Заговоренный клад русская сказка краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Поможем улучшить оценки по школьной программе, подготовиться к контрольным и понять предмет!

Чудесный клад

Жил когда-то на свете один человек. У него было три сына. Был тот человек старательный и трудолюбивый, никогда без дела не сидел. Работал он с утра до позднего вечера, не зная устали. Везде поспевал.

Сыновья у него были рослые, красивые, сильные, а работать не любили.

Отец и в поле, и в саду, и дома трудился, а сыновья сидели под деревьями в тени и болтали или ходили на Днестр рыбу ловить.

— Что же вы не работаете никогда? Почему отцу не помогаете? — спрашивали их соседи.

— А зачем нам работать? — отвечали сыновья.- О нас отец заботится!

Так они и жили год за годом.

Сыновья выросли, а отец постарел, ослабел и не мог уже работать как прежде. Запустел у них сад около дома, заросло поле сорной травой.

Видят это сыновья, а работать не хотят.

— Что же вы, сынки, без дела сидите? — спрашивает их отец.- Пока я был молодой, я работал, а теперь ваша пора пришла.

— Успеем еще поработать,- говорят в ответ сыновья.

Горько стало старику, что сыновья у него такие лентяи. Заболел он с горя и слег.

Тут уж семья совсем в бедность пришла. Сад весь зарос, одичал, выросли в нем крапива да лебеда, так что из-за них даже дома не было видно.

Однажды созвал старик своих сыновей и сказал им:

— Ну, сынки, пришел мой смертный час. Как вы теперь без меня жить будете? Трудиться вы не любите и не умеете.

Сжались у сыновей сердца, заплакали они.

— Скажи нам, отец, что-нибудь напоследок, посоветуй что-нибудь! — попросил старший брат.

— Хорошо! — сказал отец.- Открою я вам одну тайну. Все вы знаете, что я и покойная ваша мать работали не покладая рук. За долгие годы скопили мы для вас богатство — горшок с золотом. Закопал я этот горшок возле дома, только не помню, в каком месте. Ищите мой клад, и тогда будете вы жить, не зная нужды.

Простился отец с сыновьями и умер.

Похоронили сыновья старика, погоревали. Потом старший брат сказал:

— Что ж, братья, пришли мы в большую бедность, нам не на что даже хлеба купить. Помните, что отец перед смертью говорил? Давайте искать горшок с золотом!

Взяли братья заступы и стали копать возле самого дома небольшие ямки.

Покопали они, покопали, но найти горшок с золотом не могли.

Тогда средний брат говорит:

— Братья! Если мы так будем копать, то никогда не найдем отцовского клада. Давайте раскопаем всю землю вокруг нашего дома!

Братья согласились. Снова взялись за свои заступы, вскопали всю землю, но горшка с золотом так и не нашли.

— Эх! — говорит младший брат,- давайте вскопаем землю еще раз, да поглубже! Может, отец закопал горшок с золотом глубоко.

Согласились братья. Очень уж им хотелось разыскать отцовский клад!

Снова принялись все за работу.

Копал-копал старший брат, вдруг наткнулась его лопата на что-то большое и твердое. Забилось у него сердце, обрадовался он, кликнул своих братьев:

— Скорее ко мне: я отцовский клад нашел!

Прибежали средний и младший братья, стали помогать старшему.

Трудились, трудились и выкопали из земли не горшок с золотом, а тяжелый камень.

Обидно им стало, они и говорят:

— Что же нам с этим камнем делать? Не оставлять же здесь. Отнесем его подальше да бросим в овраг!

Так они и сделали. Убрали камень — и опять землю раскапывать. Целый день работали, о еде, об отдыхе забыли! Перекопали еще раз всю землю. Земля стала пышной и мягкой. А горшка с золотом так и не нашли.

— Что же,- говорит старший брат,- раскопали мы землю — не пустовать же ей! Давайте посадим на этой земле виноград.

— Верно,- говорят братья.- Хоть не даром пропадут наши труды.

Посадили они виноградные лозы и стали ухаживать за ними.

Немного времени прошло, разросся у них большой да хороший виноградник. Созрели сочные, сладкие гроздья.

Собрали братья богатый урожай. Оставили себе сколько нужно, а остальное продали — много денег получили.

Тогда сказал старший брат:

— Недаром мы раскопали всю нашу землю: нашли мы в ней драгоценный клад, о котором нам перед смертью отец говорил!

Оцените, пожалуйста, это произведение.
Помогите другим читателям найти лучшие сказки.

Все о сказках для читательского дневника. Русские народные сказки, сказки народов мира, сказки русских и зарубежных писателей.

вторник, 21 апреля 2020 г.

Русская сказка "Клад"

Жанр: народная бытовая сказка

Читайте краткое содержание других сказок про честность:
"Потерянный кошелек"
"Честный мальчик"

Главные герои сказки "Клад" и их характеристика

  1. Старик. Бедный, честный, добрый.
  2. Поп. Жадный, завистливый.
  1. Смерть старухи
  2. Отказ соседей
  3. Отказ попа
  4. Деньги в котелке
  5. Поминки
  6. Козлиная шкура
  7. Шкура приросла
  1. Когда умерла старуха, никто не хотел помогать старику.
  2. Пошел старик могилу рыть и нашел клад.
  3. Похоронили старуху по чести, поминки справили.
  4. Узнал поп откуда у старика деньги, и завидно ему стало.
  5. Одел поп козлиную шкуру, сказался чертом, и забрал деньги.
  6. Шкура приросла к телу, и остался поп навеки в козлиной шкуре.

Чему учит сказка "Клад"
Сказка учит не быть жадным и не завидовать чужому богатству. Учит бескорыстию. Учит помогать тем, кто в этом нуждается. Учит не отказывать в просьбе.

Отзыв на сказку "Клад"
Мне понравилась эта сказка и понравилось, какое наказание получил корыстный поп. Он забыл о своей обязанности помогать ближнему, возжелал чужого, и стал всю жизнь носить козлиную шкуру. Потому что вел себя как козел.

Пословицы к сказке "Клад"
Жадность всякому горю начало.
В корысти и жадности, нет ни проку ни радости.
У жадного зимой снега не выпросишь.
Чужому счастью не завидуй.
Каков грех, такова и расплата.

Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки "Клад"
Жили-были старик и старуха в большой бедности. Старуха умерла зимой и пошел старик по соседям, просить чтобы помогли с похоронами. Но зная его бедность все ему отказывали. Даже поп сказал старику приходить, когда деньги будут.
Делать нечего, взял старик топор и лопату, и пошел могилу рыть. Раз копнул, другой копнул, нашел горшок с червонцами. Обрадовался, бросил рыть могилу, домой вернулся.
С деньгами дело сразу пошло. Соседи могилу вырыли, старик еды накупил на поминки, поп взял червонец и похоронил старуху честь по чести.
Но стало попу интересно, откуда старик деньги взял. Стал старика пытать, тот и рассказал про клад.
Взяли попа завидки. Велел он попадье надеть на себя козлиную шкуру и зашить. Пошел ночью к старику, стал стучать в окно и деньги свои требовать. Увидел старик козлиные рога, шкуру, подумал что черт пришел, и отдал деньги.
Довольный поп домой вернулся, стала попадья нитки на шкуре резать, а тут кровь потекла. Заорал поп, ведь приросла шкура к телу. И что потом поп с попадьей не делали, даже деньги старику отдали, так и осталась шкура на попе.


Сказка, которую любят и знают все детки младшего возраста. Это короткий рассказ о курочке, которая снесла золотое яичко для бабы и деда, но оно не принесло им радости. Сказка известна уже несколько веков, детки быстро запоминают эту историю и с удовольствием пересказывают.


Маша и медведь


Василиса Прекрасная


Морозко


Теремок


Илья Муромец и Соловей разбойник

Главный герои сказки богатырь Илья из города Муром, который благодаря своей уникальной силе победил Соловья разбойника. Долго злой разбойник грабил и губил людей, пугал своим свистом нечеловеческим, пока русский молодец не узнал про эту беду и не одолел злодея.


Каша из топора


Петушок и бобовое зернышко

Сказка о друзьях: Пете-петушке и курочке. Петушок всегда спешил клевать зернышки и однажды подавился бобом. Добрая курочка, которая всегда советовала ему не торопиться, обошла всех вокруг, но спасла своего друга – смазала горлышко маслом.


Иван-крестьянский сын и чудо-юдо

Сказка о трех братьях, которые защищают родную землю от чудовища. В отличие от остальных народных рассказов, здесь младший бра Иван был отнюдь не глупым. Он очень доблестно и мудро подошел к заданию, поэтому смог победить злое чудо-юдо.


Колобок


Царевна-лягушка

Царские сыновья выбирали себе жен интересным способом: запускали стрелы с лука, куда она упадет – там и невеста будет. Иван-царевич угодил в болото к лягушке, которую довелось взять в жены. Только она оказалась Василисой Премудрой. Девушка смогла угодить царю, выполняя его задания для невесток, но царевичу пришлось спасать ее от Кощея Бессмертного…


Три медведя

Девочка заблудилась в лесу, где нашла домик медведей. Она вела себя там как дома: кушала из каждой миски, лежала на всех кроватях… Когда мишки вернулись домой, то очень разозлились. Сказка поможет приучить малышей к порядку.


Сивка-бурка


Гуси-лебеди

Старшей сестричке доверили присматривать за братиком, но она загулялась и не увидела, как мальчика забрали гуси-лебеди. Девочка отправилась искать братца, а помогают ей яблонька, печка и речка. В сказке показано, как важно слушаться родителей и быть ответственными.


Лиса и волк


Иван-царевич и серый волк

В царском саду стала Жар-птица яблочки воровать. Пошел ее искать младший сын царя Иван. По дороге встретил он серого волка, который стал ему служить, чтобы загладить вину за съеденного им коня. Вместе герои смогли найти Жар-птицу, лошадь с золотой гривой и Елену Прекрасную.


Лиса и тетерев


Бычок-смоляной бочок

Сделал дед для Танюши из смолы бычка, осмолил ему бочка. Ожил соломенный бычок, повели его на пашу, где к его смоляному боку прилипли медведь, волк, заяц и лиса. Хотели звери полакомиться бычком, да сами и попали в ловушку. За свою свободу пришлось им принести дедушке всяких подарков.


Баба Яга и ягоды

Злая и жадная Баба Яга никого не пускала в лес пройти. Не могли люди ни грибы, ни ягоды собирать… Хотела как-то и сама Яга набрать земляники, да та прячется от нее и все. А к маленькой девочке, которая гуляла тогда в лесу, землянички сами в корзинку запрыгивают. Разлютовалась Баба Яга и отняла у девчушки ягоды. Но недолго горевала девочка: землянички удрали от злой старухи и вернулись к ней.


Бой на Калиновом мосту

Это народная сказочная былина о трех молодцах. Собрались вместе богатыри на битву против чудовищ-змеев. Три дня и три ночи бились богатыри на Калиновом мосту, но победили врага. Сказка пропитана народным фольклором.


Финист - ясный сокол


Репка

Это любимая сказка для малышей, которую многие детки знают на память. В ней рассказывается, как тяжело было вытащить репку из земли, но дружная семья справилась. Мораль сказки: вместе можно преодолеть любые трудности. Сказку легко выучить вместе с ребенком, поскольку в ней много повторов.


Снегурочка

Печалились старик и старуха, что не было у них детишек и решили слепить себе девочку-Снегурочку. Стрики не могли натешиться своей дочуркой, оберегали ее всячески. Но однажды пошла Снегурочка с подружками гулять, прыгала через костер, да и растаяла.


Царевна Несмеяна

Чего бы душа ни пожелала - все было у царевны Несмеяны. Но ничто не могло ее развеселить. Пообещал царь отдать Несмеяну в жены тому, кто сможет ее рассмешить. Читайте в сказке, как простой юноша смог развеселить самую печальную царевну.


Вершки и корешки


Зимовье зверей

Перед приходом холодной зимы бык захотел построить теплую избу, но свинья, баран, петух и гусь не захотели участвовать в строительстве. Наступила стужа, и звери просились к быку, угрожая разрушить его дом. Хозяину ничего не оставалось, как впустить животных на зимовку. Когда на них напали разбойники, то друзья вместе смогли дать им отпор.


Летучий корабль


Лиса и журавль

Русская народная сказка о том, как дружили хитрая лиса и журавль. Пригласила рыжая проказница журавля в гости и решила угостить его кашей, которую тоненько размазала по блюдцу. В ответ журавль предложил ей угощение в кувшине с узким горлышком. Мораль рассказа: не делай подлости другому, сам не получишь того же.

Встарь, как известно, некуда было прятать или отдавать сокровища под верное обеспечение. Хозяин сокровищ не мог быть спокоен во время отъезда, опасаясь грабежа со стороны неприятеля или бродяг, разбойников, скитавшихся по России шайками. И богатства, полученные из земли, вверяли ей же на сохранение. Эти богатства преимущественно состояли из приобретенного золота или серебра в монетах и вещах, реже — в драгоценных камнях.

Разбойники жестоко пытали богатых людей, чтобы узнать, где спрятаны сокровища. Потому обладатель богатства принимал все меры, прятал его как можно лучше. Богатство укрывалось то просто, то с зароком, то есть с заклинанием, со словесным заговором на имя какого-нибудь человека. Иногда заговор делался на человека, которому попадется запись или бумажное завещание, описывавшее место, где положен клад.


Один крестьянин нашел клад, который ему дался, или открылся, взял с собою денег, сколько мог, и ушел, заметив место. Он сказал кладу, что по истечении такого-то времени возвратит деньги в клад. Так повторился заем несколько раз. Только однажды крестьянину не удалось этого исполнить в срок, хотя он и произвел уплату, но спустя некоторое время. Что же? Клад более не открывался крестьянину. Да и сам он потерял все, что приобрел при щедрости клада.

Клады таят под землею (в горах, городищах, курганах, оврагах и пещерах) несчетное богатство золота, серебра и самоцветных камней — в деньгах, вещах: целые котлы бывают наполнены этими драгоценностями. На том месте, где зарыт клад, ночью в известное время года горит синий огонек или свеча; если ударить по свече и произнести заклятие, то она превращается в кубышку или котел с деньгами. Поэтому, приметив блуждающий огонек, стараются искать вблизи клад, который (как только его найдут) выходит, по народному поверью, с треском.

Клады обнаруживаются обыкновенно при начале весны и на праздник Купалы. По русскому поверью, в ночь на Иванов день земля разверзается, и клады просушиваются; в это время можно видеть, как в глубоких провалах и погребах висят на медных или железных цепях огромные котлы и бочки, полные серебра и золота; по краям котлов горят свечи; но все это тотчас же исчезает, как скоро пожелаешь подойти ближе… Есть предание, что Разин на пути к Промзину городищу зарыл в горе две бочки серебра; бочки эти выходят по ночам из подземелья и катаются, погромыхивая цепями и серебряными деньгами.

Клады редко полагаются без заклятия. Чтобы укрыть их от поисков, тот, кто зарывает сокровище, причитывает вслух зарок или приговор: через сколько времени, как, кому и при каких условиях может достаться этот клад. Без соблюдения условий, требуемых зароком, клад не дается; чем усерднее будешь рыть землю, тем глубже станет он уходить вниз; один раз кажется, что совсем дорылся до сокровища, заступы уже стукнули о железную плиту или крышку сундука, но в то же мгновение со страшным гулом проваливается клад в преисподнюю, а из-под земли слышится неистовый, оглушающий хохот нечистой силы.

Даже если кому бы и посчастливилось набрести на клад, все равно он не в силах будет им воспользоваться: едва дотронется до него, тотчас почувствует во всем теле расслабление, — словно руки и ноги перебиты, или, взявши золото, будет кружиться с ним около подвала и до тех пор не выйдет на дорогу, пока не положит добычи на прежнее место, или и вовсе не вылезет из очарованного подземелья; при всякой попытке уйти оттуда не с пустыми руками земля начинает смыкаться и железные двери готовы с шумом захлопнуться; сами же деньги скользят из рук и прыгают промеж пальцев.

(А. Афанасьев)

С суевериями о кладах связывается много сказок и преданий; у каждого края свой герой или разбойник прежних лет, коему приписываются все находимые и искомые клады. В восточных губерниях — клады принадлежат Пугачеву, на Волге — Стеньке Разину, на Украине — Гаркуше, в Средней России — Кудеяру и проч. Клад не всякому дается; хозяин клада, по смерти своей, бродит тихо вокруг и бережет его строго и чутко: либо вовсе не найдешь, либо найдешь, да не возьмешь, не дастся в руки; не поднимешь по тяжести; обмираешь, как не тронешь, ровно кто тебе руки и ноги перебьет; кружишь на этом месте и не выйдешь, ровно леший обошел, поколе не положишь клад опять на место; или, если клад под землей, в подвале, глубокой яме, то взявший его не вылезет никак, перед тобою земля смыкается, железные двери с запором затворяются; либо выскочит, откуда ни возьмись, невидимка, схватит и держит на месте, покуда не выпустишь из рук клада; либо навалится на плечо, ровно гора, так что языка не повернуть; либо ноги подкосятся, либо станут, упрутся, словно приросли к земле; или, если и возьмешь клад и унесешь, то, сколько ни носишь его домой, берешь золото, а принесешь черепки; или же, наконец, возьмешь, да и сам не рад; вся семья подряд вымрет. Все это оттого, что клад кладется с зароком, что клад бывает почти всегда заповедный. Дается он тому только, кто исполнит зарок; избавляют же от этой обязанности только цвет папоротника или разрыв — прыгун — скакун — плакун или спрыг-трава, железняк или кочедыжник; папоротнику и плакуну повинуются все духи, а прыгун ломает замки и запоры, побеждая всякое препятствие. Иногда клад бродит не только свечой, огоньком, но даже каким-нибудь животным или человеком; если, догадавшись, ударить его наотмашь и сказать: аминь, аминь, рассыпься, то перед тобою очутится кубышка с деньгами. Во время выемки клада всегда приключаются разные страсти, и черти пугают и терзают искателя; брать взаймы у клада иногда можно, если он даст, но к сроку принеси, иначе постигнет беда большая.

В Пронском уезде, на левом крутом берегу речки Истьи, в дачах села Абакумова, Чулкова и Воскресенок есть несколько больших известковых камней, под которыми, как уверяют окрестные жители, положено несметное сокровище разбойником Кудеяром Тишининовым: он жил, как известно, в царствование Иоанна Грозного, служил в числе его опричников и потом, вместе с братьями Лихаревыми, пустился в разбой.

В начале второй половины прошлого столетия, на том же берегу речки Истьи, крестьяне отыскали камень с какою-то надписью. Камня они поднять не могли, и, опасаясь, чтоб клад не достался в чужие руки, срубили надпись. Через два или три года, после того, помещики села Старой Дубровы и деревни Студенцы, ближайших к замечательному берегу Истьи, узнав о срубленной надписи с камня, могли еще на ней разобрать имя Кудеяра Тишининова. Разбивши камень, они под ним нашли большой дверной медный ключ, положенный на преогромнейшей плите, которую не могли уже ни отворотить, ни разбить.

Впоследствии хотели было взорвать плиту порохом, но на это никто не решился. Место Кудеярова клада называется Каменными крестцами. О Кудеяре повествует предание, что он был молодчина рослый, своевольный, удалой казак. Его разбои бушевали в землях Тульских, Московских, и по всему княжеству Рязанскому. Ни конный, ни пеший не имел от них ни проезда, ни выхода. Рязанские казаки, о которых теперь и память почти исчезла, едва ли не без исключения были верною дружиной Кудеяру.

Иногда в глубокую полночь, над каменьями древнего злодея, боязливые люди видят огонек синий, бледный, и за огоньком страшные лица людей, вооруженных рогатинами, копьями, ножами, кистенями.

II Берложки

В окрестных местах реки Радобежа, особенно в истребленной роще Берложки, принадлежащей к селу Старая Дуброва, в некоторых древних дубах заделана была богатая утварь церковная, награбленная от престолов Божиих, предпочтительно из монастырей рязанских и пронских. Теперь все это сказка. В Берложках в дупле одного дуба с незапамятных времен утвержден образ святителя Николая, напоминающий будто бы и тут бытность страшного Кудеяра.

За Брянском дальше Десна-река до Кудеяра прямо текла, а при Кудеяре луку дала. И вот отчего: на самом том месте, где теперь лука, был дремучий лес, и в том лесу Кудеяр притон имел, а в том же лесу на самом берегу на Десне стоял дворишко или два, так, выселочек небольшой. В этом выселке жил мужик степенный, мужик настоящий, и вел он порядки по-Божьи: людей не обижал, дурными делами не занимался, и была у него дочь, красавица, и полюбилась она этому Кудеярищу-разбойнику; у хорошего мужика девка-дочь не шалит, да и девка-то не такая была, чтоб прельститься на разбойника. Кудеяр и так, и сяк — все его дело не выгорает! Захотел Кудеяр девку силком захватить. Присмотрел он пору-времечко, когда отец с матерью на работу, что ли, пошли, на крестины ли к кому, — только во всей избе одна эта девка осталась. Глядит девка в окно, видит: Кудеяр в избу идет; та двери на запор, и сидит ни жива ни мертва… Стал Кудеяр в двери стучаться.

— Что тебе надо? — спрашивает девка. — Зачем пришел?

— Пусти, — говорит Кудеяр, — надо!

— А мне тебя надо, с собой хочу взять, — долго я этого времени ждал! Отвори скорей!

— Не отворю, — говорит девка, — ступай, разбойник этакий, ступай, откуда пришел.

— А не хочешь волею, рыло воротишь, — так силою заставлю полюбить.

Один разбойник много душ губил. Стоит раз в лесу, возле мертвого тела (только что убил человека), вдруг ему кто-то говорит:

— Брось это! Нехорошее дело людей убивать! — обернулся, смотрит, пустынник-старичок стоит.

— Да я, — говорит разбойник, — ничего больше не умею делать.

— Великий грех! Спасай свою душу, пока время есть! — говорит старичок.

— Да чем же, я ее спасу?

— На вот тебе два замочка! — взял и продел ему по замочку в уши, а ключи себе взял.

— Иди на горы, белых овец там найдешь: паси их. Когда замочки из ушей у тебя выпадут, тогда, значит, ты душу спас!

Разбойник все так и сделал: пошел на горы, нашел там овец и стал их пасти. О худом он все забыл и много лет пас овец, а замки все в ушах. Вот раз видит он, что едет большой дорогой кулак-купец, и думает себе разбойник: — А что, сколько этот купец из мужиков денег выжал? Все на него жалуются… Рады бы все деревни были, если бы его не было… Хорошо бы его убить! — Как подумал, так и сделал: купца зарезал, а деньги, которые с ним были, по всем окрестным деревням раздал. И испугался разбойник, что опять старый грех совершил: человека убил. Глянул себе под ноги, а замочки из ушей выпали, на земле около него лежат!

И подошел к нему старичок и сказал:

— Ты не человека убил, а свой грех!

(Д. Садовников)

(А. Афанасьев)

Вблизи села Елшина есть высокая насыпь, названная Чёртовым городищем. Сила нечистая за одну ночь наметала этот высокий курган и указала с его вершины путь врагам безбожным к Пронску. Внутри кургана есть клады, но никто ими воспользоваться не может.

(А. Афанасьев)

Разина считают колдуном. Вот как говорили о нем.

Памятен Стенька народу. История рассказывает о нем одно, совсем другое говорят народные предания. В них он и богатырь и чародей.


Зазрила Стеньку совесть: помолился он Владычице, монастырь наградил и ушел, ничего не тронул.

После опять Бога забыл и много погубил христианских душ; дворян больно не любил Стенька, мучил их всячески, а в Астрахани архиерея с колокольни сбросил. Прокляли за это Стеньку на всех соборах, а после свои же начальству его выдали, да он опять бежал, и смерти ему по сию пору нет: где пропадает — неведомо…

В Царицынском уезде, недалеко от Песковотки, стоит небольшой курган. В нем, говорит народ, положен заколдованный клад, — целое судно, полное серебра и золота. Стенька в полную воду завел его на это место. Когда вода сбыла, — судно обсохло, он курган над ним и наметал, а для приметы наверху яблоневую палку посадил. Не простой человек посадил ее: выросла палка в большое дерево, и яблоки с него, сказывают, были только бессеменные. Все доподлинно знали, что в кургане клад лежит, да рыть было страшно, — клад не простой был положен, из-за кургана каждый раз кто-то выскакивал страшный-престрашный. Нечистые стерегли Стенькино добро.

У всех этих бугров есть общие сходные черты: все они одной крутой стеной обрываются в Волгу, а от соседних возвышенностей отделяются глубокими ущельями. Недалеко от деревни Банновки, между селом Золотым Саратовской губернии и устьем большого Еруслана, обрыв на Волге носит название бугра Стеньки Разина.

Один человек там не так давно пропал через него. Вот как дело было.

Клад был заклят на много человеческих голов. От страха бурлак обеспамятел, через силу сполз со Стенькина бугра, и три года был без языка. С той поры не выискивалось охотников клад добывать: кто его знает, на сколько он голов положен.

Народ помнит про своего неумирающего атамана, и ни о ком здесь нет столько преданий, как об этом удалом разбойнике — чародее-богатыре и о его несметных богатствах и кладах.

В Орловском кусте обитала атаманша Марина-безбожница, а в Чукалах — Стенька Разин. Местности эти в то время были покрыты непроходимым лесом. Марина со Стенькой вели знакомство, и вот, когда Марина вздумает со Стенькой повидаться, то кинет в стан к нему, верст за шесть, косырь, а он ей отвечает: иду-де, и кинет к ней топор. Марина эта была у него первой наложницей, а прочих — до пятисот, и триста жен.

Симбирск Стенька потому не взял, что против Бога пошел. По стенам крестный ход шел, а он стоит да смеется:

— Ишь, чем, — говорит, — напугать хотят!

Взял и выстрелил в святой крест. Как выстрелил, так весь своею кровью облился, а заговоренный был, да не от этого. Испугался он и побежал.

(Д. Садовников)

За Волгой на Синих горах, при самой дороге, трубка Стенькина лежит. Кто ту трубку покурит, станет заговоренный, и клады все ему дадутся, и все будет, словно сам он — Стенька. Только такого смелого человека не выискивается до сих пор.

(Д. Садовников)

Раз шли Жигулевскими горами рабочие люди, и вышли к ним навстречу разбойники, а уж ночь подошла. Повели они прохожих в свой стан, а в стане огонь разложен и кругом удалые молодцы сидят. Струсили рабочие люди, — не знают: худа ли, добра ли себе ждать. Один побоялся, видно; чтобы последнее не отняли, взял да и сует под пенек три золотых. Разбойник, должно быть, атаман, увидел, да как закричит: — Ты чего хоронишь? — А у того, бедного, руки трясутся, и не знает, что ответить. — Что, деньги? Показывай!

Взял мужик, отдал ему свои деньги. Атаман повертел, повертел их на ладони, засмеялся да и говорит: — Или ты думаешь, что мы позаримся на такое добро? — Взял да и бросил его золотые в траву. — Пойдем, — говорит, — за мной. — Пошли рабочие, — ни живы, ни мертвы. И привел он их в такое место, где все богатство в груду свалено: золота, серебра, камней самоцветных, платья — всего вдосталь. — Вот, — говорит, — берите, сколько хотите и идите с Богом! Разбогатели после того мужики…

(Д. Садовников)

Недалеко от Чердаклов (Самарская губ., Ставропольский уезд) есть дуб. Под ним лежит клад.

Вот раз мужики пошли его рыть, ружье на всякий случай взяли. Пришли. Видят, — около дуба (с полуночи) ходят черные кошки кругом. Стали они смотреть, — глаз отвести не могут. Закружилась у них голова, — и попадали мужики наземь. Очнулись, хотели рыть, а кошки опять хороводиться пошли, то влево, то вправо. Так и бросили: страшно стало. Говорят, что на этом дубе повесился тот, кто клад зарыл.

(Д. Садовников)

В Саратовской губернии, в Кузнецком уезде, возле села Елюзани клад есть: в озеро на цепях бочки с золотом опущены. Тут прежде разбойники жили и оставили все награбленное добро в озере, а для того, чтобы никто не узнал, куда они дели золото, сносили его в воду по ключу: по нему и от озера шли, и к озеру. Озеро почти все теперь илом занесло, и клад никому еще не дался.

(Д. Садовников)

(Д. Садовников)

Работник испугался, схватил козленка за задние ноги да об землю и ударил. Смотрит, — а козленок опять под амбар. От страха работник тут же на месте упал; хворал после этого и вскоре умер. А это ему, видно, клад давался.

Читайте также: