Зимняя ночь краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Литературное направление: модернизм.

Литературный жанр: стихотворение.

Вид лирики: философская; любовная.

Зима. Метель. Ночь. На столе горит свеча, которая служит источником света и в то же время напоминает о тех свечках, которые зажигают в христианских церквях. В окно летят снежные хлопья, будто мошки, привлечённые снегом. На стекле — знаки мужского и женского (кружки и стрелы). Тени отражают присутствие двоих — мужчины и женщины. Тени переплетаются, переплетаются судьбы этих двоих. Буря и холод за окном противопоставляются теплу домашнего очага, каким-то уютным бытовым вещам — башмачкам, платью. Такое противостояние природного холода зимы и любовного жара, освещаемого свечкой, парадоксально, но единственно верно — и огонь свечи принимает форму ангела с крестообразными крыльями. Февраль — заветный для Пастернака месяц — был снежный, весь месяц в окна мело. И весь месяц свеча служила для этой пары символом любви.

Метрика

Размер: разностопный ямб.

Рифма: перекрёстная (абаб).

Тропы и фигуры речи

Антитеза: противопоставление тепла, жара, огня (домашнего, любовного, религиозного) зимнему холоду (стужа, метель).

Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ

Мело, мело по всей земле
Во все пределы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

Как летом мошкара
Летит на пламя,
Слетались хлопья со двора
К оконной раме.

Метель лепила на стекле
Кружки и стрелы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

На озаренный потолок
Ложились тени,
Скрещенья рук, скрещенья ног,
Судьбы скрещенья.

И падали два башмачка
Со стуком на пол.
И воск слезами с ночника
На платье капал.

И все терялось в снежной мгле
Седой и белой.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

На свечку дуло из угла,
И жар соблазна
Вздымал, как ангел, два крыла
Крестообразно.

Мело весь месяц в феврале,
И то и дело
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

  • Борис Пастернак ~ Во всём мне хочется дойти до самой сути (+ Анализ) - 09.02.2022
  • Борис Пастернак ~ Февраль, Достать чернил и плакать. (+ Анализ) - 29.01.2022
  • Борис Пастернак ~ Никого не будет в доме, кроме сумерек… (+ Анализ) - 29.01.2022

Зимняя ночь, мело по всей земле

p, blockquote 1,0,0,0,0 -->

Мело, мело по всей земле
Во все пределы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

p, blockquote 2,0,0,0,0 -->

Как летом роем мошкара
Летит на пламя,
Слетались хлопья со двора
К оконной раме.

p, blockquote 3,0,0,0,0 -->

Метель лепила на стекле
Кружки и стрелы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

p, blockquote 4,0,0,0,0 -->

На озаренный потолок
Ложились тени,
Скрещенья рук, скрещенья ног,
Судьбы скрещенья.

p, blockquote 5,0,0,0,0 -->

И падали два башмачка
Со стуком на пол.
И воск слезами с ночника
На платье капал.

p, blockquote 6,0,1,0,0 -->

И все терялось в снежной мгле
Седой и белой.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

p, blockquote 7,0,0,0,0 -->

На свечку дуло из угла,
И жар соблазна
Вздымал, как ангел, два крыла
Крестообразно.

p, blockquote 8,0,0,0,0 -->

Мело весь месяц в феврале,
И то и дело
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

p, blockquote 9,0,0,0,0 -->

Мело, мело по всей земле

p, blockquote 10,0,0,0,0 -->

Борис Пастернак по праву считается одним из ярчайших российских поэтов и литераторов 20 века. Именно ему принадлежит идея соединить в одном произведении прозу и стихи, что вызвало шквал критики со стороны современников, но было по достоинству оценено потомками.

роман

p, blockquote 11,0,0,0,0 -->

p, blockquote 12,1,0,0,0 -->

Борис Пастернак

p, blockquote 13,0,0,0,0 -->

p, blockquote 14,0,0,0,0 -->

p, blockquote 16,0,0,0,0 -->

p, blockquote 17,0,0,0,0 -->

p, blockquote 18,0,0,1,0 -->

Мело, мело по всей земле

p, blockquote 19,0,0,0,0 -->

p, blockquote 21,0,0,0,0 -->

В контексте романа образ свечи символизирует человеческую жизнь, а окружающая непогода – неминуемую смерть. Трепещущий огонек легко погасить неосторожным движением, это напоминает человеку, что смерть может прийти внезапно в самый неожиданный момент. С другой стороны, пламя свечи неизмеримо слабее жесткой вьюги, но продолжает свою неравную борьбу. Философский смысл этой символической схватки – человек никогда не должен сдаваться и использовать отведенное ему время до конца.

p, blockquote 22,0,0,0,0 -->

p, blockquote 23,0,0,0,0 --> p, blockquote 24,0,0,0,1 -->

Стихотворение стало очень популярным на постсоветском пространстве. Его слова были положены на музыку.


История создания

Как бы то ни было, большинство литературоведов считают, что написано стихотворение было именно в 1954-55 годы.

Прием антитезы

Мело, мело по всей земле Во все пределы. Свеча горела на столе, Свеча горела.

Как летом роем мошкара Летит на пламя, Слетались хлопья со двора К оконной раме.

Метель лепила на стекле Кружки и стрелы. Свеча горела на столе, Свеча горела.

На озаренный потолок Ложились тени, Скрещенья рук, скрещенья ног, Судьбы скрещенья.

И падали два башмачка Со стуком на пол. И воск слезами с ночника На платье капал.

И все терялось в снежной мгле Седой и белой. Свеча горела на столе, Свеча горела.

На свечку дуло из угла, И жар соблазна Вздымал, как ангел, два крыла Крестообразно.

Мело весь месяц в феврале, И то и дело Свеча горела на столе, Свеча горела.

Борис Пастернак по праву считается одним из ярчайших российских поэтов и литераторов 20 века. Именно ему принадлежит идея соединить в одном произведении прозу и стихи, что вызвало шквал критики со стороны современников, но было по достоинству оценено потомками.

Кто же победил?

Главная идея произведения

Точная дата создания стихотворения неизвестна. Ряд исследователей относит его написание к зиме 1946 года, связывая стихотворение с последней любовью и музой поэта, Ольгой Ивинской. Другие версии полагают уместным говорить о 1954-1955 гг., времени завершения работы над романом. Стихотворение обрело известность после первой публикации романа в СССР в 1988 году.

В стихотворении, соединившего в себе черты импрессионизма и символизма, тесно переплетаются темы любви и природы. Пастернак синхронизирует жизнь природы и человеческие чувства: метель за оконном сопровождает вихрь любовной страсти, а причудливые снежные узоры на окнах превращаются в узоры теней на потолке. Пейзажные зарисовки образуют параллель с внутренним миром человека.

Чувства лирического героя передаются через образ свечи, несущий важнейшую смысловую нагрузку: свеча, как символ надежды и тихого счастья, продолжает гореть на столе, несмотря на давление внешнего мира, становясь символом трепетного огня любви, согревающего и озаряющего человеческую жизнь. Неслучайно образ горящей свечи является сквозным в романе, проходит через все произведение и обретает кульминацию в стихотворении Юрия Живаго.

Четырехстопный ямб и чередование мужской (первая и третья строки) и женской (вторая и четвертая строки) рифм при перекрестной рифмовке передают сильную эмоциональную окраску стихотворения. Перебивка ритма – укороченные вторая и четвертая строки – придают произведению динамизм и экспрессию.

В одном из самых проникновенных стихотворений Пастернака воедино слились человек и Вселенная, мгновение и вечность, заставляя гореть пламя свечи, как символ жизни и надежды.

По писателю: Пастернак Борис

Конечно, это не случайно. Красками в палитре поэта, придающими яркость эмоциональному настрою произведения, являются используемые приемы. Укорочены строки, выделена антитеза льда и огня. Она становится заметной, обращает на себя внимание.

Анализ композиции стихотворения позволяет заключить, что произведение основано на приеме антитезы (противопоставления) двух стихий: льда и пламени. Метель, охватившая весь мир, поглотившая все вокруг, разбивается о стекла, она не может проникнуть в комнату, согреваемую свечой.

Анализ описания внешнего мира

Внутренний мир лирического героя

Основная идея

Читайте также: