Запись цитаты в виде предложения с прямой речью 4 класс школа 2100

Обновлено: 05.07.2024

Тема: Запись цитаты в виде предложения с прямой речью.

Тип урока - урок открытия новых знаний.

Цель урока – создать условия для открытия учащимися способа записи цитаты в виде предложения с прямой речью.

Задачи:

  1. помочь учащимся вспомнить знания, о предложении,
  2. организовать деятельность учащихся по открытию учащимися способа записи цитаты в виде предложения с прямой речью,
  3. обеспечить осознание каждым учащимся понимание того, усвоен им изучаемый материал или необходима коррекционная работа, на основе анализа результатов самостоятельной работы,
  4. продолжить работу над формированием орфографических и пунктуационных навыков у учащихся.

Планируемые результаты.

1. Личностные результаты:

1) формирование гордости за себя как представителя русского народа – носителя языка,

2.Метапредметные умения:

познавательные:

  1. умения перерабатывать информацию для получения необходимого результата, в том числе и для создания нового продукта:

- относить объекты к известным понятиям,

Регулятивные:

- определять цель учебной деятельности самостоятельно,

- составлять план выполнения задач, решения проблем совместно с учителем.

-умение осуществлять деятельность в соответствии с целью и планом;

- пользоваться критериями в ходе оценки и самооценки.

Коммуникативные:

- оформлять свои мысли в устной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций,

- при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее. Учиться подтверждать аргументы фактами.

- слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения,

- читать вслух и про себя тексты и при этом:

- организовывать учебное взаимодействие в группе, паре.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, карточки для индивидуальной работы.

Ход урока.

Этапы урока

Ход урока

Ι.Актуализация знаний.

- Сегодня урок открытия нового знания, как мы построим работу? (…)

II. Формулирование проблемы.

- Мы сейчас находимся на уроке русского языка. Какие еще предметы есть у нас? (…история)

- Что изучает история? (…)

- Выберите точное определение по словарю. СЛАЙД

ИСТОРИЯ 1. Совокупность наук, изучающих прошлое человеческого общества. Всемирная (всеобщая) история.

2. Ход развития, движения чего-н. И. болезни

3. Рассказ, повествование (разг.). Рассказывать разные смешные истории.

4.Происшествие, событие, преимущ. неприятное (разг.). Попасть в историю.

- Какого человека мы можем назвать исторической личностью? Приведите примеры. (Внесли вклад, выдающиеся люди Сталин, Путин, Гагарин, Кутузов, Жуков, Пушкин, Гоголь)

Ноздрёв был в некотором отношении исторический человек. Ни на одном собрании, где он был, не обходилось без истории.

- Как называется эта фраза? (цитата)

- Можно ли Ноздрёва поставить в один ряд с теми людьми, которых мы назвали? Объясните своё мнение.

- Как называется такой прием в литературе? (…)

С. 90 упр. 94 - 1 абзац – Поработайте с информацией. Найдите ответ на вопрос. СЛАЙД

- Что такое каламбур? СЛАЙД

- Почему это каламбур? (Игра слов – разные значения.)

- Прочитайте цитату еще раз. Понятно кто написал этот текст, кто автор? СЛАЙД

- При использовании чужих слов требуется указывать автора слов. Как правильно оформить эту запись? – Запишите свой вариант в тетрадь.

III. Открытие новых знаний.

- У кого нет вариантов? Почему?

- У кого есть? Какой?

- Что показало пробное действие? (…) ЦЕЛЬ

- Какой вариант из предложенных ребятами вам больше нравится? Почему?

- Узнаем, как правильно оформлять цитату в тексте. С. 91 дочитать 2 абзац упр. 94. Наблюдение по учебнику.

- Что можете сказать? (…)

- Как еще можно было написать?

- Почему такой способ оформления был выбран? (Красиво звучит, понятно, что человек передает информацию)

–Какие слова вводят цитату? Какие еще могут быть? (Писал, считал…)

-Почему такие? СЛАЙД

СЛАЙД - Какие еще средства выразительности вы помните? (Антонимы, синонимы, сравнения, олицетворение)

- Что можете сказать о русском языке? (. )

СЛАЙД - Прочит. Слова Ник. Мих. Карамзина о нашем языке. Как понимаете их? (…)

- Как записать их? (…)

С. 92 упр. 95 вверху образец

IV. Развитие умений.

Работа в учебнике – применение знаний.

- Подумаем над мыслями других писателей, которые тоже говорили о русском языке.

- Задание – что надо сделать?

- Как будете работать? – (По образцу)

Чтение цитаты №1, анализ, запись: 1 ученик - у доски –цитата перед словами автора, 2 - у доски - цитата после слов автора – учащиеся класса на выбор.

№2, №3 на выбор С.Р. – ПРОВЕРКА СЛАЙД

- Что общего в словах всех писателей? (Восхищение языком)

- Поработайте с текстами и найдите средства выразительности, которые делают наш язык красивым, могучим, волшебным. Докажите, что это так. СЛАЙД

1 группа Вечером девочка Мила

В садике клумбу разбила.

Брат ее мальчик Иван

Тоже разбил. стакан! О. Григорьев – (каламбур)

2 группа За рекою в непокое
Вишня расцвела,
Будто снегом за рекою
Стежку залила.
Будто легкие метели
Мчались во весь дух,
Будто лебеди летели,
Обронили пух. (А. Прокофьев) – (сравнение)

"Буря мглою небо кроет
Вихри снежные крутя,
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя." (А.С. Пушкин) – (олицетворение)

4 группа Душу мою постепенно наполнил неизъяснимый страх. Этот страх обратился в ужас, когда я стал замечать, что я заблудился, сбился с пути. (А. Чехов.) – (синонимы)

5 группа Держи уши пошире, а рот поуже. (Пословица) – (антонимы)

6 группа Идёт и сидит

Без мамы купили мы с папой
В магазине пальто.
Мне пальто, а папе шляпу -
Идём домой под зонтом.
Папа идёт, сердит, -
Шляпа ему не идёт.
Я на папе сижу -
Пальто на мне не сидит. – (каламбур) О.Гргорьев

V. Итог урока.

- Какая была цель урока? Что узнали? Как вы отличите предложение с прямой речью от цитаты?

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока по русскому языку, 4 класс

2. Цель урока: научиться записывать цитату в виде предложения с прямой речью.

3. Задачи урока:

-закрепить знания учащихся о видах предложений, частях речи;

-развитие пунктуационных умений учащихся;

-развитие каллиграфических навыков учащихся;

-развивать умение в составлении схем предложений;

- развивать фонематический слух учащихся;

-формировать умение писать слова с непроверяемыми написаниями, изученными орфограммами, находить и исправлять орфографические ошибки;

-развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы;

-учить применять полученные знания на практике;

-развивать речь детей (обогащение словаря в ходе наблюдения за лексическим значением слов, совершенствование грамматического строя речи, развитие связной устной и письменной речи);

-воспитывать любовь к русскому языку, уважение к учебному труду и потребность к получению знаний;

-продолжать учиться называть цели конкретного задания, план работы;

-учиться грамотно формулировать и отстаивать свою точку зрения;

-учиться проверять, исправлять, оценивать результаты работы;

4 .Оборудование: чистые листы в линию, учебник по литературному чтению

5 .Литература для учителя:

Литература для учащихся:

6 .Тип урока: урок развития умений и навыков

7 .Структура урока

2.Минутка чистописания (3 мин)

3. Языковая разминка. Актуализация знаний (5-8 мин)

4.Введение в тему. Создание проблемной ситуации (5 мин)

5.Открытие нового знания (5-7 мин).

6.Первичное закрепление (7 мин).

7.Творческое закрепление (индивидуальная работа учащихся по формированию умений) (6-7мин)

8. Итог урока (2 мин)

9. Домашнее задание (1 мин)

- Проверьте готовность к уроку.

-Вспомним правила взаимодействия. Пожелаем друг другу удачи.

- Чему были посвящены прошлые уроки?

-Мы изучали предложения с прямой речью.

2.Минутка чистописания

3.Языковая разминка.

Актуализация знаний .

-Прочитайте это странное предложение.

А бутявка волит Калушата подудонились!

-Что интересного заметили?

-Составьте схему этого предложения. Что для этого необходимо?

-Вспомним, что мы знаем о предложениях с прямой речью?

-Запишите его, рядом схему.

-Можно определить какой частью речи являются слова? Определите и докажите.

-Таких слов нет в русском языке.

-Определить вид предложения.

4.Введение в тему (использование метода побуждающего от проблемной ситуации диалога).

Создание проблемной ситуации.

Побуждение к осознанию противоречия проблемной ситуации.

Побуждение к формулированию учебной проблемы и принятие ученических формулировок.

-Прочитайте Что записано на доске?

-Кто вспомнит, что такое цитата?

-Запишите на листочках эту цитату в виде предложения с прямой речью (два человека работают у доски).

-Посмотрим, как вы справились с заданием.

Если не справились

-Задание было одно, а выполнили его по-разному. Почему так получилось? Чего мы ещё не знаем?

-Какая будет тема урока?

Если часть ребят справилась.

-Справились? Чуть позднее мы посмотрим, каким способом вы это сделали.

-А у остальных ребят, в чём затруднение?

-Какая будет тема урока?

Если задание выполнила большая часть класса

- Неужели справились? А ведь задание было новым. Чем оно не похоже на предыдущие?

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

Ход урока

1. Орг. Момент

Эпиграф урока –

“Язык должен быть прост и изящен”.
(А.П.Чехов)

- Как понимаете эти строки?

2. Словарная работа

- Прочитайте стихотворение А.Барто

С добрым утром!
Шла вчера по Садовой,
Так была удивлена –
Паренёк белоголовый
Закричал мне из окна:
,,С добрым утром! С добрым утром!’’
Я спросила: ,,Это мне?’’
Улыбнулся он в окне,
Закричал ещё кому-то:
,,С добрым утром! С добрым утром!’’

Зачем, по вашему мнению, мальчик кричал всем “С добрым утром”?

Какие слова вежливости – словарные слова – вы знаете? Запишите.

(спасибо, пожалуйста, до свидания, здравствуйте, будьте добры)

- Оцените свою работу.

3. Актуализация знаний

- Что можно составить из слов?

– Что такое предложение?

– Расскажите все, что вы знаете о предложении по плану.

Что мы знаем о предложении:

а) Цель высказывания

(Повествовательное, вопросительное, побудительное.)

в) Структура предложения

г) По наличию второстепенных членов предложения

Найдите предложение с пунктуационными ошибками.

В лесу росли подосиновики и подберезовики.

В лесу росли и подосиновики, и подберезовики.

В лесу росли подосиновики, и лисички.

В лесу росли подосиновики, подберезовики и лисички.

Запишите это предложение, исправив ошибки.

- Оцените свою работу.

4. Работа над темой урока.

- Что такое предложение с прямой речью.

Какие два случая оформления прямой речи на письме вы знаете?

1) Из стихотворения А. Барто выпишите Слайд 6

а) предложения с прямой речью (по рядам)

б) поменяйте местами прямую речь и слова автора, как изменились знаки препинания?

– Вернёмся к эпиграфу Слайд 7

“Язык должен быть прост и изящен”. (А.П.Чехов)

- Можно ли сказать, что у меня тоже записано предложение с прямой речью?

- Попробуйте доказать своё мнение. (Есть прямая речь, известно, кому принадлежат слова)

- Чем это предложение отличается от записанных ранее? (Оформлением)

- Какой возникает вопрос? (Как называются такие предложения?)

- А может быть, кто-нибудь знает ответ на этот вопрос? С данным определением вы знакомились на уроках литературного чтения в 3 классе по книге “В одном счастливом детстве”. Обсудите в парах.

- Запишите это слово себе в тетрадь – это словарное слово (поставьте ударение, выделите орфограмму)

- Пока вы записываете первая парта найдите это слово в толковом словаре. Прочитайте его значение.

- Как вы думаете, можем ли мы это предложение записать в виде предложения с прямой речью?

- Это нам и предстоит сегодня выяснить. Какова же тема урока?

(Запись цитаты в виде предложения с прямой речью)

5. Поиск решения

- Попробуйте записать эпиграф в виде с предложения с прямой речью.

- Кто-нибудь может записать его иначе?

- Как записать цитату в виде предложения с прямой речью?

Вывод: Чтобы записать цитату в виде предложения с прямой речью, прямую речь можно поставить и до, и после слов автора.

6. Первичное закрепление.

- Используя свои новые знания, выполним упр.95 стр.91

- Прочитайте задание про себя.

- Какая нам предстоит работа? (записать цитаты в виде предложений с прямой речью)

- Где будет стоять прямая речь относительно слов автора?

- Какие глаголы вам предлагают использовать в словах автора? (говорил, писал, утверждал, считал)

  • Первый вариант – слова автора перед прямой речью,
  • Второй вариант – после прямой речи.

- Самостоятельно запишите второе предложение, чтобы слова автора были перед прямой речью.

- Оцените свою работу.

7. Итог урока

- Прочитайте предложение, где нет цитаты.

– Почему не является цитатой “Лошадиная фамилия”, ведь здесь есть кавычки? (Это название рассказа, а не чьи-то слова.)

Конспект урока по русскому языку для 4 класса, УМК Школа 2100,тема урока:

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.

Цели: развитие умения находить в тексте предложения с прямой речью, правильно оформлять их на письме. Урок составлен в соответствии с федеральным государственном образовательном стандартом начального общего образования. Данный конспект урока предназначен учителям начальных классов. Даны цели урока, предметные и метапредметные результаты,приведены различные формы организации деятельности обучающихся на уроке.

Читайте также: