Полковнику никто не пишет краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Все, что описывается в произведении, происходит в весьма непростые времена. Место, где разворачиваются события — Колумбия. В тот момент там царили хаос и разруха в результате борьбы группировок.

В начале произведения описывается день похорон молодого музыканта, проводить его в последний путь собирается полковник вместе со своей женой. Сначала полковник приходит в дом к матери юного музыканта, чтобы сказать слова скорби и посочувствовать, затем все гости отправляются на кладбище. В тот момент, когда родные и близкие умершего, шли к месту захоронения, руководитель партии Кум требует остановиться и перейти на другую улицу, потому как ни в коем случае нельзя приближаться к казармам.

После того, как полковник вернулся домой, он вспоминает сына Агустина. Около девяти месяцев назад с ним жестоко расправились, но после себя он оставил петуха, который в будущем мог бы пригодиться и решить некоторые финансовые вопросы ( в скором времени должны были проходить петушиные бои, за победу в которых можно было получить внушительную сумму).

В пятницу полковник с трепетом ждет корреспонденции или письма. Каждую пятницу, в надежде получить хоть какую-то весточку, полковник приходит на почту. Дело в том, что девятнадцать лет назад был принят закон о пенсии ветераном. Много лет полковник пытался добиться того, чтобы его включили в список ветеранов. Но даже после того, как это произошло – никаких новостей об этом больше не было.

В ноябре дают о себе знать болезни. Жена и муж тяжело заболевают. Возможно, причиной этого являлось постоянное недоедание.

В очередную пятницу старик опять идет встречать катер с почтовыми отправлениями. Во время дождя он укрылся в конторе дона Сабаса. Кум уговаривает полковника продать петуха, но тот, считая, что этот поступок предаст память сына, наотрез отказывается.

В один из дней полковник сталкивается с убийцей своего сына, но, несмотря на охвативший его гнев, он справляется и незамедлительно уходит.

Полковник часто вспоминает молодость, он по-прежнему ждет письма…

Данное произведение повествует читателю о тех слоях общества, которые остались обманутыми вследствии несовершенства политической системы.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Первое произведение Маркеса, с которого я начал знакомство с творчеством этого писателя. Прочитал — и не понял, что же тут гениального?

Многие сравнивают эту повесть с произведениями Э. Хемингуэя. Вроде бы, тоже классика реализма. По стилю — да, схоже. Но содержание?!

А вот — полковник Маркеса. Он двадцать лет ждёт пенсию от государства. Двадцать лет. Это просто не вмещается у меня в голове. Конечно, лучше ждать неосуществимого двадцать лет, чем работать! Нет, я понял, что ему в данный момент 75 лет, он болеет. Но почему он потратил на ожидание двадцать лет и ничего не скопил за всю свою жизнь. Какая тут гордость? Причём здесь она? Сидеть на печи и ждать от государства подачки? Это не гордость, это глупое, ослиное упрямство. Нежелание понять и принять, что ты сделал не ту ставку и проиграл.

Есть несгибаемая гордость и собственное достоинство.

А, есть несгибаемое, непробиваемое упрямство, непонимание и нежелание принять реальность.

И это — разные вещи.

Так что, сравнение с героями Хэма тут вообще не уместно.

Но, это про сюжет.

Ладно, если герой мне не очень симпатичен, неприятен, то это ещё не значит, что произведение не может быть гениальным.

Атмосфера нищего южноамериканского городка? Неплохо.

Ну что ещё? Драматизм? Гениальные диалоги? Психологический портрет героев? Да ничего такого, прям-таки, необычного, оригинального и нового, я не нашёл.

Но, почему тогда, по всеобщему мнению, это — шедевр классической литературы?

Может, многое теряется из-за перевода? Не знаю.

Сказать, что я не люблю классику реализма не могу. От того же Хэма я в восторге. Но эта повесть меня разочаровала. Правда, это ранний Маркес. Буду пробовать читать его другие вещи.

Не пишет никто — и правильно делает.

А у Маркеса получилось, на мой взгляд, глупо и скучно.

И ещё, писатель переписывал эту повесть 11 раз. Только вот, по моему, если ерунду переписывать хоть сотню раз, лучше она не станет.

А петух, вокруг которого все и крутится, на самом деле никому и не нужен…

Габриэль Гарсиа Маркес

Полковнику никто не пишет

Полковник открыл крышку и обнаружил, что кофе в банке осталось от силы на одну маленькую ложечку. Он снял с огня чугунок, выплеснул половину воды на земляной пол и старательно соскоблил ножом со стенок банки последние крупинки кофе вперемешку со ржавчиной.

В ожидании, пока закипит вода, полковник присел возле глиняной печки и, доверившись своим ощущениям, с наивным, почти детским выражением лица стал прислушиваться к себе. Ему казалось, что в его кишках завелись неведомые смертоносные грибы и водоросли. Стояло октябрьское утро. Начинался один из тех дней, что трудно пережить даже такому человеку, как полковник, а уж сколько он их пережил! На протяжении пятидесяти шести лет, что прошли после гражданской войны, полковник только и делал, что ждал. Октябрь был в числе того немногого, чего он все-таки дождался.

Его жена откинула москитную сетку, когда он принес ей в спальню кофе. Она всю ночь мучилась от приступа астмы и до сих пор пребывала в полусонном состоянии, но все же потянулась за чашкой.

— Я уже пил, — солгал полковник. — Там еще целая столовая ложка оставалась.

Зазвонил колокол. Полковник спохватился, что совсем забыл про похороны. Пока жена пила кофе, он отцепил один из концов гамака, скатал его и убрал за дверь. Жена то и дело вспоминала покойника.

— Он родился в двадцать втором году, — говорила она. — Седьмого апреля, ровно через месяц после нашего.

Она отхлебывала кофе маленькими глотками в промежутках между судорожными вдохами. Ее тело, некогда гибкое, стало малоподвижным. Затрудненное дыхание не позволяло ей повышать голос, отчего все ее вопросы звучали как утверждения. Допив кофе, она все еще думала о покойнике.

— Ужасно быть похороненным в октябре, — сказала она.

Но муж пропустил ее слова мимо ушей. Он открыл окно. На дворе уже воцарился октябрь. Разглядывая буйную сочную зелень и следы дождевых червей в мокрой глине, полковник вновь всеми внутренностями ощутил зловещую, всепроникающую сырость.

— Продрог до костей, — сказал он.

— Что ты хочешь, сезон дождей, — отозвалась жена. — С тех пор как зарядили дожди, я не устаю твердить тебе, чтобы ты спал в носках.

— Я так и сплю, уже целую неделю.

— И так вот — всё, — прошептала она. — Мы гнием заживо. — Она зажмурилась, чтобы ничто не отвлекало ее от мыслей об умершем.

Накрапывал мелкий назойливый дождь. Полковник с удовольствием закутался бы сейчас в шерстяное одеяло и снова забрался в гамак, но надтреснутая бронза колокола настойчиво напоминала о похоронах.

— Да, октябрь, — прошептал он, отходя от окна. И только тут вспомнил о петухе, привязанном к ножке кровати. Это был бойцовый петух.

Полковник отнес чашку на кухню и завел в гостиной стенные часы в деревянном резном футляре. В отличие от спальни, чересчур тесной для астматички, гостиная была просторная, с четырьмя плетеными качалками вокруг покрытого скатертью стола, на котором восседал гипсовый кот. На стене, напротив часов, висела картина, изображавшая лодку в зарослях тростника; в лодке сидела женщина, окруженная амурами и розами.

Когда он завел часы, стрелки показывали двадцать минут седьмого. Полковник отнес петуха на кухню, привязал его у очага, сменил в миске воду и высыпал туда пригоршню маиса. Через дыру в изгороди во двор проникли несколько ребятишек. Они сели вокруг петуха и молча стали его рассматривать.

— Хватит на него глазеть, — сказал полковник. — Петухам вредно, когда на них долго смотрят.

Дети застыли, по-прежнему не говоря ни слова. Потом один из них заиграл на губной гармошке модную песенку.

— Сегодня играть нельзя, — сказал полковник. — В городе покойник.

Мальчик спрятал гармошку в карман, а полковник пошел в комнату переодеться к похоронам. Приступ астмы помешал жене отгладить его белый костюм, и полковнику пришлось довольствоваться старым, из черного сукна, который после свадьбы он надевал лишь в особых случаях. Он с трудом отыскал его на дне сундука, где тот лежал завернутый в газеты и пересыпанный шариками нафталина. Жена вытянулась на постели, продолжая думать о покойнике.

— Сейчас он уже наверняка встретился с Агустином, — сказала она. — Только бы не рассказал ему, как туго приходится нам без него.

— По времени они должны бы уже обсуждать петухов, — сказал полковник. Он нашел в сундуке огромный старый зонт. Жена выиграла его в лотерею, проводившуюся в пользу партии, к которой принадлежал полковник. В тот вечер они пошли на спектакль под открытым небом, который не стали отменять, несмотря на дождь. Полковник с женой и Агустином — мальчику было тогда восемь лет — укрылись под зонтом и досмотрели спектакль до конца. Теперь Агустина нет в живых, а белую атласную подкладку зонта съела моль.

— Полюбуйся, что осталось от нашего клоунского зонта, — произнес полковник свою излюбленную фразу и раскрыл над головой нелепую конструкцию из металлических спиц. — Теперь он годится лишь для того, чтобы считать звезды. — Полковник улыбнулся. Но жена даже не посмотрела в его сторону.

Побрившись на ощупь, — зеркала у него давно не было, — полковник молча оделся.

Брюки, плотно, как кальсоны, облегавшие его ноги, застегивались на щиколотках и стягивались у талии двумя позолоченными пряжками. Ремня полковник не носил. Рубашка цвета старого порыжелого картона и сама твердая, как картон, застегивалась на медную пуговицу, державшую также и воротничок. Правда, воротничок порвался, и поэтому полковник решил обойтись без галстука.

Он готовился к выходу так, словно участвовал в каком-то особенном торжественном ритуале. Его костлявые руки, обтянутые прозрачной кожей, были усеяны коричневатыми пятнами, равно как и шея. Прежде чем надеть лакированные ботинки, полковник соскреб грязь с рантов. Взглянув на него, жена вспомнила, что так же он был одет в день свадьбы. И только тут заметила, как сильно постарел ее муж.

— Какой ты нарядный. Можно подумать, случилось что-то особенное, — сказала она.

— Так и есть. За столько лет первый человек умер своей смертью.

Дождь прекратился после девяти. Полковник собрался было выходить, но жена придержала его за рукав.

— Причешись, — сказала она.

Он попробовал пригладить гребенкой свою жесткую стальную щетину, но из этого ничего не вышло.

— Наверно, я похож на попугая, — сказал он.

— Все в порядке, — подтвердила она и, прежде чем полковник вышел из комнаты, добавила: — Кстати, спроси у доктора: его что, кипятком у нас ошпарили, что ли?

Они жили на окраине городка, в домике с крышей из пальмовых листьев и облупившимися стенами. Было по-прежнему сыро, но дождь прекратился. Полковник спустился к площади по переулку, где дома плотно лепились друг к другу. Свернув на центральную улицу, он вдруг почувствовал озноб. Весь городок, насколько хватал взгляд, был устлан ковром из цветов. Женщины в черном поджидали траурную процессию у дверей домов. Полковник вышел на площадь, и тут опять заморосил дождь. Хозяин бильярдной увидел его от дверей своего заведения и, помахав рукой, закричал:

— Подождите, полковник, я дам вам зонт!

Полковник ответил, не повернув головы:

— Спасибо, не беспокойтесь.

Покойника еще не выносили. Мужчины в белых костюмах и черных галстуках стояли у дверей, раскрыв зонты. Кто-то из них заметил полковника, перепрыгивавшего через лужи на площади.

— Идите сюда, кум! — позвал он полковника и посторонился, освобождая ему место.

— Спасибо, кум, — ответил полковник, однако приглашением не воспользовался. Он хотел выразить соболезнование матери покойного и вошел в дом. И первое, что он заметил, это сильный запах разнообразных цветов. И сразу же ему стало невыносимо душно, и он попытался выбраться из толпы, запрудившей спальню. Но кто-то уперся рукой ему в спину и вновь втолкнул его обратно, в середину комнаты, мимо растерянных лиц, туда, где виднелись темные впадины высоко вырезанных ноздрей покойника.

У гроба сидела мать покойного, отгоняя мух веером, сплетенным из пальмовых листьев. Другие женщины, одетые в черное, смотрели на труп с таким выражением, с каким смотрят на течение реки. Неожиданно из глубины комнаты донесся голос. Полковник отодвинул какую-то женщину и, оказавшись рядом с матерью покойного, положил руку ей на плечо. Стиснул зубы.

— Мои глубокие соболезнования.

Не поднимая головы, она открыла рот и заголосила. Полковник вздрогнул. Он почувствовал, что бесформенная масса, разразившаяся жалобными причитаниями, толкает его на труп. Полковник пытался отыскать опору, но вместо стены натыкался на тела других людей. Кто-то шепнул ему на ухо мягким, ласковым голосом:

Он обернулся, увидел покойника, но не узнал его: при жизни сильный и энергичный, а теперь весь в белом и с кларнетом в руках, он выглядел таким же растерянным, как полковник. Когда полковник поднял голову, чтобы глотнуть ртом немного воздуха, он увидел уже закрытый гроб — раскачиваясь, он плыл поверх голов в сторону двери, по волнам цветов, сплющивавшихся о стены. Полковник вспотел. У него заныли суставы. Через некоторое время он понял, что стоит на улице, потому что по векам у него заструился дождь. Кто-то схватил его за руку и сказал:


Повесть впервые вышла в свет в 1961 году. Произведение написано в жанре магический реализм. В нём рассказывается о жизни и переживаниях человека, который ждёт начисления ветеранской пенсии.

Сюжет, казалось бы, банален, но Маркес, благодаря проблемной теме, а также прекрасному раскрытию характера героев превратил данное произведение в шедевр.

Книга написана задолго до получения Габриэлем Маркесом Нобелевской премии, но считается одной из самых кассовых его произведений. Чем же повесть нравится читателям? Попробуем в этом разобраться.


Действие происходит в Колумбии в маленьком городке. Идёт 1956 год. Главный герой — ветеран Гражданской войны, называемой Тысячедневной. Полковнику 75 лет. После смерти единственного сына он вместе с женой влачит жалкое существование.

Уже много лет он ждёт письмо из министерства о выплате обещанной пожизненной пенсии за боевые заслуги, но правительство никуда не спешит. Бюрократия. Тем не менее старик верит, что рано или поздно о нём вспомнят.

Их маленькой семье практически нечего есть. Полковник возлагает надежды на боевого петуха, который имеет все характеристики выиграть петушиные бои и выиграть для хозяина хоть какие-то деньги.

Они с женой недоедают, отдавая крохи питомцу. Вечерами он вспоминает о боевой юности и прежних хороших днях. Каждый день он ждёт письмо и каждую пятницу разочаровывается. В конце концов, наступил день, когда петуха не стало чем кормить, а жена заболела.


Отзывы читателей

Читайте также: