Записка астафьев краткое содержание

Обновлено: 02.07.2024

Предлагаемый к использованию материал позволит познакомить учащихся с содержанием рассказа, выявить его художественное своеобразие, обучать умению анализировать, сопоставлять, делать выводы, определять позицию автора.

В наше время очень важно воспитывать в детях чувство любви к матери, близким и родным людям, осознанию долга перед ними, ответственности за свои поступки, чувства сострадания к слабым, заботы о них.

ВложениеРазмер
urok_vneklassnogo_chteniya_v.p._astafev_zapiska.docx 21.41 КБ

Предварительный просмотр:

Урок внеклассного чтения.

В.П. Астафьев. “Записка”

образовательные: познакомить учащихся с содержанием рассказа; выявить его художественное своеобразие; обучать умению анализировать, сопоставлять, делать выводы, определять позицию автора;

развивающие: содействовать формированию и развитию навыков внимательного, вдумчивого прочтения, анализа литературного произведения, развивать умение сравнивать, обобщать, делать выводы, помочь учащимся осознать нравственную и личностную значимость нового материала;

воспитывающие: содействовать воспитанию в детях чувства любви к матери, близким и родным людям, осознанию долга перед ними, ответственности за свои поступки, чувства сострадания к слабым, заботы о них;

коммуникативные: помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности, содействовать развитию коммуникативной культуры учащихся.

  1. Организационный момент.
  2. Целеполагание.

Сегодня у нас нет названия урока. Только автор и произведение. Как вы думаете, почему? (Значит, название будем подбирать вместе.)

На уроке мы познакомимся с рассказом, обсудим его, выявим авторскую позицию, сделаем вывод. А зачем нам это нужно? (Мы учимся жизни на примере литературных героев. Учимся любить и ненавидеть, учимся дружить… Мы развиваемся.)

Затеси - стёс, сделанный на дереве топором или другим острым предметом , делали его таёжники, чтобы не потерять дорогу.)

- О чём, по-вашему, может повествовать рассказ с таким названием? (Рассказ с таким названием, наверное, содержит загадочную записку, с которой начнутся невероятные события.)

Далее читается начало рассказа: “На прокорм легка, хотя и объесть может. Но не зловредна”.

- Кто мог написать эту записку, кому?

уезжая в отпуск, человек оставляет другу, соседу свою кошку, собаку, чтоб присмотрели;

судя по записке, речь идёт о существе женского рода;

слово “прокорм” обычно относится к животному - это значит нужно иметь много еды.)

После этого читаем весь текст рассказа “Записка”.

“ На прокорм легка, хотя и объесть может. Но не зловредна”. Нет, это не из Гоголя и не из Салтыкова-Щедрина, и не из прошлого века.

В наши дни, в век, так сказать, энтээра, из старой русской деревни родной сынок привёз в город собственную мать, неграмотную, изношенную в работе, и “забыл” её на вокзале.

В карман выходной плюшевой жакетки матери вместо денег сынок вложил эту самую записку как рекомендательное письмо в няньки, сторожихи, домработницы.

Всё же жаль порою бывает, что отменена публичная порка. Для автора этой записки я сам нарубил бы виц и порол бы его, порол до крови, до визга, чтоб далеко и всем было слышно.

- Ожидали ли вы, что события развернутся подобным образом? (Сразу после прочтения у учеников на лицах недоумение. Как же так: мы ожидали, что будут интересные события, а тут – грустные… В своих выступлениях представители групп говорят об этом.)

- О чём этот рассказ? Какова его тема? (Далее осмысление проблемы, поднятой в рассказе: сын бросил мать на вокзале.)

- Как автор относится к данной проблеме? (Он возмущён. Так нельзя обращаться с матерью! Какое-то небрежное, нечеловеческое отношение, подлое, бездушное, безразличное, как к вещи. Неродное отношение ”родного сынка”. Так не бывает!)

- Запишем в тетрадях записываются ключевые слова текста. Что говорится о матери? О сыне?

изношенная в работе

выходная плюшевая жакетка

из старой русской деревни

“забыл” на вокзале

Самое страшное слово в рассказе – “забыл” мать. Почему тогда привёз ее? Стесняется своей матери, её вида? Или он очень занятый человек, и ему мать (!) будет мешать?

1 вариант. Выступления групп - делается вывод по этим словам. (“Изношенная” - так обычно говорят об одежде, а здесь - о матери. Плюшевая жакетка сохранилась на выход, - всё та же, на всю жизнь одна, не износилась, а мать в деревенской работе “износила” себя, истратила всю, вырастила “родного сынка”. Удивительно, но в описании матери автор использовал только полные прилагательные, они определяют её человеческие качества, но не употребил ни одного глагола, что выражало бы её трудолюбие, и только причастие ”изношенная” от глагола ”износить” выражает суть её деревенской жизни.

2 вариант. Говоря о сыне, писатель использовал только глаголы - они обозначают действия, по ним видно, что сын деловой, расчётливый. Сынок не знает и не ценит своей матери, его отношение к ней отличается от отношения автора. В записке о матери “сынок” пишет краткие прилагательные “легка” и “не зловредна”. От этих слов веет холодом, отчуждением!)

Что же натолкнуло сына на такой шаг, можно ли его оправдать или такие поступки невозможно ни понять, ни оправдать?

Что будет с матерью дальше, найдутся ли добрые сердца, которые не пройдут мимо неё, откликнутся на её беду?

Индивидуальное задание: по словарю Ожегова найти слово “долг”, выписать из этой словарной статьи фразеологизмы и объяснить их.

Сынок, “забыв” мать на вокзале, не вспомнил и народную мудрость об отношении детей к родителям. Фразеологизмы: сыновний долг, быть в неоплатном долгу перед матерью, отдать последний долг.

В этих фразеологизмах обобщение опыта жизни многих поколений, они напоминают о долге взрослых детей перед постаревшими родителями.

Первая группа пытается объяснить, почему сын так поступил , но ему нет оправдания. Отказавшись от своей матери, сын потерял всё: он остался один. Придёт ли время, когда он осознает это?

Вторая группа отвечает на вопрос : что будет с матерью? Без денег, одна, робкая, стеснительная, старая, неуклюжая - стоит и ищет глазами сына, где же он. Кругом люди, торопятся по своим делам. Хочется верить, что найдутся среди них милосердные, которые не пройдут мимо, приютят или помогут ей уехать в деревню.

Сейчас я предлагаю вам составить записку маме. Не письмо, а записку, на это нужно совсем немного времени. Что бы вы ей сказали в свете сегодняшнего урока? Напишите ей самые главные, самые важные слова, те самые, которые ей очень нужны…и которые мы, торопясь в школу, на работу, на улицу, зачастую так и не успеваем сказать…

- О чём вы узнали сегодня на уроке? Чему научились? Какой урок вынесли с сегодняшнего занятия?

- Всё ли мы сделали, всех ли целей достигли?

- А как может, по-вашему, звучать тема этого урока? Ваши варианты? (Учитесь любить мать. Дорога к матери. Прости нас… Разговор о самом главном. Зарубка на память. Любовь начинается с дома.)

Девчину пытает казак у плетня:

«Когда ж ты, Оксана, полюбишь меня?

Я саблей добуду для крали своей

Девчина в ответ, заплетая косу:

«Про то мне ворожка гадала в лесу.

Пророчит она: мне полюбится тот,

Кто матери сердце мне в дар принесет.

Не надо цехинов, не надо рублей,

Дай сердце мне матери старой твоей.

Я пепел его настою на хмелю,

Казак с того дня замолчал, захмурел,

Борща не хлебал, саламаты не ел.

Клинком разрубил он у матери грудь

И с ношей заветной отправился в путь:

Он сердце ее на цветном рушнике

Коханой приносит в косматой руке.

В пути у него помутилось в глазах,

Всходя на крылечко, споткнулся казак.

И матери сердце, упав на порог,

  1. Домашнее задание . Сочинение-рассуждение в читательском дневнике.

“ На прокорм легка, хотя и объесть может. Но не зловредна”. Нет, это не из Гоголя и не из Салтыкова-Щедрина, и не из прошлого века.

В наши дни, в век, так сказать, энтээра, из старой русской деревни родной сынок привёз в город собственную мать, неграмотную, изношенную в работе, и “забыл” её на вокзале.

В карман выходной плюшевой жакетки матери вместо денег сынок вложил эту самую записку как рекомендательное письмо в няньки, сторожихи, домработницы.

Всё же жаль порою бывает, что отменена публичная порка. Для автора этой записки я сам нарубил бы виц и порол бы его, порол до крови, до визга, чтоб далеко и всем было слышно.

“ На прокорм легка, хотя и объесть может. Но не зловредна”. Нет, это не из Гоголя и не из Салтыкова-Щедрина, и не из прошлого века.

В наши дни, в век, так сказать, энтээра, из старой русской деревни родной сынок привёз в город собственную мать, неграмотную, изношенную в работе, и “забыл” её на вокзале.

В карман выходной плюшевой жакетки матери вместо денег сынок вложил эту самую записку как рекомендательное письмо в няньки, сторожихи, домработницы.

Всё же жаль порою бывает, что отменена публичная порка. Для автора этой записки я сам нарубил бы виц и порол бы его, порол до крови, до визга, чтоб далеко и всем было слышно.

“ На прокорм легка, хотя и объесть может. Но не зловредна”. Нет, это не из Гоголя и не из Салтыкова-Щедрина, и не из прошлого века.

В наши дни, в век, так сказать, энтээра, из старой русской деревни родной сынок привёз в город собственную мать, неграмотную, изношенную в работе, и “забыл” её на вокзале.

В карман выходной плюшевой жакетки матери вместо денег сынок вложил эту самую записку как рекомендательное письмо в няньки, сторожихи, домработницы.

Всё же жаль порою бывает, что отменена публичная порка. Для автора этой записки я сам нарубил бы виц и порол бы его, порол до крови, до визга, чтоб далеко и всем было слышно.

“ На прокорм легка, хотя и объесть может. Но не зловредна”. Нет, это не из Гоголя и не из Салтыкова-Щедрина, и не из прошлого века.

В наши дни, в век, так сказать, энтээра, из старой русской деревни родной сынок привёз в город собственную мать, неграмотную, изношенную в работе, и “забыл” её на вокзале.

В карман выходной плюшевой жакетки матери вместо денег сынок вложил эту самую записку как рекомендательное письмо в няньки, сторожихи, домработницы.

Всё же жаль порою бывает, что отменена публичная порка. Для автора этой записки я сам нарубил бы виц и порол бы его, порол до крови, до визга, чтоб далеко и всем было слышно.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Статья "решение проблемы формирования читательских интересов у школьников через организацию семейного чтения и уроки внеклассного чтения"

В статье рассматриваются некоторые пути решения проблемы формирования читательских интересов у учащихся.


Методическая разработка урока внеклассного чтения в 6 классе "Книга учит, как на миру жить. Нравственные уроки в повести А.П.Гайдара "Тимур и его команда"(урок-проект с мультимедийным приложением)

Данный урок открывает серию уроков внеклассного чтения в рамках проекта "Книга учит, как на миру жить. Нравственные уроки в произведениях отечественных и зарубежных писателей". Уроки направлены на обо.


Цели: углубить представления о личности писателя, о жизненных истоках его произведений; дать понять, как в своем творчестве он достиг таких высоких вершин; на примере жизни и творчества М. Шолохова во.

Рисунок на скале, в какие временаНанёс своим резцом тебя арат иль воин?Какие времена, какие семенаНесёшь ты в наши дни, бесстрастен и спокоен. Рисунок на скале, в моём воспрянув сне,Явили снова.


Урок внеклассного чтения в 7 классе "Много ли человеку надо?" Чтение с остановками рассказа В.П.астафьева "Приветное слово".

quot;Чтение с остановками" способствует критическому мышлению, поиску здравого смысла. Школьники учатся рассуждать объективно и поступ.


Урок внеклассного чтения по юмористическим и сатирическим рассказам М. Зощенко, Н. Тэффи, А. Аверченко). Особенности моноспектакля. Требования выразительного чтения.

Урок внеклассного чтения по юмористическим и сатирическим рассказам М. Зощенко, Н. Тэффи, А. Аверченко). Особенности моноспектакля. Требования выразительного чтения.Цель: приобщение ученико.

"На прокорм легка, хотя и объесть может. Но не зловредна".

Нет, это не из Гоголя и не из Салтыкова-Щедрина, и не из прошлого века.

В наши дни, в век, так сказать, энтээра, из старой русской деревни,
подбив продать домишко, родной сынок привез в город собственную мать,
неграмотную, изношенную в работе, и "забыл" ее на вокзале.

В карман выходной плюшевой жакетки матери вместо денег сынок вложил эту
самую записку, как рекомендательное письмо в няньки, сторожихи,
домработницы.

Все же жаль порою бывает, что отменена публичная порка. Для автора этой
записки я сам нарубил бы виц и порол бы его, порол до крови, до визга, чтоб
далеко и всем было слышно.

Девочка оставила родителям записку, где определила себя как имущество, которое должно отойти бабушке. Вернувшись домой, она не обнаружила старушку дома, а отец и мать сказали ей, что бабушка уехала в деревню навсегда. С Верой случился срыв, ведь она не могла пережить случившееся. Мы видим, что чёрствость и неблагодарность детей к своим родителям может привести к необратимым последствиям.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Виктор Астафьев

"На прокорм легка, хотя и объесть может, Но не зловредна".

Нет, это не из Гоголя и не из Салтыкова-Щедрина, и не из прошлого века.

В наши дни, в век, так сказать, энтээра, из старой русской деревни, подбив продать домишко, родной сынок привез в город собственную мать, неграмотную, изношенную в работе, и "забыл" ее на вокзале.

В карман выходной плюшевой жакетки матери вместо денег сынок вложил эту самую записку, как рекомендательное письмо в няньки, сторожихи, домработницы.

Все же жаль порою бывает, что отменена публичная порка. Для автора этой записки я сам нарубил бы виц и порол бы его, порол до крови, до визга, чтоб далеко и всем было слышно.

Читайте также: