Журнал учета опекаемых детей в школе

Обновлено: 07.07.2024

В современных условиях социальный педагог востребован в различных социальных структурах: школе и семье, в приюте и детском доме, в различных реабилитационных центрах, в исправительных учреждениях для правонарушителей. В каждом из этих учреждений свои особенности работы социального педагога, везде к его личности предъявляются единые требования. Социальному педагогу должны быть присущи гуманность и доброжелательность, тактичность, выдержка и самообладание, справедливость, наблюдательность, инициатива и ответственность, организованность и смелость. Ум и образование, эрудиция, знание среды, гражданственность и гуманизм, профессиональная честность и непринятие дискриминации личности, чувство собственного достоинства являются условиями успеха в работе социального педагога. Социальный педагог – сотрудник определенной социальной службы, учебного заведения, отсюда его ответственность как государственного служащего и обязательное знание его обязанностей.

Социальный педагог – это новый тип педагога. У него новое отношение к ребенку, новые отношения и ребенка к педагогу. Педагог признает ребенка как самостоятельную личность, способную иметь свое мнение, анализирует процесс его формирования как социальный процесс, процесс развития его задатков и способностей. Социальный педагог решает все проблемы воспитанника, не совершая действия, которые во вред подопечному.

Главное требование к социальному педагогу – это любовь к детям, к педагогической работе, знание и эрудиция, педагогическая интуиция и интеллект, общая культура и нравственность, профессиональное владение методами воспитания детей, а также умение общаться, артистичность, веселый нрав и хороший вкус.

Кроме того, в современных общественных условиях социальный педагог должен ориентироваться в политической, экономической и социальной обстановке, знать требования, предъявляемые обществом как к социальному педагогу, так и к личности воспитанника.

Задачи школьного социального педагога.

Задачами школьного социального педагога являются:

создание здорового климата в коллективе;

гуманизация межличностных отношений;

содействие реализации способностей каждого;

защита интересов личности;

организация досуга, включение в социально полезную деятельность;

поддержка постоянной связи с семьями учащихся;

защита ребенка от родительской жестокости, эгоизма, вседозволенности;

выполнение роли посредника, связующего звена между детьми и взрослыми между семьей и государственными службами, организациями и учреждениями, призванными заботиться о духовном, физическом и психическом здоровье населения;

содействие взаимопониманию между отдельными людьми и их окружением, влиять на взаимодействие между организациями и институтами социального воспитания.

Социальный педагог, объединяясь в своей воспитательной работе с родителями, становится организатором внеучебного времени школьника, курирует работу различных секций и клубов, трудовых, туристических и краеведческих отрядов. Он координирует работу педагогического коллектива с трудными детьми, семьями, с окружающей социальной микросредой и общественностью микрорайона; периодически информирует педагогический коллектив школы о психологическом климате в классах, о каждом трудном ученике и о возможных путях оказания ему помощи; руководит подготовкой и составлением плана социальной работы школы.

Особого внимания требует от социального педагога дети, исключенные из школы. Он помогает устроить их в другую школу, освоится в новом коллективе.

Социальный педагог выявляет школьников, работающих в учебное время, способствует возвращению их в школу, проверяет выполнения трудовых норм, в том числе его оплату. Он контролирует получение многодетными семьями социальных привилегий, в числе которых: школьные завтраки, школьная одежда, возмещение транспортных расходов.

Подросток часто не знает социальных норм поведения. Современная школа, социальный педагог, осуществляя социальную защиту, должны дать учащимся знания об их правах, о социальных гарантиях при обучении и в трудовой деятельности, экономических и социальных нормах использования труда подростков и молодежи в условиях рынка.

Под социальными гарантиями предполагаются: заработная плата не ниже прожиточного уровня, пенсии, пособия, право на труд, бесплатное образование и медицинское обслуживание, право на жилище и отдых.

Работа школьного социального педагога с документацией.

Часто при вступлении в должность у социального педагога возникает вопрос: с чего начать знакомство, как выстроить систему работы, какие стратегии можно использовать для профилактического воздействия на учащихся. Работу необходимо выстраивать постепенно и планомерно. На начальном этапе работы в школе социальный педагог должен:

ознакомиться с основными направлениями, содержанием деятельности образовательного учреждения, в котором предстоит работать;

изучить нормативные документы, определяющие деятельность учреждения (структуру, устав, программы, концепции);

изучить социально – демографический паспорт микрорайона школы ( тип микрорайона, контингент семей, условия для развития личности и осуществления социально – педагогической работы и т. д.), определение форм взаимодействия со службами социальной защиты района, города;

ознакомиться с содержанием деятельности школьного социального педагога; ознакомиться с должностными инструкциями;

составить перспективный план работы на год, утвердить его у директора школы.

Социальный педагог обязан знать контингент тех семей, с которым предстоит работать.

В начале каждого учебного года социальный педагог предоставляет списки в различные службы.

В центр помощи семье и детям направляются:

-статистические данные по всем категориям малообеспеченных семей;

-развернутые списки, содержащие все данные по каждой категории семей.

В инспекцию по делам несовершеннолетних предоставляются:

-списки учащихся школы, состоящих на внутришкольном контроле, в КПДН, ОПДН; (см. в приложении)

-списки неблагополучных семей (см. в приложении);

-план совместной работы социального педагога и ОПДН.

Методисту в отдел образования в начале учебного года направляется следующая документация:

-списки неблагополучных семей;

-списки учащихся школы, находящихся на учете в школе, КПДН, ОПДН.

Для сбора полной и точной информации о семьях следует обратиться к классным руководителям с просьбой заполнить паспорт класса. Обычно такую работу социальный педагог проводит в начале учебного года. Опыт работы позволил нам составить такой паспорт класса, в котором есть вся информация, позволяющая составить практически любой список.

Эффективность деятельности социального педагога в школе зависит от успешности его сотрудничество со школьным психологом, классным руководителем, заместителем директора по воспитательной работе.

Должностная инструкция социального педагога

Общие положения.

Настоящая должностная инструкция разработана на основе тарифно-квалификационной характеристики социального педагога, утвержденной приказом Мин. образования РФ и Госкомвуза РФ от 31 августа 1995г.

№ 662/1646 по согласованию с Министерством труда РФ (постановление Мин. труда России от 22 ноября 1995г. № 65).

Социальный педагог назначается и освобождается от должности директором школы.

Социальный педагог должен иметь как минимум среднее профессиональное образование.

Социальный педагог подчиняется непосредственно директору школы.

В своей деятельности социальный педагог руководствуется Конституцией и законами РФ, указами Президента РФ, решениями Правительства РФ и органов управления образованием всех уровней по вопросам образования, воспитания, охраны здоровья, профориентации, занятости и социальной защиты обучающихся (воспитанников); трудовым законодательством; правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, а также Уставом и локальными правовыми актами школы (в том числе Правилами внутреннего трудового распорядка, приказами и распоряжениями директора, настоящей должностной инструкцией), трудовым договором (контрактом).

Социальный педагог соблюдает Конвенцию о правах ребенка.

Основными направлениями деятельности социального педагога являются:

социально-педагогическое сопровождение образовательного и воспитательного процесса в школе и по месту жительства обучающихся (воспитанников);

реализация и контроль за реализацией мер социальной помощи и зашиты обучающихся (воспитанников);

осуществление комплекса мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите личности в школе и по месту жительства обучающихся (воспитанников).

Должностные обязанности.

Социальный педагог выполняет следующие должностные обязанности:

изучает психолого – медико - педагогические особенности личности обучающихся (воспитанников) и ее микросреды, условия жизни;

выявляет интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении обучающихся (воспитанников) и своевременно оказывает им социальную помощь и поддержку;

выступает посредником между личностью обучающихся (воспитанников) и школой, семьей, средой, специалистами различных социальных служб, ведомств и административных органов;

определяет задачи, формы, методы социально-педагогической работы, способы решения личных и социальных проблем, принимает меры по социальной защите и социальной помощи, реализации прав и свобод личности обучающихся (воспитанников);

организует различные виды социально ценной деятельности обучающихся (воспитанников) и взрослых, мероприятия, направленные на развитие социальных инициатив, реализацию социальных проектов и программ, участвует в их разработке и утверждении;

способствует установлению гуманных, нравственно здоровых отношений в социальной среде;

содействует созданию обстановки психологического комфорта и безопасности личности обучающихся (воспитанников), обеспечивает охрану их жизни и здоровья;

осуществляет работу по трудоустройству, патронату, обеспечению жильем, пособиями, пенсиями, оформлению сберегательных вкладов, использованию ценных бумаг обучающихся (воспитанников) из числа сирот и оставшихся без попечения родителей;

взаимодействует с учителями, родителями (законными представителями) обучающихся (воспитанников), специалистами социальных служб, семейных и молодежных служб занятости, с благотворительными и иными организациями в оказании помощи обучающимся (воспитанникам), нуждающимся в опеке и попечительстве, с ограниченными физическими возможностями, девиантным поведением, а также попавшим в экстремальные ситуации;

выполняет правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты;

вносит предложения по улучшению и оздоровлению условий поведения образовательного процесса;

систематически повышает свою профессиональную квалификацию;

участвует в работе педагогического совета школы и совещаниях, проводимых администрацией школы;

проходит периодические бесплатные медицинские обследования;

соблюдает этические нормы поведения в школе, быту, общественных местах, соответствующие общественному положению педагога.

Социальный педагог имеет право:

участвовать в управлении школой в порядке, определенном Уставом школы;

на защиту профессиональной чести и достоинства;

знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения;

защищать свои интересы самостоятельно и/или через представителя, в том числе адвоката, в случае дисциплинарного расследования или служебного расследования, связанного с нарушением педагогом-психологом норм профессиональной этики;

на конфиденциальность дисциплинарного (служебного) расследования, за исключением случаев, предусмотренных законом;

свободно выбирать и использовать методы и методики социально-педагогической работы;

аттестоваться на добровольной основе на соответствующую категорию и получить ее в случае успешного прохождения аттестации.

Ответственность.

В установленном законодательством РФ порядке социальный педагог несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся (воспитанников) во время социально-педагогических мероприятий, а также за нарушение прав и свобод обучающихся (воспитанников) во время проведения подобных мероприятий.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка школы, законных распоряжений директора школы и иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей, установленных настоящей инструкцией социальный педагог несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством.

За причинение школе или участникам образовательного процесса ущерба в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей социальный педагог несет материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных трудовым или гражданским законодательством.

Взаимоотношения. Связи по должности.

6.1. работает по графику, составленному исходя из 36-часовой рабочей недели, и утвержденному директору школы;

6.2. планирует свою работу на каждый год и каждую учебную четверть. План утверждается директором школы не позднее пяти дней с начала планируемого периода;

представляет директору школы письменный отчет о своей деятельности объемом не более пяти машинописных страниц в течение 10 дней по окончании каждой учебной четверти;

получает от администрации школы материалы нормативно-правового и организационно-методического характера, знакомится под расписку с соответствующими документами;

систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в его компетенцию, с администрацией, педагогическими и медицинскими работниками школы, родителями (законными представителями) обучающихся (воспитанников), а также с органами опеки (попечительства) и социальной защиты.

Памятка социальному педагогу в работе с подростками,

склонными к правонарушениям.

Поддерживать тесную связь с ОПДН, КПДН.

Привлекать работников ОПДН для проведения бесед на правовую тему с учащимися и родителями.

Взаимодействовать со школьным психологом в работе с подростками, склонными к правонарушениям.

Взаимодействовать с классными руководителями.

Ежедневно контролировать учебу, поведение и посещаемость учебных занятий учащихся, склонных к правонарушениям.

Собирать материал о поведении подростков, склонных к правонарушениям в школе и вне школы.

Охватить всех подростков, склонных к правонарушениям, занятиями по интересам в секциях и кружках.

Задействовать подростков, склонных к правонарушениям, в подготовке и проведении школьных мероприятий.

Проводить беседы с родителями подростков, склонных к правонарушениям.

Посещать подростков на дому.

Наладить совместную работу со школьным психологом в работе с подростками, склонными к правонарушениям.

Постоянно проводить индивидуальные беседы с подростками.

Еженедельно проводить заседания Совета помощи.

Изучать психологический климат в семьях подростков.

По необходимость установить контакт с руководством предприятий, на которых работают родители подростков из неблагополучных семей.

Контролировать проведение бесед на правовые темы на классных часах.

Постоянно проводить профилактическую антиалкогольную, гигиеническую работу.

19.Вести необходимую документацию (анкеты, психолого - педагогический паспорт учащегося, журнал).

20.Выступать перед педагогическим советом школы с информацией о работе по данной категории учащихся.

Документы необходимые для работы соц. педагога:

План и анализ соц. педагогической работы.

Списки учащихся по статусам.

Работа с детьми находящимися под опекой.

Индивидуальная работа с учеником.

Журнал регистрации протоколов заседаний Совета помощи.

Журнал индивидуальной работы социального педагога.

Журнал регистрации заявлений на льготное питание.

Журнал регистрации и учета актов ЖБУ.

Журнал регистрации постановки (снятия)на(с) ВШУ учащихся.

Журнал регистрации постановки (снятия) на (с)ВШУ семей, находящихся в СОП.

Карточка учета учащегося, находящегося под опекой.

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.

Карточка №____ учета учащегося, находящегося под опекой. ФИО учащегося Клас Классный руководитель Сведения о родителях или законных представителях / ФИО, место работы, телефон/ Место жительства Дата установления опеки (что послужило причиной) Жилищные условия Характеристика учащегося / как отражается опека на поведении и успеваемости ребёнка / очень удобная форма таблицы

Работая с такими детьми, мне пришлось столкнуться с рядом проблем:

- какую документация должен вести сам социальный педагог

- какую работу выполняет социальный педагог в школе и многое другое.

Так как раньше я работала учителем начальных классов и не совсем понимала, в чем будут заключаться мои обязанности как социального педагога. Тем более что в школе, где я работаю, до этого не было социального педагога.

Мне пришлось прочитать много литературы, прежде чем я смогла ответить на волнующие меня вопросы. Хочу поделиться с социальными педагогами материалами, которые мне помогают в моей нелегкой работе.

Вся моя документация разложена по папкам:

1. Тексты административных документов по со циально-педагогической работе, Законов и подзакон ных актов по осуществлению прав ребенка;

2. Должностная инструкция. Перспективный, календарный план работы на год, месяц, неделю. Циклограмма или график работы на неделю, месяц, утвержденный руководителем учреждения. Этический кодекс социального работника.

3. График тематических групповых консульта ций, график индивидуальных консультаций для детей и подростков, родителей, учителей;

4. Методическая копилка: проекты или программы по отдельным наибо лее актуальным направлениям социально-педагоги ческой работы;

5. Документация: по учету правонарушений, от клонений в развитии, конфликтов в коллективе; по освоению индивидуальных образовательных марш рутов детьми, стоящими на внутришкольном конт роле; по контролю за движением учащихся; действий и результатов преодоления нарушений. Документация по вопросам опеки и попечитель ства, регистрации по месту жительства и трудоуст ройству, защите прав ребенка в органах МВД и су дебных органах;

6. Учет обращений родителей, учителей, учащихся и разрешение поставленных ими проблем;

7. Данные по изучению социального состава се мей, социального портрета ученика, класса, школы, социальных ожиданий родителей, учащихся, педа гогов, как субъектов образовательного процесса;

8. Учет мер по социальной защите детей из со циально неблагополучных семей;

9. Методические рекомендации для родителей. Методические рекомендации для классных ру ководителей, учителей по решению проблем соци альной жизни ребенка и снятию конфликтов в меж личностных отношениях;

10. Систематизированная информация по город ским и районным службам для родителей и детей о возможных путях решения их проблем.

Познакомлю с некоторыми из них:

Для комплексного учета детей группы риска и неблагополучных семей в своей работе я использую следующие формы.

Цель социально-педагогической деятельности – создание благоприятных условий для реализации прав ребёнка в учебном заведении, т. е. условий для развития нравственной, толерантной, физически здоровой и социально активной личности, способной к творчеству, самоопределению и самосовершенствованию.

Для достижения данной цели социальный педагог решает следующие задачи:

  • изучение психолого-педагогических особенностей личности, условий жизни обучающихся, выявление их интересов и потребностей, трудностей и проблем;
  • выявление причин возникновения у учащихся
    • проблем в обучении,
    • проблем в поведении,
    • правонарушений

    и принятия мер по их устранению;

    • оказание помощи и поддержки учащимся и их семьям, относящимся к различным категориям социальной незащищённости.

    Функции социального педагога в школе:

    • Диагностическая.
    • Образовательно-воспитательная.
    • Охранно-защитная.
    • Посредническая.
    • Прогностическая и экспертная.
    • Организационно-коммуникативная.

    Направления работы социального педагога:

    • Организация социальной заботы (бесплатное питание, благотворительные акции, материальная помощь).
    • Защита ребёнка, попавшего в трудную жизненную ситуацию.
    • Выявление и работа с неблагополучными семьями.
    • Работа с многодетными и малообеспеченными семьями.
    • Профилактическая работа (внутришкольный учёт и учёт в ОДН, КДН и ЗП, Советы профилактики).
    • Работа с опекаемыми детьми.
    • Профориентация подростков.
    • Просветительская деятельность.

    Работая по этим направлениям, социальный педагог ведёт документацию, которую можно разделить на 3 группы:

    • Нормативно-правовые документы.
    • Планирование работы.
    • Материалы основной деятельности.

    Слайд 6. 1 группа. Нормативно-правовые документы:

    Слайд 7. 2 группа. Планирование работы:

    1. Анализ работы за 3 предшествующих учебных года (аналитический и статистический).
    2. Планы работы социального педагога на учебный год, в который включена совместная работа с администрацией школы, психологом, классными руководителями, медицинским работником, Управляющим Советом и др.).
    3. Планы совместной работы социального педагога школы с учреждениями системы профилактики (КДН, инспекторами ПДН, участковым инспектором и др.).
    4. План работы на месяц, неделю.
    5. Циклограмма работы на неделю.

    Слайд 8. 3 группа. Материалы основной деятельности:

    Обобщая вышесказанное, хочется отметить, что анализируя разные стороны жизни ребёнка (ситуацию в семье, успеваемость, занятость во внеучебное время и т.д.), действуя в контакте с административными и юридическими службами, ребёнком и его семьёй, мы имеем возможность поддержать ребёнка, помочь ему в решении различных проблем, укрепить в нём веру в собственные силы и полноценность собственной личности, что позволит ему в дальнейшем реализовать свой физический и творческий потенциал.

    Читайте также: