Здоровый образ жизни в доу по фгос
Обновлено: 05.07.2024
Участниками реализации образовательной программы являются: педагоги, дети, родители. Здоровье детей – в наших руках: в руках педагогов и родителей. КОГДА МЫ ЕДИНЫ - МЫ НЕПОБЕДИМЫ, тогда достижение любых целей нам по плечу. СЕМЬЯ + ДОУ УСПЕХ. Образовательная программа ДОУ, разработанная в соответствии с ФГОС ДО должна обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей, формировании культуры и здорового образа жизни. Основная образовательная программа ДОУ направлена - на создание условий для формирования культуры здорового образа жизни, на основе сотрудничества со взрослыми; -на осуществление преемственности дошкольного и начального общего образования; Формирование культуры здоровья и здорового образа жизни осуществляется при изучении каждой образовательной области в отдельности и благодаря интеграции пяти образовательных областей. Образовательная деятельность ДОУ направленная на становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, формировании полезных привычек), ведущими к здоровому образу жизни осуществляется : - в ходе режимных моментов;
- в организованный детской деятельности;
- в самостоятельной детской деятельности;
- при взаимодействии с семьей.
Рассмотрим коротко каждый из аспектов здоровья.
развитие основных движений;
развитие мелких мышц руки, мимики лица;
спортивные и музыкально-ритмические упражнения;
- Проводится активно оздоровительная работа:
дыхательная и звуковая гимнастика;
упражнения для формирования и коррекции осанки;
упражнения для профилактики плоскостопия;
На третьем году жизни необходимо формировать у детей представления о значении разных органов для нормальной жизнедеятельности человека: глаза – смотреть; уши – слышать; нос – нюхать; язык – пробовать(определять) на вкус; руки- хватать, держать, трогать; ноги – стоять, бегать, прыгать, ходить; голова – думать, запоминать.
На четвёртом году жизни развивать умение различать и называть органы чувств(глаза, рот, нос, уши), дать представление об их роли в организме и о том, как их беречь и ухаживать за ними. Дать представление о полезной и вредной пище, об овощах и фруктах, молочных продуктах, полезных для здоровья человека. Формировать представление о том, что утренняя зарядка, игры, физические упражнения вызывают хорошее настроение, с помощью сна восстанавливаются силы. Познакомить детей с упражнениями, укрепляющими различные органы и системы организма. Дать представление о необходимости закаливания, о ценности здоровья, формировать желание вести здоровый образ жизни, умение сообщать о своем самочувствии взрослым, осознавать необходимость лечения, потребность в соблюдении навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни.
На седьмом году жизни расширять представления о рациональном питании (объем пищи, последовательность её приёма, разнообразие в питании, питьевой режим). Формировать представления о значении двигательной активности в жизни человека; умения использовать специальные физические упражнения для укрепления своих органов и систем. Формировать представления об активном отдыхе. Расширять представления о правилах и видах закаливания, о пользе закаливающих процедур.
Расширять представления о роли солнечного света, воздуха и воды в жизни человека и их влиянии на здоровье.
Конечно, «Нам не дано предугадать,
Как наше слово отзовется,
Посеять в душах благодать
Увы, не всякий раз даётся.
Но мы обязаны мечтать,
О дивном времени, о веке,
Когда цветком прекрасным стать
Чаще сердце ребёнка слушай
Очень много тебе доверено
Ты характер лепишь и душу
Так работай легко и уверенно!
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО
Наиболее значимыми для сохранения и укрепления здоровья детей в детском саду являются здоровьесберегающие технологии.
Цель здоровьесберегающих технологий в ДОУ. Применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры, как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и охранять его, валеологической компетентности, позволяющей ребенку самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения.
Применительно к взрослым – содействие становления культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей.
Принципы здоровьесберегающих технологий: не навреди; сознательность и активность; непрерывность; систематичность; последовательность; доступность и индивидуальность.
Как же нужно воспитывать ребенка, чтобы он понимал значимость здоровья и умел бережно к нему относиться? Эту задачу педагогам и родителям нужно начинать решать с самых ранних лет жизни ребенка, системно и сообща.
Детский сад и семья — вот две основные социальные структуры, которые главным образом определяют уровень здоровья ребенка. Ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется совместно с семьей.
Единство ДОУ и семьи в вопросах сохранения здоровья детей достигается в том случае, если цели и задачи воспитания здорового ребенка хорошо понятны не только воспитателям, но и родителям; когда семья знакома с основным содержанием, методами и приемами физкультурно-оздоровительной работы в детском саду.
Основные задачи работы с родителями:
- установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;
- объединить усилия для развития и воспитания детей;
- создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
- активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;
- поддержать их уверенность в собственных возможностях.
Существуют разнообразные формы работы с родителями: коллективные, наглядно-информационные, индивидуальные.
Коллективные: родительские собрания, беседы, анкетирование, консультации, семинары-практикумы по возрождению национальных традиций валеологического содержания в семьях.
Наглядно-информационные: выставки фотографии детей, обновление информационных стендов, выпуски специальных стенгазет, использованию сайта ДОУ.
Индивидуальные:
- Дни открытых дверей;
- совместное проведение праздников и развлечений;
- показ открытых занятий или режимных моментов;
- участие родителей в продуктивных видах деятельности на занятиях совместно с детьми (присутствуют родители, которые могут прийти в виду свободного времени);
- использование видеозаписи (распространение видеоматериалов педагогической копилки воспитателей среди родителей (занятия, режимные моменты, праздники).
Систематизировав и объединив формы работы педагогического коллектива дошкольного учебного заведения и семьи, можно убедиться, что нет такой части педагогического процесса, в которую нельзя было бы включить содержание о сохранение и укреплении здоровья детей.
Очень важно, чтобы каждое открытие для ребенка, ранее неизвестное, звало к самоанализу, дальнейшему развитию. Только в этом случае можно достичь положительного результата, выработать у детей четкое и постоянное желание быть здоровыми, ловкими, бодрыми, веселыми, сделать здоровье предметом постоянной заботы ребенка, а не только родителей.
B своей работе мы используем комплекс современных форм работы c детьми по сохранению и укреплению здоровья. К современным здоровьесберегающим технологиям относятся:
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья.
- стретчинг - упражнения на растяжку и гибкость.
- ритмопластика позволяет детям раскрыть свой образ через музыкально-ритмические упражнения.
- динамические паузы для всех детей в качестве профилактики утомления, которые могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия.
- подвижные и спортивные игры направлены на общефизическое развитие детей.
- релаксация – произвольное или непроизвольное состояние покоя, расслабленности, связанное с полным или частичным мышечным расслаблением.
- различные гимнастики (утренняя, гимнастика пробуждения, пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, корригирующая гимнастика).
2. Технологии обучения здоровому образу жизни.
- физкультурные занятия – основная форма организованного обучения физическим упражнениям и овладения основными видами движения;
- проблемно-игровые занятия предполагают использование терапевтического воздействия игры, чтобы помочь ребенку преодолеть психологические и социальные проблемы;
- коммуникативные игры – игры для преодоления отчужденной позиции в отношении со сверстниками приобретение навыков общения с окружающими;
- самомассаж способствует расслаблению мышц и снятию нервно – эмоционального напряжения;
- точечный самомассаж – это механическое воздействие пальцами рук на строго определенные участки тела, а именно на биологически активные точки.
3. Коррекционные технологии.
- арттерапия для профилактики ОРЗ, повышения работоспособности, внимания.
- технологии музыкального воздействия для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя.
- сказкотерапия – это направление практической психологии, использующие ресурсы сказочной истории для воспитания, образования, развития личности ребенка.
- цветотерапия – правильно подобранные цвета интерьера в группе снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка
- психогимнастика – курс специальных занятий, направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка, на обучение элементам саморасслабления и развития умения выражать различные эмоциональные состояния.
Вышеперечисленные технологии целесообразно применять в различных видах образовательной деятельности, в формах работы, реализуемых в режимных моментах, а также в индивидуальной образовательной деятельности. Наряду с этим необходимо соблюдать режим дня, проводить закаливающие процедуры, правильно организовывать здоровьесберегающую среду в ДО.
Чтобы дети были здоровы, необходимо научить их самих осознанному отношению к своему здоровью и воспитывать в них потребность к здоровому образу жизни. От того насколько грамотно организована работа с детьми и родителями по оздоровлению и здоровьесбережению, насколько эффективно используются для этого условия дошкольного учреждения, зависит здоровье детей.
В статье рассматриваются основные аспекты формирования принципов ведения здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в соответствии с требования Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО). Рассмотрен комплекс мероприятий для ДОУ, способствующий здоровьесбережению воспитанников, описана система работы по пропаганде здорового образа жизни среди детей и их родителей, акцентирована важность на сотрудничестве с родителями в вопросах формирования здорового образа жизни у детей.
Ключевые слова: здоровый образ жизни, здоровьесберегающие технологии, дошкольный возраст, ФГОС ДО.
Изложение основного материала. Современный мир диктует свои условия. Все ранее созданное и сформированное модернизируется. Не обошел данный процесс и систему образования. Внедрение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования — это основа развития и успешности образования в целом и дошкольного в частности.
Стратегической целью современных дошкольных образовательных учреждений является раскрытие основных и потенциальных возможностей специфичных для возрастной индивидуальности ребенка. Федеральный государственный образовательный стандарт представляет дошкольное детство как важный период времени в общем развитии личности. Одним из главных аспектов для полноценного гармоничного развития ребенка является здоровье. Здоровый ребенок — одно из главных условий правильного формирования его характера, развития творческой инициативы, сильной воли, природных задатков. У здорового ребенка быстрее формируются все необходимые умения и навыки, он лучше приспосабливается к смене условий и адекватно воспринимает предъявляемые к нему требования [2].
Здоровье — это не только отсутствие болезней, но и позитивное психологическое самочувствие. Все его аспекты одинаково важны и должны рассматриваться во взаимосвязи [1]. Неслучайно древняя медицина уделяла большое внимание системе воспитания, в которой сочетались физическое и духовное развитие ребенка. История показывает, что общество имеет постоянную потребность формировать необходимые в жизни человека двигательные навыки: ходьбу, бег, плавание, развивать в оптимальных уровнях его физические способности: силу, выносливость, ловкость, гибкость и т. д.
Под ведением здорового образа жизни мы понимаем комплекс мероприятий, способствующих сохранению и укреплению здоровья, которые планово, систематично вводятся в жизнь человека и закрепляются им на протяжении всей его жизни, став некой философией существования личности. Комплексом таких мероприятий для ребенка дошкольного возраста, которые посильно привить детям в соответствии с ФГОС в условиях дошкольного учреждения (а также в домашних условиях при сотрудничестве с родителями), могут выступать: закаливание, проведение культурно-гигиенических процедур, психогимнастика, отказ от употребления вредных продуктов питания, умеренность в использовании информационно-коммуникационных технологий, физкультурные занятия, применение здоровьесберегающих технологий (пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, релаксационные упражнения; логоритмика; дыхательная гимнастика) и пр. [3].
Успешное решение проблемы, по мнению Андреевой Н. А., возможно при условии создания в дошкольных учреждениях эффективной системы работы по пропаганде здорового образа жизни, целью которой являются:
– укрепление нравственного и физического здоровья детей;
– направление внимания дошкольников на собственное здоровье и развитие умений и навыков его сохранения;
– постоянная пропаганда принципов здорового образа жизни;
– информирование детей о негативных последствиях вредных привычек;
– привлечение родителей и общественности к утверждению принципов здорового образа жизни [2, с.13].
Эффективность формирования здорового образа жизни напрямую связана с участием детей и их родителей в этом процессе. Важным является формирование у дошкольника активной позиции по отношению к собственному здоровью. Успех в этой области напрямую зависит от взрослых — родителей и педагогов. В ФГОС ДО подчеркивается данный аспект.
В последнее время большинство родителей часто интересуются, как реализовать принципы здорового образа жизни в наших реалиях и в какой форме преподносить их для своих детей. Это достаточно сознательные ответственные родители. Они покупают различные тренажёры для домашнего использования, отводят детей в спортивные секции, кружки хореографии, придерживаются рекомендаций воспитателей ДОУ, стараются быть положительным примером для детей. Но в тоже время, не все молодые семьи могут обеспечить необходимые условия для воспитания здоровых детей. Важную роль для решения данной проблемы отводится дошкольному образовательному учреждению, взаимодействию педагогов с семьями детей.
Одной из задач федерального государственного образовательного стандарта является оказание психологической и педагогической поддержки семьям, а также повышение осведомленности родителей в вопросах образования, защиты и развития здоровья детей. Для реализации данной проблемы необходимо взаимодействие с семьей на принципах партнерства и взаимопонимания.
Работа с семьей в дошкольном учреждении может проводиться в самых различных формах:
- Информационные формы позволяют собирать сведения о семье воспитанников;
- Проведение совместных мероприятий способствует сближению, созданию дружеской атмосферы;
- Коллективные формы работы являются когнитивными, что вызывает доверительное отношение к специалистам ДОУ;
- Визуальная информация способствует активизации внимания родителей к наиболее острым проблемам;
- Участие родителей в создании атрибутов для соревнований, оформление обоев, альбомов достижений и многое другое.
Очевидно, что отношение ребенка к своему здоровью должно быть предметом педагогического попечительства. Формы, содержание, способы напрямую связаны с теми возрастными особенностями, которые определяют своеобразие каждого этапа развития ребенка и становятся основой формирования у него определенных внутренних установок, в том числе и на здоровый образ жизни [5].
Среди форм и методов процесса формирования положительной мотивации на здоровый образ жизни приоритетная роль принадлежит активным методам, основанным на демократическом стиле взаимодействия и способствующим формированию критического мышления, инициативы и творчества. Целесообразно применять традиционные методы: беседа, наблюдения, разъяснения, убеждения, положительный и отрицательный примеры, методы выработки привычек, методы упражнений, контроля и самоконтроля и т. д.
Работа с детьми для развития здорового образа жизни в дошкольном учреждении направлена на раскрытие определенных знаний и навыков, осознанных потребностей в физическом воспитании и спорте, понимание того, что здоровье — это не только отсутствие заболевания, но и необходимость тщательного отношения к своему организму. Чтобы преследуемая цель была успешной, необходимо создать определенные условия.
Основное условие в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом можно определить за счет индивидуальных особенностей и потребностей каждого ребенка. Так же важными условиями формирования у детей здорового образа жизни является:
– Технологии сохранения здоровья и их внедрение в дошкольные образовательные учреждения;
– Сотрудничество с семьей;
– систематическая работа в области сбережений для здоровья;
– создание особых условий для обеспечения детской двигательной активности, удовлетворения их потребности в движении.
– обеспечение соблюдения дневного режима;
– индивидуальная работа с детьми;
– работа по улучшению здоровья ослабленных детей;
– индивидуальный подход для детей, перенесших болезнь;
– проведение диагностических исследований.
– достаточные материальные ресурсы, создание развивающейся среды.
Выводы. Взрослые окружающие ребенка должны не только давать знания, но и обучать детей тому, как их использовать: разумно относиться к своему здоровью, определять угрозы, различать что хорошо, а что вредно для организма, проявлять любопытство в отношении здоровья, быть в состоянии предотвратить ситуации, которые угрожают здоровью, без напоминания соблюдать аккуратность, чистоту, культурные и гигиенические навыки Следует помнить, что личный пример педагогов ДОУ и пример родителей имеют большое значение в этом. ФГОС ДО направлен на поддержку многообразия детства, сохранение его уникальности и внутренней ценности. Все дети имеют право на счастливое и яркое детство, полное впечатлений. Каждый ребенок хочет быть здоровым, сильным, подвижным, бегать, прыгать, кататься на велосипеде, играть со сверстниками во дворе, полностью жить этой блестящей страницей своей жизни и стать достойным гражданином этой страны. А помочь ребенку ценить свое здоровье, заботиться о нем, могут взрослые: педагоги ДОУ и родители ребенка.
Основные термины (генерируются автоматически): здоровый образ жизни, ребенок, федеральный государственный образовательный стандарт, дошкольный возраст, дошкольное учреждение, здоровье, дошкольное образование, жизнь человека, здоровый ребенок, собственное здоровье.
Детский сад — это то место, где ребёнок дошкольного возраста проводит бо́льшую часть своего времени. Именно поэтому в учебно-воспитательный процесс дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) по требованиям Федерального государственного образовательного стандарта включены разнообразные формы работы, призванные сохранять и укреплять здоровье дошколят, то есть формировать правильную позицию относительно сути здорового образа жизни (ЗОЖ).
- непосредственно образовательную деятельность (занятия);
- внеучебную образовательную деятельность (проведение утренников, спортивных соревнований, в том числе и с участием родителей);
- образовательную деятельность при выполнении распорядка дня (на прогулках, при выполнении зарядки и пр.).
Воспитание ЗОЖ красной линией проходит через все формы образовательной деятельности в ДОУ
Цели ЗОЖ в детском саду
Эти цели осуществляются через решение конкретных для групп разного возраста учебно-воспитательных задач образовательной деятельности по ЗОЖ, в частности на занятиях.
Таблица: задачи занятий по ЗОЖ в разных возрастных группах
Задачи воспитания привычки к ЗОЖ в разных возрастных группах последовательно реализуют цели этого образовательного вектора
Понятие технологий здоровьесбережения и их виды для реализации целей и задач ЗОЖ
Цели и задачи ЗОЖ, реализуемые в образовательном процессе, систематизируются при помощи системы воспитательных, превентивных и коррекционных мер, осуществляемых посредством тесного контакта педагогов и медперсонала ДОУ с детьми, их родителями, то есть благодаря работе в рамках четырёх технологий здоровьесбережения:
Методы и приёмы проведения занятий по ЗОЖ
Образовательная задача решается посредством оптимального использования способов (приёмов) взаимодействия с детьми. Совокупность этих приёмов, объединённых средством воздействия на детей (через слово, через зрительный канал восприятия, через ведущую образовательную деятельность или посредством практического освоения мира), составляет метод работы с малышами.
Таблица: какие методы и приёмы могут использоваться на уроках по ЗОЖ
- До чего ж приятно это! Дождик тёплый, подогретый. На полу не видно луж, Все ребята любят … (душ);
- У неё с утра дела: Чистит зубы добела. (Зубная щётка);
- Резинка Акулинка пошла гулять по спинке, И пока она гуляла, спинка розовою стала. (Мочалка).
- Чтоб у вас здоровье было, Не забудь про пасту с мылом. С физкультурой подружись И работать не ленись. Я здоровье берегу — Тело в чистоте держу. Чтоб душа была здоровой, С физкультурой я дружу. Утром делаю зарядку, Зубы чищу я всегда. Приучаюсь по порядку Выполнять я все дела.
- Эй, Андрей, ты не робей! Гол скорее ты забей!
- Здоровое здоровье здорово иметь.
- Наши руки были в мыле, мы посуду мыли сами, помогали нашей маме.
Фотогалерея: макеты лэпбуков по ЗОЖ
Классический пример лэпбука с карманами для разного рода материалов Если такой лэпбук сделать на твёрдой основе, то информацию можно размещать с обеих сторон машинки Оформление лэпбука должно быть красочным и оригинальным Лэпбук большого размера может включать все материалы зоны ЗОЖ в предметно-развивающей среде группы
Читайте также: