Заполните таблицу и сравните новые школы западной европы

Обновлено: 08.07.2024

Система образования с конца XIX века подвергалась резкой критике. Школа воспринималась как устаревшая, она не соответствовала уровню производства, науки и культуры, не отвечала потребностям молодого поколения. В связи с этим реструктуризация образования стала важной национальной проблемой в ведущих странах мира. В первой половине 20-го века в учебных заведениях, особенно в общеобразовательных школах, произошли большие изменения. Была проведена реструктуризация школ первой и второй ступеней, существенно изменилась система управления учебными заведениями, условия обязательного обучения, социальный состав и контингент учащихся в частных учебных заведениях.

Реформы укрепили основы обязательного бесплатного начального образования и платного государственного среднего образования (в США и Франции — бесплатного); сохранили систему частного образования; сохранили привилегии состоятельных слоев общества на полное образование; установили две модели управления школами — централизованную и децентрализованную; форсировали развитие среднего профессионального образования; расширили программу начального образования; появились промежуточные типы школ между начальной и средней школой; создали систему среднего образования. Эти общие тенденции нашли конкретные проявления в разных странах.

В США система бесплатного образования действовала до 16 лет (в некоторых штатах — до 18 лет). Существовало две структуры общеобразовательных школ: 8 + 4 (восьмилетняя начальная школа и четырехлетняя средняя школа); 6 + 3 + 3 (шестилетняя начальная школа, трехлетняя младшая средняя школа и трехлетняя старшая средняя школа). Существовали частные школы, в том числе элитные (академии). Местные органы власти обладали значительной самостоятельностью в определении продолжительности обучения, разработке учебных программ, планов и т.д. За координацию этих функций отвечает федеральный Департамент образования.

Среднее образование в Соединенных Штатах переживало бум. В начале века только 8,5 процента всех молодых людей того же возраста посещали среднюю школу, а к концу 1920-х годов большинство американских подростков заканчивали среднюю школу. Среди них было все больше представителей национальных меньшинств.

В Англии существовало два типа государственных школ: начальные и средние. Все типы школ, которые дети посещали до 11 лет, назывались начальными школами. Школы, в которых обучаются молодые люди в возрасте от 11 до 17 лет, называются средними школами. Школы для молодежи в возрасте от 11 до 17 лет называются средними школами. Дети получают бесплатное образование до 14 лет. К основным типам средних школ относятся гимназии, младшие средние школы и центральные школы. Частные учебные заведения остались, включая элитные государственные школы. Средние учебные заведения были самыми полными общеобразовательными учреждениями. Выпускники гимназий и государственных школ имели доступ к высшим учебным заведениям университетского типа. Выпускники современных школ вошли в ряды среднего класса британского общества. Выпускники центральной школы получали образование с упором на профессиональную подготовку.

Системы школьного образования в Европе

Школа в Западной Европе и США после Второй мировой войны

Усиление государственного влияния на школы характерно для всех стран Западной Европы. В Великобритании закон Батлера был принят до окончания Второй мировой войны. Этот закон демократизировал и регламентировал школьную жизнь, расширил права попечительских советов и родительских комитетов, а также увеличил продолжительность обязательного образования для детей до 15 лет. В то же время были легализованы три типа средних школ: Realschule, Gymnasium и Fachoberschule. Следует отметить, что выпускникам современной школы, которые составляли две трети всех выпускников, было отказано в поступлении в высшие учебные заведения. Автономия районов в области принятия решений о системе образования осложняла управление школами, препятствовала установлению единого содержания образования, что сказывалось на уровне общеобразовательной подготовки учащихся в целом.

В 1960-х годах были созданы так называемые единые общеобразовательные школы, выпускники которых получили право учиться в университетах. В настоящее время это самый массовый тип средней школы в Великобритании.

Реформа образования 1988 года ввела Единый национальный учебный план для школ всех типов, который стал основой для унификации системы образования в Великобритании.

Развитие американских школ в послевоенный период соответствовало процессу централизации управления образованием. К концу войны чуть более 10 процентов школ были частными. Проблема, однако, заключалась в том, что в соответствии с прежней традицией каждый штат имел право самостоятельно составлять свой собственный учебный план и формулировать собственную школьную политику. Такая ситуация сохранялась до принятия в 1958 году Закона о национальном оборонном образовании, который, наряду с рядом последующих федеральных законов, значительно скоординировал образовательную деятельность в США.

К середине 1960-х годов в США началось широкомасштабное движение за ликвидацию остатков расовой и религиозной сегрегации в школах. Дискриминация определенных групп людей была признана пережитком рабовладельческого прошлого, недостойным современной цивилизации. Этот процесс происходил постепенно в течение почти десяти лет. Идеи гуманизации и демократизации образования стали очень актуальными в этот период.

Во второй половине 1970-х годов стало заметным снижение уровня общего образования в массовых школах.

Также было замечено, что треть взрослого населения страны не имеет среднего образования. Это объясняется отсутствием спроса на рабочую силу с таким уровнем образования на данном этапе экономического развития. Следуя логике решения перспективных стратегических задач вопреки временным требованиям экономики, в 1981 году в США вступил в силу Закон об унификации и совершенствовании образовательных программ, который положил начало стандартизации содержания школьного образования. В качестве приоритетных областей были определены естественные науки и математика. Следующей перспективной задачей американской школы считалось обучение компьютерным навыкам, начиная с младших классов.

Во время Второй мировой войны система национального образования во Франции, как и в других оккупированных Германией странах, была фактически разрушена, и первые послевоенные годы были посвящены восстановлению. Современная система образования во Франции отличается от многих европейских стран централизованным управлением. Франция разделена на образовательные округа, которые включают в себя несколько образовательных департаментов. Министерство национального образования и культуры Франции управляет всеми типами учебных заведений. Общее среднее образование во Франции длится 12 лет. Она подразделяется на начальную школу, среднюю школу (collège) и старшую школу (lycée).

Поступив в лицей, учащиеся должны решить, какое образование им выбрать — техническое или гуманитарное. В лицее учащиеся могут выбирать из более чем десяти различных профилей: экономического, юридического, технологического и т.д. Выпускникам лицея присваивается степень бакалавра, что означает получение аттестата зрелости и право на поступление в университет по той же специальности без экзаменов. В 1990-х годах профили в области математики и естественных наук считались самыми престижными во Франции.

Образование в европейских странах и России в контексте устойчивого развитии на национальном и региональном уровнях

Основные положения концепции устойчивого развития не могут быть внедрены в реальную практику только на основе соглашений различного уровня, стимулирующих меры воздействия на население разных стран. Его реализация невозможна без изменения ценностей, мышления, культуры, потребления, отношения к жизненному пространству человека. Образование играет решающую роль в этом процессе.

В конце XX и начале XXI века возобладало понимание того, что человек с его знаниями, умениями, навыками, способностями и стремлением реализовать эти способности является главным богатством общества, а критерием развития любой социально-экономической системы является уровень развития человека и удовлетворение его потребностей, а уровень развития человека во многом определяется уровнем образования.

  1. улучшение доступа к высшему образованию (взаимное признание и зачет предыдущего обучения, сокращение числа студентов, не заканчивающих высшее образование, и т.д.).
  2. повышение качества образования и его соответствия требованиям рынка труда (повышение уровня занятости выпускников, создание и использование различных моделей обучения в образовательном процессе, мотивация и поощрение выдающихся преподавателей, разработка образовательных программ, основанных на потребностях рынка).
  3. повышение качества образования через мобильность и международное сотрудничество (специальные семестры для обучения за рубежом и возможность перевода в зарубежные университеты, признание обучения за рубежом, создание необходимых условий для доступа к образованию и трудоустройству для студентов и ученых за пределами стран ЕС).
  4. образование, исследования и бизнес для развития региона (продвижение предпринимательских, творческих и инновационных знаний; продвижение партнерства между университетами и бизнесом; участие университетов в планах устойчивого развития региона).
  5. управление и финансирование для поддержки стратегических планов развития (достаточное, эффективное и целевое финансирование, поощряющее вузы использовать свои сильные стороны развития).

Все это привело к изменению структуры программ в странах ЕС, трансформации существующих программ в новые после 2013 года

Совершенствование образования в странах ЕС направлено на повышение образовательной мобильности и сотрудничества между вузами и осуществляется при государственной и политической поддержке как правительств, так и коллегиальных органов стран ЕС.

Открытость стран ЕС предоставляет молодым европейцам возможность получить высшее образование в любой стране европейского сообщества. Единые требования, предъявляемые университетами к абитуриентам из каждой страны, привели к тому, что каждое государство само пытается адаптировать свою систему образования к единым европейским требованиям и занять достойное место в интегрирующемся европейском образовательном пространстве.

Основные тенденции развития систем образования за рубежом

Глобальное образование формировалось под влиянием тенденций, особенно с конца двадцатого века.

Первая тенденция — это повсеместная ориентация большинства стран на переход от элитного образования к качественному образованию для всех.

Вторая тенденция — углубление межправительственного сотрудничества в сфере образования, поэтому мировое сообщество движется к глобальной стратегии образования людей, независимо от места их проживания и уровня образования.

Третья тенденция — значительное увеличение гуманитарной составляющей мирового образования и введение новых гуманитарно-ориентированных научных и учебных дисциплин: политологии, психологии, социологии, культурологии, экологии, эргономики, экономики.

Четвертая тенденция — значительное распространение инноваций при сохранении устоявшихся национальных традиций и национальной самобытности стран и регионов. Образовательное пространство становится поликультурным и социально ориентированным на развитие человека и цивилизации в целом, более открытым для формирования международной образовательной среды, наднациональной по характеру знаний и приобщающей людей к глобальным ценностям.

Кроме того, существует ряд других характерных явлений

Развитие образования в Германии во второй половине XVIII — XIX веке

Просвещенный абсолютизм второй половины XVIII века представлял собой благожелательный деспотизм таких монархов, как Фридрих II, Екатерина II, Мария Тереза и Иосиф II, которые проводили ограниченные социальные реформы, не содержавшие ничего, что могло бы угрожать их суверенитету. Таким образом, они были готовы улучшить образование для среднего класса, который был полезен на государственной службе, но они уделяли мало внимания образованию простолюдинов.

В истории образования в Германии была эпоха великих достижений и великих личностей в 19 веке: Ф. Фребель и Я. Гербарт — преемники Песталоцци; выдающиеся писатели, философы и богословы: И. Кант, Ф. фон Шиллер, И. В. фон Гете, Г. Гегель, Э. Т. Гофман, I. II. Ф. Рихтер (Жан Поль), А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, Й. Г. Фихте, Ф. Шлейермахер и В. фон Гумбольдт, И. Г. Кампе поделились своими мыслями о науке и образовании.

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Начало экспериментов связано с возникновением в Западной Европе средних учебно-воспитательных учреждений, которые получили название новые школы. На рубеже XIX-XX вв. их насчитывалось около 25. Были сформулированы специфические условия деятельности новой школы: использование особенностей детской психологии, совместное обучение, трудовая подготовка, свободная деятельность ребенка, отвечающая его интересам и потребностям, и др.

По примеру Англии в континентальной Европе были открыты несколько новых школ. Так, во Франции до начала первой мировой войны возникло пять новых школ. Наиболее известная среди них — де Рош (открыта в 1898 г. Эдмоном Демоленом (1852-1907)). Школа располагалась в живописном уголке Нормандии. Быт воспитанников был максимально приближен к семейному. Программа была модернизирована за счет трудового обучения. Было также расширено преподавание новых языков и сокращено изучение латыни и древнегреческого, был увеличен объем естественнонаучного образования. Общая учебная нагрузка была сокращена. Высвободившееся время отводилось на трудовое обучение, занятия искусством и культурный досуг. В де Рош существовало детское самоуправление.

Аналогичной была деятельность новой школы в Бьерже близ Брюсселя (создана в 1912 г. Фариа де Васконселлосом).

Экспериментальные средние школы в 1920-1930 гг.

В гамбургской школе им. А. Лихтварка поощрялась детская самодеятельность в виде работы по элективным (на выбор) учебным курсам. Главное место отводилось эстетическому воспитанию. Ученики совершенствовались в рисовании и музыке при оформлении праздников и спектаклей. Преподавание истории культуры должно было развивать личность.

Оригинальный тип экспериментального среднего учебного заведения был создан в 1920 г. Еленой Паркхест в г. Дальтоне — Дальтон-план (США). Суть Дальтон-плана состояла в выполнении учебной программы, разбитой на подряды (контракты). Порядок, темп выполнения подрядов являлся личным делом учащихся.


У кого есть заполненая табличка, поделитесь плиз

через точку запятую, впиши в графы самостоятельно

Западная Европа - Поднять Культурный уровень; тривиум и квадриум; Соборные школы; грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, астрономия и музыка; халатное; Западная Европа развивается медленно, обучали на латинском.
Византия - Развить науки, грамотность; Школы и высшие школы, медицинское училище; Церковные, государственные и частные; Чтение, письмо и церковное пение, математика, литература. В высших - медицина, религия, мифология, история, география, химия; ценили и уважали, государство нуждалось в хорошо обученных людях; Западная Европа развивается медленно, обучали на латинском.
Арабский халифат - С помощью знаний занять определённую должность; Начальная школа и высшая школа (медресе); Частные и школы при мечетях; Математика, история, география, медицина; Ученые очень ценились и почитались, получали содержание и дары; Без образование в халифате прожить невозможно. Обучение на арабском.

И в России, и в странах Западной Европы процесс формирования единых государств был одним из следствий необходимости укрепления централизованной монархической власти. При этом предпосылки этого процесса были различными. Главными предпосылками формирования единых государств на территории Западной Европы стали развитие рыночных отношений при отмирании натурального хозяйства, рост городского ремесленного производства, появление новых отраслей промышленности. В России тоже развивались торговля, денежные отношения и ремесленничество, но пока они не привели как в Европе к большой самостоятельности и значимости отдельных городов, а доля натурального хозяйства в ряде земель еще было велика. В России главными факторами формирования единого государства стали совместная борьба за национальное освобождение от ордынской зависимости, расширение владений, в том числе и поместных, и необходимость закрепления крестьян на земле. Таким образом Россия и страны Европы пришли к централизованным государствам с абсолютной монархией как формой правления, но пришли к этому разными путями. Европа – через эволюционное развитие экономики, а Россия – через борьбу с общим врагом.

Задание 2. Найдите в исторических источниках описание внешности и характера Ивана III. Напишите небольшое эссе о нём.

Иван III не был эпическим героем, но своим трудом, целеустремленностью и последовательностью он сумел добиться очень многого за короткое время. Главным итогом царствования первого российского государя стала обновленная, возрожденная велика Русская держава.

Задание 3. Выберите правильный ответ.

В конце XV в. Иван III создал общегосударственную печать. На ней впервые появляется и сохраняется в течение нескольких последующих столетий изображение:

  • а) всадника, поражающего копьём дракона;
  • б) льва в короне, стоящего на задних лапах и держащего серебряный крест;
  • в) льва, терзающего змею;
  • г) двуглавого орла с коронами на обеих головах.

Задание 4. О каком явлении русской жизни идёт речь в следующих выражениях?

Во всех трех цитатах речь идет о местничестве — системе распределения должностей на Руси. Должности распределялись, прежде всего, в зависимости от знатности. Потомок наследовал место и ранг отца, деда и т.д. Вначале это позволяло сохранять значимые должности в руках элиты и позволяло избежать усобиц и внутренних конфликтов внутри элиты. Однако впоследствии местничество стало тормозить выдвижение новых кадров, а также мешало переходу на более прогрессивную систему государственного устройства.

Задание 5. Заполните пропуски в предложениях.

  1. Первый общерусский свод законов – Судебник — был принят в 1497 году .
  2. В ряде государств Западной Европы вводились новые виды налогов , а часто и исключительное право на продажу жизненно важных для населения продуктов (например, соли) .
  3. Иван III не пожелал принять королевский титул, потому что считал себя равным европейским правителям .
  4. В XVI в. во многих государствах Западной Европы начал формироваться абсолютизм – неограниченная власть монарха .
  5. Европейский абсолютизм и российское самодержавие имели общие черты.

Задание 6. Рассмотрите иллюстрации (с. 25 учебника, часть 1) и напишите, какие новые виды вооружения появились у русских воинов.

В вооружении русского конного воина в XV-XVI веках использовались саадак – лук с налучником и колчан со стрелами, сабля, кинжал, копьё, сулицы – метательные копья, кистень в виде гирьки с шипами, чекан или клевец, шестоперы. Русский пеший воин мог быть вооружен бердышом, саблей, ручной пищалью с фитильным запалом или в XVI веке ружьем с колесцовым замком. По некоторым свидетельствам русские конные воины также могли быть вооружены огнестрельным оружием.

Задание 7. Приведите примеры, подтверждающие, что в Европе в XVI в. происходила военная революция.

Читайте также: