Зеллер мама краткое содержание

Обновлено: 07.07.2024

Хорошо, что Флориан Зеллер по трем самостоятельным пьесам развел своих "папу", "маму" и "сына" - вместе они составили б ту еще семейку! В Москве есть два "Папы" - антрепризный с Сергеем Маковецким и репертуарный в "Современнике" - и один "Сын" - Юрия Бутусова в РАМТе; оставшаяся пьеса из трилогии Флориана Зеллера должна была выйти тоже в "Современнике" и символически на смену "Папе", исчезнувшему с афиши после ухода из труппы Сергея Гармаша, на которого он изначально Евгением Арье ставился; Владиславс Наставшевс репетировал "Маму" с Ксенией Раппопорт, Игорем Гординым и Павлом Табаковым, уже продавались билеты, но многообещающая премьера, увы, так и не состоялась; зато против ожидания в "Современник" вернулся "Папа", правда, уже в лице Сергея Шакурова, заменившего (и очень интересно, получился во многом новый спектакль) Гармаша. Так что "Мама" в театре им. Моссовета на сцене "Под крышей" - первая версия этой пьесы Зеллера для Москвы. Однозначно спектакль и задумывался как бенефис Анастасии Светловой - таким он и получился. Актриса, еще будучи примой Ярославского театра им. Ф.Волкова имевшая в Москве достаточно поклонников, играет и в театре им. Ермоловой, и в театре "Модерн" (я видел ее там и там), но тут у нее главная роль, в которой Светлова и прыгает со стола на пианино, и садится прямо на зрителей в первом ряду, и носит красное платье, и припевает, и подтанцовывает - несомненно, радуя почитателей своего многогранного дарования. Партнеры ей, чем могут, помогают, режиссер тоже, как умеет. Павел Пархоменко ранее на этой же сцене поставил "Игроков" Гоголя, которые тихо-спокойно идут себе, не привлекая особого внимания -

- а "Мама", наоборот, и благодаря Светловой, и в целом - премьера во всех смыслах "громкая", я бы даже сказал, оглушительная: глядя на сцену, многие наверняка вспомнят Бутусова, некоторые Виктюка, а кто-нибудь и Марчелли. Что, однако, стоит заметить по существу: все три пьесы Зеллера - о расстройстве сознания, но и в "Сыне" Бутусова, и в обоих московских "Папах" режиссеры стараются уходить от психопатологии (совершенно явственно присущей заглавным героям) в обобщения иного плана, расширяя проблематику, заложенную автором; в "Маме" Павла Пархоменко она, напротив, сужена, да еще подана в стилистически концентрированном виде.

В Анне, которую играет Светлова, наблюдаем с первой минуты женщину даже не на грани, а уже за гранью нервного срыва: она подозревает (безосновательно или нет? трудно судить. ) мужа в изменах, а взрослых детей попрекает равнодушием, невниманием. Эта женщина больна - и сочувствовать ей можно именно как больной, иначе не получается. При этом она довольно активна, а зачастую и агрессивна - по отношению не только к домашним согласно фабуле пьесы, но и к зрителям, присутствующим в зале. Эмоция через крик, через скок, через всевозможные буйные эскапады - проще сказать, состояние перманентной истерики - заполняют все пространство спектакля, не оставляя места ни сложностям взаимоотношений героини с реальной действительностью, ни шанса остальным персонажам что-то, помимо безумных фантазий жены и матери, сказать о себе. Все, что происходит, демонстрируется в преломлении через сознание героини - а она клиническая сумасшедшая и заканчивает спектакль, лежа на больничной койке (где ей чудится, будто сын ее задушил, а муж застрелил. - ну да, по очереди). Мужу и дочери (ее мамаша попрекает заочно) в спектакле совсем не повезло, образ сына (Олег Отс) несколько объемнее, мама Анна в нездоровой привязанности к нему, в ревности к его девушке обнаруживает след от французской драматургии предыдущего века - Кокто, Ануя, Саган. А вдобавок от театра, то есть от режиссера, в спектакле присутствует Черный человек, как обозначен в программке персонаж Владимира Прокошина; жуткий клоун с выбеленным лицом, к финалу он в свой цирк - разыгранный, уже понятно, в расстроенном воображении Анны - вовлекает семью целиком: красные носы и бумажные колпаки хороводят вокруг несчастной женщины - и уже, стало быть, неважно, ни что конкретно послужило толчком для ее (по другому не назовешь) помешательства, ни как протекало развитие болезни прежде, чем пришлось героиню поместить в стационар, ни каковы, наконец, вслед за неутешительными диагностическими выводами обнадеживающие перспективы лечения. Спектакль предлагает лишь упоение сумасшествием героини, бессмысленное и беспощадное, "на разрыв" - но, похоже, к взаимному удовлетворению талантов и поклонников.

Внимание: для посещения спектакля необходим QR-код. Не забывайте о средствах индивидуальной защиты и социальной дистанции в театре.

В опустевшем доме

Семья главной героини Анны разваливается: муж, кажется, ей изменяет, пропадая в бесчисленных командировках, а повзрослевшие дети выпорхнули из семейного гнезда. В маме ни Сара, ни Николя больше не нуждаются. Если с дочерью, с которой Анна никогда не была особенно ласкова, проще быть нежной на расстоянии, то любимчик-сын превращается в мамину идею фикс. Мысли женщины становятся все более странными и пугающими: место, которое раньше занимала забота о семье, сейчас захвачено фантомами из бессознательного.




Анне уже и самой сложно распознать, что происходит на самом деле, а что — в ее голове. Вот она печет пирог, мысленно разговаривая с сыном, наряжается в красное платье, воображает, что они непременно пойдут вдвоем куда-нибудь, где ее даже примут за его девушку. Настоящую же девушку сына, Элоди, она представляет себе наглой, распутной девицей, которая отнимает у нее Николя. Потом происходит резкая смена настроения, и Анна говорит мужу, желая наказать того за измены, что в этом платье отправится на его похороны. Рыдающую Элоди, оказавшуюся простой и милой, она выставляет за дверь.

Все эти фантазии показаны под ярко-желтым светом. Это театр абсурда, в котором Анна и актриса, и режиссер. Правда, режиссер из нее плохой, ведь персонажи сцен, которые разыгрываются в ее воображении, не хотят ее слушаться. Стоит отвлечься, и свет тускнеет, а дом заполняет тоскливый серый туман.

Зритель видит скудно обставленную комнату. Жилище, бывшее когда-то теплым и уютным, без любящей семьи стало угрюмым и безжизненным: полурасстроенное пианино, старая мебель, буфет с облупившейся краской. Эти грустные декорации сделала художница Юлиана Лайкова, которая оформляла спектакли в Центре драматургии и режиссуры, МХТ имени А.П. Чехова и других театрах.




Анна, лелеющая воспоминания о времени, когда она была нужна семье, одержима одной идеей: вернуть все как было, собрать мужа и детей под одной крышей, желательно навсегда. Режиссер дарит ей эту возможность, добавляя почти в самом конце фарсовую сцену, которой нет в пьесе, — беспощадную и печальную. Все члены семейства, натянув клоунские носы и вооружившись музыкальными инструментами, заявляют маме, что отныне они будут жить только для нее.




Часть трилогии

Он был создан в сентябрь 2010 в Театре Парижа с Катрин Хигель , режиссер Марсиаль Ди Фонцо Бо .

Катрин Хигель получила премию Мольера за лучшую женскую роль в 2011 году. сентябрь 2014 в театре Эберто . После того, как он был создан в разных странах, включая Англию, Испанию или Южную Африку, он будет создан в Нью-Йорке в февраль 2019 вокруг Изабель Юппер , которая исполнит роль на английском языке, в постановке Трип Каллмана

Резюме

резюме

Спектакль рассказывает о боли и одиночестве матери, которая видит, как ее дети уходят, и оказывается одна в своем доме. Повествование не является линейным, и зрителю предлагается пройти через лабиринт мыслей потерянного персонажа матери.

Распределения

2010, 2014, 2016

Премьера спектакля состоялась в парижском театре Petit Théâtre, а затем в театре Hébertot в Париже.

  • Мать: Катрин Хигель
  • Отец: Жан-Ив Шатле
  • Сын: Клеман Сибони , затем Эрик Каравака
  • Девушка: Оливия Бонами , затем Соль Эспеш

2014 г.

Премьера спектакля состоялась в Theatre Royal Bath, а затем в Tricyle в Лондоне.

  • Мать: Джина Макки
  • Отец: Ричард Клотье
  • Сын: Уильям Постлетуэйт
  • Девушка: Кара Хорган

2019 г.

Премьера спектакля состоялась в Атлантическом театре в Нью-Йорке.

  • Мать: Изабель Юппер
  • Отец: Крис Нот
  • Сын: Джастис Смит
  • Девушка: Одесская молодая

Критический прием

Это первая часть трилогии французского драматурга Флориана Зеллера.

Премьера в Театре имени Моссовета. Сегодня вечером на сцене "Под крышей" сыграют спектакль "Мама". Это первая часть трилогии французского драматурга Флориана Зеллера. Две другие пьесы "Папа" и "Сын" уже ставились в Москве. "Маму" столичная публика увидит впервые. Елена Ворошилова – подробнее.

Обласканный наградами и премиями француз Флориан Зеллер – самый востребованный драматург современного театра. Чтобы писать книги, как говорит Зеллер, нужны упорство,беспощадность и умение страдать. Его пьеса "Мама" подтверждает это.

Фразу "Как прошел твой день?" она произнесет много раз. Доведет до отчаяния своего мужа. Потом поймет, что это все в ее воображении. Реальность окажется хуже.

"Мама очень тяжелая. Мама категоричная, требовательная, эгоистичная в своей любви", – рассказала заслуженная артистка России Анастасия Светлова.

Анастасии Светловой не пришлось влезать в шкуру своей героини. Всё, о чем написал Зеллер, ей понятно до последнего слова. Душащая материнская любовь. Страх отпустить ребенка, когда хочется контролировать каждый его шаг. Этот тотальный контроль вспоминает и режиссёр спектакля Павел Пархоменко.

"Мама меня пыталась очень жестко контролировать до 16 лет. Был момент, когда я сказал,мама хватит, я сам по себе", – заявил режиссёр Павел Пархоменко.

"Мама" – часть трилогии Зеллера. Есть еще пьесы "Папа" и "Сын". Семейная сага, в которой жестко и честно рассказано все, что обычно прячут за закрытыми дверями.

А ещё это история не только матери, но и стареющей женщины, теряющей смысл жизни и близких людей. Когда не спасает желанное красное платье, вино не дает забыться, а отражение в зеркале пугает.

"Кгда она говорит, что весь дом был на ней, я ее понимаю действительно. Я делал свою работу, зарабатывал. Но я не занимался этим. А это стоит больших трудов", – заметил актер Дмитрий Журавлёв.

Крик нелюбимых детей, когда мама любит одного ребенка больше другого. Боль, когда в любимой девушке сына, мама видит соперницу.

"Эти все простые ситуации, из которых сложена пьеса, они приближают к этой боли. Этим Зеллер попадает в зрителя, что нет ничего надуманного", – пояснил актер Олег Отс.

Читайте также: