Чужой в чужой стране краткое содержание

Обновлено: 06.07.2024

А. Агранович, В. Чернышенко (Чужак в чужом краю) Н. Коптюг (Чужак в чужой стране) С. Миролюбов (Пришелец в земле чужой) А. Медвинский (Чужой в чужой земле) В. Ковалевский, Н. Штуцер (Чужак в чужой стране) М. Пчелинцев (Чужак в чужой стране)

Содержание

Персонажи

Содержание

Роман состоит из пяти частей, и его действие охватывает значительный промежуток времени. Временная привязка условна, но можно предположить, что действие романа разворачивается в недалёком будущем.

В последней части романа Майк основывает Церковь всех Миров, в которой приняты марсианские порядки. Посвящённые изучают марсианский язык, и овладевая марсианской духовностью, приобретают сверхчеловеческие качества. Всё кончается массовой истерией, развязанной фостеритами, многие из которых приходят к Майку. В результате Майк выходит к толпе и растерзан ею. Трагедию транслируют телеканалы мира в прямом эфире. Члены ближнего круга Майка (и Джубал) поедают его останки по марсианскому обычаю, чтобы огрокать нового Прометея во всей полноте.

Действие романа завершается на небесах, где архангел Фостер представляет ангелу Дигби нового шефа — архангела Майкла. Этот эпизод заставляет предположить, что Валентайн Майкл Смит был архангелом Михаилом, сошедшим на Землю.

Библиография

Ссылки

Примечания

Человек без лица Альфреда Бестера (1953) · Машина вечности Марка Клифтона и Фрэнка Райли (1955) · Двойная звезда Роберта Хайнлайна (1956) · Большое время Фрица Лейбера (1958) · Дело совести Джеймса Блиша (1959) · Звездный десант Роберта Хайнлайна (1960)

Гимн Лейбовицу Уолтера Миллера (1961) · Чужак в чужой стране Роберта Хайнлайна (1962) · Человек в высоком замке Филипа Дика (1963) · Пересадочная станция Клиффорда Саймака (1964) · Странник Фрица Лейбера (1965) · Дюна Фрэнка Герберта и Этот бесмертный Роджера Желязны (1966) · Луна — суровая хозяйка Роберта Хайнлайна (1967) · Князь света Роджера Желязны (1968) · Стоя на Занзибаре (Всем стоять на Занзибаре) Джона Браннера (1969) · Левая рука тьмы Урсулы Ле Гуин (1970)

Мир-кольцо Ларри Нивена (1971) · Восстаньте из праха Филипа Хосе Фармера (1972) · Сами боги Айзека Азимова (1973) · Свидание с Рамой Артура Кларка (1974) · Обездоленные Урсулы Ле Гуин (1975) · Вечная война Джо Холдемана (1976) · Где допоздна так сладко пели птицы Кейт Вильгельм (1977) · Врата Фредерика Пола (1978) · Змей сновидений Вонды Макинтайр (1979) · Фонтаны рая Артура Кларка (1980)

Снежная королева Джоан Виндж (1981) · Последняя база Кэролайн Черри (1982) · Край основания Айзека Азимова (1983) · Поднимается звёздный прилив Дэвида Брина (1984) · Нейромант Уильяма Гибсона (1985) · Игра Эндера Орсона Скотта Карда (1986) · Голос тех, кого нет Орсона Скотта Карда (1987) · Война за Возвышение Дэвида Брина (1988) · Сайтин Кэролайн Черри (1989) · Гиперион Дэна Симмонса (1990)

Игра форов Лоис МакМастер Буджолд (1991) · Барраяр Лоис МакМастер Буджолд (1992) · Пламя над бездной Вернора Винджа и Книга судного дня Конни Уиллис (1993) · Зеленый Марс Кима Стенли Робинсона (1994) · Танец отражений Лоис МакМастер Буджолд (1995) · Алмазный век Нила Стивенсона (1996) · Голубой Марс Кима Стенли Робинсона (1997) · Бесконечный мир Джо Холдемана(1998) · Не говоря о собаке Конни Уиллис (1999) · Глубина в небе Вернора Винджа (2000)

Гарри Поттер и Кубок Огня Джоан Роулинг (2001) · Американские боги Нила Геймана (2002) · Гоминиды Роберта Сойера (2003) · Паладин душ Лоис МакМастер Буджолд (2004) · Джонатан Стрендж и мистер Норрелл Сюзанны Кларк (2005) · Спин Роберта Уилсона (2006) · Конец радуги Вернора Винджа (2007) · Союз еврейских полисменов Майкла Шейбона (2008) · История с кладбищем Нила Геймана (2009)

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Чужак в чужой стране (роман)" в других словарях:

Двойник (роман Хайнлайна) — У этого термина существуют и другие значения, см. Двойник. Двойник Double Star Жанр: Роман Автор: Хайнлайн, Роберт Энсон Язык оригинала … Википедия

Красная планета (роман) — Красная планета Red Planet Жанр: научная фантастика Автор: Роберт Энсон Хайнлайн Язык оригинала: Английский Публикация: 1949 … Википедия

Конец радуг (роман) — Конец радуг Rainbows End Обложка для первого издания в России, 2008 год. Автор: Вернор Виндж … Википедия

Философский роман — Философский роман литературоведческий термин, получивший распространение в XX веке. Этим термином обозначаются художественные произведения, написанные в романной форме, в сюжете или образах которого известную роль играют философские… … Википедия

Барраяр (роман) — Барраяр Barrayar Жанр: роман Автор: Лоис Макмастер Буджолд Язык оригинала: английский Публикация: июль октябрь … Википедия

Первая экспедиция на Марс исчезла бесследно. Третья Мировая Война отодвинула вторую, удачную экспедицию на долгих двадцать пять лет. Новые исследователи установили контакт с исконными марсианами и выяснили, что первая экспедиция погибла не вся. И на землю привозят "Маугли космического века" — Майкла Валлентайна Смита, воспитанного местными разумными существами. Человек по происхождению и марсианин по воспитанию, Майкл врывается яркой звездой в привычные будни Земли. Наделённый знаниями и умениями древней цивилизации Смит становится мессией, основателем новой религии и первым мучеником за свою веру.

Роман патриарха американской научной фантастики стал одной из основополагающих книг шестидесятых годов прошлого века, изменив мировоззрение молодёжи того времени.

Вопрос 1: Что такое фантастика, и какая она бывает?

Вопрос 2. Фантастика vs (?) Реализм

Вопрос 3. Почему Чужак в чужой стране Роберта Хайнлайна это не фантастика?

В третьем же вопросе я рассмотрю основные (для меня) моменты сюжета и идейной составляющей романа.

Сразу отмечу, что в ответе на третий вопрос будет множество СПОЙЛЕРОВ, поэтому НЕ ЧИТАЙТЕ ответ на третий вопрос, пока не прочитаете роман, если не хотите разрушить себе интригу.

Вопрос 1: Что такое фантастика и какая она бывает.

Начну с того, что строго говоря, фантастика — жанр, в котором преобладают материалистические постулаты устройства мира, и изначально ставилось практически равенство фантастика=научная фантастика, т.е. фэнтези и другие жанры, где преобладают различные магические аспекты не относятся к фантастике в изначальном ее смысле, а объединение всего в одну кучу — это дело читателя мало знакомого с фантастикой.

При этом для того, чтобы не возникло непонимания, сразу отмечу, что я не принижаю фэнтези и боевую фантастику, я лишь отмечаю то, что в этих поджанрах очень часто пишут плохо, потому что каждый почему то считает, что создать фэнтезийный мир проще пареной репы и что для написания фэнтези не требуется много знаний и писательского мастерства. Однако же создание логичного, взамнонепротиворечивого, оригинального фэнтезийного мира тоже требует большого труда. И написать хорошее произведение в жанре фэнтези (любого другого жанра с фантастическим допущением) ничуть не легче, чем написать в жанре НФ.

Возвращаясь к фантастике, надо упомянуть о ещё одном предубеждении: вся хорошая фантастика написана во времена так называемых отцов-основателей американской научной фантастики (Шекли, Азимов, Саймак, Брэдбери, Хайнлайн (помашем ему ручкой), плюс сюда (не к отцам-основателям, а к представителям тех времен) часто добавляют Лема и Стругацких, то есть это 50-60-е года, если речь идёт об американской НФ и 70-80-е в советском НФ. И, по большому счету, все. Таково представление типичного читателя. Но при этом, в жанре фантастики (или различной около-фантастики вроде утопии-антиутопии, магического реализма, фэнтези и т.д.) были, есть и будут встречаться хорошие авторы, пишущие настоящую большую литературу.

Итак, акцент: понимать под фантастикой все жанры, где есть фантастическое допущение, на мой взгляд, в корне не верно, ведь научная фантастика и фэнтези, например, отличаются разительно. И далее, говоря, фантастика я буду иметь ввиду не совокупность жанров, где есть фантастическое допущение, а лишь твердую и мягкую НФ.

Вопрос 3. Почему Чужак в чужой стране Роберта Хайнлайна это не фантастика, основные моменты сюжета и идейной составляющей.

ВНИМАНИЕ! ДАЛЕЕ ВОЗМОЖНЫ СПОЙЛЕРЫ

В своем отзыве (можете найти его среди прочих на странице романа) я уже кратко ответил на этот вопрос, но сейчас расскажу подробнее, что и как я вижу в романе.

Начинается роман с того, что на Марс отправляется экспедиция, которая прибыв на место теряет связь, за ней отправляется вторая и, неожиданно для них, обнаруживают, что Марс обитаем и населен разумными высокоразвитыми негуманоидными существами. Здесь надо отметить, что совершенно нереалистично и сразу же ставит большой вопрос на принадлежности к жанру фантастики тот факт, что перед экспедицией Марс не был изучен различными дистанционно управляемыми аппаратами вроде зондов и марсоходов. Но в качестве смягчающего обстоятельства можно принять то, что на момент написания романа уровень дистанционных аппаратов ещё не позволял изучать даже соседние планеты. Но сам факт обитаемости Марса и того, что населяющие его живые существа устроили нетехнологичную цивилизацию (не испускают радиосигнала) вполне соотносится с научными данными того времени (даже несмотря на то, что уже тогда было известно, что на Марсе очень суровый климат, сродни Антарктическим пустыням на Земле). Насчёт лайл-перехода: тоже вполне могло бы быть, технологические прорывы очень часто используются в фантастике. Итак, пусть и отчасти притянуто за уши то, что земляне до прилёта на Марс не знали, что он обитаем, примем пока это в качестве пусть и не очень качественного сюжетообразующего допущения.

Далее мы узнаем, что все члены экспедиции погибли, и единственный живой человек, которого обнаружила вторая экспедиция — ребенок, который, судя по всему, был зачат и рождён уже на Марсе. Опустим тот факт, что сейчас мы знаем, что условия на Марсе не пригодны для жизни и примем, что человеку, реально выжить на Марсе (опять же ссылаясь на время написания романа).

а) Перемещать предметы силой мысли (телекинез), что по сути является магией, и возможность такого перемещения никак не подтверждалась ни тогда, ни сейчас.

в) Разрушать любые объекты вплоть до планет (может и звёзд, но это напрямую уже не сказано), и кольцо астероидов между Марсом и Юпитером подаётся как бывшая планета, которую уничтожили марсиане, потому что их Старшие грокнули ее обитателей недостойными жить, а планету недостойной существовать. Никаких подробностей этого мы не узнаем.

г) Несколько изменять свои и чужие тела: ускорять рост мышц, делаться временно бесплодными, невосприимчивыми к болезням и чудесным образом излечиваться от болезней, опять же все это никак не обосновано и является магией.

Итак, после начала, похожего на научную фантастику, Хайнлайн отбрасывает даже подобие на НФ и концентрирует свое внимание (и внимание читателей) на другое. На что же? Давайте разбираться. Для этого обратим внимание на Землю Хайнлайна.

В своем отзыве я уже обращал внимание на то, что нельзя в полной мере соотносить Землю Хайнлайна и нашу Землю. Слишком абсурдны ситуации и повороты сюжета. Для меня самой абсурдной была часть, когда Смит находился в больнице. Там всюду нонсенс: сам факт, что Смита поместили в обычную больницу, тот, что его так плохо охраняют, то, что у него в палате нет видеокамеры, за которой бы наблюдали охранники, то, как медсестра его крадёт под носом у всех. Но пока оставим это.

Вернемся к тому, как и кто управляет коалицией западных стран. Мы знаем, что формальным главой является Дуглас, но огромное значение в принятии решений (в том числе и за его спиной) играет его жена. А жена, при всей своей практичности и хватке держит вблизи себя и часто прислушивается к советам астролога. А астрология, как мы знаем, одна из типичных традиционных лженаук и вовлечение в сюжет астролога и придание ему такой важной роли должно в очередной раз показать нам, что автор пытается создать атмосферу фарса.

Также нельзя не обратить внимание на важнейшего персонажа романа – Джубала Харшоу. С самого знакомства с этим персонажем я понял, что через него автор будет давать объяснения происходящему в романе в духе Моргана Фримена, и то, что он будет своеобразным голосом самого автора в романе. Джубал пишет статьи для газет и поставляет информацию для телевидения, пишет книги, сценарии, а ещё он врач. И он, конечно же, богат и не задумывается о деньгах. Такая типичная солянка хиппи-философа в оставке, у которого была бурная молодость со всеми вытекающими последствиями, но при этом он, конечно же, не спился, не упоролся наркотиками и не скатился в канаву, а стал большим человеком, но при этом остался прогрессивным человеком, что не может не радовать молодежь времен Хайлайна, времен расцвета хиппи-движения в Америке.

Итак, рассмотрим теперь все это в совокупности: Хайлайн в самом начале романа делает некоторые намеки на то, что перед нами научная фантастика и пытается придать тексту некоторое подобие НФ, но быстро бросает это дело и перестает даже пытаться. Далее автор создает гротескные преувеличенные сатиричные образы и повороты сюжета тоже гротескны и нереалистичны. Что же заставляет автора делать это? На мой взгляд, желание понравиться молодежи его времени. Желание с высоты своего положения большого популярного автора одобрить хиппи-движение и понравится хиппи. Если взглянуть на роман именно с этой точки зрения многое сразу проясняется.

Как все гладко и красиво, да? Правда в реальности все получается совсем иначе.

В общем, мы получаем, что большой уважаемый автор, вместо того, чтобы попытаться заставить молодежь критически отнестись к опасностям, поджидающим их в жизни, вместо того, чтобы остудить им головы и призвать взяться за них, за головы, подливает масла в огонь и идеализирует образы лидеров сект, не упоминает проблем с деньгами, болезнями, никому ненужными детьми (или абортами). Автор подает массовому читателю сладкий торт с большим количеством крема и вишенкой, но не хочет им сказать, что если они будут без меры жрать этот торт, то им обеспечены ожирение, проблемы с зубами, сердцем и многим другим.

И в качестве завершения мое резюме: автор пишет роман в угоду моде, безответственно подходит к роли большого писателя, способного влиять на умы большого числа людей. Автор делает безумные, нереалистичные, гротескные повороты сюжета лишь для того, чтобы все это легло в канву идеологии молодежи-хиппи.

Отрывки первых 50 страниц своими словами и выжимка главных смыслов из книги про марсианина, которые я увидел.

По мнению Хайнлайна — марсиане живут среди нас. Выглядят они так же как и мы, с двумя руками и ногами, но вот только мышление у них, – марсианское.

Впервые за всю историю человечества Соединенные Штаты Америки решили стать первой страной кто отправит свой космический корабль с людьми на Марс. Америка не могла проиграть русским и в этой планете.

Восемь членов команды были тщательно подобраны на совместимость с друг другом, возможно даже слишком. Как только кропотливая подготовка была завершена — первопроходцы отправились на Марс в утомительно долгий перелет на корабле “Посланник”.

Что во время пребывания на Марсе происходило с командой — неизвестно.

В это время на Земле началась 3 мировая. Все полеты на Марс в ближайшие четверть века были отменены.

Спустя долгое время как только все разногласия воюющих стран были прекращены — лидеры мировых стран сели за один стол, дабы обсудить вопрос “Как не допустить возможную ядерную войну?”.

Вскоре на оранжевую планету приземлился корабль с новой группой колонистов. Команда по координатам нашла потерянный корабль “Посланника”. По факту был вынесен вердикт что все люди из “Посланника” развоплотилась. По бортовым журналам была замечена запись о том, что тридцать лет назад на Марсе родился первый ребенок из рода человеческого, прозвали его Майкл Валентайн Смит.

Майкл в возрасте ребёнка остался единственным человеком на Марсе вдалеке от Земли за сотни миллионов километров. Судя по всему, всю команду исчезли жители Марса, а ребенка трогать не стали, скорей наоборот — его сразу взяли на опеку любящие аборигены.

Выглядели марсиане не так как люди, для перемещения у них было 3 ноги, и все они считались существами одного пола. Некоторые из них были бестелесными духами, а звали их Стариками — древнейшие и самые мудрые жители Марса, которые знали ответы на все вопросы. Жили марсиане тоже не как люди, они никогда не спешили — люди же спешат всегда. Если марсианам нужно что-то грокнуть, они смело могли посвятить этому месяц или даже пару столетий размышлений.

Разница в развитии с землянами оказалась колоссальной — марсианам легко поддавалась телепатия, левитация, исчезновение, чтение мыслей, уничтожение планет силой мысли, бессмертие и многое другое.

Марсиане отдают землянам Майка под предлогом стать их подопытным кроликом, в тайне скрывая намерение познать с помощью Майка все знания новой планеты и телепатие передать марсианам всю информацию.

Майка отвозят на землю и ложат в больницу на реабилитацию. Доктора начинают приспосабливать его к новой гравитации, наращивают мышцы, обучают английскому, учат культуре, показывают на себе как пользоваться обыденным вещам: как пить воду, ходить в туалет, одевать одежду.

Вскоре узнается что Майкл совсем не случайно оказывается наследником огромного состояния на Земле величиной одного ВВП среднего государства. На что обращают внимания журналисты, полиция, девушки и мировые лидеры всех стран. Ну а в первую очередь это узнает симпатичная медсестра, которая лезет туда где вход запрещен.

Не смотря на то что этот роман состоит из 650 страниц, с первой страницы его сюжет ураганом вовлекает и проносит сквозь невероятную историю юного марсианина, который пошатнул своей точкой зрения религию всех церквей на Земле.

Религия и библия — одна из ключевых идей в этой книге, на которую автор предлагает обратить внимание. И обратить не на то что в книге, а на то что окружает нас сейчас. Поскольку даже сам Казимир Малевич своей знаменитой работой “Черный квадрат” говорит, что в современном обществе религии давно уже нет.

Майкл все указания воспринимает буквально, его голова чиста от установок и убеждений — для него нет ничего невозможного. Его любопытство к миру не сравнимо даже с двухлетним ребенком. Каждая его мысль чиста и очень точна, он никогда не говорит что-то для праздного любопытства, совсем наоборот.

Черт возьми. Эта книга произвела на меня непередаваемые ощущения! Как же красиво Хайнлайн подал идеи истинной близости, радости, любви, архетипа отца и разделения языка между людьми. У меня даже возникло ощущение что я от Майка заразился так называемой жизнью в процессе чтения.

Включение воображения. Первая версия книги была опубликована в 1961 году. Сюжет книги разворачивается в “далеком будущем”. Это то будущее, когда Луна уже была обитаема людьми и между планетами бороздили звездолеты и спутники. Транспорт на земле был преимущественно летающим и роботизированным, а города по размерам не уступали густым джунглям.

То, как описывает автор это будущее, заставляет своим воображение поиграть с предложенными картинками и это явно веселит, развивает способность мыслить и творить.

Брат по воде. Брат по воде — это тот, кому ты сможешь тотально доверять на 100%. Даже если он попросит выпрыгнуть из окна, ты это сделаешь. Братья по воде поддержат безоговорочно друг-друга в любой ситуации.

Брат по воде никогда не посоветует, не скажет и даже не подумает что-то что может навредить другому брату по воде. Либо полное доверия — либо ничего.Чтобы стать братом по воде, необходимо сделать совместный ритуал выпив воду из одного стакана — это называется разделение воды. После этого ты до конца жизни становишься братом по воде, выйди из этой роли невозможно.

Чтобы объять, восхвалить и возлюбить предмет гроканья необходимо чтобы воспоминания перестали быть столь свежими.

Любовь. У любви есть 16 свойств, — и только Майкл использовал их все, он обладал платонической любовью. Нам бы хотя бы 5% его способности любить .

Ждание вознаграждается плодами. Майкл многократно повторяет: если у тебя нет того что ты хочешь, не спеши, нужно ждать, и время созреет.

Величественная красота денег ошеломляла и завораживала.

Но этом я заканчиваю свою статью. Также, загляните в мой Telegram блог где я рассказываю на реальных примерах и иллюстрациях идеи из разных великих книг.

Роберт Хайнлайн - Чужак в чужой стране

Роберт Хайнлайн - Чужак в чужой стране краткое содержание

Чужак в чужой стране - читать онлайн бесплатно полную версию (весь текст целиком)


Фото

ФАНТАСТИЧЕСКИЙ ГОД — 1962-й [1]

В реальном мире, как обычно, воевали и мирились, совершали открытия в науке и создавали произведения искусства. Уходили в мир иной великие люди, и на смену рождались те, кого прославят будущие десятилетия.

В результате многолетней национально-освободительной войны Алжир наконец добился независимости. Это не всем понравилось в бывшей метрополии, во Франции, где эхом проигранной алжирской войны прозвучал неудавшийся заговор оасовцев, пытавшихся убить президента Де-Голля. После провала заговора из страны вынужден был бежать бывший французский премьер Жорж Бидо, до того успевший примкнуть к путчистам.

В Южной Африке негритянский лидер, будущий лауреат Нобелевской премии мира Нельсон Мандела был арестован и приговорен к пяти (пока) годам тюрьмы.

А в Израиле завершился судебный процесс над Адольфом Эйхманом, который чуть позже был повешен в Иерусалиме.

Как обычно, богат новостями оказался год для литературы и искусства.

И по-прежнему научную фантастику творили ученые.

Нобелевская премия по физике присуждена советскому ученому Льву Ландау; кроме него сразу четверо английских биохимиков и генетиков были удостоены этой высокой награды: Макс Перуц (по национальности австриец) и Джон Кендрю — за исследования структуры белка, а также Джеймс Уотсон с Фрэнсисом Криком и Морис Уилкинс — за их эпохальную расшифровку структуры ДНК. В тот же год умер великий физик Нильс Бор и швейцарец Огюст Пиккар, прославившийся исследованиями стратосферы и океанских глубин.

Америке хватало своих новостей.

Читайте также: