Методическое пособие сказки в детском саду

Обновлено: 08.07.2024

В наш стремительный век компьютеризации мы стремимся дать детям повышенный уровень математических знаний, научить английскому языку, развить логическое мышление, и порой забываем, что любимое занятие каждого ребёнка – игра, и, конечно же, чтение сказок.

Почему я выбрала работу со сказкой?

Игра и сказка ближе всего для ребёнка. Сказки любят все: и дети, и взрослые. Но в отличие от взрослого ребёнок не просто любит сказки, для него сказка – это мир, в котором он живёт. Сказка – ключик к детскому сердцу, она - универсальный учитель. Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем.

Анализ работы с детьми по формированию творческих способностей детей с помощью сказки выявил ряд проблем:

Во-первых, к сожалению, в наше время сказки, как и многие художественные произведения, не в полной мере используются в семье, а так же в системе общественного воспитания для развития детей.

Проведя диагностику детей, анкетирование родителей, анализ программ TV, я пришла к выводу, что сказка уходит из жизни детей. На телевидении — засилье иностранных мультфильмов, язык которых далёк от совершенства, а специфика западной жизни не всегда понятна нашим детям.

Из бесед с родителями стало понятно - они понимают, что сказка занимает большое место в жизни ребёнка, но временной дефицит, финансовые, семейные проблемы и неумение работать над сказкой, не позволяют использовать ее в полной мере.

В-третьих, признаемся честно – незнание педагогами новых методик и технологий в работе со сказкой.

Для определения системы работы по данной теме, мной был осуществлён ряд мероприятий:

Для этого был разработан поэтапный план, который включал:

I этап - создание предметно-развивающей среды, отвечающей современным инновационным требованиям;

II - разработка методических материалов для воспитателей МБДОУ;

III - организацию учебно-воспитательного процесса с детьми;

IV - работа с родителями.

Первый этап был направлен на усовершенствование развивающей среды, отвечающей современным инновационным требованиям. В своей работе я исходила из убеждения, что среда, в которой живёт и формируется ребёнок, как личность, должна быть эстетически оформлена и пронизана художественным содержанием. Обогащение познавательной развивающей среды, создание уголка книги, как центра интеллектуального и художественно–творческого развития детей по приобщению к высокохудожественному чтению, формированию запаса литературных, художественных впечатлений, развитию литературной и художественной речи. Создана картотека иллюстраций по народной сказке согласно программе "От рождения до школы" под редакцией Вераксы для второй младшей и средней групп.

Серьёзно отнеслась к обновлению наглядно-иллюстративного материала, дидактического и наглядно практического материала.

Для того, чтобы вооружить их знаниями и практическими умениями для профессиональной реализации системы работы по данной теме был разработан комплекс мероприятий. Он включал - консультации, разработка и презентация проектов, просмотр открытых занятий включающих в себя работу со сказкой, семинар - практикум, разработаны планы поэтапного знакомства со сказкой.

В результате проделанной работы я ещё раз убедились в том, что в большинстве своём мы привыкли традиционно относиться к сказочному материалу. За многие десятилетия возникли стереотипы в этом плане: лиса всегда хитрая, жаль колобка, но что же поделаешь, не болит у нас сердце и оттого, что раздружились лиса и журавль.

Одна из главных задач, стоящих перед взрослыми, - познакомить ребенка с содержанием сказки, в лучшем случае побеседовать о том, что лежит на поверхности текста, обыграть, драматизировать, инсценировать… Это так называемое традиционное направление работы со сказкой.

Нетрадиционно - это значит научить детей оригинально, непривычно, по-своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один и т.д. Нетрадиционный подход как раз даёт и воспитателю, и ребёнку возможность уяснить, что в сказке или в герое хорошо, а что плохо, создать новую ситуацию, где бы герой исправился, добро восторжествовало, зло было наказано, но не жестоко и бесчеловечно. Здоровая в своей основе, конструктивная идея: все можно улучшить, усовершенствовать, изменить для блага людей - должна стать творческим девизом для ребенка. Такова наша главная установка.

Дети с удовольствием включаются в игры-драматизации, как под руководством, так и самостоятельно, используя различные виды театров, предметы-заместители.

Четвёртый этап: проводимая мной работа помогла найти верных союзников среди родителей. Постоянно проводятся консультаций, выставляются папки-передвижки, ширмы.

Роль родителей в реализации работы со сказкой:

  • оказывают помощь в приобретении дидактических игр, детской художественной литературы, книжек-раскрасок, аудио и электронные записи народных сказок для детей.
  • приобретают оборудование для занятий и свободного творчества детей (цветная бумага, альбомы, картон, цветные карандаши, краски, кисточки, пластилин и т.п.).
  • изготавливают панно по сказкам, устанавливают и закрепляют атрибуты в уголке сказки.
  • участвуют в подготовке к праздникам (пошив костюмов и т.д.).
  • оказывают помощь в оборудовании и обновлении уголка сказок.
  • участвуют в изготовлении пособий, дидактических игр по ознакомлению со сказками.
  • участвуют в конкурсах поделок, игрушек, макетов на различные темы.
  • изготовляют атрибуты и костюмы для театрализованной деятельности.
  • участвуют в театрализованных постановках.
  • участвуют в совместных театральных постановках (родители – дети – педагог).
  • организация выставок творческих работ детей.
  • помощь в пополнении книжного уголка сказками.

В результате совместной деятельности (педагоги, родители, дети) дети получили возможность расширить кругозор о сказках, их героях, научились сами сочинять сказки, сопереживать героям, находить пути выхода из трудных ситуаций.

Благодаря использованию различных нетрадиционных методов и приёмов при работе со сказкой, дети научились видеть происходящие события с различных сторон. Проживая вместе с персонажами любимых сказок различные ситуации, малыши получают маленькие крупицы мудрости, терпения, доброты, творческой мысли, которые станут основой их взрослой жизни, надёжными спутниками.

Исходя из всего изложенного, можно сказать, что вся работа направлена на развитие творческой личности ребенка посредством сказки. Если мы смогли вернуть детям сказку, значит мы на правильном пути. А оценку нашей работе дадут сами дети. Если сказка заняла прочное место в их сердцах, если они стали духовно, нравственно и интеллектуально богаче, значит, мы выполнили поставленную задачу.

Чтобы воспитанник стал умным, любознательным, сообразительным, чтобы утвердить в его душе чувствительность к тончайшим оттенкам мысли и чувствам других людей, — мы обязательно должны довериться детям, сохранить и не разрушить их веру в сказку, в волшебство, в чудеса. Только от Нас зависит сделать работу со сказкой увлекательной, интересной и развивающей.

В результате проделанной работы возросла готовность педагогов дошкольного учреждения к использованию нетрадиционных методик и технологий в работе со сказкой. У них сформировалось умение творчески подходить к подаче сказочного материала, отбирать наиболее развивающие задания и вопросы, положительно влияющие на формирование познавательной, интеллектуальной и творческой личности ребенка. Но главное - это осознанное понимание важности использования нетрадиционного подхода в работе со сказкой каждым педагогом в воспитательно-образовательном процессе.

Цель пособия : изучение сказки, как средство нравственного воспитания дошкольника; сделать жизнь наших воспитанников интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, интересными делами.

Задачи: углублять, расширять и закреплять знания детей о сказках, пополнять словарный запас, вспоминая знакомые сказки; создавать условия для детей, способствующие освоению сказок; развивать творческие навыки, коммуникативные умения.

Данное методическое пособие разработано в целях организации совместной деятельности педагога с детьми. Используется опосредованный метод развития речи. В формате викторины поможет закрепить знания о литературных произведениях, а так же обратить внимание на более тонкие подробности сюжета. На каждом листе есть подсказка-картинка, которая поможет детям ответить на задаваемые педагогом-воспитателем вопросы. В итоге чего, дети не только вспомнят содержание литературных произведений, но и получат положительно - эмоциональный настрой.

Русские народные игры для детей 4–7 лет

Русские народные игры для детей 4–7 лет РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ИГРЫ С ДЕТЬМИ (4-7 лет) Елена Анатольевна Анохина Русский народ многие процессы своей жизнедеятельности отражал через игру.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическое пособие предназначено для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. Ценность данного пособия в том, что он предназначен для обучения с этнокультуным компонентом.


Сказки в дошкольном образовании

с этнокультурным компонентом

Иванова Наталья Николаевна,

воспитатель МБОУ Сарсак-Омгинского лицея

Агрызского муниципального района РТ.

Сборник сказок по разделам:

Раздел 1: Бытовые

Раздел 2: Волшебные

Раздел 3: Поучительные

Раздел 4: Героические

Приложение №1: Алгоритм разбора сказок

Приложение №2: Алгоритм театрализации изученной сказки

Приложение №3: Рисунки детей к различным сказкам (из опыта работы автора сборника)

Приложение №4: Алгоритм сочинения сказки.

Пояснительная записка

На современном этапе поиск новых форм и методов обучения, развития и воспитания детей - один из главных вопросов дошкольной педагогики. Один из эффективных методов в работе с детьми дошкольного возраста является метод сказкотерапии.

Сказкотерапия для дошкольников – это уникальная возможность пережить жизненные ситуации без вреда для личной жизни и судьбы. Используя зашифрованные в сказке опыты прошлых поколений, малыши проникают в мир бессознательного, и на внутреннем уровне могут разглядеть свой собственный мир переживаний и чувств. Эта особенность ставит сказку в один ряд с самыми результативными способами воспитательной и образовательной работы с дошкольниками.

Психокоррекционная работа - это 2-й этап, включающий распределение ролей для проигрывания эпизодов сказки, психогимнастику, собственно психокоррекционную работу и рисование или изготовление поделок по мотивам сказок. Психокоррекция проводится через проигрывание эпизодов сказки и ответы детей на предлагаемые вопросы. Рисование и изготовление поделок являются одним из видов работы с родителями, но могут проводиться под руководством воспитателя с группой детей в образовательной организации.

Данные формы работы позволяют педагогам дошкольного образования ненавязчиво и с интересом для детей проводить нравственные беседы, используя сюжеты сказок, дают возможность заниматься коррекционной работой с конфликтными, тревожными детьми, с детьми с завышенной или, наоборот, заниженной самооценкой, эгоцентричными, а также неуверенными в себе. В рамках реализации ФГОС ДО данная форма работы актуальна и востребована. Особая ценность её и в том, что она позволяет содержательно и логично выстроить работу с родителями детей. Подключение родителей или других членов семьи позволяет приобщить всю семью к совместной работе.

Особенностью данного сборника является то, что он предполагает работу в дошкольном учреждении с этнокультурным компонентом. Каждый тематический раздел сборника содержит сказки на двух языках: русском и удмуртском. Язык является основным каналом приобщения человека к нравственным ценностям. Уже при рождении ребенок слышит первые слова от матери на своем родном языке. Первые поощрения, одобрения сказаны в его адрес тоже на его родном языке. По интонации мамы и особым словам, малыш понимает, что ему можно, а что нельзя. Он шаг за шагом познает этот мир и начинает отличать добро от зла. При умелом использовании знания ребенком родного языка, педагог имеет удивительную возможность разбирать русские сказки в сопоставлении с этнокультурными и помочь ребенку познать и уловить основную идею художественного произведения.

В сборник собраны разные типы сказок на русском и удмуртском языках, которые составляют четыре раздела:

Каждый тип сказок имеет свою воспитательную ценность.

РАЗДЕЛ 1: Бытовые сказки

Бытовые сказки - это сказки, в которых все действия происходят в обычных жизненных условиях и ситуациях. Как правило, в бытовых сказках показываются различные способы выхода из затруднительных и сложных жизненных моментов. Бытовые сказки носят социальный характер. В них высмеиваются глупость, жадность и иные отрицательные качества, присущие человеку.

РАЗДЕЛ 2: Волшебные сказки

Волшебные сказки - это сказки в которых происходят чудеса, волшебство, чародейство. Где в ход событий вмешиваются сверхъестественные силы природы или персонажи наделенные магическими, сверхъестественными способностями, способный творить волшебство, чародейство.

РАЗДЕЛ 3: Поучительные сказки

Поучительные сказки- формируют у ребенка самостоятельность и взаимопомощь в семье, уважение к труду родителей. Дети дошкольного возраста очень любят рассуждать на тему что такое плохо, что такое хорошо, о моральных нормах поведения. Поэтому поучительные сказки вызывают огромные интерес и душевный оклик у ребенка.

РАЗДЕЛ 4: Героические сказки

Героические сказки- с ранних лет учат мужеству, героизму, смекалке — драться и побеждать не числом, а уменьем. Героические сказки всегда имеют положительный конец. Добро в них всегда победит, а зло будет наказано. Ребенок может вообразит себя положительным героем, ведь в сказке герой всегда будет вознагражден, а злодей повержен. Добро в сказке представлено не сводом скучных и нудных правил, а в образах сильных богатырей, смелых принцев, добрых волшебников.

Оценить 1036 0

Организация работы по формированию нравственных качеств у старших дошкольников с применением и использованием сказок

Месилова Екатерина Николаевна.

Пояснительная записка

Сказки это жанр устного народного творчества, имеющий фантастический характер и опирающийся на прочную реалистичную основу.

Литературная сказка это - авторское, художественное, прозаическое или поэтическое произведение, основанное либо на фольклорных источниках, либо придуманное самим писателем произведение, преимущественно фантастическое, рисующая чудесные приключения, вымышленных или традиционных сказочных героев и в некоторых случаях ориентированное на детей.

Из всех фольклорных жанров сказка является наиболее структурированной и более всех других жанров подчиняющейся определенным законам.

Известно, что многие сказки начинаются с зачина: Жили-были, а кончаются приговоркой: Стали жить-поживать и добра наживать. Да и самое рассказывание сказок предполагает знание особых формул, вроде такой: Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.

Однако сказка не была бы сказкой, если бы позволила злодею торжествовать победу над невинно гонимыми людьми. Такой конец обычен в волшебных сказках. Нет таких бед, в которые не попадали бы герои сказок, но нет и таких бед, которых они не отвели бы от себя. Побеждает добро, берёт верх справедливость. Конечно, такой конец историй, как и многое в сказке, - выдумка, но выдумка не бесцельная. Сказочники не мирились с жизненным злом, мечтали о справедливой жизни. В сказках всегда побеждают гонимые, обижаемые, всегда торжествует справедливость.

Мысль в сказке очень простая: хочешь себе счастья, учись уму-разуму.

В работе так же используются сказки народные (русские народные сказки, украинские народные сказки и др.) и сказки литературные (русских и зарубежных авторов): А.С. Пушкина, П. Ершова, Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского, Г. - Х. Андерсена, Ш. Перро, Д. Родари и др.

Важным условием выбора той или иной авторской сказки является ее соответствие законам построения сказки, отсутствие в ней личностных бессознательных проекций автора, возможность проигрывания самых причудливых сюжетных вариантов, открытость материала и доступность речевых конструкций, актуальность житейских коллизий, классическая эмоциональная схема завязки - кульминации - катарсиса; разработать методические рекомендации для педагогов по работе со сказкой и создать картотеку сказочных произведений способствующих нравственному воспитанию.

Мы предлагаем следующие формы организации: игровые занятия; комплексные занятия; самостоятельная игровая деятельность детей; самостоятельная продуктивная деятельность детей; встречи с интересными людьми; праздники. В качестве основных методов и приемов используем: проблемные ситуации и вопросы; игровые задания; игры - экспериментирования с предметами и материалами; моделирование сказочных сюжетов; творческие задания; пластические игры и упражнения; элементы драматизации.

Использование данных методов и приемов способствует развитию познавательной активности, формированию креативности как качества личности у дошкольников; учит действиям, с помощью которых осуществляется творчество.

Так же отводится роль педагога в совместной взросло - детской деятельности при работе со сказкой. Вся работа проходит в форме игры, но при этом сохраняются элементы познавательного и учебного общения.

Роль педагога состоит в том, чтобы отойти от традиционных методов и приемов работы со сказкой (чтение, рассказывание, пересказ, просмотр спектаклей, мультфильмов и кинофильмов по сказкам) и подойти к использованию сказочного материала нетрадиционно. Это значит, инициировать у детей умение нестандартно, оригинально воспринимать содержание сказок, отражать его во всех видах деятельности, а также создавать предпосылки для сочинения ребенком собственной сказки. При этом учитываем индивидуальные психофизиологические особенности детей; соблюдаем принцип "От простого - к сложному"; создаем в группе комфортную предметно - пространственную развивающую среду.

Важно не дать ребенку готовый ответ, а помочь найти этот ответ вместе; хотеть выслушать ребенка; улыбаться и использовать мягкие интонации; находиться в позиции глаза - в - глаза.

Данный методический комплекс направлен на воспитание нравственных качеств у старших дошкольников, а так же будет полезен для работы воспитателям.

Все сказки разделены на несколько блоков по темам формирования тех или иных качеств.

Первый блок - Сказки о животных.

Цель. Воспитание любви к животным. Обучение способам бережного и заботливого отношения к живой природе.



Цель: Развитие познавательных способностей детей посредством развивающих заданий и игр, закрепление и обобщение знаний детей о русских народных сказках.
Данный материал подходит как для индивидуальной, так и для совместной деятельности детей в детском саду.
Задачи:
1. Развивать мышление, речь, воображение, память, наблюдательность.
2. Развивать интерес к художественной литературе.
3. Обогащать словарный запас детей.
4. Развивать желание выполнять совместные игровые задания.












10. Книжка с загадками
Задание: На одном листе загадка, а на обратной стороне и нарисована отгадка.
Цель: Ознакомление детей с героями сказок, построенные на описание и сравнения. Развитие сообразительности, логического мышления.



11. Пальчиковый театр
Задачи: учить детей разыгрывать небольшие постановки, сценки, сказки с помощью пальчикового театра. Цель: развитие связной речи, её диалогической формы, умение повторять несложные фразы, отрывки из хорошо знакомой сказки, развивать творческие способности дошкольников с помощью театрализованной деятельности; развитие мелкой моторики рук.





Лэпбук служит хорошим помощником в работе воспитателя с детьми.
Мне очень нравится, что такое количество материала находиться в одной папке и его можно использовать в индивидуальном развитии детей и использовать на занятиях.
В заключении хочется отметить, что данная форма работы помогает создать условия для поддержки детской инициативы и творчества в группе.

Читайте также: