Журнал история казахстана преподавание в школе

Обновлено: 02.07.2024

“Используются учебники, где можно увидеть множество разночтений. Я сам читал некоторые и удивляюсь их низкому качеству. Исторические события и факты должны доводиться до учащихся без искажения”, – сказал Касым-Жомарт ТОКАЕВ на недавнем расширенном заседании правительства и поручил внедрить единый стандарт школьных учебников.

Попытка номер три

Этот наболевший вопрос глава государства поднимал и в прошлом году на заседании Национального совета общественного доверия.

– От качества учебников зависит качество образования, соответственно, для МОН приоритетной задачей должно стать повышение требований к научно-практической экспертизе и их апробации. Поручаю на законодательном уровне закрепить ответственность разработчиков за качество учебников, – поручил тогда Токаев.

Известный историк Жаксылык САБИТОВ считает, что низкопробные пособия – лишь вершина айсберга:

– Проблема появилась не вчера. Наши учебники разработаны на основе Госстандарта, который опирается на академическую историю Казахстана, написанную еще в 70–80 годах прошлого века как история КазССР и частично пересмотренную в 90-х годах прошлого века. В 2010 году издали последний, пятый том, посвященный независимости.

Колоссальный объем научного материала, собранный за годы суверенитета, не попадает в учебники по той причине, что не совпадает или прямо противоречит академической истории. Поэтому мы должны написать новую историю, тогда поменяется Госстандарт и их содержание.

Такие попытки, по информации ученого, уже предпринимались, причем дважды, в 2010-х годах:

– В первый раз дело закончилось коррупционным скандалом, когда за пять лет “съели” более 200 миллионов тенге, но ничего не издали. Во втором случае издали, но только половину томов, причем проект был остановлен по “политическим причинам”.

Всех собак – на джунгаров

Среди проблем Сабитов выделяет отсутствие актуализированных научных данных. Причем большая часть его претензий касается изложения средневековой истории в школьных учебниках.

– Так, в академической истории написано, что Жанибек и Керей ханы в 1450-х годах откочевали из ханства Абулхаира в Могулистан. Наш кандас из Китая Нурлан Кенжеахмет (сейчас он является приглашенным профессором в Гарварде) открыл, что первое упоминание Жанибека и Керея относится к 1447 году, когда они жили в городе на реке Или, – рассказывает историк.

Дальше – больше. В школьных учебниках встречаются откровенно антинаучные вещи, констатирует ученый:

– Преподается, что предшественником Казахского ханства была Ак Орда! Но Ак Орда – это резиденция, а не государство. Это то же самое, что называть российское государство наследником Кремля.

Шокан Уалиханов еще в 1850-е годы писал, что ошибочно воспринимать Ак Орду как государство, а в учебниках 2020 года так пишут! Это всё идет от австрийского востоковеда Йозефа фон Хаммера-Пургшталя, который написал эту ересь в XIX веке, потом лауреат Сталинской премии Греков в 1940-х годах подхватил, и по инерции советский миф до сих пор живет. Причем не только в учебниках, но и в головах многих кандидатов и докторов исторических наук.

Если посмотреть казахский фольклор и исторические источники, то резиденция Ак Орда отмечалась в Улусе Джучи. Ею владели ханы – от Бату (XIII век) до Абылай-хана (XVIII век). Как говорят некоторые историки, знаток казахского фольклора Акселеу Сейдимбек предложил так называть нынешнюю резиденцию президентов Казахстана, ориентируясь на народную традицию, в которой Ак Орда – резиденция ханов, а не государство, как написано в наших учебниках.

Жив и миф о том, что джунгары были худшими людьми для казахов, а, по сути, это не так. Часть ойратов (хошоуты и дербеты) – родственники джунгаров – были союзниками казахов в XVII веке, нередко сами нападали на них. В одном походе они напали на джунгаров после того, как те ограбили казахов, и вернули им угнанный скот. То есть неправильно на них всех собак вешать и объявлять “национальными врагами № 1”.

– В советское время установка о том, что джунгары чуть ли не геноцид казахам устроили и спасла их Российская империя, вбивалась по понятным причинам. Но это миф – как писал один известный историк, “ни одной пули российская сторона в сторону джунгаров не пустила”. А когда Казахстан получил независимость, старый миф просто обложили новыми гирляндами, – говорит историк и рассказывает, как во время тренингов школьные учителя истории удивлялись новым для них фактам и заявляли: “А у нас в учебнике по-другому написано”.

То есть преподаватели работают по учебникам, напичканным советскими и постсоветскими мифами, а научные открытия до них не доходят либо доходят с большим опозданием! И если в 90-х годах у казахстанцев не было ни желания, ни возможности пересматривать эти мифы, то сейчас пришло время.

И Орде досталось

Так что же нужно делать в первую очередь?

– Проводить рефрейминг (переосмысление) истории, менять рамку учебников, в которых многие вещи подаются неверно. При их написании необходимо соблюдать три главные вещи: научная достоверность – должны быть прописаны последние научные факты. В Казахстане же пока продолжают советскую традицию, по которой учебники отставали от науки на 20–30 лет, – говорит Жаксылык Сабитов.

Второе – учебники должны быть написаны в стиле научпопа – доступно и интересно.

– Сейчас история дефрагментирована, много непонятных вещей преподносится так, что людям очень скучно. В школе тем более надо подавать материал проще, а у нас принято навалить кучу вещей, дать набор цифр и дат без логической связи между ними. В итоге у школьников в голове хаос. А нужно четко выстраивать картину национальной истории и на простом языке доносить ключевые месседжи, – уверен известный историк. – Третий момент – патриотический. Во многих странах историю преподают с целью формирования национальной гордости посредством конструирования государственных мифов о победах, поражениях, героях и т. д. У нас пока нет целенаправленной исторической политики. "Казахстан должен вносить фундаментальный вклад в изучение своей истории, иначе это сделают другие" - историк

Причем в этом контексте у нас часто придумывают мифы, которые далеки от исторической реальности, что абсолютно неправильно. В этой плоскости необходимо сделать так, чтобы идеология учебников минимально отличалась от профессиональных знаний по истории.

Чем меньше будет разрыв между идеологией и научной истиной, тем лучше для государства, общества и профессиональных историков.

В качестве примера Жаксылык Сабитов приводит 750-летие Золотой Орды, которое Казахстан отметил в прошлом году.

– Тема поднимается с 2014 года, вот уже отпраздновали юбилей Улуса Джучи – кстати, правильно говорить именно так. Деньги потрачены, а в национальный исторический оборот ничего не ввели, и в наших учебниках по истории Улуса Джучи ничего кардинально не поменялось.

Хотя в академическую историю давно пора включить целый том о Золотой Орде, история которой имеет большой символический капитал. Один только факт – в Улусе Джучи в период золотого века правления Узбека и Жанибека ханов эмиссия монет составляла 28 миллионов единиц в год!

С 2009 года происходит невидимая для большинства, но ощутимая для ученых “тихая революция” в плане изучения “степного Рима”, как называет Улус Джучи мой друг-историк.

Всё, что связано с Улусом Джучи, нужно интегрировать и вливать в новые исторические каноны, потому что в советское время их вычистили, объявив Орду хищным государством, которое всех калечило и угнетало, но это не так, – подчеркивает Жаксылык Сабитов.

Также, по мнению ученого, в учебники по истории пора вводить генетику и палеогенетику, знакомя школьников с исследованиями ДНК древнего населения Евразии.

– Уже исследованы ДНК представителей ботайской, андроновской, берельской культур, многих древних и средневековых народов. И ДНК пятого Золотого человека уже сделана.

Генетику надо интегрировать в школьные учебники, ведь она показывает реальность. Например, выяснилось, что часть современных казахских кыпчаков – потомки ботайского человека по прямой мужской линии. Люди жили, пытались одомашнить лошадь Пржевальского, а их потомки живут среди нас, – рассказывает историк.

Когда рождаются мифы

Возвращаясь к теме переосмысления национальной истории, Жаксылык Сабитов отмечает, что она не должна отрываться от истории профессиональной.

– В казахстанцах сильно желание гордиться великой историей, и когда учебники не дают повода для такой гордости, люди начинают придумывать мифы. Например, о том, что 92 тысячи казахов воевали против Наполеона, Чингисхан – казах (тюрк, адай, жалаир и т. д.) и родился в Восточном Казахстане, а Иисус – представитель одного из четырех казахских родов.

Но зачем выдумывать мифы и антинаучные вещи, когда в нашей истории масса фактов, которые формируют высокую национальную самооценку и консолидируют народ? – задается риторическим вопросом ученый.

Другой важный аспект – популяризация истории. Полномасштабную работу в этом плане в стране ведут всего несколько человек, говорит Сабитов. Причем некоторые из них коммерчески успешны и уже сделали себе имя – такие, как Радик Темиргалиев.

– Хотя в этой сфере должно работать и государство, популяризируя историю Казахстана через все современные каналы – "Википедию" (о нашей истории эта энциклопедия содержит устаревшие вещи как на русском, так и на казахском языках), YouTube и т. д.

И, конечно, искусство. У нас мало по-настоящему интересных художественных исторических фильмов и сериалов. То же “Казахское ханство” показывает нам абсолютно идеальных героев (Жанибека и Керея) – что в начале, что в конце, никакого развития образов. А такие персонажи сейчас мало кого интересуют – нужны герои с внутренним конфликтом, противоречивые, которые будут цеплять, которым ты будешь сопереживать, – считает Жаксылык Сабитов.

О необходимости создавать произведения на исторические темы в январской статье “Независимость превыше всего” сказал и Президент.

– Поручаю ответственным госорганам и отечественным телеканалам в обязательном порядке направлять определенную часть госзаказа на создание произведений на исторические темы.

Сейчас “Netflix”, “HBO” и другие мировые кинокомпании обращают свой взор на Азию. Наша история также богата уникальными сюжетами, которые могут быть положены в основу масштабных фильмов.

Например, эпоха Золотой Орды, которая была одной из самых могущественных империй своего времени, – разве это не готовый сценарий?! Эти вопросы должны быть в фокусе особого внимания специалистов киноиндустрии, – сказал Касым-Жомарт Токаев.

P.S. Для написания полной академической истории Казахстана откроют проектный офис “История народа”. Об этом стало известно на прошлой неделе по итогам заседания Нацкомиссии по реализации программы модернизации общественного сознания при Президенте РК.

На заседании рассматривались итоги реализации программы “Рухани жаңғыру” в 2020 году и планы на 2021 год. Госсекретарь РК Крымбек Кушербаев напомнил о статье главы государства “Независимость превыше всего”, где обозначены ценностные ориентиры дальнейшего развития программы “Рухани жаңғыру”, инициированной Елбасы Нурсултаном Назарбаевым. Это защита и уважение священных ценностей нашей независимости и четкая государственная позиция по актуальным вопросам общественного развития.

Госсекретарь поручил обеспечить качественный культурно-просветительский и образовательный контент, особенно для детей и юношества, а также рассмотреть предложения и рекомендации Национальной комиссии, в том числе по открытию проектного офиса “История народа” для написания полной академической истории Казахстана, усилению тематики спецпроекта “История в кино и на телевидении”, развитию туризма в рамках спецпроекта “Киелі Қазақстан”, созданию отечественного Банка изобретателей.

Ищите, как добраться к История Казахстана: Преподавание в школе в Алматы? Откройте адрес Алматы, ул. Хамиди, 4а, оф. 5 на карте Казахстана и постройте правильный маршрут!

История Казахстана: Преподавание в школе Алматы Отзывы

Отзывы от реальных людей о предприятии История Казахстана: Преподавание в школе в Алматы. Найти все отзывы о Редакции газет и журналов История Казахстана: Преподавание в школе по адресу Алматы, ул. Хамиди, 4а, оф. 5. Хотите оставить свой отзыв? Будем очень рады!

Рекомендации и предложения о преподавании истории Казахстана в КАЗНПУ им. Абая

В современных условиях развития и демократизации общества одной из главных задач суверенного Казахстана является возрождение его национальной истории, построение открытого общества.

В статье излагаются взгляды на преподавание истории Казахстана в Казахском Национальном педагогическом университете имени Абая. Автор указывает на значение преподавания учебного предмета в процессе воспитания патриотизма, и выражает несогласие с сокращеним учебных часов, выделяемых на преподавание истории Казахстана в данном вузе.

Новая парадигма исторического образования, становление которой происходит в настоящее время, предполагает существенное обновление содержания образования в целом, выработку и освоение педагогами-историками концептуально-содержательных подходов педагогической технологии в вузе, ориентированной на личностно-плюралистический характер, гуманизацию и гуманитаризацию системы образования, что совпадает с основными критериями образования во всем мире.

В современных условиях развития и демократизации общества одной из главных задач суверенного Казахстана является возрождение его национальной истории, построение открытого общества. Реальный суверенитет невозможен без гражданской позиции, глубокого осознания уроков истории, преемственности поколений.

Переход на новую структуру исторического образования, возрастание его значимости и объемов требует поиска новых путей и решений данной проблемы, которую необходимо решать уже сегодня и незамедлительно, так как завтра уже будет поздно.

Участники Круглого стола были единодушны в необходимости сохранения курса История Казахстана в высшей школе в соответствии с государственным стандартом, утвержденным приказом МОН РК № 289 от 11 мая 2005 г.

Признавая критику Президента РК Н.А. Назарбаева о наличии определенного повтора в программе Истории Казахстана средней школы и университетов, кафедра Истории Казахстана им. академика Т.С. Садыкова КазНПУ им. Абая обсудила состояние преподавания курса в высшей школе и пришла к следующим выводам и предложениям:

1. Преподавание Истории Казахстана в высших учебных заведениях страны должно остаться в полном объеме, поскольку изучение курса даётся на более высоком научно-методическом и теоретическом уровне и идет совершенно иное, более качественное понимание и усвоение предмета, что способствует воспитанию патриотизма и сплочению многонационального казахстанского общества. Значимость предмета подчеркивается сдачей Государственного экзамена по Истории Казахстана.

2. В условиях многонационального государства, которому лишь два десятилетия, что с временно-исторической точки зрения очень мало, изучение Истории Казахстана в полном объеме необходимо для воспитания гражданственности и интеллектуальной подготовки, креативно мыслящего специалиста любой профессии.

К тому же, мировой опыт показывает, что, несмотря на изучение истории Отечества в 12-летней школе, в ведущих государствах мира историю своего государства продолжают изучать и в вузах (Великобритания, Япония, Корея, Франция, США и другие).В связи с этим следует отметить, что в некоторых государствах мира для работы в государственных учреждениях сдача экзамена по истории данного государства является обязательным и необходимым требованием.

3. Для педагогических вузов республики изучение Истории Казахстана с древнейших времен по настоящее время более чем необходимо, т.к. наши выпускники – будущие учителя средней школы, наставники, воспитатели и классные руководители, они должны глубоко изучать историю своего государства для ведения воспитательной и патриотической работы с учащимися школ.

На основании этого документа в текущем 2012-2013 учебном году кафедра Истории Казахстана имени академика Т.С. Садыкова на всех факультетах университета работала по данному пилотному проекту. В разработке проекта кафедра История Казахстана имени академика Т.С. Садыкова не принимала участия.

5. Изучение Истории Казахстана в полном объеме (с древнейших времён до наших дней) необходимо и для студентов, приехавших с других государств (у нас учатся студенты с Китая, Монголии, Узбекистана, России, Туркмении и других стран). Студенты – казахи из этих стран проявляют очень большой интерес к истории Казахстана, поскольку прежде они не изучали историю своей исторической Родины.

6. Реформирование преподавания Истории Казахстана надо рассматривать в общей связке школа – вуз, должна быть четко обозначенная преемственность. Необходимо создать компетентную комиссию из числа историков, которая бы решила, что и как и в каких классах преподавать в школе, а что и как в вузе.

7. Для неисторических факультетов вуза предлагаем разработать курс Истории Казахстана в научно-проблемном ключе, обратить большее внимание на историографию, на дискуссионные проблемы и т.д.

8. Кафедра вносит предложение выделить на изучение курса История Казахстана 5 кредитов (2 из которых на историю суверенного Казахстана) со сдачей Государственного экзамена и обучением не один семестр, а полноценный учебный год.

Использованная литература

1.Назарбаев Н.А. В потоке истории. - Алматы: Атамура, 1999. – 296 с.

2. Назарбаев Н.А Социальная модернизация Казахстана: 20 шагов к обществу Всеобщего Труда // Казахстанская правда. – 2012. - 11июля.

3. Выступление Президента РК Назарбаева Н.А. перед студентами Казахстана // Казахстанская правда. – 2012. - 6 сентября.

4. Кемелденген ел өз тарихына бет бұрады // Ана тілі. – 2012. – 22-28 қараша.

Заведующий кафедрой Истории Казахстана им. Т.С.Садыкова, КазНПУ им. Абая,

Профессиональные журналы учителей истории: "Преподавание истории в школе", "Преподавание истории и обшествознания в школе", "История" (Приложение к "1 сентября")

Александр Морозов

Александр Морозов

Содержание 2009 №6
АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА: Мотивация к изучению истории и обществознания (когда я сюда пришел, эта тема как раз очень живо обсуждалась). Одна теоретическая статья (А.Н. Иоффе) и 5 практических материалов (различные модели уроков).
ИСТОРИЯ И ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ. Статьи о споре нестяжателей и иосифлян, обычае почитания старших у народов Северного Кавказа, продовольственной политике большевиков при военном коммунизме, Версальском мире и создании Лиги наций (юбилей - 90 лет), факторе нефти в мировой политике, особенностях хасидов.
МЕТОДИКА: статьи об использовании в преподавании исторических фильмов сталинского времени, об организации познавательной деятельности учащихся при изучении гражданского права.
ЕГЭ: статья Фомина о схемах (теоретического характера, открывает новый большой цикл публикаций материалов по подготовке к части С ЕГЭ).
СЕГОДНЯ В ЖУРНАЛЕ. статья о развитии творческого мышления (конкретная методика и ее применение).
СРЕДИ КНИГИ ЖУРНАЛОВ: рецензия на черносотенный бред (положительная). :-)

Александр Морозов

Для молодого поколения: хотя журнал называется "Преподавание ИСТОРИИ в школе", это просто дань традиции - на самом деле, как видно из предыдущего поста, мы публикуем материалы и по обществознанию и праву. Личные взгляды редакции при оценке материалов значения не имеют, я абсолютно искренне предлагал Леониду Александровичу опубликовать отрицательную рецензию на "черносотенный бред" (кстати, может кто и напишет?). Есть один тип материалов, которыми мы уже завалены: всякого рода исторические игры на уроках истории по образцам каких-нибудь телешоу. Все остальное можно рассматривать.

Евгений Марголин

Дмитрий Винокуров

да, но 250 рублей за электронный номер - это как-то не по-учительски, что ли. рублей по 50 бы купил. а так - в библиотеке возьму.

Леонид Кацва

Еще раз объясняю свою позицию, если прежних объяснений недостаточно: не в моих правилах рецензировать книги, где про меня пишут гадости. Полагаю, что подобное рецензирование слишком смахивает на оправдания, а мне оправдываться совершенно не в чем.
Тем не менее, задаю вопрос: электронной версией данной книги я располагаю, а вот найти бумажную пока не смог. Так не подскажете ли, Александр Юрьевич, где сие произведение продается?

Александр Морозов

В силу ряда причин нам невыгодно распространять электронную версию, именно поэтому на нее так высока и цена. Так что лучше в библиотеке. если там есть.

Причем здесь оправдания, гадости, Леонид Александрович? Высказана конкретная точка зрения, она аргументирована ссылками, цитатами. Впрочем, я повторяюсь. Бумажную версию я бы с удовольствием подарил Вам лично (у меня еще один лишний авторский экземпляр остался), и даже с авторской подписью. Посидели бы в ресторане, выпили хорошего вина :-) Боюсь, однако, что Вы для этого слишком серьезны и слишком сложно смотрите на такие вещи (например, как на недопустимый контакт с идеологическим врагом?). В начале лета я случайно видел нашу книжку в магазине "Гилея" в ИНИОНЕ (на втором этаже), может, еще осталась.

Леонид Кацва

За предложение благодарю. Вынужден отказаться. Не из-за недопустимого контакта с идеологическим врагом. По другим причинам. За наводку на "Гилею" — благодарю вдвойне, но в ИНИОН раньше был нужен пропуск, сейчас не так?

Александр Морозов

Пропуск нужен и сейчас, но на входе достаточно сказать, что идешь в "Гилею", пропускают свободно. Внизу на первом этаже еще очень хорошая лавка Росспэна. Да и сама "Гилея" выше всяких похвал. Кстати, там в розницу можно купить наш журнал.

Леонид Кацва

Александр Морозов

Содержание 2009 №7 (с некоторой задержкой - кажется, умудрился подхватить легендарный грипп, хе-хе)
АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА: К 70-летию начала Второй мировой войны (похвалили бы хоть за выбор действительно актуальных тем!). Две эксклюзивные научные статьи специалистов (М.Ю. Мягков и В.А. Невежин), моя с Э.Н. Абдулаевым разработка преподавания темы "Вторая мировая война" в курсе всеобщей истории, урок-ролевая игра Р.Р. Хусаинова "Международные отношения накануне Второй мировой войны", обзор "Вторая мировая война в Интернете", очень понравившийся мне отрывок из эссе Марка Блока о поражении Франции в 1940 г. (редкая вещь, в Инете не нашел). Актуальная тема, на мой взгляд, в этот раз получилась образцово - все необходимые элементы (наука, разработки уроков, обзор источников информации, документ интересный).
ИСТОРИЯ И ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ. Статьи о меньшевиках в 1920-е годы, пропаганде в начале ВОВ, реформах в сфере образования в 1850-1860-е гг., детской беспризорности 1917-1941 гг.
МЕТОДИКА: статья о мультимедийных средствах обучения на уроках истории (реклама конкретного продукта "Образование-медиа"), разработка учебного суда (весьма любопытная).
ЕГЭ: статья Фомина "Схемы и задания по истории Древней Руси для подготовки к части С ЕГЭ.
СЕГОДНЯ В ЖУРНАЛЕ. интересная, на мой взгляд, статья о работе с особыми дореволюционными анекдотами на уроках.
ПИШИНФОРМБЮРО: ответ на довольно мерзкую рецензию в газете "История" учебника по истории Древнего мира под ред. Г.М. Бонгард-Левина.

Александр Морозов

Юрий Макаренко

Александр Морозов

Александр Морозов

Александр Морозов

Наталия Торговкина

Уважаемый Александр Юрьевич! Мне понравился ваш "Курс истории России 20в. как система учебных задач" в журнале. С удовольствием использую в своей работе! Еще раз спасибо. Считаю, что ваш(наш) журнал сейчас более полезен и интересен, чем ПИОШ.(оба выписывала, остановилась все же на ПИШ).Электронную версию мне не всегда удобно использовать-остаюсь подписчиком и на следующий год.

Александр Морозов

Спасибо за добрые слова. Если есть опыт работы с курсом, какие-то наработки, замечания (пусть даже критические - мы в этом плане открыты), то мы их с удовольствием опубликуем.

Леонид Кацва

Что такое отмочили в №10 за 2009 год Плоткин, Вяземский и Абдулаев, что по мнению участника группы Е. Стукалова они "с дуба рухнули"? (См. стену за 18 декабря 2009).

Александр Морозов

учитель истории и географии Абайской средней общеобразовательной школы

Каламова Меруерт Сарсенбаевна

  • В статье представлен краткий анализ ситуации, сложившейся в исторической науке и проблем преподования истории Казахстана в целом. Представлены методологические подходы в процессе преподования. Также обозначены основные задачи по улучшению качества исторического образования.
  • Мақалада Қазақстан тарихын оқыту мәселелері мен тарихи ғылымдағы қалыптасқан жағдайының қысқаша сараптамасы ұсынылған. Оқыту үрдісінің әдістемелік тәсілдері ұсынылған. Сондай-ақ тарихи білім беру сапасын жақсарту мақсатында негізгі міндеттер белгіленген.
  • The article presents a brief analysis of the analysis of the situation in historical science and the problems of teaching the history of Kazakhstan as a whole.Presented methodological approaches in the process of teaching. Also identified the main challenges to improve the quality of history education.

В настоящее время система образования Республики Казахстан претерпевает серьезные изменения. В условиях обновления содержания образования актуальным становиться не только обучение, но и воспитания подрастающего поколения.

Сегодня, как никогда становиться важным вопрос обновления сознания подростающего поколения в условиях, когда кардинально меняются требования к системе образования, в том числе, к изучению истории своей страны. Здесь главной задачей в изучении истории Казахстана становиться формирование национального духа и патриотического воспитания у подростающего поколения.

Учителя истории должны четко осознавать свою роль в становлении исторического сознания подрастающего поколения. При этом важно уделить особое внимание истории формирования национальной государственности и этническим процессам.

Образованию национальной государственности предшествовало множество государственных образований, имевших свою особую роль в потоке истории. Именно школный предмет история изучает прошлое нашей страны и ее населения. Значимость исторической науки нельзя переоценить: она рассматривает события в пространстве и времени, динамике и может со всей полнотой ответственности дать исчерпывающий ответ на многие возникающие государственные вопросы. С учетом этого, требуется обратить большое внимание на ключевые приоритеты работы историков всех уровней от высшего до среднего образования. В частности, это расширение тематики научных исследовании по вопросам древней, среденевековой, новой и новейшей истории Казахстана, научного исторического осмысления казахстанской государственности. В контексте решения этих широких задач сегодня все более четко возникает потребность глубже осмыслить прошлое и настоящее Республики Казахстан во взаимосвязи с мировой историей, в ее своеобразии и одновременно – взаимодействии, взаимовлиянии, взаимопроникновении с другими цивилизациями Запада и Востока.

Сейчас особо важно уделить внимание процессу преподования истории Казахстана, как в школах, так и вузах страны. Это связано с некоторыми проблемами, касающимися организации процесса обучения курсу истории.

В условиях приобретения независимости история в школах изучалась по учебникам различных издании, которые были бессистемны. Значительная часть учебников по истории имели широкий спектр ошибок временного, пространственного и движенческого характера и тем самым вводили учеников в ошибочное ориентирование в историческом пространстве. В итоге, целое поколение в особенности 90-х и начала нулевых годов испытало на себе погрешности исторических фактов и событии. В источниках имело место разница в хронологии, некоторой средневековой терминологии и др. Учебники не редко в основном лишь констатировали те или иные факты, в текстовой информации отсутсвовали живые яркие образы героев казахской степи. В результате, история Казахстана представлялась учащимся скучным предметом с простым перечислением фактов, зачастую противоречащих друг другу. При этом воспитательная составляющая содержания изучаемого материала в учебниках истории была отражена не полно. Всвязи с этим вопрос о формировании казахстанского патриотизма среди современной молодежи в последние годы стал довольно важным аспектом в процессе преподования истории.

Еще одна немаловажная сложность на данный момент кроется в работе учителей преподающих историю. Здесь важным является решение проблемы заинтересованости педагогов в решении педагогических аспектов в процессе преподования истории, некоторой отчужденности от исследовательской и творческой деятельности. И как следствие многие учителя истории зачастую не используют на уроках истории местный краеведческий материал, слабо опираются на возможности школьных музеев. Вместе с тем, именно на учителя истории ложится большая ответственность в формировании патриотического воспитания будущих полноправных членов общества, истинных граждан своей страны.

Используемый педагогический подход должен отвечать всем признакам системы методов индукции и дидукции: логикой процесса, взаимосвязью всех его частей, целостностью. Управляемость подхода должна предполагать возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средствами и методами с целью коррекции результатов. Здесь активным рычагом для управляемости подходом является инновационные стратегии семи модулей Кембриджской программы обучения.

Поэтому внедрение в учебный процесс инновационных стратегии обучения является определяющей чертой современного образования. Внедрение нетрадиционных инновационных технологий существенно влияет на образовательно - развивающий процесс, что позволяет решать многие проблемы развивающего, личностно-ориентированного обучения, дифференциации, гуманизации, информатизации, формирование индивидуальной образовательной траектории роста учащегося.

Для всех стратегии обучения характерны определенные общие признаки: осознанность деятельности учителя и учащихся, эффективность, мобильность, открытость, целостность, самостоятельная деятельность учащихся, дифференциация.

Сегодня, говоря об образовании, специалисты стремятся подчеркнуть желание учитывать интересы учащихся и строить процесс обучения так, чтобы цели и задачи обучения соответствовали возможностям и желаниям и учащихся, социальному заказу казахстанского общества.

Также нельзя упускать из виду тот факт, что современное образование должно соответствовать и международным стандартам обучения.

Проведенный краткий анализ ситуации, сложившейся в исторической науке и проблем преподования истории Казахстана в целом, позволяет обозначить следующие задачи по улучшению качества исторического образования:

а) расширение тематики научных исследовании по вопросам древней, среденевековой, новой и новейшей истории Казахстана, научного исторического осмысления казахстан-ской государственности.

б) необходимо усилить работу по созданию фотокомпозиции, документальных фильмов

по определенным темам по истории Казахстана;

в) по курсу предмета разработать наиболее оптимальные (в условиях разного уровня обеспеченности материально-технической базой, качественного и количественного сос-тава учащихся) методические пособия с разработками уроков, с разноуровневыми за-даниями.

г) соответственно специфического подхода обучения в учебниках должны быть освещены

дифференцированные вопросы и задания;
д) преподаватели истории Казахстана на всех уровнях обучения от школы до вуза должны в своей деятельности использовать современные методы и стратегии обучения.

е) более качественно вести проффориентационную работу в школах, ориентировать учащихся на выбор исторических специальностей.

Решая эти задачи, мы сможем восполнить проблемы исторической науки и преподования истории Казахстана в целом, что в свою очередь позволит воспитать будущее поколение в духе высокого патриотизма, что в свою очередь будет отвечать требованиям модернизации современного общества.

Список использованной литературы:

1. Историческое образование в Казахстане.// Материалы международной научно-практической конференции молодых ученых (21-22 декабря) — Караганда, 2004. – с. 37
2. Т. А. Кожамкулов. Об изучении отечественной истории в учебных заведениях Республики Казахстан. Алматы. 2007. – с. 86
3. Методика преподавания истории в средней школе. Караганда, 2005. – с. 214

Читайте также: