Западноевропейская школа классического танца особенности французской и итальянской школы

Обновлено: 04.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ДЕПАРТАМЕНТ ВНУТРЕННЕЙ И КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕНЫЙ ИНСТИТУТ ИСКУССТВ И КУЛЬТУРЫ

Факультет режиссуры, актерского искусства и хореографии

Кафедра хореографического творчества

заочной формы обучения

I курса группы 13 ХО

Кислинская Ксения Николаевна

доктор искусствоведения, профессор,

заслуженный работник культуры РФ

Буксикова Ольга Борисовна

Белгород 2019

В середине 19 века крупнейшим хореографическим центом становится Россия. Под влиянием французской и итальянской школ происходило рождение новой самобытной русской школы классического танца [1. с, 13]

Соединение хореографии и музыкального симфонизма стало национальной традицией русского балетного искусства. И связано это с именами композиторов Петра Ильича Чайковского и Александра Константиновича Глазунова и балетмейстеров Мариуса Петипа и Льва Иванова. [1. с, 13]

Большим вкладом в развитие выразительных средств классического танца явилась педагогическая система А.Я.Вагановой. Решительно отвергая излишнюю декоративность, позирование, занимавшие немалое место в хореографии прошлого, Ваганова добивалась от учениц эмоциональной выразительности, строгости формы, волевой и энергичной манеры исполнения. Танец выпускниц Вагановой отвечал самой сущности балета как искусства большого содержания, высокой лирики и героики. Метод Вагановой оказал большое воздействие и на развитие мужского танца. Он добился гармоничности и силы движения, расширил диапазон выразительности. Современный классический танец имеет широчайший спектр выразительных средств. Он продолжает обогащаться с введением всё новых движений, сложных элементов и связок.

Художественный принцип организации движения в классическом танце заимствован и другими видами хореографического искусства. Особенно полно этот принцип интегрировал в народно-сценический танец. Большинство элементов экзерсиса у палки организовано по принципу классического танца: приседания, упражнения для развития подвижности стопы, маленькие броски, круг ногой по полу, поднятие ноги на 90 и выше градусов, развороты бедра, большие броски. И только небольшая часть движений сохраняет аутентичный подход к их выполнению. Сейчас система классического танца востребована в спортивных бальных танцах, в художественной гимнастике, фигурном катании.

Устинова Валентина Викторовна


Вятский колледж культуры

Танец – один из наиболее древних и универсальных видов мирового искусства. Как высшая форма танцевального искусства, хореография вбирает в себя черты национальной специфики, имеющие свои закономерности и особенности. Черты, присущие национальным школам, присущи ее артистам, несмотря на собственную индивидуальность исполнителей. Современные хореографы зачастую смешивают танцевальную лексику из разных систем, стремясь передать содержание современной жизни. В результате выхолащиваются традиции ведущих балетных школ, обедняя ресурсы классического танца [4]. Основы итальянской, французской и русской школ оказываются смешенными, из-за чего теряется истинная первоначальная форма. В современном мире важно сохранять традиции, возвращаться к истории, чтобы не забывать истоки танца, его чистую форму.

Благодаря анализу итальянской, французской и русской школ, то есть расчленению трех балетных школ на элементы танца, проводится грань между школами классического танца, что позволяет наглядно увидеть особенности стиля, технику и манеру сценического выражения. В результате чего выделяется наглядное различие между школами, что актуально для хореографов, собирающихся ставить постановки на основе чистого классического танца одной из трех школ. Также это позволит составлять более интересные экзерсисы, добавляя в них элементы, манеру и технику исполнения любой из школ, что поможет разнообразить занятия классическим танцем и сохранить традиции национальных школ.

Классический танец берет свое начало в Италии в эпоху Возрождения, затем он обретает популярность во Франции. В конце XIX - начале XX века в мире заговорили о русской школе классического танца. До этого общепризнанными считалось две: французская и итальянская. Пройдя долгий путь становления, классический танец вбирал в себя лучшие черты каждой из школ, передавая друг-другу опыт и технику, но также сохраняя свои национальные черты.

От этой старой манеры преподавания и исполнительства резко отличалась итальянская школа, достигшая расцвета в последней четверти XIX века и представленная в педагогике Энрико Чекетти, а на сцене - гастролершами Пьериной Леньяни, Карлоттой Брианца, Антониэттой Дель-Эра и рядом других. Виртуозное мастерство танцовщиц-итальянок, стремившихся поразить зрителей труднейшими pas, например, впервые продемонстрированными тридцатью двумя fouette, было не безоговорочно принято в России. За блестящей техникой итальянок деятели русского балета нередко чувствовали недостаток поэтичности и содержательности.

В годы работы на петербургской сцене Энрико Чекетти авторитет итальянской школы значительно поднялся. Особенно убеждали быстрые успехи его русских учениц. Стали очевидными преимущества итальянского экзерсиса, воспитывавшего надежный aplomb (устойчивость), динамику вращения, крепость и выносливость пальцев [3].

Основные черты итальянской школы - динамизм, быстрые темпы, экспрессия, мимическая игра артистов, ритмическая пантомима и высокая техника – связаны с творчеством танцовщика и балетмейстера Сальваторе Вигано. Именно с именем С. Вигано связано формирование и зарождение нового, реалистического стиля в итальянском и мировом балете, что позволило изменить художественные приемы и средства выразительности.

Определяющей чертой французской хореографической школы была кантиленность, которая диктовала трактовку танца как постановочно, так и исполнительски. Напевность в пластике обусловливала детализацию фразировки, усиление роли нюанса в танце, которому отводилась функция выразителя психологических состояний [5].

Французская манера сгибать кисть наверх закрывает выражение всей фигуры, подчеркивает руки: смотрят на руки, а не на общую линию. Наша система ближе к итальянской, но движение свободнее, пальцы лежат непринужденно, кисть не так вытянута [6].

У французов наблюдается тенденция связать работу ног и корпуса единой зримой линией, словно протянутой от работающей ноги, через повернутое противоположное плечо к отведенному к другому. Этот прием, освоенный у станка в комбинации battement tendu, широко применяется на середине как универсальный прием исполнения больших движений: fouetté, tour lent, pirouette и т. д., а также в разделе allegro и на пальцах, обогащая сверкающую технику мелких pas блеском игры корпуса.

Таким образом, итальянская, французская и русская школы классического танца имеют ряд отличительных особенностей, которые делают каждую школу уникальной. Манера, руки, корпус – те выразительные средства, которые формируют основные различия в исполнительских особенностях.

Рассмотрим особенности экзерсисов школ. В каждой школе общеприняты пять позиций стоп: I — обе ступни, повернутые совершенно выворотно, соприкасаются только пятками и образуют одну прямую линию; II — ступни также на одной линии, но между пятками — расстояние величиной в длину одной ступни; III — ступни соприкасаются (выворотно) пятками, которые заходят одна за другую до полуступни; IV — аналогична V позиции, но одна из ног выдвинута в том же положении вперед или назад, так что между ступнями — расстояние маленького шага; V — ступни соприкасаются (выворотно) во всю свою длину, так что носок одной ноги примыкает к пятке другой ноги. Отличия в позициях стоп отсутствуют.

Балет зародился в Северной Италии 500 лет назад. Именно тогда началась эпоха Возрождения, которая отличалась от эпохи Средневековья, интересом к человеку и его деятельности. На итальянских дворцовых празднествах танец занимал первое место. В украшенных залах и пышных нарядах надо было уметь танцевать. Благодаря моде на танцы, появилась профессия танцмейстер – учитель, который репетировал движения танцев, основные фигуры, рисунки и руководил танцующими. В то же время начала появляться терминология и первые книги о танце. Придворные танцмейстеры создавали учебники и теоретические труды. Так сформировалась итальянская танцевальная школа, имевшая большое значение для искусства балета.

Итальянский балет понравился французскому королю Карлу VIII, и итальянских танцмейстеров стали приглашать во Францию. В этой стране искусство танца развивалось стремительно, появилась новая школа, новая терминология, которой мы пользуемся до сих пор. О французской балетной школе, ее особенностях расскажу в отдельной статье.

Особенности итальянской балетной школы

Основные черты итальянской школы - динамизм, быстрые темпы, экспрессия, мимическая игра артистов, ритмическая пантомима и высокая техника – связаны с творчеством танцовщика и балетмейстера Сальваторе Вигано. Именно с именем С. Вигано связано формирование и зарождение нового, реалистического стиля в итальянском и мировом балете, что позволило изменить художественные приемы и средства выразительности. В его балетах все больше проявлялись черты и романтического направления, вершина развития которого приходится на первую половину XIX века.

Итальянская школа в России

Выдающийся педагог классического танца Энрико Чеккетти разработал систему подготовки танцовщиков с учетом их индивидуальных способностей, оказав заметное влияние на развитие русского балета.

Среди его учеников: Анна Павлова, Тамара Карсавина, Матильда Кшесинская, Ольга Преображенская, Любовь Егорова, Юлия Седова, Лидия Кякшт, Вацлав Нижинский, Леонид Мясин, Агриппина Ваганова.

Миоцци Ф. Энрико Чеккетти в России. Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой . 2017;(1):67-70

Государственный Кремлёвский Дворец

Государственный Кремлёвский Дворец

Государственный Кремлёвский Дворец запись закреплена

Инна Петрова

😊

Здравствуйте! Спасибо, очень ценная информация!
Для меня ближе осмысленность образов, артистизм - без ущерба технике, конечно. В общем, то, что мы привыкли видеть в русском классическом балете - восхитительные танцевально-театральные спектакли (надеюсь, никого не обидела).

Читайте также: