Занятие по профилактике аддиктивного поведения в детском саду

Обновлено: 08.07.2024

Аксиологичность: формирование у детей и подростков представления о здоровье как о важнейшей общечеловеческой ценности, ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.

  • социальный аспект (формирование моральных и нравственных ценностей, определяющих выбор здорового образа жизни, отрицательного отношения к употреблению алкоголя и наркотических веществ);
  • психологический аспект (формирование адекватной самооценки, освоение навыков “быть успешным”, самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность, прежде всего, перед самим собой);
  • образовательный аспект (формирование системы представления о негативных последствиях употребления наркотических веществ).

Легитимность: профилактическая работа должна осуществляться в рамках правовой базы (с учетом нормативных актов о правах и обязанностях лиц, которые в пределах своей компетенции и статуса обязаны заниматься профилактикой, а также прав и обязанностей детей и молодежи).

  • согласованность профилактических мероприятий, проводимых различными учреждениями;
  • анализ, обобщение и использование уже существующих технологий профилактики наркомании (знакомство с опытом зарубежных и отечественных педагогов, практикой работы общественных рганизаций и других образовательных учреждений).

Непрерывность: профилактическая работа не должна ограничиваться только временем пребывания ребенка в школе, что обеспечивается благодаря привлечению к работе системы дополнительного образования

С и с т е м а т и ч н о с т ь. Работа по профилактике должна вестись систематически, а для этого все принимаемые меры должны быть сведены в систему, где каждая отдельная мера согласуется с другой, не противоречит ей, вытекает одна из другой.

В соответствии с вышесказанным, можно выделить четыре основных направления работы школы по профилактике наркомании:

  • общая воспитательная педагогическая работа с детьми;
  • работа с детьми “группы риска”;
  • работа с детьми, прошедшими курс лечения от наркотической зависимости.
  • подготовка учителей к ведению профилактической работы;
  • организационно-методическая антинаркотическая работа.
  • информирование и консультирование родителей по проблеме наркомании;
  • работа с конфликтными семьями (семьями “группы риска”);
  • психолого-педагогическая поддержка семей, в которых ребенок начал употреблять наркотические вещества.

4)Работа с различными организациями, ответственными за осуществление антинаркотический профилактики (на федеральном, региональном и муниципальном уровнях).

Актуальность данной программы:

В настоящее время злоупотребление алкоголем, наркотиками и другими психоактивными веществами приняло характер эпидемии. По данным Всемирной организации здравоохранения, суммарное количество больных с заболеваниями, вызванными приемом различных психоактивных веществ, за исключением курильщиков табака, составляет более 500 млн. человек.

В последнее десятилетие для России употребление несовершеннолетними и молодежью алкоголя, наркотических и других психоактивных веществ превратилось в проблему, представляющую угрозу здоровью населения, экономике страны, социальной сфере и правопорядку. Сегодня проблема наркомании затрагивает около 30 млн. человек, т.е. практически каждого пятого жителя страны. Постоянное ухудшение здоровья, распространение вредных привычек, таких как курение, потребление алкогольных напитков и наркотиков достигло критического уровня и дальнейшее нарастание существующих тенденций может вызвать необратимые последствия. Известно, что каждый наркоман за год способен вовлечь от 4 до 17 человек. При таких темпах через 5 лет в стране более чем ? населения попробует наркотики.

Кроме роста числа лиц, злоупотребляющих наркотическими веществами и больных наркоманией, отмечается увеличение объема негативных медико-социальных последствий наркомании. Это возросшая в 7-11 раз смертность, увеличение в десятки раз числа суицидальных попыток, а так же сопутствующих наркомании болезней: в первую очередь СПИДа, инфекционных гепатитов, венерических болезней, туберкулеза и других заболеваний. За последние 10 лет число смертей от наркотиков среди детей увеличилось в 42 раза, причем в 65 % случаев причиной смерти является передозировка.

Наркоманию называют “комплексным социо-психо-физиологическим расстройством”. Данная проблема не терпит узковедомственного подхода. Она разрешима только при участии заинтересованных ведомств и широкого круга общественных организаций. Особое внимание должно уделяться обеспечению эффективного межведомственного взаимодействия в решении проблем профилактики наркомании. Работа по первичной профилактике и максимально раннему выявлению наркомании среди учащихся школ будет эффективна, если в ней будут принимать посильное участие те, кто непосредственно отвечает за их воспитание и нравственное развитие: родители, педагоги, классные руководители, воспитатели, психологи, врачи, сотрудники органов внутренних дел.

Конечно, семья остается главным “щитом”, преграждающим дорогу этому злу, но, к сожалению, не всегда может с успехом решить эту проблему. Поэтому нередко единственной и реальной преградой на пути молодого человека к зависимости от психоактивных веществ остается учитель. Именно он знает о насущных проблемах ребенка, именно в школе существует реальная возможность осуществления целенаправленного и систематического привития навыков здорового образа жизни в процессе обучения и контроля за их усвоением; влияние на уровень притязаний и самооценку учащихся; свободный доступ к семье подростка для анализа и контроля ситуации; возможность привлечения специалистов по профилактике.

С учетом актуальности данной проблемы мною разработана целевая программа по профилактике наркомании среди несовершеннолетних и формированию здорового образа жизни на 2007-2010 гг. Программа разработана для того, чтобы попытаться решить проблему роста употребления наркотиков и алкоголя подростками. Если сформулировать основную идею программы, то она может выглядеть следующим образом: “СДЕЛАТЬ ШКОЛУ ТЕРРИТОРИЕЙ СВОБОДНОЙ ОТ ПАВ”. И на осуществление этой идеи должны быть направлены все имеющиеся в школе ресурсы и возможности – техническое оснащение, работа с родителями, повышение квалификации персонала школы по проблеме ПАВ, поддержка программы специализированными органами.

При этом цель программы – уменьшение количества новых вовлечений школьников в зависимость от вредных привычек и повышение внимания к проблеме их профилактики среди учащихся и персонала образовательного учреждения. Важно, чтобы учащиеся, благодаря программе, осознали и прочувствовали значимость проблемы ПАВ, т.е. предложенные формы работы должны повысить восприимчивость учащихся к негативным последствиям вредных привычек.

Условия реализации программы – этапы:

Первый этап: диагностирующий.

Время проведения: сентябрь – октябрь.

Цель: изучение существующих в детской и подростковой среде тенденций употребления наркотических веществ.

  1. Определить степень информированности детей и подростков по проблеме.
  2. Выделить факторы, влияющие па формирование позитивно го отношения к употреблению наркотиков.
  3. Сделать выводы о степени вовлеченности подростков в проблему и выделить основные целевые группы для дальнейшей работы.
  4. Выявление детей “группы риска”.
  1. Изучение материалов общероссийских, областных и районных социологических исследований с целью получения информации о состоянии проблемы наркомании в целом.
  2. Опрос и анкетирование (анонимное) с целью изучения состояния проблемы в конкретном образовательном учреждении при работе с определенной группой детей.
  • подростки, имеющие опыт употребления наркотических веществ;
  • подростки, для которых характерно позитивное отношение к употреблению наркотиков;
  • подростки, имеющие четко сформированное негативное отношение к употреблению наркотиков.

Второй этап: организационно-практический.

Время проведения: ноябрь 2007 г. – март 2008 г.

Цель: реализация антинаркотической работы в образовательном учреждении.

  1. Предоставить детям объективную, соответствующую возрасту информацию о табаке, алкоголе, наркотиках.
  2. Способствовать увеличению знаний учащихся путем обсуждения проблем, связанных с наркоманией.
  3. Лучше понимать собственные проблемы и критически относиться к поведению в обществе; способствовать стремлению детей понимать окружающих и анализировать свои отношения с ними.
  4. Создать условия для формирования у детей культуры выбора, научить их принимать ответственные решения.
  5. Обеспечить взаимодействие школы с семьей и внешкольными организациями.
  1. Информационный;
  2. Метод поведенческих навыков (анализ и проигрывание конкретных жизненных ситуаций).
  3. Конструктивно-позитивный метод (организация тренингов, направленных на повышение психологической устойчивости).
  • лекция;
  • беседа;
  • семинар;
  • конференция;
  • мини-спектакль;
  • психотерапевтические занятия;
  • тренинг;
  • ролевая и деловая игра;
  • мозговой штурм;
  • круглый стол;
  • дискуссия;
  • конкурс творческих работ (конкурс рисунков, стенгазет, книжная выставка);
  • социологический опрос;
  • показ видеоматериалов с антинаркотическим содержанием.

развитие у учащихся таких жизненных навыков, как, например, навыки принятия решения, общения, ответственного поведения, противостояния стрессам, сопротивления негативным социальным влияниям;

формирование потребности в здоровом образе жизни, осознание ценности собственного здоровья и ответственности за него; 4) выработка активной жизненной позиции, исключающей использование наркотиков и алкоголя в качестве средства ухода от жизненных проблем.

Третий этап - заключительный.

Время проведения: апрель – май 2008 г.

Цель: определение эффективности разработанной системы профилактики наркомании.

  1. Выделить основные недостатки и достижения в проделанной работе.
  2. Определить изменения личностной позиции учащихся в отношении проблемы наркомании.
  3. Определить дальнейшее направление работы по предупреждению наркомании
  1. Анализ отчетной документации.
  2. Опрос, беседа.
  3. Анонимное анкетирование.
  • позволяет обобщить и систематизировать информацию, накопленную в процессе проведения антинаркотической работы;
  • сделать выводы об эффективности предлагаемой системы профилактики;
  • на основании выделенных тенденций и закономерностей осуществить планирование дальнейшей работы по профилактике наркомании.
  • выработка активной жизненной позиции, исключающей использование наркотиков и алкоголя в качестве средства ухода от жизненных проблем.
  1. Снижение требований к участнику взаимодействия до достижения социальной и психологической адаптации
  2. Вовлечение в коллективные виды деятельности, стимулирование развития творческого потенциала и самовыражения
  3. Организация ситуаций, в которых ребенок может достичь успеха, использование всех мер поощрения
  4. Демонстрация и разъяснение позитивных образцов поведения (личный пример, художественная литература, периодика, библиография, встреча с интересными людьми)
  1. Осуществление индивидуального подхода различных программ, служб, центров для каждого конкретного ученика с условием максимально эффективного воздействия.
  2. Уменьшение числа учащихся "группы риска".
  3. Самоопределение и самореализация учащихся через участие в воспитательных мероприятиях.
    Проектор и экран;
  1. DVD, телевизор;
  2. Музыкальный центр;
  3. Компьютер, принтер и копировальный аппарат;
  4. Цифровой фотоаппарат;
  5. Расходные материалы.

План профилактической работы по аддиктивному поведению учащихся, а также профилактика правонарушений несовершеннолетними.

Аддиктивное поведение – одна из форм деструктивного поведения, которая выражается в стремлении к уходу от реальности путем изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определенных предметах или активностях (видах деятельности), что сопровождается развитием интенсивных эмоций Аддиктивное поведение

Виды аддиктивной реализации. Аддиктивные агенты (предметы): вещества изменяющие психическое состояние: Алкоголь Наркотики Лекарственные препараты Токсичные вещества Вовлеченность в различные виды деятельности: Азартные игры Компьютер Секс Переедание или голодание Работа Ритмичная музыка

Семейные факторы, вызывающие девиантное поведение Неэффективные стратегии воспитания Деструктивные отношения в семье Аддиктиное поведение родителей Неблагоприятные события, переживаемые семьей

Общественные факторы, вызывающие девиантное поведение - Конфликты с воспитателями; - Одиночество детей в группе; - Страх перед детским садом; - Низкие или даже негативные ожидания со стороны воспитателей; - Неуважительное и несправедливое отношение со стороны воспитателей; - Навешивание ярлыков, оценочные и даже оскорбительные высказывания педагогов по поводу внешности и способностей детей; - Манипулирование чувством вины; - Стимулирование конкуренции детей; - Давление обязательств, принуждение детей.

Основные направления профилактической работы 1. Профилактическая работа с семьей - Проведение диагностики детско-родительских отношений, выявление семей из группы риска; - Проведение мероприятий по мотивации родителей на включение в профилактическую работу детского сада; - Организация совместных с детьми досуговых мероприятий; - Разработка информационных материалов для уголка профилактики зависимости; - Индивидуальное консультирование родителей по вопросам детско-родительских отношений.

Основные направления профилактической работы 2. Воспитательно-педагогическая работа с детьми - Диагностика развития ребенка и составление индивидуальной программы развития - Проведение мероприятий, обеспечивающих легкую адаптацию ребенка к ДОУ - Разработка и внедрение обучающих валеологических программ, ориентированных на формирование привычки к здоровому образу жизни - Реализация программ социально-личностного развития детей, обеспечивающих формирование эмоционально-волевой сферы и коммуникативных навыков - Создание условий, побуждающих детей к самостоятельной познавательной активности каждого ребенка и проявлению личностного потенциала

Основные направления профилактической работы 3. Организационно-методологическая работа по профилактике зависимостей - Организация внутренних обучающих семинаров для педагогов ДОУ - Реализация программ профессионального выгорания педагогов - Разработка материалов самодиагностики родителей и дистанционного консультирования - Разработка информационных материалов для уголка профилактики зависимости

Принципы профилактической работы детского сада - Принцип единства психического и физического здоровья ребенка. - Принцип взаимосвязи и взаимозависимости развития ребенка в семье и детском саду. - Принцип единства и взаимосвязи антенатального и постнатального развития ребенка. - Личностно-ориентированный подход в работе с семьей и ребенком. - Открытость системы профилактической работы. - Сотрудничество субъектов профилактики.

Этапы взаимодействия с семьями воспитанников детского сада Первый этап – получение первичной информации о системе работы ДОУ. Второй этап – диагностика физического и нервно-психического развития. Третий этап – реализация программы профилактики

Аддиктивное поведение, важный фактор оказывающий влияние на состояние психического и соматического здоровья нации, один из наиболее распространенных видов отклоняющего поведения.

Многие отечественные и зарубежные исследователи отмечают сегодня существенное увеличение форм аддиктивного поведения [1]. Наряду с известными, описанными в Международной классификации болезней [7], появляются новые формы зависимостей, которые получили распространение за последние 20 лет и продолжают изучаться [4]

Аддикция – смертельная болезнь, которая поражает тело, психику человека, сферу его отношений с окружающим миром. Ведь последствия злоупотребления, когда мы говорим о химических зависимостях (алкоголизме, наркомании, токсикомании) очевидны. Самое удивительное, что нехимические зависимости приводят практически к тем же последствиям, почти к тем же болезням и, в конце концов, к смерти.

Семья, где есть больной зависимостью, будет являться дисфункциональной. Это фактор формирования аддиктивной личности у ребенка.

Для воспитания и развития здорового поколения системообразующим компонентом является психопрофилактическая работа.

Профилактическая и психокоррекционная работа по предупреждению аддиктивного расстройства личности ведется с семьями, имеющих детей раннего возраста, в индивидуальной и групповой форме. Важным этапом работы оказывается побуждение родителей к собственной терапевтической деятельности. В большинстве случаев основная социальная установка родителей – переложить ответственность на специалистов. В этой ситуации наша задача заключается в поддержке навыков контакта родителей с ребенком, обучении их элементарным приемам обращения с малышом и демонстрации его потенциальных возможностей.

Практически профилактическая и психокоррекционная работа специалистов Центра представляет собой становление образа жизни, обеспечивающего ребенку условия для оптимального развития и реализации природных способностей в течение всей жизни. Основными задачами, которые ставят перед собой специалисты, работая с данной категорией детей, являются формирование таких личностных новообразований как адекватная самооценка и уровень притязаний, низкий уровень тревожности, отсутствие мотивации на деструктивные поведенческие акты, наличие установок на здоровый образ жизни, наличие коммуникативных навыков и рефлективных умений, наличие умения противостоять личностному давлению со стороны окружающих, позитивные взаимоотношения со сверстниками и родителями. Решение данных задач осуществляется специалистами учебно-коррекционного отдела Центра в рамках комплексного психолого-педагогического сопровождения детей, не посещающих дошкольные образовательные организации в группах кратковременного пребывания. Основной контингент обучающихся групп кратковременного пребывания ежегодно составляют дети раннего возраста (70%). Всего за 11 лет организации образовательной деятельности в Центре обучение прошли более 600 детей раннего возраста.

Реализация основной образовательной программы дошкольного образования для детей раннего возраста, в соответствии с учебным планом предусматривает проведение занятий с детьми педагогами-психологами, учителями-логопедами совместно с родителями по развитию когнитивной сферы ребенка, эмоционально-коммуникативных навыков, формированию конструктивного взаимодействия в диадах ребенок – родитель, ребенок-ребенок. Несформированная детско-материнская привязанность в раннем детстве вызывает у ребенка состояние психической депривации с утратой чувства защищенности, приводит к задержке формирования эмоциональных способностей к общению, игровому перевоплощению, к искажениям личностного роста. В тех случаях, когда уход и забота неадекватны, у ребенка развивается недостаточность в его чувствах к себе и к другим. В детской психиатрии получены данные о том, что нарушения социализации в раннем детстве приводят к существенным отклонениям психосоциального развития ребенка. Полученные результаты реализации данного направления деятельности специалистов Центра (100% положительной динамики по всем критериям, позволяют судить об эффективности и необходимости проведения таких форм работы с родителями в целях профилактики нарушения детско-родительских отношений, в большей степени способствующих формированию различных зависимостей в подростковом возрасте.

Реализация лечебно-профилактических, лечебно-оздоровительных программ предполагает консультации штатных узких специалистов: врача-психиатра, врача-психотерапевта с последующим выполнением рекомендаций и назначений, а также проведение сеансов механического и ручного массажа в соответствии с показаниями.

Опыт работы с семьями с детьми раннего возраста подтвердил, что чем раньше начато оказание помощи, тем больших результатов удается достичь.

1. Егоров А. Ю. Нехимические зависимости. Монография. СПб. : Речь, 2007. – 192с.

2. Змановская Е. В., Рыбников В. Ю. Девиантное поведение личности и группы. Учебное пособие. СПб. : Питер, 2011. - 352 с.

3. Козлов В. В., Карпов А. А. Психология игровой зависимости. М. : Психотерапия. 2011. – 336 с.

4. Короленко Ц. П., Дмитриева Н. В. Социодинамическая психиатрия. М. : Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000. - 460 с.

5. Линден, Д. Мозг и удовольствия. Перев. с англ. И. Веревкиной. М. : Эксмо, 2012.–228 с.

6. Мороз О. Группа риска. – М. : Просвещение, 2000. – 94с.

7. Юттнер Ф. Судьбоанализ в выводах. Пер. с нем. А. В. Тихомирова. Екатеринбург: Изд-во Уральск. гос. пед ун-та, 2002. - 262 с.

Аддиктивное поведение (от англ. addiction – пагубная привычка, порочная склонность) – одна из форм отклоняющегося, девиантного, поведения с формированием стремления к уходу от реальности. Такой уход происходит (осуществляется) путем искусственного изменения своего психического состояния посредством приема некоторых психоактивных веществ. Приобретение и употребление этих веществ приводит к постоянной фиксации внимания на определенных видах деятельности.

Аддиктивное поведение является переходной стадией и характеризуется злоупотреблением одним или несколькими психоактивными веществами в сочетании с другими нарушениями поведения, порой криминального характера.

Традиционно в аддиктивное поведение включают: алкоголизм, наркоманию, токсикоманию, табакокурение, то есть химическая аддикция.

Алкоголизм – хроническая психическая болезнь, развивающаяся вследствие длительного злоупотребления напитками. Такая болезнь сама по себе – расстройство не психическое, но при ней могут возникнуть психозы. Алкогольное опьянение может стать провокатором эндогенных психозов. На последней стадии этой болезни развивается деменция (слабоумие).

Наркомания – болезненное состояние, характеризующееся явлениями психической и физической зависимости, настойчивой потребностью в повторном многократном употреблении психоактивных средств, принимающей форму непреодолимого влечения.

Токсикомания – заболевание, проявляющееся психической, а иногда физической зависимостью от вещества, не включенного в официальный список наркотиков.

Алкоголизм, наркомания и токсикомания вызывают зависимость.

Зависимость разделяется на психическую и физическую.

Психическая зависимость характеризуется овладевающим желанием или непреодолимым влечением к употреблению психоактивного вещества, тенденцией к увеличению его дозы для достижения желаемого эффекта, непринятие вещества вызывает психический дискомфорт и тревогу.

Физическая зависимость – состояние, когда употребляемое вещество становится постоянно необходимым для поддержания нормального функционирования организма и включается в схему его жизнеобеспечения. Лишение этого вещества порождает синдром отнятия (абстинентный синдром), заявляющий о себе соматическими, неврологическими расстройствами.

Большинство отклонений в поведении несовершеннолетних: безнадзорность, правонарушения, употребление психоактивных веществ, имеют в своей основе один источник – социальную дезадаптацию, корни которой лежат в дезадаптированной семье. Социально дезадаптированный ребенок, подросток, находясь в трудной жизненной ситуации, является жертвой, чьи права на полноценное развитие грубо нарушили. Согласно принятому определению, социальная дезадаптация означает нарушение взаимодействия индивиуума со средой, характеризующееся невозможностью осуществления им в конкретных микро-социальных условиях своей позитивной социальной роли соответствующей его возможностям.

Рассмотрим один из видов аддиктивного поведения – это табакокурение.

Если вы узнали, что ваш ребенок, сын или дочь курит. Что делать? Для вас это неожиданность. Первая мысль, которая приходит в голову – строго наказать, запретить раз и навсегда, чтобы это никогда не повторялось. Однако не будем спешить.

2. Следует ли пугать последствиями курения? Обнаружив, что ребенок курит, родители, как правило, стремятся срочно проинформировать его о вреде курения. При этом, желая немедленно достичь нужного эффекта, наряду с полезной, важной для подростка информацией дают бесполезную. Например, говорят о пагубных последствиях курения в далеком будущем: через 50 лет у тебя будет рак, больное сердце, плохой цвет лица…

Не надо запугивать подростка, информация о вреде курения должна быть достоверной и актуальной.

3. Почему подростки нарушают запрет на курение?

Подросткам запрещено курить. Это правомерное требование должно соблюдаться во благо самих детей. Однако это справедливый запрет нарушается подросткам при нарушении ряда условий:

- Когда запрет носит внешний, формальный характер: нельзя курить дома или в школе, а на улице, во дворе – можно, там никто не сделает замечание, хотя сейчас по закону, в общественных местах курение запрещено;

Открытое курение взрослых подростки воспринимают как возрастную привилегию, курение делается в их глазах материальным атрибутом взрослости.

Курение родителей и учителей в присутствии подростков недопустимо! Запрещение курения для подростков должно быть обосновано и мотивировано.

4. Какое влияние оказывают курящие родители на начало курения детей ?

С самого раннего возраста ребенок видит в доме красивые коробки сигарет, зажигалки, пепельницы, нередко играет с ними. Он видит своих родителей и их гостей курящими и исподволь привыкает к табачному дыму. Ребенок стремится подражать родителям, перенимает их реальное бытовое отношение к курению, которое не составляет словами о вредности этой привычки.

Взрослые не уронят своего авторитета, если откровенно признаются детям в своей слабости: в силах избавиться от этой пагубной привычки. Это создает у детей правильное отношение к курению и повысит доверие к родителям.

5. Что делать, если подросток все-таки начал курить?

- Прежде всего, задуматься о конкретных причинах появления этой вредной привычки, а не пытаться сию же минуту пресечь ее строгим наказанием.

- Ознакомиться с доступной литературой, другими материалами и источниками, содержащими обоснованную информацию о вредном влиянии курения на здоровье, особенно на организм подростка и донести эту информацию до его сознания. Вместе с тем не давать подростку ложной устрашающей информации.

- Создать и беречь обстановку доверительности в отношениях с сыном или дочерью. Узнав о появлении вредной привычки, не унижать и не наказывать подростка, не делать вид, что вы его больше не любите. Выбрать подходящий момент и в спокойной доверительной беседе попытаться обсудить с ним возникшую проблему.

- Запрет курения должен быть не только аргументирован научно, но и мотивирован житейски. При этом помните, что эмоциональный взрыв может привести к тому, что подросток замкнется и помочь ему станет значительно труднее.

- Курение в подростковом возрасте нередко свидетельствует о неблагополучии в семье. В частности, это может означать, что ваш ребенок не удовлетворен своей ролью в семье, и ему нужно помочь почувствовать себя более взрослым.

- Обратить пристальное внимание на отношения подростка со сверстниками, стараться оберегать его от влияния курящих друзей.

- Помнить, что поскольку причины курения вызревают постепенно, то преодолеть эту привычку удается не сразу. Поэтому родителям нужно запастись терпением, а не пытаться решить проблему решительным нажимом.

- Если вы сами курите, то задумайтесь, не явились ли вы примером для своего ребенка?

Когда говоришь подростку, что курить вредно, часто слышишь в ответ, что это неправда, т.к. курят многие взрослые, в частности, учителя и врачи, и что нередко курящие доживают до преклонных лет. Почему же курят взрослые и сказывается ли курение на продолжительности жизни? К сожалению, среди взрослого населения нашей страны курят около 50% мужчин и 10% женщин. Большинство из них начали курить с детства. Почти 80% взрослых курильщиков хотели бы бросить курить и делали такие попытки, но безуспешно. Из регулярно курящих немногим более чем 20% удается бросить курить, поскольку у курящего слишком большая зависимость от сигареты и он становится ее рабом.

Такая зависимость от табака наиболее выражена у начавших курить с детства. Весьма характерно, что к концу учебы в институте более половины курящих студентов хотели бы бросить курить из-за ухудшения здоровья – и это в период расцвета, когда человек имеет все возможности быть здоровым, когда у него впереди самые интересные, самые плодотворные годы.

То, что курение не сказывается на продолжительности жизни, - иллюзия, миф. Просто срабатывает психологическая закономерность: человек запоминает только хорошее, например: долгую жизнь близкого человека, который курил. В действительности курящие доживают до старости редко, но такие случаи бросаются в глаза и действуют успокаивающе на курящих.

Иногда люди начинают курить, будучи взрослыми. Причины этого разные, но часто это влияние окружающих. Так, что курящее приносят тройной вред – себе, окружающим (пассивное курение) и тем, кого вовлекают в курение.

Дети учатся жить у жизни

 ​ Если ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть.

 ​ Если ребенок живет во вражде, он учится агрессивности.

 ​ Если ребенка высмеивают, он становится замкнутым.

 ​ Если ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины.

 ​ Если ребенок растет в терпимости, он учится принимать других.

 ​ Если ребенка подбадривают, он учится верить в себя.

 ​ Если ребенка хвалят, он учится быть благодарным.

 ​ Если ребенок растет в честности, он учится быть справедливым.

 ​ Если ребенок живет в безопасности, он учится верить в людей.

 ​ Если ребенка поддерживают, он учится ценить себя.

 ​ Если ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.

Форма проведения: лекция интерактивная.

Цель лекции: знать сущность педагогической профилактики аддиктивного поведения для применения в будущей профессиональной деятельности и в жизненных ситуациях.

Задачи лекции:

Знать факторы, способствующие распространению аддиктивного поведения и его виды и диагностику.

Знать особенности педагогической профилактики аддиктивного поведения.

Уметь применять технологии педагогической профилактики различных видов аддиктивного поведения.

Владеть основами педагогической профилактики аддиктивного поведения.

План лекции

- понятие и виды аддиктивного поведения ;

- ф акторы, провоцирующие аддиктивное поведение;

- психологические особенности лиц с аддиктивным поведением;

- этапы становления аддиктивного поведения.

2. Диагностика аддиктивного поведения – первый этап профилактической работы

Концептуальные модели педагогической деятельности по профилактике аддикций.

Педагогические технологии педагогической профилактики аддиктивного поведения.

Оборудование: учебные пособия, мультимедийное сопровождение лекции, папки с рабочими материалами для студентов.

Основные понятия: здоровье, здоровый образ жизни, культура здоровья, аддикции, аддиктивное поведение, профилактика, педагогическая профилактика.

Вопросы к лекции:

1.Дать определение аддиктивному поведению.

2.Какие факторы влияют на формирование аддиктивного поведения?

3.Каковы этапы формирования зависимого поведения?

4.Каковы наиболее известные виды зависимостей?

5. Виды профилактики аддиктивного поведения в соответствии с возрастными особенностями?

Понятие и виды аддиктивного поведения

А) Аддиктивное поведение - одна из форм деструктивного поведения, которая выражается в стремлении к уходу от реальности путем изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определенных предметах или активностях (видах деятельности), что сопровождается развитием интенсивных эмоций.

Суть аддиктивного поведения заключается в том, что стремясь уйти от реальности , люди пытаются искусственным путем изменить свое психическое состояние , что дает им иллюзию безопасности , восстановления равновесия.

Разрушительный характер аддикции проявляется в том, что в этом процессе устанавливаются эмоциональные отношения, связи не с другими людьми, а с неодушевленными предметами или явлениями. Эмоциональные отношения с людьми теряют свою значимость, становятся поверхностными. Взаимодействие с неодушевленными веществами, предметами и видами деятельности всегда предсказуемо, эффект достижения комфорта почти всегда гарантирован. Неодушевленными предметами легко манипулировать, поэтому растет уверенность в способности контролировать ситуацию. Манипулятивный стиль переносится и в сферу межличностных контактов.

Наличие аддиктивного поведения указывает на нарушение адаптации к изменившимся условиям микро- и макросреды.

Виды аддиктивного поведения:

химическая аддикция : алкоголизм, наркоманию, токсикоманию, табакокурение;

нехимическая аддикция :

- нарушение пищевого поведения (переедание, голодание);

- гэмблинг (игровая зависимость - компьютерная аддикция, азартные игры);

- любовная аддикция, сексуальная аддикция;

Аддикции к еде . О пищевой аддикции речь идёт тогда, когда еда используется не как средство утоления голода, когда компонент получения удовольствия от приёма пищи начинает преобладать и процесс еды становится способом отвлечения от чего-то. Таким образом, с одной стороны происходит уход от неприятностей, а с другой стороны фиксация на приятных вкусовых ощущениях.

Азартные игры отличаются характерными признаками: постоянной вовлеченностью, увеличением времени, проводимого в ситуации игры; вытеснением прежних интересов, постоянными мыслями о процессе игры; потерей контроля (неспособностью вовремя прекратить игру); состоянием дискомфорта вне игровой ситуации, физическими недомоганиями, дискомфортом; постепенным учащением ритма игровой активности, стремлением к риску; снижением способности сопротивляться роковому пристрастию. Наряду с этим может происходить злоупотребление алкоголем, наркотическими веществами и т. д. в целях стимуляции активности и обострения ощущений.

Сексуальное аддиктивное поведение характеризуется сверхценным отношением к сексу, восприятием лиц, к которым возникают сексуальные влечения, не как личностей со своими особенностями и стремлениями, а как сексуальных объектов. Формы проявления сексуальной аддикции различны: донжуанизм (стремление к сексуальным связям с как можно большим числом женщин), привязанность к порнопродукции во всем ее многообразии, разные виды извращения сексуальной активности.
Работогольная аддикция. В нашем обществе в сфере производственных отношений практически в любых трудовых коллективах очень ценятся специалисты, отдающиеся целиком своей работе. Таких людей всегда ставят в пример другим, их поощряют материально и на словах, закрепляя в их поведении свойственный им стиль. Работоголизм трудно распознается не только окружающими, но и самим работоголиком. К сожалению, за внешней общепринятой респектабельностью работоголизма стоят глубокие нарушения в эмоциональной сфере личности и в сфере межличностных контактов. “Как и всякая аддикция, работоголизм является бегством от реальности посредством изменения своего психического состояния, которое в данном случае достигается фиксацией внимания на работе.

Б) Факторы, провоцирующие аддиктивное поведение

- личностные особенности (возрастные, характерологические, психологические);
- школьная дезадаптация;

- воздействие асоциальной неформальной среды;

- социально-экономические и демографические причины.

в) Психологические особенности лиц с аддиктивным поведением

Сниженная переносимость трудностей повседневной жизни, наряду с хорошей переносимостью кризисных ситуаций обуславливается наличием гедонистической установки (стремлением к немедленному получению удовольствия, удовлетворению своих желаний). Если желания аддиктов не удовлетворяются, они реагируют либо вспышками негативных эмоций, либо уходом от появившихся проблем.

Скрытый комплекс неполноценности, сочетающийся с внешним проявляемым превосходством.

Внешняя социабельность, сочетающаяся со страхом перед стойкими эмоциональными контактами.

Стремление говорить неправду . Аддикты часто не сдерживают своих обещаний, отличаются необязательностью, несоблюдением договоров.

Стремление обвинять других, зная, что они невиновны

Стремление уходить от ответственности в принятии решения, взваливание ее на других, поиск оправдательных аргументов в нужный момент.

Стереотипность, повторяемость поведения. Сложивший стереотип поведения легко предсказуем, но его трудно изменить.

Зависимость проявляется в виде подчинения влиянию других людей с аддиктивной направленностью. Иногда наблюдается пассивность, отсутствие самостоятельности, стремление к получению поддержки.

Тревожность у аддиктов тесно связана с комплексом неполноценности, зависимости. Особенность состоит в том, что в кризисных ситуациях тревожность может отступать на второй план, в то время как в обычной жизни она может возникать без видимых причин или при событиях, не являющихся действительным поводом для переживаний.

Г) Этапы становления аддиктивного поведения.

Начало формирования аддиктивного процесса происходит всегда на эмоциональном уровне.

Исходная точка – переживание интенсивного острого изменения психического состояния в виде повышенного настроения, чувства радости, экстаза, необычного подъема, ощущение драматизма, риска в связи с определенными действиями (прием вещества, изменяющего психическое состояние, переживание в связи с ситуацией риска в азартной игре, чувство необычного волнения при знакомстве с какой либо коллекцией и др.) и фиксация в сознании этой связи.

Следующий этап аддиктивного поведения характеризуется формированием определенной последовательности прибегания к средствам аддикции. Устанавливается определенная частота реализации аддиктивного поведения. Провоцировать аддикцию начинают любые события, вызывающие душевное беспокойство, тревогу, чувство психологического дискомфорта.

Пятый этап носит характер катастрофы. Аддиктивное поведение разрушает и психику, и биологические процессы. Интоксикация поражает органы и системы в целом, вызывает истощение всех жизненно важных ресурсов. Нефармакологические аддикции также нарушают физическое состояние в связи с постоянным стрессом, что влечет за собой заболевания сердечно-сосудистой и нервной систем. Наступает период общего кризиса, духовного опустошения. Велик риск самоубийства.

Диагностика аддиктивного поведения – первый этап профилактической работы

Реальным выходом из создавшейся ситуации является привлечение к профилактической работе педагогов и психологов средних школ и других учреждений системы образования. Очевидно, что максимальной возможностью при проведении профилактики обладают люди, имеющие постоянный контакт с детьми и подростками, которые могут уловить те нюансы состояния и поведения, зачастую ускользающие от родителей и специалистов наркологов.

Профилактика - это система экономических, социальных, гигиенических и медицинских мер, проводимых государством, общественными организациями и отдельными гражданами с целью обеспечения высокого уровня здоровья населения и предупреждения здоровья.

Обучение педагогов и психологов основам профилактической работы, предоставление им адекватной информации о наркологических заболеваниях, вооружение их конкретными психотехническими и психотерапевтическими приемами (ролевые игры, тренинги, психодрама, дискуссионная работа), способами формирования системы альтернативных наркотикам увлечений, позволит уже в ближайшем будущем оградить подрастающие поколение страны от наркотической эпидемии.

Профилактика зависимости должна доставлять удовольствие и давать импульсы для более активного вступления в контакт с другими и с самим собой. Необходимо помнить, что

Диагностический этап работы педагогов и психологов включает в себя:

- диагностику личностных особенностей, которые могут оказать влияние на формирование аддиктивного поведения (повышенная тревожность, низкая стрессоустойчивость, неустойчивая я-концепция, неспособность к эмпатии, некомуникабельность, повышенный эгоцентризм, низкое восприятие социальной поддержки, стратегия избегания при преодолении стрессовых ситуаций, направленность на поиск ощущений и др.);

- получение информации о положении ребенка в семье, о характере семейных взаимоотношений, о составе семьи, о его увлечениях и способностях, о его друзьях и других возможных референтных группах.

Опросник выявления предрасположенности к аддиктивному (зависимому) поведению

Анкета для раннего выявления родителями зависимости у подростков

Концептуальные модели педагогической деятельности по профилактике аддикций

Второй, информационно-просветительский этап, представляет собой расширение компетенции подростка в таких важных областях, как

- культура межличностных отношений,

- способы преодолевания стрессовых ситуаций,

- конфликтология и собственно проблемы аддиктивного поведения с рассмотрением основных аддиктивных механизмов,

- видов аддиктивной реализации, динамики развития аддиктивного процесса и последствий.

Профилактика аддиктивного поведения должна коснуться всех сфер жизни подростка: семьи, образовательной среды, общественной жизни в целом.

Концептуальные модели в области профилактической деятельности:

- модель аморального поведения, основанная на утверждении греховности употребления психоактивных веществ;

- модель запугивания , основанная на декларации идеи опасности наркотиков;
- познавательная (фактически информационная) модель , в рамках которой потенциальному потребителю предлагают информацию о действии психоактивных веществ и риске, с которым связано их потребление;

- модель, ориентированная на коррекцию тех личностных особенностей, которые способствуют употреблению психоактивных веществ ( Тренинги личностного роста с элементами коррекции отдельных личностных особенностей и форм поведения, включающие формирование и развитие навыков работы над собой. Например, социальный тренинг навыков принятия решений, умения справляться с трудными жизненными ситуациями, с тревогой, тренинг проблем общения и отказа от употребления наркотиков).

Виды профилактики аддиктивного поведения

Первичная профилактика имеет целью предотвратить возникновение нарушения или болезни, усилить позитивные результаты развития индивида. Проводится посредством следующей стратегии: информирование подростков о воздействии психоактивных веществ на психику и поведение человека, и формирование мотивации на здоровый образ жизни.

Главная цель вторичной профилактики – изменение дезадаптивных и псевдоадаптивных моделей поведения риска на более адаптивную модель здорового поведения.

Третичная профилактика направлена на восстановление личности и ее эффективного функционирования в социальной среде после соответствующего лечения, уменьшение вероятности рецидива заболевания.

Педагогические технологии профилактики аддиктивного поведения

Основные направления работы по профилактике аддиктивного поведения

1.Диагностическая работа

-выявление и постановку на учет обучающихся, склонных к употреблению алкоголя;

-анкетирование обучающихся с целью выявления их отношения к проблемам наркомании, алкоголизма, табакокурения;

2 . Профилактическая работа

-индивидуальная работа с обучающимися, состоящими на учете за склонность к употреблению спиртных напитков;

-коррекционно-реабилитационная работа с обучающимися, оказавшимися в трудной жизненной ситуации;

-организация лекционной работы по правовой тематике с привлечением работников ОДН ОВД, подросткового нарколога;

-проведение месячников, декад, недель профилактики;

-проведение классных часов на тему профилактики пагубных привычек;

-проведение мероприятий профилактической направленности с использованием нетрадиционных форм воспитательной работы (тренинги, театрализованные и ролевые игры, диспуты и т.п.).

3. Работа по формированию потребности в занятиях физкультурой и спортом

-создание системы спортивных секций, кружков;

-проведение первенств по различным видам спорта;

-проведение Дней здоровья;

-участие в соревнованиях по различным видам спорта на уровне города, района, области;

-проведение соревнований по допризывной подготовке.

4.Профилактическая работа с родителями

-проведение родительских собраний по проблемам подросткового и молодежного алкоголизма, наркомании;

-обсуждение проблем профилактики на заседаниях родительского комитета;

-оказание психолого- педагогической помощи родителям в вопросах воспитания детей;

5. Взаимодействие с учреждениями и организациями, осуществляющими профилактическую деятельность

-разработка плана совместных мероприятий с КДН и ЗП, наркологическим центром;

-участие в городских и районных молодежных акциях антинаркотической направленности;

-тесное взаимодействие с отделом по делам молодежи администрации по вопросам организации профилактической работы;

-привлечение специалистов различного профиля для проведения профилактической работы (специалисты наркологического центра, медицинские работники);

-сотрудничество с работниками библиотеки (организация лекций, презентаций и др.)

6. Методическое и информационное обеспечение работы по профилактике пагубных привычек и формированию здорового образа жизни

-обсуждение вопросов профилактики наркомании, алкоголизма, табакокурения на заседаниях методического объединения классных руководителей;

- обеспечение педагогов методической литературой по формированию потребности в здоровом образе жизни;

-организация книжно-иллюстративных выставок для педагогов и учащихся по валеологической тематике;

-отражение проблем здорового образа жизни в стенгазете;

-выпуск информационных бюллетеней, памяток, пропагандирующих ЗОЖ;

-создание комплекса методических видеоматериалов для проведения мероприятий профилактической направленности (презентации, классные часы, анкеты и др.).

Рефлексия: ответы на вопросы анкеты для студентов и учителей (Слайд)

Аддиктивное поведение у детей

1.Аддиктивное поведение – это …

2.На формирование аддиктивного поведения влияют следующие факторы:

4.Психологические причины возникновения желания и потребности у

подростков прибегнуть к аддиктивным формам поведения:

5.Этапы формирования зависимого поведения:

6.Наиболее известные виды зависимостей:

7. Виды профилактики аддиктивного поведения в обучающихся в Вашем ОУ в соответствии с возрастными особенностями:

8. Девиантное поведение обучающихся – это …

9. Факторы риска, обуславливающие положительное отношение подростков к наркотикам, алкоголю, табакокурению:

10.Признаки, по которым возможно определить, что подросток принимает ПАВ:

11.Проблемный ребенок – учащийся, у которого в течение длительного времени (более 3 месяцев) наблюдается одна или несколько проблем в социально-эмоциональной, учебной, мотивационно-волевой сферах. Проявлением проблем может быть:

12. Согласны ли Вы, что надо говорить не столько о борьбе с наркотиками, сколько о ее предупреждении?

13. Ваши предложения по вопросам профилактики аддиктивного поведения школьников:

Вайнер, Э. Н. Профилактика вредных привычек у подростков / Вайнер Эдуард Наумович; общ. ред. сер. Н. В. Семина. - М.: Чистые пруды, 2010.

Вайнер, Э.Н. Валеология [РФ] : Учеб. для вузов / Вайнер Эдуард Наумович. - М.: Флинта: Наука, 2001. – 411 с.

Гоголева, А. В. Аддиктивное поведение и его профилактика: учеб.-метод. пособие / Гоголева Альбина Васильевна ; Моск. психол.-социал. ин-т.

Дубровский, В. И. Валеология: Здоровый образ жизни: учеб. для пед. вузов и ин-тов физ. культуры / Дубровский Владимир Иванович ; Предисл. В. Н. Мошков. - М. : RETORIKA-A: Флинта, 1999. - 558 с.

Коробкина, З. В. Профилактика наркотической зависимости у детей и молодежи : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по спец. 031300 - Соц. педагогика / Коробкина Зоя Васильевна, Попов Виктор Алексеевич. - 2-е изд., испр. - М.: Академия, 2004. - 187 с.

Назарова, Е.Н. Основы здорового образа жизни: учебник для студ. высш. проф. образования/ Е.Н. Назарова, Ю.Д. Жилов. – 3-е изд., испр. – М.: Академия, 2013. – 256 с.

Руководство по аддиктологии / под ред. В. Д. Менделевича. - СПб.: Речь, 2007. – 766 с.

Чумаков, Б. Н. Валеология : курс лекций / Б. Н. Чумаков. - 2-е изд., доп. и испр. - М.: Пед. о-во России, 1999, 2002. - 405 с.

Читайте также: