Зарождение родового строя история россии 6 класс краткое содержание

Обновлено: 08.07.2024

Древнейшие люди поселились на территории нашей страны с незапамятных времён.

ВложениеРазмер
drevneyshie_lyudi_poselilis_na_territorii_nashey_strany_s_nezapamyatnyh_vremyon.doc 26 КБ

Предварительный просмотр:

Древнейшие люди поселились на территории нашей страны с незапамятных времён. Примерно 700 тысяч лет назад они появились на южных территориях — на Северном Кавказе и в районе реки Кубань. Здесь был тёплый, мягкий климат, богатый растительный и животный мир. Древние люди не выращивали продукты питания, а добывали и присваивали то, что было создано природой. Они умели поддерживать огонь, хотя ещё не научились добывать его.

Жизнь была полна опасностей, выжить в одиночку было трудно. Люди объединялись в небольшие группы по 20—30 человек, получившие название первобытного человеческого стада. Вместе легче было добывать пропитание, защищаться от хищных животных, поддерживать и охранять огонь.

Около 80 тысяч лет назад условия жизни резко изменились. Наступило похолодание. Ледяной панцирь сковал северные территории Европы и Азии. Вдоль кромки ледника простиралась бескрайняя тундра, а южнее, до самого Чёрного моря, — холодные степи. На смену теплолюбивым животным пришли мамонты, бизоны, шерстистые носороги, северные олени, лошади.

Человек с большим трудом сумел приспособиться к жизни в суровых условиях. Главным его занятием стала загонная (облавная) охота1. Приспосабливаясь к холодному климату, люди стали постоянно использовать огонь, а затем научились и добывать его. Несмотря на суровые условия, они расселялись всё дальше на север — на территорию нынешней Украины, в Среднее и Нижнее Поволжье. На смену первобытному человеческому стаду пришла родовая община, объединившая кровных родственников. Несколько живущих по соседству родовых общин составляли племя.

1 Объяснение выделенных слов дано в конце параграфов.

С изменением условий жизни человека изменялся его физический облик. 40 тысяч лет назад появился человек современного типа.

Появление земледелия, скотоводства и ремесла

12—14 тысяч лет назад ледниковый период закончился, многие крупные животные вымерли. Занимаясь только охотой и собирательством, человек уже не мог себя прокормить, возникали новые источники существования. Из древнего собирательства на юге нашей страны 6—5 тысяч лет назад постепенно зарождается земледелие. В это же время человек приручил не только собаку, но и других животных — свиней, коз, лошадей. На смену охоте приходит скотоводство. Начинается постепенный переход от присвоения к производству необходимых продуктов.

Люди научились обжигать глину и изготавливать керамическую посуду, прясть волокна и ткать, шить одежду из ткани.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока в 6 классе по теме "Древние люди и их стоянки на территории современной России"

Данный материал содержит планеруемые цели и задачи по ФГОС,наглядную схему.

Конспект урока по истории в 6 классе "Древние люди и их стоянки на территории современной России"

Урок "Древние люди и их стоянки на территории современной России" был разработан в соотсетствии с ФГОС. При разработке данного урока частично был использован материал урока учителя истории Гимназии № .

Древние люди и их стоянки на территории современной России

Материал к уроку истории России в 6 классе по теме " Древние люди и их стоянки на территории современной России".

Урок 6 класс ИР Древние люди и их стоянки на территории современной России

Урок по теме "Древние люди и их стоянки на территории современной России" к УМК Торкунова.


История России 6 класс Древние люди и их стоянки на территории современной России

Технологическая карта урока "Древние люди и их стоянки на территории современной России", так же сопроводительная презентация к уроку. Данный материал разработан по учебнику Истории Ро.


Презентация по теме "Древние люди и их стоянки на территории современной России".

На уроке предстоит познакомиться с процессом появления первых людей на территории современной России, древнейшими стоянками, зарождением родового строя, неолитической революцией и появлением сос.


Рабочий лист к уроку «Древние люди и их стоянки на территории современной России».

Познакомить с переменами в образе жизни древних людей в связи с изменением климатических условий.

Планируемые результаты:

предметные: применять понятийный аппарат исторического знания для раскрытия причин появления первых стоянок на территории современной России; определять исторические процессы, события по времени; соотносить историческое время и пространство; находить и систематизировать информацию из различных источников

метапредметные: ( коммуникативные) организовать учебное сотрудничество между учителем и учащимся, воспринимать текст с учётом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для её решения

( регулятивные) формулировать новые задачи учебной деятельности, определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составлять план действий, оценивать правильность решений.

( познавательные) работать с различными источниками информации, устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение, анализировать материал учебника и дополнительную литературу

личностные: формировать и развивать познавательный интерес к изучению истории России, развивать творческие способности через активные формы деятельности

Оборудование: учебник, проектор, презентация, ноутбук, мультимедийный экран, дополнительная информация

Основные вопросы урока:

1) Появление людей на территории современной России.

2)Древнейшие стоянки человека на территории современной России

3) Зарождение родового строя.

4) Совершенствование орудий труда.

Тип урока: изучение нового материала

Ресурсы урока: учебник, контурная карта, атлас

Основные даты: появление человека на территории России – 1 млн. лет

Основные понятия и термины: роль природно- географического фактора в истории, расселение, образ жизни и занятия.

Персоналии: учёные - историки

1. Орг. начало урока.

2. Проверка домашнего задания:

Устный ответ

3. Мотивационно - целевой этап.

- Историк и археолог М.И. Погодин утверждал: ( сл. 1)

- Согласимся ли мы с этим высказыванием или опровергнем его? На этот вопрос мы попытаемся найти ответ в конце урока.

- Вспомните из курса 5 класса, когда и где появился первый человек?

- Как шло расселение древнейших людей?

Проблемный вопрос: ( сл. 4)

« Можно ли утверждать, что древнейшие люди, пришедшие на территорию современной России, прошли в своём развитии такой же путь, как и остальные жители Земли?

III . Введение в новый материал.

1. Появление людей на территории современной России.

( сл. 5) Древнейшие люди на территории современной России появились на юге страны – Северном Кавказе и в районе реки Кубань, примерно 700 тысяч лет назад. Теплый климат, богатый растительный и животный мир давал людям все необходимое для жизни. Древние люди обеспечивали свои потребности в продовольствии охотой и собирательством, не занимаясь сельскохозяйственным производством, т.е. вели присваивающее хозяйство.

- ( сл. 6-8) Древние люди ничего не выращивали, а добывали и присваивали то, что было создано самой природой. Они охотились на зверей, ловили насекомых и земноводных, собирали ягоды, плоды. Съедобные коренья. Такое хозяйство называют ПРИСВАИВАЮЩИМ .

Человек умел поддерживать огонь, хотя добывать его ещё не научился. Орудия труда были примитивными.

- Из чего могли делать первые орудия труда? ( камни, кости, дерево)

- Древнейший период существования человека назывался каменным веком.

Длился он многие тысячелетия. Каменный век учёные делят на:

- Как им жилось? Трудно ли было выжить в одиночку?

- Выжить в условиях дикой природы в одиночку было трудно. Поэтому люди объединялись в небольшие группы по 20-30 человек. Они назывались первобытные человеческие стада.

2. Древнейшие стоянки человека на территории современной России.

-( сл. 9) Прочитайте материал на стр. 11 п. 2 и выполните задание №1 в рабочей тетради ( стр. 4)

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

1. Организационный момент

Добрый день, класс! Давайте отметим тех, кто сегодня отсутсвует. А теперь предлагаю вам немного поиграть. Прошу вас продолжить предложения: Россия – самая….,В России самое…

Вот именно об этой самой самой нашей Родине мы и будем говорить.

-как вы думаете о чём мы будем говорить сегодня?

-на какие вопросы нам предстоит ответить сегодня?

(ученики высказывают свои предположения)

2. Обозначение темы урока

2. Изучение нового учебного материала

Проблемы происхождения человека, образования рас, расселения людей являются предметом длительной научной дискуссии. Попробуем и мы принять в ней активное участие, воссоздав картину появления людей на территории современной России.

Древнейшие люди появились на территории России ок.500 тыс-1 млн. лет назад

-Сев.Кавказ( 700 тыс.)

-Дагестан(500 тыс-1 млн.лет)

-Таманский полуостров (500 тыс-1 млн.лет)

Как вы думаете, почему именно эти территории были заселены раньше всего? Верно, действительно важную роль играл климат.

Этот древнейший период существования человека называют каменным веком. Как вы думаете почему?

Каменный век делится на три периода: палеолит, мезолит и неолит. Давайте изобразим их на ленте времени.

Давайте представим себя путешественниками во времени, попавшими в те древнейшие времена на территорию России. Предлагаю разделиться вам на 2 группы по собственному желанию.

1. Появление людей на территории современной России

Задание для группы 1. Стр. 10. 1. Дайте характеристику присваивающему хозяйству. 2. Опишите орудия труда древних людей (какие, из чего изготавливали) 3. Общество древних людей.

2. Древнейшие стоянки человека на территории современной России.

Задание для группы 2. Стр. 11 1. Найдите и покажите на карте России где были обнаружены стоянки древних людей. 2. Опишите образ жизни в каждой из стоянок.

Древнейшие стоянки человека на территории современной России

1. Стоянки в деревне Костенки под Воронежем (35 - 45 тыс. лет назад): здесь найдены орудия труда, украшения, скульптурные изображения животных и людей.

2. Стоянка Сунгирь под Владимиром (25 тыс. лет назад): обнаружены многочисленные фрагменты изделий древних людей – оружие, одежда, украшения, обнаружены захоронения людей.

3. Каповая пещера на Южном Урале (Башкирия) (период палеолита): обнаружены десятки рисунков животных, треугольников, линий.

4. Денисовая пещера на Алтае (50 тыс. лет назад): останки людей, которые жили в одно время с неандертальцами, но были на более высоком уровне развития.

Зарождение родового строя

Мы узнали, что территория России была заселена людьми еще в глубокой древности. Теперь нам предстоит узнать, как жили древние люди и ознакомиться с новыми понятиями - род, племя, община. Третья группа перечисляет предпосылки и итоги зарождения родового строя, и совместно с классом разбирает новые определения.

Изменение климатических условий: 80 тыс. лет назад наступило похолодание – ледниковый период. Ледниковый панцирь сковал северные территории Европы, Азии, Северной Америки. Вымерли теплолюбивые животные и растения, а им на смену пришли мамонты, шерстистые носороги, бизоны, олени, лошади.

Человек приспосабливался к жизни в суровых условиях:

- загонная охота (зверя загоняли в овраг или вырытую яму)

- добыча и поддержание огня

- совершенствование техники обработки камня и изготовления орудий труда

- человек стал шить одежду при помощи иглы

Жизнь в коллективе:

- сплоченность и организованность

Род или родовая община – кровные родственники (имущество совместное, равные права, действовали сообща, почитание старших)

Племя – несколько живущих по соседству родов

Первобытное общество (или первобытный строй) – древние люди жили родами, имели в общей собственности примитивные орудия труда, трудились сообща и поровну распределяли продукты.

Совершенствование орудий труда

Жизнь человека не стояла на месте. 12-14 тыс. лет назад ледниковый период закончился и установился климат, близкий к современному, наступил период мезолита. Изменения климата привели к вымиранию крупных животных, поэтому люди переключились на собирательство и рыболовство. Человек совершенствовал орудия труда, были изобретены средства передвижения (лодки, лыжи, сани).

2. Закрепление учебного материала

Мы проследили исторический путь древних людей, поселившихся на территории нашей страны.

- покажите на карте стоянки древних людей, обитавших на территории современной России.

- перечислите основные занятия древних людей

- дайте характеристику присваивающего хозяйства

- согласны ли вы с утверждением, что древние люди, пришедшие на современную территорию России, прошли в своем развитии такой же путь, как и жители остальных территорий Земли. (ответы учеников)

5. Домашнее задание

- параграф 1 пересказ, стр. 10-14

6. Выставление оценок

Понравилось ли вам на уроке? Остались ли у вас вопросы по теме? Как бы вы могли оценить урок?


Как первобытным людям удалось выжить и заселить территорию современной России?

1. Появление людей на территории современной России

Когда и на какой территории, по мнению учёных, появились первые люди?

Древнейшие люди начали заселять территорию нашей страны с незапамятных времён. Ещё недавно считалось, что они появились примерно 700 тыс. лет назад на Северном Кавказе, где был тёплый, мягкий климат, богатый растительный и животный мир. Однако археологические открытия последних десятилетий заставили уточнить эту датировку. Не так давно в центральном Дагестане и на Таманском полуострове были обнаружены следы пребывания древнего человека, возраст которых от 500 тыс. до 1 млн лет.

Древние люди ничего не выращивали, а добывали и присваивали то, что было создано природой. Они охотились на зверей, ловили насекомых и земноводных, собирали плоды, ягоды, съедобные растения. Такое хозяйство называют присваивающим..

Человек умел поддерживать огонь, хотя ещё не научился его добывать. Орудия труда были примитивными, их набор невелик. Люди делали свои орудия труда и оружие из дерева, кости, но главным материалом был камень — прежде всего кремний. Из него делали ручные рубила, скрёбла, остроконечники. Древнейший период существования человека называют каменным веком. Длился этот век многие тысячелетия. Каменный век учёные делят на три больших периода: древний каменный век — палеолит, средний каменный век — мезолит и новый каменный век — неолит.

Жизнь была полна опасности, выжить в одиночку было невозможно. Люди объединялись в небольшие группы по 20—30 человек. Вместе легче было добывать пропитание, защищаться от хищных животных, поддерживать и охранять огонь. Все члены коллектива были равны между собой, а пища, независимо от того, кем и как она была добыта, делилась поровну.


Каменные орудия древних людей, найденные археологами

2. Древнейшие стоянки человека на территории современной России

Значительная часть территории современной России была заселена ещё в глубокой древности. Об этом свидетельствуют открытия археологов.

Ещё одна стоянка древнего человека — Сунгирь — находится под Владимиром. Её возраст составляет около 25 тыс. лет. Здесь археологи обнаружили многочисленные фрагменты изделий древних людей. Жители Сунгири охотились на мамонтов, северных оленей, бизонов, лошадей, волков и росомах. Учёные восстановили одежду этих людей. Она оказалась очень похожей на традиционную одежду нынешних коренных северных народов Европы. Поверхность одеяний обитатели древней Сунгири богато украшали мельчайшими бусинками из кости мамонта. Из этого же материала изготавливали браслеты. В погребениях обнаружены и копья с наконечниками из кости мамонта. Одно из копий достигает в длину 2,4 м.

Древние люди не только охотились и занимались собирательством, но и умели отражать свою жизнь в искусстве. В Каповой пещере на Южном Урале (Башкирия) в 1959 г. обнаружили десятки рисунков, изображающих мамонтов, носорогов, лошадей и других животных. Кроме рисунков животных, учёные обнаружили изображения каких-то таинственных треугольников, лестниц, косых линий. Рисунки в Каповой пещере были нарисованы в разные периоды. Самые древние из них относятся к периоду палеолита. Подобные рисунки найдены также в пещерах на юге Франции и Испании.



Рисунок на стене Каповой пещеры

Какие животные изображены на стене?

Выясните, кто такие неандертальцы.

3. Зарождение родового строя

Около 80 тыс. лет назад условия жизни на Земле резко изменились. Наступило похолодание — ледниковый период. Ледяной панцирь сковал северные территории Европы, Азии, Северной Америки. Вдоль кромки ледника простиралась бескрайняя тундра, а южнее — холодные степи. Вымерли теплолюбивые животные и растения. На смену им пришли мамонты, бизоны, шерстистые носороги, северные олени, дикие лошади.

Человек с большим трудом сумел приспособиться к жизни в суровых условиях. Главным его занятием по-прежнему оставалась охота.

На охоту выходили небольшими группами. Выследив добычу, люди начинали громко кричать, размахивать огненными факелами, бросать камни, чтобы загнать её в овраг или специально вырытую яму. Загнанного зверя добивали дубинами, камнями и копьями. Такая охота называлась загонной. Убив огромного мамонта, бизона или носорога, люди надолго обеспечивали себя обильной и сытной пищей, а также многим другим.


Территория России в древности


Охота на мамонта. Художник В. М. Васнецов Выясните, какая деталь картины является недостоверной.

Спасаясь от холода, люди стали постоянно использовать огонь, а затем научились и добывать его. Приготовленная на огне мясная пища лучше усваивалась, содержала важные для человеческого организма вещества. Увеличивалась продолжительность жизни.

Техника обработки камня стала более совершенной, а орудия труда — более разнообразными. Сколотые по всей длине камни имели форму ножей, пил, тёсел, шильев. Люди научились хорошо обрабатывать рога и кости животных. Появились иглы с ушками, и человек стал шить одежду из шкур с помощью сухожилий животных или растительных волокон.

Формировалось разделение труда между мужчинами и женщинами. Охота стала мужским занятием. Женщины занимались собирательством, вели домашнее хозяйство. Дети помогали взрослым. Необходимость согласовывать свои действия на охоте, передавать накопленный опыт способствовала развитию речи. Жизнь в коллективе становилась более сплочённой и организованной.

Менялся физический облик человека. Около 40 тыс. лет назад окончательно сформировался человек современного типа.

Что такое род, племя, община?

На смену первым объединениям древних людей пришёл род, или родовая община, включавший кровных родственников. Имущество общины считалось общим достоянием, все её члены имели равные права, вопросы решали сообща. При этом наибольшим влиянием пользовались самые старшие, умудрённые опытом люди. Несколько живущих по соседству родовых общин составляли племя.

Итак, древние люди жили родами, имели в общей собственности примитивные орудия труда, трудились сообща и поровну распределяли продукты. Такое устройство общества называется первобытнообщинным строем или первобытным обществом.

4. Совершенствование орудий труда

Примерно 12—14 тыс. лет назад закончился ледниковый период и установился климат, близкий к современному. Наступил период мезолита. Изменения климата привели к вымиранию таких крупных животных, как мамонты и шерстистые носороги. Сократилось и количество других крупных зверей. Люди были вынуждены уделять больше внимания собирательству, рыболовству.


Найденные археологами микролиты были закреплены на концах копий с помощью природного битума

В эпоху мезолита изменился характер охоты. Животных теперь не загоняли в ловушки, а устраивали засады, незаметно подкрадываясь к добыче. Человек научился изготавливать составные орудия: мелкие, тщательно обработанные кусочки каменных пластинок (микролиты) вставлялись в деревянные или костяные основы. Появились наконечники копий и дротиков, гарпуны, бумеранги, лук и стрелы, резцы для обработки дерева и кости, скребки, рыболовные снасти.

В это же время были изобретены средства передвижения — лодки, лыжи, сани. Люди расселялись всё дальше на север. Они дошли до берегов Балтийского моря, а затем и до Северного Ледовитого океана.

Древние люди, пришедшие на современную территорию нашей страны, прошли в своём развитии такой же путь, как и жители остальных территорий Земли.

Вопросы и задания для работы с текстом параграфа

1. Когда и где на территории нашей страны появились первые люди?

2. Дайте характеристику присваивающего хозяйства. 3. Как изменилась жизнь людей в ледниковый период? 4. Почему древние люди использовали камень для изготовления своих орудий труда? 5. Перечислите главные особенности первобытно-общинного строя.

Работаем с картой

Покажите древнейшие стоянки человека на территории современной России.

Думаем, сравниваем. размышляем

1. Используя Интернет и дополнительную литературу, укажите названия стоянок первобытного человека на территории России и других стран, помимо названных в параграфе.

2. Докажите, что древнейшие люди, пришедшие на современную территорию нашей страны, прошли в своём развитии такой же путь, как и жители остальных территорий Земли.

НЕОЛИТИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ. ПЕРВЫЕ СКОТОВОДЫ, ЗЕМЛЕДЕЛЬЦЫ, РЕМЕСЛЕННИКИ

Материал для самостоятельной работы и проектной деятельности

Почему переход к производящему хозяйству считается самым важным событием в истории человечества?

1. Зарождение земледелия, скотоводства и ремесла

В каком районе Земли впервые появилось земледелие и скотоводство?


Найденный археологами деревянный серп со вставками микролитов для срезания колосьев

Примерно 5—6 тыс. лет назад на юге нашей страны постепенно зарождается земледелие, т. е. обработка земли с целью выращивания сельскохозяйственных растений. Человек заметил, что не съеденные им и попавшие в землю плоды и семена диких растений дают всходы.

Затем он стал собирать, сажать и выращивать наиболее крупные семена. Появились специальные орудия для обработки земли — мотыги с каменными наконечниками.

Вслед за собакой, приручённой ещё во времена палеолита, человек одомашнил коз, овец, свиней, коров. Одним из самых важных событий стало одомашнивание лошади, которое впервые в мире произошло в Южном Предуралье. На смену охоте пришло скотоводство, т. е. разведение животных. Начался постепенный переход от присвоения к производству необходимых продуктов.

Все эти изменения происходили в период неолита. Поэтому учёные назвали переход человека от присваивающего к производящему хозяйству неолитической революцией. В её основе лежало освоение земледелия и скотоводства.

Почему переход к производящему хозяйству называют революцией? Что хотят подчеркнуть, используя это слово?

Люди научились обжигать глину и изготавливать керамическую посуду, прясть волокна и ткать, шить одежду из ткани. Керамика и ткань были первыми материалами, которые человек изготовил сам.


Гончарные изделия первобытных людей

Большие перемены в жизни людей произошли с началом обработки металлов — меди, бронзы, позже — железа. Металлические орудия значительно облегчили труд человека, особенно в земледелии. Люди стали производить намного больше продуктов, чем требовалось для собственного потребления. У них появились излишки. Появление излишков позволяло племенам обмениваться продуктами. Земледельческие племена стали отделяться от скотоводческих.

Переход людей к тому или иному виду деятельности зависел от природно-климатических условий территории, на которой они проживали. В северных лесных районах европейской части современной России и в Сибири население ещё долго занималось охотой, рыболовством и собирательством. Скотоводческие племена осваивали степные просторы и переходили к кочевому образу жизни. В лесостепной полосе расселились земледельческие племена. Они перешли к прочной оседлой жизни. У них появились поселения, похожие на города.

С появлением железного топора земледелие стало распространяться не только в лесостепной, но и в лесной зоне нашей страны. Для обработки земли вместо мотыги стали применять соху с железным лемехом — режущей землю частью. В соху впрягали домашних животных.

Обработка железа и изготовление из него разных предметов требовали от людей специальных навыков. Появились кузнецы. Кроме них, были гончары, изготавливавшие посуду на гончарном круге; ткачи, делающие ткани. Эти люди производили изделия для всего племени и часто не занимались земледельческим трудом. Они назывались ремесленниками.

2. Начало распада первобытного общества

Происходили большие перемены и в организации жизни людей. В родовых общинах и племенах выделялись старейшины и вожди. Это были люди, которые пользовались всеобщим уважением и выбирались всеми общинниками. Старейшины руководили совместными работами, контролировали обмен с другими племенами, следили, чтобы люди не нарушали установившиеся порядки, исполняли религиозные обряды. Вожди поднимали соплеменников на защиту от врагов, возглавляли военные походы. Таким образом старейшины и вожди управляли своими соплеменниками.

С появлением излишков и развитием обмена старейшины и вожди получали возможность сосредотачивать в своих руках большие запасы. Они выделялись уже не столько своим авторитетом, сколько накопленным богатством, которое передавали по наследству детям. Исчезало былое равенство между людьми. В общинах теперь были богатые и бедные, знатные люди и простые общинники. Появилось социальное неравенство.

Накопление значительных ценностей у одних племён вызывало у других желание отобрать их. В связи с этим часто возникали военные столкновения между племенами. Взятых в плен врагов теперь не убивали, а превращали в рабов. Владельцами рабов становились знатные и богатые люди. Теперь они могли не трудиться, на них работали рабы. Зарождалась эксплуатация, т. е. присвоение результатов чужого труда.

Совершенствование орудий труда позволяло отдельным семьям вести хозяйство самостоятельно. Родовые узы слабели. Нередко отдельные семьи покидали своих соплеменников и селились в чужих общинах. На смену родовой общине пришла соседская (территориальная). В такой общине людей объединяло не кровное родство, а совместное проживание на определённой территории.

Постепенно несколько деревень (общин) объединялись под постоянной властью верховного вождя. Такое объединение учёные называют вождеством. Здесь уже существовало социальное неравенство. Более высокое положение в этом объединении занимали те, кто был более близким родственником вождя.

Племена, имевшие тесные связи друг с другом, объединялись в союзы племён. Союзы племён закреплялись на определённой территории, которую они считали своей, и защищали её от нападений соседей. Во главе союза становились люди, для которых управление своей землёй и её защита являлись главным занятием, — правители. Они устанавливали общие и обязательные для всех правила поведения — законы — и следили за их исполнением. Нарушителей закона наказывали. Для того чтобы управлять людьми и навязывать им свою волю, т. е. осуществлять власть, правители создавали специальные вооружённые отряды.

Все эти изменения приводили к постепенному распаду первобытно-общинного строя и появлению новой формы организации жизни людей. На смену первобытному обществу приходит государство.


Посёлок древних земледельцев и скотоводов Какие занятия людей отражены на рисунке?

В процессе отмирания родо-племенных отношений люди, жившие на значительных территориях, перестали ощущать себя родичами или соплеменниками. Происходило становление народа (народности ), или этноса. Каждый народ говорил на своём языке, проживал на собственной территории, был связан общей хозяйственной и культурной жизнью.

Появление первых городов

Совершенствование орудий труда и родовых отношений людей, поселившихся на территории нашей страны, имело те же этапы и особенности, что и в других районах мира. Переход к производящему хозяйству привёл к резкому ускорению исторического развития.

Вопросы и задания для работы с текстом

1. Какие изменения в жизни людей произошли с переходом к производящему хозяйству? 2. Назовите главные признаки первобытно-общинного строя. 3. Перечислите явления, свидетельствовавшие о начале распада первобытно-общинного строя. 4. Как повлияло использование железных орудий труда на появление излишков продуктов? Почему этих излишков не было, когда люди использовали каменные орудия?

Работаем с картой

Определите по карте, как происходило расселение людей на современной территории нашей страны, найдите центры древнего земледелия, скотоводства, ремесла.

Думаем, сравниваем, размышляем

1. Проследите, как и почему менялась организация жизни древних людей. Каковы причины появления соседской общины и в чём её отличия от родовой?

2. Историю человечества археологи делят на каменный, бронзовый и железный век. Используя Интернет, выясните, когда появилось такое деление, какие признаки лежат в его основе. Создайте схему, иллюстрирующую ваше объяснение.

Запоминаем новые слова

Государство — организация жизни, при которой существует единая система управления людьми, проживающими на одной территории; взаимоотношения между ними регулируются на основе единых законов (традиций), осуществляется охрана земель; регулируются тем или иным образом взаимоотношения с другими государствами и народами.

Народ (народность) — большая группа людей, сложившаяся на одной территории, говорящая на одном языке и обладающая общей культурой.

Читайте также: