Жила была одна баба краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Сюжет фильма

Действие разворачивается в начале двадцатого века в Тамбовской губернии. Здесь живет со своей семьей самая обычная русская женщина – молодая крестьянка по имени Варвара. В стране происходят переломные события. В столице революция, а народ втянут в противостояние.

Голод и последующее за ним так называемое раскулачивание приводят к бунту, во главе которого становится эсер Антонов. Он уводит мужиков в леса, чтобы оттуда совершать вылазки против красноармейцев. Все эти исторические вехи показаны через призму жизни Варвары.

Показывают озеро, безлюдные берега, а потом камера уходит под воду. Там церковь, дома, под потолком одного дома люлька, хорошо видна икона, с которой на зрителя смотрит Богородица.

Венчают молоденькую Варвару и Ивана. Варвара – очень бедная. У нее одна мать, летом они живут в деревне, а зимой побираются. Семья Ивана зажиточная, но сын их горький пьяница и с придурью. Видимо, только бесприданницу, ему и смогли сыскать.

Варвара в чужом доме. Один раз глава семьи Варвару сильно избил кнутом за то, что она напоила их коня холодной водой, и он издох. Конечно, ужас, но думать-то тоже надо? А она удавиться пыталась, но муж спас. Женщины на Варваре зло тоже срывают. Свекор ей, вроде сочувствует, Варвара к нему тянется, но напрасно. Свекор понял это превратно, и спьяну хотел ее изнасиловать. Но у него ничего не получилось, он умер.

После смерти свекра Варвара почувствовала себя уверенней. Новый глава семьи — старший сын решил отделить молодых от греха подальше и купил им хутор. Но тут Варю опять изнасиловали.

Далее Варвара почему-то оказывается с ребенком на том самом озере, которое мы видели в начале фильма. На берегу сидят мужики и бабы и рассуждают о граде Китеже, который, якобы, есть в озере. Он ушел туда за людские грехи и не покажется, пока люди грешны, но если прислушаться, то иногда слышны его колокола. Среди людей бродит карлик, поет и побирается. Но основное внимание направлено на сверх обаятельного персонажа Аверина, который клеит нашу бабу. Разумеется, она не устояла. Не такая уж она и дурочка – когда ей надо, очень даже соображает. Но не везет ей – только Варя вернулась домой, как обнаружила, что дом сгорел. Муж рядом лежал, побитый, но с бутылкой. Он поджег? Его побили и подожгли? Неизвестно. Но он взял топор и ушел плотничать, а Варвара стала побираться. Тут война началась, мужа еще и на фронт забрали.

Следующая часть начинается с 1919 года.

Варвара все побирается. Едет с подросшей дочерью в поезде. Красные требуют со всех деньги, безобразничают. Но Варвара как-то все же добирается до своего хутора. Оказывается, там все же есть дом, где можно жить.

В ее доме живет какой-то полоумный недомерок Малафей. Вроде как он и дезертир, и бандит. Но Варвара прижила от него сына, а также украла у него отрез ткани (он его сам украл из лавки, которую ограбили его дружки). На этот отрез Варвара выменяла корову.

Малафей же человек сложной судьбы. Воевал, дезертировал, был в банде грабителей, попался, но его не расстреляли, а отправили в продотряд; вместе с продотрядом еще раз пришел в эту деревню. Но тут деревенские взбунтовались, красных поубивали, а Малафея оставили. Он стал партизаном. Уже в качестве партизана он был ранен, и его принесли к Варваре. Когда опять пришли красные, она сдала его, как партизана, чтобы обменять его жизнь на жизнь своего любимого, но его опять не взяли, а умер он самостоятельно на руках у Варвары.

Несмотря на обилие связанных с ним событий, показывают Малафея урывками, а больше, как красные грабят крестьян и как Варвара сохнет по красивому соседу Лебеде (Серебряков).

Красные от зверства расстреливают процессию с чудотворной иконой, отбирают последнюю корову, расстреливают за то, что продотряду пытались всучить слишком мелкую картошку (меньше куриного яйца), расстреливают за то, что нашли в домах оружие.

В ответ крестьяне в 1921 году собрали свою армию.

Лебеда не хотел идти в эту армию. У него было 7-ро детей, он сильно хромал из-за ранения, полученного на войне. Но антоновцы реквизировали у него лошадь, он ее отбил, потом скрывался. И вот пока он скрывался, Варваре удалось с ним переспать. Уж так она радовалась, так радовалась… Но тут опять пришли красные, и всех расстреляли кто под руку попался.

В последних кадрах пошел ужасный дождь. Кино из цветного стало черно-белым. Бабы рыли могилы и хоронили покойников прямо в воду. Варвара с дочерью пытались запихнуть в эту грязь труп Малафея. Потом красные стали ее с детьми выселять из дома, видимо, в Сибирь. Она забежала в дом, чтобы что-то взять, а тут как хлынет поток воды – все и смыло.

А из потока вдруг вынырнул карлик и сбежал в лес.

Последний кадр повторяет первый – мы видим озеро, под водами которого град Китеж. По экрану ползут слова с апокрифом про Китеж. Там говорится, что он утонул за грехи его жителей и не покажется, пока люди не раскаются.

Появление в 2011 году фильма "Жила-была одна баба" от Андрея Смирнова, автора знаменитого и всеми любимого "Белорусского вокзала", режиссёра, снимающего очень редко, стало событием в современное, скупое на мастеровитое кино время. Созданная на его основе пятисерийная, расширенная версия картины идёт сейчас на Первом канале телевидения и, как минимум, стоит внимания. И, думаю - понимания.

История в фильме начинается в 1909 году и заканчивается в 1921-ом, в Гражданскую войну. Смирнов уже снимал на тему революции в начале своего творческого пути - короткометражную новеллу "Ангел" из цикла "Начало неведомого века" (1967 год), но она, как и новелла оттуда же великой Ларисы Шепитько "Родина электричества", была запрещена тогдашней цензурой и показана широкому зрителю только в 1987 году. Настолько "Ангел" ошарашил жесточайшим, натуралистичным описанием времени Гражданской войны и её не официозным вИдением.

Вообще, кинокартин, настолько сурово описывающих жизнь крестьянства трудно припомнить в нашем кинематографе. И, что очень важно - быт Тамбовщины, где происходит действие, показан здесь чрезвычайно детально и вкрадчиво. Весь фильм идёт на коренном тамбовском наречии, а подробный рассказ о местных традициях и обрядах интересен особо и вызывает уважение к авторам фильма. Которые нескольких лет работали в архивах, изучая диалектные и этнографические особенности тамбовцев.

А в целом (и в частностях тоже) получилось описание жизни русской деревни первой четверти 20 века невиданного доселе уровня и силы.

Да, народ показан почти чернушно (с употреблением самогонки, например, большой перебор, на мой взгляд), но с такой болью и состраданием к людям, что многое в фильме надо простить. Особенно сочувствия заслуживает главная героиня - Варвара (очень подходящая по внешности роль для Дарьи Екамасовой, между прочим). Её по-настоящему жалко на протяжении всего фильма. Но не только жалко. Несмотря на свою абсолютную неграмотность и природную глупость, убийственную судьбу, поражает то, как она всю свою тяжкую жизнь сохраняет веру в высокие идеалы и высшую справедливость. И ох, как "чяжело" ей.

Но абсолютно чёрной картину назвать нельзя. Даже образ семьи кулака-мироеда Баранчика (в блистательном исполнении Романа Мадянова) мазан далеко не одной краской. Особенно неоднозначен муж главной героини Иван. Грубость и жёсткость у него вполне уживается с заботливостью о жене - дарит её серьги, берёт вину за погибшую по вине Варвары лошадь на себя, уводит её от расправы родственников после смерти отца.

В середине повествования паломники, говоря о невидимом граде Китеже осознают и сожалеют о греховности своей и народа, относя нарождающиеся глобальные беды как возмездие за неправедную жизнь. "Китеж тот невидим будет, пока от зверства своего не отступим" - говорит странник Александр (хорош тут Максим Аверин), убивший ранее жену из ревности.

Но и чрезмерное уничижение народа здесь пропесочено. Персонаж Алексея Серебрякова (а в такого персонажа сейчас превратился и сам талантливый артист) вещает "правду-матку": "где они добрые люди? Подыхать будешь - никто корки не подаст, ещё и в яму подпихнут", при этом уплетает похлёбку, которую подал ему добрый человек. И, проявляя доброту сам, босым пашет землю соседке под посев зерна, полученным Варварой ради выживания её семьи от ещё одного доброго человека.

Этот ещё один добрый человек - вызывающий особую симпатию деревенский священник отец Еремей (его играет прекрасный советский актёр Всеволод Шиловский) со своей тихой прагматичной мудростью.

Чернеющее после расстрела любимого человека лицо Варвары в конце фильма - один из самых впечатляющих кадров современного кино.

Фильм настолько силён по воздействию, что закадровое музыкальное сопровождение, обычно служащее усилению визуального ряда, в нём почти отсутствует за ненадобностью. Появляется лишь в самом конце, при символически показанном потопе, затоплении деревни. Затопленной, словно град Китеж.

Ибо, по преданию, по пришествии антихриста, в невидимом подводном Китеже только и может укрыться чистый душой человек.

Сюжет фильма

Действие разворачивается в начале двадцатого века в Тамбовской губернии. Здесь живет со своей семьей самая обычная русская женщина – молодая крестьянка по имени Варвара. В стране происходят переломные события. В столице революция, а народ втянут в противостояние.

Голод и последующее за ним так называемое раскулачивание приводят к бунту, во главе которого становится эсер Антонов. Он уводит мужиков в леса, чтобы оттуда совершать вылазки против красноармейцев. Все эти исторические вехи показаны через призму жизни Варвары.

Показывают озеро, безлюдные берега, а потом камера уходит под воду. Там церковь, дома, под потолком одного дома люлька, хорошо видна икона, с которой на зрителя смотрит Богородица.

Венчают молоденькую Варвару и Ивана. Варвара – очень бедная. У нее одна мать, летом они живут в деревне, а зимой побираются. Семья Ивана зажиточная, но сын их горький пьяница и с придурью. Видимо, только бесприданницу, ему и смогли сыскать.

Варвара в чужом доме. Один раз глава семьи Варвару сильно избил кнутом за то, что она напоила их коня холодной водой, и он издох. Конечно, ужас, но думать-то тоже надо? А она удавиться пыталась, но муж спас. Женщины на Варваре зло тоже срывают. Свекор ей, вроде сочувствует, Варвара к нему тянется, но напрасно. Свекор понял это превратно, и спьяну хотел ее изнасиловать. Но у него ничего не получилось, он умер.

После смерти свекра Варвара почувствовала себя уверенней. Новый глава семьи — старший сын решил отделить молодых от греха подальше и купил им хутор. Но тут Варю опять изнасиловали.

Далее Варвара почему-то оказывается с ребенком на том самом озере, которое мы видели в начале фильма. На берегу сидят мужики и бабы и рассуждают о граде Китеже, который, якобы, есть в озере. Он ушел туда за людские грехи и не покажется, пока люди грешны, но если прислушаться, то иногда слышны его колокола. Среди людей бродит карлик, поет и побирается. Но основное внимание направлено на сверх обаятельного персонажа Аверина, который клеит нашу бабу. Разумеется, она не устояла. Не такая уж она и дурочка – когда ей надо, очень даже соображает. Но не везет ей – только Варя вернулась домой, как обнаружила, что дом сгорел. Муж рядом лежал, побитый, но с бутылкой. Он поджег? Его побили и подожгли? Неизвестно. Но он взял топор и ушел плотничать, а Варвара стала побираться. Тут война началась, мужа еще и на фронт забрали.

Следующая часть начинается с 1919 года.

Варвара все побирается. Едет с подросшей дочерью в поезде. Красные требуют со всех деньги, безобразничают. Но Варвара как-то все же добирается до своего хутора. Оказывается, там все же есть дом, где можно жить.

В ее доме живет какой-то полоумный недомерок Малафей. Вроде как он и дезертир, и бандит. Но Варвара прижила от него сына, а также украла у него отрез ткани (он его сам украл из лавки, которую ограбили его дружки). На этот отрез Варвара выменяла корову.

Малафей же человек сложной судьбы. Воевал, дезертировал, был в банде грабителей, попался, но его не расстреляли, а отправили в продотряд; вместе с продотрядом еще раз пришел в эту деревню. Но тут деревенские взбунтовались, красных поубивали, а Малафея оставили. Он стал партизаном. Уже в качестве партизана он был ранен, и его принесли к Варваре. Когда опять пришли красные, она сдала его, как партизана, чтобы обменять его жизнь на жизнь своего любимого, но его опять не взяли, а умер он самостоятельно на руках у Варвары.

Несмотря на обилие связанных с ним событий, показывают Малафея урывками, а больше, как красные грабят крестьян и как Варвара сохнет по красивому соседу Лебеде (Серебряков).

Красные от зверства расстреливают процессию с чудотворной иконой, отбирают последнюю корову, расстреливают за то, что продотряду пытались всучить слишком мелкую картошку (меньше куриного яйца), расстреливают за то, что нашли в домах оружие.

В ответ крестьяне в 1921 году собрали свою армию.

Лебеда не хотел идти в эту армию. У него было 7-ро детей, он сильно хромал из-за ранения, полученного на войне. Но антоновцы реквизировали у него лошадь, он ее отбил, потом скрывался. И вот пока он скрывался, Варваре удалось с ним переспать. Уж так она радовалась, так радовалась… Но тут опять пришли красные, и всех расстреляли кто под руку попался.

В последних кадрах пошел ужасный дождь. Кино из цветного стало черно-белым. Бабы рыли могилы и хоронили покойников прямо в воду. Варвара с дочерью пытались запихнуть в эту грязь труп Малафея. Потом красные стали ее с детьми выселять из дома, видимо, в Сибирь. Она забежала в дом, чтобы что-то взять, а тут как хлынет поток воды – все и смыло.

А из потока вдруг вынырнул карлик и сбежал в лес.

Последний кадр повторяет первый – мы видим озеро, под водами которого град Китеж. По экрану ползут слова с апокрифом про Китеж. Там говорится, что он утонул за грехи его жителей и не покажется, пока люди не раскаются.

не в воду же?

Н. Лесков. Житие одной бабы.


Кадр из фильма А. Смирнова Жила-была одна баба (2011)


Кадр из фильма А. Смирнова Жила-была одна баба (2011)

Андрей Смирнов снимает фильм с этой позиции: он ни в коем случае не за красных и не за белых, он за эту землю и за тех, кто живёт на ней вопреки истории.


Кадр из фильма А. Смирнова Жила-была одна баба (2011)

Читайте также: