Западная вокальная школа представители

Обновлено: 05.07.2024

Пение — важнейшее проявление человеческой натуры, потому что оно представляет собой выражение чувства, страстей, работы воображения, мыслей, тесно связанное с анатомической и духовной структурой человека. Но артистическое пение, как камерное, так и театральное, требует технических знаний, упражнений, метода и стиля, которые может дать только обучение. Недостаточно просто петь, нужно уметь петь, чтобы служить искусству и сохранить голос. Что дает школа? Она создает музыкальный инструмент, превращает гортань, дыхательную систему и резонаторы в гармоничное целое, которое может породить музыкальный звук, соответствующий эстетическим и акустическим законам. Акустическим же законам нет дела до различия школ, потому что они ведают лишь самой физической природой звука. Школа лишь исправляет недостатки и несовершенства, заполняет бреши. Но методы меняются, и каждая школа, каждый преподаватель, к сожалению, имеет свой собственный.

Здесь мы будем рассматривать различные школы пения лишь с точки зрения чисто стилистической.

Рассказывают, что Конфуций, случайно услышав песнопение, приписываемое Ли-Бо, древность которого исчисляется четырнадцатью столетиями, был до такой степени поражен, что, охваченный мистической экзальтацией, отказывался в течение семи дней от пищи, питья и сна. После этого он и сформулировал свое знаменитое учение, которое он распространял, напевая его предписания на мотив мелодии Ли-Бо. Своим голосом и своей пятиструнной гитарой из слоновой кости он обратил огромный Китай в свою веру. И он совершил это, не обучаясь пению ни в какой школе. Точно так же и в Элладе элевсинский культ и орфические таинства не вносили в пение таких трудностей фонации дыхания и интонирования, преодоление которых требовало бы специальной подготовки. Пение, танцы и музыка лежали в основе воспитания, составляли основу гуманитарной части обучения в гимнасиях, где вокальные упражнения перемежались с атлетическими, имея целью добиться гармоничного развития личности. Школы возникли позже, когда музыка превзошла другие искусства, а те стали стараться достичь той высоты, какой достигла музыка. Скачки из регистра в регистр, тесситура, украшения, атака, легато, фразировка вызывали необходимость воспитывать голос, создавать метод, технику, стиль, соответствующие различным музыкальным жанрам и различному оркестровому и инструментальному сопровождению. Из простой лирической акцентуации слова пение постепенно превратилось в самостоятельную область искусства, и певец оказался перед необходимостью разрешать все новые насущные проблемы при исполнении все более сложных музыкальных произведений, требовавших физической дисциплины и гибкости ума.

Трубадуры, как и древние аэды и рапсоды, не нуждались в специальных технических методах для исполнения своих простых одноголосных песен, использовавших звучание одного лишь среднего голосового регистра и сопровождавшихся аккордами лютни (вспомним лиру). Они стремились не столько к акустическим эффектам, сколько к выражению чувств. Высокий и сверхвысокий регистр человеческого голоса является, таким образом, открытием новейших времен, когда голос, слово, идея постепенно сливаются вместе и приспосабливаются для создания непосредственного впечатления. Школы пения и возникли для того, чтобы человеческий голос мог владеть двумя октавами, необходимыми при исполнении музыкальных произведений с самой различной тесситурой, часто противоестественной и головоломной.

Так опера из придворной стала народной, а поэзия стала объектом тирании со стороны музыки и декоративного пения. В середине XIX века этот род пения все еще сохранялся, он был представлен сопранистом Веллути, чьи последователи продержались еще некоторое время, выступая в Сикстинской капелле.

Вердиевские голоса и вердиевская школа отличаются от вагнеровских голосов и от немецкого декламационного стиля (ведущего свое происхождение от стиля Глюка) большим разнообразием, потому что исполнение вердиевской музыки требует владения всей вокальной гаммой и способности выражать любые оттенки в лирическом, героическом и драматическом плане. Это различие между двумя школами имеет существенный характер, и знание его необходимо учитывать при отборе и определении голосов.

В конце XIX и начале XX века возникла французская импрессионистская школа во главе с Дебюсси. По канонам этой школы пропетое слово должно незаметно переходить в шепот, в декламацию благодаря некой атмосфере сна или галлюцинации. В противоположность ей, существовавшая одновременно с нею итальянская веристская школа вовсе не заботилась о сохранности голосовых связок певцов. Оркестр, который в музыкальной драме достиг грандиозных размеров, оставляя, однако, певцам возможность быть услышанными, а словам — возможность быть понятыми, теперь совершенно подавил и голос и слова из-за неумеренного звучания духовых инструментов. Густая оркестровка и тенденция заставить певцов состязаться с оркестром должны были побудить новые школы пения заняться развитием объема звука, а не обогащением его тембра.

Методы пения

Методы пения Различные методы фонации В ходе нашего изложения мы выделили три метода, согласно которым можно классифицировать разные категории певцов и оценивать их вокальную выносливость и художественное мастерство.В основе каждого искусства лежат убежденность и

Различные методы фонации

Различные методы фонации В ходе нашего изложения мы выделили три метода, согласно которым можно классифицировать разные категории певцов и оценивать их вокальную выносливость и художественное мастерство.В основе каждого искусства лежат убежденность и техника. Первая

Церковь без пения, село без хозяина

Церковь без пения, село без хозяина То немногое, что находилось на месте великолепной княжеской усадьбы до 1537 года, вряд ли заслуживало внимания чиновников. Хозяйство было мелким, поэтому звенигородские писцы в разъезжей грамоте упомянули не его, а близлежащее село. В

V - Развитие школы Кёльна

V - Развитие школы Кёльна "Мастер жизни Марии" Израэль ван Мекенен. Влюбленная пара среди стилизованной растительности. Образец для шпалеры (?)От Витца до Пахера в дошедших до нас памятниках немецкой живописи как бы чувствуется известный застой, если только это

Общая характеристика экономической, политической жизни страны Раннего Возрождения. Роль церковной, светской, народной культуры Средневековья. Монодический стиль, его особенности звуковедения как основы кантилены в пении. Характеристика Высокого Возрождения. Флоренция – центр театрального искусства. Эстетические взгляды Д. Каччини, Я. Пери. Их эстетические взгляды. Роль декламационного пения как главного способа выражения в искусстве певческой драмы. Развитие вокальных школ – венецианской, неаполитанской, болонской. Различия между ними и их представители – Монтеверди, Скарлатти, Вивальди.

Искусство певцов-кастратов и их роль в сфере орнаментального пения. Плеяда выдающихся представителей: Г. Каффарелли, К.Фаринелли (или К. Боска), К. Габриэлли, Ф. Бордоньи и другие. Предпосылки замены кастратов тенорами в оперном жанре. Забвение жанра opera-seria и развитие opera-buff. Творчество Д. Перголези и Д. Чимароза как средоточие вокального стиля певцов нового поколения.

Вокальная педагогика

Темы 3,4,5

Исторические предпосылки с позиций нововведений в исполнительском певческом искусстве; необходимость оперной реформы. Россини – реформатор оперного искусства. Характеристика оперного исполнительского искусства. Роль каденций, их новое значение в эстетике данного периода. Воспитание мужских голосов. Гарсия.

Зарождение романтизма в музыке Западной Европы. Основные представители: В. Беллини и Г. Доницетти. Ведущие исполнители: Д. Гризи, Д. Рубини, Л. Лабляш, Дж. Паста, М. Ригетти-Джорджи – колоратурные меццо-сопрано в партии Золушки.

Д.Верди – характеристика оперного творчества с позиции эволюции вокального певческого стиля. Роль Верди как воспитателя стиля нового поколения оперных певцов.

Темы 6,7,8

Вокальная педагогика

Раздел 2. Французская национальная школа

Темы 9, 10

Вокальная педагогика

Тема 11

Импрессионизм и экспрессионизм – новые направления в французском искусстве. Их особенности и их направления в вокальном искусстве.

Новые вокальные формы, исполнительские задачи: нюансировка, утонченность. Практика владения дыханием при речевой модуляции и динамике.

Опасности нашей повседневной жизни: Опасность — возможность возникновения обстоятельств, при которых.

Средневековье: основные этапы и закономерности развития: Эпоху Античности в Европе сменяет Средневековье. С чем связано.

Р. Сладкопевец. Становление вокальных школ в Западной Европе и в России

В монографии охарактеризованы этапы становления вокальных школ в Западной Европе и России. Рассмотрено влияние итальянского исполнительского стиля bell canto на большинство европейских вокальных школ, в том числе на русскую. Даны характеристики исторически сложившимся техникам пения. Для студентов музыкальных факультетов вузов культуры и искусств.

Cover-Ital-penie

Итальянское бельканто

Оперные записи на пластинках многих ставят в тупик, мы отвыкли от такого пения…

Чтобы было понятнее, кого с кем сравнивать, то современные певцы, поющие новой школой, это – Нетребко, Флемминг, Бартоли, Флорес, Кауфман, Гаранча и т.д. Представители старой школы: Понсель, Тебальди, Карузо, Каллас, дель Монако, Корелли, Нильсон и т. д. Из современных сопрано показателен пример Сайои Эрнандес (Saioa Hernandez).

Ещё ярчайший пример – Роза Понсель. На некоторых записях кажется, что на нижних нотах поет мужчина, а ведь это сопрано… Некоторые возразят, что это качество голоса указанных певиц, но на самом деле, это разные способы звукоизвлечения. Если прислушаться, разница в подаче звука очевидна:

Послушав разные записи, которых в Youtube очень много, можно сравнить и ясно услышать разницу. Есть целые сообщества, посвященные такой технике, например, This is opera! На Youtube. Другое дело, что КАК петь, каждый решает для себя сам. Времена меняются, и сейчас больше приходится говорить не про школы, а про стили пения. Есть, например, стиль большой оперы, есть романсовый стиль, есть кроссовер и т.д. Главное, чтобы большой опере не пели песенным стилем…

Академический вокал начал развиваться на основе народного и фольклорного, постепенно приобретая новые правила и ограничения, за которые выходить профессиональным певцам запрещено. Такие рамки основаны на понятии красоты и известны сейчас как классический.

Академическое пение

Отличительные признаки академического вокала

  • Не предусматривает использование микрофона и другой аппаратуры. Вокалист с помощью своего голоса может озвучивать зал на фоне игры оркестра.
  • Такие исполнители могут воспроизводить как самые тонкие штрихи, так и экспрессивный настрой песни.
  • Профессиональные академические вокалисты владеют своим голосом в широком диапазоне, исполняя сложные техники. При этом, наличие силы, хрипов и других дефектов в этом стиле пения недопустимо.
  • Главное отличие от эстрадного – строгая классическая позиция.

История развития и видные деятели

Вокальное искусство начало развиваться в XVII веке, когда оперное пение было популярно по всей Европе. Родиной академического исполнительства считается Италия. В то время было создано множество трактатов про академическое пение. Несмотря на то, что вокальные техники развивались, основные принципы пения были заложены в эпоху Просвещения и дошли до наших дней неизменными. Сейчас такое исполнение также называют классическим.

Самый известный певец такого жанра в истории – Андреа Бочелли. В 1990-ых он прошел прослушивание у рок-певца Дзуккеро и спустя два года молодой тенор дал концерты во многих городах Европы. Сейчас он продолжает выпускать концертные альбомы, поет в опере и гастролирует по всему миру.

Когда были заложены традиции академического вокала

Андреа Бочелли

Яркой представительницей женского академического вокала является Монсеррат Кабалье. Испанская оперная певица, которая в совершенстве владеет техникой бельканто.

Женский академический вокал

Монсеррат Кабалье

Направления академического вокала

Обратите внимание, что профессиональное академическое пение – это не только опера, но еще и бельканто, камерное и литургическое исполнение. Рассмотрим более подробно виды классического вокала:

  • В оперном пении исполнителям необходимо выражать эмоции и не быть перекрытым игрой оркестра. В связи с этим голос должен иметь широкий диапазон и мощное звучание.
  • Литургия – это богослужение. Чаще всего она исполняется без инструментальной музыки а капелла, так как голоса певцов напоминают их звучание. Чаще такое исполнительство основано на хоровом пении с солирующим вокалистом.
  • Правила профессионального исполнения литургии стали основоположными в исполнении бельканто. Для него свойственно плавные переходы, непринужденное и спокойное исполнение.
  • С помощью камерного пения исполняются романсы и арии. Такой вокал рассчитан на небольшие помещения, поэтому тут немного другие требования к голосу: исполнять композиции нужно с меньшим напором, чем при оперном вокале.

Обучение академическому вокалу

Для новичков иногда сложно начать обучение самостоятельно. Поэтому, обратите внимания на следующие советы:

  • Найдите преподавателя. Чтобы у вас появилась академическая манера пения, необходимо найти такого педагога, который сможет помочь вам в этом, давая специальные упражнения. Основным навыком, которыми нужно научиться обладать – разработка зева и высокое позиционирование языка.
  • Уделяйте время практике. Академическое хоровое и сольное пение требует довольно долгого времени чтобы добиться результата. Тренируйтесь как можно чаще, пока не почувствуете себя свободно в исполнении специальных приемов и не достигните достаточного широкого диапазона голоса.

Важно!

Для начала рекомендуем заниматься от 15 минут в день, постепенно увеличивая время репетиции. Не пытайтесь выполнить все упражнения сразу, дайте себе время. Ведь отдых так же важен, как и тренировки.

  • Развивайте слабые стороны. Перенапряжение голосовых связок и неправильное дыхание являются наибольшими проблемами для певцов. Хороший педагог сможет помочь вам справится с этой проблемой. Технике вокального дыхания и контроля напряжения голосовых связок можно научиться, если вы сосредоточитесь на дыхании и его постановке.

Упражнения и распевки

Распевку у вокалиста можно сравнить со спортивной разминкой. Важно помнить, что тут тоже необходимо разогреть мышцы для дальнейшей их нагрузки и предупреждения травм. Следующие упражнения предназначены для развития хорошей дикции. После постановки дыхания, отработки дикции и артикуляции и классической позиции можно приступить к развитию технических навыков: скачки, отрывистое голосоведение.

Музыкальный слух

Сомнения в собственных силах были у каждого. Некоторые забрасывают академический вокал занятия только из-за мнения окружающих. Однако пение мимо нот не означает, что вы не можете исполнять любимые песни. Если вам слышно, как фальшивите во время исполнения, то можете обрадоваться – это и есть главный признак наличия музыкального слуха. Методика работы над музыкальном слуха достаточно проста. Развивать музыкальный слух можно, слушая классические музыкальные произведения, занимаясь сольфеджио и играя на фортепиано. Главное — делать это регулярно и уже через короткий промежуток времени вы поймете, что можете узнать каждую ноту на слух.

Академический вокал какие стили можно петь

Советы и предупреждения

Может показаться, что занятие вокалом — это что-то легкое и развлекательное. Но доводя свои вокальные умения до совершенства, начинающие исполнители могут столкнуться со сложностями и ошибками. Чтобы их избежать, можно обратиться в школу современного вокала и пройти обучение быстро и увлекательно. Если же вы решили заниматься самостоятельно, то приведем несколько советов, которые помогут избежать распространенных проблем и сделать занятия академическим вокалом результативными и приятными.

  • Пейте много воды. Необходимо пить именно воду, негазированную, а не всеми любимые чай/кофе/соки. После занятий певец может почувствовать першение в связках. Как правило, при долгих концертах, исполнителю дают время на отдых, и он не разговаривает ни с кем, тем самым дает восстановиться связкам. Вода в этом случае смягчает связки и ускоряет восстановительные процессы.
  • Полезная еда и хороший сон. Голос человека – полноценный акустический прибор. Как и любое приспособление, оно требует ухода. Поэтому вокалисту необходимо быть в форме не только психически, но и физически. Занятия пением забирают много сил и энергии, и чтобы их восстановить необходимо правильно питаться и спать не менее 8 часов в сутки.

Научитесь дышать. Для правильной постановки голоса необходимо контролировать свое дыхание. Важно научиться дышать, использую брюшные мышцы и диафрагму, петь на опоре, не создавая перенапряжения в голосовых связок. Так вокалист сможет избежать травм, а голос будет сильным, ярким и здоровым.

Читайте также: