Занятия про осанку в детском саду

Обновлено: 05.07.2024

Цель: закреплять знания детей о правильной осанке и профилактике ее нарушения.

Материалы: свеча, зеркало, музыка (классическая), подносы с деталями “лего”, пластилиновые человечки, картинки с изображением верблюда и старого человека.

Предварительная работа: чтение сказки А.С.Пушкина “ О мертвой царевне и семи богатырях”.

Беседа по “Урокам Мойдодыра”. Как нужно заботиться о своем организме. Что такое “здоровье”.

Лепка пластилиновых человечков.

1. Рефлексивный круг.

Дети садятся в кружок.

Воспитатель:

- Ребята, сегодня мы собрались в кругу, чтобы продолжить знакомство о своем здоровье, что бы познать себя (зажигается свеча).

- Помните сказку А.С. Пушкина “ О мертвой царевне и семи богатырях”?

Чтобы узнать что-нибудь о себе, царица доставала свое волшебное зеркальце и приказывала ему: “Свет мой, зеркальце, скажи, Да всю правду доложи. Я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?” (раздаю зеркала).

- У меня для вас тоже есть волшебные зеркала, для каждого. С помощью которых можно узнать много интересного друг о друге и о себе. Сегодня мы посмотрим на себя со стороны. Ответим на вопрос, какой Я?

- Приготовимся, расслабимся, внимательно посмотрим на пламя свечи. Оно поможет нам почувствовать, что происходит внутри нас, вспомнить свои увлечения, успехи, неудачи (звучит спокойная музыка).

- Теперь посмотрите на себя в зеркальце. Какие вы красивые. Какие у вас белые зубки. Добрая улыбка. Можете пожелать себе хорошего настроения на весь день.
- Положите, пожалуйста, перед собой свои зеркала. Возьмитесь за руки и мысленно пожелаем, друг другу добра и передадим его через легкое пожатие руки…
- А теперь все вместе, легким ветерком задуем свечу – (вдох через нос, выдох - через рот).

2. Основная часть (закрепление знаний детей о правильной осанке и профилактике ее нарушения).

Сюрпризный момент (появление Незнайки).

Воспитатель: - Кто же это к нам пришел? (заходит Незнайка)
Незнайка: - Это здесь Знайки живут?
Воспитатель: - Да, здесь. Проходи, пожалуйста, Незнайка.
Незнайка: - А что, они и правда у вас настоящие Знайки?
Воспитатель: - Правда. И сейчас мы это докажем.

Воспитатель:

- Ребята, приятно смотреть на людей когда они улыбаются? А еще, согласитесь, очень красиво выглядит человек, который умеет правильно держать свое тело. У него ровная спина, голова поставлена прямо, он широко и уверенно шагает, смотрит вперед. Про такого человека говорят: у него хорошая осанка. Человеку с хорошей осанкой легко дышится, поэтому он не чувствует усталости, даже когда много работает. Хорошая осанка может быть у каждого.

- Ребята, а как вы думаете, что нужно для того, что бы у человека была хорошая осанка? (ответы детей).
- Очень важно научиться правильно сидеть. Спина должна быть прямой! Это сложно, но постепенно мышцы спины окрепнут, и человек перестанет сутулиться.

  • Через каждые 5 – 10 минут нужно менять позу. Потягиваться, двигать руками и ногами.
  • Укреплять мышцы спины и живота, развивать гибкость позвоночника.
  • Спать только на жесткой постели с невысокой подушкой.
  • Не поднимать больших грузов.
  • Стоять и сидеть как можно прямее.
  • Не ходить на высоких каблуках и носить груз в одной руке.

Воспитатель: - Молодцы! Вот видишь. Незнайка, как наши ребята много знают.
Незнайка: - А меня научите? Я тоже хочу быть здоровым.
Воспитатель: - Мы говорим о нашем друге – позвоночнике.
Ребенок: - Это друг наш позвоночник, опираясь на него, ты не бойся ничего.

Он и двигает тебя. Он и держит тебя.
С помощью его ты сидишь. Если скажет – побежишь.

Дети: - Нам помогает наш позвоночник!

Воспитатель:

- Правильно. Наша опора - наш позвоночник (показываю пластилиновую куклу с ниточкой на спине - позвоночнике. Наклоны вправо, влево, вперед. Проследить по ниточке как изменяется положение позвоночника).

- На столах нас ждут пластилиновые человечки, которые мы с вами слепили вчера на занятии. Теперь необходимо сделать для них мебель из конструктора. …

3. Игровой массаж (подготовка пальчиков к продуктивной деятельности).

Эй, ребята, все ко мне

Кто стоит там в стороне?

А ну быстрей лови кураж и начинай игру – массаж!

Разотру ладошку сильно, Растирание ладоней, пальчиков.
Каждый пальчик покручу.
С ноготками поиграю, Потереть ноготки друг о друга, помять пальцы.
Друг о друга их потру.
Потом руки “помочалю”, Руки в замочек и трем в разные стороны.
Плечи мягко разомну.
На замочек их закрою, Крепко в замочек.
И тепло поберегу.
Вытяну я пальчиком, Руки вперед, шевеление пальчиками.
Пусть бегут как зайчики.
Раз-два. Раз-два, Резкое сжимание и разжимание в кулак.
Вот и кончилась игра.

Воспитатель: - На ваших столах стоят подносы с деталями “лего”. Садитесь за столы по два человека: один из вас будет строить стул и стол, другой - кровать (задание сложное - для развития логического мышления). Не забывайте, как правильно сидеть.

Дети выполняют задание.

5. Обыгрывание построек.

Незнайка садит, укладывает неправильно своего человечка.

Воспитатель: - Ребята, посадите, пожалуйста, человечков на стульчик так, чтобы у них сохранилась правильная осанка. Объясните Незнайке как они должны сидеть, лежать в кроватке (ответы детей).

Дети: - А теперь я вот какой, сплю в кроватке как большой.

Лежа в коечке на спинке, как котеночек в корзинке
Так удобно мне лежать. И во сне не уставать.

Воспитатель: - Если день за днем принимать неправильные позы в постели, позвоночник может искривиться.

Дети: - Позвоночник всегда за всем глядит и тобой руководит.

Кто на стульчике сидит – за осанкой поглядит.
Он как деревце надежен – тебя держит и молчит.
Чтоб мы выросли прямые. Стройные, а не кривые.

Воспитатель: - Правильно, когда мы сидим: ступни ног – ровно стоят на полу. Спина прямая. Колени не должны быть приподняты. Стол не должен быть слишком высоким или низким.

6. Физминутка.

“СОЛО ДЛЯ ПОЗВОНОЧНИКА”

1. Упражнение “Поза дерева”: стоя, ноги вместе, руки опущены, спина прямая. Сделали спокойный вдох и выдох и плавно подняли руки вверх, ладони друг к другу. Потянулись всем телом. Внимание на позвоночник. Дыхание спокойное. Представьте себя деревом. Оно корнями глубоко вросло в землю. Высокий, стройный ствол тянется к солнцу. Ваш организм, как дерево, наливается силой, бодростью, здоровьем.

2. Упражнение “Поза лебедя”: сели, касаясь спиной, спинки стула. Руки опущены. Отвели плечи назад, соединили лопатки. Затем пальцы собрали в замок, руки выпрямили и медленно поднимаем вверх, не наклоняя туловище и голову. Когда почувствуете тепло между лопатками, руки медленно опустите.

3. Упражнение “Поза скручивания”: сядьте на стул боком. Ноги вместе, бедра прижаты к спинке. Правой рукой держимся за правую сторону спинки стула, а левой - за левую. Медленно на выдохе скручивайте верхнюю часть туловища так, чтобы грудь оказалась против спинки стула. Задержитесь на 5 сек. Внимание на позвоночник. Выполните тоже самое, но в другую сторону, поменяв исходное положение на стуле.

7. Познавательный материал (беседа по картинкам).

Воспитатель:

- Посмотрите на верблюда. Какая у него спина? Горбатая.

- А вы знаете, что этот горб верблюда - это его походный запас питания? Он без костей, весь из жира и мышц. С таким “ рюкзаком” можно несколько дней не есть. В пустыне это важно.

- Ну, а если у человека сгорбленная спина? Что вы об этом думаете? (ответы).

(Показываю старого человека: сгорбленного.)

- Этот человек с детства не следил за своей осанкой. И вот результат: у него повредились кости и хрящи (диски) позвоночника. Теперь у него некрасивая фигура и часто болит спина. И еще - голова болит тоже.

- А такое может произойти только со старыми людьми? (ответы).

8. Подведение итогов.

Воспитатель:

- А теперь сядьте поудобнее, закройте глаза. Вспомните, что было сегодня у нас на занятии. Что вам запомнилось, понравилось. А может что-то и затруднило вас… открывайте глаза (ответы детей).

- Сегодня на занятии мы с вами обсуждали важную тему – правильная осанка. Теперь вы понимаете. Почему взрослые все время твердят вам: “ Не горби спину! Сиди прямо! Держи осанку”.

Будем каждый день помнить о том, как нужно правильно стоять, сидеть и лежать.

9. Упражнения на расслабление, снятия напряжения после занятия.

Незнайка:

- Ох, как много я узнал. Я тоже хочу поделиться с вами упражнениями, для снятия напряжения:

1. “Освобождение от усталости”

Ноги на ширине плеч, руки опущены. Поднимитесь на носки вместе с поднятием рук - вдохните. Бросьте расслабленное тело вниз с восклицанием “Ух!” и, не выпрямляясь, сделайте еще три дополнительных пружинных наклона, выдыхая оставшийся воздух на трех восклицаниях: ух-ух-ух.

Тело расслабляется и опускается все ниже и ниже.

2. “Насос”. Наклоны вперед руки висят как хобот у слона.

- А теперь насос включаем, воду из реки качаем. Влево - раз, вправо – два, потекла ручьем вода. Раз, два, три, четыре (повторить 3 раза).

3. “Красивая спина”.

Встаньте, ссутультесь, плечи вперед, мышцы спины, плеч расслаблены. Приподнимите теперь плечи вверх, отведите их назад и опустите.

Спина стала крепкой, прямой, а руки, шея, плечи – свободными, легкими. Такое положение тела должно стать для вас привычным!

• Развивать внимание, умение ориентироваться в пространстве.

Методические приемы: работа с наглядным материалом, вопросы к детям, художественное слово, рассказ воспитателя.

Словарная работа: активизировать в речи детей слова: позвоночник, осанка

Ход занятия:

Дети с воспитателем под музыку входят в зал, выстраиваются в круг.

Воспитатель: Здравствуйте ребята! У нас гости сегодня, поздоровайтесь с ними.

Воспитатель: Мы друг другу рады?

Утро начинается (Идут по кругу)

Вместе мы встречаемся

Мы друг другу рады (Идут в круг мелкими шагами,

Все друг другу рады (Идут из круга, смотря в глаза друг

Лена здесь (имя, … (По очереди произносят свои имена,

прикладывая руку к груди)

Доброе утро (Разводят руки в стороны)

И сегодня весь день (Хлопают в ладоши)

Мы погладим лобик, (Выполняют упражнения по тексту)

Будем мы красивыми (Постепенно поднимают руки вверх,

Как в саду цветочки.

Разотрем ладошки (Выполняют движения по тексту)

А теперь похлопаем

Ушки мы теперь потрем,

И здоровье сбережем.

Будем все здоровы! (Поднимают руки вверх)

Воспитатель: Молодцы, ребята! Вот и пожелали мы всем

стулья. Слышите, сюда кто-то идет.

(появляются Мальвина и Буратино)

Мальвина: Дорогой мой Буратино!

Приглашаю вас, дружок

На очередной урок.

В руку ручку вы берете

Плавно галочки ведете.

Буратино: Ох, как скучно мне сидеть,

Целый день, учиться.

Лучше бегать и играть,

Мальвина: Буратино не ленитесь

Буратино: Еле-еле я сижу,

Лучше лягу, полежу.

Мальвина: Что вы милый Буратино.

На столе нельзя лежать.

От этого может ваша спинка пострадать.

Если спину не беречь,

Можно сильно измениться.

И в горбатого мальчишку, вмиг однажды превратиться.

Буратино: В это не хочу я верить…

Мальвина: Это можем мы проверить.

В детский сад пойдем скорей и узнаем у детей.

(звучит музыка)

Мальвина: Здравствуйте, ребята!

Воспитатель: Здравствуйте, Мальвина и Буратино. Мы знаем, зачем

вы к нам пожаловали. Вы хотели бы узнать можно ли

стать горбатым, если сидеть неправильно за столом.

Чтобы нам вместе найти ответ на этот вопрос, мы

отправимся в страну Здоровья.

(дети идут по кругу)

Воспитатель: Раз, два, три, четыре по дорожке мы пойдем.

Раз. Два, три, четыре в страну Здоровья попадем.

(дети садятся по кругу)

Воспитатель: Вот мы и в стране Здоровья. А что такое здоровье?

(ответы детей)

От чего зависит здоровье нашей спины?

Рассмотрим макет нашего позвоночника.

Позвоночник состоит из костей, которые называются позвонками, внутри позвонков находится спинной мозг. От спинного мозга к внутренним органам отходят спинно - мозговые нервы. Если человек долго сутулится, его позвоночник становится похож на кривое дерево, нервы сдавливаются и органы к которым они отходят, начинают болеть. А если человек постоянно горбится, у него появляется такое заболевание как сколиоз.

(показ иллюстрации)

(каждый получает карточку-картинку, дети работают у магнитной

Воспитатель: А сейчас проверим, правильно ли вы выполнили задание.

1. Груз тяжелый поднимать очень любишь ты,

Помни это вред большой для твоей спины.

2. На высоких каблуках ты настоящая звезда,

Но с красивою осанкой попрощайся навсегда.

3. У тебя кровать в перинах и огромная подушка.

Будешь ты не девочка, а горбатая старушка.

4. Ты читаешь или пишешь, сгорбив спину за столом.

Знай, от этого ты будешь очень сгорбленным потом.

5. Груз носить в руке одной неудобно нам с тобой.

Для спины своей любимой ты наносишь вред большой.

6. Для позвоночника полезно расти и развиваться.

А для этого так важно спортом заниматься.

7. Сел за стол уроки делать, должен правило ты знать.

Свой здоровый позвоночник нужно прямо всем держать.

8. Упражнения выполняй, мышцы спинки укрепляй.

Не болел, чтоб позвоночник, его гибкость развивай.

9. Груз носи ты с двух сторон, спину прямо держи.

С красивою осанкой ты с детства дружи.

10. Кости позвоночника без кальция не могут.

Молочные продукты в той беде помогут.

Воспитатель: Вы ребята, будущие школьники, а школьникам приходится

долго сидеть за партой. Важно, чтобы стул и стол были

подобраны по росту ребенка. Рассмотрим плакат, который

расскажет нам о правильности подбора мебели.

Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам поиграть. (игра «Пробеги под

Воспитатель: Для того чтобы вернуться в детский сад предлагаю вам

лечь на свой сектор парашюта и закрыть глаза.

(проводится релаксация по спокойную музыку)

Воспитатель: Реснички опускаются, глазки закрываются.

Мы спокойно отдыхаем, сном волшебным засыпаем.

Дышим легко, ровно, глубоко.

Наши ручки отдыхают, ножки тоже отдыхают,

Шея не напряжена и расслаблена.

Дышится легко, ровно, глубоко.

Хорошо нам отдыхать, но пора уже вставать!

И совсем уже проснулись.

(Н. Клюева, Ю. Касаткина)

Воспитатель: Вот мы и вернулись. Много мы узнали о позвоночнике и

правилах заботы о нем. Садись Буратино за стол и

покажи, как правильно сидеть на стуле.

(Буратино садится на стул)

Буратино: Ох, неудобно мне сидеть.

Воспитатель: Почему неудобно Буратино? (ответы детей)

Воспитатель: Все понятно, почему тебе неудобно. Стул маленький.

Давайте ребята, выберем стул для Буратино. (дети

выбирают стул для Буратино)

Воспитатель: Вам понравилось наше путешествие? Что вы запомнили?

Какой информацией вы поделитесь дома с родными?

(ответы детей)

А в конце нашего занятия, я хочу подарить вам

раскраску, которая научит вас не только раскрашивать,

но и познакомит с упражнениями для позвоночника.

Игровая артикуляционная гимнастика Развитие правильной артикуляции звуков-важнейшая задача обучения и воспитания детей в дошкольном детстве. Игровые артикуляционные упражнения.

ВложениеРазмер
osanka.docx 21.71 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированное занятие в старшей группе

• Формировать у детей активную позицию, направленную на укрепление и сохранение своего здоровья, выработки правильной осанки.

• Формировать навыки самоконтроля, саморегуляции в процессе двигательной активности.

• Развивать логическое мышление, умение устанавливать причинно-следственные связи, интерес к познавательной активности через игровые формы и приемы.

• Воспитывать чувство любви к своему организму, желание следить за своей осанкой.

Развивающая среда: следы плоской и правильной стопы из самоклеящейся бумаги, релаксационная музыка, силуэт человека с неправильной осанкой и правильной, карточки с изображением предметов и ситуаций, составляющих здоровый образ жизни, изображением сутулого человека.

Спортивный инвентарь: кубики по количеству детей, 2 гимнастические скамейки, мешочки и круги по количеству детей.

-Здравствуйте ребята! У нас сегодня необычное занятие, и поздороваемся мы по особенному. После моих слов вы хором будете говорить Привет!

Когда встречаем мы рассвет,

Мы говорим ему… (Дети хором.) Привет!

С улыбкой солнце дарит свет,

Нам посылая свой… (Дети хором.) Привет!

При встрече через много лет

Вы крикнете друзьям… (Дети хором.) Привет!

И улыбнутся вам в ответ

От слова доброго (Дети хором.) Привет!

И вы запомните совет:

Дарите всем друзьям… (Дети хором.) Привет!

Воспитатель: Ребята послушайте и скажите, о чем говорится в этом 4-стишье

Приучайтесь день встречать

С утренней зарядки,

Чтоб с осанкою прямой

Было все в порядке!

Ответы детей: (об осанке)

Тема нашего занятия связана с осанкой человека и называется:

Правильная осанка – ключ к своему здоровью.

(Ровно держать спину, прямо и красиво ходить, сидеть )

Сегодня мы с вами поговорим об осанке. Осанка — положение тела человека, когда он сидит или стоит. Хорошая осанка в положении стоя означает, что плечи у нас слегка отведены назад, грудная клетка расправлена, а туловище выпрямлено. Когда мы сидим, хорошая осанка означает, что спина у нас прямая, а голова высоко поднята. Ребята, я хочу напомнить о том, что правильная осанка формируется с первых дней жизни человека, до 18 лет. Приятно смотреть на стройного человека, стройные люди радуют глаз. (Обращает внимание детей на картинки людей с красивой осанкой)

Но дело не только в красоте. У стройного человека правильно сформирован скелет, а значит легче работать сердцу, легким, желудку и другим важным органам. Неправильная осанка делает спину кривой, некрасивой, у человека появляются мучительные боли в спине. (Показывает рисунок с искривленным позвоночником и здоровым)

Скелет костями славится

Вам хочет он понравится

В нем самый главный позвоночник-

Если с боку посмотреть

То изгибы точно есть.

А посмотрим со спины,

Нет изгибов, не видны.

Что за коромысло

В спине твоей зависло? (Сутулость.)

Сутулого человека узнать легко: голова втянута, плечи приподняты, спина согнута.

Ученые провели наблюдения. Оказалось, что если человек низкого роста, но держится прямо, кажется выше. А вот высокий, но сутулый - ниже. Когда мы стоим прямо, то выглядим гораздо выше.

Эксперимент: (Два ребенка одинакового роста, один держит спину прямо, а другой изображает сутулость)

Опаснее сутулости сколиоз– это изгибы позвоночника в сторону.

Позвоночник как юла,

Зажимает нервы он,

Что приносит людям боль.

Что за диво, вот вопрос,

Это дети – сколиоз.

Сколиоз – очень серьезное заболевание. Изогнутая часть позвоночника давит на нервы, отходящие к внутренним органам. Возникают боли в области спины и тех органов, к которым эти нервы подходят. Почему возникают нарушения осанки, кто виноват? К сожалению, мы сами.

У болезней этих причин не счесть.

Но прошу я всех учесть

Виноваты сами мы,

В нарушениях спины.

Спим не так, сидим не так

И не так переносим грузы.

Выпишу я всем леченье.

Чтоб избавиться от бед.

Укрепляйте свой корсет

Воспитатель: Ребята, как сидит человек с правильной осанкой? Покажите.

Дети садятся правильно, выпрямляя спину.

Воспитатель: Отлично! Ребята, ответьте, почему искривляется позвоночник у людей?

Дети: Эти люди не делают зарядку, не занимаются спортом, неправильно сидят, спят, не следят за своей осанкой.

Воспитатель: Совершенно верно, существуют правила правильной осанки, которые надо выполнять. (Показывает картинки с изображением правильной осанки зеленого цвета и не правильной красного цвета )

Воспитатель: Ребята, обратите внимание, здесь какие-то следы необычные, мне интересно, кто бы мог их оставить, а вам? Как же узнать, чьи это следы?

(следы плоской стопы, из красной бумаги, наклеены на пол)

Дети: Пройти по следам.

Воспитатель: Тогда в путь!

Дети в спортивной форме, (на ногах чешки) подходят к спортзалу

Заходят в спортзал, там следы обрываются у стены, на которой весит силуэт сутулого человека.

Инструктор: Ребята, так вот кто оставил следы. Что особенного в этом человеке вы заметили?

Дети: У него неправильная осанка, больная спина, он горбится, он грустный, ему плохо и т. д.

Инструктор: Ребята, а давайте попробуем изобразить человека с неправильной осанкой…

Инструктор: Как он ходит, двигается, удобно ли вам?

Инструктор: Хорошо себя чувствуете? Что вы ощущаете?

Дети: Неудобно, больно, хочется выпрямиться.

Инструктор: Правильная осанка не только красивее, она полезна для здоровья. Если с детства приучить себя держаться прямо, тогда в старшем возрасте не будет болеть спина.

У нас хорошая осанка – встать прямо, руки вдоль туловища .

Мы свели лопатки – свести лопатки (руки поставить на пояс) – 2 раза.

Мы походим на носках - повернуться вокруг себя на носках.

Мы пойдем на пятках – повернуться в обратную сторону на пятках.

Пойдем мягко, как лиса – пройти вкрадчиво.

Ну, а если надоест, то пойдем все косолапо,

Для того чтобы иметь красивую осанку, мы с вами выполним несколько упражнений, которые укрепляют мышцы спины (упражнения по схемам – картинкам).

Инструктор: Ребята, вы знаете, как проверить свою осанку?

Надо встать у стены и пройти с правильной осанкой, если легко идти, значит, осанка правильная. Можно положить на голову книгу и пройти, не упадет - правильная осанка.

Ходьба с мешочком на голове,

По гимнастической скамейке с выполнением заданий,

Прыжки с продвижением вперед через кружки.

Правила игры. Дети принимают правильную осанку. Педагог говорит, что Снежная Королева превратила детей в лед. Дети стоят неподвижно (10-30 с). Затем, заиграла музыка, выглянуло солнце, и лед начал таять. Чтобы согреться, дети выполняют придуманные ими самими упражнения.

Звуковая дыхательная гимнастика

Инструктор: Молодцы, я уверена, что сегодня мышцы вашей спины укрепились. Предлагаю убрать спортивный инвентарь.

(Воспитатель обращает внимание детей на следы правильной стопы)

Инструктор: Ребята, посмотрите, здесь тоже кто-то оставил свои следы. Давайте пройдем по ним и узнаем, кому они принадлежат.

Инструктор: Ребята, вы догадались, кто оставил эти следы?

Дети: Эти следы оставили спортсмены, танцоры … люди с правильной осанкой.

Инструктор: Правильно. Давайте, мы сравним следы красного и зеленого цвета? (Дети находят отличия)

Вот так выглядит здоровая стопа (указывает на след зеленого цвета). А вот так плоская (указывает на след красного цвета) Казалось бы, какой пустяк – небольшая ложбинка на ступне. Но она выполняет очень важную роль: уменьшает нагрузку на кости и мышцы ног и всего позвоночника, когда мы бегаем, ходим, прыгаем. Причиной плоскостопия может быть неправильная осанка и обувь. Знаете, ли вы, какую обувь нужно носить, чтобы не было плоскостопия? (предположения детей)

Инструктор: Дети должны носить обувь на низком каблуке, с твердым задником, потому что их стопа только еще формируется.

У нас в зале присутствуют гости, посмотрите и определите, кто из гостей, на ваш взгляд, носит правильную обувь. Пригласите их выйти на середину зала.

Инструктор: Молодцы ребята, я тоже считаю такую обувь удобной. Но надо сказать, что обувь на каблуках вы тоже сможете носить, когда вам исполнится 18 лет и стопа ваша сформируется.

Что нужно сделать для того, чтобы всегда помнить правила правильной осанки? (Дети: нарисовать памятку, правила и повесить на видном месте).

Инструктор: Ребята, помогите мне составить Правила правильной осанки, (вывешивает плакат, в центре силуэт ребенка, вокруг которого наклеены кусочки двустороннего скотча, и выставляет наборное полотно с карточками). Кто скажет, какие из этих карточек мы возьмем для оформления наших правил? (дети выбирают, объясняют и размещают их на плакате: спать на жесткой постели, делать зарядку, следить за осанкой при ходьбе и сидении, правильно питаться, заниматься спортом, играть в подвижные игры, больше двигаться)

Инструктор: Молодцы, у вас получились замечательные правила правильной осанки, которые помогут и другим ребятам. И помните, без труда и физических упражнений мышцы слабеют и дряхлеют. Если с детства помнить об этом, систематически трудиться и заниматься физкультурой, бегать, плавать, ездить на велосипеде, играть в спортивные игры, то скелетные мышцы укрепляются, и осанка остается ровной.

Цель: Учить детей самостоятельно следить за своим здоровьем. Дать представления детям о правильной осанке и профилактике ее нарушения.

Задачи:

- Учить детей осознанно относиться к своему здоровью.

- Формировать у детей активную позицию, направленную на укрепление и сохранение своего здоровья, выработки правильной осанки.

- Обогащать речь детей, упражнять в употреблении распространённых предложений.

-Развивать внимание, память, мышление. Совершенствовать двигательную активность.

- Прививать любовь к занятиям физической культурой.

Ход занятия:

-А как вы думаете, что значит быть здоровым? (ответы детей)

-Правильно. Чтобы быть здоровыми и сильными, я предлагаю вам пройти по дорожкам здоровья. (Дети идут по дорожкам, затем садятся на ковёр)

Дети сидят на ковре по-турецки.

  1. Воспитатель:- Ребята, послушайте внимательно загадку и попробуйте её отгадать:

В организме, что у нас

Как для здания каркас?

Что нам в жизни помогает,

Став опорою для нас?

Дети: нам помогает позвоночник!

Воспитатель. Правильно. Сейчас, во время прогулки по дорожкам и, сидя на ковре, на что мы постоянно обращаем внимание?

Дети. Чтобы спина была прямой, плечи расправлены, подбородок приподнят.

-Давайте проверим, какая у вас осанка. Встали, потянулись (упражнение на дыхание). В шеренгу становись! Дети строятся в шеренгу, подходят к стульчикам, на которых лежат мешочки с песком (стулья стоят напротив зеркала).

-Положите мешочек на голову, руки опущены вниз, и в таком положении пройдите к зеркалу. (Дети идут, мешочки падают)

- Хорошо. Нужно научиться следить за своей осанкой, чтобы быть здоровыми. Повернитесь лицом к зеркалу (упражнение на формирование правильной осанки). А теперь снова положите мешочек на голову и вернитесь к своему стульчику. (Дети подходят к стульям).

- Присаживайтесь на стулья (Дети садятся, у Маши стул не соответствует росту).

- Как вы думаете, как нужно правильно сидеть на стуле, чтобы осанка была правильной?

Дети: сидеть нужно прямо, так, чтобы спина касалась спинки стула, а ноги пола.

Воспитатель. Правильно. Маша, тебе удобно сидеть?

Маша. Нет.

Воспитатель. Почему?

Маша: стул не подходит мне, ноги не касаются пола (не соответствует росту).

Воспитатель. Молодец. (Воспитатель с детьми подбирают для Маши стул).

- Ребята, посмотрите на Татьяну Александровну, она какую ошибку допустила?

Дети: Т. А. сидит неправильно на стуле. Нельзя сидеть, поджав под себя ногу.

Одно плечо стало выше другого, осанка стала неправильной. (Дети напоминают, как надо правильно сидеть).

Мы на кресле посидим,

За осанкой последим,

Чтоб согнулся позвоночник,

Мы, конечно не хотим!

Воспитатель. Молодцы. А теперь, чтобы быть здоровыми и сильными, а спины прямыми и красивыми, я предлагаю сделать разминку с гимнастическими палками.

Дети строятся в шеренгу. Идут по дорожкам здоровья, а затем выполняют упражнения с гимнастической палкой.

Чтобы ровной была спина,

Очень нам нужна разминка

Ну – ка, вставай и не зевай,

И за нами повторяй!

Выполнив упражнения, проходят на ковёр.

Воспитатель.

- Ребята, оказывается, спать нужно тоже правильно. Как вы думаете, на мягкой или жёсткой постели нужно спать? (ответы детей)

- Правильно, спать нужно на жёсткой постели с невысокой подушкой.

- А в каком положении, лёжа на спине, выпрямив руки и ноги, или, свернувшись калачиком? (ответы детей)

-Представьте, что вы ложитесь спать, лягте на ковёр и примите положение, при котором осанка будет правильной (звучит музыка, дети принимают правильное положение).

Раз легли мы на кровать,

Нужно правильно лежать

Свои острые коленки

К животу не поджимать.

- Упражнение на релаксацию и дыхания. Вы отдохнули, а теперь встаньте, потянитесь и улыбнитесь.

  1. Ребята, вы теперь знаете, что нужно делать, чтобы осанка была правильной.

Посмотрите, перед вами солнышко (слайд)

-Чего у солнышка не хватает? (лучиков)

-Правильно. Чтобы лучики появились, нужно правильно ответить на вопрос:

Правильно сидеть за столом, на стуле.

Спать на жёсткой постели.

Следить за осанкой при ходьбе и сидении.

Смотреть на себя в зеркало, оно подскажет, какая у вас осанка.

- О чём мы сегодня говорили во время прогулки?

- Что нового вы узнали сегодня?

А теперь я улыбаюсь вам, а вы улыбнитесь мне. Я желаю вам здоровья и хорошего настроения.

Алямовская В.Г. Как воспитать здорового ребенка. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2005. - 210 с. Божович Т.А. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., Психология и педагогика, 1998. - 290 с. Детская практическая психология: Учебник / Под ред. проф. Т.Д. Марцинковской. - М.: Педагогика, 2004. - 384 с. Здоровье и физическое развитие детей в дошкольных образовательных учреждениях: проблемы и пути оптимизации. М.: Сфера, 2002. - 199 с

Описание материала: Предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей старшей группы (5-6 лет) по профилактике осанки. Данный материал будет полезен воспитателям старшей группы. Это конспект познавательного занятия, направленного на воспитание здорового образа жизни.

Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, социализация, конструирование.

Цель: Закрепить знания детей о правильной осанке и профилактике её нарушения.

Предварительная работа: лепка из пластилина человека.

Ход НОД

Воспитатель: Сегодня у нас необычное занятие. Мы с вами будем следить за осанкой пластилиновых человечков. Послушайте и отгадайте загадку:

В организме, что у нас

Как для здания каркас?

Что нам в жизни помогает,

Став опорою для нас?

Воспитатель: Роль позвоночника в организме человека велика. Чтобы вырасти стройными и красивыми вы должны помогать своему позвоночнику. Для этого вы должны соблюдать правильную осанку, как это делать вы узнаете, и многое вспомните сегодня.

Поиграем с нашими человечками. Роль позвоночника у пластилиновых человечков будет выполнять ниточка. Поставьте человечков на дощечку, наклоните его вправо (влево).

- Что при этом происходит с позвоночником-ниточкой?

- А что будет, если человечек достанет до кончиков ног?

Сейчас мы с вами проведем эксперимент.

Сконструируйте из лего кровать, стул, стол. (Дети выполняют работу).

Посадите за стол человечков так, чтобы у них сохранилась правильная осанка, т. е. позвоночник-ниточка должен быть ровным.

- Объясните, как должен сидеть человек.

(Ноги должны ровно стоять на полу, спина прямая, колени не должны быть приподняты, стол не должен быть слишком высоким или слишком низким).

Посадите неправильно человечка за стол.


- Что происходит с позвоночником?

- Каким станет позвоночник, если человек постоянно так будет сидеть?

А теперь положите человечков на кровать:



Что происходит с ниточкой-позвоночником?

(походу действий ведётся беседа)

Воспитатель: Если день за днём принимать в постели неправильные позы, позвоночник может искривиться.

Физкультминутка

Чтобы ровной была спинка,

Очень нам нужна разминка.

Нужно встать, не зевай

И за мною повторяй.

(Дети проходят по дорожке с мешочками на голове).

Воспитатель: Мы наблюдали с вами за пластилиновыми человечками. Хотите проверить на себе все позы для правильного развития позвоночника. Давайте сконструируем для себя стул и кровать. Из чего мы можем конструировать?

(Дети выбирают материал и выполняют работу).

Мы на стуле посидим,

За осанкой последим.

Чтоб согнулся позвоночник,

Мы конечно не хотим.

(Дети показывают, как правильно нужно сидеть).

Раз легли вы на кровать,

Нужно правильно лежать.

Свои острые коленки

К животу не поднимать.

(Дети показывают, как правильно нужно лежать).

Воспитатель: Сегодня на занятии мы не только играли, но и рассуждали на очень важную тему - правильная осанка. Давайте будем каждый день помнить о том, как нужно правильно сидеть и лежать.

Читайте также: