Житие дмитрия ростовского краткое содержание

Обновлено: 06.07.2024

Святитель Димитрий Ростовский, митрополит

5 июня – Собор Ростово-Ярославских святых

23 июня – Собор Сибирских святых

4 октября – Обре́тение мощей

Тропарь святителям Ростовским
глас 4
Святителие премудрии,/ паствы вашея учителие богопросвещеннии,/ веру евангельскую в людех преумножившия,/ любве Небесныя на земли достоподражательнии образи,/ люди страны Ростовския и Ярославския приобщавшии спасению,/ служителие воистинну Божий/ и сопричастницы апостолов достойнии явилися есте,/ Леонтие священномучениче, Исаие, Игнатие, Иакове, Феодоре/ и златословесниче Российский Димитрие,/ Христа Бога молите/ о архиереех, на престоле вашем преемницех,/ о людех, благочестно вас почитающих,/ о стране нашей православной// и о всей Христовой Церкви.
Тропарь святителей Димитрия Ростовского, Митрофана и Тихона Воронежских
глас 8
Якоже древле на Востоцех трие велицыи святителие,/ сильный словом Василий,/ глубина Богословия Григорий и Златоустый Иоанн,/ тако и днесь в стране полунощней/ три новоявленная светила веры на тверди церковней востекоша:/ столп веры Митрофан,/ слово истины в лице царю исповедавый,/ и обличитель раскола Димитрий,/ мечем обоюду острым вся козни его разсекий,/ и помазания полный сосуд Тихон,/ тихостию словес своих грешника к покаянию призвавый./ О велицыи трие святителие земли Российския,/ молите Христа Бога, Емуже угодни бысте,/ спастися душам нашим.
Тропарь свт. Димитрию Ростовскому
глас 8
Православия ревнителю и раскола искоренителию, / Российский целебниче и новый к Богу молитвенниче, / списаньми твоими буих уцеломудрил еси, / цевнице духовная, Димитрие блаженне, / моли Христа Бога спастися душам нашим.
Тропарь святителя Димитрия
глас 8
Православия ревнителю и раскола искоренителю,/ Российский целебниче и новый к Богу молитвенниче,/ списаньми твоими буих уцеломудрил еси,/ цевнице духовная, Димитрие блаженне,// моли Христа Бога спастися душам нашим.
Кондак святителей Димитрия Ростовского, Митрофана и Тихона Воронежских
глас 3
Иже в поздния наша роды и в последняя времена/ обуреваемых треволнением житейских страстей и хладом безверия недугующих/ в скорби душевней утешивший и теплотою вашея веры согревавший,/ трие новоявленный святителие Российстии,/ Димитрие, Митрофане и Тихоне,/ на камени Православия утвердите ны/ и, яко чадолюбивии отцы,/ духовная чада ваша стезею заповедей отеческих в Царствие Христово вслед себе руководите.
Кондак святителя Димитрия
глас 4
Звезду Российскую, от Киева возсиявшую,/ и чрез Новград Северский в Ростов достигшую,/ всю же страну сию ученьми и чудесы озарившую,/ ублажим златословеснаго учителя Димитрия:/ той бо всем вся написа, яже к наставлению,/ да всех приобрящет, якоже Павел, Христу// и спасет правоверием души наша.
Кондак святителя Димитрия
глас 4
Звезду Российскую, от Киева возсиявшую,/ и чрез Новград Северский в Ростов достигшую,/ всю же страну сию ученьми и чудесы озарившую,/ ублажим златословеснаго учителя Димитрия:/ той бо всем вся написа, яже к наставлению,/ да всех приобрящет, якоже Павел, Христу// и спасет правоверием души наша.
Величание святителя Димитрия Ростовского
Величаем тя, / святителю отче Димитрие, / и чтим святую память твою, / ты бо молиши за нас / Христа, Бога нашего.

Молитва святителю Димитрию Ростовскому
О всеблаженный святителю Димитрие, великий угодниче Хрис­тов, Златоусте Российский, услыши нас грешных, молящихся тебе, и при­неси молитву нашу к Милостивому и Человеколюбцу Богу, Емуже ты ныне в радости святых и с лики Ангелы предстоиши! Умо­ли Его благоутробие, да не осудит нас по беззакониям нашим, но да сотворит с нами по милости Своей. Испроси нам у Христа и Бога нашего мирное и безмятежное житие, здравие душевное и телесное, земли благоплодие и во всем вся­кое изобилие и благоденствие, и да не во зло обратим благая, даруемая нам от Щедрого Бога, но в славу Его и в прославление твоего заступления. Даруй нам богоугодно прейти поприще временныя жизни; избави нас воздушных мытарств и настави нас на путь, ведущий в селения праведных, идеже празднующих глас непрестанный, зрящих Божия лица неизреченную доброту. Церковь же Святую от расколов и ересей сохрани, верных укрепи, заблуждающих обрати и всем даруй вся, яже ко спасению и сла­ве Божией подобающая; Отечество твое сохрани от врагов ненаветно, но поборай оружие Крестоноснаго воинства; и подаждь нам всем твое архипастырское и святое благословение, да оным осеняеми, избавимся от козней лукаваго и избегнем от всякия беды и напасти. Услыши моление наше, отче Димитрие, и моли непрестанно о нас Всесильнаго Бога, славимаго и поклоняемаго в Триех Ипостасех, Емуже подобает всякая слава, честь и держава во веки веков. Аминь.

Угодники Божии приходили к спасению своей души разными путями. Кто-то принял венец мученичества, кто-то возглавлял монастыри. А есть люди, которые оставили значимый след в Предании церкви своими творениями. Одним из таких является святитель Дмитрий, митрополит Ростовский.

Детство, учеба и первые шаги к Богу

Родился будущий архипастырь в 1651 году под Киевом в казачьей семье. И отец и мать ребенка вели благочестивую и богобоязненную жизнь, поэтому маленький Даниил (так в миру звали святого) рос в атмосфере любви и веры в Бога. Примечательно, что в своих дневниковых записях сын с большим благоговением описывает тихую и спокойную смерть своей матери. По этой записи понятно, что сын очень любил свою мать и считал ее жизнь примером веры.


Первое образование Даниил получал в домашних условиях, родители сами учили его читать. Когда он подрос и пришло время учиться дальше, он поступил в училище, где быстро стал одним из лучших учеников. Особенно хорошо ему давалось искусство риторики и публичных выступлений. Приобретенные во время учебы навыки помогли будущему великому проповеднику выработать неповторимый стиль речи, который предавал его словам и проповедям особую убедительность, пламенность и искренность.


И вот в 1668 году наступает самое долгожданное событие в жизни Даниила — постриг. Совершил его сам отец игумен, а нового инока нарек Димитрием. Новоиспеченный монах сразу стал ревностно исполнять монашеское правило, выбрав себе в пример святых Антония и Феодосия, а также остальных подвижников Печерских.



Взяв на себя труды по руководству новой митрополией, подвижник обнаружил много проблем и нестроений. Будучи ревнивым служителем Господа и его Церкви, он сразу приступил к искоренению всяких злых обычаев, прижившихся в каждом приходе. Особенно печалило предстоятеля отношение местного духовенства к богослужениям и церковным святыням.


В прилегающих к его митрополии Брынских лесах скрывались целые раскольничьи кланы и секты, которые засылали своих проповедников повсеместно с целью распространения своего лжеучения. Множество людей, особенно простых и не ученых тонкостям богословия, попались в их сети и стали колебаться в истинной вере.

Описывается один разговор, произошедший между Владыкой и простыми людьми. Как-то после службы к нему подошли два человека, и спросили, можно ли им брить бороды, как повелевал тогдашний указ. В народе бытовало мнение, что вместе с бородой у человека отнимается и образ Божиий. Долго втолковывал им митрополит о том, что не может образ Божиий быть в бороде, что он находится в душе человеческой.

Конечно же, с таким уровнем знаний о Христе народ легко впадал в раскольническую ересь. Тогда митрополит пишет несколько сочинений о вере, в которых твердо и уверенно объясняет, в чем состоит лжеучение раскольников и почему оно уводит от Бога.

Кроме того, Владыка регулярно объезжает вверенную ему епархию и повсеместно лично обличает раскольников и призывает православных христиан всячески избегать этого учения. Будучи ревностным проповедником и истинным христианином, он не может без боли смотреть, как простые люди совращаются с истинного пути хитрыми лжепроповедниками.


Святой Димитрий начинает новый труд. В нем он использует основные библейские события и сюжеты, а к ним приписывает поучения и толкования. Читая это произведение, даже совсем незнакомый с Библией человек мог составить себе ясное представление о Священном Писании. К сожалению, окончить этот великий труд святителю так и не удалось из-за очень ослабленного здоровья.

Кроме написания книг, всю жизнь подвижник занимался проповедничеством веры Христовой. Обладая уникальным даром слова, он умел так выстроить свою речь, что равнодушным не оставался никто их слышащих. Поскольку чаще всего его слушателями оказывался простой народ, то и проповеди свои он выстраивал просто, как беседу отца с любимыми детьми. И какие бы труды и заботы не выпадали на долю подвижника, он никогда не оставлял подвига проповедничества до самых последних дней своей жизни.

Одним из его аскетических подвигов была молитва, которую он никогда не оставлял. Стараясь ежедневно бывать в храме, он в каждое воскресенье и церковный праздник служил литургию. Всех, кто был в его ближайшем окружении, учил постоянно и ревностно молится, каждую минуту памятуя о Господе.


По окончанию песнопений все стали расходится, а митрополит задержал одного из чтецов, который помогал переписывать труды Владыки. Искренне благодаря чтеца за проделанную работу, митрополит поклонился ему прямо в ноги, еще раз показывая всем пример удивительного смирения. Чтец был удивлен и обескуражен подобным прощанием, и ушел от Владыки весь в слезах.

Оставшись одним, митрополит приступил к самому любимому своему занятию — молитве. На утро братия нашла любимого митрополита мирно скончавшимся на коленях, в той же позе, в которой он всегда молился.

Весть о кончине любимого всеми архипастыря быстро разнеслась по всему Ростову и за его пределами. Отовсюду стал стекаться народ, чтобы попрощаться с усопшим. Приехал и митрополит Стефан, который должен был погребать своего друга по давней договоренности. Все приехавшие глубоко скорбели о неоценимой утрате столь почитаемого пастыря, который словом своим многих наставил на путь веры Христовой.

После всех необходимых приготовлений и длительных погребальных служб, тело святителя было предано земле в том месте, где он сам и завещал. Огромное количество народа присутствовало на похоронах, многие плакали. Святитель Димитрий многим был действительно как любящий отец и пример настоящего Божьего служителя.

Более 40 лет тело святого находилось в захоронении. Позже, когда выполняли ремонтные работы и в соборе монастыря меняли пол, под сгнившими досками обнаружили большой деревянный сруб. Когда достали оттуда все поломанный доски и землю, то и увидели гроб святителя. Верх его был поврежден упавшими бревнами, однако тело святого не подверглось тлению. Нетленными остались даже погребальные одеяния подвижника.

Очень быстро известие об обретении святых мощей разнеслась по округе, и в монастырь снова потянулись люди, ища исцелений и утешений от святого. И чудеса не заставили себя ждать: прикладываясь к святым мощам многие получили выздоровление от самых различных недугов. Приводили к мощам и одержимых бесами, и бесы тотчас же покидали тело страждущего.

Официально освидетельствовав мощи и изучив все факты чудотворений, Священным Синодом Русской православной церкви было постановлено причислить митрополита Димитрия к лику святых, что и было сделано в 1757 году. После прославления ему была составлена служба, а его последователь и новый митрополит Ростовский Арсений составил житие нового святого.

И по сей день не ослабевает помощь святого Дмитрия Ростовского каждому, кто с искренней верой приходит к нему или обращается в молитве. А главный написанный труд святого, Четьи-Минеи, навсегда вошел в историю Церкви как наиболее полное творение, где собраны жития святых.

Святитель Димитрий, в миру Даниил Туптало, родился в декабре 1651 г. в местечке Макарьево, в 40 верстах от Киева. Отец его, казачий сотник Савва Григорьевич, скончался ктитором Кириллова монастыря; но в молодости он мало бывал дома, занимаясь военной службой, а воспитанием и первоначальным образованием сына занималась мать, Мария Михайловна. О ней всегда святитель вспоминал с нежностью. В доме их царил добрый христианский порядок. Скончалась Мария Михайловна в глубокой старости в Великий Пяток, в 3 часа пополудни, то есть, по древнему счислению, в 9-м часу, когда Господь предал душу Свою в руки Отца Небесного.

Одиннадцати лет Даниил поступил в Киевское Братское училище при Богоявленском монастыре, основанном в 1615 г. (впоследствии — Духовная академия). Ректором его тогда был выдающийся проповедник, богослов Иоанникий Голятовский, много писавший в защиту Православия.
Под его руководством выработался у будущего святителя замечательный дар слова. Сразу же обнаружились его умственные способности, а также и склонность к подвижнической и созерцательной жизни: в нем сказывался будущий инок.

Это были годы войны, Киев не раз переходил то в русские, то в польские руки, и в 1665 г. поляки разрушили училище. Учение Даниила было прервано, и на семнадцатом году жизни он с разрешения родителей поступил в Кириллов монастырь, где 9 июля 1668 г. был пострижен с наречением ему имени Димитрий и через год возведен в сан иеродиакона. Проходя обычные монастырские послушания, он в то же время занимался духовно-литературными трудами и продолжал свое образование.

Много трудился святитель над устроением духовной жизни своей паствы. Нравы ее стояли крайне низко. Даже дети священников почти никогда не причащались. Для борьбы с таким злом святитель в окружных посланиях поучает иереев, как достойно проходить свое звание. При доме своем он открыл училище для подготовки пастырей из детей духовенства и сам следил за их образованием и воспитанием.

Тело его было облечено в одежды, приготовленные им самим для погребения. Гроб же был устлан, по его воле, черновыми его бумагами. Весть о его кончине быстро собрала толпу огорченного народа. Тело его было перенесено в собор в присутствии царицы Прасковьи Феодоровны, которая горько плакала о том, что не застала его в живых, отстояла две панихиды и тогда только вернулась в Москву. Затем приехал друг его, митрополит Стефан (Яворский), Местоблюститель Патриаршего Престола: оба святителя условились, что в случае кончины одного из них другой будет погребать усопшего.

• Празднование памяти трех святителей, Димитрия, Митрофана и Тихона, установлено в XIX в. после составления специальной службы, в связи с тем что в г. Бежецке Тверской епархии в храме в честь Рождества Христова был придел во имя этих святителей.
• Родился святитель в местечке Макарьево, или Макаров, принадлежавшем в то время к владениям гетмана Литовского. Кирилловский монастырь, в котором принял постриг будущий святитель, находился в Киеве, был основан в XII в. черниговским князем Всеволодом, упразднен в 1786 г.
• До конца XVI в. в России проповеди редко сказывались изустно, а большей частью читались переводные поучения святых отцов. Со времени возникновения в Юго-Западной Руси училищ стали появляться образцы собственных проповедей и появились должности проповедников, которые занимались духовенством, получившим образование.
• Создание Четий-Миней было одним из главнейших трудов свт. Димитрия, с этой работой связано явление ему некоторых святых, о которых он писал. Так, в случае явления в сновидении мученика Ореста, врача (+ 304), святитель думал, что это Орест из пяточисленных, т. е. мученик Орест, память которого празднуется 13 дек. вместе с другими мучениками III—IV вв, число которых пять, — мученики Евстратий, Авксентий, Евгений, Мардарий и Орест.

Святитель Дмитрий Ростовский — уникальный проповедник, летописец, создатель Четьи-Минеи.


Епископ Русской православной церкви, митрополит Ростовский и Ярославский Дмитрий (Туптало)

Житие святителя Дмитрия Ростовского

Родился будущий святитель Дмитрий Ростовский зимой 1651 года в с. Макарово, что недалеко от Киева, в семействе боголюбивого сотника Саввы Туптало, соратника самого Хмельницкого, и его супруги. Новорожденного нарекли Даниилом.

В 1655 г. произошел очередной захват Киева польскими шляхтичами, в связи с чем деятельность училища была остановлена. Обучение Даниила прекратилось.

Два года спустя, испросив родительского благословения, подвижник стал послушником Кирилловской обители, где 9 июля 1668 года принял иноческий постриг с именем Димитрия, которое было дано ему в честь величайшего христианского воина. Спустя немного времени за благочестие и усердие он был произведен в сан иеродиакона. А вскоре ему предложили проповедовать в Черниговской Соборной Церкви. Более 2-х лет служил святитель в приходах этой епархии, научая людей Божиему Закону. Слава о нем разнеслась по Малороссии и Литве, и разные обители стали приглашать искусного оратора к себе, чтобы воспользоваться его известностью и красноречием.

В 1683 г. киевский архимандрит Варлаам предложил подвижнику поселиться в Печерской лавре и заняться составлением Четий-Миней. После долгих раздумий подвижник согласился. Работать над этим фундаментальным творением он начал в июне 1684 года.



Святитель Димитрий Ростовский. Рыбинский музей. Вторая половина XVIII в.

Много трудов положил Божий угодник ради процветания епархии. Посещал приходы, выступая с проповедями, общался с клириками и прихожанами, всячески помогая в их нуждах. В Ростове написал он многие свои сочинения.

Игуменское служение

Святитель побывал настоятелем нескольких обителей.

В 1681 г. его назначили настоятелем Преображенского монастыря. Подписавший указ архиепископ Лазарь (Баранович), сказал тогда подвижнику:

Свято-Николаевский монастырь получил название Крупицкий потому, что в XIII веке, во время осады Батыем, укрывшиеся в его стенах жители, страдая от голода, усердно взывали к Богу о спасении. В ответ на их молитвы выпадала похожая на манну крупа, часть которой хранилась в серебряных сосудах обители вплоть до правления гетмана Мазепы. Об этом чуде игумен Димитрий сделал собственноручную запись в напрестольном Евангелии.

Затем Дмитрий Ростовский 3 года управлял Петропавловской обителью, расположенной недалеко от Глухова.

В 1697 г. Святителя Дмитрия Ростовского назначили настоятелем киевского Кирилловского монастыря, но уже через 5 месяцев подвижника произвели в архимандриты в Свято-Успенской Елецкой обители. Таким образом сбылось предсказание владыки Лазаря.

Открытие первой семинарии

Борьба с раскольниками

В то время в непроходимых брынских лесах находились поселения старообрядцев, которые через проповедников насаждали свое учение среди колеблющихся жителей епархии. Святитель Димитрий писал о них:

Кончина святого Дмитрия Ростовского

Преставился святой 28 октября 1709 года. Его обнаружили в келии, стоящим на коленях перед ликом Пресвятой Девы. За несколько дней до кончины, узнав о скором приезде в эти места для поклонения Толгской иконе Богородицы царицы Параскевы Феодоровны, владыка произнес:

Мощи Дмитрия Ростовского


Нетленные мощи святителя Димитрия Ростовского находятся в Спасо- Яковлевском Димитриевом мужском монастыре города Ростова Великого.

Мощи подвижника пребывают в ростовской Спасо-Яковлевской Димитриевской обители. Обретены они были в начале осени 1752 г.

В тот период обрушился деревянный настил пола в Зачатьевском храме. Мария Рубцова, референт наместника, рассказывает следующее:

О происходящем было составлено уведомление Святейшему Синоду.

Духовное наследие Святителя Дмитрия Ростовского


Четьи-минеи Дмитрия Ростовского

В чём помогает святой Дмитрий Ростовский?

К подвижнику притекают с различными прошениями.

Его просят о духовном разумении и об овладении ораторскими приемами.

Он считается покровителем учащихся, а также защитником обездоленных и одиноких.

Со времени канонизации Святителя Дмитрия Ростовского задокументированы многочисленные свидетельства его помощи в лечении недугов. Особенно головной боли и грудных заболеваний.

Татьяна Расновская

Молитва

Молитва Дмитрию Ростовскому 1‑я

О, преблаже́нне святи́телю Дими́трие, вели́кий уго́дниче Христо́в, Златоу́сте Росси́йский! Услы́ши нас гре́шных, моля́щихся тебе́, и принеси́ моли́тву на́шу к Ми́лостивому и Человеколю́бцу Бо́гу, Ему́же ты ны́не в ра́дости святы́х и с ли́ки Ангел предстои́ши: умоли́ Его́ благосе́рдие, да не осу́дит нас по беззако́нием на́шим, но да сотвори́т с на́ми по ми́лости Свое́й. Испроси́ нам у Христа́ Бо́га на́шего ми́рное и безмяте́жное житие́, здра́вие душе́вное и теле́сное, земли́ благопло́дие, и во всем вся́кое изоби́лие и благоде́нствие, и да не во зло обрати́м блага́я, да́руемая нам от ще́драго Бо́га, но во сла́ву Его́ и в прославле́ние твоего́ заступле́ния. Да́руй нам богоуго́дно прейти́ по́прище вре́менныя жи́зни: изба́ви нас от возду́шных мыта́рств и наста́ви нас на путь, веду́щий в селе́ния пра́ведных, иде́же пра́зднующих глас непреста́нный, зря́щих Бо́жия Лица́ неизрече́нную добро́ту; Це́рковь же Святу́ю от раско́лов и ересе́й сохрани́, ве́рныя укрепи́, заблужда́ющия обрати́, и всем да́руй вся, ко спасе́нию и сла́ве Бо́жией подоба́ющая; оте́чество твое́ сохрани́ от враго́в ненаве́тно, но побора́й ору́жию крестоно́снаго во́инства; и пода́ждь нам всем твое́ архипа́стырское и свято́е благослове́ние, да о́ным осеня́еми, изба́вимся от ко́зней лука́ваго и избе́гнем от вся́кия беды́ и напа́сти. Услы́ши моле́ние на́ше, О́тче Дими́трие, и моли́ непреста́нно о нас всеси́льнаго Бо́га, сла́вимаго и покланя́емаго в Трие́х Ипоста́сех, Ему́же подоба́ет вся́кая сла́ва, честь и держа́ва во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Молитва 2‑я

О, всеблаже́нный святи́телю Дими́трие, вели́кий уго́дниче Христо́в, Златоу́сте Росси́йский, услы́ши нас гре́шных, моля́щихся тебе́, и принеси́ моли́тву на́шу к Ми́лостивому и Человеколю́бцу Бо́гу, Ему́же ты ны́не в ра́дости святы́х и с ли́ки А́нгелы предстои́ши! Умоли́ Его́ благоутро́бие, да не осу́дит нас по беззако́ниям на́шим, но да сотвори́т с на́ми по ми́лости Свое́й. Испроси́ нам у Христа́ и Бо́га на́шего ми́рное и безмяте́жное житие́, здра́вие душе́вное и теле́сное, земли́ благопло́дие и во всем вся́кое изоби́лие и благоде́нствие, и да не во зло обрати́м блага́я, да́руемая нам от Ще́дрого Бо́га, но в сла́ву Его́ и в прославле́ние твоего́ заступле́ния. Да́руй нам богоуго́дно прейти́ по́прище вре́менныя жи́зни; изба́ви нас возду́шных мыта́рств и наста́ви нас на путь, веду́щий в селе́ния пра́ведных, иде́же пра́зднующих глас непреста́нный, зря́щих Бо́жия лица́ неизрече́нную добро́ту. Це́рковь же Святу́ю от раско́лов и ересе́й сохрани́, ве́рных укрепи́, заблужда́ющих обрати́ и всем да́руй вся, я́же ко спасе́нию и сла́ве Бо́жией подоба́ющая; Оте́чество твое́ сохрани́ от враго́в ненаве́тно, но побора́й ору́жие Крестоно́снаго во́инства; и пода́ждь нам всем твое́ архипа́стырское и свято́е благослове́ние, да о́ным осеня́еми, изба́вимся от ко́зней лука́ваго и избе́гнем от вся́кия беды́ и напа́сти. Услы́ши моле́ние на́ше, о́тче Дими́трие, и моли́ непреста́нно о нас Всеси́льнаго Бо́га, сла́вимаго и поклоня́емаго в Трие́х Ипоста́сех, Ему́же подоба́ет вся́кая сла́ва, честь и держа́ва во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Читайте также: