстречу бегущей волне, они увидели…

Марат стоял в воде и тяжело дышал. Вода текла по его широким скулам, по шее, по плечам. Одной рукой он придерживал другую. Он был бледен. Веснушки исчезли с широких скул. Коричневые глаза смотрели куда-то вдаль: они улыбались его мыслям.

— Ты жив? — спросила Зоя Загородько, хотя своими глазами видела, что жив: от волнения она не верила своим глазам.

— Молчи! — оборвала его Зоя Загородько. — Молчи. Все это глупости. Что у тебя с рукой?

— Не знаю, — ответил Марат, вытирая плечом воду, которая с волос текла в рот.

Он смотрел на друзей, но был озабочен своими мыслями. Голова его гудела. И он еще испытывал на себе холодящее ошеломление, которое началось с того мгновения, когда он оторвался от моста. Его слегка познабливало. Одна рука была тяжелей другой.

Она с вызовом посмотрела на Василя.

Марат вышел из воды и стал одеваться. Он вдруг заторопился. Никак не мог попасть в штанину и смешно танцевал на одной ноге. От мокрой спины на рубашке выступили пятна. Отбитая рука не слушалась. И военный ремень он затянул одной рукой.

— Я поеду на станцию Река, — вдруг сказал он.

Ребята пожали плечами. Что за станция Река, для чего станция Река?

— Да, я работала на переезде, когда он взорвал мост. Он появился к утру. Стерва я услышала слабый свист. Как будто под окном пела иволга. Я выглянула. Он стоял под окном. За спиной — мешок.

Марат сидел на краешке табуретки и не сводил глаз с худой старухи. Лицо у нее было желтоватое, цвета подсолнечного масла, редкие волосы причесаны на пробор. Платок с выцветшими цветочками сполз с головы на спину и держался на шее, как пионерский галстук.

В маленькой комнате стояли кровать, стол, бадейка с водой. В углу — покрытый вышитой скатертью телевизор. Полы чистые, некрашеные, с полосатыми домоткаными половиками. За окном — железнодорожные пути.

Зимородок стоял в дверях в смятом пиджаке, перекошенном от мешка, который оттягивал плечо — был очень тяжел.

— Здравствуй, хозяйка, — сказал он тихо и опустил мешок на пол.

Его лица почти не было видно. Сторожка освещалась только слабой полоской занимающейся зари. Лица хозяйки тоже не было видно. Она забилась в темный угол.

— Здравствуй, хозяйка, — повторил он.

— Что тебе надо? — послышалось из темного угла. — Нет у меня ничего. Все, что было, забрали. Хочешь бульбы?

— У меня бульбы целый мешок, — сказал он. — Я в дороге подвернул ногу. Нет ли у тебя тряпицы поплотней?

Хозяйка сторожки несколько осмелела. Вышла из своего темного угла. Зеленая заря осветила краешек ее лица и светлую дорожку пробора. То, что незнакомец ничего не требовал, а просил перевязать ногу, успокоило ее. Она нашла тряпицу и почти скомандовала:

Он снял полуботинок. Штатский. Со сбитым каблуком. Нога у него была чистой и не пахла прелой портянкой. Она положила под его ступню руку: ступня оказалась холодной, но на подъеме нога вспухла и горела.

— Ты бинтуй. Не церемонься.

Она стала осторожно накладывать виток за витком, а он морщился от боли и говорил:

— Крепче! Крепче! Мне ходить надо!

— Где это ты так ногу подвернул? — спросила она.

— Споткнулся на ровном месте, — ответил он и просвистел иволгой.

— Что ты за птица? — вздохнула хозяйка сторожки и посмотрела ему в лицо.

— Зимородок… Меня мама родила зимой в санях. С тех пор меня зовут Зимородком. Я мешок поставлю в угол?

Во время войны все незнакомые люди говорили недомолвками.

Вдалеке послышался гудок паровоза. Хозяйка быстро подхватила большой фонарь с красным и зеленым стеклами и вышла на улицу. Мимо сторожки с грохотом мчался эшелон. Колеса пели и отбивали на стыках чечетку. А на платформах под темными чехлами угадывались очертания танков, похожие на застывших слонов с вытянутыми хоботами. Ей казалось, что зеленый огонек притягивает эту гремящую очередь вагонов.

Когда она вернулась в сторожку, незнакомец спал, подняв воротник пиджака.

Она поставила фонарь на пол и села на стул. И так сидела долго, прислушиваясь к его ровному дыханию. Потом какое-то смутное чувство заставило ее подняться, и, стараясь не наступать на скрипучие половицы, она подошла к мешку. Вся разгадка незнакомца была в этом мешке. Она опустилась на колени, развязала узел мешка. Внутри действительно была бульба. Хозяйка осторожно запустила руку поглубже и нащупала что-то холодное и твердое, похожее на уголь. Она вынула из мешка незнакомый предмет. Это был брикет тола.

Женщина, не дыша, оглянулась на спящего. Он сидел на кровати и следил за ней.

Фото

Некоторое время они смотрели друг на друга. Потом он сказал:

— Что теперь будем делать?

И засвистел иволгой.

— Он засвистел иволгой, и мне стало не так страшно. Но я поняла, что ввязалась в историю, за которую могут повесить. Он сказал, что ему надо забросить этот мешок на мост. Спросил, медленно ли идут поезда по мосту. Я сказала — медленно.

В это время зазвонил звонок. И хозяйка сторожки подхватила футляр с флажками, похожий на двустволку, и вышла за дверь, прервав рассказ. Марат пошел за ней.

С той стороны реки, вытянувшись в алую полоску, шел тяжелый состав. Он приближался к мосту. Мост был легким и четким, словно нарисованный черным карандашом на голубой бумаге. Но когда состав побежал по мосту, мост запел. Теперь он был похож на поющую стальную арфу.

— Красивый мост! — сказал Марат.

— Мост как мост, — отозвалась хозяйка сторожки.

На посту она как-то изменилась — вытянулась, приосанилась. Ее рука с желтым флажком застыла на весу. Но Марат заметил, что рука слегка дрожит.

Поезд пронесся мимо переезда, обдав пылью и грохотом мальчика и хозяйку сторожки.

Узнав от бывшего военного летчика Седого о подвиге партизана-подрывника, известного под именем Зимородок, пионеры идут по местам военных подвигов земляка и пока не подозревают о том, что верный путь поиска ведет к любимому учителю.. .
Бывшая подпольщица Михалина рассказывает, как Зимородок взорвал мост. Капитан милиции Сокольчик, попавший после взрыва в заложники, видел, как Зимородка схватили и расстреляли, но мертвым его никто не видел. От вдовы командира партизанского отряда ребята узнают, что Зимородок был награжден посмертно, но в братской могиле он не похоронен. Ребята уверены, что герой войны жив.. .
Школьники нашли в лесу истлевший парашют – память о давно минувшей войне. Им рассказали о подвиге молодого партизана по прозванию Зимородок – и ребята начали долгий поиск. Жив ли Зимородок? Погиб ли? Память войны вела их от двери к двери, чтобы в финале нежданно-негаданно привести к любимому учителю, талантливому и своенравному человеку, который не ладил с начальством. В фильме прозвучала песня, позже нередко исполнявшаяся детскими коллективами. И мурашки бежали по спине, когда звучало:

Зимородок – это вовсе не птица,
Это сердце мальчишки, взлетевшее ввысь.

В самом финале повести читатель понимает, что Зимородок жив, что он и учитель биологии – одно лицо. И школьники, после долгих поисков, обретают своего героя в добродушном, весёлом человеке… Под стать литературным героям были и реальные исторические учителя-фронтовики, храбро сражавшиеся и в армии, и в ополчении, и в партизанских отрядах.

. типа, один чувак учительствовал.. . его подопечные занимались патриотической работой. Но они и не подозревали, что этот учитель был во время ВОВ крутым челом
Резюме:
Соцстрой воспитывает в советстких людях патриотизм и скромность.. . в отличии от других, человеконенавистнических формаций.

Вот, пожалуй, этого будет достаточно, чисто, конкретно, по-Фурсеновски и пятерка тебе обеспечена.. . (правда не знаю по какой системе)

Узнав от бывшего военного летчика Седого о подвиге партизана-подрывника, известного под именем Зимородок, пионеры идут по местам военных подвигов земляка и пока не подозревают о том, что верный путь поиска ведет к любимому учителю.. .
Бывшая подпольщица Михалина рассказывает, как Зимородок взорвал мост. Капитан милиции Сокольчик, попавший после взрыва в заложники, видел, как Зимородка схватили и расстреляли, но мертвым его никто не видел. От вдовы командира партизанского отряда ребята узнают, что Зимородок был награжден посмертно, но в братской могиле он не похоронен. Ребята уверены, что герой войны жив.. .
Школьники нашли в лесу истлевший парашют – память о давно минувшей войне. Им рассказали о подвиге молодого партизана по прозванию Зимородок – и ребята начали долгий поиск. Жив ли Зимородок? Погиб ли? Память войны вела их от двери к двери, чтобы в финале нежданно-негаданно привести к любимому учителю, талантливому и своенравному человеку, который не ладил с начальством.
Зимородок – это вовсе не птица,
Это сердце мальчишки, взлетевшее ввысь.
В самом финале повести читатель понимает, что Зимородок жив, что он и учитель биологии – одно лицо. И школьники, после долгих поисков, обретают своего героя в добродушном, весёлом человеке… Под стать литературным героям были и реальные исторические учителя-фронтовики, храбро сражавшиеся и в армии, и в ополчении, и в партизанских отрядах.

Выбрав категорию по душе Вы сможете найти действительно стоящие книги и насладиться погружением в мир воображения, прочувствовать переживания героев или узнать для себя что-то новое, совершить внутреннее открытие. Подробная информация для ознакомления по текущему запросу представлена ниже:

Юрий Яковлев Зимородок

Зимородок: краткое содержание, описание и аннотация

Юрий Яковлев: другие книги автора

Кто написал Зимородок? Узнайте фамилию, как зовут автора книги и список всех его произведений по сериям.

Юрий Яковлев: Рассказы и повести

Рассказы и повести

Юрий Яковлев: Баваклава. Рассказ

Баваклава. Рассказ

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

Юрий Яковлев: Зимородок

Зимородок

Юрий Яковлев: Мой верный шмель [Рассказы]

Мой верный шмель [Рассказы]

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

В течение 24 часов мы закроем доступ к нелегально размещенному контенту.

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

Зимородок — читать онлайн бесплатно полную книгу (весь текст) целиком

Друзья ждали Василя.

— Ты мог бы прыгнуть с парашютом? — спросила девочка Марата.

— Не знаю, — ответил он.

— Смог бы, я знаю. И с тобой вместе я тоже бы смогла.

— Выдумываешь, — усмехнулся Марат.

— Нет, ищу человека. В себе и в тебе тоже.

— Зачем же во мне?

Зоя Загородько помедлила с ответом, потом сказала:

— Если вернется Зимородок, — сказал Марат, — мы будем здорово жить. Но он может не вернуться.

Марат смотрел в воду, а Зоя Загородько со стороны посматривала на него и видела в друге какого-то нового человека, похожего на учителя зоологии.

В это время на мосту появился Василь.

Прозвенел звонок, а ребята галдели, спорили, стучали крышками парт.

Только трое друзей сидели на своих местах и не отрывали глаз от двери. Никто из ребят не был посвящен в их тайну. Никто не мог догадаться, что сейчас происходит у них в душе.

Прозвенел второй звонок. Класс стал затихать. Ребята расселись по местам. А дверь все не открывалась. Не появлялся человек с массивной головой, в задымленных очках, с буйной растительностью на лице, которая прикрывала след вражеского штыка.

Не прилетал Зимородок.

— Он не придет, — тихо сказал Марат своим друзьям. Встал. Хлопнул крышкой парты и подошел к доске.

Ребята с веселым любопытством уставились на Марата.

— Расскажи про глухую кукушку! — крикнул кто-то с задней парты.

Марат поморщился, но ничего не ответил. Потом он сказал:

— Ребята. Сергей Иванович уехал. Теперь я хочу вам рассказать о нем.

Класс весело загудел. Кто-то тоненьким голоском крикнул:

— Я хочу рассказать вам о бесстрашном герое, которого в партизанском отряде называли Зимородком. Зимородок и Сергей Иванович — одно лицо.

Умолкли голоса. Перестали скрипеть парты. В классе установилась тишина. Все смотрели на Марата.

— Когда нужно было взорвать мост, он полетел в тыл врага. А сам до этого никогда не прыгал с парашютом. Даже не знал, за что надо дергать…

Марат рассказывал и не заметил, как дверь бесшумно отворилась и на пороге появился Сергей Иванович, обожженный солнцем, всклокоченный, в брезентовом плаще с капюшоном, с рюкзаком за спиной. Он стоял в дверях и сжимал в руке серенькую кепку. И никто не заметил, что он пришел. Все слушали Марата.

— Сергей Иванович добровольно пошел на расстрел, чтобы спасти людей. И его расстреляли.

В классе послышался приглушенный гул.

— Но он остался жив.

Класс облегченно вздохнул.

— И он умел свистеть иволгой.

И в это мгновение послышался тонкий переливчатый свист. Ребята повернулись и увидели Зимородка. И класс тихо встал.

— Здравствуйте, люди-человеки, — сказал учитель глуховатым голосом и закрыл за собой дверь. — Я немного опоздал и не успел умыться с дороги… Что же вы молчите?

Учитель огляделся и почувствовал ту знакомую неловкость, которая охватила его много лет назад, в партизанской школе. И он снова засвистел иволгой.

Фото

Директор школы, проходя по коридору, услышал свист. Он остановился и недовольно потер лоб.

— Этого еще не хватало! Он свистит на уроке.

Но свист тут же оборвался. И директор, вздохнув, зашагал дальше.

Неподалеку от Нового моста по реке плыло странное суденышко, сбитое из неровных бревен. На нем были мачта и парус. Парус был не клиновидным, а круглым. Видно, его потрепала буря, потому что на полотнище выделялись цветные заплаты. Ветер наполнял его упругой силой, и он, выгнувшись куполом, увлекал за собой суденышко и его команду. Они плыли по синей тяжелой воде.

Так маленькие мальчишки со станции Река нашли применение старому военному парашюту, и он зажил новой жизнью. Мальчишки не знали, чей это парашют и как он очутился в лесу. Они были еще малы и не задумывались над случайными находками.

Читайте также: