Замятин бич божий краткое содержание

Обновлено: 02.07.2024

Есть ли будущее у Рима после появления Аттилы? Империя должна умереть?

"Здесь нужно лгать, мальчик",-- сказал он. "Что это -- лгать?" -- спросил Атилла. Горбун обернулся к Адолбу: "Объясни ему ты". Адолб сказал: "Ты помнишь -- мы ходили на лисицу? Ты помнишь -- мы смотрели ее следы?" Атилла увидел гладкий голубой снег, и на нем -- чуть посинее -- следы лисьих пальцев, следы были вывернутые, лисица бежала, пятясь задом. "Она пятилась, чтобы обмануть собак,-- продолжал Адолб.-- Здесь кругом тебя собаки, помни это".

С другой стороны, римлянам противопоставлены хунны и сильный, мужественный мальчик Аттила. Как только не называют в истории главного героя: и великим вождём, и завоевателем, и кошмаром Европы. Автор представляет свой вариант, который также подходит – Бич Божий. Ведь именно он становится символом перемен, которые нельзя остановить.

Следует знать, что до Октара той страной владел брат его Мудьюг, который умер, оставив после себя двух сыновей. Но так как эти сыновья были еще малолетними, то вместо них правителем стал Октар. Имена этих сыновей Мудьюга: Атилла и Бледа. Утверждают, что имя одного из них -- Атилла -- происходит из слова, означающего на их языке "железо".

Своя роль также отводится и Приску, который выступает в качестве историка в происходящих событиях. Сюжет развивается стремительно, но остаётся незавершённым и загадочным. Кто же всё-таки обречён на смерть? Приведёт ли дикость к хаосу и разрушит ли культуру?

Мне суждено было видеть его и много слышать о нем, и все, что мне о нем известно, оправдывает его имя. Октар был склонен скорее к подвигам за пиршественным столом, нежели на поле битвы, и потому мы жили с хунами в мире. Но что будет, если теперь власть перейдет к Атилле и если это железо направится острием на Европу?

Итог
Роман на любителя. Не вызвал сильных восторгов, но есть на что посмотреть. Очень атмосферно дана ужасающая картина беспощадных и аморальных событий в Риме, всадников, кризиса, голода, связей с женщинами, и не менее самобытных хуннов. Сюжет динамичный, но незавершённость смазывает всю концовку. Нам остаётся только наблюдать, хотя мы можем догадаться о финале. Почитать или послушать в аудиоформате стоит. Посоветую любителям истории, Древнего мира, войн и завоевателей.

Замятин-историк очень хорош! Жаль, что он не успел полностью воплотить свой замысел. Начало - повесть "Бич Божий" - я прочитала с огромным удовольствием. Местами тяжеловато читалось, но просто с непривычки и вообще, это не Дюма с километрами диалогов по паре слов)), и не современная народно-массовая литература, старающаяся ни упаси боже не заставить читателя хоть на секундочку заскучать или призадуматься.

Неторопливое многоплановое повествование: история ребенка и юноши Атиллы (так пишет это имя Замятин), будущей грозы народов тогдашнего цивилизованного мира, настоящий "Бич божий" для погрязшего в распутстве и прочих грехах ленивого, разлагающегося Рима. И история другого юноши - будущего историка Приска Панийского. Это реальное историческое лицо, Приск Панийский оставил самый яркий, списанный с натуры правдивый портрет короля гуннов Аттилы. Приск описывает его как мудрого, грозного правителя, который ведёт активную международную политику. Несмотря на мощь своего государства, он действует осторожно и воздерживается от открытого разрыва отношений с Византией. Правда, то, что они были в молодости в одно время в Риме - это уже на совести автора, вероятно, так нужно было по задуманному им плану. На самом деле Приск узнал Аттилу, когда тот уже был в расцвете своего могущества. В 448 г. было снаряжено византийское посольство к вождю гуннов Аттиле, в составе которого находился и Приск. Целью посольства, по словам Приска, было заключение договора о мире и дружбе, а также подтверждение прежних договоров о ярмарках, выплатах и перебежчиках. Ничего этого в книге нет - она заканчивается на том, как Атиллу увозят из Рима на родину, после нескольких лет "воспитания". Я думаю, оно сыграло свою роль в дальнейших реальных событиях - Аттила понял, что Рим прогнил насквозь, хорошенько ткни и он рассыпется. И за время своего ученичества он потерял свою первобытную доверчивость "дикаря", понял, что за внешним - за улыбками, за ласковыми или льстивыми словами, показным блеском и красотой кроется коварство, продажность, убогость помыслов и стремлений. И он это тоже учел потом.

История Приска - история юноши, полного благих намерений и потерявшего голову от первой же ласково на него глянувшей распутной красавицы. Он готов был кинуть к ее ногам всё. Понятно, что историк бы в нем пропал. К счастью для нас, нашлись тогда люди, понимавшие природу юношей вообще и высокую задачу Приска в частности. Его вырвали из сетей блудницы вавилонской и напомнили ему о его высоком призвании, на алтарь которого он сам клялся жизнь положить и не посрамить своего старого учителя. Приск бушевал и ярился, но . поостыл и возблагодарил судьбу, удержавшую его на краю пропасти.

Да, жаль, только расчитаешься и вдруг - бац! книжка кончилась.

Рим обречен, но он еще об этом не знает и продолжает развлекаться. Ложь и разврат, вот чем дышат римские граждане, уверенные в том, что все к лучшему в этом лучшем из городов. Кто с ними не согласен - просто смешон. И в этот вертеп привозят звереныша, сына вождя племени хуннов, имя ему Атилла, он должен жить в Риме в качестве заложника вместе с сыновьями других вождей вассальных государств. Атилле душно, он не понимает города и его лицемерных обычаев и проявляет в повседневной жизни прямоту дикаря, а все смеются над ним.

Все знают, чем кончилась эта история, но пока Рим жив, он требует хлеба и зрелищ, он упивается кровью и устраивает триумфы. Бойни гладиаторов уже недостаточно изысканы, и извращенная публика упивается опытами изобретателя Язона, который, напоив людей наркотическим снадобьем, расчленяет их живыми. Нежные женщины вскрикивают и прижимаются к мужчинам, но не отводят глаз от кровавого зрелища.

Рим опускает звереныша-Атиллу, и тот возвращается в свои степи, но настанет день, настанет.

Замятин, пожалуй, несколько пафосен в этой повести и чрезмерно увлекается мрачными деталями, иногда язык тяжеловат и проходится продираться через метафоры, которыми напичкан текст. Но мастер - есть мастер, умеет захватить историей и заставить сопереживать, поэтому я предпочитаю остановиться на нейтральной оценке. Не могу сказать, что понравилось, но и, ни в коем случае, не гадость и не пошлость.

Обстановка для Евгения Ивановича становилась настолько невыносимой, что в отчаянии он пишет письмо лично Сталину, в котором, объяснив ситуацию, просит разрешить ему с женой выезд за границу. С 1932 года Замятин жил в Париже, не отказываясь от советского гражданства и не оставляя надежд о возвращении на родину.

Отношение к нему в СССР начало теплеть. В 1934 году, когда его заочно приняли в СП СССР. В 1935 году Замятин уже участвовал в работе Антифашистского конгресса в защиту культуры в составе советской делегации. В 1936 году он готовился к работе над второй частью исторической эпопеи. А в 1937 году Евгений Иванович умер от разрыва сердца.

Читали ли вы это произведение, какие остались впечатления? Оставляйте ваше мнение в комментариях. Ставьте лайки, если понравилась статья и делитесь материалом с друзьями. А ещё не забудьте подписаться на канал, чтобы ничего интересного не пропустить.

Евгений Замятин - Бич Божий

Евгений Замятин - Бич Божий краткое содержание

Мальчишкой оказавшись в Риме в качестве заложника, он вырвется из унизительного плена с твердых решением когда-нибудь вернуться сюда, но уже не одному, а с бесчисленным войском

Бич Божий - читать онлайн бесплатно полную версию (весь текст целиком)

БИЧ БОЖИЙ

Беспокойство было всюду в Европе, оно было в самом воздухе, им дышали.

Все ждали войны, восстаний, катастроф. Никто не хотел вкладывать денег в новые предприятия. Фабрики закрывались. Толпы безработных шли по улицам и требовали хлеба. Хлеб становился все дороже, а деньги с каждым днем падали в цене. Вечное, бессмертное золото вдруг стало больным, люди потеряли в него веру. Это было последнее, ничего прочного в жизни больше не осталось.

Прочной перестала быть самая земля под ногами. Она была как женщина, которая уже чувствует, что ее распухший живот скоро изрыгнет в мир новые существа — и она в страхе мечется, ее бросает в холод и жар.

Была зима, когда птицы замерзали на лету и со стуком падали на крыши, на мостовую. Потом настало такое лето, что деревья цвели три раза, а люди умирали от лихорадочного жара земли. В июльский день, когда земля лежала с черными, пересохшими, растрескавшимися губами, по ее телу прошла судорога. Земля выла круглым, огромным голосом. Птицы с криком носились над деревьями и боялись на них сесть. Молча падали на дали стены, церкви, дома. Люди бежали из городов как животные и стадами жили под открытым небом. Время исчезло. Никто не мог сказать, сколько часов или дней это длилось.

Вся покрытая холодным потом, земля наконец затихла. Все бросились в церкви. Сквозь трещины в сводах зияло раскаленное небо. Пламя свечей пригибалось от человеческих испарений, от тяжести выбрасываемых вслух человеческих грехов. Бледные священники кричали с амвонов, что через три дня мир разлетится в куски, как положенный на уголья каштан.

Этот срок прошел. Земля по временам еще чуть-чуть вздрагивала, но она уцелела. Люди вернулись в дома и начали жить. По ночам они знали, что все прежнее кончилось, что теперь жизнь надо мерить месяцами, днями. И они жили бегом, коротко, задыхаясь, спеша. Как богач перед смертью торопится все раздать, так женщины, не жалея, раздавали себя направо и налево. Но они теперь не хотели больше рожать детей, груди им стали не нужны, они пили лекарства, чтобы стать безгрудыми.

И как женщины — незасеянными, бесплодными оставались поля. Деревни пустели, а города переливались через край, в городах не хватало домов. Было нечем дышать в театрах и в цирках, не замолкала музыка, огни не потухали всю ночь, красные искры сверкали в шелку, в золоте, в драгоценностях — и в глазах.

Но однажды услышали: земля снова завыла. Она, как роженица, судорожно напрягла черное чрево, и оттуда хлынули воды. Море с ревом бросилось на столицу и тотчас же опрокинулось назад, унося дома, деревья, людей. Когда рассвело, головы еще виднелись в розовой пене, затем пропали. Взошло солнце. На крыше дома боком лежала барка, ее дно было зеленое от водорослей, они свисали как женские волосы, с них текли ручьи. Огромные серебряные рыбы, сверкая, бились на мостовой. Голодные толпы с криками хватали их, убивали о камни и уносили, чтобы есть.

Все ждали новой волны — и скоро она пришла. Как и в первый раз, она поднялась на востоке и покатилась на запад, сметая все на пути. Но теперь это было уже не море, а люди.

О них знали, что они живут совсем по-другому, чем все здесь, в Европе, что у них зимою все белое от снега, что они ходят в шубах из овчины, что они убивают у себя на улицах волков — и сами как волки. Оторвавшись от Балтийских берегов, от Дуная, от Днепра, от своих степей, они катились вниз — на юг, на запад — все быстрее, как огромный камень с горы.

От каменного топота тысяч лошадей земля глухо выла, как во время землетрясения. Была ранняя весна, в итальянских долинах деревья стояли круглые и белые от цветов, листьев еще не было. Конники скакали, сбрасывая с себя овчины и смешивая свой запах с дыханием миндального цвета. Их вел Радагост, названный так по имени бога руссов. Одно ухо у него было отрублено, и потому он никогда не снимал волчьей шапки. Римляне бежали от него не оглядываясь, у римских солдат уже давно кубки были тяжелее их мечей.

Этот день был назначен сенатом на 12 апреля. Год от Рождества Христова был 405-й.

Черная апрельская ночь. Закутанный в ночь Рим не был виден, его многоэтажные громады обозначались только вырезанными во мраке красными отверстиями окон. Дома вздрагивали, посуда звенела. По каменным мостовым всю ночь громыхали военные повозки, тысяченого топали императорские гвардейцы. Рим готовился. Никто не знал, чем кончится завтрашний день, когда город будет наводнен полчищами хунов Улда и буйной чернью столицы. Перед вечером, как обычно, пролетариям выдавали хлеб, они стояли длинной очередью. Хлеба на всех не хватило. Толпа зажгла городские пекарни, одна из них догорала за мостом. На красном небе зубцы замка св. Ангела были угольно-черные.

Бич Божий, Евгений Иванович Замятин - рейтинг книги по отзывам читателей, краткое содержание


Автор:
Категория:

Классическая и современная проза

Оценка редакции (1-10):

О книге

Краткое содержание

Повесть выдающегося русского писателя ХХ века Евгения Ивановича Замятина "Бич Божий" посвящена событиям, относящимся к временам заката Римской империи. "Бичом Божьим" в Западной Европе называли вождя гуннов Аттилу (ум. 453). Объединив под единоличной властью варварские племена от Причерноморья до Рейна, он создал мощную кочевую империю, обложил тяжелейшей данью Византию, захватил часть ее земель и неоднократно вторгался во владения Рима… "Их было тринадцать: бургунд, вестгот, каледонец, бреон, франк, лонгобард, сакс, баювар, аллеман, бритт, иллириец, перс - и хун, сын Мудьюга, Атилла. Они считались гостями императора. Дворцовые стены крепко обнимали их, так что они никуда не могли уйти. Сначала они чувствовали это, они вспоминали свои леса и степи, потом они видели это только во сне, а потом и самые их сны становились римскими. Тогда наступало счастье. Августейший хозяин был щедр к ним. Их учили лучшие учителя Рима. Они получали еду с императорской кухни. Они могли.

Читайте также: