Школьный курс физики содержание

Обновлено: 05.07.2024

Физика - одна из основных наук естествознания. Изучение физики в школе начинается с 7 класса и продолжается до конца обучения в школе. К этому времени у школьников уже должен быть сформирован должный математический аппарат, необходимый для изучения курса физики.

  • Школьная программа по физике состоит из нескольких больших разделов: механика, электродинамика, колебания и волны оптика, квантовая физика, молекулярная физика и тепловые явления.

Темы школьной физики

В 7 классе идет поверхностное ознакомление и введение в курс физики. Рассматриваются основные физические понятия, изучается строение веществ, а также сила давления, с которой различные вещества действуют на другие. Кроме того изучаются законы Паскаля и Архимеда.

В 8 классе изучаются различные физические явления. Даются начальные сведения, о магнитном поле и явления, при которых оно возникает. Изучается постоянный электрический ток и основные законы оптики. Отдельно разбираются различные агрегатные состояния вещества и процессы, происходящие при переходе вещества из одного состояния в другое.

9 класс посвящен основным законам движения тел и взаимодействия их между собой. Рассматриваются основные понятия механических колебаний и волн. Отдельно разбирается тема звука и звуковых волны. Изучается основы теории электромагнитного поля и электромагнитные волны. Кроме того происходит знакомство с элементами ядерной физики и изучается строение атома и атомного ядра.

В 10 классе начинается углубленное изучение механики (кинематики и динамики) и законов сохранения. Рассматриваются основные виды механических сил. Происходит углубленное изучение тепловых явлений, изучается молекулярно-кинетическая теория и основные законы термодинамики. Повторяются и систематизируются основы электродинамики: электростатика, законы постоянного электрического тока и электрический ток в различных средах.

11 класс посвящен изучению магнитного поля и явления электромагнитной индукции. Подробно изучаются различные виды колебаний и волн: механические и электромагнитные. Происходит углубление знаний из раздела оптики. Рассматриваются элементы теории относительности и квантовая физика.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Важнейшими компонентами понятийной структуры ФКМ являются: исходные философские идеи и представления о материи, пространстве и времени, движении и взаимодействии; физические теории с присущими каждой из них характеристиками (система основополагающих постулатов и принципов, понятийный аппарат, эмпирический базис и т.д.), а также система фундаментальных физических идей и принципов, выражающих взаимосвязи между физическими теориями

В истории физики существовали три физические картины мира: механическая (МКМ), электродинамическая (ЭДКМ), квантово-полевая (КПКМ)

Каждая из них характеризуется определенными представлениями о материи; в каждую из них входит определенная система теорий и законов

Смена картины мира – качественное, коренное изменение этих представлений

Классификации физических теорий

Механика Ньютона, включая небесную механику

Электродинамика, включая волновую оптику и специальную теорию относительности

Данная классификация проведена в соответствии с формами движения материи и учитывает динамику развития физической науки, в частности эволюции ФКМ

Г.Я. Мякишев проводит классификацию по двум признакам: формам движения материи и уровням глубины познания окружающего мира. В соответствии с этим выделяются теории макроскопических систем и теории микроскопических объектов. Теории процессов в макросистемах делятся на макроскопические (феноменологические) и микроскопические.

В число этих теорий входят как динамические, так и статистические теории, между которыми могут быть установлены связи.

Принципы отбора содержания курса физики и его структурирования

Положения, отражающие взаимосвязь между наукой и учебным предметом

Физическая наука как система знания отражается во всех элементах физики – учебного предмета (в его содержательном и процессуальном компонентах)

Все элементы физики – науки, в которых фиксируется научное знание, входят в содержание курса физики (научные факты, понятия, законы, теории, ФКМ)

Основные структурные элементы физической науки (факты, понятия, законы, теории, ФКМ) являются дидактическими единицами содержания обучения физике, теми объектами, которые должны быть усвоены целостно с внутренними связями

Дидактические единицы определяют процесс обучения (методы, формы и средства); предметное и внутри предметное содержание; способ организации материала, логику его представления (структуру)

Физическая наука влияет на формирование личности (формирование типологических и индивидуальных свойств средствами физической науки)

Общие принципы конструирования содержания физического образования

Принцип соответствия общего среднего образования во всех элементах и на всех уровнях его конструирования потребностям общественного развития

Принцип учета единства содержательной и процессуальной сторон обучения

Принцип структурного единства содержания образования на разных уровнях его формирования

Принцип направленности обучения на комплексное решение задач образования, воспитания и развития

Принцип систематичности и последовательности

Принцип связи теории с практикой, обучения с жизнью

Принцип политехнизма и профессиональной направленности

Принцип индивидуализации и дифференциации

Принцип мотивации и создания положительного отношения к учению

Содержание и структура курса физики общеобразовательных учреждений Физическая картина мира как предмет изучения в школьном курсе физики Принципы отбора содержания курса физики и его структурирования Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования

Содержание и структура курса физики общеобразовательных учреждений

Физическая картина мира как предмет изучения в школьном курсе физики

Принципы отбора содержания курса физики и его структурирования

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования

Физическая картина мира как предмет изучения в школьном курсе физики

Физическая картина мира как предмет изучения в школьном курсе физики

Важнейшими компонентами понятийной структуры ФКМ являются: исходные философские идеи и представления о материи, пространстве и времени, движении и взаимодействии; физические теории с присущими каждой из них характеристиками (система основополагающих постулатов и принципов, понятийный аппарат, эмпирический базис и т.д.), а также система фундаментальных физических идей и принципов, выражающих взаимосвязи между физическими теориями

Важнейшими компонентами понятийной структуры ФКМ являются: исходные философские идеи и представления о материи, пространстве и времени, движении и взаимодействии; физические теории с присущими каждой из них характеристиками (система основополагающих постулатов и принципов, понятийный аппарат, эмпирический базис и т.д.), а также система фундаментальных физических идей и принципов, выражающих взаимосвязи между физическими теориями

В истории физики существовали три физические картины мира: механическая (МКМ), электродинамическая (ЭДКМ), квантово-полевая (КПКМ) Каждая из них характеризуется определенными представлениями о материи; в каждую из них входит определенная система теорий и законов Смена картины мира – качественное, коренное изменение этих представлений

В истории физики существовали три физические картины мира: механическая (МКМ), электродинамическая (ЭДКМ), квантово-полевая (КПКМ)

Каждая из них характеризуется определенными представлениями о материи; в каждую из них входит определенная система теорий и законов

Смена картины мира – качественное, коренное изменение этих представлений

Классификации физических теорий В. Гейзинберг: Механика Ньютона, включая небесную механику Статистическая механика Электродинамика, включая волновую оптику и специальную теорию относительности Квантовая теория Данная классификация проведена в соответствии с формами движения материи и учитывает динамику развития физической науки, в частности эволюции ФКМ

Классификации физических теорий

  • Механика Ньютона, включая небесную механику
  • Статистическая механика
  • Электродинамика, включая волновую оптику и специальную теорию относительности
  • Квантовая теория

Данная классификация проведена в соответствии с формами движения материи и учитывает динамику развития физической науки, в частности эволюции ФКМ

Г.Я. Мякишев проводит классификацию по двум признакам: формам движения материи и уровням глубины познания окружающего мира. В соответствии с этим выделяются теории макроскопических систем и теории микроскопических объектов. Теории процессов в макросистемах делятся на макроскопические (феноменологические) и микроскопические. В число этих теорий входят как динамические, так и статистические теории, между которыми могут быть установлены связи.

Г.Я. Мякишев проводит классификацию по двум признакам: формам движения материи и уровням глубины познания окружающего мира. В соответствии с этим выделяются теории макроскопических систем и теории микроскопических объектов. Теории процессов в макросистемах делятся на макроскопические (феноменологические) и микроскопические.

В число этих теорий входят как динамические, так и статистические теории, между которыми могут быть установлены связи.

О структуре и содержании современного школьного курса физики.

Структура современного школьного курса физики?

При разработке структуры решаются проблемы распределения учебного материала по годам и внутри каждого года, исходя из логики науки, а также учитывая межпредметные связи и принципы систематичности и доступности.

В настоящее время ШКФ делится на два концентра: базовый курс основной школы (3 года) и курс старшей школы (2 года).

Базовый курс (7-9 кл.) – обязательный для всех типов общеобразовательных учреждений. Курс завершённый, охватывающий основной материал всех разделов классической и современной физики, однако физические теории как целостные системы в нём не рассматриваются (кроме классической механики), хотя элементы теорий используются для объяснения изучаемых явлений и законов и их предсказаний.

Курс средней (полной) школы разный в зависимости от профиля. Так, в классах гуманитарной направленности усвоение материала предполагается на минимальном уровне, заданном стандартом. То же относится к базовому уровню старшей школы (он предназначен для учащихся, не имеющих ярко выраженных способностей к каким-либо предметам).

В физико-математических классах в курсе представлены все элементы ФКМ: исходные философские идеи о материи и ее движении, пространстве, времени, взаимодействии; физические теории (классические, релятивистские, квантовые, статистические) и связи между ними. Формируются методологические знания и умения.

Источники содержания школьного курса физики (ШКФ)?

Существуют два основных источника содержания ШКФ: физика-наука и содержание общего образования. Первый из них рассмотрен в темах 1 и 2 (п.1-10). Ниже рассмотрим второй.

Школьный курс физики несёт черты содержания общего среднего образования, и прежде всего его многокомпонентный состав: систему знаний основ физики; систему умений, опыт творческой деятельности; опыт эмоционально-ценностного отношения к миру; технологию учения.

О структуре и содержании современного школьного курса физики.

Структура современного школьного курса физики?

При разработке структуры решаются проблемы распределения учебного материала по годам и внутри каждого года, исходя из логики науки, а также учитывая межпредметные связи и принципы систематичности и доступности.

В настоящее время ШКФ делится на два концентра: базовый курс основной школы (3 года) и курс старшей школы (2 года).

Базовый курс (7-9 кл.) – обязательный для всех типов общеобразовательных учреждений. Курс завершённый, охватывающий основной материал всех разделов классической и современной физики, однако физические теории как целостные системы в нём не рассматриваются (кроме классической механики), хотя элементы теорий используются для объяснения изучаемых явлений и законов и их предсказаний.

Курс средней (полной) школы разный в зависимости от профиля. Так, в классах гуманитарной направленности усвоение материала предполагается на минимальном уровне, заданном стандартом. То же относится к базовому уровню старшей школы (он предназначен для учащихся, не имеющих ярко выраженных способностей к каким-либо предметам).

В физико-математических классах в курсе представлены все элементы ФКМ: исходные философские идеи о материи и ее движении, пространстве, времени, взаимодействии; физические теории (классические, релятивистские, квантовые, статистические) и связи между ними. Формируются методологические знания и умения.

Источники содержания школьного курса физики (ШКФ)?

Существуют два основных источника содержания ШКФ: физика-наука и содержание общего образования. Первый из них рассмотрен в темах 1 и 2 (п.1-10). Ниже рассмотрим второй.

Школьный курс физики несёт черты содержания общего среднего образования, и прежде всего его многокомпонентный состав: систему знаний основ физики; систему умений, опыт творческой деятельности; опыт эмоционально-ценностного отношения к миру; технологию учения.

Читайте также: