Зенон китионский яркий представитель философской школы

Обновлено: 05.07.2024

Примечательной особенностью Античной Греции, а впоследствии и Рима были, как правило, скромно одетые бородатые мужчины часто с посохом и сумой, зрелого возраста и независимого вида. Нередко их сопровождала группа молодых людей, которые внимательно ловили каждое сказанное ими слово. Такие группы собирались в определенных местах и вокруг них постоянно собирались толпы зевак. Иногда две такие группы встречались вместе и мужчины устраивали жаркую дискуссию, похожую на соревнование политических ораторов или бродячих актеров. Но они не были ни политиками, ни актерами. Это были философы. Их было немного, может быть несколько десятков человек в каждом поколении, но их роль в социальной жизни античного мира была весьма значительной.

Глава философской школы был фактически ходячим университетом и давал своим ученикам самое полное и качественное гуманитарное образование, которое только можно было получить в то время. Само собой он преподавал собственную философскую доктрину, но кроме того самым подробным образом изучались труды и прочих философов, как древних, так и современных. В курс обучения входило изучение естественных наук, истории, литературы, политики, но боле всего логики. Ученики, приходили и уходили, переходили из одной школы в другую и за несколько лет обучения получали очень солидный объем знаний.

Долгое время философией интересовался очень узкий круг людей, склонных к интеллектуальным занятиям из любопытства или для развлечения. Все изменилось после того, как Сократ провозгласил, что смысл изучения философии состоит в том, чтобы научиться правильно жить. Эта идея оказалась революционной и вызвала взрыв интереса к изучению философии в самых широких кругах – от аристократов до гетер. А тут еще и походы Александра Македонского произвели серьезную сумятицу в умах греков
На протяжении доброй тысячи лет центром их мира был полис. Жизнь была скромной и стабильной, несмотря ни на какие войны и политические кризисы. Но после победы над персами все изменилось коренным образом.

Были завоеваны огромные территории, население которых значительно превышало численность греков. В Азии и Египте возникли новые царства, которым требовалось огромное количество чиновников, воинов, торговцев и просто деятельных людей. За несколько лет жизни в Сирии или Персии грек мог сколотить огромное состояние, и он же мог потерять все в один момент по прихоти царя или чиновника. Платой за новые возможности стала потеря свободы. Из мира полисов греки внезапно перенеслись в мир обширных царств, в которых их судьба стала зависеть от событий, происходивших где-то на другом конце мира, на которые они никак не могли повлиять. Труды Платона и Аристотеля об идеальном государстве-полисе устарели, едва пережив своих создателей. Старые привычные нормы и правила жизни перестали соответствовать реальности. Людям думающим и активным нужно было понять как достойно жить в новых условиях. И это понимание им дал человек по имени Зенон.

В то время Кратет возглавлял одну из философских школ киников (циников), последователи которой отличались весьма экстравагантным поведением и специфическим чувством юмора. Желая проверить Зенона, Кратет всучил ему в руки горшок с горячей похлебкой и предложил ему пройтись с ним через многолюдную площадь. Юноша смутился и замер в нерешительности. Тогда Кратет опрокинул содержимое горшка ему на одежду и снова повторил свое предложение. На этот раз Зенон без колебаний пересек площадь, не обращая внимания на насмешки, и был принят в ученики.

Надо заметить, что античные киники не имели ничего общего с тем, что мы сегодня называем цинизмом. Они презирали конформизм и условности, навязываемые человеку обществом, насмехались над догмами религии, богатством и социальным статусом и призывали жить максимально просто и естественно. По мнению киников, все проблемы человека связаны с тем, что он постоянно выдумывает себе все новые и новые потребности, которые мешают ему наслаждаться жизнью. Кроме того киники полагали, что философ должен проповедовать свое учение не только словами, но и акциями непосредственного действия, чтобы достучаться до сознания людей и заставить их думать.

Зенон решил основать собственную философскую школу, но, не будучи афинским гражданином, он по закону не мог использовать для этого собственный дом. Философская школа считалась бизнесом, а для занятия бизнесом иностранцам нужно было получить кучу разрешений. Зенон решил не связываться с бюрократией и начал читать свои лекции на открытом воздухе для всех желающих. Для этого он избрал портик, расписанный сценами Марафонской битвы. Этот портик назывался Стоа Пойкиле и поэтому слушателей и последователей Зенона стали называть стоиками. Под этим именем они и вошли в историю.

На самом деле мы не знаем, о чем именно говорил Зенон своим ученикам. Никаких записей его бесед не сохранилось. Он написал свыше семидесяти сочинений, но до нас не дошло ни одного. Сохранилось лишь около трехсот не особо достоверных цитат в трудах других философов, которые большей частью с ним полемизировали и краткое изложение его философской концепции в книге античного писателя Диогена Лаэртского. Но и того, что дошло до нас достаточно, чтобы оценить по достоинству смелость мысли основателя стоицизма.

Мудрецом Зенон называл человека, не имеющего пороков, не подверженного страстям и обладавшего четырьмя добродетелями: мудростью, умеренностью, справедливостью и мужеством. Главными пороками Зенон считал глупость, необузданность, несправедливость и трусость. Страстями, которых следует избегать, Зенон назвал удовольствие, отвращение, вожделение и страх. Мудрость, говорил Зенон, нужна чтобы понимать Природу и следовать ей, умеренность нужна чтобы не потакать собственным желаниям, справедливость нужна чтобы правильно обходиться с другими людьми, а мужество для того чтобы осознав свою бессилие перед неумолимым ходом событий принимать их бесстрастно и стойко.

Мудрец не ходит в храмы и не молится богам, потому что Бог лишь один, и он есть во всем, а его воля не зависит от просьб человека. Мудрец не привязан к своему родному полису и может счастливо жить где угодно, потому что весь обитаемый мир это один огромный Космополис, а сам мудрец – его законный гражданин, то есть космополит. И весь мир принадлежит ему по праву, как и то место, где он родился. Мудрец не ищет богатства и не избегает его, он не стремится к почету и власти, но честно и добросовестно исполняет свой долг. Он не страдает от несправедливости, потому что принимает природу людей такой, какая она есть. Он не разделяет людей на мужчин и женщин, свободных и рабов, эллинов и варваров. Для него важно лишь одно – является этот человек мудрецом или глупцом.

Стоиков начали резко критиковать другие философы. Их обвинили в фатализме и покорности судьбе, пессимизме и отрицании понятия блага как такового. Но Зенон и его ученики были отменными мастерами диалектики и риторики и в процессе философских диспутов доказывали, что все эти обвинения не имеют основания. Стоик не просто покоряется судьбе, а спокойно принимает ее как неизбежное, не считая судьбу ни наградой, ни наказанием. Он не пессимист и не оптимист. Для него не имеет значения – стакан наполовину пуст или на половину полон. Хорошо, если стакан есть вообще. А если его нет, то тоже ничего страшного.

После смерти Зенона его школа продолжала работать под руководством двух его учеников Клеанфа и Хрисиппа. Оба они прожили почти по сто лет и написали несколько сотен сочинений, благодаря которым стоицизм постепенно распространился по всей Греции. Долгое время стоицизм был лишь одним из множества философских течений и особо не выделялся на общем фоне. У него был довольно узкий круг последователей из-за того, что изучение диалектики и физики стоиков, требовало весьма солидной подготовки. Все изменилось, когда идеи стоицизма достигли Рима. Римляне были людьми сугубо практичными и взяли из стоицизма самое главное – этику, которая была понятна любому мало-мальски образованному человеку.

Внезапно оказалось, что стоицизм оказался востребованным в самых широких кругах римского общества. Стоиками были непримиримый республиканец Катон Младший, убийца Цезаря Марк Юний Брут, знаменитый политик, оратор и писатель Марк Туллий Цицерон. Показательно, что главные труды по стоицизму, дошедшие до нас в полном объеме написали именно римляне. Одним из них был раб, а затем вольноотпущенник Эпиктет, другим – мультимиллионер, писатель и консул Луций Анней Сенека, а третьим – римский император Марк Аврелий. Сам факт, что столь разные по статусу люди придерживались одних и тех же взглядов не может не удивлять. Стоицизм был широко распространен в среднем звене армейских офицеров и государственных чиновников, объединив достойных и порядочных людей в некий аналог тайного братства. Возможно, лишь благодаря этим людям Римская Империя смогла просуществовать так долго, невзирая на разложение верхушки римской знати.

Стоицизм как философская школа просуществовал до 8 века нашей эры, но, тем не менее, его этические принципы никуда не исчезли. На протяжении последующих веков к стоицизму обращались люди самых разных религиозных и политических взглядов от Фомы Аквинского до Нельсона Манделы, от выжившего в нацистском лагере психолога Виктора Франкла до знаменитого финансового аналитика Насима Талеба. Как правило, к наследию стоиков люди обращаются в эпоху войн, кризисов и в моменты тяжелых испытаний. Есть в этом учении нечто, из века в век дающее людям силы, стойкость и душевное равновесие. Пожалуй, самое краткое и емкое изложение сути стоицизма дал не философ, а живший в 18 веке немецкий богослов Карл Этингер:

"Господи! Дай мне силы изменить в моей жизни то, что я могу изменить, дай мужество и душевный покой принять то, что изменить не в моей власти, и дай мне мудрость отличить одно от другого".

[греч. Ζήνων ὁ Κιτιεύς] (IV-III вв. до Р. Х.), древнегреч. философ, основатель стоической философской школы (см. ст. Стоицизм).

Жизнь и сочинения

У З. К. было значительное число учеников, к-рые продолжили разработку его учения после его кончины. Наиболее известен из них его преемник в руководстве стоической школой Клеанф, возможно недолго учился у З. К. и сменивший Клеанфа во главе школы Хрисипп. Среди прочих античные авторы называют имена сподвижников Клеанфа Аристона Хиосского и Герилла Карфагенского, Дионисия Гераклейского, который позднее стал эпикурейцем, Персея, Каллиппа, Посидония и др.

Учение

Теория познания и логика

В ходе дальнейшего развития учения о познании, предпринятого Клеанфом и Хрисиппом, идеи З. К. успешно применялись при решении собственно логических вопросов, в частности проблемы взаимосвязи вещей, знаков, высказываний, а также при разработке учения о природе и свойствах отвлеченных понятий (λεκτά). Хотя мн. исследователи предполагают, что основоположения стоического учения о высказываниях и понятиях были сформулированы уже З. К., никаких точных свидетельств об этой части его логического учения не сохранилось (см.: Fritz. 1972. Sp. 96-99).

Физика

Этика

В этической части философского учения З. К. наиболее сильно выражено влияние Сократа и сократической философии. Будучи в определенном смысле догматизацией нравственного учения Сократа, этика З. К. вместе с тем была тесно связана с совр. ему обстоятельствами общественной жизни, в т. ч. общим кризисом греч. культуры. Поэтому З. К. при разработке этических концепций имел целью не только указать путь к моральному благу, но и выявить способы преодоления или снятия того зла, с к-рым каждый человек неизбежно сталкивается в повседневной жизни.

При всех недостатках и нек-рых логических несообразностях, к-рые заключала в себе разработанная З. К. философская система, ее очевидным достоинством для греков эллинистической эпохи была способность З. К. дать четкие и практически реализуемые ответы на те философские вопросы, к-рые возникали в обществе, переживавшем общественный и культурный кризис. Именно лаконичность и практичность философии З. К. позволили ей в дальнейшем сравниться по влиянию с более мощными платонической и перипатетической традициями и одновременно сохранить непосредственную связь с действительностью, вырасти в некое подобие философско-религ. учения, готового отвечать практическим запросам людей, ищущих внутреннее надежное основание бытия и жизни в условиях внешней нестабильности ( Fritz. 1972. Sp. 120).

З. К. в патристической литературе

Имя З. К. часто упоминается в сочинениях лат. и греч. церковных писателей II-V вв. Хотя влияние З. К. на патристическую мысль было гораздо меньшим, чем влияние последующих греч. и рим. стоиков (см., напр.: Chadwick. 1947; Spanneut. 1957; Roberts. 1970), нек-рые рассматриваемые христ. авторами стоические идеи имеют несомненную связь с основателем стоицизма, имя к-рого с течением времени все больше становилось условным символом, отсылающим к системе стоических взглядов в целом.

Ист.: The Fragments of Zeno and Cleanthes / Introd. et notes by A. C. Pearson. L., 1891; Troost K. E., ed. Zenonis Citiensis de rebus physicis doctrinae fundamenta ex adjectis fragmentis constituta. Berolini, 1891; SVF. 1905. Bd. 1. S. 3-72 (рус. пер.: Фрагменты ранних стоиков / Пер. и коммент.: А. А. Столяров. М., 1998. Т. 1: Зенон и его ученики. C. 1-115); H ü lser K., hrsg. Die Fragmente zur Dialektik der Stoiker: Neue Sammlung der Texte mit deutscher Übers. und Komment. Stuttg., 1987-1988. Bd. 1-4.

Библиографическое описание:
Столяров А.А. ЗЕНОН ИЗ КИТИЯ // Античная философия: Энциклопедический словарь. М.: Прогресс-Традиция, 2008. С. 381-385.

ЗЕНОН ИЗ КИТИЯ (Ζήνων ὁ Κιτιεύς) (334/3–262/1 до н.э.), основатель стоической школы, родоначальник стоицизма.

Учение. З. достаточно подробно разработал доктрину стоицизма во всех ее принципиальных пунктах (кроме, возможно, учения о категори­ях). В учении З. сочетались несколько линий влияния: академическая (де­ление философии), мегарская (логика), ионийская (Гераклит – огненный логос, космические циклы), аристотелевская (теория познания, понятие о бескачественном субстрате), кинико-сократическая (автаркия блага-добро­детели). На базе этих элементов З. создал целостную доктрину и разрабо­тал для нее оригинальную терминологию.

Деление философии на три части – логику, физику и этику – З., ско­рее всего, заимствовал у академиков (Cic. De fin. IV 3–4). Предложенный им порядок изложения дисциплин от логики к этике (D. L. VII 40 = SVF I 46) в целом остался общешкольной догмой, хотя впоследствии уточнялся Клеанфом и Хрисиппом, менявшими местами этику и физику.

В состав логической части З. включал также риторику (74 сл.), уподоб­ляя ее раскрытой ладони, а диалектику – сжатому кулаку (75). Диалектике (семантике и формальной логике) З. придавал большое значение (47 сл.). Нельзя исключать, что сводка материалов о знаках у Секста Эмпирика (Adv. math. VIII) основана в т.ч. и на сочинениях З. Несомненно, что З. широ­ко использовал силлогизмы для обоснования своих суждений (напр., SVF I 77–78; 106; 137; 148; 152 и др.). Однако по сохранившимся текстам под­линные масштабы достижений З. в этой области установить невозможно. Скорее всего, первые наработки З. потеряли значение после достижений Хрисиппа, а соответствующие тексты были забыты и утрачены.

Гост

ГОСТ

Биография Зенона

Зенон из Китиона – яркий представитель стоиков Древней Греции. Он основал данное философское направление.

Зенон умер в преклонном возрасте. По разным источникам, он совершил суицид, голодая долгое время. Им написано много трудов, но большинство из них сохранились лишь отрывочно, или известны только их названия.

Мало сохранилось работ и других стоиков:

  • Клеанфа (264-232 г. до. Р.Х.), руководившего школой строго ортодоксальной направленности, он дожил до ста лет, умер так же, как и Зенон, заморив себя голодом;
  • Хрисиппа (281-208 г. до Р.Х.) – умер естественной смертью, по разным источникам – от неразбавленного вина или от смеха.

Диогеном Лаэртским были изложены взгляды стоической философии целиком, то есть он объединил воззрения всех стоиков вместе. Система стоической философии сложена из трех частей:

Философия Зенона из Китиона

Зенон и его последователи – стоики - сравнивали философию с целостным организмом, или садом, или яйцом. Например, при сравнении философии с яйцом, они говорили, что желток представлен этикой, белок – физикой, скорлупа – логикой. При сравнении философии с организмом, они считали, что жилы и кости – это логика, мясо – этика, а душа – физика.

Все три части философии, по мнению Зенона и его последователей стоиков, заслуживают внимания, так как логика призвана скреплять систему, физика – давать знания, касающиеся природы, а этика – учить жить в согласии с природой.

Готовые работы на аналогичную тему

Лектон – это определенный тип содержания мышления, словесно выраженного и оформленного.

Стоики считали, что существуют только тела, имеющие субстрат. Качества тел также являются материальными. Все в мире построено из четырех стихий: огонь, воздух, вода и земля. Стоики считали, что огонь – первостепенен в мире. Но различают два начала в мире: пассивная материя и движущее начало – логос, или Бог.

При этом концепция детерминизма была доведена стоиками до фатализма, так как они утверждали, что мир развивается циклами, периодически возвращаясь к первоначальной стадии, после исчерпания своих возможностей и погибает в мировом пожаре.

Стоики представляли космос в качестве разумного существа. Бога видели пантеистически, в смешении с природой и материей. Вместе с этим они считали, что Бог вечен, так как существует и после гибели мира.

Душа По данной теме мы уже выполнили реферат Душа человека подробнее , по мнению стоиков, по своим исходным установкам все-таки признана бессмертной. Бессмертие в данном случае подразумевает Бога. Стоики также говорили о противоречивости своей теологии, так как в ней признано, с одной стороны, смешение материи с Богом, а с другой – продолжение существования Бога после гибели мира в мировом пожаре. Согласно мыслям стоиков, Бог существует, и они сделали этот вывод на основании логических аргументов.

Все благие качества были разделены стоиками на четыре добродетели:

  • благоразумие;
  • умеренность;
  • справедливость;
  • мужество.

Зло представлено пороками, противоположными добродетели, к ним относятся:

  • необузданность,
  • неразумие,
  • несправедливость,
  • трусость.

Между пороками и добродетелями расположено то, что не зависит от человека, то есть безразличные вещи, такие как жизнь и смерть, слава и бесславие, труд и наслаждение, богатство и бедность, болезнь и здоровье.

Стоицизм видел бесстрастие, или атараксию путем к блаженству, поэтому ими первыми была разработана теория страстей. Страсти для них делились на положительные и отрицательные. Положительными страстями являются радость, осторожность и воля. Отрицательными – печаль, страх, вожделение и наслаждение.

Стоиками отрицались позиции крайних гедонистов (киренаиков) и позиции умеренных гедонистов (эпикурейцев). Поэтому они считали первостепенным стремление человека к самосохранению, а не к удовольствию.

Читайте также: