Занятие культура общения для начальной школы

Обновлено: 04.07.2024

• воспитание этических норм поведения и общей культуры личности младшего школьника.

Ход занятия:

Добрый день и добрый час,

Я приветствую всех вас,

Вери гуд, салам алейкум,

Бона сэра, вас ист дас. (Л. Филатов).

- Дорогие ребята, скажите, пожалуйста, на скольких языках я с вами поздоровалась? (Ответы учащихся)

- Правильно, на четырех.

- Вы, наверное, догадались, что сегодня господин Этикет нас снова приглашает поговорить о приветствии. Вы помните, как надо приветствовать своих ровесников, старших, пожилых людей? Расскажите.

Есть, конечно, и экзотические знаки приветствия. Например, в Замбези люди при встрече хлопают в ладоши и делают реверанс.

Многое могут сказать жесты:

• у нас большой палец, поднятый вверх — все хорошо, а у шведов — остановите машину;

• у нас поглаживание подбородка — удовольствие, а у итальянцев — разговор затянулся;

• у нас кивок головой вверх-вниз — да, у болгар — нет;

• у японцев — чем глубже поклон, тем более уважения к человеку;

Этот практикум можно использовать как игровой прием выбора участников для игры или конкурса.

Включается фонограмма и звучит веселая ритмичная музыка.

- Хлопая в ладоши в такт музыке, ловите мои приветы.

- В гости прилетели в голубом вертолете известные сказочные герои: Чебурашка и Крокодил Гена, Буратино, Мальвина, Карлсон и доктор Айболит. Необходимо по-разному поприветствовать и принять гостей, учитывая, что Чебурашка еще маленький, а доктор Айболит уже старенький.

При приветствии использовать вербальные и невербальные средства общения (мимику, жесты), соблюдать следующие правила:

смотреть в глаза гостю,

улыбаться, слегка наклонив голову.

Музыкальная физминутка

Детям предлагается ситуация: «Вы получили в подарок для группы цветик-семицветик. У него только семь лепестков, а детей гораздо больше. Каждый ребенок может загадать только одно желание, оторвав от общего цветка один лепесток. Но лепестков на всех не хватит. Как быть?

Предложить детям разделиться на 7 групп по числу лепестков и договориться о желании. Дети могут выбирать группу в соответствии со своими желаниями.

Учитель приглашает к классной доске по два учащихся — мальчика и девочку. Каждой паре в течение двух минут надо обыграть ситуацию:

• поздороваться в переполненном автобусе;

• поздравить друга с победой в спортивных соревнованиях;

• поприветствовать друг друга, проходя по городскому бульвару;

• поздороваться друг с другом, находясь на разных рядах кресел в театре.

Подведение итогов занятия.

• Какие приветствия вам знакомы?

• Приведите ситуацию, в которой младший должен поздороваться с родителями, бабушкой и дедушкой. С кого надо начать? Обоснуйте свой выбор.

• По вашему мнению, сколько раз надо здороваться со взрослыми, если за день вы их видите несколько раз?

Как воздух, нужны.

Без них невозможно

На свете прожить.

С улыбкой дарить.


Полный текст материала Конспект классного часа "Культура общения"; 2 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Здравствуйте! Поклонившись, мы друг другу сказали. Здравствуйте! Что особого мы друг другу сказали? Просто здравствуйте, больше ведь мы ничего не сказали. Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире? Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире? Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь? Каждый день мы по многу раз говорим друг другу это слово. Этим словом мы приветствуем друг друга и желаем здоровья. Важно, чтобы это происходило искренне, то души, а не так, как в истории с Осликом.

Был Ослик очень вежливый

Воспитанный он был.

Всем улыбался, кланялся

Потом он отходил на шаг

И говорил: «Тюлень – тюфяк,

А заяц – трус, а лев – дурак,

Ни разу доброго словца

Он не сказал ни про кого.

И я прошу тебя, дружок,

Не будь похожим на него.

При приветствии очень важна интонация. Сейчас мы поиграем в интересную игру. Попробуйте это с виду очень доброе и ласковое обращение поизносить по – разному: (слово здравствуйте)

• Чётко. Ясно, ласково и приветливо;

• Приветливо, но в очень в быстром темпе;

• Приветливо, но растягивая слова, замедленно;

• Голосом страшного великана;

• Плачущим, рыдающим голосом;

• С сильным удивлением;

• С ненавистью, как будто говорите со злейшем врагом;

• Как будто задаёте вопрос.

Приветствовать человека можно по – разному, всё зависит от ситуации.

Растает даже глыба от слова тёплого (спасибо)

Зазеленеет старый пень когда услышит (добрый день)

Если больше есть не в силах скажем маме мы (спасибо)

Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь (здравствуйте)

Когда нас бранят за шалости, говорим (прости пожалуйста)

И во Франции и в Дании на прощанье говорят… (до свидания)

Кстати,может вы знаете, как приветствуют друг друга в разных странах?

А вы знаете, что эскимосы, приветствуя друг друга, не пожимают руки, свой нос о нос друга. В Японии делают поклоны. Тибетцы, здороваясь, снимают головной убор правой рукой, а левую руку они закладывают за ухо и при этом высовывают язык.

Понятное дело: младший со старшим, ученик с учителем, мальчик с девочкой. А вообще, кто первым заметил – тот и здоровается. Ничего зазорного в этом нет. Куда бы ни пришёл вежливый человек – в школу, домой. В гости – он всегда поздоровается. Даже когда входит в кабинет к зубному врачу.

И закончить наш первый урок школы Вежливых Наук я хочу стихотворением, которое я нашла в одной старинной книге.

Классный час о культуре общения для младших школьников

Цель: формировать навыки и привычки, облегчающие установление контактов в общении, создании атмосферы доверия. Форма проведения: комбинированная.

С целью подготовки детей к восприятию материала целесообразно начать классный час с чтения стихотворения, рассказа или, например, легенды.

1. Вступительная часть.

Учитель. Послушайте легенду.

- В чем смысл этой легенды?

- Как вы поняли, почему язык можно назвать другом и врагом?

Учитель. Как замечательно, что люди научились пользоваться речью! Наше настроение во многом зависит от доброго взгляда и слова собеседника. И наоборот: небрежно оброненное, злое слово больно ранит нас. Сейчас даже трудно представить то время, когда люди жили в пещерах и не умели говорить, пользоваться речью.

- Как же они общались?

- Скажите, что используют для общения люди, лишенные слуха?

Использование определенных положений рук, головы для передачи информации, мыслей - это язык жестов. Мы с вами пользуемся им ежедневно.

Дети получают карточки с заданиями. Используя только мимику и жесты, показать классу задание. Дети после просмотра должны озвучить задание. Подводится итог на лучшую сыгранную роль.

Задания:

1) навести в классе тишину;

2) восхититься подаренным букетом;

3) с балкона позвать ребенка домой;

4) подозвать нашкодившего сорванца;

5) отказаться от предложенной конфеты.

Учитель. Эти жесты понятны многим людям, говорящим на разных языках. Но некоторые жесты одного народа могут быть непонятны другим народам. Вспомним жест прощания. Помашем рукой.

Латиноамериканец воспринял бы такой жест как приглашение в гости.

- Как военные приветствуют друг друга? (Ладонь прикладывают ко лбу)

- Какие жесты не положены в обществе воспитанных людей?

- Хлопать собеседника по плечу.

- Теребить одежду, крутить пуговицы.

- Чесать голову и теребить себя за ухо.

- Барабанить пальцем по столу.

- Трогать лицо руками.

- Чихать в пространство.

- Бесцельно вертеть в руках какой-нибудь предмет.

3. Инсценирование и анализ сказки.

Крошка енот и тот, кто сидит в пруду

Крошка Енот рассказал своей маме все про Того, кто сидит в пруду.

- О, мама, - сказал он, - мне так хотелось пойти одному за раками. Мне так хотелось принести их на ужин домой!

- И ты принесешь! - сказала Мама Енотиха. - Вот что я тебе скажу, Крошка Енот. Вернись назад, но на этот раз.

Не бери с собой камня,

Не бери с собой палки!

- Что же я должен делать? - спросил Крошка Енот.

- Только улыбнуться! - сказала Мама Енотиха, - пойди и улыбнись Тому, кто сидит в пруду.

- И больше ничего? - спросил Крошка Енот. - Ты уверена?

- Это все, - сказала мама. - Я уверена.

Крошка Енот был храбрым, и мама была в этом уверена. И он пошел обратно к пруду.

- Может быть, он ушел, наконец! - сказал Крошка Енот сам себе.

Он по-прежнему сидел в пруду.

Крошка Енот заставил себя остановиться.

Потом заставил себя улыбнуться Тому, кто сидит в пруду.

И Тот, кто сидел в пруду, улыбнулся в ответ.

Крошка Енот так обрадовался, что стал хохотать.

И ему показалось, что Тот, кто сидел в пруду, хохочет точь-в-точь, как это делают еноты, когда им весело.

- Он хочет со мной дружить! - сказал сам себе Крошка Енот. - И теперь я могу перейти на ту сторону.

- Чего не понимал Крошка Енот?

Можно включить музыкальную запись или песенку исполнит кто-то из детей.

Улыбка

Сл. М. Пляцковского, Муз. В. Шаинского

От улыбки хмурый день светлей,

От улыбки в небе радуга проснется.

Поделись улыбкою своей,

И она к тебе не раз еще вернется.

И тогда, наверняка,

Вдруг запляшут облака,

И кузнечик запиликает на скрипке.

С голубого ручейка начинается река

Ну, а дружба начинается с улыбки.

От улыбки солнечной одной

Перестанет плакать самый грустный дождик;

Сонный лес простится с тишиной

И захлопает в зеленые ладоши.

От улыбки станет всем теплей –

И слону, и даже маленькой улитке.

Так пускай повсюду на Земле,

Будто лампочки, включаются улыбки!

4. Игра.

Четыре пары детей получают задание:

1) показать при помощи мимики;

2) изобразить графически то, что предлагается:

Сердитый человек Удивленный человек

Радостный человек Грустный человек

Беседа о культуре общения для учащихся начальных классов

Цель: развивать умение смотреть на себя со стороны.

Ход мероприятия

Посмотрите на себя со стороны. Какое вы производите впечатление? Нет ли у вас дурных привычек, которые раздражают окружающих?

Грызете ли вы ногти? Хлюпаете ли носом?

Не слишком ли громко разговариваете?

Размахиваете ли вы руками так, что ваши собеседники с трудом уворачиваются, чтобы не быть задетыми?

Раскачиваетесь ли вы на стуле?

Чистите ли ботинки о штанину брюк?

Хлопаете ли вы дверью?

Если у вас уже образовались дурные привычки, постарайтесь от них избавиться. Иначе, каким бы вы хорошим ни были, вас будут немножечко недолюбливать.

Вредные советы от Елены Исмайловой

1. Если вы придете в гости,

Вам не надо там стесняться.

Надо громко вам кричать,

Бегать, прыгать и кривляться.

2. Если едешь ты в трамвае,

Место там не уступай!

Постоят там все старушки,

Не всегда же им сидеть.

А сидеть — так пусть в квартире

Отдыхают от забот.

А не ездят на трамваях,

Пусть здоровье берегут.

3. Если вас приятель в гости

Вдруг однажды пригласил,

Не отказывайтесь, братцы,

Отложите все дела

И заваливайтесь смело,

Пока мама не пришла.

Скиньте сумки где попало,

Разбросайте все подряд.

Если что-то разобьете,

Не пугайтесь, вас простят.

Между делом разузнайте,

Где конфеты все лежат.

Не понравилась конфетка —

Заверни, клади назад.

Ну а если наигрались,

Собирайтесь все домой.

Не волнуйтесь за порядок —

Все хозяйка уберет.

Прекрасное лекарство от уныния — это спорт. Скорей в спортивную секцию на тренировку или просто с друзьями на спортивную площадку, но не в ущерб домашним заданиям.

Творчество — еще одно средство от дурного настроения. Если ты умеешь рисовать, мастерить, шить или вязать — займись любимым делом. Сядь в кресло и почитай хорошую книгу. А еще хорошо бы помочь кому-нибудь. Не случайно есть поговорка. Какая? Попробуй расшифровать.


(Не будет скуки, если заняты руки.)

Неприятное ощущение вызывает человек, который всегда опаздывает. Опаздывающий человек очень необязательный. А значит, ему нельзя доверить серьезное, ответственное дело. Да и просто некрасиво, когда тебя все ждут.

И еще одна поговорка. Чтобы ее прочитать, подбери подходящее слово:

Качества приятного человека

Качества неприятного человека

Аккуратность, агрессивность, бережливость, безразличие, внимательность, вранье, гордыня, доброта, жизнерадостность, жадность, заботливость, зависть, искренность, истеричность, капризность, лень, милосердие, мстительность, обжорство, трудолюбие, терпимость, угодничество, хвастовство, честность, шутовство, щедрость, энергичность, пассивность, эгоизм, чувство юмора, ябедничество.

Читайте также: