Здоровый образ жизни в школах сша

Обновлено: 02.07.2024

Конечно, никакое исследование не снизит накала страстей, пока не наступит момент полного принятия друг друга. Тем не менее, имеет смысл разобраться, как обстоят дела со здоровым образом жизни в разных странах, чтобы понять – действительно ли первооткрыватели таковыми являются, и чего можно реально добиться от общества в целом в рамках попытки укоренить здоровый образ жизни как массовый тренд. С этой целью мы совершим небольшое путешествие в Новый Свет и посмотрим, как к ЗОЖ относятся американцы, которым одни приписывают массовое ожирение и все грехи мира, а другие называют их самой продвинутой нацией в борьбе с вредными привычками.

Прежде всего, хочется коснуться одной из самых громких тем – еды. Говорят, что в Америке все питаются исключительно гамбургерами, закусывая их пиццей на десерт. Считается, что именно в этой стране – наибольший процент людей, страдающих ожирением. Но при этом по-прежнему никто не желает готовить дома, все предпочитают покупать фаст-фуд и полуфабрикаты или, на худой конец, ужинать в ресторанах. Так ли это на самом деле?

Получается, то, что мы привыкли читать в сети, не совсем правда. Тем не менее, медицинская статистика остаётся неизменной. Людей с избыточной массой тела в Америке очень много. Возможно, они не знают о диетах и готовят дома, но исключительно вредную пищу? Или в их городах трудно найти хороший фитнес-центр, чтобы увеличить физическую нагрузку? Сергей Скудаев не только писатель, но и физиолог, а потому представляет, как функционирует человеческий организм, и может оценить как моду на диеты, так и их эффективность.

Разобравшись с питанием американцев, причинами неэффективности принятых диет и реальной ситуацией с занятиями спортом, пришла пора перейти к очень скользкой и часто обсуждаемой теме – вредным привычкам.

Россию накрывает новая волна коронавируса – штамм "омикрон" добрал.

Заметим, что в начале ХХІ века американское общество переживает период кризиса духовности и морали, поэтому проблема формирования здорового образа жизни взрослых и детей приобретает национальный масштаб. Ухудшение общего уровня физического и психического здоровья учащихся средних школ, повышение процента подростков, которые имеют избыточный вес и страдают от ожирения, распространения депрессии среди учащейся молодежи, роста подростковой преступности и различных видов девиантного поведения среди несовершеннолетних стимулировало проведение исследований в области оптимизации физического и морального воспитания детей в семье и в учебных заведениях США.

Учитывая то, что целью статьи является комплексное научное изучение уровня здорового образа жизни школьников США, сосредоточим внимание на анализе данных общенациональных статистических отчетов и докладов об уровне здоровья, поведения, образа жизни американских детей и подростков и определении проблем формирования здорового образа жизни американских учеников. Несомненно, что формирование здорового образа жизни детей и подростков – это сложный процесс, эффективность которого зависит от интеграции и координации усилий семьи, учебных заведений, государственных, общественных, религиозных организаций относительно изменения поведения молодежи на такое, которое способствует не только предотвращению появления болезней, но и достижению гармонического единства всех составляющих здоровья. Формирование здорового образа жизни становится возможным при условии понимания человеком важности сохранения и укрепления своего здоровья и здоровья окружающих; наличия четких рекомендаций, соблюдение которых способствует улучшению уровня здоровья и жизни; создание оптимальной окружающей среды и необходимых условий, для успешной реализации этих рекомендаций.

Перед тем, как перейти к характеристике современного состояния сформированности здорового образа жизни американских школьников и доминирующих проблем формирования здорового образа жизни подростков США, проанализируем несколько общенациональных статистических исследований.

Таким образом, рассматривая проблемы формирования здорового образа жизни учащихся средней школы США, предоставленные в общенациональных исследованиях, докладах и отчетах, необходимо подчеркнуть их многогранность и разнообразие. Какие же проблемы здорового образа жизни характерны для детей и подростков США? Исключительно большое значение для понимания отмеченного вопроса получает тот факт, что среди учащихся американских средних школ существовали случаи злоупотребления алкоголем и наркотиками, курения, раннего сексуального поведения, что предопределяло нежелательную беременность и болезни, которые передаются половым путем, однако эти проблемы приобретали актуальность и распространение в старших классах школы. Подчеркиваем, что согласно статистическим данным, главными препятствиями формирования здорового образа жизни, характерными как для учеников средних классов, так и для старшеклассников были ожирение, депрессия и школьное насилие.

Проанализировав вышеупомянутые общенациональные статистические исследования относительно существующих проблем разрушительного поведения подрастающего поколения США, стоит отметить ухудшение общего состояния здоровья детей и негативные тенденции в соблюдении здорового образа жизни школьников США. Особое внимание специалистов было сфокусировано на вопросах ожирения, депрессии и школьного насилия среди американских детей и подростков; они были доминирующими препятствиями формирования и соблюдения здорового образа жизни американских школьников. В процессе сохранения здоровья молодых американцев ученые отмечали, что борьба с доминирующими проблемами формирования здорового образа жизни учеников средней школы США были приоритетными заданиями семьи и школы. В перспективые последующих исследований в данном направлении стоит рассмотреть процесс взаимодействия семьи и школы как одно из условий эффективного формирования здорового образа жизни американских подростков.

Литература

1. Centers for Disease Control and Prevention. Youth Risk Behavior Surveillance – United States, 2011// Morbidity and Mortality Weekly Report. vol.61 – 2012. – P.162

3. Leonard B. Marijuana Myths and Facts: The Truth Behind 10 Popular Misperceptions / Barry Leonard / Publishing Company. – 2005. – P.51

4. Luppino F. Overweight, Obesity, and Depression: A Systematic Review and Meta-analysis of Longitudinal Studies/ Floriana S. Luppino, Leonore M. de Wit, Paul F. Bouvy, Theo Stijnen, Pim Cuijpers, Brenda W. J. H. Penninx, Frans G. Zitman// Archive General Psychiatry. –2010. – vol.67, nom. 3. – pp. 220-229.

5. Pine D. The association between childhood depression and adulthood mass index / Pine D.S., Goldstein R.B., Wolk S., Weissman M.M. // Pediatrics. – 2001. –Vol.107, num. 5. – pp.1049-1056.

7. Wendt M. Economic, environmental, and endowment effects on childhood obesity and school performance / Wendt, Minh Hoang Do / dissertation for the degree of Doctor of Philosophy in Agricultural and Applied Economics / University of Minnesota. – Minneapolis, Minnesota. – 2009. – 135 pages, appendix: pages 130-135. Ill. (some col.)

В англоязычных изданиях принято делить вопросы здоровья на две взаимосвязанных категории: укрепление здоровья (health promotion) и обучение здоровью (health education). В соответствии с ними рассматриваются пять основных подходов к осуществлению программ содействия здоровью: медицинский или превентивный; поведенческий; обучающий; полномочный; социальное изменение. Каждый из этих подходов имеет сильные и слабые стороны. Так, медицинский подход имеет точные научные методы, предсказуем, но он практически не касается проблем позитивного здоровья и доступен только профессионалам. Поведенческий подход – наоборот рассматривает здоровье как собственность индивидуума, однако эффект от изменения поведения может быть иногда отставлен на годы. Образовательный подход, как правило, лишь транслирует определенную культуру знаний, но слабо мотивирует, и нет никакой гарантии, что ученик поступит в соответствии с лучшим образцом. Методы социального подхода мало зависят от профессиональных возможностей специалистов в области обеспечения здоровья и больше связаны с законодательными решениями. В этой связи комплексные междисциплинарные программы оздоровления являются, как правило, симбиозом перечисленных выше подходов.

Обзор литературы свидетельствует, что наиболее распространенной формой организации оздоровительной работы в зарубежных школах является гигиеническое воспитание учащихся. Его основу составляют представления о том, что большинство болезней так или иначе связаны со стилем жизни человека [Winder E.L., 1994]. Учиться управлять своим здоровьем необходимо с раннего возраста, а успех этой работы на начальном этапе во многом зависит от знаний и умений учителей и воспитателей. По мнению ряда исследователей, распространение медицинских знаний в образовательных учреждениях является наиболее эффективным способом профилактики болезней современной цивилизации [P.Feuerstein, 1985]. Гигиеническое воспитание, как правило, рассчитано на детей в возрасте от 7 до 16 лет [Hellbrugge Th., 1984] и органично вписано в учебный план школы [Michaund P.-A., 1985]. Стабильный эффект гигиенического воспитания обычно обнаруживается при наличии не менее 40-50 аудиторных часов, посвященных проблемам здоровья [Connell D.B., 1985]. Некоторые гигиенические понятия раскрываются и на других уроках [Vilain C., 1984].

Программы гигиенического воспитания в разных странах достаточно многообразны. Так, в США государственно законными считаются следующие модели:

- модель SHARP (модель Школьных Оздоровительных источников для детей), включающая такие разделы как: профилактика болезней, рациональное питание, рост и развитие, личное здоровье, эмоциональное здоровье, здоровье семьи, потребительское здоровье, общественное здоровье, безопасность и первая помощь [Dushaw M.L., 1984];

- модель PGHCP/SHCP (модель Оздоровительного расписания школ), предназначена для младших школьников и направлена на изучение собственного организма [Sabisbury Z.T., 1985].

Кроме общегигиенического воспитания, в зарубежных странах широко используются программы первичной профилактики, направленные на работу с факторами риска. Наибольшей популярностью пользуются программы рационального питания, профилактики болезней зубов и около зубной ткани, предупреждения травматизма на дорогах.

Столь же разнообразна работа по профилактике болезней зубов [Julien M.G., 1994, Reiisine S., 1994, Tinanoff N., 1995]. Если в 80-е годы на первом месте в профилактике кариеса стояла диета, то 90-е годы приоритеты изменились: гигиена полости рта – использование паст с флуоридами – диета [Kinnby C.G., 1994]. В Швеции и Норвегии родители получают исчерпывающую информацию по оздоровлению зубов в детском оздоровительном центре [Kinnby C.G., 1995].

В Соединенных Штатах Америки повышенное внимание уделяется профилактике детского травматизма и предупреждению несчастных случаев на дороге [Peterson L., 1995]. Эта задача является приоритетной в рамках гигиенического воспитания многих стран [Bays C.T., 1986].

Для повышения эффективности гигиенического воспитания широко используется наглядность и современные информационные технологии [Kolbe L.J., 1982]. Это аудио-визуальное обучение по профилактике детского травматизма в Южной Африке [Hugo I., 1994] и использование стендов и фильмотек по диетологии во Франции [Michaud P.A., 1985], публикации статей в школьной газете в Германии [Hellbrugge Th., 1984] и выпуск книг, брошюр, иллюстративного материала в Швеции [Riply G.D., 1974], передвижные выставки с лекциями и докладами в Швейцарии [Prost A., 1986] и ролевые игры, песни и стихотворения в Индии [Puri R., 1994].

В то же время сами авторы общегигиенических и частных программ отмечают, что отсутствие системного подхода не позволяет решить проблему здоровья детей в целом. Например, подчеркивается необходимость сотрудничества с родителями [Grey A.S., 1986]. Отмечается, что уровень гигиенических знаний родителей остается явно недостаточным [Foley C.S., 1983, Holmen T.L., 1995]. То же самое указывается и для учителей, беседы которых на гигиенические темы зачастую проходят неинтересно, формально, а рекомендации носят декларативный характер [Menghetti E., 1995, Carey P., 1995]. И даже когда учителя получают дополнительные знания, они все равно не в состоянии ответить на все вопросы, которые ставят перед ними учащиеся. В этой связи делается вывод о необходимости сорудничества между медиками, психологами, преподавателями [Michoud P.A., 1985].

К началу прошлого века уходит корнями еще одно направление, имеющее непосредственное отношение к здоровью детей - службы сопровождения при выборе образовательного маршрута и профессиональной ориентации, появившиеся во Фландрии и ставшие позже психолого-медико-социальными Центрами [Холстерс Ф., 2001]. Возникнув по сути дела как профориентационные центры, они достигли своего расцвета в 60-х годах. В дальнейшем в круг интересов ПМС-центров, наряду с сопровождением, стали входить превентивные мероприятия в школах, борьба с бедностью, проблематика прогулов, адаптация к профессиональной жизни и другие аспекты. С учетом изменившихся представлений о содержании работы и организации управления Центрами, с 1 сентября 2000 года они преобразуются в Центры сопровождения учащихся (ЦСУ).

Неудовлетворенность уровнем гигиенического воспитания, проводимого педагогами с одной стороны и оторванность медицинских учреждений от школы – с другой, привела в средине 80-х годов к идее создания медицинских служб на базе школьных центров здоровья (SBHCs). Число таких центров в США с 1985 по 1997 годы возросло с 40 до 914, причем 32% из них были размещены в начальной школе [Kaplan D.W., 1998].

Анализируя их деятельность, авторы публикаций отмечают, что 75% пациентов обращались в центр за медицинской помощью, 33% - за психологической. Среди психологических проблем доминируют : депрессия (31%), злоупотребление алкоголем ( 21%), мысли о самоубийстве (16%). Средняя обращаемость в центры составляет около 60% школьников, 92% из них остались удовлетворенными услугами центра [Pastore D.R., 1998]. Сравнивая эффективность медицинской помощи в центре и вне его, отмечается, что 80.2% подростков, имеющих доступ в SBHCs, хотя бы раз прошли всестороннее медицинское обследование (против 68.8% не имеющих такого доступа). Особая активность отмечалась среди подростков группы риска. Так, 98% обращений по поводу токсикомании были сделаны именно в школьные центры [Kaplan D.W., 1998]. Положительные отзывы о работе центров дают и родители, отмечая, что они имеют меньше проблем относительно своих детей в физической реабилитации, лечении болезней, иммунизации, диагностике, чем при пользовании клиниками сообщества [Kaplan D.W., 1999].

В последние годы специалисты центров приходят к убеждению в необходимости сотрудничества в профилактической и оздоровительной работе со школьниками, имеющими соответствующую жизненную позицию для работы среди учащихся группы риска по формированию навыков здорового образа жизни. Успешная модель такого объединения описывается, например, G. Juhn [1999]. Сотрудничество строится на основе двух взаимно дополняющих друг друга компонентов: типовом классном кабинете здоровья, где преподавателями совместно с учащимися-волонтерами даются основные инструкции по проблемам здоровья; молодежных сообществах, где школьники проводят приблизительно три часа в неделю.

И все же данное направление пока не получило широкого распространения в других странах. Причины, видимо, связаны, во-первых, с дороговизной подобного рода центров, что недоступно массовой школе большинства стран, а, во-вторых, с явным доминированием медицинских подходов в решении проблем здоровья подрастающего поколения. Центры хоть и находятся в школах, но практически не включаются в проблемы учебно-воспитательного процесса и слабо используют педагогический потенциал образовательных учреждений.

Наиболее популярной моделью школ содействия здорвью является восьмикомпонентная модель Лойда Колби [Allensworth D.D., Kolbe L.J., 1987, Kolbe L.J., 1986]. Она включает в себя: образование в области здоровья; физическое воспитание; школьную медицинскую службу; службу питания; службу здоровья персонала школы; психологическую и социальную службы; здоровую санитарно-гигиеническую и психологическую среду; широкое вовлечение в оздоровительные программы родителей и социум.

Существуют и другие представления об организации комплексных программ сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения. Так, Надер [Nader P.N., 1990] считает, что школа является только частью социальной схемы, ориентированной на здоровье. Общество, семья, школа, друзья, медиасистемы – вот те части социальной системы, которые должны объединить свои усилия в деле оздоровления учащейся молодежи.

Ярко выраженная функциональная направленность просматривается в модели комплексной программы здоровья Алленсворса [Allensworth D.D., 1995]. Он рассматривает школу здоровья не с точки зрения того, из чего она состоит, а с позиции того, что она делает. В соответствии с этой моделью образовательное учреждение должно гармонично сочетать обучение с долгосрочной программой оздоровления обучающихся воспитанников. Координировать многочисленные программы школы и общества, используя междисциплинарные интегративные команды, поощрять развитие фундаментальных основ семьи, обеспечивать активное вовлечение в эту работу учащихся, персонала и т.д.

Учитывая большое разнообразие школ содействия здоровью, возникают проблемы с оценкой эффективности их деятельности. Чаще всего для этих целей используется эко-холистическая оценка с выделением элементарных составляющих [Parsons C., 1995]. Среди них обычно рассматривают: менеджмент школы; связь с семьей и общиной; включение вопросов здоровья в учебный план; состояние среды; подходы; ценности; компетентность; и ориентированное на здоровье поведение. При оценке внутришкольной среды особенно учитывается взгляды учителей на проблемы здоровья и здорового образа жизни [Stears D., 1998]. Оценка эффективности в данном случае опирается на экспертное заключение специалистов и мнение учителей, учащихся, их родителей, администрации.

- теория и практика деятельности этих школ с трудом поддается оценке, координации, интеграции, существуют трудности ее адаптации в различных нациях и культурах;

- связь оздоровительных программ с остальными школьными программами либо отсутствует, либо осуществляется через один учебный предмет;

- ощущается недостаток методических пособий по внедрению комплексных оздоровительных программ;

- существует определенный дефицит информации по комплексному подходу к школьным программам здоровья.

Еще в Хьюстоне есть фитнес-клубы, предназначенные только для женщин, видимо, с учетом того, что здесь довольно много людей мусульманского вероисповедания, может, просто есть спрос на такие клубы. Кроме фитнес-клубов при каждом крупном аппартмент-комплексе (примерно на 300−800 квартир) для проживающих в них непременно есть небольшой тренажерный зал и открытый бассейн, а зачастую и джакузи под открытым небом, но с горячей водой. Открытые плавательные бассейны и спортивные площадки есть и в каждой «деревне"(village) или поселке, которые, собственно, и составляют город.

Ходьба-путь к здоровью

Когда ездишь по стране, то удивляешься, что практически все гостиницы, даже большинство придорожных мотелей, имеют непременно хотя бы небольшие тренажерные залы и бассейны. Если нет места на земле, рядом с отелем (например, в Даун-таунах при плотной застройке и дороговизне земли), то устраивают бассейны на крышах. Так, в Далласе, в одном из отелей, бассейн устроен на крыше 4-го этажа, над ресторанами, а в Сан-Антонио мы купались в открытом бассейне на крыше 13-го этажа, откуда можно было и полюбоваться городом.

Так что, в США только совершенно ленивый, которому наплевать на свое здоровье, не занимается фитнесом. И очень бы хотелось пожелать, чтобы и у нас в России фитнесс, или физкультура, стали доступны всему населению, а не ограниченному числу богатых и привилегированных.

Читайте также: